Правовые аспекты антикоррупционной деятельности в органах местного самоуправления
|
Введение
Глава I. Общая характеристика коррупции и коррупционной деятельности
в органах местного самоуправления
1.1. Понятие и сущность коррупции и коррупционной деятельности в
органах местного самоуправления
1.2. Причины существования коррупционной деятельности в органах
местного самоуправления
1.3. Характеристика субъектов коррупционной деятельности в
органах местного самоуправления
Глава II. Административно-правовая характеристика органов
местного самоуправления в России
2.1. Нормативно-правовые основы муниципальной службы в
Российской Федерации
2.2. Правовое положение муниципального служащего
Глава III. Правовые основы реализации мер по противодействию
коррупции органами местного самоуправления
3.1. Основные направления и виды мер по противодействию коррупции
органами местного самоуправления
3.2. Совершенствование деятельности специализированных
государственных органов, ответственных за противодействие коррупции в
органах местного самоуправления: проблемы и возможные пути их
решения
Заключение
Список используемой литературы
Глава I. Общая характеристика коррупции и коррупционной деятельности
в органах местного самоуправления
1.1. Понятие и сущность коррупции и коррупционной деятельности в
органах местного самоуправления
1.2. Причины существования коррупционной деятельности в органах
местного самоуправления
1.3. Характеристика субъектов коррупционной деятельности в
органах местного самоуправления
Глава II. Административно-правовая характеристика органов
местного самоуправления в России
2.1. Нормативно-правовые основы муниципальной службы в
Российской Федерации
2.2. Правовое положение муниципального служащего
Глава III. Правовые основы реализации мер по противодействию
коррупции органами местного самоуправления
3.1. Основные направления и виды мер по противодействию коррупции
органами местного самоуправления
3.2. Совершенствование деятельности специализированных
государственных органов, ответственных за противодействие коррупции в
органах местного самоуправления: проблемы и возможные пути их
решения
Заключение
Список используемой литературы
Формирование правового государства в России происходит в сложных условиях, связанных с радикальными изменениями экономических, политических и социальных основ жизни общества. Становление институтов гражданского общества возлагает особую ответственность на органы местного самоуправления, призванные обеспечить стабильность общественного развития и способствовать становлению нового типа отношений между государством и личностью. В указанных условиях профессионализм, качество работы, законность действий работников органов местного самоуправления становятся одним из условий эффективности проводимых в стране реформ.
Общепризнано, что серьезным препятствием на пути становления российского общества, реальной угрозой национальной безопасности стала коррупция. Масштабы коррупции и степень ее латентности позволяют говорить о том, что в борьбе с этим явлением нельзя достичь серьезных успехов усилиями только государства. Конечно, не стоит преуменьшать возможности правоохранительных и иных органов. Вместе с тем коррупция, как результат избыточного администрирования, во многом является порождением самого государства. Данный подход полностью соотносится с положениями Конвенции ООН против коррупции, принятой в Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 . Согласно ее ст. 13 каждое государство-участник принимает надлежащие меры в пределах своих возможностей и в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства для содействия активному участию отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких, как гражданское общество.
Коррупция становится явлением, во многом определяющим политическое, экономическое и культурное развитие российского общества. Опасность современной российской коррупции - в ее массовости, проникновении во все сферы жизни общества, быстрой приспособляемости к новым условиям, в связи с чем доверие граждан РФ к институтам государственной власти находится на низком уровне. Наряду с этим сегодня отмечается активное влияние коррупционной преступности на динамику развития криминогенных процессов, она приобретает доминирующее воздействие на формирование и консолидацию криминальной среды.
Коррупция на муниципальном уровне оказывает разлагающее влияние на все стороны жизнедеятельности местного сообщества и государства в целом. К ее экономическим последствиям следует отнести расширение сферы теневой экономики в масштабах муниципальных образований, утрату ими своих функций и др. В качестве политических последствий необходимо указать на уменьшение доверия к органам местного самоуправления, отчуждение их от общества, игнорирование выборов в муниципальные органы. Социальные последствия проявляются в дискредитации законов, расслоении населения, социальной напряженности в обществе.
Темпы формирования коррупционных связей на муниципальном уровне опережают темпы формирования системы местного самоуправления. При этом криминальный симбиоз коррупции и организованной преступности приобретает черты теневой экономики, а местное самоуправление, еще не сформировавшись, уже становится частью сетевых коррумпированных структур. Вместе с тем при повсеместной бытовой распространенности коррупции размер коррупционного вознаграждения на муниципальном уровне относительно невелик в отличие от коррупции в органах государственной власти.
Важно заметить, что коррупция подвержена влиянию региональных особенностей, которые складываются из социально-экономической жизнедеятельности различных групп населения.
В указанных условиях происходит активизация представителей криминальной среды, крупных предпринимателей, высокопоставленных должностных лиц по назначению и избранию их представителей в органы местного самоуправления в целях последующего получения максимальных личных выгод и лоббирования их интересов. Кроме этого, в период реформирования отдельные категории должностных лиц остаются без надлежащего контроля со стороны вышестоящих руководителей и контролирующих органов, что позволяет им, осознавая возможность сокрытия фактов преступной деятельности, совершать различные должностные преступления.
Необходимость исследования проблем создания правовых механизмов и системы мер противодействия коррупции в органах местного самоуправления обусловлена потребностями граждан в получении значительного спектра качественных муниципальных и государственных услуг. Одновременно следует отметить, что в современных условиях возникают проблемы правового регулирования противодействия коррупции. Нормы права, направленные на противодействие коррупции, находятся в различных отраслях права и располагаются в нормативных правовых актах различного уровня, в том числе в муниципальных правовых актах. В связи с этим целесообразно проанализировать основные направления воздействия на исследуемые правоотношения посредством реализации антикоррупционного потенциала нормативных предписаний органов местного самоуправления.
За январь-июль 2016 года правоохранительными органами выявлено 78,2 тыс. преступлений экономической направленности. Из них 35% преступлений коррупционной направленности .
На основании формы государственного статистического наблюдения 36,7 % коррупционных преступлений от общего количества зарегистрированных преступлений этой направленности было совершено муниципальными служащими .
Основные статистические показатели деятельности судов общей юрисдикции за 1 полугодие 2016 свидетельствуют о том, что судами общей юрисдикции было рассмотрено 5678 тыс. преступлений коррупционной направленности 1.
Актуальность выбранной темы магистерской работы, наряду с вышесказанным, обуславливается тем, что коррупция приводит к массовому нарушению прав граждан, к масштабному вытеснению их из сферы бесплатных муниципальных услуг. Она искажает саму суть местного самоуправления, когда граждане - главные субъекты местного самоуправления - становятся заложниками муниципальных чиновников и функционеров, подведомственных органам местного самоуправления учреждений и организаций.
Коррупция социально неприемлема и принципиально несовместима с реальным местным самоуправлением. Если общество стремится достичь генеральных целей своего развития, то борьба с ней не только оправданна, но и неотвратима. Причем борьба должна быть, во-первых, постоянной, поскольку без непрерывного противодействия масштабы коррупции увеличиваются, и, во- вторых, системной, скоординированной, так как при разрозненных действиях различных государственных, муниципальных и общественных структур она, «затухая» в одних сферах, может развиваться в других.
Цель магистерской работы заключается в выявлении правового механизма антикоррупционной деятельности в органах местного самоуправления.
В соответствии с указанными целями были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать понятие и сущность коррупции и коррупционной деятельности в органах местного самоуправления;
2) изучить причины существования коррупционной деятельности в органах местного самоуправления;
3) исследовать характеристику субъектов коррупционной деятельности в органах местного самоуправления;
4) проанализировать нормативно-правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации;
5) выявить правовое положение муниципального служащего;
6) охарактеризовать основные направления и виды мер по противодействию коррупции органами местного самоуправления;
7) рассмотреть совершенствование деятельности специализированных государственных органов, ответственных за противодействие коррупции в органах местного самоуправления: проблемы и возможные пути их решения.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в области антикоррупционной деятельности в органах местного самоуправления.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства России, регулирующие антикоррупционную деятельность в органах местного самоуправления.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, конституционное, муниципальное, административное и уголовное законодательство РФ.
Теоретической базой при написании работы послужили труды таких ученых как Агеев В.Н., Аглямова Г.М., Ватель А.Ю., Дамаскин О.В., Завольская Н.Б., Кокотов А.Н., Кудашкин А.В., Мигущенко О.Н., Нудненко Л.А., Чаннов С.Е. и др.
Методологическую основу магистерской работы, помимо всеобщих и общенаучных методов, составят следующие частно-научные методы: системно-структурный, формально-логический и сравнительный методы.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Глава первая посвящена рассмотрению понятия и сущности коррупции и коррупционной деятельности в органах местного самоуправления. Автор проводит анализ причин существования коррупционной деятельности в органах местного самоуправления. Особое внимание уделено характеристике субъектов коррупционной деятельности в органах местного самоуправления.
Во второй главе проанализированы нормативно-правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации и правовое положение муниципального служащего.
В третьей главе автором рассмотрены основные направления и виды мер по противодействию коррупции органами местного самоуправления, совершенствование деятельности специализированных государственных органов, ответственных за противодействие коррупции в органах местного самоуправления: проблемы и возможные пути их решения.
В заключении сделаны выводы и приведен список использованных источников и литературы.
Общепризнано, что серьезным препятствием на пути становления российского общества, реальной угрозой национальной безопасности стала коррупция. Масштабы коррупции и степень ее латентности позволяют говорить о том, что в борьбе с этим явлением нельзя достичь серьезных успехов усилиями только государства. Конечно, не стоит преуменьшать возможности правоохранительных и иных органов. Вместе с тем коррупция, как результат избыточного администрирования, во многом является порождением самого государства. Данный подход полностью соотносится с положениями Конвенции ООН против коррупции, принятой в Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 . Согласно ее ст. 13 каждое государство-участник принимает надлежащие меры в пределах своих возможностей и в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства для содействия активному участию отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких, как гражданское общество.
Коррупция становится явлением, во многом определяющим политическое, экономическое и культурное развитие российского общества. Опасность современной российской коррупции - в ее массовости, проникновении во все сферы жизни общества, быстрой приспособляемости к новым условиям, в связи с чем доверие граждан РФ к институтам государственной власти находится на низком уровне. Наряду с этим сегодня отмечается активное влияние коррупционной преступности на динамику развития криминогенных процессов, она приобретает доминирующее воздействие на формирование и консолидацию криминальной среды.
Коррупция на муниципальном уровне оказывает разлагающее влияние на все стороны жизнедеятельности местного сообщества и государства в целом. К ее экономическим последствиям следует отнести расширение сферы теневой экономики в масштабах муниципальных образований, утрату ими своих функций и др. В качестве политических последствий необходимо указать на уменьшение доверия к органам местного самоуправления, отчуждение их от общества, игнорирование выборов в муниципальные органы. Социальные последствия проявляются в дискредитации законов, расслоении населения, социальной напряженности в обществе.
Темпы формирования коррупционных связей на муниципальном уровне опережают темпы формирования системы местного самоуправления. При этом криминальный симбиоз коррупции и организованной преступности приобретает черты теневой экономики, а местное самоуправление, еще не сформировавшись, уже становится частью сетевых коррумпированных структур. Вместе с тем при повсеместной бытовой распространенности коррупции размер коррупционного вознаграждения на муниципальном уровне относительно невелик в отличие от коррупции в органах государственной власти.
Важно заметить, что коррупция подвержена влиянию региональных особенностей, которые складываются из социально-экономической жизнедеятельности различных групп населения.
В указанных условиях происходит активизация представителей криминальной среды, крупных предпринимателей, высокопоставленных должностных лиц по назначению и избранию их представителей в органы местного самоуправления в целях последующего получения максимальных личных выгод и лоббирования их интересов. Кроме этого, в период реформирования отдельные категории должностных лиц остаются без надлежащего контроля со стороны вышестоящих руководителей и контролирующих органов, что позволяет им, осознавая возможность сокрытия фактов преступной деятельности, совершать различные должностные преступления.
Необходимость исследования проблем создания правовых механизмов и системы мер противодействия коррупции в органах местного самоуправления обусловлена потребностями граждан в получении значительного спектра качественных муниципальных и государственных услуг. Одновременно следует отметить, что в современных условиях возникают проблемы правового регулирования противодействия коррупции. Нормы права, направленные на противодействие коррупции, находятся в различных отраслях права и располагаются в нормативных правовых актах различного уровня, в том числе в муниципальных правовых актах. В связи с этим целесообразно проанализировать основные направления воздействия на исследуемые правоотношения посредством реализации антикоррупционного потенциала нормативных предписаний органов местного самоуправления.
За январь-июль 2016 года правоохранительными органами выявлено 78,2 тыс. преступлений экономической направленности. Из них 35% преступлений коррупционной направленности .
На основании формы государственного статистического наблюдения 36,7 % коррупционных преступлений от общего количества зарегистрированных преступлений этой направленности было совершено муниципальными служащими .
Основные статистические показатели деятельности судов общей юрисдикции за 1 полугодие 2016 свидетельствуют о том, что судами общей юрисдикции было рассмотрено 5678 тыс. преступлений коррупционной направленности 1.
Актуальность выбранной темы магистерской работы, наряду с вышесказанным, обуславливается тем, что коррупция приводит к массовому нарушению прав граждан, к масштабному вытеснению их из сферы бесплатных муниципальных услуг. Она искажает саму суть местного самоуправления, когда граждане - главные субъекты местного самоуправления - становятся заложниками муниципальных чиновников и функционеров, подведомственных органам местного самоуправления учреждений и организаций.
Коррупция социально неприемлема и принципиально несовместима с реальным местным самоуправлением. Если общество стремится достичь генеральных целей своего развития, то борьба с ней не только оправданна, но и неотвратима. Причем борьба должна быть, во-первых, постоянной, поскольку без непрерывного противодействия масштабы коррупции увеличиваются, и, во- вторых, системной, скоординированной, так как при разрозненных действиях различных государственных, муниципальных и общественных структур она, «затухая» в одних сферах, может развиваться в других.
Цель магистерской работы заключается в выявлении правового механизма антикоррупционной деятельности в органах местного самоуправления.
В соответствии с указанными целями были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать понятие и сущность коррупции и коррупционной деятельности в органах местного самоуправления;
2) изучить причины существования коррупционной деятельности в органах местного самоуправления;
3) исследовать характеристику субъектов коррупционной деятельности в органах местного самоуправления;
4) проанализировать нормативно-правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации;
5) выявить правовое положение муниципального служащего;
6) охарактеризовать основные направления и виды мер по противодействию коррупции органами местного самоуправления;
7) рассмотреть совершенствование деятельности специализированных государственных органов, ответственных за противодействие коррупции в органах местного самоуправления: проблемы и возможные пути их решения.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в области антикоррупционной деятельности в органах местного самоуправления.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства России, регулирующие антикоррупционную деятельность в органах местного самоуправления.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, конституционное, муниципальное, административное и уголовное законодательство РФ.
Теоретической базой при написании работы послужили труды таких ученых как Агеев В.Н., Аглямова Г.М., Ватель А.Ю., Дамаскин О.В., Завольская Н.Б., Кокотов А.Н., Кудашкин А.В., Мигущенко О.Н., Нудненко Л.А., Чаннов С.Е. и др.
Методологическую основу магистерской работы, помимо всеобщих и общенаучных методов, составят следующие частно-научные методы: системно-структурный, формально-логический и сравнительный методы.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Глава первая посвящена рассмотрению понятия и сущности коррупции и коррупционной деятельности в органах местного самоуправления. Автор проводит анализ причин существования коррупционной деятельности в органах местного самоуправления. Особое внимание уделено характеристике субъектов коррупционной деятельности в органах местного самоуправления.
Во второй главе проанализированы нормативно-правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации и правовое положение муниципального служащего.
В третьей главе автором рассмотрены основные направления и виды мер по противодействию коррупции органами местного самоуправления, совершенствование деятельности специализированных государственных органов, ответственных за противодействие коррупции в органах местного самоуправления: проблемы и возможные пути их решения.
В заключении сделаны выводы и приведен список использованных источников и литературы.
В заключении обозначим следующие выводы:
1. Коррупция - негативное, противоправное, социально-правовое явление, выражающееся в умышленном действии или бездействии должностного лица в личных целях или в целях заинтересованных лиц, с использованием возможностей, обеспечиваемых служебным положением, направленное на незаконное получение имущественных и неимущественных благ должностным лицом лично или через посредников либо третьими лицами.
Коррупционная деятельность в сфере местного самоуправления - это социальное, опасное явление, обладающее высокой латентностью, которое представляет собой совокупность преступлений, совершенных муниципальными служащими, имеющими управленческие функции, с использованием служебного положения против интересов граждан, муниципального образования, государства, для собственного обогащения или узкогрупповых целях, а также совокупность таких категорий лиц.
2. К основным факторам, детерминирующим коррупционную преступность в органах местного самоуправления относятся: правовые; организационно-управленческие; социально-экономические; нравственно-психологические и другие причины и условия, или процессы и явления, детерминирующие коррупционную преступность в этих сферах жизни общества.
3. Основными признаками, которые характеризуют коррупционную преступность, по мнению отечественных авторов, являются: совокупность преступлений, совершенных определенной категорией лиц; наличие специальных субъектов, то есть лиц, официально привлеченных к государственному управлению (государственных служащих и иных лиц, уполномоченных на выполнение публичных функций), а также лиц, занимающих должностное положение в организациях частного сектора; субъекты используют имеющиеся у них по должности и статусу возможности для незаконного извлечения как личных, так и узкогрупповых либо корпоративных выгод, вопреки интересам других лиц, общества и государства.
4. Характеристика лиц, совершивших коррупционные преступления в органах местного самоуправления, включает два относительно самостоятельных и существенно различающихся криминологических портрета: 1) лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, незаконно получившие преимущества по государственной или муниципальной службе вопреки ее интересам; 2) лица, предоставившие такие преимущества последним. Критерием для подобной дифференциации служит уголовно-правовой признак наличия особого публичного статуса. Важное значение имеет макро и микро среда личности: а) присутствие лиц с высоким уровнем материальной обеспеченности, которые достигли этого за поведения коррупционного; б) благополучная окружающая среда и резкое снижение этого уровня в дальнейшем. в) референтная характеристика среды для человека; г) социальные «фоновые» явления: злоупотребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов и т. п.
5. Меры по противодействию коррупции как деятельность и цель органов местного самоуправления заключаются в полномочиях по: предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); выявлению, предупреждению, пресечению коррупции (борьба с коррупцией); минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В свою очередь, по норме ст. 6 Закона о противодействии коррупции профилактика коррупции применительно к полномочиям муниципальных образований заключается в следующих мерах: формировании в обществе
нетерпимости к коррупционному поведению; проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов; рассмотрении в органах местного самоуправления не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов публичной власти, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; проверке сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы; внедрении в практику кадровой работы органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность или при его поощрении; развитии институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
6. Борьба с коррупцией, осуществляемая местным самоуправлением, сводится к контролю за исполнением запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения. Причем органы местного самоуправления, за исключением мер дисциплинарного характера в рамках трудовых правоотношений, не обладают правами принуждения, т.е. наложения взысканий за нарушение обязательных постановлений. В силу этого минимизация и ликвидация последствий коррупционных правонарушений со стороны органов местного самоуправления заключается в обращении в правоохранительные органы, прокуратуру и органы судебной системы.
Местному самоуправлению как субъекту противодействия коррупции предоставлены некоторые неотъемлемые юридические права.
Во-первых, органы местного самоуправления правомочны издавать нормативные правовые акты по вопросам противодействия коррупции. Так, органы местного самоуправления самостоятельно принимают нормативные правовые акты о порядке проведения антикоррупционной экспертизы; перечне должностей, при назначении на которые и замещении которых представляются сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также порядке предоставления и обнародования таких сведений; порядке уведомления о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений; перечне должностей, после увольнения с которых муниципальный служащий имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия комиссии по урегулированию конфликта интересов.
Во-вторых, в органах местного самоуправления могут образовываться в соответствии с муниципальным правовым актом специальные комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
7. Работа органов местного самоуправления протекает в русле деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти. Однородность задач в сфере противодействия коррупции, узаконенных государством, неизбежно ведет к фактическому вмешательству одной власти в деятельность другой. Следовательно, вопрос о самостоятельности органов местного самоуправления заключается в интенсивности и формах государственного контроля и надзора над органами местного самоуправления.
8. В аспекте антикоррупционного взаимодействия органы местного самоуправления и население муниципального образования выступают равнозначными и взаимодополняющими субъектами противодействия коррупции, где объединяющую роль выполняет общая цель - решение соответствующего вопроса местного значения. Данная форма аккумулирует и дополняет соответствующие возможности правотворческой инициативы, собраний и конференций граждан; потенциально имеет системно организованную структуру и компетенцию; призвана концентрировать и представлять интересы и инициативы территориально определенной части населения.
Таким образом, осуществление мер по противодействию коррупции является общегосударственной обязанностью и должно быть выполняемо безусловно. Применяя меры по противодействию коррупции, органы местного самоуправления действуют как часть государства. Пренебрежение мерами по противодействию коррупции должно влечь ответственность органов местного самоуправления, так как они осведомлены о задачах по их реализации государственной властью.
1. Коррупция - негативное, противоправное, социально-правовое явление, выражающееся в умышленном действии или бездействии должностного лица в личных целях или в целях заинтересованных лиц, с использованием возможностей, обеспечиваемых служебным положением, направленное на незаконное получение имущественных и неимущественных благ должностным лицом лично или через посредников либо третьими лицами.
Коррупционная деятельность в сфере местного самоуправления - это социальное, опасное явление, обладающее высокой латентностью, которое представляет собой совокупность преступлений, совершенных муниципальными служащими, имеющими управленческие функции, с использованием служебного положения против интересов граждан, муниципального образования, государства, для собственного обогащения или узкогрупповых целях, а также совокупность таких категорий лиц.
2. К основным факторам, детерминирующим коррупционную преступность в органах местного самоуправления относятся: правовые; организационно-управленческие; социально-экономические; нравственно-психологические и другие причины и условия, или процессы и явления, детерминирующие коррупционную преступность в этих сферах жизни общества.
3. Основными признаками, которые характеризуют коррупционную преступность, по мнению отечественных авторов, являются: совокупность преступлений, совершенных определенной категорией лиц; наличие специальных субъектов, то есть лиц, официально привлеченных к государственному управлению (государственных служащих и иных лиц, уполномоченных на выполнение публичных функций), а также лиц, занимающих должностное положение в организациях частного сектора; субъекты используют имеющиеся у них по должности и статусу возможности для незаконного извлечения как личных, так и узкогрупповых либо корпоративных выгод, вопреки интересам других лиц, общества и государства.
4. Характеристика лиц, совершивших коррупционные преступления в органах местного самоуправления, включает два относительно самостоятельных и существенно различающихся криминологических портрета: 1) лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, незаконно получившие преимущества по государственной или муниципальной службе вопреки ее интересам; 2) лица, предоставившие такие преимущества последним. Критерием для подобной дифференциации служит уголовно-правовой признак наличия особого публичного статуса. Важное значение имеет макро и микро среда личности: а) присутствие лиц с высоким уровнем материальной обеспеченности, которые достигли этого за поведения коррупционного; б) благополучная окружающая среда и резкое снижение этого уровня в дальнейшем. в) референтная характеристика среды для человека; г) социальные «фоновые» явления: злоупотребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов и т. п.
5. Меры по противодействию коррупции как деятельность и цель органов местного самоуправления заключаются в полномочиях по: предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); выявлению, предупреждению, пресечению коррупции (борьба с коррупцией); минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В свою очередь, по норме ст. 6 Закона о противодействии коррупции профилактика коррупции применительно к полномочиям муниципальных образований заключается в следующих мерах: формировании в обществе
нетерпимости к коррупционному поведению; проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов; рассмотрении в органах местного самоуправления не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов публичной власти, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; проверке сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы; внедрении в практику кадровой работы органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность или при его поощрении; развитии институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
6. Борьба с коррупцией, осуществляемая местным самоуправлением, сводится к контролю за исполнением запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения. Причем органы местного самоуправления, за исключением мер дисциплинарного характера в рамках трудовых правоотношений, не обладают правами принуждения, т.е. наложения взысканий за нарушение обязательных постановлений. В силу этого минимизация и ликвидация последствий коррупционных правонарушений со стороны органов местного самоуправления заключается в обращении в правоохранительные органы, прокуратуру и органы судебной системы.
Местному самоуправлению как субъекту противодействия коррупции предоставлены некоторые неотъемлемые юридические права.
Во-первых, органы местного самоуправления правомочны издавать нормативные правовые акты по вопросам противодействия коррупции. Так, органы местного самоуправления самостоятельно принимают нормативные правовые акты о порядке проведения антикоррупционной экспертизы; перечне должностей, при назначении на которые и замещении которых представляются сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также порядке предоставления и обнародования таких сведений; порядке уведомления о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений; перечне должностей, после увольнения с которых муниципальный служащий имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия комиссии по урегулированию конфликта интересов.
Во-вторых, в органах местного самоуправления могут образовываться в соответствии с муниципальным правовым актом специальные комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
7. Работа органов местного самоуправления протекает в русле деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти. Однородность задач в сфере противодействия коррупции, узаконенных государством, неизбежно ведет к фактическому вмешательству одной власти в деятельность другой. Следовательно, вопрос о самостоятельности органов местного самоуправления заключается в интенсивности и формах государственного контроля и надзора над органами местного самоуправления.
8. В аспекте антикоррупционного взаимодействия органы местного самоуправления и население муниципального образования выступают равнозначными и взаимодополняющими субъектами противодействия коррупции, где объединяющую роль выполняет общая цель - решение соответствующего вопроса местного значения. Данная форма аккумулирует и дополняет соответствующие возможности правотворческой инициативы, собраний и конференций граждан; потенциально имеет системно организованную структуру и компетенцию; призвана концентрировать и представлять интересы и инициативы территориально определенной части населения.
Таким образом, осуществление мер по противодействию коррупции является общегосударственной обязанностью и должно быть выполняемо безусловно. Применяя меры по противодействию коррупции, органы местного самоуправления действуют как часть государства. Пренебрежение мерами по противодействию коррупции должно влечь ответственность органов местного самоуправления, так как они осведомлены о задачах по их реализации государственной властью.
Подобные работы
- Участие органов местного самоуправления в противодействии коррупции
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Глава муниципального образования и местная администрация
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Координация деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в противодействии коррупции (Правовые основы противодействия коррупции, РАНХ и ГС)
Контрольные работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2018 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - Управление предупреждением коррупции в органах местного самоуправления
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Прокурорский надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Нижегородский институт управления))
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Антикорупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018



