Защита прав человека органами государственной власти субъектов Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека 8
§1. Понятие и виды органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека 8
§2. Генезис органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека: история становления и развития 14
§3. Нормативная основа организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека 22
Глава 2. Правовой статус органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека 32
§1. Высшее должностное лицо субъекта РФ, как орган в сфере защиты прав человека 32
§2. Законодательный (представительный) и Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере защиты прав человека и гражданина 42
§3. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в области защиты прав человека 53
§4. Место Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в реализации прав человека 61
Глава 3. Механизм защиты прав человека органами государственной власти субъектов РФ 73
§1. Основные формы и методы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека 73
§2. Тенденции и перспективы развития органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека 82
Заключение 90
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические основы органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека 8
§1. Понятие и виды органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека 8
§2. Генезис органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека: история становления и развития 14
§3. Нормативная основа организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека 22
Глава 2. Правовой статус органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека 32
§1. Высшее должностное лицо субъекта РФ, как орган в сфере защиты прав человека 32
§2. Законодательный (представительный) и Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере защиты прав человека и гражданина 42
§3. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в области защиты прав человека 53
§4. Место Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в реализации прав человека 61
Глава 3. Механизм защиты прав человека органами государственной власти субъектов РФ 73
§1. Основные формы и методы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека 73
§2. Тенденции и перспективы развития органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека 82
Заключение 90
Список использованной литературы
Права и свободы человека и гражданина - огромная научная и практическая проблема, требующая постоянного внимания науки и практики. Трудности, с которыми столкнулась наша страна в сфере защиты прав и свобод человека, проистекают из множества причин: недостаточного уровня экономического развития, нравственного воспитания, правовой образованности населения и т.д. Но главное - из того очевидного факта, что сама правозащитная идея не имеет практического смысла, пока она не стала всеобщей ценностью. Именно поэтому так актуальны научные разработки понятия и содержания конституционно-правового механизма защиты основных прав человека и гражданина.
Действующая Конституция Российской Федерации впервые в истории нашей страны провозгласила в качестве высшей ценности - человека, его права и свободы, закрепила за государством обязанность защиты этих прав. При этом статья 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, следовательно, субъекты Российской Федерации имеют право создавать специальные органы, обеспечивающие защиту прав и свобод человека и гражданина в пределах соответствующего региона. В международном сообществе особым уважением пользуются государства, способные обеспечивать права человека за счет собственного внутригосударственного механизма . Формирование правового федеративного государства, защита прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности предполагают образование и эффективное функционирование соответствующих органов власти не только федерального, но и регионального уровня. Среди них все более достойное место занимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Если говорить о юридической природе, нормативном закреплении прав и свобод в правовых актах (включая международные документы), а также о механизмах их защиты и реализации, то трудно провести между ними четкую границу.
Административно-правовое обеспечение развития профессиональной служебной деятельности государственных служащих связано с формированием современного рынка труда и модернизацией государственной службы. После принятия Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. инновации в деятельности служащих подкреплены методологически, экономически и юридически.
Для выполнения своей основной функции - защиты прав и свобод граждан - правовое государство должно иметь систему механизмов, институтов, процедур, гарантирующих субъективные права на основе объективного, правового порядка государственной деятельности. Эти механизмы, институты, процедуры не являются неизменными, они находятся в динамике, совершенствуются, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни общества.
Официальная статистика Генеральной прокуратуры РФ свидетельствует, что в январе - августе 2016 года было выявлено 2 254 225 фактов нарушении закона в сфере прав человека.
Актуальность выбранной темы магистерской диссертации, наряду с вышесказанным, обуславливается тем, что непротиворечивость и согласованность конституционно-правового регулирования на федеральном и региональном уровнях государственной власти составляют основу реализации принципа федерализма. Как отметил В.В. Путин, «наша историческая задача - в полной мере раскрыть потенциал российского федерализма, создать стимулы для деятельного, активного развития всех регионов страны» .
В условиях федеративного устройства государства обязанность защиты правового статуса личности возлагается не только на федеральный, но и на региональный уровень властеотношений. Будучи приближенными к населению, его текущим запросам и потребностям, государственные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления имеют значительный правозащитный потенциал, который сегодня используется не в полной мере. В подобных условиях перед юридической наукой возникает задача поиска оптимальных моделей правового регулирования, которые бы обеспечивали достаточную вовлеченность субъектов Федерации в правозащитный процесс на основе принципа субсидиарности. Защита правового статуса личности в субъектах Федерации может быть более оперативной, своевременной и адекватной интересам граждан.
Цель магистерской работы заключается в комплексном изучении механизма защиты прав человека органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанными целями были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать понятие и виды органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека;
2) изучить генезис органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека;
3) исследовать нормативную основу организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека;
4) проанализировать правовой статус органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека;
5) выявить основные формы и методы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека;
6) охарактеризовать тенденции и перспективы развития органов
государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся между должностными лицами и государственными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими защиту прав человека.
Предметом исследования является деятельность должностных лиц и государственных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих защиту прав человека.
Научная новизна работы состоит в том, что автором проведено комплексное изучение механизма защиты прав человека органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В работе обозначены основные тенденции и проблемы развития органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, конституционное и административное законодательство РФ, историко-правовые памятники отечественного конституционного права.
Теоретической базой при написании работы послужили труды таких ученых как С.А. Авакьян, А.А. Алехин, И.Н. Барциц, А.П. Гуськова, В.А. Иванов, М.А. Лапина, М.Н. Марченко, Ю.Н. Старилов, С.Е. Чаннов и др. Проанализированы журнальные статьи, научная и учебная литература по исследуемой тематике, материалы юридической практики.
Методологическую основу магистерской работы, помимо всеобщих и общенаучных эмпирических методов, составят следующие частнонаучные методы: системно-структурный, формально-логический и сравнительный методы.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Глава первая посвящена изучению теоретических основ органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека. В главе проанализированы понятие и виды органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека, рассмотрен их генезис и нормативная основа деятельности.
Вторая глава регламентирует правовой статус органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека. Автор анализирует деятельность следующих государственных органов субъектов РФ в сфере защиты прав человека: высшее должностное лицо субъекта РФ, законодательный (представительный) и Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в области защиты прав человека, место Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в реализации прав человека.
В заключении сделаны выводы и приведен список использованных нормативных источников и литературы.
Действующая Конституция Российской Федерации впервые в истории нашей страны провозгласила в качестве высшей ценности - человека, его права и свободы, закрепила за государством обязанность защиты этих прав. При этом статья 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, следовательно, субъекты Российской Федерации имеют право создавать специальные органы, обеспечивающие защиту прав и свобод человека и гражданина в пределах соответствующего региона. В международном сообществе особым уважением пользуются государства, способные обеспечивать права человека за счет собственного внутригосударственного механизма . Формирование правового федеративного государства, защита прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности предполагают образование и эффективное функционирование соответствующих органов власти не только федерального, но и регионального уровня. Среди них все более достойное место занимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Если говорить о юридической природе, нормативном закреплении прав и свобод в правовых актах (включая международные документы), а также о механизмах их защиты и реализации, то трудно провести между ними четкую границу.
Административно-правовое обеспечение развития профессиональной служебной деятельности государственных служащих связано с формированием современного рынка труда и модернизацией государственной службы. После принятия Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. инновации в деятельности служащих подкреплены методологически, экономически и юридически.
Для выполнения своей основной функции - защиты прав и свобод граждан - правовое государство должно иметь систему механизмов, институтов, процедур, гарантирующих субъективные права на основе объективного, правового порядка государственной деятельности. Эти механизмы, институты, процедуры не являются неизменными, они находятся в динамике, совершенствуются, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни общества.
Официальная статистика Генеральной прокуратуры РФ свидетельствует, что в январе - августе 2016 года было выявлено 2 254 225 фактов нарушении закона в сфере прав человека.
Актуальность выбранной темы магистерской диссертации, наряду с вышесказанным, обуславливается тем, что непротиворечивость и согласованность конституционно-правового регулирования на федеральном и региональном уровнях государственной власти составляют основу реализации принципа федерализма. Как отметил В.В. Путин, «наша историческая задача - в полной мере раскрыть потенциал российского федерализма, создать стимулы для деятельного, активного развития всех регионов страны» .
В условиях федеративного устройства государства обязанность защиты правового статуса личности возлагается не только на федеральный, но и на региональный уровень властеотношений. Будучи приближенными к населению, его текущим запросам и потребностям, государственные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления имеют значительный правозащитный потенциал, который сегодня используется не в полной мере. В подобных условиях перед юридической наукой возникает задача поиска оптимальных моделей правового регулирования, которые бы обеспечивали достаточную вовлеченность субъектов Федерации в правозащитный процесс на основе принципа субсидиарности. Защита правового статуса личности в субъектах Федерации может быть более оперативной, своевременной и адекватной интересам граждан.
Цель магистерской работы заключается в комплексном изучении механизма защиты прав человека органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанными целями были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать понятие и виды органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека;
2) изучить генезис органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека;
3) исследовать нормативную основу организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека;
4) проанализировать правовой статус органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека;
5) выявить основные формы и методы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека;
6) охарактеризовать тенденции и перспективы развития органов
государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся между должностными лицами и государственными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими защиту прав человека.
Предметом исследования является деятельность должностных лиц и государственных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих защиту прав человека.
Научная новизна работы состоит в том, что автором проведено комплексное изучение механизма защиты прав человека органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В работе обозначены основные тенденции и проблемы развития органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, конституционное и административное законодательство РФ, историко-правовые памятники отечественного конституционного права.
Теоретической базой при написании работы послужили труды таких ученых как С.А. Авакьян, А.А. Алехин, И.Н. Барциц, А.П. Гуськова, В.А. Иванов, М.А. Лапина, М.Н. Марченко, Ю.Н. Старилов, С.Е. Чаннов и др. Проанализированы журнальные статьи, научная и учебная литература по исследуемой тематике, материалы юридической практики.
Методологическую основу магистерской работы, помимо всеобщих и общенаучных эмпирических методов, составят следующие частнонаучные методы: системно-структурный, формально-логический и сравнительный методы.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Глава первая посвящена изучению теоретических основ органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека. В главе проанализированы понятие и виды органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека, рассмотрен их генезис и нормативная основа деятельности.
Вторая глава регламентирует правовой статус органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека. Автор анализирует деятельность следующих государственных органов субъектов РФ в сфере защиты прав человека: высшее должностное лицо субъекта РФ, законодательный (представительный) и Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в области защиты прав человека, место Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в реализации прав человека.
В заключении сделаны выводы и приведен список использованных нормативных источников и литературы.
Исследовав тему, можно сделать следующие выводы.
1. В России создана система органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина. В широком смысле - это, с одной стороны, система государственных, правоохранительных и правозащитных организаций, таких, как уполномоченный по правам человека, суд, полиция, прокуратура и т.д. С другой стороны, эта система общественных правозащитных организаций, таких, например, как комитет по защите прав потребителя, адвокатура, различные общественные объединения и движения. Существуют также общественные советы (палаты), комитеты, комиссии и другие подобные образования, создаваемые как при Президенте РФ, так и в органах исполнительной власти в субъектах Федерации, и другие. Но как государственные, так и общественные правозащитные организации объединяет общая цель - защита прав человека и гражданина. Вместе с тем, можно обнаружить и определенную специфику в инструментарии правозащитной деятельности государственной власти субъектов Федерации. Она проявляется, во-первых, в высокой степени субординации по отношению к федеральному центру; во-вторых, в особых ограничениях в сфере взаимодействия с органами местного самоуправления; в-третьих, в политических, экономических, географических, национальных, культурных и иных особенностях конкретного субъекта Федерации; в-четвертых, в специфике статуса субъектов Федерации того или иного вида (республика, город федерального значения, край, область, автономная область, автономные округа).
2. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина возлагает на законодателя ряд публично-правовых обязательств, к числу которых относится не только установление системы обеспечения правового статуса личности, но и гарантирование функционирования указанной системы. Кроме того, законодатель несет публично-правовую обязанность воздерживаться от необоснованного вмешательства в правовой статус личности, гарантировать беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина.
Установление и гарантирование законом системы обеспечения правового статуса личности - важный элемент в механизме правозащитной деятельности. Вместе с тем, для более полного определения исследуемого понятия необходимо также выявить круг лиц, вовлеченных в данный процесс. На наш взгляд, в их числе должны быть указаны, во-первых, органы публичной власти; во-вторых, негосударственные правозащитные организации; в-третьих, непосредственно обладатели субъективных прав, которые подлежат защите.
3. Сложность и разветвленность имеющегося в российской правовой системе механизма защиты прав и свобод человека и гражданина требует анализа функционирования федеральных и региональных инструментов в его обеспечении. В силу федеративного устройства страны государственная власть оказывается представленной двумя важными подсистемами: центральной и субъектов Федерации, причем каждой из них отводится своя роль в механизме реализации правового статуса личности. В масштабе всего государства и в отдельных регионах страны наблюдаются не только общие тенденции, но и различные подходы к правозащитной деятельности. Тождество основных элементов в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина не означает отсутствия дифференциации других его компонентов с учетом федеративной природы российской государственности.
Несмотря на сложности макросоциального уровня, произошедшие в 2014 году, принцип незыблемости прав и свобод человека и гражданина не стал в Татарстане факультативным. Планка социальных обязательств перед населением, взятых органами власти республики и органами местного самоуправления, не понизилась. Задачи по строительству жилья и объектов социального назначения, по развитию системы здравоохранения, по содействию занятости населения, по оказанию мер социальной поддержки уязвимым категориям населения решались планомерно.
4. В целях более эффективного обеспечения правозащитных задач в деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Федерации статью 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует дополнить правовой нормой следующего содержания: «Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежегодно не позднее 31 января текущего года направляют в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ежегодный отчет о законодательных актах, принятых по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина».
5. Необходимо расширить перечень видов обращений граждан в органы исполнительной власти субъектов Федерации, дополнив его таким видом, как «запрос». Под запросом следует понимать обращение гражданина с требованием либо просьбой о предоставлении ему информации, обеспечении доступа к информации (ознакомления с информацией) либо предоставлении консультации. В законодательстве также целесообразно установить уточненный перечень информации, которую органы и должностные лица исполнительной власти субъектов Федерации обязаны предоставлять гражданам.
6. Роль исполнительной власти субъектов Федерации в обеспечении надлежащего функционирования института прав человека достаточно велика. Органы исполнительной власти не только призваны создавать необходимые условия для реализации прав и свобод граждан, но и осуществляют функцию защиты этих прав. Правоотношения, субъектами которых являются, с одной стороны, граждане, а с другой — аппарат государственного управления, являются весьма распространенными. Они возникают, изменяются и прекращаются для каждого гражданина практически ежедневно.
К основным требованиям, предъявляемым к актам органов исполнительной власти, затрагивающим права и свободы граждан, можно отнести: законность, означающую, что подзаконный акт принят компетентным органом с соблюдением процессуальных правил, соответствует целям закона, конституционным принципам и Европейским стандартам по правам человека; целесообразность, указывающую на полезность акта с точки зрения публичных и законных интересов граждан; гарантированность, устанавливающую систему средств обеспечения регулируемых отношений, которая включает: обязательное наличие в подзаконных актах охранительных норм, устанавливающих ответственность должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей по признанию, соблюдению и защите прав, свобод и законных интересов граждан; согласованность принимаемых актов с другими, ранее принятыми или принимаемыми другими органами по тому же предмету; организационное и финансовое обеспечение.
7. В современных условиях необходимо учреждение конституционных (уставных) судов во всех субъектах Федерации и наделение их полномочием разрешения дел, связанных с защитой политических прав и свобод человека и гражданина в субъектах Федерации. При сложившейся практике защиты политических прав граждан в судах общей юрисдикции наблюдается феномен низкого доверия к ординарным судебным инстанциям и высокий процент обжалования судебных актов в Верховном Суде Российской Федерации.
8. С целью реализации принципов организационной доступности и оперативности деятельности института уполномоченного требуется наделить региональных уполномоченных по правам человека компетенцией рассматривать жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свои полномочия на территории соответствующего субъекта РФ. Региональный уполномоченный также должен обладать правом посещения не только государственных органов и учреждений, подведомственных субъекту РФ, органам местного самоуправления, но и территориальных органов и учреждений федерального подчинения. Должностные лица этих органов должны быть обременены обязанностью безотлагательно принимать регионального уполномоченного по правам человека по вопросам его деятельности. Перспективным также представляется предложение, выработанное совместно с институтом политической инфраструктуры, при проведении исследования деятельности уполномоченных по правам человека. Заслуживают внимания также вопросы, связанные с определением статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации как лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, так как он влияет не только на материальные гарантии деятельности регионального Уполномоченного, но и на дальнейшее выстраивание взаимоотношений с органами власти по реализации своих полномочий.
9. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина — это установленная и гарантированная законом система обеспечения правового статуса личности, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленную на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов.
10. Необходимость сочетания федерального и регионального механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина обусловливается не только федеративной природой России, но и задачей обеспечения единства правового статуса личности при допустимости разнообразных механизмов его обеспечения и реализации. Близость субъектов Федерации к населению, их возможность более объективно прогнозировать и оперативно реагировать на меняющие потребности и интересы граждан, достаточная компетенция по разрешению индивидуальных и коллективных жалоб и наличие контрольных механизмов - все это в совокупности свидетельствует о высоком правозащитном потенциале субъектов Федерации.
Механизм правозащитной деятельности субъектов Федерации в сфере реализации личных (гражданских), политических и социально-экономических прав и свобод человека и гражданина имеет ряд специфических черт. Личные (гражданские) права запрещают ограничительное воздействие субъектов Федерации, предполагая лишь отдельные обеспечительные меры и контрольные мероприятия. В политической сфере законодатель субъекта Федерации вправе закрепить дополнительные права и свободы, связанные с гарантированием публичности региональной и муниципальной власти. В социально-экономической области принцип единства механизма защиты прав и свобод человека и гражданина требует адекватного выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов при соблюдении возможностей для свободного социально-экономического развития территорий.
Таким образом, взаимодействие неправительственных организаций с государственными органами власти является одним из основных звеньев в национальной системе защиты прав человека. Поддерживая функционирование неправительственных организаций, государство не только выполняет присущую любому государству формирующую и обеспечивающую (гарантирующую) функцию, но и демонстрирует свое уважение к одному из фундаментальных прав человека, каким является право на участие в деятельности ассоциаций.
1. В России создана система органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина. В широком смысле - это, с одной стороны, система государственных, правоохранительных и правозащитных организаций, таких, как уполномоченный по правам человека, суд, полиция, прокуратура и т.д. С другой стороны, эта система общественных правозащитных организаций, таких, например, как комитет по защите прав потребителя, адвокатура, различные общественные объединения и движения. Существуют также общественные советы (палаты), комитеты, комиссии и другие подобные образования, создаваемые как при Президенте РФ, так и в органах исполнительной власти в субъектах Федерации, и другие. Но как государственные, так и общественные правозащитные организации объединяет общая цель - защита прав человека и гражданина. Вместе с тем, можно обнаружить и определенную специфику в инструментарии правозащитной деятельности государственной власти субъектов Федерации. Она проявляется, во-первых, в высокой степени субординации по отношению к федеральному центру; во-вторых, в особых ограничениях в сфере взаимодействия с органами местного самоуправления; в-третьих, в политических, экономических, географических, национальных, культурных и иных особенностях конкретного субъекта Федерации; в-четвертых, в специфике статуса субъектов Федерации того или иного вида (республика, город федерального значения, край, область, автономная область, автономные округа).
2. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина возлагает на законодателя ряд публично-правовых обязательств, к числу которых относится не только установление системы обеспечения правового статуса личности, но и гарантирование функционирования указанной системы. Кроме того, законодатель несет публично-правовую обязанность воздерживаться от необоснованного вмешательства в правовой статус личности, гарантировать беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина.
Установление и гарантирование законом системы обеспечения правового статуса личности - важный элемент в механизме правозащитной деятельности. Вместе с тем, для более полного определения исследуемого понятия необходимо также выявить круг лиц, вовлеченных в данный процесс. На наш взгляд, в их числе должны быть указаны, во-первых, органы публичной власти; во-вторых, негосударственные правозащитные организации; в-третьих, непосредственно обладатели субъективных прав, которые подлежат защите.
3. Сложность и разветвленность имеющегося в российской правовой системе механизма защиты прав и свобод человека и гражданина требует анализа функционирования федеральных и региональных инструментов в его обеспечении. В силу федеративного устройства страны государственная власть оказывается представленной двумя важными подсистемами: центральной и субъектов Федерации, причем каждой из них отводится своя роль в механизме реализации правового статуса личности. В масштабе всего государства и в отдельных регионах страны наблюдаются не только общие тенденции, но и различные подходы к правозащитной деятельности. Тождество основных элементов в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина не означает отсутствия дифференциации других его компонентов с учетом федеративной природы российской государственности.
Несмотря на сложности макросоциального уровня, произошедшие в 2014 году, принцип незыблемости прав и свобод человека и гражданина не стал в Татарстане факультативным. Планка социальных обязательств перед населением, взятых органами власти республики и органами местного самоуправления, не понизилась. Задачи по строительству жилья и объектов социального назначения, по развитию системы здравоохранения, по содействию занятости населения, по оказанию мер социальной поддержки уязвимым категориям населения решались планомерно.
4. В целях более эффективного обеспечения правозащитных задач в деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Федерации статью 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует дополнить правовой нормой следующего содержания: «Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежегодно не позднее 31 января текущего года направляют в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ежегодный отчет о законодательных актах, принятых по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина».
5. Необходимо расширить перечень видов обращений граждан в органы исполнительной власти субъектов Федерации, дополнив его таким видом, как «запрос». Под запросом следует понимать обращение гражданина с требованием либо просьбой о предоставлении ему информации, обеспечении доступа к информации (ознакомления с информацией) либо предоставлении консультации. В законодательстве также целесообразно установить уточненный перечень информации, которую органы и должностные лица исполнительной власти субъектов Федерации обязаны предоставлять гражданам.
6. Роль исполнительной власти субъектов Федерации в обеспечении надлежащего функционирования института прав человека достаточно велика. Органы исполнительной власти не только призваны создавать необходимые условия для реализации прав и свобод граждан, но и осуществляют функцию защиты этих прав. Правоотношения, субъектами которых являются, с одной стороны, граждане, а с другой — аппарат государственного управления, являются весьма распространенными. Они возникают, изменяются и прекращаются для каждого гражданина практически ежедневно.
К основным требованиям, предъявляемым к актам органов исполнительной власти, затрагивающим права и свободы граждан, можно отнести: законность, означающую, что подзаконный акт принят компетентным органом с соблюдением процессуальных правил, соответствует целям закона, конституционным принципам и Европейским стандартам по правам человека; целесообразность, указывающую на полезность акта с точки зрения публичных и законных интересов граждан; гарантированность, устанавливающую систему средств обеспечения регулируемых отношений, которая включает: обязательное наличие в подзаконных актах охранительных норм, устанавливающих ответственность должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей по признанию, соблюдению и защите прав, свобод и законных интересов граждан; согласованность принимаемых актов с другими, ранее принятыми или принимаемыми другими органами по тому же предмету; организационное и финансовое обеспечение.
7. В современных условиях необходимо учреждение конституционных (уставных) судов во всех субъектах Федерации и наделение их полномочием разрешения дел, связанных с защитой политических прав и свобод человека и гражданина в субъектах Федерации. При сложившейся практике защиты политических прав граждан в судах общей юрисдикции наблюдается феномен низкого доверия к ординарным судебным инстанциям и высокий процент обжалования судебных актов в Верховном Суде Российской Федерации.
8. С целью реализации принципов организационной доступности и оперативности деятельности института уполномоченного требуется наделить региональных уполномоченных по правам человека компетенцией рассматривать жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свои полномочия на территории соответствующего субъекта РФ. Региональный уполномоченный также должен обладать правом посещения не только государственных органов и учреждений, подведомственных субъекту РФ, органам местного самоуправления, но и территориальных органов и учреждений федерального подчинения. Должностные лица этих органов должны быть обременены обязанностью безотлагательно принимать регионального уполномоченного по правам человека по вопросам его деятельности. Перспективным также представляется предложение, выработанное совместно с институтом политической инфраструктуры, при проведении исследования деятельности уполномоченных по правам человека. Заслуживают внимания также вопросы, связанные с определением статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации как лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, так как он влияет не только на материальные гарантии деятельности регионального Уполномоченного, но и на дальнейшее выстраивание взаимоотношений с органами власти по реализации своих полномочий.
9. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина — это установленная и гарантированная законом система обеспечения правового статуса личности, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленную на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов.
10. Необходимость сочетания федерального и регионального механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина обусловливается не только федеративной природой России, но и задачей обеспечения единства правового статуса личности при допустимости разнообразных механизмов его обеспечения и реализации. Близость субъектов Федерации к населению, их возможность более объективно прогнозировать и оперативно реагировать на меняющие потребности и интересы граждан, достаточная компетенция по разрешению индивидуальных и коллективных жалоб и наличие контрольных механизмов - все это в совокупности свидетельствует о высоком правозащитном потенциале субъектов Федерации.
Механизм правозащитной деятельности субъектов Федерации в сфере реализации личных (гражданских), политических и социально-экономических прав и свобод человека и гражданина имеет ряд специфических черт. Личные (гражданские) права запрещают ограничительное воздействие субъектов Федерации, предполагая лишь отдельные обеспечительные меры и контрольные мероприятия. В политической сфере законодатель субъекта Федерации вправе закрепить дополнительные права и свободы, связанные с гарантированием публичности региональной и муниципальной власти. В социально-экономической области принцип единства механизма защиты прав и свобод человека и гражданина требует адекватного выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов при соблюдении возможностей для свободного социально-экономического развития территорий.
Таким образом, взаимодействие неправительственных организаций с государственными органами власти является одним из основных звеньев в национальной системе защиты прав человека. Поддерживая функционирование неправительственных организаций, государство не только выполняет присущую любому государству формирующую и обеспечивающую (гарантирующую) функцию, но и демонстрирует свое уважение к одному из фундаментальных прав человека, каким является право на участие в деятельности ассоциаций.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ПРЕДЕЛАХ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Субъекты Российской Федерации: конституционно-правовой статус и административно-территориальное устройство
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - АКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовой статус органов государственной власти в РФ
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в
субъектах Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Публично-правовые основы взаимодействия религиозных объединений и органов государственной власти в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2024



