Введение 3
Глава 1. Теоретические основы органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека 8
§1. Понятие и виды органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека 8
§2. Генезис органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека: история становления и развития 14
§3. Нормативная основа организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека 22
Глава 2. Правовой статус органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека 32
§1. Высшее должностное лицо субъекта РФ, как орган в сфере защиты прав человека 32
§2. Законодательный (представительный) и Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере защиты прав человека и гражданина 42
§3. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в области защиты прав человека 53
§4. Место Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в реализации прав человека 61
Глава 3. Механизм защиты прав человека органами государственной власти субъектов РФ 73
§1. Основные формы и методы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека 73
§2. Тенденции и перспективы развития органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека 82
Заключение 90
Список использованной литературы
Права и свободы человека и гражданина - огромная научная и практическая проблема, требующая постоянного внимания науки и практики. Трудности, с которыми столкнулась наша страна в сфере защиты прав и свобод человека, проистекают из множества причин: недостаточного уровня экономического развития, нравственного воспитания, правовой образованности населения и т.д. Но главное - из того очевидного факта, что сама правозащитная идея не имеет практического смысла, пока она не стала всеобщей ценностью. Именно поэтому так актуальны научные разработки понятия и содержания конституционно-правового механизма защиты основных прав человека и гражданина.
Действующая Конституция Российской Федерации впервые в истории нашей страны провозгласила в качестве высшей ценности - человека, его права и свободы, закрепила за государством обязанность защиты этих прав. При этом статья 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, следовательно, субъекты Российской Федерации имеют право создавать специальные органы, обеспечивающие защиту прав и свобод человека и гражданина в пределах соответствующего региона. В международном сообществе особым уважением пользуются государства, способные обеспечивать права человека за счет собственного внутригосударственного механизма . Формирование правового федеративного государства, защита прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности предполагают образование и эффективное функционирование соответствующих органов власти не только федерального, но и регионального уровня. Среди них все более достойное место занимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Если говорить о юридической природе, нормативном закреплении прав и свобод в правовых актах (включая международные документы), а также о механизмах их защиты и реализации, то трудно провести между ними четкую границу.
Административно-правовое обеспечение развития профессиональной служебной деятельности государственных служащих связано с формированием современного рынка труда и модернизацией государственной службы. После принятия Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. инновации в деятельности служащих подкреплены методологически, экономически и юридически.
Для выполнения своей основной функции - защиты прав и свобод граждан - правовое государство должно иметь систему механизмов, институтов, процедур, гарантирующих субъективные права на основе объективного, правового порядка государственной деятельности. Эти механизмы, институты, процедуры не являются неизменными, они находятся в динамике, совершенствуются, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни общества.
Официальная статистика Генеральной прокуратуры РФ свидетельствует, что в январе - августе 2016 года было выявлено 2 254 225 фактов нарушении закона в сфере прав человека.
Актуальность выбранной темы магистерской диссертации, наряду с вышесказанным, обуславливается тем, что непротиворечивость и согласованность конституционно-правового регулирования на федеральном и региональном уровнях государственной власти составляют основу реализации принципа федерализма. Как отметил В.В. Путин, «наша историческая задача - в полной мере раскрыть потенциал российского федерализма, создать стимулы для деятельного, активного развития всех регионов страны» .
В условиях федеративного устройства государства обязанность защиты правового статуса личности возлагается не только на федеральный, но и на региональный уровень властеотношений. Будучи приближенными к населению, его текущим запросам и потребностям, государственные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления имеют значительный правозащитный потенциал, который сегодня используется не в полной мере. В подобных условиях перед юридической наукой возникает задача поиска оптимальных моделей правового регулирования, которые бы обеспечивали достаточную вовлеченность субъектов Федерации в правозащитный процесс на основе принципа субсидиарности. Защита правового статуса личности в субъектах Федерации может быть более оперативной, своевременной и адекватной интересам граждан.
Цель магистерской работы заключается в комплексном изучении механизма защиты прав человека органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанными целями были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать понятие и виды органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека;
2) изучить генезис органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека;
3) исследовать нормативную основу организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека;
4) проанализировать правовой статус органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека;
5) выявить основные формы и методы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека;
6) охарактеризовать тенденции и перспективы развития органов
государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся между должностными лицами и государственными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими защиту прав человека.
Предметом исследования является деятельность должностных лиц и государственных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих защиту прав человека.
Научная новизна работы состоит в том, что автором проведено комплексное изучение механизма защиты прав человека органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В работе обозначены основные тенденции и проблемы развития органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, конституционное и административное законодательство РФ, историко-правовые памятники отечественного конституционного права.
Теоретической базой при написании работы послужили труды таких ученых как С.А. Авакьян, А.А. Алехин, И.Н. Барциц, А.П. Гуськова, В.А. Иванов, М.А. Лапина, М.Н. Марченко, Ю.Н. Старилов, С.Е. Чаннов и др. Проанализированы журнальные статьи, научная и учебная литература по исследуемой тематике, материалы юридической практики.
Методологическую основу магистерской работы, помимо всеобщих и общенаучных эмпирических методов, составят следующие частнонаучные методы: системно-структурный, формально-логический и сравнительный методы.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Глава первая посвящена изучению теоретических основ органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека. В главе проанализированы понятие и виды органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека, рассмотрен их генезис и нормативная основа деятельности.
Вторая глава регламентирует правовой статус органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты прав человека. Автор анализирует деятельность следующих государственных органов субъектов РФ в сфере защиты прав человека: высшее должностное лицо субъекта РФ, законодательный (представительный) и Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в области защиты прав человека, место Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в реализации прав человека.
В заключении сделаны выводы и приведен список использованных нормативных источников и литературы.
Исследовав тему, можно сделать следующие выводы.
1. В России создана система органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина. В широком смысле - это, с одной стороны, система государственных, правоохранительных и правозащитных организаций, таких, как уполномоченный по правам человека, суд, полиция, прокуратура и т.д. С другой стороны, эта система общественных правозащитных организаций, таких, например, как комитет по защите прав потребителя, адвокатура, различные общественные объединения и движения. Существуют также общественные советы (палаты), комитеты, комиссии и другие подобные образования, создаваемые как при Президенте РФ, так и в органах исполнительной власти в субъектах Федерации, и другие. Но как государственные, так и общественные правозащитные организации объединяет общая цель - защита прав человека и гражданина. Вместе с тем, можно обнаружить и определенную специфику в инструментарии правозащитной деятельности государственной власти субъектов Федерации. Она проявляется, во-первых, в высокой степени субординации по отношению к федеральному центру; во-вторых, в особых ограничениях в сфере взаимодействия с органами местного самоуправления; в-третьих, в политических, экономических, географических, национальных, культурных и иных особенностях конкретного субъекта Федерации; в-четвертых, в специфике статуса субъектов Федерации того или иного вида (республика, город федерального значения, край, область, автономная область, автономные округа).
2. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина возлагает на законодателя ряд публично-правовых обязательств, к числу которых относится не только установление системы обеспечения правового статуса личности, но и гарантирование функционирования указанной системы. Кроме того, законодатель несет публично-правовую обязанность воздерживаться от необоснованного вмешательства в правовой статус личности, гарантировать беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина.
Установление и гарантирование законом системы обеспечения правового статуса личности - важный элемент в механизме правозащитной деятельности. Вместе с тем, для более полного определения исследуемого понятия необходимо также выявить круг лиц, вовлеченных в данный процесс. На наш взгляд, в их числе должны быть указаны, во-первых, органы публичной власти; во-вторых, негосударственные правозащитные организации; в-третьих, непосредственно обладатели субъективных прав, которые подлежат защите.
3. Сложность и разветвленность имеющегося в российской правовой системе механизма защиты прав и свобод человека и гражданина требует анализа функционирования федеральных и региональных инструментов в его обеспечении. В силу федеративного устройства страны государственная власть оказывается представленной двумя важными подсистемами: центральной и субъектов Федерации, причем каждой из них отводится своя роль в механизме реализации правового статуса личности. В масштабе всего государства и в отдельных регионах страны наблюдаются не только общие тенденции, но и различные подходы к правозащитной деятельности. Тождество основных элементов в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина не означает отсутствия дифференциации других его компонентов с учетом федеративной природы российской государственности.
Несмотря на сложности макросоциального уровня, произошедшие в 2014 году, принцип незыблемости прав и свобод человека и гражданина не стал в Татарстане факультативным. Планка социальных обязательств перед населением, взятых органами власти республики и органами местного самоуправления, не понизилась. Задачи по строительству жилья и объектов социального назначения, по развитию системы здравоохранения, по содействию занятости населения, по оказанию мер социальной поддержки уязвимым категориям населения решались планомерно.
4. В целях более эффективного обеспечения правозащитных задач в деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Федерации статью 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует дополнить правовой нормой следующего содержания: «Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежегодно не позднее 31 января текущего года направляют в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ежегодный отчет о законодательных актах, принятых по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина».
5. Необходимо расширить перечень видов обращений граждан в органы исполнительной власти субъектов Федерации, дополнив его таким видом, как «запрос». Под запросом следует понимать обращение гражданина с требованием либо просьбой о предоставлении ему информации, обеспечении доступа к информации (ознакомления с информацией) либо предоставлении консультации. В законодательстве также целесообразно установить уточненный перечень информации, которую органы и должностные лица исполнительной власти субъектов Федерации обязаны предоставлять гражданам.
6. Роль исполнительной власти субъектов Федерации в обеспечении надлежащего функционирования института прав человека достаточно велика. Органы исполнительной власти не только призваны создавать необходимые условия для реализации прав и свобод граждан, но и осуществляют функцию защиты этих прав. Правоотношения, субъектами которых являются, с одной стороны, граждане, а с другой — аппарат государственного управления, являются весьма распространенными. Они возникают, изменяются и прекращаются для каждого гражданина практически ежедневно.
К основным требованиям, предъявляемым к актам органов исполнительной власти, затрагивающим права и свободы граждан, можно отнести: законность, означающую, что подзаконный акт принят компетентным органом с соблюдением процессуальных правил, соответствует целям закона, конституционным принципам и Европейским стандартам по правам человека; целесообразность, указывающую на полезность акта с точки зрения публичных и законных интересов граждан; гарантированность, устанавливающую систему средств обеспечения регулируемых отношений, которая включает: обязательное наличие в подзаконных актах охранительных норм, устанавливающих ответственность должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей по признанию, соблюдению и защите прав, свобод и законных интересов граждан; согласованность принимаемых актов с другими, ранее принятыми или принимаемыми другими органами по тому же предмету; организационное и финансовое обеспечение.
7. В современных условиях необходимо учреждение конституционных (уставных) судов во всех субъектах Федерации и наделение их полномочием разрешения дел, связанных с защитой политических прав и свобод человека и гражданина в субъектах Федерации. При сложившейся практике защиты политических прав граждан в судах общей юрисдикции наблюдается феномен низкого доверия к ординарным судебным инстанциям и высокий процент обжалования судебных актов в Верховном Суде Российской Федерации.
8. С целью реализации принципов организационной доступности и оперативности деятельности института уполномоченного требуется наделить региональных уполномоченных по правам человека компетенцией рассматривать жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свои полномочия на территории соответствующего субъекта РФ. Региональный уполномоченный также должен обладать правом посещения не только государственных органов и учреждений, подведомственных субъекту РФ, органам местного самоуправления, но и территориальных органов и учреждений федерального подчинения. Должностные лица этих органов должны быть обременены обязанностью безотлагательно принимать регионального уполномоченного по правам человека по вопросам его деятельности. Перспективным также представляется предложение, выработанное совместно с институтом политической инфраструктуры, при проведении исследования деятельности уполномоченных по правам человека. Заслуживают внимания также вопросы, связанные с определением статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации как лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, так как он влияет не только на материальные гарантии деятельности регионального Уполномоченного, но и на дальнейшее выстраивание взаимоотношений с органами власти по реализации своих полномочий.
9. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина — это установленная и гарантированная законом система обеспечения правового статуса личности, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленную на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов.
10. Необходимость сочетания федерального и регионального механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина обусловливается не только федеративной природой России, но и задачей обеспечения единства правового статуса личности при допустимости разнообразных механизмов его обеспечения и реализации. Близость субъектов Федерации к населению, их возможность более объективно прогнозировать и оперативно реагировать на меняющие потребности и интересы граждан, достаточная компетенция по разрешению индивидуальных и коллективных жалоб и наличие контрольных механизмов - все это в совокупности свидетельствует о высоком правозащитном потенциале субъектов Федерации.
Механизм правозащитной деятельности субъектов Федерации в сфере реализации личных (гражданских), политических и социально-экономических прав и свобод человека и гражданина имеет ряд специфических черт. Личные (гражданские) права запрещают ограничительное воздействие субъектов Федерации, предполагая лишь отдельные обеспечительные меры и контрольные мероприятия. В политической сфере законодатель субъекта Федерации вправе закрепить дополнительные права и свободы, связанные с гарантированием публичности региональной и муниципальной власти. В социально-экономической области принцип единства механизма защиты прав и свобод человека и гражданина требует адекватного выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов при соблюдении возможностей для свободного социально-экономического развития территорий.
Таким образом, взаимодействие неправительственных организаций с государственными органами власти является одним из основных звеньев в национальной системе защиты прав человека. Поддерживая функционирование неправительственных организаций, государство не только выполняет присущую любому государству формирующую и обеспечивающую (гарантирующую) функцию, но и демонстрирует свое уважение к одному из фундаментальных прав человека, каким является право на участие в деятельности ассоциаций.
1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 1995. -№ 67.
2. О гражданских и политических правах : Международный Пакт от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1994. - №12.
3. Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - №12.
4. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 дек.
5. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации : федер. конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1 -ФКЗ: [в ред. от 31.06.2016] // Российская газета. -1997. - №43-44.
6. О судебной системе Российской Федерации: федер. констит. закон от 31 июля 1996 г. № 1-ФКЗ [в ред. от 21.07.2014] // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 1.
7. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. констит.
закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ [в ред. от 14.12.2015] // Собрание
законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
8. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) : федер. закон от 27 июля 2010 г. № 193 -ФЗ [в ред. от 23.07.2013 ] // Российская газета. - 2010. -№ 168.
9. Об Общественной палате Российской Федерации : федер. закон от 04 апреля 2005 г. № 32-ФЗ [в ред. от 28.11.2015] // Собрание законодательства РФ. - 2005. - №15. - Ст. 1277.
10. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ [в ред. от 02.08.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 31.- ст. 3215.
11. О системе государственной службы Российской Федерации : федер.
закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ [в ред. от 13.07.2015] // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 22. - ст. 2063.
12. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: федер. закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ [в ред. от 08.06.2015] // Российская газета. - 2002. - №48.
13. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ [в ред. от 05.04.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.
14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [в ред. от 21.12.2016] // Российская газета. - 2001. - № 256.
15. Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ [в ред. от 03.07.2016] // Российская газета. - 1999. - №206.
16. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63 - ФЗ [в ред. от 22.11.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
17. О статусе судей в Российской Федерации: закон РФ от 26 июня 1992 г. №3132-1 [в ред. от 03.07.2016] // Российская юстиция. - 1995. - №11.
18. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения»: утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 307 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №18 (часть I). - ст. 2153
19. О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека» (вместе с «Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека») : утвержден указом Президента РФ от 01 февраля 2011 г. № 120 [в ред. от 01.03.2013] // Российская газета. - №23. - 2011.
20. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. № 2227-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №1. - ст. 216.
21. О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации: утвержден указом Президента РФ от 04 декабря 2009 г. № 1381 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №49 (2 ч.). - Ст. 5921.
22. О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан: Договор Российской Федерации и Республики Татарстан (подписан в г. Москве 15 февраля 1994 г.) // Российские вести. - 1996. - №35
23. О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (вместе с «Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации»): федер. договор от 31 марта 1992 г. // Федеративный договор: Документы. Комментарий. - М., 1994.
24. О Государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики: Декларация от 30 августа 1990 г. // Советская Татария. - 1990. - 31 августа.
25. Конституция Республики Татарстан от 06 ноября 1992 г. [в ред. от 30.03.2010] // Республика Татарстан. - 2002. - 30 апр.
26. О выборах Губернатора Московской области : Закон Московской области от 06 июня 2012 г. № 98/2012-ОЗ [в ред. от 23.04.2015] // Ежедневные Новости. Подмосковье. - 2012. - №122.
27. О выборах Губернатора Орловской области: Закон Орловской области от 04 июня 2012 г. № 1364-ОЗ [в ред. от 26.05.2014] // Орловская правда. - 2012. - №80.
28. Конституционном Суде Республики Дагестан: закон Республики Дагестан от 02 февраля 2010 г. № 8. [в ред. от 06.06.2014] // Дагестанская правда. - 2010. - № 41-42.
29. Об Уставном суде Московской области: закон Московской области от 26 сентября 2006 г. № 153/2006-ОЗ [в ред. от 17.05.2007] // Ежедневные новости. Подмосковье. - 2006. - № 185.
30. Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан: закон РТ от 6 апреля 2005 г. № 64-ЗРТ [в ред. от 01.07.2015] // Республика Татарстан. - 2005. -№ 69-70.
31. О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан: Закон РТ от 18 марта 2004 г. № 15-ЗРТ [в ред. от 26.05.2005] // Республика Татарстан. -2004. - № 58-59.
32. О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве: конституц. закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 г. 16-з N 363-II // Якутские ведомости. - 2002. - 3 июл.
33. Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан: Закон РТ от 3 марта 2000 г. № 95 [в ред. от 09.08.2013] // Республика Татарстан. - 2000. - № 71.
34. О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики: закон Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 1997 г. № 38 -РЗ [в ред. от 06.06.2014] // Кабардино-Балкарская правда. - 1997. - 25 дек.
35. Об Уставном Суде Свердловской области: областной закон от 06 мая 1997 г. [в ред. от 06.06.2014] // Областная газета. - 1997. - №69.
36. О Конституционном суде Республики Татарстан: закон РТ от 22 декабря 1992 г. № 1708-XII [в ред. от 03.12.2009] // Издание Верховного Совета РТ. - 1994.
37. О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан: Указ Президента РТ от 22 апреля 2010 г. № УП-254 [в ред. от 25.10.2010] // Республика Татарстан - 2010. - № 83-84.
38. О Регламенте Государственного Совета Республики Татарстан: Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 26 февраля 2004 г. № 2632 [в ред. от 10.06.2015] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственного совета Республики Татарстан. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа : http://www.gossov.tatarstan.ru/status/reglament/(дата обращения: 11.02.2015).
39. О Регламенте Конституционного суда Республики Татарстан: утвержден Постановлением Государственного Совета РТ от 26 февраля 2004 г. № 2632 [в ред. от 09.06.2014] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Конституционного суда Республики Татарстан . - Электрон. текст. дан. - Режим доступа : http://ksrt.ru/?page_id=141(дата обращения: 11.02.2015).
40. Об утверждении Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик: утверждена постановлением II Съезда Советов СССР от 31 января 1924 г. Утратил силу // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. - 1924. - № 2. - Ст. 24.
41. Конституция (Основной Закон) Союза Советских
Социалистических Республик: утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 г. Утратил силу // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1936. - № 283.
42. Конституция (Основной Закон) Союза Советских
Социалистических Республик: принята ВС СССР 7 октября 1977 г. Утратил силу // Ведомости ВС СССР. - 1977. - № 41. - Ст. 617.
II. Специальная литература
1. Авакьян С.А. Публичная власть и представительство: организационные, социальные и персоналистские начала (конституционно- правовой взгляд) / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. - 2014. -№11. - С. 78 - 87.
2. Авакьян С.А. Современный конституционный строй России как
отражение сложного пути отечественного конституционализма // Конституционное право и правовая культура Японии и России: вопросы развития: Сборник докладов участников российско-японской научно¬
практической конференции (Москва, 23 - 24 сентября 2013 г.) / Пер. с япон. М.В. Яковлева, Ю. Синода / Под ред. М.И. Амара. - М.: Тихомиров - М, 2014. - 789 с.
3. Административное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. С.А. Старостина. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 486 с.
4. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: Учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2013. - 608 с.
5. Андреева Е.М. Правовые вопросы финансирования совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: исторический аспект и современное состояние / Е.М. Андреева // Финансовое право. - 2015. - №1. - С. 16 - 23.
6. Байматов П.Н. О некоторых элементах конституционно-правового механизма реализации права граждан РФ на социальное обеспечение / П.Н. Байматов // Российский юридический журнал. - 2015. - №6. - С. 19 - 21.
7. Баранник Т.В. К вопросу о становлении публичной службы Российской Федерации / Т.В. Баранник // Юридический мир. - 2009. - № 1. - С. 12 - 21.
8. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект: монография / И.Н. Барциц. - М.: НОРМА, 2008. - 158 с.
9. Безруков А.В. О необходимости создания и совершенствования компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации / А.В. Безруков, А.О. Казанцев // Журнал конституционного правосудия. - 2015. - № 2. - С. 28 - 34.
10. Буравлев Ю.М. Конституционно-правовые основы
государственной службы и целесообразность ее интеграции с муниципальной службой / Ю.М. Буравлев // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 10. - С. 10 - 18.
11. Васяев А.А. О применении российскими судами (органами прокуратуры, следствия) Конвенции о защите прав человека и основных свобод / А.А. Васяев // Адвокат. - 2014. - №8. - С. 9 - 13.
12. Виноградов Т.П. Некоторые проблемы российского федерализма и возможные способы их решения / Т.П. Виноградов // Конституционное и муниципальное право. - 2015. -№10. - С. 35 - 45.
13. Гончарова С.Г Правовая защита человека как социальный инструмент становления и развития правового государства / С.Г. Гончарова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - №8. - С. 12 - 19.
14. Гриб В.В. Правовые вопросы институционализации взаимодействия гражданского общества и органов государственной власти / В.В. Гриб // Российская юстиция. - 2014. - № 3. - С. 8 - 14.
15. Григорьева В.А. Принцип эффективного социального государства как элемент реализации его конституционно-правового статуса в экономической сфере / В.А. Григорьева // Конституционное и муниципальное право. - 2014. -10. - С. 28 - 32.
16. Гриценко Е.В.В поисках утраченных идеалов: российская
муниципальная реформа и опыт Германии / Е.В. Гриценко // Сравнительное конституционное обозрение. - 2015. - №6. - С. 45 - 54.
17. Гуськова А.П. Судебное право: история и современность судебной власти в сфере уголовного судопроизводства / Гуськова А.П., Муратова Н.Г. - М.: ИГ «Юрист», 2005. - 234 с.
18. Давыдов К.В Административные регламенты федеральных органов
исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории: монография / Под ред. Ю.Н. Старилова. - М.: NOTA BENE, 2012. - 321 с.
19. Земченков Н.Ф. Проблемы методологии модернизации взаимоотношений власти и гражданского общества на местном уровне / Н.Ф. Земченков // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2015. - № 2. - С. 39- 42.
20. Иванов В.А. Правовые основы взаимодействия федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации в законодательном процессе : дис. ... к.ю.н. / В.А. Иванов, 2006. - 205 с.
21. Казанцев А. О. Некоторые вопросы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации / А. О. Казанцев // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 4. - С. 63 - 66.
22. Клеандров М.И Судейское сообщество: структура, организационно-правовое развитие / М.И. Клеандров: монография. - М.: Норма, Инфра-М, 2014. - 346 с.
23. Комарова В.В. Учредительная власть многонационального народа Российской Федерации в свете законодательных механизмов: монография / В.В. Комарова. - М.: Статут, 2015. - 234 с.
24. Комахин Б.Н. Сущность правовых основ деятельности
государственных служащих: концептуальные подходы инновационного
государства / Б.Н. Комахин // Административное право и процесс. - 2014. - №3.
- С. 38 - 43.
25. Комахин Б.Н. Единство методологических и административно - правовых основ развития профессиональной служебной деятельности / Б.Н. Комахин // Административное право и процесс. - 2015. - №2. - С. 18 - 23.
26. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. - М.: Статут, 2012. - 167 с.
27. Комментарий к Федеральному закону «О государственной службе в Российской Федерации» (постатейный) / Борзунова О.А., Краснов Ю.К. - М.: Юстицинформ, 2011. - 200 с.
28. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. - М.: Норма, 2012. - 345 с.
29. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / Отв. ред. С.И. Носов. - М.: Статут, 2015. - 456 с.
30. Конституционное право России: учебник для бакалавров / Отв. ред. А. Н. Кокотов, М.С. Саликов. - М.: Норма, 2014. - 448 с.
31. Кожевников О.А. Подведомственность споров конституционным (уставным) судам субъектов РФ: проблемы правоприменения / О.А. Кожевников // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - №7. - С. 16 - 23.
32. Кулешов Г.Н. Административно-правовое регулирование информационного обеспечения статуса государственного служащего как субъекта административного права / Г.Н. Кулешов., А.В. Марьян // Административное и муниципальное право. - 2014. - № 7. - С. 45 - 53.
33. Лапина М.А., Лапин А.В.Общественный финансовый контроль как показатель развития гражданского общества / М.А. Лапина, А.В. Лапин // Финансовое право. - 2013. - № 4. - С. 11 - 23.
34. Лебедев В.А. Государственный и муниципальный контроль (надзор): поиск эффективных решений / В.А. Лебедев // Конституционное и муниципальное право. - 2014. -№8. - С. 18 - 21.
35. Леоненко Н.Т. Конституционно-правовые основы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в законодательном процессе: автореф. дис. ... к.ю.н. / Н.Т. Леоненко.- Челябинск, 2012.- 29 с.
36. Лютов Н.Л. Проблема коллизии социальных прав работников и экономических прав работодателей в корпоративной деятельности: сравнительно-правовой аспект / Н.Л. Лютов // Lex russica. - 2015. - №1. - С. 36
- 38.
37. Максимовская И. Н. Законность в правовом государстве / И. Н. Максимовская // Право: теория и практика. - 2015. - №10. - С. 66 - 69.
38. Марасанов П.Н. Антикоррупционная деятельность федеральных органов исполнительной власти и государственных служащих в области модернизации экономики России / П.Н. Марасанов // Административное и муниципальное право. - 2011. - № 9. - С. 10 - 23.
39. Марченко М.Н. Проблемы теории права и государства: учебник / Под ред. М.Н Марченко. - М.: Зерцало, 2014. - 890 с.
40. Миняйленко Н.Н., Стремоухов А.В. Развитие концепции прав человека в период отмирания феодализма, зарождения и развития капитализма (XVII - XIX вв.) / Н.Н. Миняйленко, А.В. Стремоухов // История государства и права. - 2012. - № 7. - С. 37 - 43.
41. Мокрый В.С. Развитие федерального законодательства о муниципальной службе / В.С. Мокрый // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 2. - С. 23. - 31.
42. Морозова Н.А. О целесообразности привлечения к административной ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления / Н.А. Морозова // Российский юридический журнал.
- 2014. - №1. - С. 17 - 23.
43. Несмеянова С.Э. Конституционное судопроизводство: возможна ли инстанционность / С.Э. Несмеянова // Российский юридический журнал. - 2015.
- №4. - С. 19 - 21.
44. Несмеянова С. Э. Конституционный Суд России: итоги работы и перспективы // Российский юридический журнал. - 2015. - № 3. - С. 104 - 107.
45. Никитин С.В. Косвенный судебный нормоконтроль: понятие и проблемы реализации / С.В. Никитин // Журнал российского права. - 2015. - №1. - С. 43 - 49.
46. Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для бакалавров / Л. А. Нудненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 456 с.
47. Овсянко Д.М. Государственная служба в РФ: монография / Д.М. Овсянко. - М.: Юрист, 2014. - 210 с.
48. Осетров С.А. Методы реализации президентской власти в Российской Федерации / С.А. Осетров // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - №1. - С. 43 - 493.
49. Пантелеев Б. Гражданин в современном обществе / Б. Пантелеев // ЭЖ-Юрист. - 2012. - № 32. - С. 20 - 23.
50. Петров М.П. Теоретические проблемы совершенствования правовой основы взаимодействия исполнительной власти и гражданского общества / М.П. Петров // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 9. - С. 7 - 16.
51. Попова Н.Ф. Роль административных процедур в реализации прав, свобод и обязанностей граждан РФ / Н.Ф. Попова // Административное право и процесс. - 2015. -№1. - С. 11 - 19.
52. Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Зерцало, 2002. - 322 с.
53. Пресняков М.В. Реформирование законодательства о государственной службе как составная часть административной реформы / М.В. Пресняков., С.Е. Чаннов // Административное право. - 2013. - № 1. - С. 17 - 24.
54. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика / Под ред. Г.Н. Комковой. - М.: Научная книга, 2014. - 257 с.
55. Путин В.В. Демократия и качество государства. Владимир Путин о развитии демократических институтов в России / /В.В. Путин / Коммерсантъ. - 2012. - № 21. - С. 6.
56. Рарог А.И. Консультации по основам государства и права: учебное пособие / А.И. Рарог. - М.: Норма, 2014. - 256 с.
57. Савоськин А.В. Виды обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления / А.В. Савоськин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. -№2. - С. 13 - 21.
58. Середа М.Ю. Деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации по защите социальных прав граждан / М.Ю. Середа // Социальное и пенсионное право. - 2013. - №3. - С. 17 - 19.
59. Сицинская О.В. Анализ актуальных пробелов в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации: дополнительное решение суда / О.В. Сицинская // Арбитражный и гражданский процесс. - 2015. -№5. - С. 27
- 34.
60. Смоленский М.Б. Административное право: Учебник для вузов. / Смоленский М.Б. - М.: Норма, 2012. - 347 с.
61. Соколов Т.В. Приостановление производства по уголовному делу в связи с обращениями его участников в Конституционный Суд Российской Федерации / Т.В. Соколов // Актуальные проблемы российского права. -2014. - №3. - С. 19 - 27.
62. Старилов Ю.Н. Профессиональное «чиновничество» и служебное право в России: была ли реформа государственной службы и основательны ли сомнения в существовании служебного права? / Ю.Н. Старилов // Административное право и процесс. - 2015. - №7. - С. 7 - 13.
63. Стратегия по правам человека в Республике Татарстан на 2014 - 2018 годы. Библиотека Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан / сост. С. Х. Сабурская. - Казань: Зур Казан, 2014. - 127 с.
64. Суворова И.М. Обеспечение эффективной ответственности государственных служащих за неисполнение судебных актов / И.М Суворова, Л.С.Мирза, Ю.В Алимова / Государственная власть и местное самоуправление.
- 2012. - № 2. - С. 11 - 23.
65. Сурманидзе И.Н. Аспекты административно-правового статуса государственных гражданских служащих / И.Н. Сурманидзе // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2014. - № 3. - С. 23 - 29.
66. Татаринов С.А. К вопросу о принципах осуществления конституционного судопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации / С.А. Татаринов // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - №3. - С. 19 - 24.
67. Тхабисимова Л.А. О некоторых аспектах развития судебного федерализма и региональной политики в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - №6. - С. 51 - 58.
68. Хабибулина О.В. Правовой режим государственной службы / Lex russica. - 2015. - №8. - С. 13 - 21.
69. Хабриева Т.Я. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: проблемы компетенции // Проблемы образования и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2014. - 178 с.
70. Худолей К.М. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ / К.М. Худолей // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. - 2015. - №2. - С. 45 - 49.
71. Чашин А.Н. Предпосылки кодификации служебного законодательства / А.Н. Чашин // Административное право и процесс. - 2014. - № 2. - С. 27 - 32.
72. Черногоров Д.А. Публичная служба и должностное лицо / Д.А. Черногоров // Административное и муниципальное право. - 2015. - №8. - С. 19 - 20.
73. Чертков А.Н. Договорный аспект разграничения полномочий в Российской Федерации: история и современность / А.Н. Чертков // Журнал российского права. - 2015. -№8. - С. 56 - 65.
74. Чиканова Л.А. Государственные служащие / Под ред. проф. Б.А. Шеломона. - М.: Юрист, 2012. - 234 с.
75. Чиркин В.Е. Современная концепция территориального публичного коллектива (сообщества) и публичной власти / В.Е. Чиркин // Вопросы правоведения. 2014. - N 1. - С. 21 - 29.
76. Юшин В.Ю. Гражданское общество в контексте теории естественного права / В.Ю. Юшин // Юридический мир. - 2014. - № 12. - С. 10 - 13.
77. Ястребова А.И. Взаимосвязь эффективности реализации принципов государственной гражданской службы и обеспечения конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации / А.И. Ястребова // Современное право. - 2015. - №11. - С. 19 - 23.
78. Информация о работе Конституционного суда Республики Татарстан за 2015 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Конституционного суда Республики Татарстан. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа : http://ksrt.ru/?page_id=141(дата обращения: 11.02.2015). - Загл. с экрана.
79. Официальный сайт Генеральной Прокуратуры РФ. Статистические данные [Электронный ресурс] - Электрон. текст. дан. - Режим доступа : http://genproc.gov.ru/stat/(дата обращения: 11.09.2015). - Загл. с экрана.
80. Официальный сайт Президента Республики Татарстан [Электронный ресурс] - Электрон. текст. дан. - Режим доступа :http://president.tatarstan.ru/biography.htm(дата обращения: 21.09.2016). - Загл. с экрана.
81. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации [Электронный ресурс] - Электрон. текст. дан. - Режим доступа : http://ombudsmanrf.org/content/doclad2014 (дата обращения:
21.09.2015). - Загл. с экрана.
82. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан [Электронный ресурс] - Электрон. текст. дан. - Режим доступа : http://upch.tatarstan.ru/(дата обращения: 21.09.2015). - Загл. с экрана.
III. Материалы юридической практики
1. По делу о проверке конституционности отдельных положений
федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. № 32-П // Вестник
Конституционного Суда РФ. - 2013. - №3.
2. По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П // Российская газета. - 2003. - №150.
3. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Литвиненко Владимира Александровича на нарушение его конституционных прав подпунктом 9 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах» и положением пункта 10 статьи 44 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. №1706-О [Электронный ресурс] - Электрон. текст. дан. - Режим доступа :
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=437536 (дата
обращения: 21.09.2015). - Загл. с экрана.
4. Определение Верховного Суда РФ от 24 августа 2015 г. № 16-КГ15-
17 [Электронный ресурс] - Электрон. текст. дан. - Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=437635 (дата
обращения: 21.09.2015). - Загл. с экрана.
5. По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112
(часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление
Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П // Вестник
Конституционного Суда РФ. - 1999. - №3.
6. По запросу Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 г. № 491 -О // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2006. - №2.