ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Понятие, сущность и виды эффективности предприятия 8
1.2 Принципы и методы оценки эффективности деятельности предприятия.. .17
1.3 Проблемы и перспективы фитнес индустрии в современных условиях 26
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 33
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Риджина» 33
2.2 Анализ основных экономических показателей предприятия 35
2.3 Проблемы и основные направления повышения эффективности
деятельности ООО «Риджина» 50
3. БИЗНЕС-ПЛАН ПО РАСШИРЕНИЮ КЛИЕНТСКОЙ БАЗЫ ООО
«РИДЖИНА» 57
3.1 Резюме 57
3.2 Описание реализуемого проекта 57
3.3 Краткая характеристика предприятия 59
3.4 Описание услуг 60
3.5 Анализ рынка и конкурентов 66
3.6 Маркетинговый план 72
3.7 Организационный план 74
3.8 Финансовый план 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Мир бизнеса прагматичен и суров. В нем нет места мягкости. Он лишен от сентиментальности и далек от благотворительности.
В настоящее время в условиях перехода к рыночным отношениям на предприятиях и организациях бурно протекает процесс совершенствования форм и методов работы.
Сложность современной экономической ситуации, отсутствие четких ориентиров в развитии предприятий и организаций, нестабильность финансовых и хозяйственных отношений ставят сегодняшнего предпринимателя в зависимость от ряда трудно поддающихся анализу и контролю факторов. Сложность ситуации в значительной степени усугубляется отсутствием опыта ведения хозяйственно-экономической деятельности руководителями фирм и компаний в условиях рыночных отношений. Отказ от плановых форм ведения хозяйства, централизованного управления экономикой, планового установления цен на продукцию и потребляемые ресурсы ставит перед современным предпринимателем совершенно незнакомый ему круг задач, от качества, решения которых в значительной степени зависит финансово-экономическое состояние фирмы, ее конкурентоспособность, возможность динамического развития. В круг этих задач входят: производственная и ценовая политика, маркетинг и сбыт, вопросы стратегического управления и планирования, финансирование и кредитование текущих расходов и капитальных проектов. Данная ситуация вынуждает руководителя к поиску целостного методологического аппарата, способного к комплексной оценке экономической и финансовой ситуации предприятия, анализу наиболее значимых факторов, воздействующих на итоговые показатели деятельности фирмы, выработке на основе регулирования стратегии развития предприятия [1].
При всем многообразии форм рыночного предпринимательства существуют ключевые положения, применяемые практически во всех областях коммерческой деятельности для разных предприятий и организаций, необходимых для того, чтобы своевременно подготовиться, устранить потенциальные трудности, опасности и тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого бизнеса.
Успех в обычной рыночной торговле и в выходе фирмы с новым видом услуг на рынок, и даже в организации свободной экономической зоны невозможен без полного и ясного представления о перспективах предпринимательского дела, без разработки надежных предварительных ориентиров и реального плана действий [2].
Наиболее полно отвечающей предъявленным требованиям и способной к решению широкого круга актуальных задач является комплексная экономическая модель функционирования и развития предприятия, именуемая бизнес-планом.
Разработка бизнес-плана - важное условие для начала организации бизнеса и его функционирования. В идеале каждое предприятие должно иметь разработанный набор целей и задач, продумать стратегию преобразования целей в действия. В маркетинге принято считать, что наличие бизнес плана является одним из инструментов повышения доходности предприятия и защищает от неоправданных рисков [3].
В целях увеличения объема прибыли, рентабельности своей работы предприятие должно постоянно разрабатывать проекты, которые предусматривают вложение финансовых ресурсов в создание новых технологий, организацию новых производств, реконструкцию производственных платежей и оборудования для выпуска конкурентоспособных товаров на внутреннем и внешнем рынках, строительство филиалов и цехов, приближенным к источникам сырья и рынка сбыта. Каждый из этих проектов должен быть основан на бизнес-плане от идеи до расчета конкретной суммы прибыли, которая будет получена от его реализации.
Наиболее активно бизнес-план используется при поиске инвесторов: новых акционеров, кредиторов, спонсорских вложений и т.д. Помогает бизнес- план крупным предпринимателям и фирмам, которые собираются расширить дело, купив пакет акций существующей фирмы или организовав новую организационно-производственную структуру.
Таким образом, бизнес-план представляет собой программу, которая описывает экономико-организационную сторону проекта, реализация которого должна принести прибыль предприятию-инвестору.
Одним из главных вопросов является методика составления бизнес- планов, необходимых для решения вопросов, связанных с обоснованием перспектив развития предприятий и организаций, возможности получения банковских кредитов, осуществление структурной перестройки производства, создания условий для организации более эффективной и рентабельной работы. Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми столкнется предприниматель при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной среде, сформировать и обеспечить пути решения этих проблем [4].
Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.
Составлению бизнес-плана предшествует определение целей собственного бизнеса в целом и бизнес-плана в отдельности. При этом определяются деловые, общие и личные цели, что является основой оценки успешного бизнеса как личного успеха предпринимателя.
Большинство предпринимателей обращаются за помощью к сторонним специалистам при разработке бизнес-плана [5]. Этот факт свидетельствует о том, что самостоятельно предпринимателю сложно разработать бизнес-план.
Составление бизнес-плана требует совместной работы со специалистом в этой области.
Все предприятия нуждаются в бизнес-плане. Тем не менее, для многих необходимость разработки бизнес-плана не является неоспоримой истиной. Многие коммерческие фирмы не имеют официально принятых планов.
О допущенных ошибках, просчетах, потерях становится известно только при сдаче баланса, хотя и обстоятельные отчеты не смогут вернуть потерянные деньги и время. По этой причине многие предприятия оказались в сложном финансовом положении или вообще на грани банкротства.
Приведенные данные по распространенности бизнес - планирования свидетельствуют фактически о том, что подавляющее большинство предпринимателей слабо ориентированы в своем бизнесе на использование комплексного и системного подхода, как правило, разрабатываемого в бизнес- плане. Между тем, разработка бизнес-плана является важным инструментом изучения рынка, оценки необходимых инвестиций и затрат, определения показателей развития предприятия и путей увеличения его доходности [6].
Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, никогда не заменит планирования: разработки долгосрочного и перспективного бизнес-плана. С его помощью можно привлечь необходимые именно в данный момент финансовые ресурсы. Он поможет двигаться в море рыночных отношений.
Стратегическое планирование является основой любого другого планирования и деятельности предприятия вообще. Поэтому разработке хорошего бизнес-плана следует уделять первоочередное внимание.
Цель данной работы:
• на основе анализа деятельности предприятия разработать бизнес-план.
Задачи работы:
• раскрыть сущность и значение бизнес-плана для организации успешного бизнеса;
• разработать бизнес-план на примере организации ООО «Риджина».
Методы сбора и обработки информации, необходимой для анализа деятельности предприятия:
• статистический метод исследования;
• аналитический метод исследования.
Бизнес - план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого дела, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Он является основным средством менеджмента. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения.
Основными целями разработки бизнес-плана являются: планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов; уяснить степень реальности достижения намеченных результатов; доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте; финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.
Разработка бизнес-плана позволяет корректировать собственную деятельность, вырабатывать наиболее оптимальную стратегию развития.
В результате проделанного нами исследования, была полностью раскрыта обусловленная тема исследования. С помощью теоретического материала, всестороннего изучения предприятия ООО "Риджина" и анализа конкурентов существующего рынка фитнес-клубов г. Санкт-Петербург, а также выявления возможностей и угроз ООО "Риджина", была разработана стратегия для данного фитнес-клуба.
Все рассмотренные методики разработки стратегии были изучены, была выбрана оптимальная методика для применения на рассматриваемом примере. Изучив деятельность предприятия ООО "Риджина", мы пришли к выводу, что предприятие имеет хорошие условия для дальнейшего развития и занятия высоких позиций на рынке спортивно-оздоровительных услуг. Исходя из условий рынка и возможностей предприятия, был предложен вариант стратегии роста, призванный увеличить долю рынка предприятия, а также положительно повлиять на объемы продаж, тем самым способствуя развитию предприятия.
По нашему мнению, грамотная и четкая стратегия является одним из ключевых факторов успеха компании. Правильно поставленные цели, анализ конкурентной ситуации в данном территориальном секторе, определение характера и интенсивности конкуренции и анализ перспектив развития призваны помочь ООО "Риджина" в конкурентной борьбе.
1. Горфинкель В.Я. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф.В.А. Швандера. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015
2. Волкова О.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник /Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Деветкина. - 4-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2015- 601с. - (Серия «Высшее образование»).
3. Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: учебник/ Г.А. Кандаурова (и др.); под общ. ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. - Мн.: Современная школа, 2015.-476 с.
4. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - №237
5. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. акад. Г.Б. Поляка. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 527 с.
6. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической
деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. М.:
Издательство «Дело и Сервис», 2013.
7. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности/Под ред. В.Н. Стражева.— Минск: Высшая школа, 2014.
8. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. M.: Издательство «Дело и сервис», 2014.
9. Ковалев В.В. Финансовый анализ.— М.: Финансы и статистика, 2015.
10. Кучеренко С.А. Диагностика и прогнозирование финансового состояния организации /С.А. Кучеренко // Экономический анализ: теория и практика. - 2014.-№23(104). - С.19-23.
11. Лапуста М.Г. Справочник директора предприятия / Под ред. проф. М.Г.
Лапусты. 9-е изд., испр., измен. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 912 с.
12. Управление физкультурным движением и спортивный менеджмент. Библиография 2015г.
13. Менеджмент спорта и туризма. Жолдак И.В.Советский спорт.2014.
14. Грузинов В.П. Экономика предприятий: Учеб. пособие / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов - 3-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 208 с.
15. Грузинов В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): Учеб. для вузов / В.П. Грузинов - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2014. - 795с
16. Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: учебник/
Г.А. Кандаурова (и др.); под общ. ред. Г.А. Кандауровой, В.И.
Борисевича. - Мн.: Современная школа, 2015.-476 с.
17. Карасева И.М. Финансовый менеджмент: учеб. пособие по
специализации «Менеджмент орг.»/И.М. Карасева, М.А. Ревякина; под ред. Ю.П. Анискина. - М.: Омега -Л, 2016- 335 с.
18. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2016- 424 с.
19. Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов /Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.М. Бурмистрова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.- 368 с.
20. Кучеренко С.А. Диагностика и прогнозирование финансового состояния сельскохозяйственной организации /С.А. Кучеренко // Экономический анализ: теория и практика. - 2014.-№23(104). - С. 19-23.
21. Лыгина Н.И. Сравнительная оценка методики определения стоимости источников средств предприятия / Н.И. Лыгина// Экономический анализ: теория и практика. - 2014.-№4(85). - С.3-4.
22. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности
предприятия: Учеб. Пособие для вузов/ Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова; Под ред. проф. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.-
471с.
23. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учебное пособие / Г.В. Савицкая.-6-е изд., стер. - Мн.: Новое знание, 2016.- 652 с.
24. Карлин Т.Р. Анализ финансовых отчетов: учебник M. : ИНФРА - M, 2015.
25. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник / П.Н. Шуляк - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко»-2014.-4-е изд., перераб. и доп.- 752 с.
26. Причкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. / Л.В. Причкина - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2015. - 360 с.
27. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 639 с.
28. Баканов М.И., ШереметА.Д. Теория экономического анализа.— М.: Финансы и статистика, 2016
29. Вагин А.П., Митирко В.И., Модин А.В., Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ) - М: “Дело”, 2014.
30. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений СПБ» Издательский Торговый Дом «Герда», 2015.
31. Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э.Маркарьян. - изд.2-е, исправ. и дополн. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 560 с.
32. Приказ ФСФО от 23 января 2001 г. №16 «Об утверждении «Методических рекомендаций по проведению анализа финансового состояния организаций». Сборник законов РФ. С изменениями и дополнениями на 30 ноября 2015 года. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2015. - 928 с.
33. Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг/ В.Ф. Протасов - М.: «Финансы и статистика», 2015. - 536 с.
34. Гиляровская Л.Т. «Экономический анализ»
35. Бесташвили Т. «Организационно-экономические факторы становления фитнес клуба»
36. «Презентация компании Bear technique »,
URL: http://www. slideshare.net/savinaga/bear-technique-1.
37. «Обзор рынка фитнес центров Санкт-Петербурга по итогам 2009 года» URL: www.estimation.ru/ru/analytics/2010/03/25-1/
38. «Исследование состояния рынка Фитнес-услуг »
URL: www.bestgroup.ru/news/analytics/5 .html/
39. Портал «Коммерсант. ru» Рынок со здоровым потенциалом роста,
URL: http://www.kommersant.ru/doc/865421
40. «Обзор российского рынка фитнес-услуг »
URL: http://www.marketcenter.ru/content/document_r_3CA0BFB4-5745-
468B-85D8-5AF8A960CAE6.html
41. «Потребители фитнеса». URL: http://onbeauty.ru/life/1101.html.
42. «Опрос экспертов рынка фитнес-индустрии»
URL: http://mb-buro.ru/opros-ekspertov-ryinka-fitnes-industrii-
ekaterinburga.html