Введение 3
1. Недобросовестная конкуренция: понятие и признаки 5
2. Виды и формы проявления недобросовестной конкуренции 10
3. Механизмы и методы борьбы с недобросовестной конкуренцией 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Рыночная экономическая система, которая действует в РФ подразумевает конкуренцию производителей и покупателей. Конкуренция позволяет компаниям производить товары и услуги, которые могли бы лучше всего удовлетворить спрос потребителей на интересующие продукты. При этом у компаний существует соблазн прибегнуть к недобросовестной конкуренции, которая будет дискриминировать других участников рынка. В настоящей работе мы подробно рассмотрим недобросовестную конкуренцию как разновидность противоправного и преступного поведения юридических лиц.
Подобная противоправная конкуренция подразумевает нарушение действующего законодательства, которое регулирует права и обязанности участников рыночных отношений. При этом частными разновидностями недобросовестной конкуренции могут выступать запрещенные методы воздействия на субъектов рынка: шантаж, демпинг, подкуп, устрашение, насилие. В рамках рынка большое значение для конкуренции имеет деловая репутация субъекта, что позволяет ему приносить прибыль. Ухудшение репутации посредством недобросовестной конкуренции изменит спрос на товары и услуги, что может привести к банкротству.
Указ Президента РФ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» в 2017 г. привел к разработке и утверждению «Национального плана развития конкуренции в стране на 2018 - 2020 годы». Этот план подразумевает функционирование минимум трех субъектов на любом товарном рынке, при этом один субъект обязательно должен представлять в конкурентной сфере частный бизнес, ограниченную монополию и организацию с государственным участием. Отметим, в 2020 году целевой показатель госзакупок должен увеличиться в два раза относительно 2018 г. для малого и среднего бизнеса. При этом государственные органы надзора должны добиться двукратного снижения объема антимонопольный нарушений. Но данные показатели в 2020 году не достигли целевого уровня, что говорит о недостаточной правовой базе в этом вопросе. В связи с этим актуальность представленной работы диктуется недостаточным анализом недобросовестной конкуренции, ее видов и форм, а так же методологией борьбы с ней.
Объектом исследования выступает недобросовестная конкуренция в современной рыночной системе и ее правовое положение.
Предметом исследования выступает правовая практика по определению и пресечению недобросовестной конкуренции в различных формах.
Цель работы заключается в анализе недобросовестной конкуренции, ее видов и форм, а также методов борьбы с ней.
Для решения определенной нами цели нужно решить ряд задач:
- Проанализировать сущность недобросовестной конкуренции;
- Определить и рассмотреть формы и виды недобросовестной конкуренции;
- Рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую рыночные правоотношения субъектов;
- Рассмотреть примеры из правовой практики и определить методы борьбы с недобросовестной конкуренцией.
Степень научной разработанности проблемы – на данный момент времени теме недобросовестной конкуренции посвящено много научных статей, монографий и исследований. Необходимо рассмотреть эти источники и создать качественную теоретическую выжимку, которую можно было бы применить в различных исследованиях и законах по борьбе с недобросовестной конкуренцией.
Теоретико-методологическую базу нашего исследования составили концептуальные работы таких авторов, как К.Н. Алешин, И.Ю. Артемьев, Е.А. Большаков, Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р., Ионова А.Ф., Писенко К.А., Романов А.Н., Селезнева И.Н., Султанов А.Р., Шретер В. А. и др.
В заключении необходимо сказать, что современная эффективная рыночная система невозможна без конкуренции субъектов предпринимательской деятельности. Конкуренция, как экономическая категория, базируется на соперничестве производителей товаров и услуг в равных условиях, что побуждает этих субъектов рынка создавать более качественную, дешевую, привлекательную продукцию. Однако юридическая теория дает свое определение этому процессу экономического соперничества.
«Недобросовестная конкуренция» как юридический термин определен в Федеральном законе N 135-ФЗ «О защите конкуренции» от от 26.07.2006. В данном юридическом документе под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия субъектов предпринимательской деятельности, которые обеспечивают преимущества при ведении бизнеса. При этом такие действия должны быть запрещены нормативно-правовыми актами РФ, требованиям добропорядочности, обычаям делового оборота, справедливости и разумности.
Многие ученые хотят видеть в отражении понятия «недобросовестная конкуренция» ссылку на права не только хозяйствующих субъектов, но и потребителей, чьи права нарушаются производителями товаров, услуг, работ. К основным признакам недобросовестной конкуренции при этом можно отнести нарушение действующего законодательства, направленность деятельности на нарушение прав и интересов, и причинение конкурирующим хозяйствующим субъектам убытков и вреда.
Система противодействия недобросовестной конкуренции в юридической практике РФ сложилась под воздействием местных особенностей, но и имеет заимствования из международной практики. РФ находится в стадии развития рыночной системы, поскольку рыночные отношения в полной мере возникли только 30 лет назад. При этом экономика РФ включает административный или государственный монополизм в чувствительных для экономики сферах, на пример обеспечение газом. Вторая особенность заключается в наличии монополий государственных органов или органов местного самоуправления. К примеру, монополии водоканалов в муниципалитете, при этом ценообразование на воду регулируется постановлением главы города. Антимонопольное законодательство распространяется на эти субъекты хозяйствующей деятельности, и регулируют их функционирование.
Рассматривая основные задачи антимонопольного закона, то он регулирует деятельность государственных органов, которые обязаны осуществлять надзор и методы борьбы с недобросовестной конкуренцией и картельными сговорами, которые подразделяются на: противодействие государственным субъектам и иным участникам рынка, которые ограничивают, блокируют или противодействуют добросовестной конкуренции; надзор за естественными монополиями; отслеживание проявлений недобросовестной конкуренции в рыночной среде и инициация возбуждения антимонопольных дел по указанным делам.
Деятельность ФАС направлена на достижение добросовестной конкуренции, а так же на ликвидацию неестественных рыночных монополий. Базовая проблема применения методов антимонопольных действий связывают с низким развитием отечественного товарного рынка. Однако развитие системы предупреждений ФАС, а так же дополнительных методов надзора за субъектами предпринимательской деятельности позволит добиться высокоэффективной конкурентной среды и минимизировать недобросовестную конкуренцию как экономический и правовой феномен.
1. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017). – СПС «КонсультантПлюс»;
2. Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства [Электронный ресурс]: Приказ ФАС России от 22.01.2016 N 57/16 (Зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2016 N 41723). – СПС «КонсультантПлюс»;
3. О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: ФЗ от 06.12.2011 N 401-ФЗ (ред. от 05.10.2015). – СПС «КонсультантПлюс»;
4. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, выдаче и исполнении предупреждений [Электронный ресурс]: ФАС России от 25.12.2018 N СП/106730/18. – СПС «КонсультантПлюс»;
5. О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции [Электронный ресурс]: Разъяснение Президиума ФАС России от 07.06.2017 N 8 (утв. протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 N 11). – СПС «КонсультантПлюс»;
6. Определение ВАС РФ от 30.06.2009 № 10740/08 по делу № А40- 25769/07-152-183 [Электронный ресурс] // Доступ из справ-прав. системы «КонсультантПлюс».
7. Постановление Президиума ВАС РФ от 15.04.2014 N 18403/13 по делу N А43-26473/2012 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс»;
8. Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 30.03.2015 N С01-53/2015 по делу N СИП-744/2014 [Электронный ресурс] // Картотека арбитражных дел: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/ec6aa97d-3fb8- 41fd-ae07-68b9aa9026f6/5747954c-83e5-43e6-918d-2b3c10f9f5e7/SIP-744- 2014_20150330_Reshenija_i_postanovlenija.pdf
9. Постановление Седьмого Арбитражного апелляционного суда по делу № А45-14918/2018 [Электронный ресурс] // Картотека арбитражных дел. URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/5c320535-3423-411d-afa2- 16c3eed67e73/90bb30c1-3cb5-4a49-9564-98f635a808de/A45-14918- 2018_20181228_Reshenija_i_postanovlenija.pdf
10. Рекомендации по порядку применения статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции [Электронный ресурс]: ФАС России от 30.08.2016 N ИА/59698/16. – СПС «КонсультантПлюс»;
11. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-12717/2018 [Электронный ресурс] // Картотека арбитражных дел. URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/cb5a4936-13b5-46ed-8e6f-844929b86db5/0cd17346-28a2-4d7f-b0ca-e427dd16693f/A65-12717- 2018_20180822_Reshenie.pdf
12. Решение и предписание ФАС России в отношении ООО «АЛКОА РУС» (недоступная ссылка). Дата обращения: 01 декабря 2021. Архивировано 4 марта 2016 года.
13. Елизаров В., Свечников Е. Проблемы применения института предупреждения / Конкуренция и право. -2016. - N 6. - с. 8 - 11.
14. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" (постатейный) / К.Н. Алешин, И.Ю. Артемьев, Е.А. Большаков и др.; отв. ред. И.Ю. Артемьев. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, - 2016. - 1024 с.
15. Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере [Электронный ресурс]: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016. – СПС «КонсультантПлюс»;
16. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Г. Цыганова.-М.: Логос, 2019.-368с.
17. Бобров Н.К. Конкурентная борьба // Маркетинг.-2020.-№5.-с.24-28
18. Городов О.А. Понятия «недобросовестная конкуренция» и «приобретение исключительных прав» [Электронный ресурс] // Информационный портал. URL: http://ppt.ru/news/60893
19. Дозорцев В. А. Недобросовестная конкуренция или несправедливая? // Юридический мир. 1997. № 4. С. 33
20. Еременко В. И. О пресечении недобросовестной конкуренции // Вопросы изобретательства. 1992. № 1–2. С. 29.
21. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Система обеспечения конкурентоспособности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом.-2017.-№4.-с.15-24.
22. Каминка А. И. Очерки торгового п права. М.: Зерцало, 2007. С. 270–271.
23. Касьянов Ю. Проблемы российского антимонопольного законодательства // Законодательство и экономика. 2000. № 6. С. 37
24. Нешитой А., Сухорев О. Конкурентоспособность и условия воспроизводства // Экономист.-2017.-№3.-с.3-12
25. Писенко К.А. О законодательных пробелах и проблемах регулирования антимонопольного контроля / Законы России: опыт, анализ, практика. - 2017. - N 6. - с. 61 – 67;
26. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь: [В 2 т.] - М.: Сов. энцикл., 1991-. - 27 с.
27. Романов А.Н. Маркетинг -М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2017 - 283с.
28. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. – М. Эксмо, 2016. 720 с
29. Селезнева И.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. Пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020г. - 479с.
30. Султанов А.Р. О допустимости обжалования предупреждений антимонопольных органов в судебном порядке // Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики) / под ред. В.Ф. Яковлева. М.: КОНТРАКТ, - 2015. - Вып. 21. - с. 175 - 183.
31. Шретер В. А. Недобросовестная конкуренция: сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича. М., 2005. С. 551.