Введение
1 Теоретические аспекты учета и анализа издержек обращения в торговой организации
1.1 Экономическая сущность и содержание издержек обращения как объекта учета
1.2 Бухгалтерский учет издержек обращения
1.3 Методика анализа издержек обращения
2 Учет издержек обращения в торговой организации на примере
ООО «Карат-Терминал»
2.1 Краткая характеристика ООО «Карат-Терминал»
2.2 Синтетический и аналитический учет издержек обращения и его документальное оформление
2.3 Динамика состава и структуры издержек обращения
2.4 Факторный анализ издержек обращения и предложения по сокращению расходов в торговой организации
Заключение
Список использованных источников
Развитие любого производства не представляется возможным без реализации созданных им товаров. Реализация происходит в сфере обращения, одним из важнейших видов которой является торговля. Торговая деятельность как вид хозяйственной деятельности представляет собой процесс реализации товаров, приобретенных с целью последующей перепродажи без дополнительной переработки. Как отрасль торговля отличается от других отраслей хозяйства низкой фондоемкостью, широким применением живого труда, высокой потребностью в оборотных средствах и более быстрой их оборачиваемостью.
Оценивая деятельность торговых организаций, нельзя упускать из виду учет и анализ издержек обращения. Именно большое количество составляющих затрат издержек обращения в торговой деятельности, а также каждодневное совершенствование технологий и появление на рынке сбыта новых конкурентов, заставляет руководителей искать новые пути развития. В этой связи именно анализ издержек обращения дает возможность выявить, насколько эффективно используются ресурсы в торговом процессе.
Проблемам учета и анализа издержек обращения уделяется большое внимание в отечественной и зарубежной литературе. Различные аспекты учета издержек обращения рассмотрены в работах таких отечественных авторов как Н.П. Кондраков [21], М.А. Вахрушина [17], Е.А. Мизиковский [28], В.Ф. Палий [29]. Анализу издержек обращения посвящены труды Т.И. Арзумановой [16], Ю.К. Баженова [33], А.И. Гребнев [20], Г.Г. Иванов [19], Л.И. Кравченко [27], М.Ш. Мачабели [16] и других.
Актуальность проблем, связанных с учетом и анализом издержек обращения, предопределили выбор темы выпускной работы.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка мероприятий по оптимизации учета издержек обращения и предложений по сокращению расходов торговой организации.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность и содержание издержек
обращения как объекта учета;
- изучить бухгалтерский учет издержек обращения;
- систематизировать методику анализа издержек обращения;
- дать краткую характеристику ООО «Карат-Терминал»;
- рассмотреть синтетический и аналитический учет издержек обращения и его документальное оформление. Выявить проблемы учета издержек обращения и пути их решения;
- проанализировать динамику состава и структуры издержек обращения;
- провести факторный анализ издержек обращения и разработать предложения по сокращению расходов в торговой организации.
Объектом исследования выступила торговая организация г. Альметьевск ООО «Карат-Терминал».
Предметом данной работы является процесс учета и анализа издержек обращения в торговой организации.
Методической основой данной работы является комплекс общенаучных методов, таких как общетеоретический и сравнительный методы, анализ, синтез, аналогия, прогнозирование, системный подход.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы явились нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие отдельные правовые и экономические аспекты хозяйственной деятельности, такие как Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), Федеральный закон «О бухгалтерском учете», а также научные труды отечественных авторов по вопросам методики учета и анализа издержек обращения в торговой организации.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты учета и анализа издержек обращения в торговой организации. Вторая глава посвящена изучению действующей практики учета издержек обращения на примере ООО «Карат-Терминал».
Практическая значимость заключается в определении проблем учета и анализа издержек обращения на современном этапе, разработке направлений совершенствования данного участка учета и предложений по сокращению расходов торговой организации.
Исследование теоретических и практических аспектов учета и анализа издержек обращения, проведенное в настоящей работе позволило достичь уели работы и решить все поставленные задачи.
Основными хозяйственными процессами в торговле являются приобретение и реализация товаров, которые относятся к сфере обращения. Затраты, связанные- с процессом обращения товаров, называются издержками обращения. Именно большое количество составляющих затрат издержек обращения в торговой деятельности, а также каждодневное совершенствование технологий и появление на рынке сбыта новых конкурентов, заставляет руководителей искать новые пути развития. В этой связи именно анализ издержек обращения дает возможность выявить, насколько эффективно используются ресурсы в торговом процессе.
Объект исследования работы - ООО «Карат-Терминал» является одним из ведущих поставщиков материалов на строительном рынке юго- востока Татарстана, включает в себя 5 магазинов и оптово-розничный отдел.
Бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией, которая управляет финансовыми операциями ООО «Карат-Терминал», разрабатывает планы его доходов и расходов, контролирует поступление на расчетный счет денежных средств и порядок их расходования, обеспечивает выплату налогов в бюджет.
Учет- издержек обращения осуществляется на счете 44 «Расходы на продажу». Расходы на продажу исследуемой торговой организацией списываются на отдельный субсчет 90.40 «Коммерческие расходы».
По результатам проведенного исследования учета издержек обращения в ООО «Карат-Терминал» выявлены следующие ошибки в бухгалтерском учете данного вида затрат организации:
- бухгалтерией организации не правильно разнесены бухгалтерские записи в части формирования расходов компании. Так, среди издержек обращения в декабре 2015 года учитывались затраты ООО «Карат-Терминал» на заработную плату работников участка «Администрация» (заработная плата финансового директора), хотя целесообразнее расходы, собираемые по счету 26 «Общехозяйственные расходы» относить к управленским расходам компании.
- выявлен факт отнесения штрафов от Пенсионного фонда за несвоевременное представление формы РСВ-1 за 2015 год к коммерческим расходам в составе затрат на маркетинговую деятельность, хотя их целесообразнее отнести к «Прочим расходам», собираемым на счете 91 «Прочие доходы и расходы» с открытием соответствующего субсчета. ООО «Карат-Терминал» начислен штраф в размере 1000 рублей.
ООО «Карат-Терминал» в целях совершенствования учета затрат, предлагается внести исправительные бухгалтерские записи. Данные исправительные бухгалтерские записи повлияют на показатели отчета о финансовых результатах компании. Изменения произойдут по статьям отчета о финансовых результатах ООО «Карат-Терминал»
Таким образом, предлагаемые исправительные бухгалтерские записи позволят ООО «Карат-Терминал» более полно учитывать издержки обращения.
Ключевыми резервами снижения могут стать несколько мероприятий.
В связи с ростом транспортных расходов, которые связаны с ростом числа клиентских встреч с партнерами ООО «Карат-Терминал» со стороны представителей отдела закупок и отдела продаж, предлагается сконцентрироваться на Интернет-технологиях (например, веб-конференции) и использовать такие средства, как Microsoft Office Live Meeting. Это позволит проводить онлайновые презентации для клиентов, что сократит затраты на транспорт сотрудников ООО «Карат-Терминал».
Необходимо внедрить энергосберегающие технологии в организацию. Для сокращения затрат на услуги связи также предлагается использовать современные технологии, которые пока не применяются в ООО «Карат- Терминал». Так, можно сократить телефонные линии, настроив получение и отправку факсов с помощью компьютеров.
Также особое внимание ООО «Карат-Терминал» следует уделить созданию маркетинговой стратегии:
1. ООО «Карат-Терминал» рекомендуется максимизировать затраты на стимулирование сбыта (самое простое решение - это скидки для постоянных клиентов, скидочные акции к различным праздникам и т.п.). Компании необходимо максимально широко проинформировать целевую аудиторию о своей компании и ее услугах.
2. Направления коммуникационной работы ООО «Карат-Терминал» по привлечению целевых сегментов: мероприятия прямого маркетинга, прямая почтовая рассылка, PR-акции, интернет-продвижение. Также перспективным направлением является работа с тематическими форумами в сети.
3. Параллельно с интернет-продвижением должна вестись рекламная или PR-кампания (начинать необходимо с мероприятий Public Relations, это обеспечит более широкую степень известности, которая затем будет закреплена и расширена с помощью рекламных коммуникаций).
4. Задачей рекламных акций является формирование и укрепление
имиджа компании, предлагающей лучшее на рынке соотношение «ассортимент/цена/сервис». Выбор медиа-носителей основан на принципах неагрессивного, доверительного воздействия на целевую аудиторию, высокой частоты контактов с рекламой и максимального присутствия на выбранных рекламных носителях. В качестве рекламных площадок предлагается использовать следующие медиа-носители: наружная реклама: щитовая программа, перетяжки; печатные СМИ; интернет: медийная реклама на крупных федеральных площадках
Применение предложенной стратегии маркетинга поможет компании выйти из кризиса и увеличить выручку на 20% к концу 2017 года. Эффективность работы ООО «Карат-Терминал» по маркетинговой деятельности в сочетании с новыми программами ценового стимулирования клиентов и грамотной работы квалифицированных менеджеров приведет к увеличению прибыли от реализации товаров.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 № 14-ФЗ.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от
26.11.2001 № 146-ФЗ.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
7. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
8. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах
бухгалтерской отчетности организаций».
9. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н «Об утверждении
Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01».
10. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
11. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об
утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99».
12. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении
Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации».
13. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
14. Абдрашикова С.Ю. Современные аналитические
возможности бухгалтерского баланса в отечественной и зарубежной практике // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 372-375.
15. Агафонова, М.Н. Бухгалтерский учет и документооборот в оптовой и розничной торговле / М.Н. Агафонова; РосБух. - М.:РосБух, 2011. - 704 с.
16. Арзуманова Т.И. Экономика организации: Учебник для бакалавров / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. М.: Дашков и К, 2014. - 240 с.
17. Бухгалтерский учет и анализ : учебник / А. Е. Шевелев, Е. В. Шевелева,Е. А. Шевелева, Л. Л. Зайончик. - М. : Кнорус, 2016. - 474 с.
18. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. пособие / под ред. Е.И. Костюковой. - М.: КноРус, 2016. - 270 с.
19. Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 33(327). - С.12-23
20. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия, - М.:
ИНФРА-М., 2010. - 356 с.
21. Иванов Г.Г. Экономика организации (торговля) : учебник / Г.Г. Иванов. М.: Инфра-М, 2016. - 352 с.
22. Иванова Н. В. Бухгалтерский учет на предприятиях торговли : учеб. пособие / Н. В. Иванова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с.
23. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2016. - 831 с.
Костюкова Е.И., Бобрышев А.Н. Перспективы закономерности развития отечественной системы управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. - 2014.- №40 (334). - С.23-31.
25. Котова К.Ю. Управленческий учет в России: предпосылки становления и перспективы развития / Котова К.Ю., Балеевских В.Г. // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 14. - С.16-19.
26. Котова К.Ю. Российское законодательство по бухгалтерскому учету и международные стандарты финансовой отчетности: регулирование основных положений / К.Ю. Котова, А.А. Филипьева // Вестник Пермского университета. Экономика. - 2013. - № 2(17). - С.54-67.
27. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: Новое знание, 2012. - 512 с.
28. Любушин Н.П.Экономический анализ: / Н.П. Любушин - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 - 575 с.
29. Мизиковский, Е.Д Финансовое положение предприятий: различные концепции / Е.Д. Мизиковский // Финансовая газета. - 2009. -№45. - С.11-17.
30. Палий В.Ф. Управленческий учет издержек и доходов (с элементами финансового учета). — М.: Инфра-М, 2006. — 279 с.
31. Патров, В.В. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. СПб.: Питер. - 2012. - 224 с.
32. Савинкина В.Ф., Баева Е.А. К вопросу об особенностях финансового и управленческого учета издержек обращения в торговых организациях / В.Ф. Савинкина, Е.А. Баева // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №4(050). - С.146-151.
33. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов / А.И. Гребнев, Ю.К. Баженов, О.А. Габриэлян и др. - М.: Экономика, 2008. - 409 с.