Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Работа №86325

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

гражданское право

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
250
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Сущность общественного питания. Развитие действующего законодательства о деятельности в сфере общественного питания 6
§ 1. Понятие и виды предприятий общественного питания. Деятельность в сфере общественного питания как правовая категория 6
§ 2. Законодательство Российской Федерации об общественном питании 16
Глава 2. Частноправовое регулирование отношений в области общественного питания 22
§ 1. Гражданско-правовое положение субъектов общественного питания 22
§ 2. Договорный режим осуществления деятельности в сфере общественного питания 27
§ 3. Гражданско-правовая ответственность при осуществлении деятельности в сфере общественного питания 39
Глава 3. Публично-правовое регулирование отношений в области обще-ственного питания
46
§ 1. Публично-правовые стимулы и ограничения деятельности в сфере общественного питания
46 § 2. Публично-правовая ответственность при осуществлении деятельности в
сфере общественного питания 56
Заключение 64
Список использованной литературы 71


Общественное питание - это выступающие вместе, как одно целое, пред-приятия разных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, которых объединяет производство, реализация и организация потребления кулинарного продукта.
Предприятия, которые осуществляют такой вид деятельности как оказание услуг общественного питания стали необычайно популярными сегодня. Действительно, различные формы обслуживания на предприятиях питания позволяют практически каждому современному человеку удовлетворить многие свои потребности, представленные не только непосредственно питанием, но и отдыхом, организацией праздников и просто приятным времяпрепровождением.
При этом многим известно, что услуги, предоставляемые предприятиями общественного питания, могут нести в себе и потенциальную угрозу для здоровья и даже жизни человека, если условия принятия пищи и сами продукты будут не-качественными. Для того чтобы исключить возможность нанесения вреда здоровью посетителей к предприятиям общественного питания государством предъявляются специальные требования.
Данные требования предъявляются на основании федеральных законов, и государственных стандартов. Каждое требование, в частности правила оказания услуг общественного питания должны чётко выполняться каждым предприятием, оказывающим подобные услуги.
Вследствие этого огромное значение имеет правовое регулирование сферы общественного питания.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обуславливается в первую очередь тем, что общественное питание является крупной отраслью народного хозяйства, в которой возникает определенный комплекс различных проблем, требующих ввиду недостаточного регулирования нормами права, все-стороннего изучения. Проблема правового регулирования организации и деятельности предприятий общественного питания — одна из них. Выбор темы квалификационного исследования обусловлен следующими основными моментами.
Во-первых, тем особым значением, которое придается общественному питанию. Отмечая важность общественного питания в жизни нашего общества, необходимо уделять большое внимание его развитию, а именно: росту сети предприятий общественного питания, оснащению предприятий данной отрасли современным оборудованием, снабжению их полуфабрикатами промышленно¬го производства, улучшению качества выпускаемой ими продукции и повышению культуры обслуживания.
Во-вторых, состоянием законодательной регламентации отношений, возникающих между гражданами и предприятиями общественного питания, которая в настоящее время явно не соответствует требованиям практики. Достаточно сказать, что отмеченные отношения регулируются лишь общими положениями гражданского законодательства и большим числом различных ведомственных нормативных актов.
В-третьих, недостаточным уровнем научной проработки данной проблемы. Вопросы общественного питания анализировались и исследуются в основном представителями экономической науки. Однако в общественном питании возникают не только экономические, но и правовые вопросы вообще и гражданско-правовые в частности. Вместе с тем работ (включая статьи), посвященных отдельным, частным гражданско-правовым вопросам общественного питания, в юридической литературе на сегодняшний день немного.
Целью работы является формирование целостного научного представления о правовом регулировании в сфере общественного питания.
Задачами работы являются:
- Определение понятия и видов предприятий общественного питания
- Анализ законодательства Российской Федерации об общественном питании
- Выявление гражданско-правового положения субъектов общественного питания
- Исследование договорного режима осуществления деятельности в сфере общественного питания
- Описание гражданско-правовой ответственности при осуществлении деятельности в сфере общественного питания
- Изучение публично-правовых стимулов и ограничения деятельности в сфере общественного питания
- Раскрытие понятия публично-правовой ответственности при осуществлении деятельности в сфере общественного питания
Предметом исследования работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере общественного питания.
Объектом исследования является правовое регулирование в сфере общественного питания.
Выявляя уровень научной разработанности проблематики, необходимо учитывать, что данная тематика ранее анализировалась у таких авторов, как Бе-режная, Аграновский, Аносова, Кучер в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях.
Теоретико-методологическую основу изучения составили такие группы источников, как авторские издания по исследуемой проблематике, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству) и научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.
Структура работы состоит из введения, трех глав основной части, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Предприятие общественного питания - это предприятие, специализированное на производстве кулинарного продукта, булочных и мучных кондитерских изделий, их реализации и организации потребления
2. Предприятия общественного питания можно классифицировать по разным основаниям:
A. Ресторан - производство, в котором имеется оптимальный ассорти-мент блюд, сложных в изготовлении. В него включают также фирменные и заказные, кондитерские и табачные изделия, разнообразные напитки. Подобная структура общественного питания обладает повышенным уровнем комфорта и обслуживания, который должен сочетаться с организацией досуга и отдыха.
Б. Бар представляет собой заведение, реализующее крепкие алкогольные, смешанные, безалкогольные, слабоалкогольные напитки, а также десерты, быстрые закуски, кондитерские и иные изделия. В нем обязательно должна быть стойка.
B. Кафе является особым предприятием, которое оказывает услуги по организации отдыха и питания потребителей. В нем предоставляется ограниченный по сравнению с ресторанами ассортимент продукции. В кафе обычно реализуются заказные, фирменные и оригинальные блюда, напитки и иные изделия.
Г. Столовая - доступное и обслуживающее конкретный контингент граждан предприятие, которое производит и реализует блюда в соответствии с установленным меню. Оно должно быть разнообразно и составляться по дням недели.
Д. Закусочная представляет собой организацию, имеющую ограниченный ассортимент блюд простого приготовления. Меню готовится из определенных видов сырья. Такие предприятия общественного питания предназначаются для быстрого обслуживания посетителей. В настоящее время во всех странах они представлены разными видами (фастфуды, пиццерии и так далее).
3. Правовое регулирование осуществляется на основе нормативно - правовых актов, устанавливающих правовое положение предприятий общественного питания, структуру органов государственного регулирования сферы услуг, порядок исполнения и заключения хозяйственных договоров, порядок решения споров предприятий питания, правила оказания услуг, защиту прав потребителей, охрану прав собственности, порядок формирования и регулирования неких вопросов контрактной системы, а так же вопросы, связанные с эстетикой организации питания, и т. д.
4. Все нормативно - правовые акты, имеющие прямое отношение к регулированию общественного питания, должны соответствовать конституционным принципам. Применительно к предприятиям общественного питания, законодательство РФ можно разделить на общее (регулирование отдельных сторон экономики) и специальное (регулирование сферы общественного питания).
К законодательным актам общего регулирования относится Гражданский кодекс РФ, создающий для государственного регулирования рыночных отношений конкретные правовые рамки.
5. Специальное правовое регулирование общественного питания основнно на указах президента РФ, актах федеральных министерств и ведомств, постановлениях правительства РФ, а также на постановлениях, инструкциях, актах органов госвласти субъектов РФ.
6. На право осуществления услуг общественного питания требуется специальное разрешение - лицензия, получаемая в установленном государственном порядке с соблюдением требований и условий, выполнение которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензированию подлежит деятельность предприятий общественного питания по предоставлению услуг в целом, а также дополнительно: продажа отдельных видов товаров, например алкогольной и табачной продукции. Лицензирование - это способ защиты субъектов рынка от действий непрофессиональных участников, форма регулирования и контроля государства за деятельностью субъекта.
7. Так же следует отметить, что правовое регулирование деятельности предприятий общепита в настоящее время не имеет единого нормативно-правового акта на уровне закона, который охватил бы весь комплекс взаимоотношений в этой сфере.
Кроме того, первостепенную роль в данной сфере играет контрольно-регулирующая функция государственного регулирования.
В рыночной экономике роль государства заключается в том, чтоб установить «правила игры», определить направления развития, поддержать нормальное функционирование регулирующих механизмов.
8. Организации общественного питания должны придерживаться установленных в государственных стандартах, противопожарных, санитарных правилах, технических и нормативных документах, (например, СанПиН 2.3.6.1079-01) обязательных требований безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества (п.6 Правил). В соответствии со ст. 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на безопасность оказываемых услуг для его существования, самочувствия, имущества, окружающей среды. Это право сопряжено с правом потребителя на качество услуги, т.к. низко-качественное обслуживание общественного питания зачастую создают угрозу здоровью потребителя.
9. Организация в соответствии с осуществляемой деятельностью обязана обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
10. В предприятии общественного питания между исполнителем
и потребителем заключается договор возмездного оказания услуг. Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по такому договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а последний - оплатить эти услуги.
11. Гражданский кодекс РФ определяет договоры возмездного оказания услуг как соглашения, по которым одна сторона (исполнитель) обязуется что-то сделать для другой (заказчика), которая гарантирует последующую оплату результата. В среде юристов есть мнение, что подобные контракты во всех случаях будут являться возмездными, двухсторонними, а также консенсуальными - для признания сделки заключенной достаточно устной договоренности.
12. Гражданско-правовая ответственность возникает при гражданском правонарушении. В результате в обязанности правонарушителя входит совершение определенных имущественных возмещений, действующих в интересах потерпевшего, чье право нарушено. В соответствии с заявлением пострадавшего, правонарушитель будет наказан.
13. Последствия нарушения прав потребителей связаны не только с серьезными финансовыми потерями, но и с утратой деловой репутации предпринимателей. Что же касается юридической ответственности, то здесь в первую очередь следует говорить о нормах предусмотренных законом «О защите прав потребителей» (далее - Закона), а именно следующее:
- уплата неустойки (пени) в случае нарушения установленных сроков начала и окончания оказания услуг за каждый день час, если срок определен в часах) просрочки в размере 3% цены оказания услуги (п. 5 ст. 28 Закона);
- уменьшение цены за оказание услуги по требованию потребителя (п. 1 ст. 28 Закона);
- возмещение потребителю убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания услуги (п. 1 ст. 28 Закона);
- безвозмездное устранение недостатков оказанной услуги (п. 1 ст. 29 Закона);
- соответствующее уменьшение цены оказанной услуги по требованию потребителя в случае недостатков оказанной услуги;
возмещение потребителю убытков, вызванных недостатками оказан-ной услуги и возмещение цены услуги (п. 1ст. 29);
- компенсация морального вреда, причиненного потребителю (ст. 15 За-кона РФ);
- уплата в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя (п.
6 ст. 13 Закона).
14. Согласно действующему законодательству Российской Федерации сертификация услуг общественного питания в стране не является обязательной процедурой и может осуществляться только по личному заявлению соискателя с целью повышения рейтинга предприятия на потребительском рынке страны.
Следует отметить, что, несмотря на то, что сертификат на услуги общественного питания не нужно получать в обязательном порядке, многие организации считают просто необходимым его оформить. Это обусловлено жесточайшей конкурентной борьбой между различными компаниями, предоставляющими клиентам услуги в области кулинарии.
15. Сертификация услуг общественного питания проводится аккредитованными Росстандартом центрами сертификации товаров и услуг после представления клиентом официальной заявки установленного образца. Для проведения процедуры подтверждения качества предоставляемых услуг соискателю в обязательном порядке необходимо собрать и предоставить в сертификационный центр всю необходимую документацию, к которой относятся:
- учредительная документация компании (ОГРН, ИНН, Устав);
- свидетельство о собственности помещения или договор его аренды;
- документация, подтверждающая соответствие помещения санитар-но-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям;
- сертификат пожарной безопасности помещения;
- ассортимент реализуемой и производимой пищевой продукции;
- перечень оборудования и сертификаты качества на каждый вид техники;
- договоры с поставщиками и обслуживающими организациями;
- разрешение на реализацию алкогольной продукции;
- список персонала, а также все документы подтверждающие квалификацию и допуск сотрудников к работе в организациях общественного питания.
Конечно, это далеко не полный список всех необходимых документов, полный перечень документации можно узнать у сотрудников организации, вы-бранной для проведения процедуры сертификации услуг общественного питания.
16. Основные виды правонарушений, за которые могут приостановить деятельность предприятия общественного питания. Среди них нарушение:
- законодательства о труде и об охране (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 362, 419 ТК РФ). Примером таких нарушений может быть выплата работодателем заработной платы и расчета, причитающихся при прекращении трудовых отношений, с нарушением установленных сроков (ст. 22, 140 ТК РФ);
- законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ). Данное положение касается требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно¬эпидемиологическом благополучии населения";
- санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению (ст. 6.6 КоАП РФ);
- при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, когда для осуществления данных видов работ предусмотрено его получение (п. 1 ст. 9.5 КоАП РФ);
- ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст. 10.8
КоАП РФ);
- требований технических регламентов, санитарных правил при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, связанное с отсутствием сертификата соответствия (декларации), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ, услуг для жизни и здоровья людей (п. 2 ст. 14.4 КоАП РФ);
- в виде незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 18.15 КоАП РФ);
- в виде невыполнения в установленный срок законных требований лиц, упол-номоченных на осуществление государственного ветеринарного надзора, о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, совершенное в пе-риод осуществления на соответствующей территории ограничительных меро-приятий (карантина) (п. 8 ст. 19.5 КоАП РФ);
- требований пожарной безопасности (п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по-правках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст.445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 22. Ст. 2457.
3. Гражданский кодекс (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 06.04.2015, с изм. от 07.04.2015) // Собрание законодательства Россий-ской Федерации. 1996. - №5. - Ст. 410.
4. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 2300-1.«О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. - 1996, - № 3.
5. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»// Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 29, ст. 2942.
6. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государ-ственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алко-гольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4553.
7. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. «О рекламе» // "Российская газета", N 51, 15.03.2006.
8. Федеральный закон от 7 января 1999 г. № 18-ФЗ. «О внесении из-менений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регу-лировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной про-дукции» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N
30, ст. 3113
9. Федеральный закон от 31 марта 2006 г. № 29-ФЗ. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // СПС Консультант Плюс.
10. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ. «О лицензиро-вании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. - 13 августа 2001г. - №33. - Ст. 3430.
11. Постановление Правительство Российской Федерации от 9 августа 2012 г. № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спирто-содержащей продукции, об использовании производственных мощно-стей» // СПС Консультант Плюс.
II. Материалы судебной практики
12. Постановление Верховного Суда РФ от 27.04.2015 N 303-АД15- 3337 по делу N А59-2072/2014 Об отмене постановлений о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, за привлече-ние к трудовой деятельности иностранных граждан, не имеющих разре-шений на работу на территории РФ в качестве работников предприятий общественного питания //СПС Консультант Плюс.
13. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.02.2012 по делу № А78-6633/2011 // СПС Консультант Плюс.
14. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.12.2013 по делу № А43-25570/2012 // СПС Консультант Плюс.
15. Постановление ФАС Уральского округа от 26.04.2012 № Ф09- 2591/12 по делу № А50-16221/2011 // СПС Консультант Плюс.
III. Специальная литература
16. Аграновсикй Е.Д. Организация производства на предприятиях об-щественного питания // Е.Д. Аграновский, М.М. Аносова, Р.Ф. Лифанова.
- М.: Экономика, 2000. - 480 с.
17. Аносова М.М., Кучер Л.С. Организация производства на предприя-тиях общественного питания // М.М. Аносова, Л.С. Кучер . - М., 2003. - 480 с.
18. Бережная Н.В. Управление общественным питанием. - М.: «Эконо-мика», 2010.
19. Зенин И.А. Гражданское право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие, практикум по курсу, учебная программа по дисци-плине. Выпуск 10-й // Московский государственный университет эконо-мики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 2012. - 537 с.
20. Гаврилов Э.П. Комментарий к части четвертой Гражданского ко-декса Российской Федерации: (Постатейный) // Гаврилов Э.П., Еременко В.И. - М.: Экзамен, 2014. - 974с.
21. Гражданское право: учебное пособие // под ред. А.М. Гатина. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 384с.
22. Гражданское право в 2т. Т 2-1: учебник // под ред. Суханова Е.А. - 2-е изд. М.: Волтерс Клувер. - 2010. - 412 с.
23. Гражданское право: учеб. // С. С. Алексеев, Б. М. Гонгало, Д. В. Мурзин [и др.]; под общ. ред. чл.-корр. РАН С. С. Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект; Екатеринбург; Институт частного права, 2014. - 528 с.
24. Гражданское право: Учебник: В 2-х томах. Том II / Под ред. О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма «Контракт»; Инфра-М, 2012.
25. Гражданское право: Учебник: В 4-х томах: Том II. Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимуществен¬ные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: Волтерс Клувер, 2010.
26. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: (учеб.-практ.): ч.1-4 // под ред. С.А.Степанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 1504с.
27. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: ча-сти первой, части второй, части третьей, части четвертой (постатейный): с постатейными материалами и практ. разъяснениями // авт. коммент. и сост. А.Б.Борисов. - 10-е изд., доп. и перераб. - М.: Кн. мир, 2010. - 1263с.
28. Пиляева В.В. Гражданское право. Части Общая и Особенная: учеб-ник. - 2-е изд. - М.: КноРус, 2013. - 979с.
29. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, частям первой, второй, третьей // под ред. Абовой Т.Е.и др. - М.: Юрайт, 2013. - 1038с.
30. Ситдикова Л.Б. Нормативная модель договора возмездного оказа-ния услуг // Российский судья. - 2008. - № 1. - С. 32 - 34.
31. Степанов Д. Общее положение о договоре. Заключение договора // Хоз. и право. - 2009. - N 54-64.
32. Чаусская О.А. Гражданское право: Учебник для средн. проф. обр., М.: Дашков и К, 2012. - 480 с.
33. Шевчук Д.А. Гражданское право. - М.: Эксмо, 2014. - 386 с.
34. Юридическая энциклопедия // Под. ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Юринформцентр, 2011.
35. Юридическая энциклопедия // Под. ред. Б.М. Топорнина. М.: Юристь, 2011.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ