Введение 3
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЯ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 7
§ 1. Медицинская услуга как объект гражданских правоотношений 7
§ 2. Правовое положение потребителя медицинских услуг по законодательству РФ 13
§ 3.Виды обязательств в сфере оказания медицинских услуг 19
Глава II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 26
§ 1. Осуществление права потребителя на безопасность 26
§ 2. Осуществление права потребителя на надлежащее качество медицинских
услуг 33
§ 3. Осуществление права потребителя на информацию 39
Глава III. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ 46
§ 1. Основание и виды ответственности за нарушение прав потребителей по договору возмездного оказания медицинских услуг 46
§ 2. Способы и порядок защиты нарушенных прав потребителей при оказании медицинских услуг 57
Заключение 65
Список использованной литературы
Право на охрану здоровья представляет собой одно из социальных прав человека и гражданина, поскольку здоровье - это благо, которое неотрывно связано с человеком. Государство, в лице компетентных органов, призвано охранять конституционные права граждан в различных сферах жизнедеятельности, а особенно должны соблюдаться все необходимые условия при оказании медицинской помощи, потому что здоровье нации - это гарантия будущего всей страны. В настоящее время общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан.
Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена сложностью правового регулирования отношений, связанных с охраной здоровья граждан.
Количество жалоб на оказанные медицинские услуги, поступающие в Роспотребнадзор, ежегодно увеличивается более чем в два раза. Это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей по количеству поступающих обращений. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росзравнадзор) в своем отчете за 2016 год указал количество выявленных нарушений в сфере обращения лекарственных средств, медицинских изделий, а также выявленных нарушениях в медицинских организациях. Как показывает статистика, число нарушений в сфере оказания медицинских услуг растет, как и количество граждан, имеющих претензии к оказанным в данной сфере услугам. В таком свете наиболее актуальным становится вопрос о механизме и способах защиты нарушенных прав пациентов.
В 2016 году Росздравнадзором было проведено более 6 тысяч проверок в медицинских учреждениях (2 679 внеплановых) на предмет обращения лекарств. Нарушения в основном связаны с ненадлежащими условиями хранения лекарств. В ряде медицинских организаций были выявлены лекарства с истекшими сроками годности, а также лекарственные препараты с подтвержденным качеством. Медицинские учреждения реализуют фальсифицированные, недоброкачественные и контрафактные лекарства, не следуют правилам реализации и отпуска лекарств. В 1 679 медицинских организациях выявлено 2,6 тысячи нарушений стандартов медицинской помощи, в том числе необоснованное неоказание медицинских услуг, отсутствие диагностических и лечебных методик, внесенных в стандарт медицинской помощи, необоснованное назначение медицинских услуг, неполное и необоснованное назначение лекарств, лечебного питания, отсутствие лекарств, внесенных в стандарт медицинской помощи. В 2015 году Росзравнадзор выявил 35 тысяч случаев нарушения медицинскими и аптечными организациями действующего законодательства. Нарушения зафиксированы у 7 601 юридического лица, что составляет 64% от всех проверенных ведомством медицинских организаций страны. В ходе проверки 12 тысяч индивидуальных предпринимателей и юридических лиц было установлено, что почти три четверти допустили те или иные нарушения.
Стоит отметить, что увеличивается число обращений в медицинские учреждения, оказывающие платные медицинские услуги, в связи с тем, что получить бесплатно медицинскую помощь становится все труднее. Доля взрослых россиян, которые посещают платные поликлиники и больницы, выросла за пять лет с 30% в 2011 году до 40% в 2016 году. В 2016 году количество потребителей платных медицинских услуг увеличилось с 34 до 40%.
В прошлом году в «Народный контроль» на услуги в поликлиниках и больницах поступило 817 обращений. Годом ранее таких уведомлений было 630. В 2015 году, по сравнению с 2014 году, число жалоб на медучреждения пошло на спад. Однако в прошлом, 2016 году количество обращений опять начало расти.
Целью исследования является всесторонний, комплексный и системный анализ осуществления и защиты прав потребителей медицинских услуг.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. изучить медицинскую услугу как объект гражданских
правоотношений;
2. рассмотреть правовое положение потребителя медицинских
услуг по законодательству;
3. проанализировать виды обязательств в сфере оказания
медицинских услуг;
4. изучить осуществление прав потребителя на безопасность, на надлежащее качество медицинских услуг, на информацию;
5. дать общую характеристику оснований и видов ответственности за нарушение прав потребителей по договору возмездного оказания медицинских услуг;
6. рассмотреть способы и порядок защиты нарушенных прав потребителей при оказании медицинских услуг.
Объектом исследования выступает совокупность урегулированных нормами права общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением и защитой прав потребителя медицинских услуг.
Предмет исследования - нормы российского законодательства и международного права в сфере оказания медицинских услуг, судебная практика, а также специальная литература по теме исследования.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные, частные и специальные методы, в том числе методы категориального, логического, формально-юридического и другие методы исследования.
В ходе выполнения данной работы были использованы труды таких видных цивилистов, как Брагинский М.И., Витрянский В.В., Дробот М.А., Тихомиров А.В., Акопов В. И. и других известных ученых-правоведов и судебная практика.
Структура работы соответствует цели и поставленным задачам. Она состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются понятие медицинской услуги, общие положения о правах потребителя в сфере медицинских услуг.
Во второй главе более полно раскрывается осуществление основных прав потребителя при оказании медицинских услуг.
Третья глава посвящена ответственности и защите прав потребителя в сфере медицинских услуг.
В заключении сделаны выводы по всей работе.
Проведенный в настоящей работе анализ действующего законодательства, регулирующего осуществление и защиту прав потребителей медицинских услуг, изучение литературы, обобщение судебной практики позволяет сделать ряд выводов, которые сводятся к следующему.
Медицинская услуга является разновидностью услуги и объектом гражданских правоотношений.
Медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Ее особенностями являются особая сфера применения, профессиональный характер деятельности, ограниченная оборотоспособность, неосязаемость, отсутствие гарантированного положительного результата, ориентировананность на личные нематериальные блага человека.
Потребителю может оказываться разный спектр услуг, в том числе и медицинские услуги. Правовое положение потребителя медицинских услуг является особенным, это связано с тем, что он является «слабой стороной» в правоотношении показанию медицинским услуг. Различают права потребителя, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, закрепленные в системе законодательства, предусматривающая права потребителей в сфере медицинских услуг, также различают права социальные и индивидуальные.
Обязательства в сфере медицинских услуг в зависимости от возникновения можно разделить на обязательства, вытекающие из обязательного медицинского страхования, обязательства, вытекающие из добровольного медицинского страхования и обязательства, вытекающие из договора возмездного оказания медицинских услуг. Можно утверждать, что договор оказания медицинских услуг, как правило, является возмездным независимо от источника финансирования услуг: либо таковые оплачиваются за счет потребителя услуг - пациента, либо за счет федерального бюджета в системе обязательного медицинского страхования.
В работе рассматривались основные и наиболее значимые права пациента - право на безопасность, на качество оказываемой услуги и на информацию.
Безопасность медицинской услуги это отсутствие недопустимого риска, который связан с возможностью нанесения ущерба. Для повышения безопасности при оказании медицинской услуги необходим комплексный системный подход, включающий широкий спектр профессиональных, организационных, правовых и психологических мер по совершенствованию лечебно-диагностического процесса, обеспечения условий по управлению рисками и использования медицинского оборудования, проведение санитарно-эпидемиологического контроля, безопасности оказания медицинской помощи включающую техногенную, противопожарную компоненты.
Право на качество оказываемой медицинской услуги является одним из основных прав потребителя в этой сфере. Определение уровня качества порой бывает проблемным, поэтому существуют критерии качества. Это удовлетворенность пациента, качества структуры, качества технологий и качества результата.
Право пациента - потребителя на информацию о своем здоровье и информацию, так или иначе связанную с ней, является одной из важнейших прав в сфере охраны здоровья. Вопросы, связанные с реализацией данного права являются наиболее дискуссионными и потому нередко поднимаются в научных кругах.
Основанием гражданско-правовой ответственности в сфере медицинских услуг является наличие правонарушение, а ее условием состав гражданско-правового правонарушения: противоправное поведение нарушителя, наличие вреда, вина причинителя вреда и причинная связь между наступившим вредом и действиями причинителя вреда. Гражданско- правовая представляет собой неблагоприятные последствия, которые возникают вследствие некачественно выполненной работы, услуги или его невыполнения.
Гражданско-правовая ответственность подразделяется на договорную и внедоговорную (деликтную).
Потребитель (заказчик) платных медицинских услуг в защиту своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов может реализовать различными способами, каждый из которых имеет как достоинства, так и недостатки. Признание конкретного способа разрешения споров, возникающих из гражданско-правовых отношений эффективным зависит исключительно от его правильного понимания и применения.
I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы
1. О политике в области обеспечения прав пациента в Европе: декларация принята Европейским совещанием по правам пациента 30 марта 1994 г. // Медицинская этика: сб. документов / под ред. И. В. Островской. М., 2001. - С. 30.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993г.: [в ред. от 21.07.2014 г.] // Собрание
Законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ: [в ред. от 04.11.2014 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 1. - Ст. 1.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 26 января 1996 г. № 14 - ФЗ: [в ред. от 02.10.2016 г.] // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 214.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 26 января 1996 г. № 14 - ФЗ: [в ред. от 02.10.2016 г.] // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ: [в ред. от 03. 07.2016 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - Ст.6724.
7. О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон от 04 марта 2011 года № 99-ФЗ: [в ред. от 30.12.2015 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст.2716.
8. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федер. закон от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ: [в ред. от 03.07.2016 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 49. - Ст. 6422.
9. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федер. закон от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ [ред. от 23.07.2013 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4162.
10. Об обращении лекарственных средств: федер. закон от 12 марта 2010 года № 61-ФЗ [в ред. от 03.07.2016 г.] // Собрание законодательства РФ.
- 2010. - № 16. - Ст.1815.
11. О защите конкуренции: федер. закон от 26 июля 2006 года № 135- ФЗ: [в ред. от 05. 07.2016 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №
31. - Ст.3434.
12. О порядке рассмотрения обращений граждан РФ: федер. закон от 02 мая 2006 № 59-ФЗ [ред. от 03.11.2015 г.] // Собрание законодательства РФ.
- 2006. - №19. - Ст. 2060.
13. О рекламе: федер. закон от 13 марта 2006 года №38-ФЗ: [в ред. от 05. 12.2016 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 12. - Ст.1232.
14. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ: [ред. от 03.07.2016 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №2.
- Ст. 133.
15. Об организации страхового дела в Российской Федерации: федер . закон от 27 ноября 1992 года № 363-ФЗ: [в ред. от 03.07.2016 г.] // Рос.газета.- 1993. - № 6. - 12 января.
16. О защите прав потребителей: закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 № 2300-1 [ред. от 03.07.2016 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1992. - №3. - Ст. 140.
17. О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: постановление Правительства РФ от 18 октября 2013 № 932 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 43. - Ст. 5558.
18. Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации:
постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 186 // Собрание
законодательства РФ. - 2013. - № 10. - Ст. 1035.
19. Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: постановление Правительства от 04 октября 2012 года № 1006 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №41. - Ст. 5628.
20. Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента: приказ Минздрава от 29.06.2016 № 425н. - Российская газета. - 2016. - № 266.
21. Об утверждении Квалификационных требований к медицинским
и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки: приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. № 707н // Официальный интернет-портал правовой
информацииhttp:ZZwww.pravo.gov.ru,(дата обращения 14.01.2017).
22. О введении отраслевого стандарта «термины и определения
системы стандартизации в здравоохранении»: приказ Минздрава РФ от 22 января 2001 года № 12 // Материал подготовлен и опубликован в
общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
23. Об утверждении профессиональных требований на
квалификационные категории врачей-специалистов: приказ Минздрава СССР от 25 сентября 1991 № 271// Материал подготовлен и опубликован в
общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
24. Правила техники безопасности при эксплуатации изделий медицинской техники в учреждениях здравоохранения. Общие требования: утв. Минздравом СССР 27.08.1984. ZZ Охрана труда в здравоохранении. Техника безопасности. Организация работы: Сб. нормативных документов и комментариев. - М., 1998.
25. Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8 марта 2016 г. «Порядок соблюдения отдельных положений Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
Нормативные акты, не вступившие в силу
1. Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи: приказ Минздрава РФ от 15 июля 2016 № 520н - Действующая первая редакция - Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2016 № 43170 - Начало действия документа 01.07.2017.
2. О правах и безопасности пациентов в сфере здравоохранения: федеральный закон № 96700403-2 от 19.03.1996 // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс» - акт не вступил в силу.
Нормативные акты
1. Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации: принят Первым национальным съездом врачей Российской Федерации 05.10.2012 // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
II. Материалы юридической практики
1. Дело «Сергей Денисов (Sergey Denisov) против Российской Федерации» (жалоба № 21566/13): постановление ЕСПЧ от 08 октября 2015// Российская хроника Европейского Суда. - 2016. - № 3(39).
2. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мартыновой Евгении Захаровны на нарушение ее конституционных прав п. 2 ст. 779 и п. 2 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. № 115-О // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
3. Об отмене постановления о привлечении к ответственности:
постановление Верховного Суда РФ от 24.12.2015 № 301-АД15-16479 по делу № А43-11674/2015 // Материал подготовлен и опубликован в
общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
4. О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 [ред. от 26.05.2015] // Российская газета. - 2012. - 251.
5. О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июля 2012 года № 17 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2012. - № 9.
6. Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 0 декабря 1994 // Российская газета. - 1995. - № 25.
7. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 31 марта 2016 г. по делу № 33 - 5703/2016 // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
8. Апелляционное определение СК по гражданским делам
Новосибирского областного суда № 33-6003/2015 от 16 июля 2015 года по делу № 33-6003/2015 // Материал подготовлен и опубликован в
общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
9. Апелляционное определение Верховного суда Республики
Татарстан от 30 октября 2014 года по делу №33-14894/2014 // Электрон. текст. дан. - Режим доступа:http://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-tatarstan-respublika-tatarstan-s/act-462188010/ (дата обращения
06.02.2017).
10. Апелляционное определение Московского городского суда от
04.10.2016 № 33-30101/2016 // Материал подготовлен и опубликован в
общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
11. Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 11 сентября 2012 г. по делу № 33-8797// Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
12. Об отказе в иске в связи с недоказанностью причинной связи: постановление ФАС ВСО от 26 августа 2002 г. № А3314724/0С Ф022405/02 С2; от 29 августа 2002 г. № А 3315594 /01СФ02 2442/02С2 // Гарант [Электронный ресурс]: справочно-правовая система.
13. Решение Нижнекамского городского суда РТ от 03 февраля 2015
года по делу № 33-5844/2015 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Нижнекамского городского суда Республики Татарстан. - Электрон. текст. дан. - Режим
доступа: http://nizhnekamsky.tat.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=246 (дата обращения 06.02.2017).
14. Решение О-го районного суда г.Красноярска от 23.11.2014. // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
15. Решение Энгельсского районного суда Саратовской области по
делу № 2-39(1)/2012 от 08.02.2012 о взыскании морального вреда,
причиненного оказанием некачественной медицинской помощи. - Электрон. дан.- Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-engelsskij-rajonnyj-sud- saratovskaya-oblast-s/act-101441766/1. (дата обращения: 21.01.2017) - Загл. с экрана.
III. Специальная литература
1. Акопов В. И. Медицинское право: современное здравоохранение и право граждан на охрану здоровья: учеб.- практ. пособие для юристов и врачей / В. И. Акопов. - Ростов н/Д : Феникс. - 2012. - 378 с.
2. Афанасьева О. Ю. Третейское разбирательство и медиация как альтернативные способы разрешения конфликтов в стоматологии / О.Ю. Афанасьева, А.В.Малюков, А.Н.Морозов // Медицинское право. - 2012. - № 6. - С. 31.
3. Баринов С.А. Понятие медицинской услуги как объекта гражданского права / С.А. Баринов // Современное право. - 2012. - № 1. - С. 91.
4. Баринов С.А. Право пациента на информацию о состоянии здоровья: постановка проблемы / С.А. Баринов // Медицинское право. - 2013. - №1. - С.32.
5. Болотина М.В. Правовые критерии оценки качества медицинской услуги / М.В. Болотина // Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - №9. - С.125.
6. Брагинский М.И. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. 4-е изд. / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. - М.: Статут. - 2013. - 596 с.
7. Брагинский М.И. Договорное право. Книга первая: Общие положения / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. - М.: Статут. - 2002. - 479 с.
8. В чем различие качества и безопасности медицинской услуги / Е.Х. Баринов, О.И. Косухина, М.А. Сухарева [и др.] // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. - Хабаровск. - 2016. - №15. - С38 - 40.
9. Врачебные ошибки и конфликтные ситуации в клинической практике / В.А. Доскин, Е.А.Деринова, М.С. Соколова [и др.] // Клиническая медицина. - 2014. - № 4. - С. 57 - 63.
10. Высоцкая Л.В. Особенности гражданско-правовой
ответственности при возмездном оказании медицинских услуг / Л.В. Высоцкая // Современное право. - 2014. - № 9. - С. 243.
11. Г алюкова М. И. Особенности доказывания вины по уголовным делам о преступлениях медработников / М.И. Галюкова // Уголовный процесс. - 2010. - № 2. - С. 27.
12. Гибадуллина Л.Т.Понятие, классификация и характеристика способов защиты прав потребителей медицинских услуг / Л.Т. Гибадуллина // Современное российское право: пробелы, пути совершенствования (сборник статей VIII Международной научно-практической конференции). - 2015. - С.24.
13. Гибадуллина Л.Т. Понятие пациента как субъекта отношений по оказанию медицинских услуг / Л.Т. Гибадуллина // Наука, технологии и коммуникации в современном обществе: материалы республиканской научн.-практ. конф. (11-15 февраля 2008г., Набережные Челны) / сост.
Э.Ф.Назмиев; редкол. А.Н.Макаров [и др.] - Набережные Челны: лаб. операт полиграфии. - 2008. - С. 69 -71.
14. Гибадуллина Л. Т. Право на надлежащее качество медицинской услуги и способы обеспечения его реализации в российском законодательстве / Л. Т. Гибадуллина // Вестник экономики, права и социологии. - 2014. - № 4. - С. 125 -128.
15. Данилочкина Ю. В. Понятие и правовая природа медицинских услуг / Ю. В. Данилочкина // Медицинское право. - 2008. - № 4. - С.9.
16. Дробот М.А. Медицинские услуги в системе услуг / М.А. Дробот // Социальное и пенсионное право. - 2011. - №1. - С.6.
17. Дроздова А.В. Понятие медицинской услуги как гражданско- правовой категории / А.В. Дроздова // Сибирский юридический вестник. - 2004. - №3. - С.44.
18. Егоров К.В. Правомерный вред в медицине / К.В. Егоров. - М.: Статут, 2011. - 173 с.
19. Засыпкина Е.В. К вопросу о врачебных ошибках: методология и критерии определения / Е.В. Засыпкина, В. А. Катрунов, М. Н. Кузнецова // Бюллетень медицинских интернет-конференций ,том 6, выпуск 1. - 2016. - С.243 -247.
20. Золотарева А.Е. Меры гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в сфере оказания медицинских услуг / А. Е. Золотарева, А.Л. Шиловская //Актуальные проблемы российского законодательства. - 2015. - № 9. - С. 132.
21. Каменева З.В. Формы ответственности по договору об оказании медицинских услуг / З.В. Каменева // Адвокат. - 2011. - № 9. - С. 30.
22. Карягина Е.Н. Некоторые актуальные проблемы осуществления права пациента на информацию о состоянии здоровья / Е.Н. Карягина // Современные проблемы правотворчества и правоприменения. - 2016. - С.117.
23. Ленковская Р.Р. Способы защиты прав пациентов в договоре в сфере оказания медицинских услуг / Р.Р. Ленковская, С.В. Халудорова // Актуальные проблемы российского законодательства. - 2015. - № 13. - С.106.
24. Литовкина М.И. Безопасные условия реализации
конституционного права на охрану здоровья / М.И. Литовкина // Медицинское право. - 2014. - № 2. - С. 44 - 48.
25. Лопатенков Г.Я. Пособие для пациентов и их родственников /
Г.Я. Лопатенков // Серия «Человек и здравоохранение: правила игры». - Электрон. текст. дан. - Режим доступа:
http://www/defender.spb.ru/lgbookl.html (дата обращения 06.02.2017).
26. Масалимова А.Р. Природа правоотношений по оказанию медицинских услуг / А.Р. Масалимова // Российский юридический журнал. - 2007. - №3. - С.138 -139.
27. Овчинникова Ю. С. Договор добровольного медицинского страхования: основные черты и проблемы применения / Ю. С. Овчинникова // Право и экономика. - 2011. - № 8. - С.25.
28. Охотников И.С. Актуальные проблемы механизма реализации
права на возмещение вреда, при оказании медицинских услуг / И.С. Охотников // Современные тенденции развитии науки и техники. - 2016. № 4. - С.67.
29. Полянская Е. В. Понятие «медицинская услуга» и основные подходы к её классификации / Е. В. Полянская // Молодой ученый. - 2010. - №1-2. Т. 1. - С. 245.
30. Пищита А.Н. Правовое регулирование медицинской деятельности в современной России / А.Н. Пищита. - Теоретико-правовые аспекты. - ЦКБ РАН. - 2008. - 115 с.
31. Ракова Ю. А. Способы разрешения споров по договору возмездного оказания медицинских услуг / Ю.А. Ракова // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 181.
32. Романовский Г.Б. Правовой режим информации о состоянии здоровья / Г.Б. Романовский // Правовые вопросы в здравоохранении. - 2015. - № 3. - С. 72 - 87.
33. Сергеев Ю.Д. Ненадлежащее оказание медицинской помощи и пути её профилактики / Ю.Д. Сергеев // Медицинское право: федеральный научно-практический журнал. - 2016. - № 2. - С.3.
34. Сергеев Ю. Д. Ненадлежащее оказание медицинских услуг и факторы риска его возникновения / Ю.Д. Сергеев // Медицинское право: федеральный научно-практический журнал. - 2007. - № 4. - С. 4.
35. Ситдикова Л.Б. Правовые критерии оценки качества медицинских услуг / Л.Б. Ситдикова // Медицинское право. - 2010. - № 4. - С. 22-26.
36. Тихомиров А.В. Экономика права в здравоохранении: проблемы судебного правоприменения / А.В. Тихомиров // Главный врач: хозяйство и право. - 2011. - № 5. - С. 37.
37. Тихомиров А.В. Правовой режим информации, предоставляемой пациенту / А.В. Тихомиров // Здравоохранение. - 2011. - № 7. - С. 167.
38. Тихомиров А.В. Медицинский деликт и «врачебная ошибка» / А.В. Тихомиров // Главный врач: хозяйство и право. - 2013. - № 4. - С.24.
39. Трепель В.Г. Актуальные вопросы контроля качества медицинской помощи / В.Г. Трепель, М.А.Шишов, Е.В.Шумилина // Медицинское право. - 2012. - № 1. - С. 11-16.
40. Хасанов Ф.З. Уголовная ответственность за обращение фальсифицированных лекарственных средств / Ф.З. Хасанов // Медицинское право. - 2015. - № 1. - С. 49.