Особенности и специфика жизненных стратегий студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки
|
Период изготовления: май 2020 года.
Учебное заведение: неизвестно.
Было проведено экспериментальное исследование.
База исследования : студенты Российского государственного профессионально-педагогического университета первого и четвертого курса.
Выборка: 150 человек (58 юношей и 92 девушки).
Есть приложения (методические материалы).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЭТАПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ………………….. 9
1.1. Анализ современных представлений отечественных и зарубежных авторов о проблеме жизненных стратегий………………… 9
1.2. Структурные компоненты жизненных стратегий студентов.. 22
1.2.1. Ценности как психологическая основа жизненных стратегий………………… 22
1.2.2. Активность личности как способ осуществления жизненной стратегии………………………………………………………… 28
1.2.3. Ответственность личности как структурный компонент в реализации жизненных целей………………………………… 33
1.3. Характеристики и типология жизненных стратегий
по К.А. Абульхановой – Славской……………………………………..38
1.4. Юношеский возраст как актуальный этап формирования жизненных стратегий… 45
Выводы по главе……………………………………………………. 52
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
И СПЕЦИФИКИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ
В КОНТЕКСТЕ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЭТАПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.................................................... 54
2.1. Организация и процедура исследования……………………... 54
2.2. Методы и методики исследования…………………………… 55
2.2.1. Анкета, направленная на изучение представлений
о жизненной стратегии……………………………………………58
2.2.2. Опросник изучения ценностей личности Ш. Шварца.. 59
2.2.3. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО)………………. 61
2.2.4. Опросник субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд)……………………………………………… 62
2.2.5. Методика исследования жизненных стратегий личности (М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс)…………………………………….. 63
2.3. Результаты исследования……………………………………... 63
2.3.1. Результаты анкетирования…………………………...... 63
2.3.2. Результаты описательной статистики………………… 68
2.3.3. Результаты сравнительного анализа………………….. 84
2.3.4. Результаты корреляционного анализа………………… 90
Выводы по главе……………………………………………………. 98
3. КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА «ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ»…………………………………………………………………. 101
3.1. Концепция комплексной коррекционной программы «Портфолио в системе психолого-педагогического сопровождения формирования жизненной стратегии личности»…………………………... 101
3.2. Комплексная коррекционная программа «Портфолио
в системе психолого-педагогического сопровождения формирования жизненной стратегии личности»……………………………………………. 106
Выводы по главе……………………………………………………….. 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... 146
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….. 149
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………... 157
Учебное заведение: неизвестно.
Было проведено экспериментальное исследование.
База исследования : студенты Российского государственного профессионально-педагогического университета первого и четвертого курса.
Выборка: 150 человек (58 юношей и 92 девушки).
Есть приложения (методические материалы).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЭТАПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ………………….. 9
1.1. Анализ современных представлений отечественных и зарубежных авторов о проблеме жизненных стратегий………………… 9
1.2. Структурные компоненты жизненных стратегий студентов.. 22
1.2.1. Ценности как психологическая основа жизненных стратегий………………… 22
1.2.2. Активность личности как способ осуществления жизненной стратегии………………………………………………………… 28
1.2.3. Ответственность личности как структурный компонент в реализации жизненных целей………………………………… 33
1.3. Характеристики и типология жизненных стратегий
по К.А. Абульхановой – Славской……………………………………..38
1.4. Юношеский возраст как актуальный этап формирования жизненных стратегий… 45
Выводы по главе……………………………………………………. 52
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
И СПЕЦИФИКИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ
В КОНТЕКСТЕ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЭТАПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.................................................... 54
2.1. Организация и процедура исследования……………………... 54
2.2. Методы и методики исследования…………………………… 55
2.2.1. Анкета, направленная на изучение представлений
о жизненной стратегии……………………………………………58
2.2.2. Опросник изучения ценностей личности Ш. Шварца.. 59
2.2.3. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО)………………. 61
2.2.4. Опросник субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд)……………………………………………… 62
2.2.5. Методика исследования жизненных стратегий личности (М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс)…………………………………….. 63
2.3. Результаты исследования……………………………………... 63
2.3.1. Результаты анкетирования…………………………...... 63
2.3.2. Результаты описательной статистики………………… 68
2.3.3. Результаты сравнительного анализа………………….. 84
2.3.4. Результаты корреляционного анализа………………… 90
Выводы по главе……………………………………………………. 98
3. КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА «ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ»…………………………………………………………………. 101
3.1. Концепция комплексной коррекционной программы «Портфолио в системе психолого-педагогического сопровождения формирования жизненной стратегии личности»…………………………... 101
3.2. Комплексная коррекционная программа «Портфолио
в системе психолого-педагогического сопровождения формирования жизненной стратегии личности»……………………………………………. 106
Выводы по главе……………………………………………………….. 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... 146
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….. 149
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………... 157
Цель исследования: выявить особенности и специфику жизненных стратегий студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки, а также создать комплексную коррекционную программу «Портфолио в системе психолого-педагогического сопровождения формирования жизненной стратегии личности» как средство формирования индивидуальной жизненной стратегии с учетом направленности и этапа профессиональной подготовки.
Объект исследования: жизненные стратегии студентов.
Предмет исследования: особенности и специфика жизненных стратегий студентов.
Задачи работы:
1. Осуществить теоретический анализ современных представлений отечественных и зарубежных авторов о проблеме жизненных стратегий.
2. Проанализировать ценностные ориентации современного студенчества как основы для конструирования жизненных стратегий.
3. Определить особенности и специфику жизненных стратегий студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки.
4. Определить структуру факторов, составляющих жизненные стратегии студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки.
5. Разработать комплексную коррекционную программу формирования индивидуальной жизненной стратегии студентов с учетом полученных результатов.
Объект исследования: жизненные стратегии студентов.
Предмет исследования: особенности и специфика жизненных стратегий студентов.
Задачи работы:
1. Осуществить теоретический анализ современных представлений отечественных и зарубежных авторов о проблеме жизненных стратегий.
2. Проанализировать ценностные ориентации современного студенчества как основы для конструирования жизненных стратегий.
3. Определить особенности и специфику жизненных стратегий студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки.
4. Определить структуру факторов, составляющих жизненные стратегии студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки.
5. Разработать комплексную коррекционную программу формирования индивидуальной жизненной стратегии студентов с учетом полученных результатов.
В ходе исследовательской работы был проведен анализ современных представлений отечественных и зарубежных авторов о проблеме жизненных стратегий. Наиболее разработанным в отечественной психологии является подход к изучению жизненных стратегий, связанный с развитием субъекта и его становлением как личности; этот подход берет начало в работах
C.Л. Рубинштейна и продолжается в трудах К.А. Абульхановой-Славской, она считает, что наличие и развитость жизненной стратегии является важнейшим показателем того, насколько человек стал субъектом собственной жизни.
В числе основных характеристик жизненных стратегий большинство авторов выделяют следующие: система ценностных ориентаций личности, активность личностной позиции, ответственность. Ценности являются «ядром» жизненных стратегий личности, определяя при этом личностную активность.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что для всех студентов значимыми ценностями являются самостоятельность и гедонизм. Традиции как ценность не являются важными для студентов.
Жизненная стратегия у студентов технических специальностей имеет следующую структуру факторов: позитивное социальное проявление, эмпатийное общение, профессиональное развитие, внешний успех, саморазвитие и самоактуализация. У студентов гуманитарных специальностей и студентов четвертого курса: эмпатийное общение, позитивное социальное проявление, профессиональное развитие, саморазвитие и самоактуализация, внешний успех. У студентов первых курсов: позитивное социальное проявление, эмпатийное общение, профессиональное развитие, саморазвитие и самоактуализация, внешний успех.
Определена специфика жизненных стратегий студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки. Студенты технических специальностей имеют отличия от студентов гуманитарных специальностей по характеристикам жизненной стратегии: конформность как ценность на уровне нормативных идеалов и безопасность, реализуемая в поведении. Для студентов гуманитарных специальностей более значимыми являются: доброта как ценность на уровне идеалов и на уровне поведения, универсализм, представленный в нормативных идеалах, управляемость жизни (локус контроля – жизнь), интернальность на производстве, саморазвитие (также через 5 и 10 лет) и профессиональная самореализация (также через 2 и 5 лет).
У студентов первого курса более выражены: традиции как ценности на уровне индивидуальных приоритетов, доброта (на уровне поведения), стимуляция (на уровне приоритетов), профессиональная самореализация (также через 5 лет). Студенты четвертого курсов отличаются от первокурсников показателями: власть как ценность на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов, эмпатийное общение (также через 2 и 5 лет), саморазвитие и внешний успех (через 2 и 5 лет), профессиональная самореализация (а также через 5 лет).
Выявлены особенности жизненных стратегий студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки. В группе студентов технических специальностей существует наибольшее количество корреляционных связей (313). Большое количество связей между шкалами методики СЖО и методики изучения жизненных стратегий (связи только положительной направленности) (за исключением профессиональной самореализации – нет ни одной связи). Методика УСК имеет 15 положительно направленных взаимосвязей с составляющей жизненной стратегии «позитивное социальное проявление» и 6 положительных с эмпатийным общением. Наибольшее количество взаимосвязей (отрицательных) приходится на ценности личности: самостоятельность (на уровне нормативных идеалов), достижения, универсализм, конформность (все на уровне поведения поведении).
В группе студентов гуманитарных специальностей. Более всего высокозначимых корреляционных связей приходится на ценности: достижения в идеалах, безопасность на уровне нормативных идеалов, власть в поведении, доброта.
У студентов первого курса все компоненты смысложизненных ориентаций, а также интернальность положительно связаны с позитивным социальным проявлением. Много взаимосвязей имеют ценности: конформность в поведение и достижения на уровне идеалов.
В группе студентов четвертого курса большое количество взаимосвязей выявлено у ценностей безопасность (как ценности на уровне идеалов). И традиции (на уровне поведения).
Т.о. выдвинутые гипотезы подтверждены.
На основание полученных результатов разработана и частично апробирована комплексная коррекционная программа «Портфолио в системе психолого-педагогического сопровождения формирования жизненной стратегии личности».
Проделанная работа была интересна полученными результатами. В будущем возможно дальнейшее развитие данной проблематики. Комплексная коррекционная программа может быть использована в процессе обучения студентов первого курса.
C.Л. Рубинштейна и продолжается в трудах К.А. Абульхановой-Славской, она считает, что наличие и развитость жизненной стратегии является важнейшим показателем того, насколько человек стал субъектом собственной жизни.
В числе основных характеристик жизненных стратегий большинство авторов выделяют следующие: система ценностных ориентаций личности, активность личностной позиции, ответственность. Ценности являются «ядром» жизненных стратегий личности, определяя при этом личностную активность.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что для всех студентов значимыми ценностями являются самостоятельность и гедонизм. Традиции как ценность не являются важными для студентов.
Жизненная стратегия у студентов технических специальностей имеет следующую структуру факторов: позитивное социальное проявление, эмпатийное общение, профессиональное развитие, внешний успех, саморазвитие и самоактуализация. У студентов гуманитарных специальностей и студентов четвертого курса: эмпатийное общение, позитивное социальное проявление, профессиональное развитие, саморазвитие и самоактуализация, внешний успех. У студентов первых курсов: позитивное социальное проявление, эмпатийное общение, профессиональное развитие, саморазвитие и самоактуализация, внешний успех.
Определена специфика жизненных стратегий студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки. Студенты технических специальностей имеют отличия от студентов гуманитарных специальностей по характеристикам жизненной стратегии: конформность как ценность на уровне нормативных идеалов и безопасность, реализуемая в поведении. Для студентов гуманитарных специальностей более значимыми являются: доброта как ценность на уровне идеалов и на уровне поведения, универсализм, представленный в нормативных идеалах, управляемость жизни (локус контроля – жизнь), интернальность на производстве, саморазвитие (также через 5 и 10 лет) и профессиональная самореализация (также через 2 и 5 лет).
У студентов первого курса более выражены: традиции как ценности на уровне индивидуальных приоритетов, доброта (на уровне поведения), стимуляция (на уровне приоритетов), профессиональная самореализация (также через 5 лет). Студенты четвертого курсов отличаются от первокурсников показателями: власть как ценность на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов, эмпатийное общение (также через 2 и 5 лет), саморазвитие и внешний успех (через 2 и 5 лет), профессиональная самореализация (а также через 5 лет).
Выявлены особенности жизненных стратегий студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки. В группе студентов технических специальностей существует наибольшее количество корреляционных связей (313). Большое количество связей между шкалами методики СЖО и методики изучения жизненных стратегий (связи только положительной направленности) (за исключением профессиональной самореализации – нет ни одной связи). Методика УСК имеет 15 положительно направленных взаимосвязей с составляющей жизненной стратегии «позитивное социальное проявление» и 6 положительных с эмпатийным общением. Наибольшее количество взаимосвязей (отрицательных) приходится на ценности личности: самостоятельность (на уровне нормативных идеалов), достижения, универсализм, конформность (все на уровне поведения поведении).
В группе студентов гуманитарных специальностей. Более всего высокозначимых корреляционных связей приходится на ценности: достижения в идеалах, безопасность на уровне нормативных идеалов, власть в поведении, доброта.
У студентов первого курса все компоненты смысложизненных ориентаций, а также интернальность положительно связаны с позитивным социальным проявлением. Много взаимосвязей имеют ценности: конформность в поведение и достижения на уровне идеалов.
В группе студентов четвертого курса большое количество взаимосвязей выявлено у ценностей безопасность (как ценности на уровне идеалов). И традиции (на уровне поведения).
Т.о. выдвинутые гипотезы подтверждены.
На основание полученных результатов разработана и частично апробирована комплексная коррекционная программа «Портфолио в системе психолого-педагогического сопровождения формирования жизненной стратегии личности».
Проделанная работа была интересна полученными результатами. В будущем возможно дальнейшее развитие данной проблематики. Комплексная коррекционная программа может быть использована в процессе обучения студентов первого курса.
Подобные работы
- Изучение жизненных стратегий студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки (Возрастная и педагогическая психология, Российский государственный профессионально-педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Жизненные стратегии студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки (Российский государственный профессионально-педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕФЛЕКСИИ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЖИЗНЕННЫХ
СИТУАЦИЯХ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - Взаимосвязь личностных особенностей и локуса контроля у студентов психологов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Влияние личностных особенностей руководителей на выбор копинг - стратегий поведения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Восприятие преподавателя студентами(19.00.05 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003



