Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности и специфика жизненных стратегий студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки

Работа №86286

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы167
Год сдачи2020
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Период изготовления: май 2020 года.
Учебное заведение: неизвестно.
Было проведено экспериментальное исследование.
База исследования : студенты Российского государственного профессионально-педагогического университета первого и четвертого курса.
Выборка: 150 человек (58 юношей и 92 девушки).
Есть приложения (методические материалы).

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЭТАПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ………………….. 9
1.1. Анализ современных представлений отечественных и зарубежных авторов о проблеме жизненных стратегий………………… 9
1.2. Структурные компоненты жизненных стратегий студентов.. 22
1.2.1. Ценности как психологическая основа жизненных стратегий………………… 22
1.2.2. Активность личности как способ осуществления жизненной стратегии………………………………………………………… 28
1.2.3. Ответственность личности как структурный компонент в реализации жизненных целей………………………………… 33
1.3. Характеристики и типология жизненных стратегий
по К.А. Абульхановой – Славской……………………………………..38
1.4. Юношеский возраст как актуальный этап формирования жизненных стратегий… 45
Выводы по главе……………………………………………………. 52
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
И СПЕЦИФИКИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ
В КОНТЕКСТЕ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЭТАПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.................................................... 54
2.1. Организация и процедура исследования……………………... 54
2.2. Методы и методики исследования…………………………… 55
2.2.1. Анкета, направленная на изучение представлений
о жизненной стратегии……………………………………………58
2.2.2. Опросник изучения ценностей личности Ш. Шварца.. 59
2.2.3. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО)………………. 61
2.2.4. Опросник субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд)……………………………………………… 62
2.2.5. Методика исследования жизненных стратегий личности (М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс)…………………………………….. 63
2.3. Результаты исследования……………………………………... 63
2.3.1. Результаты анкетирования…………………………...... 63
2.3.2. Результаты описательной статистики………………… 68
2.3.3. Результаты сравнительного анализа………………….. 84
2.3.4. Результаты корреляционного анализа………………… 90
Выводы по главе……………………………………………………. 98
3. КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА «ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ»…………………………………………………………………. 101
3.1. Концепция комплексной коррекционной программы «Портфолио в системе психолого-педагогического сопровождения формирования жизненной стратегии личности»…………………………... 101
3.2. Комплексная коррекционная программа «Портфолио
в системе психолого-педагогического сопровождения формирования жизненной стратегии личности»……………………………………………. 106
Выводы по главе……………………………………………………….. 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... 146
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….. 149
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………... 157


Цель исследования: выявить особенности и специфику жизненных стратегий студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки, а также создать комплексную коррекционную программу «Портфолио в системе психолого-педагогического сопровождения формирования жизненной стратегии личности» как средство формирования индивидуальной жизненной стратегии с учетом направленности и этапа профессиональной подготовки.
Объект исследования: жизненные стратегии студентов.
Предмет исследования: особенности и специфика жизненных стратегий студентов.
Задачи работы:
1. Осуществить теоретический анализ современных представлений отечественных и зарубежных авторов о проблеме жизненных стратегий.
2. Проанализировать ценностные ориентации современного студенчества как основы для конструирования жизненных стратегий.
3. Определить особенности и специфику жизненных стратегий студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки.
4. Определить структуру факторов, составляющих жизненные стратегии студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки.
5. Разработать комплексную коррекционную программу формирования индивидуальной жизненной стратегии студентов с учетом полученных результатов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследовательской работы был проведен анализ современных представлений отечественных и зарубежных авторов о проблеме жизненных стратегий. Наиболее разработанным в отечественной психологии является подход к изучению жизненных стратегий, связанный с развитием субъекта и его становлением как личности; этот подход берет начало в работах
C.Л. Рубинштейна и продолжается в трудах К.А. Абульхановой-Славской, она считает, что наличие и развитость жизненной стратегии является важнейшим показателем того, насколько человек стал субъектом собственной жизни.
В числе основных характеристик жизненных стратегий большинство авторов выделяют следующие: система ценностных ориентаций личности, активность личностной позиции, ответственность. Ценности являются «ядром» жизненных стратегий личности, определяя при этом личностную активность.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что для всех студентов значимыми ценностями являются самостоятельность и гедонизм. Традиции как ценность не являются важными для студентов.
Жизненная стратегия у студентов технических специальностей имеет следующую структуру факторов: позитивное социальное проявление, эмпатийное общение, профессиональное развитие, внешний успех, саморазвитие и самоактуализация. У студентов гуманитарных специальностей и студентов четвертого курса: эмпатийное общение, позитивное социальное проявление, профессиональное развитие, саморазвитие и самоактуализация, внешний успех. У студентов первых курсов: позитивное социальное проявление, эмпатийное общение, профессиональное развитие, саморазвитие и самоактуализация, внешний успех.
Определена специфика жизненных стратегий студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки. Студенты технических специальностей имеют отличия от студентов гуманитарных специальностей по характеристикам жизненной стратегии: конформность как ценность на уровне нормативных идеалов и безопасность, реализуемая в поведении. Для студентов гуманитарных специальностей более значимыми являются: доброта как ценность на уровне идеалов и на уровне поведения, универсализм, представленный в нормативных идеалах, управляемость жизни (локус контроля – жизнь), интернальность на производстве, саморазвитие (также через 5 и 10 лет) и профессиональная самореализация (также через 2 и 5 лет).
У студентов первого курса более выражены: традиции как ценности на уровне индивидуальных приоритетов, доброта (на уровне поведения), стимуляция (на уровне приоритетов), профессиональная самореализация (также через 5 лет). Студенты четвертого курсов отличаются от первокурсников показателями: власть как ценность на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов, эмпатийное общение (также через 2 и 5 лет), саморазвитие и внешний успех (через 2 и 5 лет), профессиональная самореализация (а также через 5 лет).
Выявлены особенности жизненных стратегий студентов в контексте направленности и этапа профессиональной подготовки. В группе студентов технических специальностей существует наибольшее количество корреляционных связей (313). Большое количество связей между шкалами методики СЖО и методики изучения жизненных стратегий (связи только положительной направленности) (за исключением профессиональной самореализации – нет ни одной связи). Методика УСК имеет 15 положительно направленных взаимосвязей с составляющей жизненной стратегии «позитивное социальное проявление» и 6 положительных с эмпатийным общением. Наибольшее количество взаимосвязей (отрицательных) приходится на ценности личности: самостоятельность (на уровне нормативных идеалов), достижения, универсализм, конформность (все на уровне поведения поведении).
В группе студентов гуманитарных специальностей. Более всего высокозначимых корреляционных связей приходится на ценности: достижения в идеалах, безопасность на уровне нормативных идеалов, власть в поведении, доброта.
У студентов первого курса все компоненты смысложизненных ориентаций, а также интернальность положительно связаны с позитивным социальным проявлением. Много взаимосвязей имеют ценности: конформность в поведение и достижения на уровне идеалов.
В группе студентов четвертого курса большое количество взаимосвязей выявлено у ценностей безопасность (как ценности на уровне идеалов). И традиции (на уровне поведения).
Т.о. выдвинутые гипотезы подтверждены.
На основание полученных результатов разработана и частично апробирована комплексная коррекционная программа «Портфолио в системе психолого-педагогического сопровождения формирования жизненной стратегии личности».
Проделанная работа была интересна полученными результатами. В будущем возможно дальнейшее развитие данной проблематики. Комплексная коррекционная программа может быть использована в процессе обучения студентов первого курса.



1. Абульханова–Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.
299 с.
2. Абульханова–Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. – М.: Алтейя, 2001. 299 с.
3. Адлер А. Наука жить / Пер. с англ. и нем. – Киев: Port-Royall, 1997.
4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2000.
6. Белинская Е.П. Социальная психология личности: учеб. пособие для вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая – М.: Аспект Пресс, 2008.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.
– М.: Прогресс, 1988.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте
– М.: 1968. 460 с.
9. Бурлачук Л.Ф., Коржова В.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учеб. пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник
по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2000. 528 с.
11. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека: Рефлексивно – гуманистический подход. – М.: 2002. 195 с.
12. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. – М.: Эксмо, 2007.
416 с.
13. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 368 с.
14. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов.
– СПб.: Питер, 2000.
15. Головаха Е.И. Психологическое время личности – Киев, 1984.
16. Горянина Д.А. Психология сознания. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. 416с.
17. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. 264 с.
18. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: Учеб. методическое пособие / Под ред. А.П. Тряпицыной.
– СПб.: КАРО, 2006. 352 с.
19. Даутова О.Б., Менг Т.В., Пискунова Е.В. Психолого – педагогические основы выбора профиля обучения. Учеб. – метод. пособие для учителя
/ Под ред. А.П. Тряпицыной. – Спб.: КАРО, 2006. 112 с.
20. Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Изд-во МГУ, 1979.
21. Дружинин, В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии – М.: ПЕРСЭ; – Спб.: ИМАТОН, 2000. 135 с.
22. Евтихов О.В. Тренинг лидерства. – СПб.: Речь, 2007. 253 с.
23. Знаков В.В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия. Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского. – М.: Академический проект, 2000.
24. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. Концепция и методическое руководство. – Спб.: Речь, 2004. 71 с.
25. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности. Учеб. пособие. – Гродно. 2002. 168 с.
26. Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось-89, 2005. 128 с.
27. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание – М.: 1984.
335 с.
28. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. 255 с.
29. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека.
– СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, Союз, 2002. 169с.
30. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Сфера, 2001. 464 с.
31. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999. 487 с.
32. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М.: Смысл, 1999.
33. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)
– М.: Смысл, 2006. 18 с.
34. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.
– М.: Академия, 2001.
35. Маслоу А. Психология бытия. – М.: Рефл-бук, 1997.
36. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. 392 с.
37. Милорадова Н.Г. Психология: шаг к себе – другим навстречу. Учебное пособие. – М.: АСВ, 2003.
38. Муздыбаев К. Психология ответственности / под ред. В.Е. Семенова. Наука, 1983. 240 с.
39. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 2–е изд., испр. и доп.
– М.: Академия, 2003. 456 с.
40. Непомнящая Н.И. Опыт системного исследования психики ребенка.
– М.: Педагогика, 1975.
41. Петровская Л.А. Гуманистический контекст психологической помощи / Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой,
И.И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002.
42. Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии / Психология личности и образ жизни/ Под ред. Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1987.
43. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост.
и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. 480 с.
44. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. Вып 2. – М.: Деловое содействие, 1995.
45. Резник Ю.М., Смирнов Е.Л. Жизненные стратегии личности.
–.М.: Независимый ин-т гражданского об-ва, 2002.
46. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.
– М.: Прогресс-универс, 1994.
47. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир – СПб.: Питер, 2003. 512 с.
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2000.
712 с.
49. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. 424 с.
50. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.
– СПб.: Речь, 2002. 350 с.
51. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа – Пресс, 1995. 384 с.
52. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. 366 с.
53. Фромм Э. Иметь или быть? – Киев: Ника-Центр: Вист-С, 1998.
54. Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика, 1993. 256 с.
55. Хайкин В.Л. Активность (характеристики и развитие). – М.: Моск. психолого – соц. инстит., 2000. 448 с.
56. Хорни К. Невроз и развитие личности. – М.: Смысл, 1996.
57. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2000. 608 с.
58. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. // Общ. ред.
и предисл. А.В. Толстых. – М.: Прогресс, 1996. 340 с.


2. Статьи из журналов и газет
59. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности
// Психологический журнал. 1985. №5. С. 3 – 18.
60. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. Т.13. 1992. № 5. С. 12 – 26.
61. Бабулина Л.В. Субъектные и сценарные стратегии жизненного пути личности // Мир психологии. 2007. № 1. С. 68 – 78.
62. Белугина М.А. Жизненные стратегии у современных студентов: опыт психологического исследования // Психология в вузе. 2008. №6. С. 93 – 101.
63. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке
// Психологический журнал. 1991. Т.13. № 6. С. 23 – 34.
64. Бузунова Л.Г. Жизненные стратегии женщин российской провинции
// Психологическая наука и образование. 2007. № 3. С. 47 – 58.
65. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 74 – 85.
66. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Школьные технологии. 2005. №1. С.181 – 196.
67. Гришина Н.В. Психология жизненного пути // Психологический журнал. 2007. Т.28. №5. С. 81 – 88.
68. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации
и саморазвития личности // Образование в современной школе. 2002. №5.
69 Кныш И.А. Портфель индивидуальных достижений как контрольно – оценочное педагогическое средство // Среднее профессиональное образование. 2008. № 1. С. 69 – 71.
70. Купченко В.Е. Личностные особенности молодых людей с разным типом жизненной стратегии // Психология в вузе. 2009. № 3. С. 28 – 36.
71. Мдивани М.О., Кодесс П.Б. Методика исследования жизненных стратегий личности // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 146 – 151.
72. Муздыбаев К. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.7. № 1. С. 175 – 188.
73. Найденова А.В. Метод проектов в формировании жизненной стратегии подростков // СПО. 2008. № 12. С. 54 – 56.
74. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия в переходном обществе
// Социологический журнал. 1995. № 2. С. 14 – 22.
75. Новикова Т.Г. Зарубежный опыт использования портфолио
// Народное образование. 2005. № 9. С. 151 – 154.
76. Новикова Т.Г. Портфолио учащихся в профильном обучении: философия, структура, методика работы // Народное образование. 2007. №1.
С. 170 – 180.
77. Рислинг Э.П. Система портфолио в мониторинге качества профессионального образования техникума // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 10. С. 46 – 48.
78. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // СОЦИС. 1996. № 6. С. 110 – 120.
79. Сердюкова Е.В. От самопознания к стратегии жизни. Элективный курс по психологии для 10 класса // Профильное образование. 2008. № 7.
С. 31 – 37.
80. Созонтов А.Е. Жизненные стратегии современной студенческой молодежи большого города // Журнал практического психолога. 2007. № 5.
С. 129 – 146.
81. Созонтов А.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов // Вестн. моск. ун-та., 2008. №3. С. 15 – 23.
82. Ядов В. Труд в системе жизненных ценностей // Человек и труд. 2000. № 3.
3. Диссертации, авторефераты
83. Белугина М.А. Психологическое содержание жизненных стратегий личности в юношеском возрасте. Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 22 с.
84. Воронина О.А. Жизненные стратегии как фактор отношения студентов к учебной деятельности. Автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2008. 22 с.
85. Кодесс П.Б. Особенности формирования жизненной стратегии старшеклассников. Автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2005. 22 с.
86. Созонтов А.Е. Основные жизненные стратегии современных российских студентов. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 2004. 24 с.
87. Чеботарева Д.Ю. Жизненные стратегии студенческой молодежи юга России. Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д.: 2004. 26 с.
4. Статьи из энциклопедии и словаря
88. Большой психологический словарь // Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
89. Краткий психологический словарь. Ответственность // под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д., 1999.
90. Словарь практического психолога // Под ред. С.Ю. Головина.
– Минск: Харвест, 1997. 800 с.
5. Электронные ресурсы
91. Васюков И.Л., Волков А.Н. Портфолио как инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента [Электронный ресурс]: Череповецкий гос. ун-т, 2005. Режим доступа: http://www.proza.ru.
92. Григоренко Е.А. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.nntu.sci- nov.ru.
93. Кормакова В.Н. Проектирование жизненных стратегий как условие профессионально-личностного самоопределения старшеклассников
// Образование и общество – Электрон. журн. [Электронный ресурс]: Режим доступа к журналу: http://www.education.rekom.ru.
94. Леонов Ю.С. Жизненные стратегии молодых людей: массовые стереотипы и потребности их коррекции // Аналитический вестник совета федерации федерального собрания РФ. № 4. – [Электронный ресурс]: Режим доступа к журн.: www.council.gov.ru.
95. Полежаев В.Д., Полежаева М.В. Портфолио студента как инструмент создания индивидуальной траектории обучения // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. – [Электронный источник]: Режим доступа: www.rae.ru.
96. Сафин В. Ответственность как ведущее нравственное свойство личности. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.literbash.narod.ru.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ