Проведен анализ статистических данных за 2017-2021 годы.
Сделан анализ деятельности таможенных органов по администрированию таможенных платежей в ЕАЭС.
Рассмотрены проблемы и перспективы совершенствования системы администрирования таможенных платежей в ЕАЭС.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ 7
1.1 Общая характеристика системы администрирования таможенных платежей 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности таможенных органов по администрированию таможенных платежей 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО АДМИНИСТРИРОВАНИЮ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ЕАЭС 20
2.1 Механизм администрирования таможенных платежей в ЕАЭС 20
2.2 Деятельность таможенных органов по администрированию таможенных платежей в ЕАЭС 27
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ЕАЭС 39
3.1 Проблемы, связанные с администрированием таможенных платежей 39
3.2 Возможные пути совершенствования системы администрирования таможенных платежей в ЕАЭС 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Цель исследования – проведение комплексного анализа и определение направлений совершенствования администрирования таможенных платежей в рамках ЕАЭС.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
дать общую характеристику системы администрирования таможенных платежей;
охарактеризовать нормативно-правовое регулирование деятельности таможенных органов по администрированию таможенных платежей;
проанализировать механизм администрирования таможенных платежей в ЕАЭС;
исследовать деятельность таможенных органов по администрированию таможенных платежей;
выявить проблемы, связанные с администрированием таможенных платежей;
определить возможные пути совершенствования системы администрирования таможенных платежей в ЕАЭС.
В процессе написания настоящей работы использовались формально-логический метод, сравнительный метод, метод анализа и иные методы научного познания. Для исследования теоретических воззрений был применен диалектический метод познания, позволяющий выявить содержание данных дефиниций. Формально-юридический метод был применен для анализа правовых норм.
При проведении исследования в рамках настоящей работы были использованы труды таких авторов, как О.В. Алехина, Л.В. Брянцева, А.А. Ворона, А.А. Горлов, В.В. Горчаков, А.Е. Джумагалиева и других.
Нормативная и эмпирическая база исследования. Нормативная база исследования включает:
положения международного права, в том числе Декларацию «О евразийской экономической интеграции», Договор о Евразийском экономическом союзе, Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза;
положения российского законодательства: Конституцию РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, закон РФ «О таможенном тарифе», а также подзаконные нормативные правовые акты;
зарубежное законодательство: закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», кодекс Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан», закон Кыргызской Республики «О таможенном регулировании», постановление Правительства Республики Армения «Об постановление Правительства Республики Армения» и иные.
В качестве эмпирической основы исследования использованы статистические данные ЕАЭС, статистические данные Федеральной таможенной службы России.
Работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на три главы, заключение и список использованных источников.
Введение включает обоснование цели, задач исследования, его актуальности, методологии исследования, теоретической, нормативной и эмпирической баз исследования.
Первая глава посвящена исследованию теоретических и нормативно-правовых аспектов администрирования таможенных платежей в Евразийском экономическом союзе.
Во второй главе приведены результаты анализа деятельности таможенных органов по администрированию таможенных платежей в ЕАЭС.
В третьей главе рассматриваются проблемы и определяются перспективы совершенствования администрирования таможенных платежей в ЕАЭС.
Администрирование, которое осуществляется на национальном уровне таможенными органами, имеет своей целью обеспечение поступления средств для целей последующего исполнения обязанностей по распределению средств от таможенных платежей в рамках Союза. За счет выполнения своих функций таможенными органами в итоге обеспечивается пополнение национального бюджета. Система администрирования на национальном уровне включает не только таможенные, но и налоговые органы, которые взаимодействуют между собой в процессе осуществления администрирования.
Деятельность таможенных органов в части администрирования таможенных платежей в России предполагает принятие комплекса мер, направленных на обеспечение поступлений в бюджет государства. В целом динамика данных о деятельности таможенных органов свидетельствует об их активности и эффективности. Изменения показателей в ту или иную стороны не всегда объясняются субъективными причинами, то есть снижением или повышение активности таможенных органов. Сложность ситуации в мире и в стране влияет на объем товарооборота, особенности в случае введения разного рода санкций, ограничений и запретов. Значительное влияние оказала и ситуация с пандемией, повлекшая за собой ограничение как товарооборота, атак и перемещения людей, которое также предполагает взимание таможенных платежей. Однако даже на фоне объективных проблем таможенные органы стабильно выполняют план по запланированным показателям поступлений в бюджет государства, даже отчасти превышая планируемые показатели.
Применяемые в настоящее время фиксированные ставки распределения поступлений от таможенных платежей не являются справедливыми и не могут рассматриваться как целесообразные в рамках ЕАЭС, потому что в результате возникает ситуация наличия дотационных государств, имеющих постоянный пассивный доход вне зависимости от результатов собственной деятельности – это Армения и Кыргызстан. На фоне этих государств есть страны, стабильно дотирующие и недополучающие средства в собственные бюджеты – это Белоруссия и Казахстан. Учитывая то обстоятельство, что уровень социально-экономического развития во всех странах ЕАЭС является невысоким, создавать условия для подобного неравного распределения платежей нецелесообразно, потому что неизбежно возникновение недовольства и разногласий, что нежелательно, потому что ЕАЭС важен как союз нескольких государств, имеющих уже опыт сотрудничества и перспективу развития, но только в условиях, когда нет ущемления интересов членов Союза.
Как проблема в настоящем исследование определено понижение порога стоимости товаров, перемещение которых осуществляется без уплаты таможенных платежей. Будучи ориентированным на повышение поступлений в бюджет, на повышение спроса на товары отечественного производства, данная мера может привести к обратному от ожидаемого эффекту. Люди будут стремиться максимально дробить приобретаемый товар, чтобы его стоимость была низкой. В итоге повышения поступлений в бюджет не произойдет, но существенно увеличится нагрузка на таможенные органы за счет увеличения числа международных почтовых отправлений.
Для решения проблемы несправедливого распределения поступлений от уплаты таможенных платежей в рамках ЕАЭС и в целях совершенствования системы администрирования таможенных платежей предлагает пересмотреть существующую системы распределения и отказаться от фиксированных ставок. Распределение поступлений предлагается осуществлять с иной, чем в настоящее время, периодичностью – один раз в месяц. На размер распределяемых сумм должны влиять такие факторы, как объем задолженности по таможенным платежам, пене и штрафам, объем взысканной в принудительном порядке задолженности, объем поступление по результатам взыскания. В итоге эффективность деятельности таможенных органов будет напрямую влиять на размер поступлений в бюджет. Наличие задолженности, в отношении которой в рамках администрирования таможенными органами не было предпринято никаких мер, следует определить как фактор, предполагающий уменьшение размера отчислений в бюджет соответствующего государства от общей суммы поступлений от таможенных платежей.
Помимо этого представляется целесообразным пересмотреть подход к установлению верхнего порога беспошлинной торговли в отношении товаров, перемещаемых для личных нужд. Повышение верхнего порога стоимости позволит снизить нагрузку на таможенные органы, вследствие чего у них появится больше возможностей для пресечения более серьезных нарушений законодательства и повышения поступлений в бюджет из иных источников.
1. Декларация от 18.11.2011 «О евразийской экономической интеграции» // СПС «Консультант Плюс».
2. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]: от 29.05.2014. (ред. от 01.10.2019) // СПС «Консультант Плюс».
3. Положение о Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]: приложение № 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе (ред. от 01.10.2019) // СПС «Консультант Плюс».
4. Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов [Электронный ресурс]: приложение № 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе (ред. от 01.10.2019) // СПС «Консультант Плюс».
5. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: подписан в городе Москве 11.04.2017 // СПС «Консультант Плюс».
6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе от 11.04.2017 (ред. от 29.05.2019) // СПС «Консультант Плюс».
7. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенар. голосованием 12.12.1993 (ред. 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс».
8. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // СПС «Консультант Плюс».
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) // СПС «Консультант Плюс».
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // СПС «Консультант Плюс».
11. О таможенном тарифе [Электронный ресурс]: закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 22.12.2020) // СПС «Консультант Плюс».
12. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 // СПС «Консультант Плюс».
13. Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 (ред. от 19.06.2021) // СПС «Консультант Плюс».
14. Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]: приказ Федеральной таможенной службы России от 04.09.2018 № 1380 // СПС «Консультант Плюс».
15. О таможенном регулировании в Республике Беларусь : закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З (ред. от 18.12.2019) // СПС «Консультант Плюс».
16. О Таможенном регулировании в Республике Казахстан : кодекс Республики Казахстан от 26.12.2017 (ред. от 12.01.2022) // СПС «Консультант Плюс».
17. О таможенном регулировании : закон Кыргызской Республики от 24.04.2019 № 52 // СПС «Консультант Плюс».
18. О некоторых вопросах таможенных органов : указ Президента Республики Беларусь от 21.04.2008 № 228 (ред. от 02.03.2021) // СПС «Консультант Плюс».
19. О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Казахстан : постановление Правительства Республики Казахстан от 24.04.2008 № 387 (ред. от 01.01.2022) // СПС «Консультант Плюс».
20. Об определении структуры аппарата и Устава Комитета государственных доходов при Правительстве Республики Армения : постановление Правительства Республики Армения от 10.03.2016 № 224-Н (ред. от 18.05.2017) // СПС «Консультант Плюс».
21. О некоторых вопросах в сфере таможенного дела : постановление Правительства Кыргызской республики от 13.02.2020 № 79 (ред. от 29.04.2020) // СПС «Консультант Плюс».
Учебники, учебные пособия, монографии
22. Внешнеэкономическая деятельность: таможенный аспект. Материалы I Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 22-23 октября 2019 г.) / Сибирский государственный университет путей сообщения ; Отв. ред. К.П. Федоренко, С.П. Калмыков. – Новосибирск: Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2019. – 299 с.
Статьи из периодической печати
23. Алехина, О. В. Организация системы администрирования таможенных платежей в условиях ЕАЭС / О. В. Алехина, В. В. Кащеев, Ю. Б. Порошин // Наука и общество. – 2017. – 1 (27). – С. 4-10.
24. Брянцева, Л. В. Ключевые особенности администрирования таможенных платежей в условиях ЕАЭС / Л. В. Брянцева, Т. А. Еловацкая // Технологии и товароведение сельскохозяйственной продукции. – 2019. – № 1 (12). – С. 43-46.
25. Ворона, А. А. Направления таможенного администрирования в деятельности Федеральной таможенной службы и совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров / А. А. Ворона, К. В. Яковлев // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2020. – № 1 (73). – С. 9-12.
26. Горлов, А. А. Анализ деятельности таможенных органов в администрировании таможенных платежей: проблемы и направления совершенствования / А. А. Горлов. // Молодой ученый. – 2021. – № 24 (366). – С. 229-232.
27. Горчаков, В. В. Администрирование таможенных доходов: анализ отдельных факторов реализации фискальной функции / В. В. Горчаков, И. В. Шарощенко // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2021. – № 3. – С. 40-54.
28. Джумагалиева, А. Е. Администрирование таможенных платежей: взаимодействие налоговых и таможенных органов / А. А. Джумагалиева, М. А. Колотова, В. В. Витюк // Внешнеэкономическая деятельность: таможенный аспект. Материалы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск, 2021. – С. 301-307.
29. Казачкова, В. А. Правовое регулирование администрирования таможенных платежей / В. А. Казачкова // Вестник Российской таможенной академии. – 2021. – № 2 (55). – С. 126-131.
30. Лазарев, Д. Ю. Определение содержания понятий «таможенное администрирование» и «администрирование таможенных доходов» / Д. Ю. Лазарев // Вестник Российской таможенной академии. – 2018. – № 2. – С. 111-115.
31. Мариненко, Т. В. Администрирование таможенных платежей: понятия, классификации, функции таможенных платежей / Т. В. Мариненко // Молодой ученый. – 2018. – № 26 (212). – С. 122-125.
32. Предеина, И. А. Единый подход к администрированию таможенных и налоговых платежей в Российской Федерации / И. А. Предеина // Сборник тезисов докладов научно-практической конференции студентов Курганского государственного университета. – Курган, 2020. – С. 55-56.
33. Рыльская, М. А. Администрирование таможенных платежей: международные стандарты взаимодействия налоговых таможенных органов / М. А. Рыльская, С. О. Шохин, О. Г. Боброва, А. Ю. Кожанков, Н. В. Еремеева // Финансы: теория и практика. – 2019. – Т. 23. – № 1 (109). – С. 106-121.
34. Таранов, П. В. Таможенное администрирование в России: ключевые проблемы и ориентиры инновационного развития в условиях информатизации современного общества/ П. В. Таранов, А. А. Курочка // Вестник ЮРГТУ (НПИ). – 2020. – № 2. – С. 94-99.
35. Шарощенко, И. В. Администрирование таможенных доходов: элементы процесса, современные инструменты стимулирования ВЭД // И. В. Шарощенко // Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. – № 7. – С. 90-99.
Статистический и практический материал
36. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» / Федеральная таможенная служба [сайт], 2022. – URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения 07.03.2022).
37. Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 16.10.2019 № СЕ-2-2/3-19-БК «О разъяснении положений пункта 1 Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение № 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014)» // СПС «Консультант Плюс».
38. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2017 год [сайт], 2022. – URL: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/13355 (дата обращения: 20.03.2022).
39. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2018 год [сайт], 2022. – URL: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/171637 (дата обращения: 20.03.2022).
40. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2019 год [сайт], 2022. – URL: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/224608 (дата обращения: 20.03.2022).
41. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2020 год [сайт], 2022. – URL: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/265853 (дата обращения: 20.03.2022).
42. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2021 год [сайт], 2022. – URL: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/323702 (дата обращения: 20.03.2022).
43. Суммы таможенных платежей, поступающих в бюджет / Федеральная таможенная служба [сайт], 2022. – URL: https://customs.gov.ru/folder/86537 (дата обращения 07.03.2022).
Интернет ресурсы
44. Торговля товарами / Экономический анализ интеграции в Евразийском экономическом союзе [сайт], 2022. – URL: https://eaeu.economy.gov.ru/trade_in_goods (дата обращения 20.03.2022).