Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста (Омский государственный педагогический университет)

Работа №86243

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы38
Год сдачи2022
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: дошкольное отделение МБОУ СОШ №189 г. Омска .
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста – от 5 до 6 лет – составили экспериментальную группу. У всех детей по заключению логопеда ОНР III уровня.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (результаты эксперимента в табличном виде).

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения общего недоразвития речи у дошкольников 6
1.1 Развитие речи в онтогенезе (с 3 до 7 лет) 6
1.2. Особенности развития речи у дошкольников с ОНР 11
1.3. Выявление и способы преодоления общего недоразвития речи 16
Выводы по Главе 1 21
Глава 2. Организация и содержание экспериментального исследования по выявлению особенностей общего недоразвития речи у дошкольников 22
2.1. Организация экспериментального исследования 22
2.2. Содержание и результаты изучения особенностей общего недоразвития речи у дошкольников 25
Выводы по Главе 2 33
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 35
Приложение 38

Неполная речевая деятельность, недостаточный словарь и т.д. негативно отражается на всех сферах личности ребенка: препятствует развитию его познавательной деятельности, снижает производительность памяти, ухудшает логическую и смысловую память, дети тяжело усваивают умственные операции, нарушены все формы общения и межличностной взаимосвязи, а также значительно тормозит развитие, которое имеет, как и в норме, ведущую роль с точки зрения общего психического развития. Язык имеет принципиальное значение для развития мышления и деятельности ребенка в целом, выступая и как стержень в развитии обобщения, и как его материальный носитель, и как высший регулятор поведения ребенка.
Характеристика общего недоразвития речи дана в работах Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной и др. Онтогенез речевого развития описан Л.С. Выготским, А.Н. Гвоздевым, И.В. Смирновой и др. Причины общего недоразвития раскрыты А.П. Глуховым, П.Д. Роговой, Т.Б. Филичевой и др. В.И. Логиновой, Г. Нелюбовой, Т.В. Юткиной и др. определены общие направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.
Логопедическая работа позволяет преодолеть общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста, что является необходимым для его будущего обучения в школе, овладением грамотой. Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях.
Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов. Сказанное определяет актуальность темы исследования «Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста».
Объект исследования – общее недоразвитие речи.
Предмет исследования – общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
В процессе исследования решались следующие задачи:
- изучить закономерности речевого развития детей в онтогенезе;
- выявить особенности развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи;
- охарактеризовать особенности выявления и способы преодоления общего недоразвития речи у дошкольников;
- установить особенности общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в экспериментальном исследовании.
Методы исследования: теоретические – изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические – тестирование, методы качественного и количественного анализа результатов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.
Было организовано и проведено экспериментальное исследование по определению особенностей общего недоразвития речи у дошкольников. Выборку составили 10 детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. У всех старших дошкольников диагноз ОНР III уровня.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что у старших дошкольников с ОНР речь имеет нарушения по таким структурным компонентам, как связность, лексико-грамматический строй, словарь (лексикон), синтаксический уровень и т.д. Не было выявлено старших дошкольников с ОНР, у которых полностью сформирован атрибутивный, предикативный и предметный словари. Предложения в составе рассказов старших дошкольников были в основном наполнены однотипными и повторяющимися именами прилагательными, именами существительными, глаголами. Результаты обуславливают разработку и проведения специальных развивающих занятий с детьми данной категории.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Бегларян, А.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / А.А. Бегларян // В сборнике: Психология и педагогика: методология, теория и практика. сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: А.А. Сукиасян. – 2016. – С. 29-32.
2. Буева, П.А. Изучение особенностей словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / П.А. Буева // В сборнике: Научный диалог: Молодой ученый. Сборник научных трудов по материалам XXIX международной научной конференции. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 5-9.
3. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики [Текст] / Собрание сочинений: В6-ти т. Т.3. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2003. – 368 с.
4. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша, В.Ю. Секачев. – М.: Инфра-М, 2017. – 125 с.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 472 с.
6. Гвоздев, А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2000. – 103 с.
7. Глухов, В.П. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР) (Методическое пособие) [Текст] / В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова. – М.: Центр проблем детства, 2003. – С. 33-62.
8. Давидович, Л. Дифференцированный подход к коррекции системных нарушений речи на этапе безречия [Текст] / Л. Давидович, М. Ромусик // Дошкольное воспитание. – 2020. – №7. – С. 71-76.
9. Дубинина, Т.А. Нарушения лексики у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.А. Дубинина // В книге: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. Бакшеева Э.П., Дубинина Т.А., Дуброва Т.И., Дулов М.И., Ефремова Е.А., Завернин А.А., Кузнецова Н.В., Новрузова О.Б., Панов Н.Н., Пузийчук С.В., Рубцова О.Л., Сабанина Н.О., Силин А.В., Сухобок Т.В., Чурюканова Е.О. монография. – Пенза, 2020. – С. 64-74.
10. Ефименкова, Л.Н., Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Педагогика, 1985. – 324 с.
11. Жукова, Н.С. и др. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников [Текст] / Под ред. Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой. – Екатеринбург: Издательство ЛИТУР, 2003. – 320 с.
12. Зорина, С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с ОНР [Текст] / С.В. Зорина // Дефектология. – 2016. – №4. – С. 85-88.
13. Климкина, Е.А. Особенности овладения связным высказыванием старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.А. Климкина // Культура. Наука. Интеграция. – 2015. – № 10. – С. 20-22.
14. Коровко, Е.А. Исследование логико-смысловой организации высказывания у старших дошкольников при нарушениях лексико-грамматического строя речи [Текст] / Е.А. Коровко // Специальное образование. – 2016. – № 1. – С. 22-33.
15. Кравченко, Н.В. Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Кравченко // В сборнике: Проблемы эффективного использования научного потенциала общества. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 69-72.
16. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2018. – 249 с.
17. Лебедева, И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности [Текст] / И.Н.Лебедева // Специальное образование. – 2016. – № 4. – С. 138-166.
18. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей – алаликов. [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 120 с.
19. Логинова, В.И. Формирование словаря дошкольника [Текст] / В.И. Логинова // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 52-55.
20. Мещерякова, Н.П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры [Текст] / Н.П. Мещерякова, Л.К. Жуковская, Е.Б. Терешкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 141 с.
21. Нелюбова, Г. Книга по исправлению недостатков речи [Текст] / Г. Нелюбова. – М.: АСТ, 2016. – 426 с.
22. Рогова, П.Д. Речевое развитие детей с нарушениями речи [Текст] / П.Д. Рогова. – Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2015. – 169 с.
23. Смирнова, И.В. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. Алалия, дизартрия [Текст] / И.В. Смирнова. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 320 с.
24. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: [Текст] Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина – М.: Просвешение, 2009. – 223 с.
25. Юткина, Т.В. Особенности формирования лексического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Т.В. Юткина // В сборнике: Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. сборник научных статей XVI Регионального научно-практического семинара. – 2019. – С. 128-133.
26. Яшина, К.И. Формирование семантики слова как основа работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР [Текст] / К.И. Яшина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2015. – № 3-4. – С. 57.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ