Введение 3
1. Теоретические основы разработки кадровой политики организации 6
1.1 Понятие, сущность и функции кадровой политики организации 6
1.2 Виды кадровой политики организации 13
1.3 Основные направления формирования кадровой 20
2. Анализ структуры управления, финансового состояния и кадровой политики организации (на примере ООО Отель «Арт») 28
2.1 Экономико-организационная и финансовая характеристика
предприятия 28
2.2 Оценка системы управления персоналом организации 36
2.3 Анализ кадровой политики организации 46
3. Разработка кадровой политики организации (на примере ООО Отель
«Арт» 54
3.1 Выявление проблем управления персоналом в организации 54
3.2 Разработка новой кадровой политики организации с учетом выявленных
проблем 56
3.3 Эффективность мероприятий по совершенствованию кадровой
политики 65
Заключение 69
Список литературы
Приложение
Тема дипломной работы - «Разработка кадровой политики организации». Выбор данной темы обусловлен тем, что в последнее время ясно очерчивается тенденция к системному использованию все более новых и современных подходов к разработке кадровой политики организации.
Актуальность темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики одним из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия является обеспечение высокого качества кадрового потенциала, что осуществляется благодаря разработке кадровой политики организации. Сутью же кадровой политики является работа с персоналом, соответствующая концепции развития организации. Кадровая политика - составная часть стратегически ориентированной политики организации. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда. Необходимо иметь в виду, что работа с персоналом не начинается с вакансии и не заканчивается приемом на работу. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если удачно разработана кадровая политика организации.
Различные теоретические аспекты проблемы формирования кадровой политики предприятия были рассмотрены в работах российских и зарубежных ученых и специалистов.
К числу российских авторов, внесших значительный вклад в разработку рассматриваемых проблем, относятся: Андреев К.Л., Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Зубкова А.Ф., Исмаилов Л.Э., Кибанов А.Я., Маслов Е.В., Четвернина Т.Я., Никифорова А.А., Одегов Ю.Т., Попов Р.А., Ракитский Б.В., Столярова В.А. и др.
Среди зарубежных авторов весомый вклад в разработку указанных вопросов внесли: Гербер П., Портер М., Робинсон С. и др.
Таким образом, в настоящее время в отечественной и зарубежной литературе создан определенный теоретический задел в исследовании вопросов формирования кадровой политики организации. Вместе с тем, ряд теоретических вопросов, связанных с этой проблематикой, требует своего дальнейшего рассмотрения.
Целью дипломной работы является изучение теоретических основ разработки кадровой политики организации, а также анализ существующей кадровой политики на примере организации ООО «АгЮтель».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- определена суть кадровой политики, и ее задачи;
- выявлены взаимосвязи кадровой политики и стратегии развития предприятия;
- изучены отдельные элементы кадровой политики организации;
- исследована кадровая политика ООО «АгЮтель»;
- предложены пути повышения эффективности кадровой политики в данной организации.
Объектом исследования выступила организация «АгЮтель», являющаяся обществом с ограниченной ответственностью.
Предметом дипломной работы является изучение разработки кадровой политики организации.
Для написания работы использовалась специализированная литература по управлению персоналом, публикации в периодической печати, материалы Internet-ресурсов для специалистов по управлению персоналом.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются основы разработки кадровой политики организации.
Во второй главе охарактеризована практика разработки кадровой политики организации.
В третьей главе раскрыты результаты исследования кадровой политики ООО «ЛгЮтель», сформулированы предложения по повышению эффективности кадровой политики данной организации.
В настоящее время актуальность вопроса грамотного и компетентного управления персоналом вообще и кадровых технологий в частности на предприятии ни у кого не вызывает сомнений. Кадровая служба предприятия является основным функциональным подразделением по управлению персоналом. Возрастание роли кадровых служб и кардинальная перестройка их деятельности вызваны коренными изменениями экономических и социальных условий, в которых ныне действуют предприятия в рамках общего становления рыночных отношений в стране в целом.
Кадровая политика является составной частью стратегически ориентированной политики организации. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда. Поэтому в каждой организации должна быть разработана система кадровой политики, которая повышает эффективность работы организации.
В выполненной работе была изучена разработка кадровой политики организации на примере ООО «Art Отель».
В ходе применяемых в этой фирме подходов к разработке кадровой политики были выявлены следующие проблемные места:
1. Увеличение процента увольнений молодых специалистов, увеличение случаев нарушений дисциплины, периодическое повышение текучести кадров. Пассивная кадровая политика осуществляется тогда, когда руководство организации не имеет четко разработанной программы действий в отношении персонала, а работа с кадрами сводится к ликвидации негативных последствий посредством оценки персонала, диагностики кадровой ситуации в целом.
2 . Функция найма новых работников осуществляется не постоянно, а по мере надобности организации в трудовых ресурсах. Кадровая работа направлена на обеспечение оперативных интересов организации.
3. У новых сотрудников в организации, как правило, бывает много новых идей, сформированных за счет предыдущего опыта, и в результате "новый" взгляд со стороны на привычные процессы для основного персонала гостиницы. Пренебрежение подобными идеями и инициативами демотивирует таких сотрудников. Также в организации у некоторых сотрудников сложилось понимание невостребованности. У сотрудников формируется неудовлетворенность своей работой, когда не могут использовать в работе каких-либо навыков, которые они ценят.
4. Организация успешно привлекает молодых работников и является привлекательным для работников в возрасте от 40 лет, но не является привлекательным (не может удержать) работников в возрасте 31-40 лет.
5. В организации не развита функция целеполагания. Из ряда факторов следует, что руководство ООО «Art Отель» поставило цели в финансовом направлении, а остальные сферы управления остались без внимания, что негативно сказывается на развитии организации, т.к. отсутствие целей снижает эффективность всей системы управления организацией.
6. В ООО «Art Отель» не уделяется должное внимание информированности персонала о кадровой политике организации, а точнее это 78%. Персонал организации не знает поставленные цели организации, что снижает эффективность системы управления.
7. Несовершенство системы мотивации персонала ООО «Art Отель». Система мотивации персонала не формирует у работников ощущение справедливости. Она не направлена на персонал, что требует совершенствования. Слабо выраженная материальная мотивация (только в виде заработной платы) и отсутствие нематериальной мотивации снижают производительность труда персонала ООО «Art Отель ». Из опроса персонала следует, что большинство сотрудников никак не смогли оценить социально-психологический климат в организации. По мне это, может быть, либо неискренность, либо безразличие к той обстановке, в которой работают сотрудники, либо из-за страха перед руководством ООО «Art Отель».
На основании проведенного анализа действующей кадровой политики в ООО «Art Отель», сформулирован ряд предложений, направленных на ее совершенствование:
1. Многоуровневая аттестация кадров - необходимо существенно повысить целенаправленность управления кадрами, укрепить трудовую дисциплину, обеспечить внедрение современных методов стимулирования трудовой мотивации, контроля за результативностью и качеством труда, достигнуть более тесного взаимодействия этого вида управления с управлением организации в целом. Общая цель реформирования аттестации заключается в том, чтобы превратить ее из рутинной, обременительной и отвлекающей от производительной работы процедуры, направленной главным образом на вытеснение нежелательных или неэффективных работников, в эффективное средство реализации социально-экономической стратегии организации в целом.
2. Формирование кадрового резерва - эффективная подготовка будущих руководителей, а также своевременное выявление кандидатов, способных к работе на высокой должности, являются сегодня важнейшим фактором успеха организации в конкурентной борьбе.
Кадровый резерв создается с целью обеспечения следующих потребностей организации:
- минимизации срока адаптации работника в новой должности (для стороннего кандидата этот период может составлять до шести месяцев, в отдельных случаях - больше);
- формирования лояльности к организации, что является гарантией долгосрочного и успешного сотрудничества;
- постепенной «смены поколений», благодаря чему сохраняются технологии и корпоративная культура (удается избежать глобальных перемен, которые парализуют работу подразделений на продолжительный период).
3. Материальное стимулирование - несомненным условием адекватной мотивации является прямая зависимость от экономических результатов - достижения плановых и сверхплановых показателей, завершения этапов работы. В организации необходимо ввести практику заключения контрактов с работниками, состоящими в резерве. В них описываются условия развития и планирования карьеры, а также закрепляется ответственность сторон. Последнее означает выполнение учебного плана резервистом и инвестиционного - организацией. В контракте указываются критерии успешности стажировки, итогом которой может стать индивидуальный отчет, бизнес-план и т.п. резервиста и ожидаемое повышение в должности, окладе. Такой контракт обязательно должен содержать полное описание мотивационной схемы, быть понятным и согласованным.
4. Нематериальное стимулирование - кроме денежных выплат в организации придается большое значение нематериальной мотивации перспективных работников. Одной из задач менеджера является побуждение подчиненных к эффективной работе. Однако вряд ли он сможет двигать вперед команду, не осознавая собственных целей и не чувствуя внутреннего подъема. Эта психологическая составляющая называется «удовлетворенность жизнью», она связана с уровнем самооценки, внутренним контролем, наличием или отсутствием депрессии. Степень удовлетворенности менеджеров своим настоящим положением и перспективами в компании необходимо измерять и анализировать. Для этого используются технологии, известные широкому кругу менеджеров по персоналу. Они включают в себя открытые опросы и скрытые методики: получение информации о намерениях сменить работу, недовольство отдельными проблемами в своей деятельности или организацией в целом.
5. Планирование карьеры работников - эффективность профессиональной деятельности тесно связана с успехом человека в профессии, с его карьерой. Карьера - успешное продвижение в той или иной области деятельности.
Каждый человек имеет свою систему ценностей, интересов, трудового и личного опыта, поэтому карьера и ее планирование являются индивидуальным процессом. Вместе с тем необходимость совмещения личных особенностей и интеллектуальных возможностей человека с конкретным местом работы ставит перед службами управления персоналом задачу управления карьерными процессами.
В целом, можно подвести итог, что одним из факторов, влияющим на эффективность работы организации, является ее кадровая политика.
Следует отметить, что кадровая политика является очень важной сферой работы организации, и ее разработке необходимо уделять достаточно немалое количество финансов и времени. Для организации важно понять и правильно оценить направления своей кадровой политики. Именно этот момент определяет все возрастающую роль стратегического подхода к управлению.
1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2013.
2. Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом: Уч. пос. / Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. - Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2015.
3. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом: Учеб.пос. М.: ГЕЛАН, 2012.
4. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директора. - 2014.
5. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности «Менеджмент». - М.: МГУ, 2012.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Гардарики,2013.
7. Войтик И.М. Основы оценки персонала: Учеб.пособие. - Новосибирск: СибАГС, 2014.
8. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МНИИПУ, 2012.
9. Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов: Учебник для вузов.- М.:НОРМА-ИНФРА-М,2016.
10. Деркач А.А. Стратегия подбора и формирование управленческой команды. - М.: Инфра-М, 2012.
11. Доронина И.В., Черноскутов В.Е. Стимулирование и развитие
персонала: Учеб.-метод.комплекс. - Новосибирск: СибАГС, 2012.
12. Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм: Исследование зарубежного опыта. - М.: Центр, 2013.
13. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1999.
14. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К. Технология управления персоналом. - М.: Экзамен, 2016.
15. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом. - М.: Дело ,2015.
16. Кохно П.А. и др. Менеджмент/ П.А. Кохно, В.А. Микрюков, С.Е. Комаров.- М.: Финансы и статистика, 2012.
17. Кричевский Р.А. Если вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело,2013.
18. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2015.
19. Магура М.И., Курбатова, М.Б. Современные персонал-технологии. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2013.
20. Мельникова М.Н. Мотивационный менеджмент: Учебное пособие. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2015.
21. Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2013.
22. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. - М.: Прогресс, 2012.
23. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. - М.: Зевс,2014.
24. Система управления персоналом на предприятии. - М.: Всероссийский центр производительности, 2014.
25. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. - СПб.: Изд- во Смольного ун-та, 2012.
26. Сотникова С.И. Управление карьерой: Уч. пос. - М.: ИНФРА-М, 2013.
27. Справочник директора предприятия. - 4-е изд. - М.:ИНФРА-М, 2015.
28. Травин В.В. , Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело ЛТД, 2013.
29. Трейси Диана. Менеджмент с точки зрения здравого смысла.
Настольная книга. - М.: Автор, 2014.
30. Управленческое консультирование / Под ред. М. Куба - М.:
Интерэксперт, 2012.
31. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. Пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. - М.:ИНФРА-М, 2012.
32. Хаммер Майкл Суперэффективная компания // Искусство управления. - 2014.
33. Хананашвили А. Подбор персонала выгоднее поручить профессионалам // Финансовые Известия. - 2015.
34. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012.
35. Человеческие ресурсы управления / Д.Ж. Иванцевич, А.А. Лобанов. - М.: Дело, 2013.
36. Чепин А.Е. Поиск, отбор и адаптация персонала // Служба кадров. - 2014.
37. Чижов Н.А. Кадровые технологии. - М.: Экзамен, 2014.
38. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации Учебно-практическое пособие. - изд. 4 - е, перераб. и доп. - М.: Бизнес - школа, 2012.
39. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Кадры предприятия. - М.: Инфра-М, 2015.
40. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом: Учебное пособие. - М.: Гелан, 2013.
41. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. - М.: Юристъ, 2012.
42. Вихановский О.С., Наумова А.К. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: МГУ, 2014.
43. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Нижний Новгород: НИМБ, 2012.
44. Жув Д., Массони Д., Подбор персонала / Пер. с франц; под ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Нева, 2013.
45. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников / Монография. - М.: Деловая книга, 2014.
46. Иванова С.А. Затраты минимальные - эффект максимальный. Как этого добиться при подборе персонала // Управление персоналом. - 2013.
47. Кибанов Л.Л., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации.
Отбор и оценка при найме, аттестации. - М.: Инфра-М, 2015.
48. Лытов Б. Подбор кадров: инновационные технологии // Служба кадров. - 2016.
49. Магура М. Основные принципы построения системы отбора кадров // Управление персоналом. - 2012.
50. Магура М. Поиск и отбор персонала - проблемы и перспективы // Управление персоналом. - 2014.