Введение 3
1. Теоретические и методические основы стратегического управления
1.1 Содержание основных понятий стратегического управления 7
1.2 Методы стратегического менеджмента 16
1.3 Оценка эффективности стратегического менеджмента в организации 25
2. Анализ действующей практики стратегического менеджмента ТЦ Мебельград
2.1 Анализ развития деятельности в розничной торговле мебели и общая характеристика организации ТЦ Мебельград 33
2.2 Анализ системы управления и организации стратегического менеджмента на предприятии 44
2.3 Исследование проблем организации стратегического управления в организации 53
3. Пути совершенствования стратегического менеджмента ТЦ Мебельград на основе методов стратегического менеджмента
3.1 Рекомендации по процедуре проведения СВОТ - анализа 60
3.2 Применение методов портфельного анализа для совершенствования стратегического управления 70
3.3 Предложение по совершенствованию организации стратегического
менеджмента 77
Заключение 89
Список использованных источников 95
Приложения
Чрезвычайно быстрое изменения деловой сферы российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента.
Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка [5, с. 89].
Стратегический менеджмент является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы и дисциплины теории фирмы: менеджмент, маркетинг, экономику фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии. С научной точки зрения, дисциплина стратегический менеджмент постоянно развивается, до сих пор нет однозначного взгляда на многие его составляющие. Кроме того, практика стратегического менеджмента достаточно индивидуальна.
В настоящее время существует множество определений стратегий, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм, и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой. «Стратегия — это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения» [7, с. 113].
«Стратегическое управление — это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует [8, с. 118]. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь— ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей».
Стратегия должна стать «нитью времени, связывающей прошлое и будущее, одновременно обозначившей путь к развитию». В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция (концепция бизнеса), дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время [9, с. 8]. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.
Актуальность темы исследования в том, что на сегодняшний день данная проблема на современном этапе возрастает все больше и больше. Это обусловлено происходящими преобразованиями общественного строя, изменением бюджета, реорганизацией форм собственности. Все эти обстоятельства придают и качественно новое содержание процессу стратегического управления государственной службы. Исследование этого процесса в настоящий момент приобретает особую значимость [11, с. 75].
Целью выпускной квалификационной работы ставится исследование и анализ эффективности применения методов стратегического менеджмента в системе управления и разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического менеджмента на предприятии.
Поставленные цели обусловили необходимость рассмотрения следующих задач:
- рассмотреть теоретические и методические основы стратегического управления;
- проанализировать действующую практику стратегического менеджмента ТЦ Мебельград
- совершенствовать стратегический менеджмент ТЦ Мебельград на основе методов стратегического менеджмента.
Объектом исследования в работе выступило предприятие ТЦ Мебельград. Вид деятельности - торговля корпусной и мягкой мебелью, и сопутствующими товарами - столы, стулья, матрасы, компьютерные столы, кресла, картины, вазы и цветы.
Предметом исследования является экономические отношения, возникающие в результате стратегического управления.
Основными методами исследования являются: теоретический анализ литературы, анализ документов, наблюдение, опрос (анкетирование), методы качественной и количественной обработки данных [4, с. 65].
Работа состоит из введения, трех глав и из девяти подразделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы дипломной работы, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования.
В первой главе раскрыты теоретические и методические основы стратегического управления.
Во второй главе дипломной работы проанализированы системы управления и организации стратегического менеджмента на предприятии ТЦ Мебельград.
В третьей главе дается рекомендации по совершенствованию стратегического менеджмента ТЦ Мебельград на основе методов стратегического менеджмента.
В заключении обобщены результаты дипломной работы и сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования.
Источниками для написания работы послужили комплекс федеральных законов, постановлений, нормативно-методических материалов по розничной торговле, так же были изучены учебники, учебные пособия.
Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении [7, с. 112]. Практика же показывает, что в действиях организаций стратегия, как правило, отсутствует, что и приводит зачастую к поражению в рыночной борьбе.
Для успешной реализации стратегии необходимо, чтобы, во-первых, цели, стратегии и планы были хорошо доведены до работников с тем, чтобы добиться с их стороны как понимания того, что делает фирма, так и неформального их вовлечения в процесс реализации стратегий, в частности добиться выработки у сотрудников обязательств перед фирмой по реализации стратегии. Во-вторых, руководство должно не только своевременно обеспечивать поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировать достижение каждой цели [13, с. 116].
Мебельная розница на сегодняшний день достаточно широко представлена практически во всех регионах РФ, что обеспечивает высокий уровень конкуренции [33, с. 90].
Мы также изучили деятельность мебельной компании ООО «Мебельград». Нужно отметить, что в 2016 году предприятия ООО Мебельград достиг более высоких финансовых результатов по сравнению с 2014 и 2015 годами. Балансовая прибыль (прибыль до налогообложения) увеличилась на 118,3%. Такой большой рост обеспечен исключительно за счет увеличения прибыли от реализации товаров (+6 195 т. р.).
Важнейшим показателем, характеризующим результативность финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО Мебельград, является рентабельность.
Рентабельность товарооборота (продаж) у анализируемой организации достаточно высокая. За 2016 год она составила 15,01%, то есть на каждый рубль проданных товаров предприятия ООО Мебельград получил 15 копеек прибыли. Однако, в 2016 году имела место отрицательная динамика рентабельности продаж (на 0,7 пункта). В то же время, прибыль от продаж увеличилась за год на 6 195 тыс. руб. Это достигнуто благодаря увеличению объема товарооборота за год на 29% (с 169 436 тыс. руб. за 2015 год до 218 608 тыс. руб. за 2016 год).
Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации.
Изучая внутреннюю среду фирмы необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, льготы при покупке собственной продукции, другие социальные гарантии.
Анализируя организацию общего управления, было замечено, что организационная структура фирмы соответствует настоящему положению и существующим целям, в дальнейшем, при изменении стратегии, организационную структуру придется видоизменить [44, c. 113].
Анализ финансовой отчетности компании показал, что на предприятии наблюдается стабильный рост. Объем оборотных средств так же вырос.
Таким образом, рассмотрев возможности компании Мебельград, ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней 89
среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию фирмы, при этом опираясь на цели организации.
Так как компания работает на развивающемся рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка, с последующей вертикальной интеграцией вверх.
Такими путями можно избавиться от проблем в организации.
Также нужно сказать, что в торговом центре Мебельград имеется и ряд проблем.
Первая проблема - мебельный магазин ООО «Мебельград» имеет неудобное месторасположение. Покупателю неудобно добираться до магазина.
Кроме того, дополнительных факторов притяжения покупателей так же отсутствует.
Вторая проблема - это ассортимент и завышенные цены на мебель.
Мебельному салону необходимо работать над расширением ассортимента, рекомендуется вести постоянный мониторинг состояния покупательского спроса и в соответствии с его результатами формировать свой ассортимент. Так же нужно сравнить цены с конкурентами и насчет этого вопроса предпринять нужные меры. У магазина «Мебельград» и так неудобное место расположение, если и цены такими же завышенными оставить, то ТЦ может потерять своих клиентов.
Третья проблема ТЦ Мебельград - недостаточность рекламы.
Также важную роль в деятельности предприятия играет расстановка мебели в торговом зале. В ТЦ Мебельград мебель расставлена без учета мерчендайзинга, т.е. в зале мало свободных проходов, все заставлено мебелью. Мебель располагается неудачно, не учтены такие аспекты, как цвет мебели, размеры и др. Выкладка также служит рекламой и привлечением потребителей к мебели. Если мебель правильно расставлена и к мебели имеется свободный доступ, то покупателю легче ориентироваться.
Необходимо еще более расширить маркетинговый отдел, который будет заниматься оформлением рекламы внешней и внутренней, рационально расставлять мебель в торговом зале с учетом мерчендайзинга, изучать рынок и своих конкурентов.
Проблемой в системе стратегического управления является: текучесть кадров. Нужно проводить анкетирование. Данный опросник позволяет оценить не только общую удовлетворенность персонала своим трудом, но и ее составляющие [42, с. 127].
Таким образом, анализ выявил как достоинства, так и недостатки действующей системы управления персоналом, которые оказывают существенное влияние на уровень текучести. При отлаженной системе набора и отбора персонала, слабым участком работы кадровой службы является адаптация работников и особенно рабочих.
Можно также сказать, что по уровню конкурентоспособности предприятия ООО Мебельград находится на втором месте среди своих конкурентов [12, с. 83]. Но большое внимание нужно уделить на дополнительные услуги и на интерьер компании.
На основании проведенного БКГ анализа ООО «Мебельград» можно сделать вывод, что портфель объекта исследования не сбалансирован и требует корректировки путем пересмотра инновационной политики ввиду отсутствия в портфеле данных товаров, относящихся к позиции «Темные лошадки».
Таким образом, применение метода портфельного анализа в стратегическом маркетинге ООО «Мебельград» позволяет не только определить позиции стратегических единиц в бизнес-портфеле предприятия, но и обосновать направления движения и объем финансовых ресурсов для укрепления положения мебельного магазина Мебельград на рынке.
Из всех стратегических альтернатив развития ООО «Мебельград» наиболее оптимальной является стратегия развития ассортимента. Она предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке мебели за счет новой продукции. При данной стратегии торговый центр и предприятия расположенные в данном магазине будет ориентироваться на продаже новых видов мебели. Одним из направлений данной стратегии предлагается предприятиям находящиеся в ТЦ «Мебельград» проект собственного производства мебельного щита, что позволит стать предприятием с полным циклом производства. Результаты позволили сформулировать стратегическую цель предприятия ООО «Мебельград» - быть продавцом высококачественной продукции при полном удовлетворении требований потребителя, способным с максимальным комфортом и минимальными затратами обустроить интерьер. Новая стратегия будет рассчитана на 2017-2021 гг., в наибольшей степени соответствующая наиболее вероятному изменению внешней среды и потенциальным возможностям предприятия.
Основной целью стратегии развития ТЦ ООО «Мебельград» является расширение ассортимента и освоение новых сегментов рынка.
I этап (2017 год) заключается в дизайнерско-конструкторском проектировании и отборе наиболее интересных идей, отвечающих требованиям потребителя, эргономичности, надежности и безопасности.
II этап - продажа новой продукции, а также освоение новых сегментов рынка бытовой мебели.
III этап (2020-2021 гг.) - доведение объема продаж до проектных значений и расширение спектра ус луг.
Для того чтобы продвинуть продукцию ООО «Мебельград» на рынке необходимо стимулировать спрос, используя такой информационный канал как рассылка фирменного рекламно-информационного каталога организации или информирующего буклета о продукции компании потенциальным и реальным клиентам.
Одним из способов продвижения продукции предприятия является создание сайта и его продвижение. На сайте должна быть представлена информация о выпускаемой продукции, а также о готовящихся новинках. Предполагается размещение программы, позволяющей пользователю подобрать мебель с учетом размера помещения и существующей обстановке.
Все показатели говорят о том, что реализация данной стратегии позволит предприятию достичь запланированных результатов и завоевать устойчивые конкурентные позиции. Реализация данной стратегии будет способствовать улучшению эффективности деятельности предприятия и как следствие повысит его конкурентоспособность.
1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая и вторая. - Москва: Проспект, КноРус, 2014. -832 с.
2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28 декабря 2011г. № 381-ФЗ
3. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 2011 г. № 2 ФЗ (с изм. и доп. от 18 июля 2011г. № 242-ФЗ)
4. ГОСТ Р 51773-2011. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли. - М.: ГОССТАНДАРТ России, 2014.
5. ГОСТ Р 51304-2011. Услуги торговли. Общие требования. - М.: ГОССТАН-ДАРТ России, 2011.
6. ГОСТ Р 51305-2011. Услуги торговли. Требования к персоналу. - М.: ГОС-СТАНДАРТ России, 2011. -273с.
8. Андреева Э.Б. Эффективность социального пакета. - М.: Прогресс, 2014. - 230 с.
9. Акулов В.Б. К характеристике субъекта стратегического менеджмента. - М.: КНОРУС, 2014. - 115 с.
10. Акуниева Р.Т. Анализ альтернатив и выбор стратегии: стратегический менеджмент. - М.: Проспект, 2015. - 239 с.
12. Ансофф И. М. Новая корпоративная стратегия. - Спб.: Питер, 2015. - 127 с.
13. Астринский Д.М. Экономический анализ финансового положения предприятия. - М.: Прогресс, 2016. - 147 с.
14. Бендиков М.А. Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий. - М.: Прогрес, 2015. - 317 с.
15. Болотов С.П. Разработка стратегии предприятия. - СПб.: Нева ,2015. - 129 с.
16. Виханский О. С. Стратегическое управление. - М.: КНОРУС, 2015. -
124 с.
17. Глумаков В.Н. Стратегический менеджмент. - М.: Прогресс, 2014. - 187 с.
18. Горемыкин В.А. Разработка стратегий и целей акционерных обществ, предприятий. - М.: Экономист, 2016. - 244 с.
20. Дронов Р.И. Оценка финансового состояния предприятия. М.: КНОРУС, 2015. - 119 с.
21. Забелин П. В. Основы стратегического управления. - М.:
Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2015. - 128 с.
22. Зайцев Л. Г. Стратегический менеджмент. - М.: Экономистъ, 2015. - 231 с.
23. Захаров В.Я. Стратегические аспекты экономического развития. - Нижний Новгород.: Лик, 2015. - 117 с.
24. Иванов Д.Е. Жизненные стадии и циклы организации. - М.: Парта, 2014. - 275 с.
25. Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: Информационно-издательский дом “Филин”, 2015. - 142 с.
26. Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление. М.: Финансы и статистика, 2014. - 242с.
27. Керимов В.Э. Анализ соотношения: затраты - объем производства - прибыль. - М.: Прогресс, 2016. - 132 с.
28. Коробейников О.Р. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия. - М.: Проспект. 2015. - 110 с.
29. Курский В.А. Подход к планированию эволюционного развития предприятия в конкурентной среде. - М.: КНОРУС. 2016. - 232 с.
30. Кушелевич Е.И. Теория жизненных циклов организации и российская действительность. - М.: Прогресс. 2016. - 125 с.
31. Лавизина О.В. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система. - М.: Прогресс. 2014. - 242 с.
32. Локминов А. Н. Стратегический менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2014 с. - 212 с.
33. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 271 с.
34. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент. - М.: КНОРУС, 2014. - 215 с.
35. Минцберг Т. Г. Структурирование организаций. - СПб: Издательство «Питер», 2014. - 115 с.
36. Минцберг Г. Б. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. - СПб.: Питер, 2015. - 128 с.
37. Мовсумзаде М.Э. Стратегия поведения предприятия в условиях рыночной экономики. - М.: Прогрес, 2015. - 124 с.
38. Никитин Г.Г. Хозяйственная деятельность предприятий. - М.:
Проспект, 2015. - 238 с.
39. Остапенко В.Д. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения. -М.: Прогресс, 2016. - 343 с.
40. Парамонова Т.Д. Теоретические и методические аспекты
диверсификации промышленных предприятий. - М.: КНОРУС, 2016. - 123 с.
41. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент. - М.: КНОРУС, 2014. - 496 с.
42. Пименова А.Л. Актуальные аспекты теории эффективности в контексте жизненных циклов предприятий. - М.: Проспект, 2015. 234 с.
43. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М: МЦФЭР, 2014. - 379 с.
44. Попов Е.В. О жизненном цикле внутренней среды организации. - М.: КНОРУС, 2014. -359 с.
45. Рябова Т.Ф. Социально - экономические проблемы предприятий. - М.: КНОРУС, 2016. - 221 с.
46. Серебряков С.Т. Стратегия компании: строй, курс, политика. - М.: КНОРУС, 2015. - 337 с.
47. Сыропятова Т.Б. Стратегическое управление ресурсами предприятия. - М.: Лига-Пресс, 2015. - 236 с.
48. Сурганова И.Р. Стратегический менеджмент: концепция управления фирмой в современных условиях России. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2016. - 274 с.
49. Сухарев О.С. Стратегия эффективного развития фирмы. - М.:
Экзамен, 2014. - 287 с.
50. Томпсон А.Р. Стратегический менеджмент. - М.: Инфра-М, 2016. - 128 с.
51. Турусин Ю. Д. Стратегический менеджмент. - М: ИНФРА-М, 2016. - 256 с.
52. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: Дело, 2015. - 448с.
53. Фатхутдинов Р.А. Организация производства / Р.А. Фатхутдинов. - М. Дельта - Л, 2015. - 672 с.
54. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Юнити, 2014. - 522 с.
55. Хангер Д. Д. Основы стратегического менеджмента. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2016. -319 с.
56. Шаститко, А.П. Конкурентная политика в период кризиса / А. П. Шаститко.- М.: Юнити, - 2015. - 342 с.
57. АРБ - Консалтинг для бизнеса в области маркетинга(1996-2017).ПКК: www.arbconsulting.ru
58. Бизнес - портал AUP.Ruза 2016-2017. URL : www.aup.ru.
59. Библиотека публикаций по менеджменту, оценке, бюджетированию, планированию - CFIN за 2017. URL:www.cfin.ru.
60. Сертификационный центр оказывает помощь в оформлении разнообразной разрешительной документации (1999-2017). URL: www.ostest.ru.