ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 7
1.1 ТРАНСМИССИЯ 7
1.2 СЦЕПЛЕНИЕ 8
1.3 КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 11
1.4 КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА 12
1.5 РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА 13
1.6 ВЕДУЩИЙ МОСТ 15
1.7 ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА 16
1.8 ДИФФЕРЕНЦИАЛ 17
2 РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ТРАНСМИССИИ 19
2.1 МОДЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ КОЛЁСНОЙ ФОРМУЛЫ 6Х6 19
2.2 СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА АВТОМОБИЛЬ ПРИ ПРЯМОЛИНЕЙНОМ ДВИЖЕНИИ 20
2.3 УРАВНЕНИЯ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ 28
2.4 РАСЧЁТ НАГРУЗОК В ТРАНСМИССИИ ПРИ ТРОГАНИИ С МЕСТА И ПЕРЕКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕДАЧ 31
3 РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ ТРАНСМИССИИ 36
3.1 КРАТКИЙ ОБЗОР ИСПОЛЬЗУЕМОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 36
3.2 РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ ПОД ВЫБРАННОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 37
3.3 ВЕРИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Современные двигатели внутреннего сгорания (ДВС) не обладают достаточным диапазоном крутящих моментов и угловых скоростей. В то же время для движения автомобиля в различных эксплуатационных условиях необходимо, чтобы нагрузки на ведущих колёсах и частоты их вращения изменялись в значительных пределах. Эту задачу выполняют агрегаты трансмиссии. В настоящее время на полноприводных автомобилях применяют механические, гидромеханические, гидрообъёмные и электромеханические трансмиссии. При увеличении грузоподъёмности, полной массы, числа осей и мощности двигателя наблюдается тенденция перехода от механической трансмиссии к гидромеханической и далее к гидрообъёмной и электромеханической.
Наиболее простой по конструкции, дешёвой в изготовлении и эксплуатации является механическая трансмиссия, поэтому её широко применяют в машинах с колёсной формулой 4х4, 6х6 и 8х8.
Конструкция трансмиссии должна обеспечивать движение автомобиля в условиях эксплуатации, для которых она предназначена, и иметь высокий технологический уровень. В связи с этим перед конструкторами и разработчиками встают всё новые задачи по поиску путей модернизации систем автомобиля.
Приведённые факты говорят о значимости и актуальности темы дипломной работы.
Цель работы - разработка математической и компьютерной модели механической трансмиссии грузового автомобиля 6х6 для случая прямолинейного движения.
Для достижения цели в работе решены следующие основные задачи:
1) Анализ агрегатов, входящих в состав трансмиссии;
2) Разработка математической модели трансмиссии автомобиля колёсной фор-мулы 6х6;
3) Разработка компьютерной модели трансмиссии автомобиля колёсной формулы 6х6;
4) Верификация модели по данным ТУ и анализ результатов моделирования.
Компьютерное моделирование проводилось в программной среде LMS Amesim.
В данной дипломной работе были выполнены все поставленные задачи, а цель достигнута. Была построена корректная математическая модель трансмиссии грузового автомобиля колёсной формулы 6х6 для случая прямолинейного движения. Также была построена цифровая модель трансмиссии в среде моделирования LMS ImagineLab AMESim.
Была проведена процедура верификации результатов моделирования с данными ТУ и результатами испытаний, которые проводились по утверждённой методике «ВАТ. Определение скоростных свойств автомобилей» в соответствии с ГОСТ 22576-90.
Разработанная модель с удовлетворительной точностью соответствует реальному прототипу.