ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты формирования территории опережающего
социально-экономического развития 7
1.1 Общая характеристика территории опережающего социально-экономического развития 7
1.2 Особенности управления территорией опережающего
социально-экономического развития 13
1.3 Мировой опыт создания территорий с особым режимом
хозяйствования 21
2 Анализ реализации мероприятий по развитию территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» 35
2.1 Социально - экономическая характеристика моногорода
Набережные Челны 35
2.2 Предложения по совершенствованию территории
опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» 45
2.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях развития и углубления рыночных принципов хозяйствования в российской экономике острой остается проблема дальнейшей структурной перестройки экономики регионов и России в целом. В связи, с чем предполагается трансформация экономики каждого из регионов путем внедрения различного рода организационно-экономических механизмов и инструментов, видоизменяющих и повышающих эффективность их экономической структуры.
В настоящее время приоритетными новым инструментом является территория опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР). Именно ТОСЭР отводится роль одного из ведущих направлений государственной экономической политики на ближайший период.
Целями создания ТОСЭР является формирование территориальных «точек» промышленного и инновационного развития, наряду с такими как кластеры, особые экономические зоны и т.п.В связи с новизной данного инструмента государственного управления актуальны теоретико-методические аспекты стратегического управления ТОСЭР, в том числе, в целях структурной перестройки экономики Российской Федерации и субъектов РФ.
Вышеизложенные обстоятельства обусловили актуальность и значимость выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Цель дипломной работы включает изучение теоретических положений формирования территории опережающего социально-экономического развития, выявление проблем создания ТОСЭР «Набережные Челны» и выработка практических рекомендаций для совершенствования управления ТОСЭР.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие взаимоувязанные задачи:
- исследование и обобщение теоретических аспектов управления формированием территории социально-экономического развития;
- выявление преимуществ и недостатков организации ТОСЭР на современном этапе состояния российской экономики;
- изучение мирового опыта в создании и развитии подобных территорий с особым режимом функционирования;
- проведение анализа реализации мероприятий формированию ТОСЭР Набережные Челны;
- разработка предложений по эффективному функционированию ТОСЭР Набережные Челны;
- расчет эффективности предложенных мероприятий.
Объект исследования - территории опережающего социально-экономического развития, создаваемые в Дальневосточном федеральном округе и в монопрофильных муниципальных образованиях.
Предмет исследования - территория опережающего социально-экономического развития города Набережные Челны.
Теоретическую основу исследования представляют фундаментальные и прикладные труды ученых в области управления территориями с особыми условиями хозяйствования.
Информационную базу дипломной работы составили нормативно - правовые акты, данные, представленные органами государственной власти, опубликованные результаты научных исследований и статистические материалы.
Методическая основа исследования. В данной работе были использованы следующие методы научного познания: системный подход, методы экспертных оценок, обобщения и сравнительного анализа.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух разделов, включающих шесть подразделов, заключения, списка использованных источников, приложения.
В первом разделе исследованы теоретические аспекты функционирования ТОСЭР, его преимущества и недостатки, а также мировой опыт создания территорий c особым режимом хозяйствования.
Второй раздел посвящен изучению социально-экономической характеристики города Набережные Челны как моногорода. В разделе также представлены предложения по совершенствованию формирования ТОСЭР «Набережные Челны» и оценке их эффективности.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. исследованы и обобщены теоретико-методологические основы стратегического управления территорией социально-экономического развития;
2. выявлены преимущества и недостатки управления формированием ТОСЭР на современном этапе состояния российской экономики;
3. изучен мировой опыт в создании и развитии территорий c особым режимом хозяйствования;
4. проведен анализ реализации мероприятий по развитию ТОСЭР Набережные Челны;
5. разработаны пять мероприятий по функционированию ТОСЭР «Набережные Челны»;
6. рассчитана эффективность предложенных мероприятий.
Были исследованы теоретико-методологические основы стратегического управления ТОСЭР, которые позволяют обосновать всю важность реализации данного режима хозяйствования для экономики страны.
Какими бы преимуществами не обладал ТОСЭР, не следует забывать, что существует ряд недостатков, которые следует решить государству для более эффективного функционирования ТОСЭР. Это возможно после детального изучения всех проблем, вследствие чего можно создать программу по развитию ТОСЭР, которая предполагала бы, мероприятия по устранению проблем и дальнейшего совершенствования механизма ТОСЭР.
Изучение мирового опыта по созданию зон c особым режимом хозяйствования позволило найти новизну, которую можно внедрить в нашей стране. Стоит уделить особую роль развитию инноваций, которая способствовала бы экономическому росту страны в долгосрочной перспективе, созданию новых отраслей экономики, повышению конкурентоспособности и повышению качества производимой продукции.
Были выявлены проблемы, связанные c созданием и функционированием ТОСЭР «Набережные Челны» и для их решения, были предложены следующие мероприятия:
1. Изменение требований к резидентам:
- снижение инвестиций 5 млн руб. до 1 млн руб. в первый год;
- снижение инвестиций c 50 млн руб. до 10 млн руб. за весь период.
2. Добавление 4 видов экономической деятельности по ОКВЭД.
3. Организация форумов c участием резидентов.
4. Использование социальных сетей для продвижения ТОСЭР «Набережные Челны».
5. Реализация официального сайта ТОСЭР «Набережные Челны» на иностранных языках.
Их решение предполагает совершенствование ТОСЭР «Набережные Челны» и улучшение социально-экономической ситуации города.
Мероприятия, способствующие привлечению субъектов малого предпринимательства в ТОСЭР «Набережные Челны» могут оказать положительную эффективность, которая выражается в создании новых рабочих мест, поддержании и развитии конкуренции, насыщении рынка товарами. Эти условия в свою очередь, помогают уменьшению безработицы и выходу малого бизнеса из «серого» рынка. Вследствие чего увеличивается налоговые поступления в бюджет, что предполагает повышение благосостояния населения.
Эффективность от привлечения субъектов малого предпринимательства в режим ТОСЭР может составить 42,5 млн рублей налоговых платежей в местный бюджет и 1 800 новых рабочих мест.
Таким образом, ТОСЭР «Набережные Челны» - это важнейший инструмент, который призван диверсифицировать экономику c целью ухода от монозавизимости, улучшения социально-экономического развития города и созданию комфортных условий проживания населения.
1. Особенности трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего социально-экономического развития [Электронный ресурс] // Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (в ред. от 03 июля 2016 г.). Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи c принятием Федерального закона «C территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»: федер. Закон Рос. Федерации от 31 декабря 2014 г. № 519-ФЗ « // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2015. № 1. ст. 1.
3. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. Закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2017. № 357. ст. 13.
4. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федер. Закон Рос. Федерации от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2015. № 1. ст. 26.
5. O создании территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны: постановление Правительства Рос. Федерации от 28 января 2016 г. №44-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2016. № 6. ст. 840.
6. O создании территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти»: постановление Правительства Рос. Федерации от 28 сентября 2016 г. №974-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2016. № 40. ст. 5753.
7. Об особенностях создания территорий опережающего социально¬
экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов): постановление
Правительства Рос. Федерации от 22 июня 2015 г. № 614-ФЗ (ред. от
26.04.2017) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2017. № 27. ст. 4063.
8. O концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662 (ред. от 10.02.2017). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
9. O разъяснениях Минэкономразвития России: письмо
Минэкономразвития России от 08 июля 2015 г. №Д14и - 1954 // Собр.
Законодательства Рос. Федерации. 2015. №2813. ст. 53.
10. O территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона «С территориях опережающего социально¬экономического развития в Российской Федерации» от 15 октября 2014 г.
11. O территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: пояснительная записка к проекту федерального закона от 15 октября 2014 г.
12. Об утверждении программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования город Набережные Челны на 2013-2016 годы» // постановление Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны от 28 октября 2013 г. №6449.
13. Об утверждении стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2030 года //решение Гор. Совета от 07 апреля 2016 г. № 7/6.
14. Паспорт МО городской округ Набережные Челны по данным государственного комитета статистики за 2016 год.
II. Статистические материалы
15. Численность населения муниципальных образований Республики Татарстан» [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. 2017. URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/resources/86490b80406de8baa 7f9ef4d45abe5e4/%D0%9C%D0%9E%D 1 %87%D0%B8%D1%81 %D0%BB2017.p df (дата обращения 23.03.2017).
Ш.Монографии и научные статьи
16. Пыткин А.Н., Атаманова Е.А., Загоруйко И.Ю., Мишарин Ю.В. Факторная модель управления организационно-экономическими системами: [монография] / Институт экономики Уральского отделения РАН, Пермь. 2013.
17. Галиуллина Г.Ф. Кузнецов Б.Л. Шарамко М.М. Территория опережающего социально-экономического развития в моногороде: необходимые условия реализации / Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов XI Международной конференции. 17-19 ноября 2016 года; ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина». - В 2 т. - Т. 1. — Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2016. 945 с.
18. Дирксен А. В. Территории опережающего социально-экономического развития - инструмент реновации старопромышленных регионов / Экономика России в XXI веке: сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции «Экономические науки и прикладные исследования». 17-21 ноября 2015 года; Томский политехнический университет. - В 2 т. - Т. 1. - Томск: Изд-во ТПУ, 2015. 262 с.
19. Развитие моногородов России: межвуз. сб. науч. тр. /Фин. ун-т; [под ред. И.Н. Ильиной] Москва: Изд-во. Фин ун-та, 2013. 168 с.
20. Бакланов П.Я. Территории опережающего развития: понятие, структура, подходы к выделению // Региональные исследования. 2014. № 3. С. 14-16.
21. Панагушин В. П., Чайка Н. К., Иванисов В. Ю. Реорганизация промышленных предприятий на территориях опережающего развития // Эффективное антикризисное управление. 2016. №1 (94).
22. Смирнов М.А.Территории опережающего развития: высокие риски и необходимость активной отраслевой государственной политики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. №16. C. 58-68.
23. Туктаев А. А., Хасанов Ф., Пирогова С. В. Территории опережающего социально-экономического развития - преимущества для экономики региона // Инновационная наука. 2016. №9. С. 199-202.
24. Фатихова Л.Э., Зиятдинов А.Ф. Анализ механизмов стимулирования регионального развития (на примере Республики Татарстан) // Казанский экономический вестник. 2016. №1(21).
25. Богомолов О.Т., Человеческая цивилизация на пороге кардинальных перемен (Москва, 25-26 сентября 2013 г.): материалы 1 межд. фор., Москва: Изд-во Перо, 2013. 18 с.
26. Нурмухаметова А.В., Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны (Уфа, 12 июнь 2014 г.): материалы 3-й междунар. науч.-прак. конф., Уфа: Изд-во Лето, 2014. 16-19 с.
!У.Учебники и учебные пособия
27. Мякишева, Е. А. Методическое обеспечение стратегического управления территорией опережающего социально экономического развития / Е.А. Мякишева. П.: Политком, 2015. 124 с.
V. Материалы организации
28. Актуальные вопросы развития моногородов на примере развития Набережных Челнов: выступление Мэра города Набережные Челны Магдеева Наиля Гамбаровича на парламентских слушаниях 24 марта 2017 года.
29. Итоги социально-экономического развития города Набережные Челны за 2016 год и задачи на 2017 год// Выступление Главы муниципального образования город Набережные Челны Магдеева Наиля Гамбаровичана XV заседании Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан III созыва 22 февраля 2017 года.
30. Комплексная поддержка Фонда Развитии Моногородов городского округа Набережные Челны// Тезисы Заместителя Руководителя Исполнительного комитета города Набережные Челны Н.А. Кропотовой на партнерском дне ООО «Деловая Россия» и НО «Фонд развития Моногородов» 05.04.2017.
31. О развитии рынка труда города Набережные Челны и его перспективах// Выступление Заместителя Руководителя Исполнительного комитета города Набережные Челны Н.А.Кропотовой на коллегии Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан 25.01.2017.
32. Об основных программах поддержки предпринимательства в 2017 году// Выступление Начальника управления экономического развития и поддержки предпринимательства Гилязовой Г.В. 10 апреля 2017 года.
УГЭлектронные материалы
33. Информация о свободных (особых) экономических зонах
[Электронный ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития Российской Федерации. 2017. URL:
http://www.ved.gov.ru/exportcountries/us/about_us/laws_ved_us/special_area_us/(дата обращения 12.05.2017).
34. Ориент Микс. Мировой опыт создания и функционирования особых экономических зон [Электронный ресурс] // Интернет-издание Рandia.ru. 2017. URL: www.pandia.ru/text/77/226/25665.php(дата обращения 11. 05.2017).
35. Мягкое вхождение в ТОСЭР: как Челны решают кадровую проблему резидентов [Электронный ресурс] // Деловая электронная газета Татарстана «БИЗНЕС Online». 2017. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/318295(дата обращения 29.03.2017).
36. Про риски ТОСЭР в ДФО [Электронный ресурс] // Сетевое издание
«Люди ДВ». 2017. URL: http://ludidv.ru/about-7/item/565-toser27(дата
обращения 17.05.2017).
37. Резиденты ТОСЭР [Электронный ресурс] // Официальный сайт ТОСЭР «Набережные Челны». 2017. URL: http://adt-chelny.ru/residents(дата обращения 24.05.2017).
38. ТОСЭР в Набережных Челнах: «Нам необходимо поддержка всего Татарстана» [Электронный ресурс] // Издание Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Tatcenter.ru. 2017. URL: http://tatcenter.ru/article/158048/(дата обращения 17.05. 2017).
39. ТОСЭР Челнов: упрощение процедуры получения статуса резидента, активное продвижение площадки и улучшение социальной инфраструктуры города [Электронный ресурс] // Информационный новостной портал KazanFirst.ru. 2017. URL: htps://kazanfirst.ru/article/367974(дата обращения
11.03.2017).