Управление формированием территории опережающего социально-экономического развития как фактор экономического роста города Набережные Челны
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты формирования территории опережающего
социально-экономического развития 7
1.1 Общая характеристика территории опережающего социально-экономического развития 7
1.2 Особенности управления территорией опережающего
социально-экономического развития 13
1.3 Мировой опыт создания территорий с особым режимом
хозяйствования 21
2 Анализ реализации мероприятий по развитию территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» 35
2.1 Социально - экономическая характеристика моногорода
Набережные Челны 35
2.2 Предложения по совершенствованию территории
опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» 45
2.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Теоретические аспекты формирования территории опережающего
социально-экономического развития 7
1.1 Общая характеристика территории опережающего социально-экономического развития 7
1.2 Особенности управления территорией опережающего
социально-экономического развития 13
1.3 Мировой опыт создания территорий с особым режимом
хозяйствования 21
2 Анализ реализации мероприятий по развитию территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» 35
2.1 Социально - экономическая характеристика моногорода
Набережные Челны 35
2.2 Предложения по совершенствованию территории
опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» 45
2.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях развития и углубления рыночных принципов хозяйствования в российской экономике острой остается проблема дальнейшей структурной перестройки экономики регионов и России в целом. В связи, с чем предполагается трансформация экономики каждого из регионов путем внедрения различного рода организационно-экономических механизмов и инструментов, видоизменяющих и повышающих эффективность их экономической структуры.
В настоящее время приоритетными новым инструментом является территория опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР). Именно ТОСЭР отводится роль одного из ведущих направлений государственной экономической политики на ближайший период.
Целями создания ТОСЭР является формирование территориальных «точек» промышленного и инновационного развития, наряду с такими как кластеры, особые экономические зоны и т.п.В связи с новизной данного инструмента государственного управления актуальны теоретико-методические аспекты стратегического управления ТОСЭР, в том числе, в целях структурной перестройки экономики Российской Федерации и субъектов РФ.
Вышеизложенные обстоятельства обусловили актуальность и значимость выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Цель дипломной работы включает изучение теоретических положений формирования территории опережающего социально-экономического развития, выявление проблем создания ТОСЭР «Набережные Челны» и выработка практических рекомендаций для совершенствования управления ТОСЭР.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие взаимоувязанные задачи:
- исследование и обобщение теоретических аспектов управления формированием территории социально-экономического развития;
- выявление преимуществ и недостатков организации ТОСЭР на современном этапе состояния российской экономики;
- изучение мирового опыта в создании и развитии подобных территорий с особым режимом функционирования;
- проведение анализа реализации мероприятий формированию ТОСЭР Набережные Челны;
- разработка предложений по эффективному функционированию ТОСЭР Набережные Челны;
- расчет эффективности предложенных мероприятий.
Объект исследования - территории опережающего социально-экономического развития, создаваемые в Дальневосточном федеральном округе и в монопрофильных муниципальных образованиях.
Предмет исследования - территория опережающего социально-экономического развития города Набережные Челны.
Теоретическую основу исследования представляют фундаментальные и прикладные труды ученых в области управления территориями с особыми условиями хозяйствования.
Информационную базу дипломной работы составили нормативно - правовые акты, данные, представленные органами государственной власти, опубликованные результаты научных исследований и статистические материалы.
Методическая основа исследования. В данной работе были использованы следующие методы научного познания: системный подход, методы экспертных оценок, обобщения и сравнительного анализа.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух разделов, включающих шесть подразделов, заключения, списка использованных источников, приложения.
В первом разделе исследованы теоретические аспекты функционирования ТОСЭР, его преимущества и недостатки, а также мировой опыт создания территорий c особым режимом хозяйствования.
Второй раздел посвящен изучению социально-экономической характеристики города Набережные Челны как моногорода. В разделе также представлены предложения по совершенствованию формирования ТОСЭР «Набережные Челны» и оценке их эффективности.
В настоящее время приоритетными новым инструментом является территория опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР). Именно ТОСЭР отводится роль одного из ведущих направлений государственной экономической политики на ближайший период.
Целями создания ТОСЭР является формирование территориальных «точек» промышленного и инновационного развития, наряду с такими как кластеры, особые экономические зоны и т.п.В связи с новизной данного инструмента государственного управления актуальны теоретико-методические аспекты стратегического управления ТОСЭР, в том числе, в целях структурной перестройки экономики Российской Федерации и субъектов РФ.
Вышеизложенные обстоятельства обусловили актуальность и значимость выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Цель дипломной работы включает изучение теоретических положений формирования территории опережающего социально-экономического развития, выявление проблем создания ТОСЭР «Набережные Челны» и выработка практических рекомендаций для совершенствования управления ТОСЭР.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие взаимоувязанные задачи:
- исследование и обобщение теоретических аспектов управления формированием территории социально-экономического развития;
- выявление преимуществ и недостатков организации ТОСЭР на современном этапе состояния российской экономики;
- изучение мирового опыта в создании и развитии подобных территорий с особым режимом функционирования;
- проведение анализа реализации мероприятий формированию ТОСЭР Набережные Челны;
- разработка предложений по эффективному функционированию ТОСЭР Набережные Челны;
- расчет эффективности предложенных мероприятий.
Объект исследования - территории опережающего социально-экономического развития, создаваемые в Дальневосточном федеральном округе и в монопрофильных муниципальных образованиях.
Предмет исследования - территория опережающего социально-экономического развития города Набережные Челны.
Теоретическую основу исследования представляют фундаментальные и прикладные труды ученых в области управления территориями с особыми условиями хозяйствования.
Информационную базу дипломной работы составили нормативно - правовые акты, данные, представленные органами государственной власти, опубликованные результаты научных исследований и статистические материалы.
Методическая основа исследования. В данной работе были использованы следующие методы научного познания: системный подход, методы экспертных оценок, обобщения и сравнительного анализа.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух разделов, включающих шесть подразделов, заключения, списка использованных источников, приложения.
В первом разделе исследованы теоретические аспекты функционирования ТОСЭР, его преимущества и недостатки, а также мировой опыт создания территорий c особым режимом хозяйствования.
Второй раздел посвящен изучению социально-экономической характеристики города Набережные Челны как моногорода. В разделе также представлены предложения по совершенствованию формирования ТОСЭР «Набережные Челны» и оценке их эффективности.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. исследованы и обобщены теоретико-методологические основы стратегического управления территорией социально-экономического развития;
2. выявлены преимущества и недостатки управления формированием ТОСЭР на современном этапе состояния российской экономики;
3. изучен мировой опыт в создании и развитии территорий c особым режимом хозяйствования;
4. проведен анализ реализации мероприятий по развитию ТОСЭР Набережные Челны;
5. разработаны пять мероприятий по функционированию ТОСЭР «Набережные Челны»;
6. рассчитана эффективность предложенных мероприятий.
Были исследованы теоретико-методологические основы стратегического управления ТОСЭР, которые позволяют обосновать всю важность реализации данного режима хозяйствования для экономики страны.
Какими бы преимуществами не обладал ТОСЭР, не следует забывать, что существует ряд недостатков, которые следует решить государству для более эффективного функционирования ТОСЭР. Это возможно после детального изучения всех проблем, вследствие чего можно создать программу по развитию ТОСЭР, которая предполагала бы, мероприятия по устранению проблем и дальнейшего совершенствования механизма ТОСЭР.
Изучение мирового опыта по созданию зон c особым режимом хозяйствования позволило найти новизну, которую можно внедрить в нашей стране. Стоит уделить особую роль развитию инноваций, которая способствовала бы экономическому росту страны в долгосрочной перспективе, созданию новых отраслей экономики, повышению конкурентоспособности и повышению качества производимой продукции.
Были выявлены проблемы, связанные c созданием и функционированием ТОСЭР «Набережные Челны» и для их решения, были предложены следующие мероприятия:
1. Изменение требований к резидентам:
- снижение инвестиций 5 млн руб. до 1 млн руб. в первый год;
- снижение инвестиций c 50 млн руб. до 10 млн руб. за весь период.
2. Добавление 4 видов экономической деятельности по ОКВЭД.
3. Организация форумов c участием резидентов.
4. Использование социальных сетей для продвижения ТОСЭР «Набережные Челны».
5. Реализация официального сайта ТОСЭР «Набережные Челны» на иностранных языках.
Их решение предполагает совершенствование ТОСЭР «Набережные Челны» и улучшение социально-экономической ситуации города.
Мероприятия, способствующие привлечению субъектов малого предпринимательства в ТОСЭР «Набережные Челны» могут оказать положительную эффективность, которая выражается в создании новых рабочих мест, поддержании и развитии конкуренции, насыщении рынка товарами. Эти условия в свою очередь, помогают уменьшению безработицы и выходу малого бизнеса из «серого» рынка. Вследствие чего увеличивается налоговые поступления в бюджет, что предполагает повышение благосостояния населения.
Эффективность от привлечения субъектов малого предпринимательства в режим ТОСЭР может составить 42,5 млн рублей налоговых платежей в местный бюджет и 1 800 новых рабочих мест.
Таким образом, ТОСЭР «Набережные Челны» - это важнейший инструмент, который призван диверсифицировать экономику c целью ухода от монозавизимости, улучшения социально-экономического развития города и созданию комфортных условий проживания населения.
1. исследованы и обобщены теоретико-методологические основы стратегического управления территорией социально-экономического развития;
2. выявлены преимущества и недостатки управления формированием ТОСЭР на современном этапе состояния российской экономики;
3. изучен мировой опыт в создании и развитии территорий c особым режимом хозяйствования;
4. проведен анализ реализации мероприятий по развитию ТОСЭР Набережные Челны;
5. разработаны пять мероприятий по функционированию ТОСЭР «Набережные Челны»;
6. рассчитана эффективность предложенных мероприятий.
Были исследованы теоретико-методологические основы стратегического управления ТОСЭР, которые позволяют обосновать всю важность реализации данного режима хозяйствования для экономики страны.
Какими бы преимуществами не обладал ТОСЭР, не следует забывать, что существует ряд недостатков, которые следует решить государству для более эффективного функционирования ТОСЭР. Это возможно после детального изучения всех проблем, вследствие чего можно создать программу по развитию ТОСЭР, которая предполагала бы, мероприятия по устранению проблем и дальнейшего совершенствования механизма ТОСЭР.
Изучение мирового опыта по созданию зон c особым режимом хозяйствования позволило найти новизну, которую можно внедрить в нашей стране. Стоит уделить особую роль развитию инноваций, которая способствовала бы экономическому росту страны в долгосрочной перспективе, созданию новых отраслей экономики, повышению конкурентоспособности и повышению качества производимой продукции.
Были выявлены проблемы, связанные c созданием и функционированием ТОСЭР «Набережные Челны» и для их решения, были предложены следующие мероприятия:
1. Изменение требований к резидентам:
- снижение инвестиций 5 млн руб. до 1 млн руб. в первый год;
- снижение инвестиций c 50 млн руб. до 10 млн руб. за весь период.
2. Добавление 4 видов экономической деятельности по ОКВЭД.
3. Организация форумов c участием резидентов.
4. Использование социальных сетей для продвижения ТОСЭР «Набережные Челны».
5. Реализация официального сайта ТОСЭР «Набережные Челны» на иностранных языках.
Их решение предполагает совершенствование ТОСЭР «Набережные Челны» и улучшение социально-экономической ситуации города.
Мероприятия, способствующие привлечению субъектов малого предпринимательства в ТОСЭР «Набережные Челны» могут оказать положительную эффективность, которая выражается в создании новых рабочих мест, поддержании и развитии конкуренции, насыщении рынка товарами. Эти условия в свою очередь, помогают уменьшению безработицы и выходу малого бизнеса из «серого» рынка. Вследствие чего увеличивается налоговые поступления в бюджет, что предполагает повышение благосостояния населения.
Эффективность от привлечения субъектов малого предпринимательства в режим ТОСЭР может составить 42,5 млн рублей налоговых платежей в местный бюджет и 1 800 новых рабочих мест.
Таким образом, ТОСЭР «Набережные Челны» - это важнейший инструмент, который призван диверсифицировать экономику c целью ухода от монозавизимости, улучшения социально-экономического развития города и созданию комфортных условий проживания населения.
Подобные работы
- ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК МЕХАНИЗМ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование подхода к оценке влияния территории опережающего социально-экономического развития на экономику региона
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Стратегия социально-экономического развития муниципального образования как инструмент пространственного развития территорий (на примере г. Набережные Челны)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МОНОГОРОДОВ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Внедрение инновационных институтов в процессе управления моногородами Республики Татарстан
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования территорий опережающего развития в регионе
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2017 - Управление учреждениями культуры в городе Набережные Челны
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ МОНОГОРОДОВ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016



