Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Деятельность органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере культуры: специфика и пути оптимизации (на примере муниципального образования г.Набережные Челны)

Работа №86137

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты государственной политики в сфере культуры 8
1.1 Сущность, понятие и принципы государственной политики в сфере культуры ... 8
1.2 Основные направления современной государственной политики РФ в сфере культуры 16
1.3 Особенности региональной государственной культурной политики 23
2 Реализация государственной политики в сфере культуры в муниципальном образовании (на примере города Набережные Челны) 34
2.1 Работа органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере культуры г. Набережные Челны 34
2.2 Социально-экономическая эффективность от реализации государственной политики в муниципальном образовании г. Набережные Челны 45
2.3 Исследование проблем и пути совершенствования деятельности муниципальных органов г. Набережные Челны по реализации государственной политики в культурной сфере 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы: Культура для России всегда была и будет главным богатством страны- это ее история, этническое наследие, духовный опыт нации, на котором воспитывалось не одно отечественное поколение. Тем не менее, в конце ХХ- начале ХХ1 вв., в процессе социально- экономических преобразований, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации. В результате реформ переходного периода произошло резкое сокращение финансирования отрасли, уменьшение доходов населения. Как следствие- кардинально изменились формы и объем потребления культуры населением, большинство культурных благ перестали быть общедоступными, изменились система и иерархия ценностей. В результате это привело к снижению интеллектуального и культурного уровня общества, девальвации общепризнанных ценностей и искажению ценностных ориентиров, росту агрессии и не терпимости, проявления асоциального поведения.
В полной мере осознавая текущую ситуацию в данной отрасли, сегодня Россия проводит широкую государственную политику в сфере культуры, цель которой- формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития. Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации, призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны [29,с.236].
Особое внимание при этом уделяется важнейшему субъекту государственной культурной политики- органам местного самоуправления, так как именно на местах в полной мере возможна реализация реформ, с учетом специфики социального и экономического развития региона. Кроме того, проводимая государством политика в области культуры муниципального сектора и, являясь социальными инвестициями, имеет и большое экономическое влияние, способствуя повышению имиджа региона среди инвесторов, повышая уровень жизни населения и создавая инфраструктуру деловых контактов.
Таким образом, тема «Реализация государственной политики в сфере культуры в муниципальном образовании» является, безусловно, актуальной.
Состояние разработанности выбранной темы. Теоретические и практические исследования, проводимые в сфере государственной политики в сфере культуры представлены публикациями таких авторов, как Балакшина А.С.(рассматривает теорию и методологию исследования культурной политики, Генисаретского О. (изучает перспективы развития культурной политики), Кабановой Е.Е., Зубковой Н.В. (анализирует культуру как одна из важнейших составляющих общества), Лоусона Дж. (выделяет особенности культурной политики в Голландии), Сагитова С.Т. (приводит социальные проблемы управления сферой культуры), Стеценко Ю.С. (дает оценку влияния качества обслуживания населения учреждениями культуры и искусства на развитие человеческого капитала региона), Федотовой Н.Г. (характеризует сферу культуры как стратегический ресурс региона). Несомненно, заслуги этих ученых в области государственной культурной политики, достаточно высоки. Тем не менее, современная действительность демонстрирует наличие большого количества проблем и противоречий, связанных с успешной реализацией культурной политики, в том числе и на региональном уровне, в процессе модернизации страны. Таким образом, данная тема нуждается в дальнейшей разработке.
Цель исследования- изучить деятельность органов местного самоуправления в области управления культурой на примере городского округа Набережные Челны.
Задачи исследования:
- изучить сущность, понятие и принципы государственной политики в сфере культуры;
- определить основные направления современной государственной политики РФ в сфере культуры;
- обозначить понятие и особенности региональной культурной политики;
- исследовать работу органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере культуры в г.Набережные Челны;
- провести анализ социально- экономической эффективности деятельности органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере культуры г.Набережные Челны;
- исследовать проблемы и пути совершенствования деятельности муниципальных органов г.Набережные Челны по реализации государственной политики в культурной сфере.
Объект исследования-государственная политика в сфере культуры.
Предмет исследования- реализация государственной политики в сфере культуры в муниципальном секторе на примере городского округа Набережные Челны.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные документы, регламентирующие культурно- просветительскую деятельность, аналитические материалы научных организаций, данные статистического и аналитического учета и отчетности, отчеты о проделанной работе управления культуры Исполнительного комитета г. Набережные Челны, а так же материалы, полученные в ходе исследовательской и практической деятельности автора по совершенствованию реализации государственной культурной политики г. Набережные Челны.
В написании работы мы опирались на Конституцию Российской Федерации [1 ], Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [3 ], Основы государственной культурной политики Закон РТ «О культуре» и др.
Теоретической базой нашего исследования по служили труды следующих авторов: Балакшин А.С., Генисаретский О., Григорьева Е.И., Кабанова Е.Е., Зубкова Н.В., Лоусон Дж., Сагитов С.Т., Стеценко Ю.С., Федотова Н.Г.
Методическая база исследования. Основными методами исследования являлись системный метод, логический и функциональный анализ, метод сравнений, различные экономико-статистические методы, методы принятия решений, метод анкетирования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы аспекты государственной политики в сфере культуры, государственной политики в сфере культуры, основные направления современной государственной политики РФ в сфере культуры, особенности региональной государственной культурной политики.
Во второй главе проводится анализ реализации государственной культурной политики в муниципальном образовании г. Набережные Челны, а также проводится и с следование проблем её осуществления, предлагаются пути совершенствования и дается экономическая эффективность от предложенных мероприятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Государственная культурная политика признана неотъемлемой частью стратегии развития Российской Федерации. Государство возвело культуру в ранг национальных приоритетов и признало ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально- экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности страны. Основными законодательными актами закреплено право человека на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство гарантирует населению предоставление бюджетных услуг культуры, независимо от места проживания.
С ведением в действие Федерального Закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государство передало полномочия муниципальным образованиям и возложило на них ответственность за формирование и реализацию муниципальной культурной политики и обеспечение жизнедеятельности муниципальных учреждений культуры.
Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории. Актуальность исследования определяется тем, что доступ населения к услугам этой сферы характеризует и качество, и уровень его жизни. Поэтому сохранение и развитие объектов культуры является важнейшей государственной задачей.
Нами были изучены теоретические основы и проанализирована современная государственная политика в области культуры, проведен анализ деятельности органов муниципального управления по реализации государственной культурной политики в г. Набережные Челны, определена её специфика и предложены пути её пути оптимизации.
На основе изученного материала можно сделать выводы о том, что реализация государственной политики в сфере культуры происходит достаточно успешно. Благодаря принятым государственным программам в городском округе Набережные Челны происходит устойчивый рост расходов в культурной сфере, который так же обусловлен и выделением дополнительных субсидий из бюджета Республики Татарстан. Это показывает понимание важности роли культурных программ в социально- экономическом развитии региона. Благодаря этим программам сфера культуры г. Набережные Челны развивается, несмотря на объективные трудности. Увеличивается количество культурных учреждений города, с каждым годом проводится все больше мероприятий в рамках реализации государственной политики в сфере культуры. Опрос жителей города показал, что в целом, федеральная и муниципальная государственная программа реализуется успешно.
Таким образом, происходит повышение социальной роли культуры в жизни жителей города Набережные Челны и, соответственно, повышение качества жизни в городе, создание благоприятной общественной атмосферы для осуществления курса на модернизацию в сфере культуры.
Тем не менее, анализ социально - экономической эффективности государственной культурной политики в г. Набережные Челны показал необходимость решения ряда выявленных проблем с целью повышения её качества. В ходе исследования нами выявлены такие проблемы как:
- отставание системы организации культурной деятельности от изменившихся характеристик городского социума, которое определяется отсутствием мониторинга новых потребностей городского сообщества;
- отсутствие согласованных основными субъектами сферы культуры стратегических приоритетов;
- устаревший материально-технический уровень и недостаточное
финансирование муниципального сектора культуры;
- низкий уровень инвестиционной привлекательности сферы в целом.
В ходе исследования данных проблем и с целью совершенствования деятельности муниципальных органов г. Набережные Челны по реализации государственной политики в культурной сфере, нами были предложены следующие мероприятия:
- разработка программ развития муниципальных учреждений культуры на основе метода бюджетирования, ориентированного на результат, и нормативов финансирования муниципальных учреждений;
- поддержка творческих художественных коллективов через систему муниципальных грантов и обучение навыкам проектной деятельности;
- развитие взаимодействия с представителями сферы культуры других муниципальных образований, стимулирование и поддержка развития международного сотрудничества;
- развитие системы взаимодействия организаций сферы культуры с органами федеральной власти, региональной власти и органами местного самоуправления города, работа с депутатскими комиссиями: инициирование и подготовка слушаний, докладов, запросов по проблемам развития культуры;
- поддержка деятельности творческой интеллигенции (писателей, актеров, музыкантов и т.д. города);
- организация и ведение работы по широкому освещению культурной жизни города и активному продвижению культуры в городское сообщество, с уделением особого внимания продвижению новых культурных продуктов;
- проведение информационных и PR-кампаний событий культурной жизни города, обучение специалистов муниципальных учреждений технологии проведения этих кампаний;
- подготовка новых презентационных материалов о культуре города, ориентированных на разные целевые группы;
- организация и проведение разноплановых конкурсов профессионального мастерства;
- издание тематически связанных с отраслью культуры журналов и книг;
- создание системы творческих грантов для деятелей культуры независимо от их ведомственной и организационной принадлежности.
Особое внимание при этом нами уделяется развитию PR-технологий, так как современные технологии, по нашему мнению, просто необходимы в культурной деятельности в связи с их актуальностью, мобильностью, широким охватом целевой аудитории, а так же прямым взаимодействием с общественным мнением. Кроме того, такие технологии позволяют создавать положительный имидж организаций культуры и сохранять её значимость
Таким образом, при надлежащей муниципальной политики г. Набережные Челны в области культуры и искусства еще остается большой потенциал для реализации проектов и условий для развития сферы культуры и искусства.
Совокупность указанных результатов обеспечит принципиальное изменение состояния культуры города, выражающееся, прежде всего, в повышении общего культурного уровня горожан, снижении проявлений асоциального поведения в обществе, росте безопасности проживания и осуществления деловой активности в городе.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения:
22.04.2017).
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003К131- ФЗ(ред от 03.04.2017)//Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2003.№40,ст.3822.
3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: федер. закон №3612-1 (ред.от28.11.2015)//Российская газета .№248.1992, 17 ноября.
4. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 г.№326. [Электронный ресурс].URL:www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 194820/.
5. О проведении в Российской Федерации Года культуры: Указ Президента РФ от 22 апреля 2013г. № 375 [Электронный ресурс]. URL:http://www.kremlin.ru/acts/news/17944.
6. О проведении в Российской Федерации Года литературы: Указ Президента РФ от 12 июня 2014 г.№ 26 [Электронный ресурс]. URL:http://www.kremlin.ru/events/president/news/45904 .
7. Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014г. №808 [Электронный ресурс] .[Электронный ресурс].URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/.
8. Основы государственной культурной политики: утв. Указом Президента РФ №808 от 24 декабря 2014г.[Электронный ресурс].иКЬ:ййр://з1айс.кгеш1т.ги/шеШa/events/files/41d526a877638a8730eb. pdf.
9. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: закон Российской Федерации от 9.10.1992г.№3612-
1 (ред.от21.07.2014г.) [Электронный ресурс] .URL: http: //www.consultant.ru/docume nt/cons_doc_LAW_165970/.
10. Указ Президента РФ от 22 апреля 2013 г. №375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры» [Электронный ресурс]. URL: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70264302/.
11. Устав МО город Набережные Челны, принят Городским Советом муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан 08.12.2005 года №6/5 (ред. от 24.02.2016г.)
[Электронный ресурс]//Официальный сайт города Набережные Челны.URL:http://nabchelny.ru/page/215 (дата обращения 28.04.2017).
II. Статистические материалы
12. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]//Официальныйсайт.URL:http://www.gks.ru/(Датаобращения05.05.2017).
III. Монографии и научные статьи
13. Драгичевич-Шешич М. Перспективы культурного развития: новые модели общей культурной политики // Обсерватория культуры. 2013. № 2. С. 29-32.
14. Лоусон Дж. Культурная политика в Голландии // Театр, 1990. № 6. - С. 147-149.
15. Пархоменко С. Кое-кто не для всех и на время. // Итоги. № 41. 2012. - 114 с.
16. Стеценко Ю.С. Оценка влияния качества обслуживания населения учреждениями культуры и искусства на развитие человеческого капитала региона // Креативная экономика, 2014. № 12 (48). С. 115 - 122.
17. Федотова Н.Г. Сфера культуры как стратегический ресурс региона // Вестник Новгородского государственного университета, 2013. № 11. С. 17 -
20.
IV. Учебники и учебные пособия
18. Балакшин А.С. Культурная политика: теория и методология исследования: дис.насоиск.уч.степ.д.фл.н.НижнийНовгород,2012.354с.
19. Беломестнова Н.В., Плебанек О.В. Сознание и культура в естественнонаучной картине мира // Вопросы философии. - 2012.-№10. С. 43¬54.
20. Генисаретский О. Культурная политика: не сегодня, скорее, завтра//Российское экспертное обозрение, 2013.№6.С.42-44.
21. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. М.: Вильямс,2012.504с.
22. Гринченко К.А. Источники муниципального права Российской Федерации/под ред.С.Е.Чаннова.М.:ДМКПресс,2015.208с.
23. Зиммель Г Конфликт современной культуры. Западно-европейская социология Х1Х-начала ХХ века/ под ред.В.И. Добренькова. М.,1996.480с.
24. Исянбаев М.Н. Экономические подрайоны Республики Башкортостан: проблемы формирования и развития: учеб. пособие.Уфа,2012.182с.
25. Кабанова Е.Е., Зубкова Н.В. Культура как одна из важнейших составляющих общества. В сборнике: Сборник научных трудов кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии Москва, 2015.С.106-110.
26. Моль Абраам. Социодинамика культуры: ер.сфр./Предисл.Б.В.Бирю кова.Изд.3-е.М.:Издательство ЛКИ,2013. C. 416.
27. НасибуллинР.Т.,БикметовЕ.Ю.Социологияуправления.Уфа,2012.17 8с.
28. Сагитов С.Т. Социальные проблемы управления сферой культуры. М.:Изд-во РАГ С,2013.161с.
29. СоколовЭ.В.Культурология.М.:Интерпракс,2012.С.273-277
V. Материалы организации
30. Отчет управления культуры Исполнительного комитета г.Набережные Челныза2014г. [Электронный ресурс]. URL: http: //паЬсйе1пу.ги/(дата обращения: 17. 03.2017).
VI. Электронные материалы
31. Официальный сайт Администрации города Набережные Челны.- [Электронный ресурс]. URL: http://naЬche1ny.гu/(датаобращения:17.03.2017).
32. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики nо Ресnублике Татарстан. [Электронный ресурс].URL:http: //tatstat.gks .ш(дата обращения :27.03.2017).
33. «О Муниципальной программе развития культуры в городе Набережные Челны на 2014-2016 годы»: Постановление Исполкома муниципального образования «г. Набережные Челны» от 13.12.2013№7553 [Электронный ресурс]//Официальныйсайт.URL:http://пaЬche1пy.гu/(датаобращения :17.03.2017).
34. Проект Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https: //rg.ru/2011/10/26/kultura-site-dok.html
35. Сагитов С.Т. Об «отставании» культуры [Электронный ресурс]. URL:http://e1iЬгaгy.гu/item.asp?id=25051469 (дата обращения: 10.04.2017).
36. Сагитов С.Т. О принципах государственной культурной политики [Электронный ресурс]. URL:http://e1iЬгaгy.гu/item.asp?id=27038246(дата обращения: 17.03.2017).
37. Сводный доклад Республики Татарстан «О результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан по итогам 2015 года» .[Электронный ресурс].URL:http://msu.tatarstan.ru/efficiency.htm?pub_id=680281 (дата обращения: 17.03.2017).
38. Стратегия социально- экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2030года.[Электронныйресурс].URL:http://kpfu.гu/poгta1/docs/F_1500185514/chelny.no. pdf(датаобращения:17.03.2017).
39. Культура Татарстана признана одной из наиболее динамично развивающихся отраслей социальной сферы года [Электронный ресурс].
URL: http: //kazan.bezformata.ru/listnews/kultura-tatarstana-priznana- odnoj/54554112/(дата обращения: 18.03.2017).
40. Лавринова Н.Н. Сущность культурной политики [Электронный ресурс]
. URL:http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/229-article_41 .html(дата
обращения: 22.03.2017).
41. Лихачев Д.С. Русская культура [Электронный ресурс]/Д.С. Лихачев.- [Электронный ресурс].URL:http://likhachev.lfond.spb.ru/articles.htm(датаобращен ия:22.03.2017).
42. Минфинотверг проект «Стратегии культурной политики» [Электронный ресурс]. URL:http://izvestia.ru/news/603018(дата обращения: 10.04.2017).
43. Мурзина И.Я. Культурная политика: векторы развития[Электронный ресурс]. URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=22003698(дата обращения: 10.04.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ