Введение 3
1. Общие начала статуса главы муниципального образования
1.1 Порядок занятия должности 7
1.2 Полномочия и общие правила деятельности 17
1.3 Порядок прекращения полномочий главы муниципального
образования 26
2. Ответственность главы муниципального образования
2.1 Понятие и сущность юридической ответственности главы
муниципального образования 35
2.2 Ответственность главы муниципального образования перед
населением 42
2.3 Ответственность главы муниципального образования перед
государством 49
2.4 Ответственность главы муниципального образования перед
физическими и юридическими лицами 58
Заключение 67
Список нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
В соответствии с современной концепцией власти в Российской Федерации муниципальная власть, наряду с государственной властью, относится к публичной власти. Муниципальная власть осуществляет сходные с государственной властью функции: органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, призваны обеспечивать достойный уровень жизни населения и гарантировать защиту совместных интересов населения, проживающего на определенной территории.
При этом степень разработанности вопросов функционирования местной власти на уровне муниципальных образований далека от завершенности. Многие проблемы в этой области остаются неразрешенными как на практическом, таки теоретическом уровне. Одним из таких вопросов в муниципальном праве являются проблемы правового статуса и ответственности главы муниципального образования. Разработка данного вопроса на теоретическом уровне является актуальной задачей юридической науки на сегодняшний день. Именно данному вопросу и посвящено данное дипломное исследование.
Усиление значимости и властных полномочий должностного лица, именуемого в различные годы как глава местной администрации, позже как глава местного самоуправления и в настоящее время как глава муниципального образования, происходило постепенно, но устойчиво начиная с 90-х годов ХХ века.
Сегодня статус главы муниципального образования закреплен в качестве высшего должностного лица муниципального образования, он занимает ключевую позицию в муниципальном управлении и обеспечивает координацию действий по решению вопросов местного значения в интересах всего населения муниципального образования. Можно говорить о том, что он не просто возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления, но олицетворяет собой муниципальную власть.
Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена четкая структура органов местного самоуправления и наличие главы муниципального образования в этой структуре определено в качестве обязательного элемента структуры. Значительная роль в правовом
регулировании статуса главы муниципального образования отводится региональному и местному уровню нормативно-правового регулирования.
В настоящее время правовой статус главы муниципального образования представляет несомненный интерес в научном плане и является предметом многочисленных споров как среди практических работников, так и среди ученых, специализирующихся в муниципальной правовой проблематике.
Проблемами правового статуса и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе и главы муниципального образования, занимались такие ученые, как М.С. Долгополова, Е.М. Заболотских, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, М.М. Курманов, И.И. Макаров, А.В. Малько, С.С. Мялковский, С.Г. Соловьев, Г.Н. Чеботарев, Н.Н. Черногов, Е.С. Шугрина и др.
Объектом исследования выпускной (квалификационной) работы является правовые основы института главы муниципального образования в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают организация, деятельность и ответственность главы муниципального образования в Российской Федерации.
Целью выпускной (квалификационной) работы является комплексное исследование института главы муниципального образования в Российской Федерации как важнейшего представителя местной власти и выявление особенностей его ответственности.
В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть общие начала статуса главы муниципального образования;
2) исследовать порядок занятия должности главы муниципального образования;
3) рассмотреть полномочия и общие правила деятельности главы муниципального образования;
4) исследовать порядок прекращения полномочий главы муниципального образования;
5) исследовать понятие и сущность юридической ответственности главы муниципального образования;
6) рассмотреть особенности ответственности главы муниципального образования перед населением;
7) рассмотреть особенности ответственности главы муниципального образования перед государством;
8) рассмотреть особенности ответственности главы муниципального образования перед физическими и юридическими лицами.
Теоретическую основу исследования составляют труды ученых-юристов по исследуемой теме, основные положения в области муниципального и конституционного права, а также публикации в периодической печати по исследуемым проблемам. Помимо юридической литературы, также были использованы работы в области политологии, социологии и философии.
Нормативно-правовую основу исследования составляют международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, указы Президента РФ, конституции и уставы субъектов РФ, правовые акты органов местного самоуправления в муниципальных образованиях, постановления и определения Конституционного Суда РФ.
Структура выпускной (квалификационной) работы включает введение, две главы, семь параграфов, заключение и список использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы дипломного исследования и показывается степень ее научной разработанности.
Определяются объект, предмет, цель, задачи, раскрываются теоретические и методологические основы дипломного исследования.
В первой главе работы рассмотрены общие начала статуса главы муниципального образования, дана общая его характеристика, выделены наиболее спорные проблемы, связанные с комплексным характером статуса главы муниципального образования, дана характеристика основных составляющих статуса данного должностного лица местного самоуправления.
В первом параграфе «Порядок занятия должности главы муниципального образования» проанализированы основные модели наделения полномочиями главы муниципального образования сложности, связанные с определением статуса лица при реализации данных моделей.
Во втором параграфе «Полномочия и общие правила деятельности главы муниципального образования» исследуется круг полномочий главы муниципального образования, разрабатывается классификация его полномочий
В третьем параграфе дается общая характеристика оснований и порядка прекращения полномочий главы муниципального образования.
Вторая глава работы посвящена исследованию вопросов ответственности главы муниципального образования и реализации института ответственности главы муниципального образования на практике.
В первом параграфе исследованы существующие подходы к определению понятия и сущности юридической ответственности главы муниципального образования, исследуется соотношение основных классификаций видов юридической ответственности, исследуется понятие муниципально-правовой ответственности.
Во втором параграфе исследуются особенности ответственности главы муниципального образования перед населением.
В третьем параграфе рассмотрены вопросы ответственности главы муниципального образования перед государством.
В четвертом параграфе анализируется механизм ответственности главы муниципального образования перед физическими и юридическими лицами.
В результате проведенного исследования проблемы правового статуса главы муниципального образования и особенностей его ответственности были получены следующие результаты и сделаны следующие выводы:
1. Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации является разновидностью специального правового статуса личности, и определяется как правовое положение главы муниципального образования в структуре органов местного самоуправления, выраженное в совокупности его прав, обязанностей, закрепленных в соответствующих нормативно-правовых актах. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок занятия должности главой муниципального образования определяется уставом муниципального образования в соответствии с общими принципами, определенными в Законе об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. Предусмотрены три способа занятия должности главы муниципального образования: путем избрания на муниципальных выборах, путем избрания представительным органом муниципального образования из своего состава и путем избрания на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования (в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек). В зависимости от способа занятия должности, глава муниципального образования наделяется различным правовым статусом и полномочиями. В случае избрания на муниципальных выборах глава муниципального образования либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию.
2. Наличие полномочий для органов местного самоуправления означает наличие определенного круга обязанностей и соответствующих прав для осуществления вопросов местного значения и выполнения отдельных государственных полномочий. Полномочия главы муниципального образования подразделяют на две группы: полномочия общего характера и полномочия специального характера.
Под полномочиями главы муниципального образования общего характера понимаются полномочия, которыми в равной степени обладает любой глава муниципального образования вне зависимости от того, с какой иной должностью в муниципальном образовании совмещается должность главы муниципального образования. Под полномочиями специального характера понимаются полномочия, предопределенные должностью, которую одновременно занимает глава муниципального образования. Также при наделении полномочиями главы муниципального образования имеет значение тип муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ), местные традиции и условия, по-разному соотносящие объем полномочий главы администрации и самой администрации.
3. Полномочия главы муниципального образования по общему правилу прекращаются с истечением срока его полномочий, т.е. со дня избрания нового главы муниципального образования. Основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования можно разделить на два основных вида: случаи, предусматривающие инициативу самого главы муниципального образования и случаи, которые возникают помимо воли и желания главы муниципального образования.
К случаям досрочного прекращения полномочий, предусматривающим инициативу самого главы муниципального образования, условно возможно отнести смерть, отставку по собственному желанию, выезд за пределы РФ на постоянное место жительства.
К случаям отрешения от должности, которые возникают помимо воли и желания главы муниципального образования, возможно отнести отрешение от должности должностными лицами государственной власти, признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным, признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим, вступление в законную силу обвинительного приговора суда, прекращение соответствующего гражданства, отзыв избирателями, установленную в судебном порядке стойкую неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования, изменение порядка формирования
представительного органа муниципального района, преобразование и упразднение муниципального образования, утрату поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом, увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом, удаление главы муниципального образования в отставку представительным органом местного самоуправления, досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации.
4. Муниципально-правовую ответственность, следует рассматривать как комплексный институт, охватывающий все отношения ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.
5. Основания наступления ответственности главы муниципального образования перед населением определяются уставами муниципальных образований в соответствии с Законом. Население муниципального образования вправе отозвать главу муниципального образования, являющегося выборным должностным лицом местного самоуправления либо депутатом представительного органа муниципального образования. Основаниями для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) главы муниципального образования в случае их подтверждения в судебном порядке. Вместе с тем, имеются серьезные ограничения в применении механизма ответственности. Так, в случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется.
Развитие федерального законодательства о местном самоуправлении и законодательства субъектов РФ свидетельствует о наличии устойчивой тенденции к сужению сферы применения ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Это проявляется, в частности, в том, что основания данной ответственности ограничиваются совершением выборным лицом местного самоуправления правонарушения. Иные основания, такие, как утрата доверия избирателей, фактическое невыполнение уставных функций и т.п., исключаются из перечня соответствующих оснований, что, на наш взгляд, существенно ограничивает право населения муниципального образования влиять на органы местного самоуправления и на избранных должностных лиц местного самоуправления.
6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством носит конституционно-правовой характер и базируется на конституционной обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления соблюдать законы и на гарантиях их самостоятельности при осуществлении собственных полномочий в установленных пределах и переданных отдельных государственных полномочий.
7. В соответствии со ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием. Также, согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования. Компенсация морального вреда регулируется ст. 1099-1101 ГК РФ.
Помимо перечисленных оснований, ответственность органов местного самоуправления может наступать в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами, которые заключают органы местного самоуправления, осуществляющие права собственника в отношении муниципального имущества.
Таким образом, комплексный характер статуса главы муниципального образования обусловлен различными способами занятия данной должности и соответственно различным объемом полномочий. Глава муниципального образования, являясь высшим должностным лицом местного самоуправления, несет ответственность как перед населением, так и перед государством и отдельными физическими и юридическими лицами. Реализация механизмов ответственности главы муниципального образования сталкивается на практике со множеством проблем, основные из которых были затронуты в данном дипломном исследовании.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция РФ [Текст] // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51- ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 1996. - № 5. - Ст. 410; 2001. - № 49. - Ст. 4552; 2006. - № 52 (часть 1). - Ст. 5496.
3. Российская Федерация. Законы. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан[Текст]: [федер. закон РФ: от 27 апреля 1993 № 4866-1 с изм. и доп.] // Российская газета. - 1993. - № 89.
4. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗс изм. и доп.] // Собрание законодательстваРФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
5. Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс РФ [Текст]: [федер. закон РФ: от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
6. Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс РФ [Текст]: [федер. закон РФ: от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ.- 2002. - № 30. - Ст. 3012.
7. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ: от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ с изм. и доп.]// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
8. Российская Федерация. Законы. О противодействии коррупци и[Текст]: [федер. закон РФ: от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ с изм. и доп.]// Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
9. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Текст]: [федер. закон РФ: от 7 мая 2009 г. № 90-ФЗ с изм. и доп.]// Собрание законодательства РФ. - 2009. -№ 19. - Ст. 2280.
10. Российская Федерация. Законы. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами [Текст]: [федер. закон РФ: от 7 мая 2013 г. № 79- ФЗ с изм. и доп.]// Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 19. - Ст. 2306.
11. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами[Текст]: [федер. закон РФ: от 7 мая 2013 г. № 102-ФЗ с изм. и доп.]// Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 19. - Ст. 2329.
12. Российская Федерация. Указы Президента. О реформе местного
самоуправления в Российской Федерации [Текст]: [указ Президента РФ: от 26 октября 1993 г. № 1760] // Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации. - 1993.- № 44. - Ст. 4188.
13. Устав муниципального образования города Казани, утвержденный решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 г. № 3-5 [Текст]// Казанские ведомости. - 2005. - № 301/302.
14. Устав городского округа Орехово-Зуево Московской области (принят решением Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево Московской области от 22 марта 2006 г. № 512/42) [Текст]// Ореховские вести. - 2006. - № 19.
Нормативные правовые акты, утратившие силу
15. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон РФ:от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ]// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 35. - Ст. 3506.
II. Материалы судебной практики
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. № 7- П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе" в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобита и Ю.А. Хнаева"[Текст] // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2002. - № 3.
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 мая 2011 г. № 9-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.М. Савостьянова"[Текст]// Вестник Конституционного Суда РФ. - 2011. - № 4.
18. Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2011 г. № 1420-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Морозова Виктора Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 6 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Текст] // Документ официально не был опубликован. См. СПС «Гарант». Текст Определения размещен на сайте Конституционного Суда РФ в Internet (http: //www.ksrf.ru)
19. Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 24 мая 2007 г. № 25-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 33 и абзацев 3 и 4 статьи 81 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года № 3-5, в связи с жалобой гражданина И.М. Муртазина" [Текст]// Республика Татарстан. - 2007. - № 110.
20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" [Текст] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. - № 9, 1997. - № 5.
21. Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" [Текст] // Вестник ВАС РФ. - 2006. - № 8.
III. Специальная литература
22. Беликов П.П., Зюзин С.Ю., Мокеев М.М., Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / под редакцией А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова // СПС «Гарант», 2012 г.
23. Белоусова Е.В. О соотношении категорий "компетенция", "полномочия" и "предметы ведения" в системе местного самоуправления / Е.В. Белоусова // Административное и муниципальное право. - 2013. - № 2. - С. 124 - 131.
24. Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2012. - 680 с.
25. Гражданское право: В 2 т. Т. I: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 2008. - 816 с.
26. Давыдова Н.Ю. Институт удаления главы муниципального образования в отставку / Н.Ю. Давыдова // Адвокат. - 2009. - № 12.
27. Долгополова М.С. Муниципально-правовая ответственность: проблемы правового регулирования и реализации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / М.С. Долгополова. - Тюмень, 2005. - 28 с.
28. Заболотских Е.М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления: научно-практическое пособие / Е.М. Заболотских - М.: "Проспект", 2011.
29. Захаров А.А. Пределы ограничений права местных сообществ на самоуправление / А.А. Захаров // Российский юридический журнал. - 2010. - № 1.
30. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006, 317 с.
31. Кун А.П. Противоправность и вина в обязательствах по возмещению вреда, причиненного гражданину актами власти / А.П. Кун // Правоведение. - 1984. - № 3.
32. Курманов М.М., Миннегулов И.Х. Ответственность главы муниципального образования / М.М. Курманов, И.Х. Миннегулов // Юридический мир. - 2012. - №3. - С. 13-15.
33. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2002, 402 с.
34. Макаров И.И. Актуальные проблемы правового статуса главы муниципального образования / И.И. Макаров // Журнал российского права. - 2008. - № 7.
35. Муниципальное право России: учебник / отв. ред. С.А. Авакьян-М.: Изд-во Проспект, 2009 г. - 472 с.
36. Мялковский С.С. Юридическая ответственность и местное самоуправление в Российской Федерации: теоретические и правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид.наук / С.С. Мялковский. - Екатеринбург, 2004. - 24 с.
37. Пешин Н.Л. Муниципальное право / Н.Л. Пешин. - М.: Статут,
2002. - 326 с.
38. Пешин Н.Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: научно-практическое пособие / Н.Л. Пешин. - М.: Формула права,
2000. - 176 с.
39. Подсумкова А.А. Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Постатейный) / А.А. Подсумкова, С.Е. Чаннов - М., 2008. - 298 с.
40. Селюков А.Д. Финансовое обеспечение местного самоуправления. Проблемы правового регулирования / А.Д. Селюков. - М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2003. - 201 с.
41. Сергеев А.А. Проблемы конституционно-правовой ответственности в системе местного самоуправления / А.А. Сергеев // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. - М.: МГУ, 2001. - 425 с.
42. Соловьев С.Г. Проблемные вопросы о юридической ответственности глав муниципальных образований / С.Г. Соловьев // Конституционное и муниципальное право. - 2003. - № 2. - С. 29-30
43. Соловьев С.Г., Четвергова А.В. Удаление в отставку главы муниципального образования / С.Г. Соловьев, А.В. Четвергова // Законность. - 2011. - № 11.
44. Уваров А.А. Об ответственности органов местного самоуправления
// Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт
зарубежных стран / Под ред. С.А. Авакьяна. - М.: Изд-во Московского ун-та,
2001. - 529 с.
45. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. - изд. 3-е. - М., 1972. -571 с.
46. Чаннов С.Е. Борьба с коррупцией на муниципальном уровне / С.Е. Чаннов // эж-ЮРИСТ. - 2012. - № 8.
47. Чаннов С.Е. Досрочное прекращение полномочий главы
муниципального образования / С.Е. Чаннов// Гражданин и право. - 2008. - №
12.
48. Чеботарев Г.Н. Муниципально-правовая ответственность выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением в кн.: Проблемы юридической ответственности: история и современность: сб.ст. по итогам Всероссийской научно-практической конф. Ч. 1./ Г.Н. Чеботарев. - Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2004. - С. 83.
49. Чеботарев Г.Н. Муниципальное право России: учебник / Г.Н. Чеботарев. - М.: Юристъ, 2006. - 287 с.
50. Чеботарев Г.Н. Соотношение конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности в системе местного самоуправления / Г.Н. Чеботарев // Российский юридический журнал. - 2002. - № 4. - С. 39 - 42.
51. Черногор Н.Н. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практике местного самоуправления / Н.Г. Черногор. - М.: Юриспруденция, 2007. - 304 с.
52. Черногор Н.Н. Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления (вопросы теории):автореф. дис. ... канд. юрид. наук/ Н.Н. Черногор. - Москва, 1999. - 31 с.
53. Чорновол Е.П. Правовая природа ответственности за вред, причиненный незаконными актами местной власти / Е.П. Чорновол // Культура: управление, экономика, право. - 2012. - № 2. - С. 15 - 20.
54. Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник. - М.: Норма, 2010. - 487 с.