ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1. Сельский туризм: основные понятия и определения 6
1.2. Основные функции сельского туризма 8
1.3. История развития сельского туризма в мире 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И ЗА
РУБЕЖОМ 15
2.1. Современное состояние сельского туризма в России и за
рубежом 15
2.2. Сельский туризм ,как индустрия туристического бизнеса в России....20
2.3. Развитие сельского туризма в Татарстане 23
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА "ОДИН ДЕНЬ В ТАТАРСКОЙ ДЕРЕВНЕ" В ТЮЛЯЧИНСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 30
3.1. Общая характеристика Тюлячинского района
3.2. Разработка туристического маршрута "Один день в татарской
деревне" 35
3.3. Финансовая часть туристического маршрута 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Туристско-рекреационная индустрия, оказывает большое влияние на развитие таких отраслей, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, вступает катализатором социально-экономического развития, способствуя повышению качества жизни населения.
Россия располагает хорошим потенциалом для развития внутреннего туризма и для приема иностранных граждан. Российская Федерация может стать одной из ведущих стран в сфере путешествий, отдыха и туризма. Но тем не менее сегодняшний день туристско-рекреационная сфера в нашей республике еще мало развита: инфраструктура изношена и медленно реконструируется; слабо развиты условия для развития рынка санаторно-оздоровительных услуг, как результат - высокая цена путевок при низком сервисе.
Поэтому одна из проблем развития туристско-рекреационной сферы в регионах - это обеспечение доступности рекреационных услуг для населения. Другая- это развитие туризма, повышение эффективности и конкурентоспособности туристско-рекреационных комплексов региона. Работа по этим направлениям включает в себя создание современной туристической индустрии и развитие ее инфраструктуры, решение вопросов землепользования и привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Лишь через развитие внутреннего туризма Россия сможет по-настоящему выйти на международный рынок. Именно поэтому одним из видов внутреннего туризма выступает сельский туризм. В настоящее время его развивают с большим углублением в сферу.
Сельский туризм - это туристические путешествия, целью которых является знакомство с природой и местным народным творчеством.
Хозяйственная деятельность предприятия сельского туризма требует такого стиля работы, в основе которого лежат постоянный поиск новых ресурсов сельской деятельности, умение привлекать туристов новыми маршрутами, добиваясь повышения эффективности деятельности предприятий.
Развитие агротуристического бизнеса идет по двум направлением - развитие сети туроператоров, которые работают в сфере внутреннего туризма, занимаются поисками клиентов и решают все организационные вопросы, а также создание гостевых домов в селах и деревнях, где останавливаются отдыхающие.
Цель дипломной работы - разработка предложения по созданию туристического маршрута в сельском районе Республике Татарстан.
Для достижения поставленной цели в ходе проведения исследования решались следующие задачи:
• раскрыть понятие «сельский туризм» через специфику туристической деятельности;
• выявить особенности сельского туризма как формы развития бизнеса;
• проанализировать туристические маршруты в агротуристическом бизнесе;
• рассмотреть сельские районы;
• разработать предложения по созданию туристического маршрута в Республике Татарстан на примере Тюлячинского района.
Предмет исследования - состояние и перспективы развития сельского туризма в Тюлячинском районе.
Объект исследования - туристические маршруты в сельских районах Татарстана.
Методологической и методической основой работы послужили научные публикации по общей проблеме туризма и туристической деятельности (Волкова С.К., по вопросам развития сельского туризма (Сорокина А.И.), а также по работе по организации и развитию туристских услуг (Грачева О.Ю.), по рекламе (Морозова Н.С, Котлер Ю.) и др.
Информационную базу работы составляли материалы статистических сборников, учебно-методические материалы, литературные источники, интернет ресурсы.
Для раскрытия темы дипломной работы, применялись такие методы, как литературный, описательный, сравнительный, экономико-статистический и др.
Туризм сегодня не только крупнейшая, но и наиболее быстро
развивающаяся отрасль мирового хозяйства, темпы роста которой почти в два раза превосходят темпы роста других отраслей экономики. Именно экономические выгоды являются основной движущей силой туристического развития. Туризм- прежде всего, экономическая категория, потому что он непосредственно связан с продажей услуг туристам, получением от этого доходов, созданием рабочих мест. Сегодня туризм -это одной из лидирующих экспортных отраслей экономики во всем мире, уступая по доходам, лишь нефтедобывающей промышленности. Туризм на сегодняшний день стал неким катализатором социально-экономического развития, так как имеет большое значение для таких экономических отраслей, как транспорт, связь, строительство, производство товаров народного потребления, сельское хозяйство и других. Быстрые темпы развития туризма, объемы валютных поступлений, оказывающие влияние на вышеуказанные отрасли экономики, приводят к формированию туристской индустрии, а это в свою очередь взаимосвязанная система предприятий и предпринимателей, которые обеспечивают туристов необходимыми в процессе туризма услугами, товарами и работами.
На сегодняшний день, всё больше туристов предпочитают сельский туризм, устав от урбанистического стиля жизни. Этот вид туризма предоставляет человеку возможность окунуться в сельский образ жизни, проведя некоторое время среди природы, познакомиться с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принять участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях. Да и просто насладиться спокойным отдыхом на озерах и реках, занимаясь рыбной ловлей, собирая ягоды и грибы в лесах, проникаясь тишиной и покоем размеренной жизни вдали от мегаполисов.
Татарстан обладает уникальными природно-климатическими и культурно-историческими особенностями, позволяющими развивать почти все популярные виды туризма, в числе которых сельский туризм. Развитию сельского туризма также способствует ухудшение экологической и психологической обстановки в крупных городах, в связи с чем городские жители стремятся отдыхать в экологически благоприятной местности. Возрождается интерес к элементам традиционной народной культуры: архитектуре, кухне, ремеслам, фольклору, посещению деревенской глубинки.
В целом, перспективы Республики Татарстан не такие плохие. Наш край с каждым годом развивает туристическую сферу и продвигается все дальше, тем самым улучшая экономические, социальные и духовные сферы деятельности. Развитие туризма в Республике Татарстан и ее столице - практически самая эффективная возможность преумножить социально-экономическое благосостояние города и республики в целом.
Для расширения географии туристских поездок требуется разработка маршрутов (туров), основанных на более полном использовании выдающегося историко-культурного и природного потенциала региона, которые будут способны удовлетворить потребности отечественных и иностранных граждан с различным уровнем дохода и духовными запросами (познавательные, деловые, религиозные, научные и учебные, экологические, спортивно-оздоровительные, конные, специализированные по интересам).
Сегодня, чтобы завоевать место на рынке предприятие должно ориентироваться на запросы потребителя. Туристическая компания должна знать, что потеря потребителя - это потеря его «срока жизни» на рынке. А чем больше туристическая фирма или иное предприятие осуществляющее туристическую деятельность находится на рынке, тем самым у данного предприятия будет больший спрос на его услуги, не зависимо от того, въездной или выездной туризм. Урегулирование жалоб потребителя - это основной компонент приобретения постоянного клиента. Предприятие должно вести очень грамотную маркетинговую политику. Маркетинг-это искусство привлечения и сохранения выгодных потребителей. Если компания соблюдает эти простые правила, ей не сложно будет привлечь туристов на новый маршрут, то бишь в сельскую глубинку.
1. Лужанская Т. Ю.,Махлинец С. С., Тебляшкина Л. И. Сельский туризм: история, настоящее и перспективы: Учебное пособие. —Киев: Кондор, 2008. — с. 10-12
2. Волков, С. К. Развитие агротуризма / 2014. - № 3. - С. 140-143. - Библиогр.: с. 143.
3. Ивановская, К. А. Социально-экономические предпосылки развития Региональная экономика: теория и практика, 2012. - N 19. - С. 103108. - Библиогр.: с. 108.
4. Кундиус В.А., Чермянина В.В. Проблемы и перспективы агротуризма в регионе // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - №2. - С.289.
5. Круглов, В. Н. Проблемы развития секторов аграрного и экологического туризма современной России /2011. - N 10. - С. 65- Библиогр.: с. 70.
6. В.С.Боголюбов, В.П.Орловская Экономика туризма Учеб.пособие для студ.учеб.заведений- М.:"Академия" ,2005.-6-9.
7. Кудла Н. Социально-экономическое значение агротуризма в развитии предпринимательства на селе /2004. — №3. — C. 96.
8. Кудла Н. Основы сельского туризма: науч.-теорет. аспект / Н. Кудла. — Дрогобыч : 2006. — 34 с.
9. Маркетинг в индустрии туризма : монография / Волков С.К., Островская В.Н., Сорокина А.И., Голеузова Э.С.; под ред. Е.Г. Попковой. - М. : Кнорус, 2010. - 56,87с.
10. Волков С.К. Экономика, предпринимательство и право. - 2012. - №6 (17). - С.30-38.
10.Алиханова Е.В., Харченко К.В. Формирование программы развития сельского туризма на территории муниципального района// Практика муниципального управления.— 2012.—№ 10.—С. 70-76.
11. Станислава Домбровская. Реклама и Publik Relations в бизнесе: слияние или дифференциация? //Практика рекламы № 5, 2000, стр. 19-23
12. Баннерная реклама в сети Интернет // Практика рекламы, 1998. N 2, стр. 9-10
13. Волков, С. К. Развитие агротуризма / Волков С. К. / 2014. - № 3. - С. 140-143. - Библиогр.: с. 143.
14. О.Ю.Грачева, Ю.А..Маркова, А.А.Мишина,Ю.В.Мишунина Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта,2008. М.: с.8,с.15.
15. Морозова Н.С. «Реклама в социо-культурном сервисе и туризме»-М.: « Акабеш1а», 2003- С.76.
16. Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов. М.: Юнити. 1998. С. 571-574
17. Заричная А.А. Экономика Крыма. - 2011. - №4(37). - С.266.
18. А.Д.Чудновский Развитие сельского туризма в России 2017 / С. 12.
19. Кундиус В.А., Чермянина В.В. Проблемы и перспективы агротуризма в регионе // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - С.289.
20. Мозгунов Н.А. Сельский туризм как фактор развития территории (на примере Орловской области) // Региональные исследования. - 2010. - №2. - С.69.
21. .http://newbusiness.su/biznes-plan-dlya-selskogo-turizma.html
22. .Татар-информ http://ati-times.tatar-inform.ru/news/2075/-
23. .http://www.ebftour.ru/articles.htm?id=6919
24. http://info.tatcenter.ru/article/108587/
2 5. https: //www.business-gazeta.ru/article/101262
2 6. http: //tulachi .tatarstan.ru/rus/pro grammi-pro ekti-konkursi. htm
27. https: //ru.wikipedia.org/wiki
2 8. http: //www.agroturismo .ru/history.php
2 9. http: //tul achi .tatarstan.ru/rus/strategiya-rayona.htm
30. http: //msu.tatarstan.ru/rus/about .htm
Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма В Российской Федерации (2011-2018 годы)» [Электронный ресурс]. - [2012]. - Режим доступа:http://www.rg.ru/pril/60/73/76/ 644_fcp.pdf