Введение 3
1. Туристские формальности и документы в туризме 6
1.1. Понятие и сущность туристских формальностей 6
1.2. История возникновения туристских формальностей 13
1.3. Современный документооборот в туризме 16
2. Особенности туристских формальностей в Российской Федерации и в
Республике Татарстан 25
2.1. Современное состояние и особенности документооборота в РФ и
РТ 25
2.2. Документы для внешнего и внутреннего туризма - виды, порядок
оформления, особенности 32
3. Анализ документов на примере туристической фирмы «Трэвел Тур» 50
3.1. Общая характеристика тур фирмы, действующий
документооборот и его особенности 50
3.2. Пути улучшения и оптимизации туристских формальностей 57
Заключение 67
Список использованной литературы
Въезд туриста за рубеж сопровождается разными видами формальностями, выполнение которых считается обязательным условием при пересечении государственной границы как со стороны туристов, так и со стороны представителей туристического бизнеса. Эти формальности считаются предметами законного регулирования различных сфер прав государств.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена важностью прохождения туристских формальностей - процедуры проверки пограничными службами правильности оформления выездных документов, соблюдения таможенных, валютных, медико-санитарных правил для пересекающих государственную границу туристов.
Формальность - это обычно действие, необходимое с точки зрения установленного порядка и обязательно соблюдаемое при оформлении чего- либо.
Туристские формальности - обязательные с точки зрения законности и установленного порядка действия по оформлению и совершенствованию туристского путешествия, а также процедуры, связанные с пересечением границы.
Несоблюдение хотя бы одного из правил оформления выезда туриста за рубеж влечет за собой невозможность такого выезда. Ужесточение формальностей оказывает прямое воздействие на международные туристские потоки, затрудняя передвижение людей. Не способствуют росту числа туристских поездок, например, сложная и затянутая по времени процедура оформления выездных документов, чрезмерно высокий консульский сбор, введение жестких ограничений на обмен валюты.
В части получения услуг турист не имеет ограничений и не может быть дискриминирован по национальным и расовым признакам, полу и религии. По всем международным нормам туризм признан общечеловеческим явлением, и никто не может быть ограничен в возможности совершить путешествие.
Несмотря на существенные различия, международный и внутренний туризм тесно взаимосвязаны и выступают своего рода взаимными катализаторами. Так, внутренний туризм способствует освоению новых рекреационных ресурсов и районов, созданию туристской инфраструктуры, подготовке специалистов и тем самым оказывает содействие интеграционным процессам и формированию единого мирового туристского пространства.
Цель работы заключается в исследовании туристских формальностей.
Поставленная цель определила задачи работы:
- описать понятие и сущность туристских формальностей;
- рассмотреть историю возникновения туристских формальностей;
- изучить современный документооборот в туризме;
- описать современное состояние и особенности документооборота в Российской Федерации и в Республике Татарстан;
- исследовать документы для внешнего и внутреннего туризма - виды, порядок оформления, особенности;
- общую характеристику тур фирмы «Трэвел Тур», действующему документообороту и его особенностям;
- предложить пути улучшения и оптимизации туристских формальностей.
Объект исследования - туристские формальности, т.е. процедуры проверки пограничными службами правильности оформления выездных документов, соблюдения таможенных, валютных, медико-санитарных правил.
Предмет исследования - процесс организации процедуры проверки, оформления выездных документов и соблюдения таможенных правил.
Исследование проводилось на базе турфирмы «Трэвел Тур».
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена туристским формальностям и документам в туризме.
Во второй главе работы нами рассматриваются особенности туристских формальностей в Российской Федерации и в Республике Татарстан.
В третьей главе представлен анализ документов на примере туристической фирмы «Трэвел Тур».
Источниковую базу исследования составили научные исследования, посвященные туристским формальностям.
В законах РФ нет юридического толкования понятия туристские формальности.
Возможно, это связано с тем, что сфера туризма является одной из сторон жизни гражданского общества и все что касается граждан РФ, также строго и неукоснительно должны соблюдать и будущие туристы, т.к. они являются гражданами РФ - это первое. Второе, документооборот является одной из важнейших видов формальностей в туризме.
С моей точки зрения турформальности - это узаконенные специфические проблемы, с которыми постоянно сталкиваются все субъекты туристского рынка (туристы, турфирмы, отели, перевозчики), и которые они должны решать в рамках ранее принятых, по каждому конкретному виду формальностей, законов гражданского общества.
Перечень формальностей, которые существуют в сфере туризма довольно большой, а именно:
1. Правила оказания услуг по реализации турпродукта;
2. Оформление загранпаспорта;
3. Санитарно-эпидемиологические правила и контроль;
4. Страхование в туризме;
5. Оформление виз;
6. Таможенные правила и контроль;
7. Порядок пересечения границы;
8. Правила поведения и безопасность;
9. Разрешение споров;
10. Банковские и страховые гарантии туроператоров;
11. Сертификация экскурсионных услуг;
12. Эволюция турформальностей.
Основная цель государственного регулирования туристских формальностей - способствовать свободе путешествий и доступу максимального числа людей к международному туризму.
В данной дипломной работе были решены поставленные задачи:
- рассмотрена сущность туристских формальностей, история возникновения;
- изучен современный документооборот в туризме;
- описано современное состояние и особенности документооборота в Российской Федерации и в Республике Татарстан;
- исследованы документы для внешнего и внутреннего туризма - виды, порядок оформления, особенности;
- пройдена практика в тур фирме «Трэвел Тур»;
- предложены пути улучшения и оптимизации туристских формальностей.
Таким образом, туристские формальности - это свод правил и условий, которые должны выполняться как при организации, так и при оформлении любых турпоездок.
«Трэвел Тур» стремится к увеличению положительных отзывов от постоянных клиентов, пользующихся ее услугами из года в год, повышению качества обслуживания и поддержанию хорошей репутации на рынке туристических услуг. Компании крайне важно быть в курсе всех изменений, касающихся ее деятельности и уметь оперативно отреагировать на них, быстро находить необходимую информацию, четко и грамотно оформлять комплекты документации по работе с клиентами и партнерами.
Важным элементом деятельности сотрудников туристской фирмы «Трэвел Тур» является квалифицированная подготовка клиента к формальным процедурам. Неверное информирование туриста об особенностях исполнения туристских формальностей может быть поставлено в вину сотруднику туристской фирмы.
Глобальному туристическому кодексу туризма по мнению экспертов ВТО надо придать статус документа, позволяющего согласовывать благоприятные условия для туристических формальностей.
Например, статья 8 о свободе туристских путешествий предусматривает, что необходимо изменить ряд административных формальностей при пересечении границ, установленных странами или вытекающих из соглашений между странами. Они должны способствовать максимальной свободе турпоездок и способствовать развитию туризма между странами. Планируется одобрять разные соглашения, направленные на упрощение аналогичных формальностей, их коррекцию и отмену.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 07.02.2011). http: //www.consultant .ru
2. Конституция Российской Федерации. М.: Омега-Л , 2008.
3. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
4. ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27.11.201 г. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ). http: //www.consultant .ru
5. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.06.2011) «О Государственной границе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.06.2011).
6. Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 01.07.2011) «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
7. «Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение», утверждённый постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 754 (ред. от 14.07.2006).
8. Приказ Россвязьохранкультуры от 14.03.2008 N 117 «О Перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.05.2008 N 11660).
9. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
10. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 18.07.2011).
11. Федеральный закон Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 17 января 2007 года Одобрен Советом Федерации 24 января 2007 года.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2001 г. № 322 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей» (в ред. от 21.07.2009).
13. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2005 г. N 687 «Об утверждении образцов и описания бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации».
14. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме М.: Финансы и статистика, 2013. - 144 с.
15. Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса: нормативно-правовые документы / Под ред. В.Н. Акишина, И.В. Гончаровой, А.И. Клебанова, Н.Д. Малахаткиной. - М.: Финстатинформ, 2005.-247с.
16. Практические рекомендации туристским фирмам по профилактике карантинных и паразитарных заболеваний. М.: Экоплан, 1998.
17. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации»
18. Абаренков, В.П. Современные Соединенные Штаты Америки / В.П. Абаренков. М.: Политиздат, 2013. - 356 с.
19. Автоматизация документооборота. Организация электронного
документооборота на предприятии в вопросах и ответах. Автоматизированные системы документооборота [Электронный ресурс]. URL: http://www.
directum.ru/ 425833.aspx
20. Ай-Ти: БОСС-референт [Электронный ресурс]. URL:
http://ais.rissoft.ru/4-8.html
21. Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник. -М.:
КНОРУС, 2010.-464с.
22. Бахрах Д.Н., Административное право России: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» - М.: Норма, 2000 - 623 с.
23. Бгатов А. П., Бойко Т. В. Зубрева М.В. Туристские формальности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия,
2014. - 304 c.
24. Бгатов А. П., Туристские формальности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Бгатов, Т. В. Бойко, М. В.Зубрева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
25. Белая Т.Р. Автоматизированная система документационного обеспечения управления: организация создания АС ДОУ // Делопроизводство. 2010. № 3. С. 40-47.
26. Бертяков А., Сумин А. Автоматизация документооборота // Финансовый директор. 2011. № 7-8. С. 23-25.
27. Булатов, А.С. Страны и регионы мира / А.С. Булатов. М.: Велби, 2014. - 625 с.
28. Герчикова, И.Н. Международное коммерческое дело / И.Н.
Герчикова. М.: Политиздат, 2015. - 25 с.
29. Гусятникова Д.Е, Зиновьева С.А. Защита прав туриста - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2009 -180 с.
30. Дашкова Е.В., Ивушкина Е.Б., Лантратов О.И. Документационное обеспечение управления социально-культурным сервисом и туризмом. Шахты, 2009. - 276 с.
31. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. - М.:
Финансы и статистика, 2001.
32. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин. М.: ФиС, 2014. -64 с.
33. Иванова Е.В. Автоматизация документооборота на предприятии // Наука и образование в жизни современного общества : вестник науч. конф. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (г. Тамбов, 31 марта 2016 г.). Тамбов, 2016. Ч. 5, № 3-5 (7). С. 51-53.
34. Иванова Е.В., Дашкова Е.В. Этапы выбора системы электронного документооборота // Современные технологии документооборота в бизнесе, производстве и управлении : сб. ст. XV Междунар. науч.-практ. конф. Пенза,
2015. С. 24-30.
35. Игнатьев А.А. Туристские формальности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательство РЭА им. Г.В. Плеханова, 2013.
36. Исмаев, Д.К. Работа туристической фирмы по организации зарубежных поездок / Д.К. Исмаев. М.: Луч, 2013. - 45 с.
37. Курченков К.Б. Электронный документооборот. Критерии разработки систем электронного документооборота // Вестник Воронежского ин-та высоких технологий. 2014. № 12. С. 102-106.
38. Маринин М.М., Туристские формальности и безопасность в туризме. - М: Финансы и статистика, 2002 - 139 с.
39. Международный туризм: правовые акты / Н. И. Волошин. М.: ФиС, 2000.
40. Можаева Н. Г. Организация туристской индустрии и география туризма: Учебник / Н.Г. Можаева, Г.В. Рыбачек. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 с.
41. Мысин М.Н., Сушкова Л.М., Сушков С.А. Документооборот: от традиционного к электронному : учеб.-практ. пособие. Самара, 2014. - 211 с.
42. Ошноков, А.Н. Некоторые проблемы коллизионного регулирования договоров в области международного туризма / А.Н. Ошноков. М.: ТОН - Остожье, 2014. - 74 с.
43. Паспортная система в России: история и современность
http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./11089/61961/162478/207781/
44. Паспортно-визовая служба: как все начиналось
http: //www.fms .gov.ru/about/history/details/38013/1/
45. Погодина В. Л. География туризма: Учебник / В.Л. Погодина, И.Г. Филиппова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с.
46. Полушина Л.В. Внедрение системы электронного
документооборота // Современные технологии делопроизводства и документооборота. 2015. № 4 (52). С. 41-59.
47. Система Company Media [Электронный ресурс]. URL: http://www.intertrust.ru/ products/companymedia/
48. Сухов Р.И. Технология и организация продаж в туристском агентстве: Учебное пособие/Сухов Р.И. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»;Феникс.2010.-366 с.
49. СЭД «ДЕЛО» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.eos.ru/eos_products/eos_
50. Трухачев, А.В. Туризм. Введение в туризм [Электронный ресурс] :
учебник / А.В. Трухачев, И.В. Таранова. - Ставрополь: АГРУС
Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2013. - 396 с.
51. Харрис Г., Кац К. Стимулирование международного туризма в XXI в.: Пер. с англ. М.: ФиС, 2000.
52. Черных, Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов: Учеб. пособие /Черных Н.Б. - М.: Сов. спорт, 2002. - 320с.
53. Щендрикова, А.И. Правовые и организационные аспекты участия государства / А.И. Щендрикова. СПб.: СПбЛТА, 2012. - 93 с.
54. Экономика и организация туризма: международный туризм: учебное пособие. Под ред. И.А.Рябовой, Ю.В.Забаева, Е.Л.Драчевой. - М.: КНОРУС, 2010.-568с.
55. LanDocs [Электронный ресурс]. URL: http://www.landocs.ru/
http://www.microsoft.com/ru-ru/dynamics/_xml/Clients/descriptions/872.aspx
57. OPTIMA-WorkFlow [Электронный ресурс]. URL: http://optima- workflow.ru