Введение 3
Глава 1. Гражданско-правовое регулирование строительных работ для государственных и муниципальных нужд: история и современность 6
1.1. История развития и становления государственного контракта на
выполнение строительных работ для государственных нужд 6
1.2. Современное состояние гражданско-правового регулирования
строительства для государственных и муниципальных нужд 14
Глава 2. Государственный и муниципальный контракты на выполнение строительных работ для государственных и муниципальных нужд 19
2.1. Понятие и условия контракта на выполнение работ для государственных и
муниципальных нужд 19
2.2. Стороны контракта на выполнение работ для государственных и
муниципальных нужд 27
Глава 3. Особенности заключения и исполнения контракта на выполнение строительных работ для государственных и муниципальных нужд 42
3.1. Специфические особенности порядка заключения контракта на выполнение
строительных работ для государственных и муниципальных нужд 42
3.2. Обеспечение выполнения договорных обязательств по контракту на выполнение строительных работ для государственных и муниципальных нужд 52
Заключение 60
Список использованной литературы 65
Актуальность исследования. Для стабильного развития гражданского оборота необходимо, чтобы правила его функционирования были прозрачны, понятны и неизменны для его участников. В условиях переориентирования российской экономики на новый, «санкционный», лад особую значимость в сфере обеспечения государственных нужд приобретают вопросы повышения эффективности правового регулирования. Особая роль отведена федеральному закону от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее - Закон о контрактной системе).
Развитие строительного подряда для государственных нужд напрямую связано с социально-экономическими изменениями в обществе. Для развития общества необходимо строительство инфраструктуры: жилищного фонда, дорог, зданий, сооружений различного вида и назначения (транспортные, гидротехнические и др.), средств связи и применения современных технологий. Имеющиеся объекты инфраструктуры необходимо постоянно поддерживать в надлежащем состоянии, осуществлять плановый ремонт и реконструкцию. В качестве организационно-правового инструмента решения этих задач выступает договор строительного подряда для государственных нужд, который позволяет соединять различные ресурсы и предпосылки производства строительных работ: организационно-экономические, материально¬
технические, инженерно-проектные, архитектурные и трудовые .
В данной связи проведение комплексного фундаментального исследования, посвященного изучению вопросов гражданско-правового регулирования строительства для государственных и муниципальных нужд представляется своевременным и актуальным как с научно-теоретической, так и с прикладной точек зрения.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, раскрывающие вопросы гражданско-правового регулирования строительства для государственных и муниципальных нужд; научные изыскания по теме исследования; правоприменительная практика.
Целью выпускного исследования является анализ гражданско-правового регулирования строительства для государственных и муниципальных нужд, необходимый для уяснения проблем в правовом регулировании и практике применения в рассматриваемой сфере.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- раскрыть историю развития и современное состояние гражданско- правового регулирования государственного контракта на выполнение строительных работ для государственных нужд;
- рассмотреть государственный и муниципальный контракты на выполнение строительных работ для государственных и муниципальных нужд
- изучить особенности заключения и исполнения контракта на выполнение строительных работ для государственных и муниципальных нужд;
- в заключении подвести итоги, сделать выводы по проведенному исследованию.
При написании настоящей работы в качестве базового использован традиционный для всех юридических наук диалектический метод. В качестве общенаучных методов автор оперировал общелогическими методами, методом функционального анализа, историческим, системно-структурным методом. В качестве частно-научных методов на первый план выходит использование формально-юридического метода исследования. Кроме того, были задействованы сравнительно-правовой, а также метод конкретно-социологических исследований.
Теоретическую базу исследования составили научные труды в области гражданского права. Вопросы, связанные с гражданско-правовым регулированием строительства для государственных и муниципальных нужд исследовались и широко освещались в научной литературе Л.В. Андреевой, М.А. Баратовой, О.А. Беляевой, А.Н. Борисовым, Т.Н. Трефиловой, Е. Гончаровым, Л.Ю. Грудцыной, А.В. Демкиной, Г.Б. Добрецовым, Н.Н. Заботиной, О.Г. Ершовым, П. Карташковым, В.В. Кикавец, К.В. Кичик, Р.Б. Куличевым, Е.В. Макарычевой, А. Некрасовым, С. Потрашковым, К.И. Стурзой, И.И. Смотрицкой, Ф.А. Тасаловым и многими другими учеными, внесшими достойный вклад в гражданское право.
Нормативную основу исследования составляют действующее законодательство Российской Федерации.
Проведенное исследование обладает не только теоретической, но и практической значимостью, поскольку его результаты позволяют выявить наиболее значимые правоприменительные трудности и проблемы гражданско- правового регулирования строительства для государственных и муниципальных нужд.
Структура выпускной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Впервые договор на выполнению работ упоминается в Русской Правде. Впервые письменные свидетельства о заключении договора строительного подряда встречаются в 1547 году. Договорные отношения оформлялись в то время в форме заключения подрядных грамот (записей). В нормативном плане впервые договор строительного подряда был закреплен в царском наказе 1595 года «О заготовлении материалов для строения Смоленской крепости».
В 1719 году Петр I утвердил регламент Камер-коллегии, в компетенцию которой входило заключение договоров подряда для государственных нужд.
Заключение договора подряда для государственных нужд осуществлялось на торгах. Договор подряда в обязательном порядке заключался в письменной форме. Договор подряда впервые был легализован в ст. 1737 Свода законов Российской империи.
Несмотря на прямое регулирование договора строительного подряда, Свод законов Российской империи предусматривал возможность заключения договора подряда на постройку, починку, переделку и ломку зданий, а также производство иного рода работ. Существенными признавались следующие условия: работы, инструменты, перечень строительных материалов, их
качество, стороны, которые будут их поставлять, срок производства строительных работ, который не должен был превышать 4 -х лет, форма оплаты и порядок расчетов, проверка выполненных работ. Как видим, в рассматриваемый период закрепляются основные положения будущего договора строительного подряда, которые были обусловлены особенностями складывающихся капиталистических отношений.
Укрепление капиталистических отношений в обществе привело к широкому распространению подрядного способа ведения строительных работ. Строительство стало осуществляться с активным привлечением специализированных строительных организаций.
Великая Октябрьская революция оказало серьезное влияние на развитие подрядных отношений. В России была установлена государственная собственность на здания и сооружения. Советская власть установила запрет государственным учреждениям на вступление подрядных отношения по строительству. Государство стало единственным монополистическим заказчиком в рассматриваемой сфере.
Понятие государственного и муниципального контракта урегулировано в подп. 8 п. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе, а именно: государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Раздел 5 главы 37 ГК РФ определяет особенности договора подряда, заключаемого для целей удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Так, ч. 1 ст. 763 ГК РФ предусматривает, что подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Еще одной ключевой особенностью государственного контракта является регламентация положений контракта указаниями соответствующей документации либо прямыми указаниями Закона о контрактной системе.
Современное состояние института строительных работ для государственных нужд основано на положениях ГК РФ и Закона о контрактной системе.
Вопрос о юридической природе государственного контракта в российской научной юридической литературе является дискуссионным.
Государственный (муниципальный) контракт на выполнение строительных работ для государственных (муниципальных) нужд представляет гражданско-правовой договор, по которому подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному (муниципальному) заказчику, а последний обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Исходя из анализа действующего законодательства, можно утверждать, что к особенностям, отличающим государственный контракт от гражданско- правового договора, можно отнести:
1) особый субъектный состав в лице государственных заказчиков;
2) использование бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования исполнения обязательств по контракту;
3) наличие цели, заключающейся в удовлетворении нужд РФ, субъектов РФ, а также нужд заказчиков;
4) первоначальное определение условий контракта в проекте контракта заказчиком, а не участником размещения заказа;
5) невозможность заключения контракта по цене выше, чем начальная (максимальная) цена, определенная заказчиком;
6) приоритет формы торгов как способа выбора заказчиком контрагента над заключением контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без проведения торгов;
7) запрет на изменение цены контракта в ходе его исполнения;
8) публичность заключения и исполнения обязательств по контракту;
9) наличие существенных условий контракта, установленных в законе.
При составлении такого контракта в него включаются условия:
1) обязательные для всех государственных контрактов;
2) обязательные для всех государственных контрактов в определенных случаях;
3) обязательные только для государственных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд.
В силу положений Закона о контрактной системе в любом контракте должны быть отражены следующие обязательные условия:
- о твердой цене контракта (ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе);
- об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) (ч. 4-9 ст. 34 Закона о контрактной системе);
- о порядке и сроках оплаты товара, работы, услуги (ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе);
- о порядке и сроках приемки заказчиком товаров, работ, услуг (ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе);
- о предоставлении обеспечения исполнения контракта (ч. 1 ст. 96
Закона о контрактной системе).
К числу обязательных условий относятся:
- требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам строительных работ (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе);
- место выполнения строительных работ (п. 2 ст. 42 Закона о
контрактной системе);
- срок завершения строительных работ (п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Заключение контракта на выполнение строительных работ для государственных и муниципальных нужд осуществляется как по итогам открытого аукциона в электронной форме (перечень, установленный Правительством РФ), так и у единственного поставщика, запросом котировок, что существенно расширяет возможности заказчиков и подрядчиков при введении в действие Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом заказчиком должно быть установлено
требование об обеспечении исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 указанной статьи данного закона.
Пункт 3 ст. 96 Закона о контрактной системе устанавливает, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 данного закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором согласно законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 9 марта 2016 года №66-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №14. - Ст. 1652; Российская газета. - №51. - 2016.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ (ред. от 9 марта 2016 года №66-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 1; Российская газета. - №51. - 2016.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года №14-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 года №210-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №5. - Ст. 410; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - №27. - Ст. 4001.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 31 января 2016 года №7-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №5. - Ст. 559.
5. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 года №775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию» (ред. от 27 марта 2014 года №234) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №37. - Ст. 4695; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №14. - Ст. 1629.
6. Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 года №631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» (ред. от 26 мая 2014 года №294) // Российская газета. - №273. - 2013; Российская газета. - №182. - 2014.
7. Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - №30 (ч. 1). - Ст. 3105.
8. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года (утратил силу) // Ведомости ВС РСФСР. - 1964. - №24. - Ст. 407.
9. Правила о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 августа 1955 года №1551 (утратил силу)// Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление СНК СССР от 26 февраля 1938 года «Об улучшении проектного и сметного дела и об упорядочении финансирования строительства» (утратил силу) // СЗ СССР. - 1938. - №9. - Ст. 58.
11. Положение о государственных подрядах и поставках от 30 сентября 1921 года (утратил силу) // СУ РСФСР. - 1921. - №69. - Ст. 549.
12. Гражданский кодекс РСФСР от 11 ноября 1922 года (утратил силу) // СУ РСФСР. - 1922. - №71. - Ст. 904.
Иные акты
13. Письмо Минэкономразвития России от 18 августа 2015 года №Д28и - 2497 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
14. Письмо Минэкономразвития России от 9 апреля 2015 года №Д28и- 904 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
15. Письмо Минэкономразвития России от 22 января 2015 года №Д28и - 101 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
16. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденная постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 года №15/1 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Материалы судебной и иной правоприменительной практики
17. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2015 года №09АП-45639/2015-ГК по делу №А40-121272/11 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
18. Письмо Минэкономразвития России от 20 октября 2015 года №Д28и- 3171 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
19. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2015 года №08АП-9717/2015 по делу №А75-4902/2015 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
20. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2015 года №17АП-10849/2015-ГК по делу N А50-1678/2015 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
21. Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 июня 2015 года по делу №А50-1678/15 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
22. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 30 января 2015 года по делу №А35-4611/2014 // Доступ из СПС
«КонсультантПлюс».
23. Решение ФАС России от 6 ноября 2014 года по делу №К-1576/14 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
24. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 апреля 2011 года по делу №А58-4284/2011 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
25. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 октября 2010 года №КА-А40/12951-10 по делу №А40-53295/10- 153-290 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
26. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 сентября 2010 года №КА-А40/11145-10 по делу №А40-146538/09- 153-934 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Специальная литература
27. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 296 с.
28. Беляева О.А. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ. С постатейными материалами и подзаконными актами. Контрактная система в вопросах и ответах (поглавный). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2014. - 576 с.
29. Беляева О.А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов. - М.: Юриспруденция, 2011. - 296 с.
30. Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Деловой двор, 2014. - 664 с.
31. Борисов А.Н., Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2008. - 792 с.
32. Бугорский В.П. Гражданско-правовые основы предпринимательской деятельности в строительстве. - М.: Юрлитинформ, 2004. - 322 с.
33. Верб С.А. Типовые и примерные договоры как средство правового регулирования общественных отношений // Договорная дисциплина в советском гражданском праве. Межвузовский сборник научных трудов. - Свердловск: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1985. - С. 144-152.
34. Гончаров Е. История торгов в России // Конкурсные торги. - 1998. - №8. - С. 39-44.
35. Демкина А.В. Государственные и муниципальные закупки: проблемы применения гражданско-правовых санкций. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 288 с.
36. Добрецов Г.Б. Размещение заказов на выполнение строительных работ // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
37. Ерин В.В. Гражданско-правовое регулирование подрядных работ и работ по геологическому изучению недр для государственных нужд: на основе государственных контрактов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - 28 с.
38. Ершов О.Г. Договор строительного подряда в российском гражданском праве: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - 199 с.
39. Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2006. - 29 с.
40. Завидов Б.Д. Основные и специфические особенности общих положений договора подряда (комментарий) // СПС «КонсультантПлюс», 2002.
41. Зырянова Т.В., Кокшарова Е.Е. Экспертиза договоров строительного подряда // Все для бухгалтера. - 2015. - №1. - С. 32-40.
42. Карташков П. Обеспечение госконтракта // ЭЖ-Юрист. - 2015. - №48. - С. 12.
43. Карташков П. Контрактная система в судебных решениях // ЭЖ- Юрист. - 2015. - №34. - С. 6.
44. Кикавец В.В. Административно-правовое регулирование
государственного заказа в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - 27 с.
45. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: монография. - М.: Юстицинформ, 2012. - 260 с.
46. Комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный) / Н.А. Агешкина, Ю.Н. Вахрушева, А.П. Великанов и др.; под ред. Р.Ю. Закирова // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
47. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Г.Е. Авилов, М.И. Брагинский, В.В. Глянцев и др.; под ред. О.Н. Садикова. - 5-е изд., испр. и доп. с использованием судебно¬арбитражной практики. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006. - 987 с.
48. Кукла М.Е. Заключение договора на торгах // Право и политика. - 2007. - №3. - С. 139-148.
49. Куличев Р.Б. Контрактная система - новации законодательства // Право и экономика. - 2013. - №6. - С. 16-23.
50. Макаров О.В. К вопросу о понятии, сущности и существенных условиях договора строительного подряда // Правовые вопросы строительства. - 2009. - №2. - С. 24-28.
51. Макарычева Е.В. Формирование правовых механизмов обеспечения государственных нужд в сфере строительства жилья: история и современность // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - №2. - С. 188-193.
52. Мейер Д.И. Русское гражданское право (в 2 ч.). По исправленному и дополненному 8-му изд., 1902. Изд. 3-е, испр. - М.: Статут, 2003. - 831 с.
53. Некрасов А. Сложности обеспечения госконтракта третьим лицом // ЭЖ-Юрист. - 2016. - №1. - С. 12.
54. Перепланировка помещений первого этажа для структурных подразделений БУ «ЮИРСК» в здании по ул. Студенческая, 17а в г. Ханты- Мансийске. Режим доступа: https:ZZzakupki.kontur.ru/0187200001715000027 (дата обращения 27.03.2016).
55. Потрашков С. Особенности государственных и муниципальных контрактов: споры ZZ Административное право. - 2015. - №4. - С. 21-25.
56. Российское гражданское право: учебник: в 2 т. Т. 1. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права Z В.С. Ем, И.А. Зенин, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Статут, 2011. - 958 с.
57. Савина С.В. Правовое регулирование организации и проведения конкурсов в предпринимательской деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. - 223 с.
58. Свининых Е.А. Правовые аспекты противодействия конфликту интересов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства ZZ Право в Вооруженных Силах. - 2015. - №11. - С. 81-90.
59. Синайский И. Русское гражданское право. - М.: Статут, 2002. - 638 с.
60. Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 232 с.
61. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: монография. - М.: Проспект, 2016. - 240 с.
62. Тихомиров А.С. Институт государственного и муниципального заказа в административном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. - 25 с.
63. Чуряев А.В. Итоги реализации Закона о контрактной системе в 2014 году ZZ Право и экономика. - 2014. - №12. - С. 3-11.
64. Шихова С.С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для государственных и муниципальных нужд: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. - М., 2011. - 30 с.