Совершенствование системы управления грузовыми перевозками АО «Кузембетьевский РМЗ
|
ВВЕДЕНИЕ 6
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 9
1.1 Основные понятия и определения моделирования бизнес-процессов 9
1.2 Стандарты формализации моделирования бизнес-процессов 13
1.3 Зарубежный и отечественный опыт моделирования бизнес-процессов
II. АНАЛИЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ГРУЗОВЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ АО «КУЗЕМБЕТЬЕВСКИЙ РМЗ» 29
2.1 Российский рынок автомобильных грузоперевозок текущее состояние. 29
2.2 Краткая характеристика предприятия 31
2.3 Анализ управления бизнес-процессом «Грузовые перевозки» АО
«Кузембетьевский РМЗ» 37
2.4 Методы и направления совершенствования системы управления
грузовыми перевозками АО «Кузембетьевский РМЗ» 48
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВЫМИ
ПЕРЕВОЗКАМИ «АО КУЗЕМБЕТЬЕВСКИЙ РМЗ» 53
3.1 Назначение и задачи системы 53
3.1.1 Функциональная модель системы 53
3.1.2 Информационные связи задач приложения 57
3.2 Разработка приложения «PassingLoad» 60
3.2.1 Постановка задачи 60
3.2.2 Обоснование выбора платформы и типа приложения 60
3.3 Разработка функциональной структуры программного обеспечения 62
3.4 Алгоритмы решения задач 64
3.5 Руководство пользователя 72
3.6 Расчет затрат на разработку программного обеспечения «PassingLoad» 75
3.6.1 Состав задач и организационные диаграммы проекта 75
3.6.2 Бюджет решения задачи «Поиск попутного груза» 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ А 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 111
ПРИЛОЖЕНИЕ В
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 9
1.1 Основные понятия и определения моделирования бизнес-процессов 9
1.2 Стандарты формализации моделирования бизнес-процессов 13
1.3 Зарубежный и отечественный опыт моделирования бизнес-процессов
II. АНАЛИЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ГРУЗОВЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ АО «КУЗЕМБЕТЬЕВСКИЙ РМЗ» 29
2.1 Российский рынок автомобильных грузоперевозок текущее состояние. 29
2.2 Краткая характеристика предприятия 31
2.3 Анализ управления бизнес-процессом «Грузовые перевозки» АО
«Кузембетьевский РМЗ» 37
2.4 Методы и направления совершенствования системы управления
грузовыми перевозками АО «Кузембетьевский РМЗ» 48
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВЫМИ
ПЕРЕВОЗКАМИ «АО КУЗЕМБЕТЬЕВСКИЙ РМЗ» 53
3.1 Назначение и задачи системы 53
3.1.1 Функциональная модель системы 53
3.1.2 Информационные связи задач приложения 57
3.2 Разработка приложения «PassingLoad» 60
3.2.1 Постановка задачи 60
3.2.2 Обоснование выбора платформы и типа приложения 60
3.3 Разработка функциональной структуры программного обеспечения 62
3.4 Алгоритмы решения задач 64
3.5 Руководство пользователя 72
3.6 Расчет затрат на разработку программного обеспечения «PassingLoad» 75
3.6.1 Состав задач и организационные диаграммы проекта 75
3.6.2 Бюджет решения задачи «Поиск попутного груза» 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ А 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 111
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Транспортная логистика - одно из важнейших понятий для любого пред-приятия, деятельность которого связана с реализацией собственной продукции, ритейлом, курьерскими услугами и любой другой деятельностью по перемещению материальных ценностей. Этим термином обозначают организацию перемещения этих ценностей оптимальным образом, как с точки зрения скорости и удобства доставки, так и с точки зрения снижения связанных с этим финансовых, материальных и других затрат.
На современном этапе перехода к рыночным отношениям возникает потребность ускоренного развития производственной инфраструктуры (в том числе транспорта), обеспечивающей надежное обращение материальных ресурсов.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлено тем, что в наше время наиболее действенным методом оптимизации транспортной логистики предприятия является ее максимальная автоматизация, включающая компьютеризацию процессов планирования оптимальных маршрутов и мониторинга фактического состояния процессов доставки.
Одной из важных проблем производственных предприятий, деятельность которого связана с реализацией собственной продукции, большой холостой пробег. Для ее уменьшения нужен хорошо работающий логистический аппарат, способный изучить и проанализировать все попутные грузы, сопоставить их с имеющимися заявками на рейсы, и наилучшим образом распределить груз по машинам. При этом нужно учитывать договоренные сроки доставки груза, не допустить простоя транспорта и его нерационального использования. Так как постоянной загруженности автотранспорта и достигается эффективность работы компании.
Для уменьшения холостого пробега и материальных издержек был автоматизирован процесс обеспечения попутного груза. Использование на практике автоматизации системы повышает эффективность существующего решения за-дач, способствует увеличению грузооборота, с получением максимальной при-были от рейса.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является организация АО «Кузембетьевский РМЗ»
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является эффективность реализации бизнес-процесса «Грузовые перевозки», а также информационная система предприятия.
Цель работы - Совершенствование системы управления грузовыми перевозками АО «Кузембетьевский РМЗ» и разработка приложения интегрированной информационной системы предприятия, позволяющая автоматизирования поиска попутного груза.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
• Рассмотреть теоретические основы моделирования бизнес- процессов.
• Провести анализ отрасли в целом.
• Привести краткую характеристику, в том числе: деятельность предприятия, описать техническое обеспечение, провести анализ грузоперевозок.
• Выделить методы и направления по совершенствованию системы управления грузоперевозками.
• Реализация проектных решений по разработке приложения. Определение организационно-логических связей системы. Составление алгоритмов решения задач, разработка программного продукта и инструкции пользователя для работы с ним.
• Провести оценку экономической эффективности от внедрения программного продукта.
Теоретической базы исследования послужили труды Тельнова Ю.Ф., Репина В.В., Смирнова Ю.Н.
В качестве информационной основой послужили такие документы: отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс и статистика грузооборота.
В качестве методов исследования деятельности предприятия были выделены: методы сравнительного анализа, процессно-задачный подход к реинжинирингу бизнес-процессов. Были реализованы методологии описания бизнес- процессов. Были реализованы методологии описания бизнес-процессов: IDEF0, IDEF3, и WFD.
В первой главе приведены теоретические основы реинжиниринга бизнес- процессов организаций. Описаны основные понятия и определения, принципы проектирования бизнес-процессов и приведен зарубежный и отечественный опыт реинжиниринга.
Во второй главе проводиться анализ рынка грузоперевозок в России в целом. Приводиться краткая характеристика предприятия, анализируются грузооборот и экономические показатели, рассматривается организация авто парка предприятия, бизнес-процесса грузоперевозок и направления совершенствования.
В третьей главе производиться совершенствование системы управления грузовыми перевозками, а именно разработка и программная реализация под-процесса "Попутный груз". Оценивается эффективность внедрения программного обеспечения.
На современном этапе перехода к рыночным отношениям возникает потребность ускоренного развития производственной инфраструктуры (в том числе транспорта), обеспечивающей надежное обращение материальных ресурсов.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлено тем, что в наше время наиболее действенным методом оптимизации транспортной логистики предприятия является ее максимальная автоматизация, включающая компьютеризацию процессов планирования оптимальных маршрутов и мониторинга фактического состояния процессов доставки.
Одной из важных проблем производственных предприятий, деятельность которого связана с реализацией собственной продукции, большой холостой пробег. Для ее уменьшения нужен хорошо работающий логистический аппарат, способный изучить и проанализировать все попутные грузы, сопоставить их с имеющимися заявками на рейсы, и наилучшим образом распределить груз по машинам. При этом нужно учитывать договоренные сроки доставки груза, не допустить простоя транспорта и его нерационального использования. Так как постоянной загруженности автотранспорта и достигается эффективность работы компании.
Для уменьшения холостого пробега и материальных издержек был автоматизирован процесс обеспечения попутного груза. Использование на практике автоматизации системы повышает эффективность существующего решения за-дач, способствует увеличению грузооборота, с получением максимальной при-были от рейса.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является организация АО «Кузембетьевский РМЗ»
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является эффективность реализации бизнес-процесса «Грузовые перевозки», а также информационная система предприятия.
Цель работы - Совершенствование системы управления грузовыми перевозками АО «Кузембетьевский РМЗ» и разработка приложения интегрированной информационной системы предприятия, позволяющая автоматизирования поиска попутного груза.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
• Рассмотреть теоретические основы моделирования бизнес- процессов.
• Провести анализ отрасли в целом.
• Привести краткую характеристику, в том числе: деятельность предприятия, описать техническое обеспечение, провести анализ грузоперевозок.
• Выделить методы и направления по совершенствованию системы управления грузоперевозками.
• Реализация проектных решений по разработке приложения. Определение организационно-логических связей системы. Составление алгоритмов решения задач, разработка программного продукта и инструкции пользователя для работы с ним.
• Провести оценку экономической эффективности от внедрения программного продукта.
Теоретической базы исследования послужили труды Тельнова Ю.Ф., Репина В.В., Смирнова Ю.Н.
В качестве информационной основой послужили такие документы: отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс и статистика грузооборота.
В качестве методов исследования деятельности предприятия были выделены: методы сравнительного анализа, процессно-задачный подход к реинжинирингу бизнес-процессов. Были реализованы методологии описания бизнес- процессов. Были реализованы методологии описания бизнес-процессов: IDEF0, IDEF3, и WFD.
В первой главе приведены теоретические основы реинжиниринга бизнес- процессов организаций. Описаны основные понятия и определения, принципы проектирования бизнес-процессов и приведен зарубежный и отечественный опыт реинжиниринга.
Во второй главе проводиться анализ рынка грузоперевозок в России в целом. Приводиться краткая характеристика предприятия, анализируются грузооборот и экономические показатели, рассматривается организация авто парка предприятия, бизнес-процесса грузоперевозок и направления совершенствования.
В третьей главе производиться совершенствование системы управления грузовыми перевозками, а именно разработка и программная реализация под-процесса "Попутный груз". Оценивается эффективность внедрения программного обеспечения.
На сегодняшний день уровень информатизации российской транспортной отрасли явно недостаточен. Особенно низок он в сфере грузовых автоперевозок. Если в начале 1990-х годов в России было задействовано 2,7 млн. грузовых автомобилей различной грузоподъемности, которые в год перемещали 14,4 млрд. тонн, то сейчас 5,3 млн. машин перевозят 5,2 млрд. тонн. Из четырех машин к конечной цели с грузом идет одна, а остальные передвигаются порожними, увеличивая нагрузку на дороги, экологию и влияя на безопасность движения. Часто в один и тот же район идут несколько менее, чем наполовину загруженных машин. Текущие бизнес-процессы во многих компаниях все еще мало чем отличаются от бизнес-процессов 20-30 летней давности: рутинная бумажная работа, ручное планирование, отсутствие отчетности и аналитической оценки. В результате если в среднем в странах ЕС автомобиль, перевозящий грузы, активен до 70% суточного рабочего времени, в России - не более 30%.
На базе существующих сегодняшних вариантов автоматизации транспортных компаний, и основываясь на проблеме большого холостого пробега предприятия «АО Кузембетьевский РМЗ» было разработана программа поиска и подбора попутных грузов.
В результате дипломного проектирования осуществлены следующие работы:
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены основные термины и понятия моделирования бизнес-процессов. Также были описаны основы моделирования бизнес-процессов, различные методологии для отражения деятельности предприятия по процессам. Для моделирования бизнес-процессов в последующем в работе были выбраны методологии IDEF0, IDEF3. Приведены примеры опыта успешного реинжиниринга Российских и зарубежных компаний
Вторая глава посвящена анализу совершенствования системы управления грузовыми перевозками предприятия. В первую очередь проанализирован Российский рынок автомобильных грузоперевозок в целом. Основываясь на финансово-экономической документации и производственно-хозяйственной деятельности грузоперевозок «АО Кузембетьевский РМЗ» были выделены основные проблемы, рассмотрен бизнес-процесс «Грузовые перевозки» предприятия, выбраны цели и методы моделирования, а также составлено описание бизнес- процесса и состав задач подпроцессов. Использовалась нотация IDEF0 для представления в понятной графической форме структуры бизнес-процесса «Грузовые перевозки», которая позволила показать разделение на подпроцессы, задачи и связи между ними. Также были показаны входные, выходные ресурсы, механизмы и связи управления. Для более подробного описания процесса также была построена организационно-логическая сущность решения задач, описанная с помощью нотации IDEF3. После чего рассмотрены методы и направления совершенствования системы управления грузовыми перевозками.
В третьей главе были определены цели и задачи приложения «PassingLoad». Выполнено проектирование подпроцесса «Поиск попутного груза», описана организационно-экономическая сущность решения задачи в нотации IDEF3.
На основании входных и выходных данных и информационных связей составлены объектная модель, а также алгоритм решения задачи. Программная реализация задачи была выполнена в среде Visual Studio 2015, а в качестве языка программирования использован язык С#. Описана разработка всех структурных частей системы, объяснены ключевые моменты. При описании разработки показана реализация основного функционала системы. В данной главе приведено описание всех настроек и возможностей использования системы, отображен интерфейс, рассчитаны показатели экономической эффективности проекта. Срок окупаемости проекта составила - 7,4 месяца.
Разработка приложения «PassingLoad», помогла автоматизировать процесс поиска и подбора попутных грузов «АО Кузембетьевский РМЗ», данное решение помогает быстро найти попутный груз для не полностью загруженного транспорта или для обратного рейса, что помогает снизить расходы на перевоз-ку, увеличить прибыль и уменьшить холостой пробег транспортных средств. В результате приложение увеличило эффективность грузоперевозок и снизила размер накладных расходов, так как логисту не приходиться рассчитывать свободное место в кузове и искать на сайтах подходящий груз с учетом множественных критерий. Пользователю остается только выбрать из списка наиболее выгодный вариант и договориться о выполнения заказа. Хотелось бы отметить что, данная программа внедрена на производственном предприятии и успешно функционирует.
На базе существующих сегодняшних вариантов автоматизации транспортных компаний, и основываясь на проблеме большого холостого пробега предприятия «АО Кузембетьевский РМЗ» было разработана программа поиска и подбора попутных грузов.
В результате дипломного проектирования осуществлены следующие работы:
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены основные термины и понятия моделирования бизнес-процессов. Также были описаны основы моделирования бизнес-процессов, различные методологии для отражения деятельности предприятия по процессам. Для моделирования бизнес-процессов в последующем в работе были выбраны методологии IDEF0, IDEF3. Приведены примеры опыта успешного реинжиниринга Российских и зарубежных компаний
Вторая глава посвящена анализу совершенствования системы управления грузовыми перевозками предприятия. В первую очередь проанализирован Российский рынок автомобильных грузоперевозок в целом. Основываясь на финансово-экономической документации и производственно-хозяйственной деятельности грузоперевозок «АО Кузембетьевский РМЗ» были выделены основные проблемы, рассмотрен бизнес-процесс «Грузовые перевозки» предприятия, выбраны цели и методы моделирования, а также составлено описание бизнес- процесса и состав задач подпроцессов. Использовалась нотация IDEF0 для представления в понятной графической форме структуры бизнес-процесса «Грузовые перевозки», которая позволила показать разделение на подпроцессы, задачи и связи между ними. Также были показаны входные, выходные ресурсы, механизмы и связи управления. Для более подробного описания процесса также была построена организационно-логическая сущность решения задач, описанная с помощью нотации IDEF3. После чего рассмотрены методы и направления совершенствования системы управления грузовыми перевозками.
В третьей главе были определены цели и задачи приложения «PassingLoad». Выполнено проектирование подпроцесса «Поиск попутного груза», описана организационно-экономическая сущность решения задачи в нотации IDEF3.
На основании входных и выходных данных и информационных связей составлены объектная модель, а также алгоритм решения задачи. Программная реализация задачи была выполнена в среде Visual Studio 2015, а в качестве языка программирования использован язык С#. Описана разработка всех структурных частей системы, объяснены ключевые моменты. При описании разработки показана реализация основного функционала системы. В данной главе приведено описание всех настроек и возможностей использования системы, отображен интерфейс, рассчитаны показатели экономической эффективности проекта. Срок окупаемости проекта составила - 7,4 месяца.
Разработка приложения «PassingLoad», помогла автоматизировать процесс поиска и подбора попутных грузов «АО Кузембетьевский РМЗ», данное решение помогает быстро найти попутный груз для не полностью загруженного транспорта или для обратного рейса, что помогает снизить расходы на перевоз-ку, увеличить прибыль и уменьшить холостой пробег транспортных средств. В результате приложение увеличило эффективность грузоперевозок и снизила размер накладных расходов, так как логисту не приходиться рассчитывать свободное место в кузове и искать на сайтах подходящий груз с учетом множественных критерий. Пользователю остается только выбрать из списка наиболее выгодный вариант и договориться о выполнения заказа. Хотелось бы отметить что, данная программа внедрена на производственном предприятии и успешно функционирует.



