Формирование и реализация потенциала малого предпринимательства на региональном уровне
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы исследования потенциала малого
предпринимательства, его формирования и реализации на региональном уровне 12
1.1 Понятие потенциала малого предпринимательства (трактовки и подходы) 12
1.2 Институциональные основы формирования и реализации потенциала
малого предпринимательства на региональном уровне 22
1.3 Противоречия в формировании и реализации потенциала МП 33
2 Сравнительный анализ опыта формирования и реализации потенциала
малого предпринимательства на уровне регионов 41
2.1 Опыт зарубежных стран в реализации потенциала малого предпринимательства 41
2.2 Развитие малого предпринимательства Российской Федерации 57
3 Формирование и реализация потенциала малого предпринимательства в
Республике Татарстан 74
3.1 Малый бизнес в Татарстане: тенденции и проблемы развития 74
3.2 Модель и рекомендации по формированию и реализации потенциала
малого предпринимательства 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 106
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 Теоретические основы исследования потенциала малого
предпринимательства, его формирования и реализации на региональном уровне 12
1.1 Понятие потенциала малого предпринимательства (трактовки и подходы) 12
1.2 Институциональные основы формирования и реализации потенциала
малого предпринимательства на региональном уровне 22
1.3 Противоречия в формировании и реализации потенциала МП 33
2 Сравнительный анализ опыта формирования и реализации потенциала
малого предпринимательства на уровне регионов 41
2.1 Опыт зарубежных стран в реализации потенциала малого предпринимательства 41
2.2 Развитие малого предпринимательства Российской Федерации 57
3 Формирование и реализация потенциала малого предпринимательства в
Республике Татарстан 74
3.1 Малый бизнес в Татарстане: тенденции и проблемы развития 74
3.2 Модель и рекомендации по формированию и реализации потенциала
малого предпринимательства 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 106
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Малое предпринимательство играет значительную роль в развитии экономики как страны в целом, так и в регионах. Развитие субъектов малого бизнеса способствует решению ряда проблем экономического и социального характера. За счет роста основных показателей их деятельности увеличиваются и региональные показатели, а именно валовой региональный продукт, уровень занятого населения в экономики, а также происходит оздоровление экономики. Однако малый бизнес не обладает финансовой устойчивостью и независимостью, которая присуща многим крупным и средним предприятиям. Неустойчивое положение на региональном, российском и мировом рынках оказывает негативное влияние на организации малых форм. В связи с этим государственные органы власти вынуждены постоянно поддерживать малое предпринимательство. Значительный результат приносят меры государственной политики в данном направлении именно на региональном уровне. Региональные органы государственного управления предоставляют различные услуги в сфере государственной поддержки субъектов малого бизнеса, разрабатывают законы, программы, строят развитую инфраструктуру. Однако, несмотря на достигнутые положительные результаты, остается ряд проблем, на которые должны обратить внимание исполнительные органы власти при построении своей дальнейшей деятельности.
Отсюда актуальность поиска новых подходов, разработки конкретных предложений и проектов в этом направлении, эффективной модели малого предпринимательства. Имеющее важное значение, как для России в целом, так и для Республики Татарстан.
Степень разработанности проблемы. Начало развитию теории предпринимательства было, положено в трудах представителей классической школы политической экономии Р. Кантильона и Ж.Б.Сея, которые ввели в научный оборот категорию «предприниматель» и акцентировали внимание на его способности идти на риск непостоянных доходов и на выполнение функций управления и координации факторов производства. Дальнейшее развитие теория предпринимательства получила в работах Х.Магольдта, Й.Тюнена, рассматривавших неопределенность внешней среды в качестве источника предпринимательского дохода. Представители немецкой исторической школы (М.Вебер, В.Зомбарт, Г.Шмоллер и др.) трактовали предпринимателя как новатора и созидателя.
качестве атрибутивного признака предпринимательства способность создавать новые комбинации традиционных факторов производства.
Дальнейшее развитие теории предпринимательства связано с именами
Ф.Найта, который развивает положение о неопределенности внешней среды как источника предпринимательского дохода. А также с Дж.Шэкла, который анализировал роль времени в экономической теории. Ученым неоавстрийской школы (Л.Мизес, Ф.Хайек), которая анализировала предпринимательство как процесс.Д.Макклеланда, Т.Шульца, которые исследовали предпринимательскую мотивацию и другие.
Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внесли представители институционального направления, среди которых Т.Веблен, Дж.К.Гэлбрейт, Дж.Коммонс и др. Использование институциональной методологи позволило раскрыть содержание агентского противоречия и сущность фирмы как сети контрактов (Дж.Акерлоф, А.Берле, Р.Коуз, Дж.Минз и др.).
Проблемам региональной экономики были посвящены работы таких российских ученых, как Д.С. Хайруллов, И.Г. Гараев, В.Р. Якупова, Э.Т. Адиятуллина, Р.Р. Галимзянов и другие.
Малое предпринимательство в российской экономике в период ее структурной трансформации и на современном этапе развития анализировалось в трудах А.О.Блинова, Е.Л.Брагиной, А.В.Виленского, В.Я.Горфинкеляи другие.
Таким образом, теория предпринимательства прошла длительный период развития, что позволило обосновать ряд концептуальных принципов анализа предпринимательского сообщества. В то же время следует признать, что ряд проблем, связанных с обоснованием форм и методов регулирования малого предпринимательства остались вне поля зрения исследователей. Это определило цель, задачи и структуру диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования.
Цель диссертационной работы заключается в разработке эффективной модели формирования и реализации потенциала малого предпринимательства на региональном уровне.
Для достижения указанной цели в диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1 .Рассмотреть теоретические основы формирования потенциала малого предпринимательства.
2. Проанализировать институциональные основы формирования и реализации потенциала малого предпринимательства.
3. Проанализировать противоречия и проблемы формирования и реализации потенциала малого предпринимательства.
4. Изучить опыт зарубежных стран и провести сравнительный анализ малого предпринимательства.
5. Рассмотреть опыт развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
6. Изучить тенденции и проблемы развития малого предпринимательства в Республике Татарстан.
7. Разработать рекомендации по совершенствованию и эффективной реализации потенциала малого предпринимательства на региональном уровне.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования потенциала малого предпринимательства.
Методологические и теоретические основы исследования. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, предполагающие неоклассическое и институциональное направление экономической науки, публикации в периодической печати, материалы международных, всероссийских, научно-практических конференций, посвященных теоретическим и практическим аспектам малого предпринимательства. Решение поставленных задач было реализовано с использованием общенаучных (диалектики, анализа и синтеза, индукции и дедукции, научного абстрагирования, гипотезы, системного, эволюционного) методов.
Информационную базу дипломной работы составили: Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; Закон Республики Татарстан «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан»; Республиканская программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2013-2016 гг.; статистические сборники «Малое предпринимательства в Республике Татарстан» за 2012-2017 гг., «Республика Татарстан 2017», предоставленные Отделом государственной статистики в г. Набережные Челны; официальные сайты Республики Татарстан, Министерства экономики РТ, Управление по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан, Агентства инвестиционного развития РТ, Министерство юстиции РТ и другие.
Основные пункты научной новизны диссертации.
1. Проанализированы и выделены противоречия формирования и реализации потенциала малого бизнеса, связанные с «институциональными ловушками» и барьерами, нарушением принципов федерализма.
2. Обосновано формирование и реализация потенциала малого предпринимательства на основе фокусного подхода на региональном уровне с учетом институциональных факторов, противоречий и интересов с учетом зарубежного и отечественного опыта.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость полученных результатов обусловлена возможностью использования основных положений и рекомендаций диссертационного исследования субъектами реального сектора малого предпринимательства. Основные положения и выводы диссертации могут быть применены в учебном процессе в преподавании курсов по направлению «Экономическая теория и экономическая политика».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены, обсуждены и получили одобрение на научно-практических конференциях в 2015-2017 гг. По теме диссертационного исследования опубликовано 5 научных печатных работ.
1. Макаров А.Н., Максютина Е.В., Будахина А.Ю. ,Макаров Э.А. О
«теневой экономике» в сфере малого предпринимательства России: особенности, методы исследования, причины// В мире научных открытий (Социально-гуманитарные науки). -.Красноярск: Научно-инновационный
центр, 2015.- №11(71).- С.361-371 (0,13 п.л.); (ВАК);
2. Макаров А.Н., Будахина А.Ю. Институциональные барьеры реализации инновационного потенциала малого бизнеса в России// Наука Красноярья.- 2017.- Том.6.- №3-2.- С. 168-178. (0,25 п.л.); (ВАК);
3. Будахина А.Ю. Малый бизнес: от теории к практике импортозамещения / «VIII Камские чтения»: всероссийская научно-практическая конференция. 22 апреля 2016 г. В 3-х ч. Часть 2 [Текст]: сб-к док. / под ред. д-ра техн. наук Л.А. Симоновой. - Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр Набережночелнинского института КФУ, 2016. - С.49-51 (0,13 п.л.)
4. Будахина А.Ю. О неформальном секторе финансирования венчурного бизнеса (бизнес-ангелы)/ Итоговая студенческая конференция Набережночелнинского института КФУ. 7 апреля 2016 г. - Набережные Челны, 2016.- С. 13-15 (0,12п.л.)
Структура диссертационной работы. Общий объем работы составляет 113 страницы, работа содержит: 14 рисунков, 10 таблиц. Список использованной литературы включает 64 источников.
Во введении мы рассмотрели актуальность работы, степень разработанности проблемы, цель и задачи исследования, методы исследования, основные пункты научной новизны, практическую значимость и апробацию результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы исследования потенциала малого предпринимательства, его формирования и реализации на региональном уровне» рассмотрены понятия потенциала малого предпринимательства, институциональные основы малого предпринимательства на региональном уровне, выделены противоречия в формировании и реализации. Сделан вывод о том, что сложившиеся противоречия и барьеры могут быть разрешены эволюционным путем только при активном участии государства.
Вторая глава «Сравнительный анализ опыта формирования и реализации потенциала малого предпринимательства на уровне регионов» посвящена сравнительному анализу опыта зарубежных стран и развитию малого предпринимательства в Российской Федерации. Одним из наиболее важных выводов является значимость в поддержке малого предпринимательства территориально-регионального подхода.
В третьей главе «Формирование и реализация потенциала малого предпринимательства в Республике Татарстан» проведен анализ тенденций и проблем развития малого бизнеса в Татарстане, разработана модель и обоснован комплекс рекомендаций по формированию и реализации потенциала в Республике Татарстан.
В заключении изложены выводы, основные результаты исследования.
Отсюда актуальность поиска новых подходов, разработки конкретных предложений и проектов в этом направлении, эффективной модели малого предпринимательства. Имеющее важное значение, как для России в целом, так и для Республики Татарстан.
Степень разработанности проблемы. Начало развитию теории предпринимательства было, положено в трудах представителей классической школы политической экономии Р. Кантильона и Ж.Б.Сея, которые ввели в научный оборот категорию «предприниматель» и акцентировали внимание на его способности идти на риск непостоянных доходов и на выполнение функций управления и координации факторов производства. Дальнейшее развитие теория предпринимательства получила в работах Х.Магольдта, Й.Тюнена, рассматривавших неопределенность внешней среды в качестве источника предпринимательского дохода. Представители немецкой исторической школы (М.Вебер, В.Зомбарт, Г.Шмоллер и др.) трактовали предпринимателя как новатора и созидателя.
качестве атрибутивного признака предпринимательства способность создавать новые комбинации традиционных факторов производства.
Дальнейшее развитие теории предпринимательства связано с именами
Ф.Найта, который развивает положение о неопределенности внешней среды как источника предпринимательского дохода. А также с Дж.Шэкла, который анализировал роль времени в экономической теории. Ученым неоавстрийской школы (Л.Мизес, Ф.Хайек), которая анализировала предпринимательство как процесс.Д.Макклеланда, Т.Шульца, которые исследовали предпринимательскую мотивацию и другие.
Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внесли представители институционального направления, среди которых Т.Веблен, Дж.К.Гэлбрейт, Дж.Коммонс и др. Использование институциональной методологи позволило раскрыть содержание агентского противоречия и сущность фирмы как сети контрактов (Дж.Акерлоф, А.Берле, Р.Коуз, Дж.Минз и др.).
Проблемам региональной экономики были посвящены работы таких российских ученых, как Д.С. Хайруллов, И.Г. Гараев, В.Р. Якупова, Э.Т. Адиятуллина, Р.Р. Галимзянов и другие.
Малое предпринимательство в российской экономике в период ее структурной трансформации и на современном этапе развития анализировалось в трудах А.О.Блинова, Е.Л.Брагиной, А.В.Виленского, В.Я.Горфинкеляи другие.
Таким образом, теория предпринимательства прошла длительный период развития, что позволило обосновать ряд концептуальных принципов анализа предпринимательского сообщества. В то же время следует признать, что ряд проблем, связанных с обоснованием форм и методов регулирования малого предпринимательства остались вне поля зрения исследователей. Это определило цель, задачи и структуру диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования.
Цель диссертационной работы заключается в разработке эффективной модели формирования и реализации потенциала малого предпринимательства на региональном уровне.
Для достижения указанной цели в диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1 .Рассмотреть теоретические основы формирования потенциала малого предпринимательства.
2. Проанализировать институциональные основы формирования и реализации потенциала малого предпринимательства.
3. Проанализировать противоречия и проблемы формирования и реализации потенциала малого предпринимательства.
4. Изучить опыт зарубежных стран и провести сравнительный анализ малого предпринимательства.
5. Рассмотреть опыт развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
6. Изучить тенденции и проблемы развития малого предпринимательства в Республике Татарстан.
7. Разработать рекомендации по совершенствованию и эффективной реализации потенциала малого предпринимательства на региональном уровне.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования потенциала малого предпринимательства.
Методологические и теоретические основы исследования. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, предполагающие неоклассическое и институциональное направление экономической науки, публикации в периодической печати, материалы международных, всероссийских, научно-практических конференций, посвященных теоретическим и практическим аспектам малого предпринимательства. Решение поставленных задач было реализовано с использованием общенаучных (диалектики, анализа и синтеза, индукции и дедукции, научного абстрагирования, гипотезы, системного, эволюционного) методов.
Информационную базу дипломной работы составили: Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; Закон Республики Татарстан «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан»; Республиканская программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2013-2016 гг.; статистические сборники «Малое предпринимательства в Республике Татарстан» за 2012-2017 гг., «Республика Татарстан 2017», предоставленные Отделом государственной статистики в г. Набережные Челны; официальные сайты Республики Татарстан, Министерства экономики РТ, Управление по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан, Агентства инвестиционного развития РТ, Министерство юстиции РТ и другие.
Основные пункты научной новизны диссертации.
1. Проанализированы и выделены противоречия формирования и реализации потенциала малого бизнеса, связанные с «институциональными ловушками» и барьерами, нарушением принципов федерализма.
2. Обосновано формирование и реализация потенциала малого предпринимательства на основе фокусного подхода на региональном уровне с учетом институциональных факторов, противоречий и интересов с учетом зарубежного и отечественного опыта.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость полученных результатов обусловлена возможностью использования основных положений и рекомендаций диссертационного исследования субъектами реального сектора малого предпринимательства. Основные положения и выводы диссертации могут быть применены в учебном процессе в преподавании курсов по направлению «Экономическая теория и экономическая политика».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены, обсуждены и получили одобрение на научно-практических конференциях в 2015-2017 гг. По теме диссертационного исследования опубликовано 5 научных печатных работ.
1. Макаров А.Н., Максютина Е.В., Будахина А.Ю. ,Макаров Э.А. О
«теневой экономике» в сфере малого предпринимательства России: особенности, методы исследования, причины// В мире научных открытий (Социально-гуманитарные науки). -.Красноярск: Научно-инновационный
центр, 2015.- №11(71).- С.361-371 (0,13 п.л.); (ВАК);
2. Макаров А.Н., Будахина А.Ю. Институциональные барьеры реализации инновационного потенциала малого бизнеса в России// Наука Красноярья.- 2017.- Том.6.- №3-2.- С. 168-178. (0,25 п.л.); (ВАК);
3. Будахина А.Ю. Малый бизнес: от теории к практике импортозамещения / «VIII Камские чтения»: всероссийская научно-практическая конференция. 22 апреля 2016 г. В 3-х ч. Часть 2 [Текст]: сб-к док. / под ред. д-ра техн. наук Л.А. Симоновой. - Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр Набережночелнинского института КФУ, 2016. - С.49-51 (0,13 п.л.)
4. Будахина А.Ю. О неформальном секторе финансирования венчурного бизнеса (бизнес-ангелы)/ Итоговая студенческая конференция Набережночелнинского института КФУ. 7 апреля 2016 г. - Набережные Челны, 2016.- С. 13-15 (0,12п.л.)
Структура диссертационной работы. Общий объем работы составляет 113 страницы, работа содержит: 14 рисунков, 10 таблиц. Список использованной литературы включает 64 источников.
Во введении мы рассмотрели актуальность работы, степень разработанности проблемы, цель и задачи исследования, методы исследования, основные пункты научной новизны, практическую значимость и апробацию результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы исследования потенциала малого предпринимательства, его формирования и реализации на региональном уровне» рассмотрены понятия потенциала малого предпринимательства, институциональные основы малого предпринимательства на региональном уровне, выделены противоречия в формировании и реализации. Сделан вывод о том, что сложившиеся противоречия и барьеры могут быть разрешены эволюционным путем только при активном участии государства.
Вторая глава «Сравнительный анализ опыта формирования и реализации потенциала малого предпринимательства на уровне регионов» посвящена сравнительному анализу опыта зарубежных стран и развитию малого предпринимательства в Российской Федерации. Одним из наиболее важных выводов является значимость в поддержке малого предпринимательства территориально-регионального подхода.
В третьей главе «Формирование и реализация потенциала малого предпринимательства в Республике Татарстан» проведен анализ тенденций и проблем развития малого бизнеса в Татарстане, разработана модель и обоснован комплекс рекомендаций по формированию и реализации потенциала в Республике Татарстан.
В заключении изложены выводы, основные результаты исследования.
Рассмотрели подходы к определению потенциала малого предпринимательства, этапы и нормативно-правовое регулирование. Рассмотрели динамику изменения критериев. Стоит отметить, что в 2014 году малым признавалось предприятием с доходами 400 млн.рублей. А в 2017 году - 800 млн.рублей.
Нами выявлены и проанализированы институциональные «ловушки», барьеры формирования и реализации потенциала малого бизнеса в контексте учета интересов субъектов малого предпринимательства и муниципальных образований на региональном уровне, рекомендованы пути их преодоления.
Сопоставили малый бизнес в России и за рубежом.
Изучили статистику количества малых предприятий, основные причины закрытия предприятий, общее число зарегистрированных предприятий - иностранцев, а также динамику банков по годам.
В среднем, ежемесячно прекращают свою деятельность 43 тысячи индивидуальных предпринимателей - это меньше, чем число регистрирующихся, однако сокращение идет более высокими темпами, даже с учетом льгот (в среднем ежемесячно количество ИП сокращается на 5%, тогда как число новых растет только на 2%). Основная причина - принятие решения о прекращении деятельности, всего на апрель 2015 года по данному решению за все время была прекращена деятельность свыше 5 млн ИП.
Можно идентифицировать «западную» его модель как традиционную и позитивно оцениваемую обществом форму организации хозяйственной деятельности в любой отрасли экономики и социальной сферы с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала.
Главное препятствие развития бизнес-ангельского инвестирования в России - наличие более привлекательных для вложений объектов: недвижимости, акций сырьевых компаний, потребительского и финансового сектора. Эти сегменты быстрее приносят доход, а процесс вложения в них значительно проще, чем финансирование инновационных компаний. Помимо этого, довольно остро стоит вопрос защиты интеллектуальной собственности. В целом в России законодательство в этой области соответствует мировым стандартам, но его применение на практике не отлажено из-за относительно малого числа прецедентов. Особенно следует выделить проблемы правового режима использования результатов НИОКР, созданных с участием бюджетного финансирования.
Во Франции статус МИП получает предприятие, при условии, что более чем на 50%принадлежит обществу регионального развития.
«Западные» малые предприятия обычно узко специализированы, но сохраняют потенциал быстрого перепрофилирования; они часто работают в тесной кооперации с крупными фирмами и корпорациями, используя, в частности, выгоды современного посредничества в их материально-техническом обеспечении и в сбыте продукции, ориентированы в зависимости от производственной специализации на национальный, региональный, местный или мировой рынок и пользуются узаконенной поддержкой общегосударственных, региональных и местных властей.
Что же касается малого предпринимательства в России, то его приходится трактовать как сравнительно новую форму хозяйственной деятельности небольших (в сравнении с «первичными звеньями» советского периода) по численности занятых и масштабу оборота предприятий, а также деятельности индивидуальных предпринимателей, организованную по различным мотивам за счет собственных ресурсов или средств крупных предприятий (учредителей), при весьма неоднозначном отношении населения.
Отличиями российского малого предпринимательства от его аналога в развитых экономиках, в том числе Франции, являются не столько ограниченные количественные показатели, сколько слабость инфраструктуры его поддержки со стороны государства, что, наряду с другими причинами, сдерживает темпы роста этого сектора.
В отличие от Франции, где малые производства традиционно уважаемы, а инфраструктура формировалась в ходе их развития, постепенно меняясь вслед за научно-техническими сдвигами в экономике, российские малые предприятия ещё слабы и нуждаются в постоянной поддержке как государственной, так и общественной.
Большинство малых предприятий испытывает постоянную нехватку основных и оборотных средств, что затрудняет обновление технической базы производства. Сохраняются патерналистская форма управления, слабо стимулирующую освоение инноваций, боязнь риска. В среднесрочной перспективе торговля и общественное питание останутся основным полем активности российских малых предприятий с преобладанием традиционных форм в их работе, особенно на сельской периферии, в малых городах.
Ещё одной насущной задачей государства стала борьба с коррупцией, давление которой на бизнес постоянно растет. Особенно страдают малые и средние предприятия, как менее защищенные. Контроль за хозяйственной активностью малых и средних предприятий со стороны государства на всех уровнях должен быть введен в жесткие законодательные рамки и не сопровождаться административным давлением и взятками. Неуверенность в будущем отрицательно сказывается на масштабах российского семейного бизнеса в малых и средних формах, типичного для Франции. Беспрепятственно передать дело по наследству, не опасаясь отъема собственности - решающий стимул для укрепления этой экономической ниши.
Представляется, что использование французского опыта может быть полезно при выстраивании механизмов прямой поддержки инновационного развития для избирательного стимулирования, устранения узких мест или усиление позиций отдельных направлений или субъектов НИОКР. При этом возможно использование и отдельных налоговых инструментов с целью активизации частных капиталовложений по широкому спектру направлений. По примеру Франции хорошими инструментами для облегчения доступа малого и среднего предпринимательства к финансированию могут быть создание единого государственного гарантийного механизма и института "кредитных посредников".
Первоосновой для достижения максимальной эффективности применения любого хорошо себя зарекомендовавшего за рубежом инструмента поддержки МП является, на наш взгляд, мотивация государства.
К сожалению, несложно заметить, что во Франции мотивация государства обеспечить доступ к финансовым ресурсам и создать условия для развития малого бизнеса гораздо сильнее, чем в России, где развитие МСБ, хоть и декларируется, но на практике не является одним из приоритетов экономической политики. Таким образом, изучение французского опыта было бы особенно полезно при осознании как на местном, так и на государственном уровне необходимости поддержки развития не только крупных, но в первую очередь малых предприятий.
В Италии приоритеты решения ряда проблем формируются на 3-х уровнях. Именно на третьем уровне формируется экономическая поддержка итальянских регионов.
Таким образом, проведенный нами анализ отечественного опыта, а также опыта зарубежных стран позволяет делать вывод о принципиальной значимости регионального фактора в формировании и реализации потенциала малого бизнеса, необходимости регионального подхода, учитывающего качественные различия, характеризующие уровень развития в различных регионах России. На примере США, Франции и Италии, мы видим, что в числе факторов, способствовавших достижению положительных результатов, имеет место учет местных, региональных условий.
Рассмотрели инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан. Положение подчеркивает актуальный аспект для дальнейших научных исследований, связанных с обоснованием фокусного подхода.
Правда, пока еще не разработана методологическая база этой типизации, требующая выделение неких специфических признаков (включая и развития малого бизнеса),дифференциацию мер и условий предоставления федеральной поддержки малого бизнеса в различных типах регионов России, а также обязательную координацию этой политики с реализацией федеральных программ и проектов, с деятельностью федеральных институтов развития в том или ином регионе.
В этой связи возникает необходимость перехода к новой, фокусно-ориентированной государственной политике в отношении малых форм хозяйствования.
Фокусно - ориентированный подход позволяет учитывать качественные различия, характеризующие уровень его развития в различных регионах России, а следовательно, предполагает специфические меры государственной поддержки малого бизнеса локального характера. Принципиально важной его характеристикой является согласование усилий федерального, регионального и муниципального уровня управления.
Отсюда необходимость формирования соответствующей системы институтов формирования, развития и реализации потенциала малого бизнеса.
Нами выявлены и проанализированы институциональные «ловушки», барьеры формирования и реализации потенциала малого бизнеса в контексте учета интересов субъектов малого предпринимательства и муниципальных образований на региональном уровне, рекомендованы пути их преодоления.
Сопоставили малый бизнес в России и за рубежом.
Изучили статистику количества малых предприятий, основные причины закрытия предприятий, общее число зарегистрированных предприятий - иностранцев, а также динамику банков по годам.
В среднем, ежемесячно прекращают свою деятельность 43 тысячи индивидуальных предпринимателей - это меньше, чем число регистрирующихся, однако сокращение идет более высокими темпами, даже с учетом льгот (в среднем ежемесячно количество ИП сокращается на 5%, тогда как число новых растет только на 2%). Основная причина - принятие решения о прекращении деятельности, всего на апрель 2015 года по данному решению за все время была прекращена деятельность свыше 5 млн ИП.
Можно идентифицировать «западную» его модель как традиционную и позитивно оцениваемую обществом форму организации хозяйственной деятельности в любой отрасли экономики и социальной сферы с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала.
Главное препятствие развития бизнес-ангельского инвестирования в России - наличие более привлекательных для вложений объектов: недвижимости, акций сырьевых компаний, потребительского и финансового сектора. Эти сегменты быстрее приносят доход, а процесс вложения в них значительно проще, чем финансирование инновационных компаний. Помимо этого, довольно остро стоит вопрос защиты интеллектуальной собственности. В целом в России законодательство в этой области соответствует мировым стандартам, но его применение на практике не отлажено из-за относительно малого числа прецедентов. Особенно следует выделить проблемы правового режима использования результатов НИОКР, созданных с участием бюджетного финансирования.
Во Франции статус МИП получает предприятие, при условии, что более чем на 50%принадлежит обществу регионального развития.
«Западные» малые предприятия обычно узко специализированы, но сохраняют потенциал быстрого перепрофилирования; они часто работают в тесной кооперации с крупными фирмами и корпорациями, используя, в частности, выгоды современного посредничества в их материально-техническом обеспечении и в сбыте продукции, ориентированы в зависимости от производственной специализации на национальный, региональный, местный или мировой рынок и пользуются узаконенной поддержкой общегосударственных, региональных и местных властей.
Что же касается малого предпринимательства в России, то его приходится трактовать как сравнительно новую форму хозяйственной деятельности небольших (в сравнении с «первичными звеньями» советского периода) по численности занятых и масштабу оборота предприятий, а также деятельности индивидуальных предпринимателей, организованную по различным мотивам за счет собственных ресурсов или средств крупных предприятий (учредителей), при весьма неоднозначном отношении населения.
Отличиями российского малого предпринимательства от его аналога в развитых экономиках, в том числе Франции, являются не столько ограниченные количественные показатели, сколько слабость инфраструктуры его поддержки со стороны государства, что, наряду с другими причинами, сдерживает темпы роста этого сектора.
В отличие от Франции, где малые производства традиционно уважаемы, а инфраструктура формировалась в ходе их развития, постепенно меняясь вслед за научно-техническими сдвигами в экономике, российские малые предприятия ещё слабы и нуждаются в постоянной поддержке как государственной, так и общественной.
Большинство малых предприятий испытывает постоянную нехватку основных и оборотных средств, что затрудняет обновление технической базы производства. Сохраняются патерналистская форма управления, слабо стимулирующую освоение инноваций, боязнь риска. В среднесрочной перспективе торговля и общественное питание останутся основным полем активности российских малых предприятий с преобладанием традиционных форм в их работе, особенно на сельской периферии, в малых городах.
Ещё одной насущной задачей государства стала борьба с коррупцией, давление которой на бизнес постоянно растет. Особенно страдают малые и средние предприятия, как менее защищенные. Контроль за хозяйственной активностью малых и средних предприятий со стороны государства на всех уровнях должен быть введен в жесткие законодательные рамки и не сопровождаться административным давлением и взятками. Неуверенность в будущем отрицательно сказывается на масштабах российского семейного бизнеса в малых и средних формах, типичного для Франции. Беспрепятственно передать дело по наследству, не опасаясь отъема собственности - решающий стимул для укрепления этой экономической ниши.
Представляется, что использование французского опыта может быть полезно при выстраивании механизмов прямой поддержки инновационного развития для избирательного стимулирования, устранения узких мест или усиление позиций отдельных направлений или субъектов НИОКР. При этом возможно использование и отдельных налоговых инструментов с целью активизации частных капиталовложений по широкому спектру направлений. По примеру Франции хорошими инструментами для облегчения доступа малого и среднего предпринимательства к финансированию могут быть создание единого государственного гарантийного механизма и института "кредитных посредников".
Первоосновой для достижения максимальной эффективности применения любого хорошо себя зарекомендовавшего за рубежом инструмента поддержки МП является, на наш взгляд, мотивация государства.
К сожалению, несложно заметить, что во Франции мотивация государства обеспечить доступ к финансовым ресурсам и создать условия для развития малого бизнеса гораздо сильнее, чем в России, где развитие МСБ, хоть и декларируется, но на практике не является одним из приоритетов экономической политики. Таким образом, изучение французского опыта было бы особенно полезно при осознании как на местном, так и на государственном уровне необходимости поддержки развития не только крупных, но в первую очередь малых предприятий.
В Италии приоритеты решения ряда проблем формируются на 3-х уровнях. Именно на третьем уровне формируется экономическая поддержка итальянских регионов.
Таким образом, проведенный нами анализ отечественного опыта, а также опыта зарубежных стран позволяет делать вывод о принципиальной значимости регионального фактора в формировании и реализации потенциала малого бизнеса, необходимости регионального подхода, учитывающего качественные различия, характеризующие уровень развития в различных регионах России. На примере США, Франции и Италии, мы видим, что в числе факторов, способствовавших достижению положительных результатов, имеет место учет местных, региональных условий.
Рассмотрели инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан. Положение подчеркивает актуальный аспект для дальнейших научных исследований, связанных с обоснованием фокусного подхода.
Правда, пока еще не разработана методологическая база этой типизации, требующая выделение неких специфических признаков (включая и развития малого бизнеса),дифференциацию мер и условий предоставления федеральной поддержки малого бизнеса в различных типах регионов России, а также обязательную координацию этой политики с реализацией федеральных программ и проектов, с деятельностью федеральных институтов развития в том или ином регионе.
В этой связи возникает необходимость перехода к новой, фокусно-ориентированной государственной политике в отношении малых форм хозяйствования.
Фокусно - ориентированный подход позволяет учитывать качественные различия, характеризующие уровень его развития в различных регионах России, а следовательно, предполагает специфические меры государственной поддержки малого бизнеса локального характера. Принципиально важной его характеристикой является согласование усилий федерального, регионального и муниципального уровня управления.
Отсюда необходимость формирования соответствующей системы институтов формирования, развития и реализации потенциала малого бизнеса.
Подобные работы
- Реализация государственной инновационной политики на региональном уровне: проблемы и
направления совершенствования
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Институционально-эволюционные основы возрождения и развития
малого бизнеса на региональном уровне
Магистерская диссертация, предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование и развитие системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование процесса формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне (Кубанский государственный технологический университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Исследование механизмов развития малого предпринимательства в региональной экономике
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ
ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ
УРОВНЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОСТОЯНИЕ И ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



