ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы влияния территорий с особыми условиями хозяйствования на региональную экономику 7
1.1 Понятие, история и сущность территорий с особыми условиями хозяйствования как инструмента регионального развития 7
1.2 Зарубежный опыт функционирования территорий с особыми условиями хозяйствования в Китайской Народной Республике 14
1.3 Особенности территории опережающего социально-экономического развития, создаваемые в монопрофильных муниципальных образованиях ... 25
2 Территория опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны»: перспективы и проблемы 35
2.1 Рейтинг муниципальных образований как инструмент регионального
управления 35
2.2 Влияние статуса территории опережающего социально-экономического
района на положение города Набережные Челны в рейтинге муниципальных образований Республики Татарстан 50
2.3 Проблемы и предложения по улучшению функционирования территории
опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
В связи с экономически неблагоприятными условиями многие моногорода на территории Российской Федерации испытывают сегодня, мягко говоря, сложности. Прежде всего, они связаны с кризисом в отраслях промышленности, безработицей и с освобождением градообразующих предприятий. В связи с чем, предполагается диверсификация экономики каждого из моногородов и регионов в целом путём внедрения различного рода организационно-экономических механизмов, видоизменяющих и повышающих эффективность их экономической структуры. Одним из важнейших таких организационно-экономических инструментов является территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Именно территориям опережающего социально-экономического развития отводится роль одного из ведущих направлений государственной экономической политики на ближайший период.
Проблемы территорий опережающего развития в моногородах относятся к региональной экономике, где основополагающие работы выполнены И.С. Антоновой, Н.В. Кашиной, Г.Ф. Галиуллиной, С.Б. Кузнецовой, Л.В. Новосёловой, А.С. Селищевым и другими.
Исследования по тематике территорий опережающего развития также относятся к области территорий со специальным (особым) режимом осуществления предпринимательской деятельности (свободные экономические зоны, особые экономические зоны, индустриальные парки и другие). В данной области выполнены исследования В.В.Михеевым, Е.А.Мякишевой и другими.
Цель исследования: изучить проблемы и перспективы развития территории опережающего социально-экономического развития как новый инструмент регионального развития. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи исследования:
1) рассмотреть понятие, историю создания и определить сущность территорий с особыми условиями хозяйствования;
2) исследовать зарубежный опыт функционирования территорий с особыми условиями хозяйствования в Китайской народной республике;
3) выяснить особенности территории опережающего социально-экономического развития, создаваемые в монопрофильных муниципальных образованиях;
4) изучить рейтинг муниципальных образований как инструмента
регионального развития;
5) оценить влияния статуса ТОСЭР на положение города Набережные Челны в рейтинге муниципальных образований РТ;
6) проанализировать проблемы и сформулировать мероприятия по эффективному функционированию территории опережающего развития «Набережные Челны» в Республике Татарстан;
6)оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования выступает территория опережающего социально-экономического развития.
Предмет исследования - особенности влияния территории опережающего развития «Набережные Челны» на социально-экономическое развитие моногорода.
Теоретическую базу исследования составили фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных авторов в области создания территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах.
В данной работе были использованы методы научного познания:
- сравнительно-сопоставительный;
- метод типизации;
- системный подход;
- статистический;
- выборочный.
Информационной базой исследования послужили: нормативно-правовые акты, данные, представленные органами государственной, региональной и муниципальной власти, корпоративные данные, опубликованные результаты научных исследований, данные российских официальных органов - Госкомстата, международных экономических и финансовых организаций, а также статистические базы Интернет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обозначены актуальность темы исследования, практическая значимость, цели и задачи, объект и предмет исследования, а также методическая и информационная базы исследования. Первая глава посвящена изучению истории, понятия и сущности территорий с особыми условиями хозяйствования; рассмотрению зарубежного опыта функционирования территорий с особыми условиями хозяйствования; а также исследованию территории опережающего социально-экономического развития, создаваемые в монопрофильных муниципальных образованиях. Вторая глава посвящена анализу территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» в контексте выявления перспектив и проблем создания территории опережающего социально-экономического развития. В заключении сделаны выводы по проведенному исследованию.
В современных условиях одним из инструментов регионального развития является создание и функционирование территорий с особыми условиями хозяйствования. Такие зоны могут называться по-разному - свободными, особыми, специальными, территориями опережающего социально-экономического развития.
В первом разделе выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические основы влияния территорий с особыми условиями хозяйствования на региональную экономику. В ней раскрываются понятия и сущность территорий опережающего социально-экономического развития, как инструмента регионального развития. Также в этом разделе представлен исторический ракурс создания территорий с особыми условиями хозяйствования в нашей стране: такие территории известны со времён правления Петра I, и важно отметить, что в процессе развития они активно видоизменялись.
Зарубежный опыт функционирования территорий с особыми условиями хозяйствования представлен на примере особых экономических зон Китая, которые позволили этой стране достичь устойчивых темпов экономического роста, внесли ощутимый вклад в реформирование экономической системы страны, способствовали решению социально-экономических проблем, стать эффективной формой экономических связей национальной экономики с мировым хозяйством.
Также рассмотрели цели создания ТОСЭР в монопрофильных муниципальных образованиях в виде территорий с особыми условиями хозяйствования.
Второй раздел посвящен территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» в контексте выявления перспектив и проблем создания ТОСЭР. При анализе проблем формирования ТОСЭР «Набережные Челны» использовался такой инструмент регионального развития как рейтинг муниципальных образований Республики Татарстан по социально-экономическому развитию.
Вместе с тем выявлены определенные риски при создании и функционировании территории опережающего развития в моногородах и предложены и обоснованы мероприятия по улучшению использования такого инструмента регионального развития как ТОСЭР, а именно:
- дополнить требования к потенциальным резидентам ТОСЭР, в части обязательного ведения резидентами деятельности на территории города после окончания льготного периода в течение 5 лет. В случае, если резидент не желает продолжать деятельность на территории города, имевшего статуса ТОСЭР, после окончания льготного периода обязывать их выплачивать денежные компенсации в бюджет, в размере сэкономленных за время льготного периода средств;
- разработать стратегию социально-экономического развития Камской агломерации, в которую входят действующее ТОСЭР «Набережные Челны» и три потенциальные ТОСЭР;
- создать орган управления Камской агломерации на принципах стратегического управления;
- соединить муниципальные образования Камской агломерации наземным метро.
Таким образом, уменьшить существующие риски при создании и функционировании действующей и перспективных территорий опережающего социально-экономического развития Камской агломерации, возможно путем внесения дополнительных требований к резидентам ТОСЭР в целях минимизации бюджетных потерь; разработки стратегии развития Камской агломерации для решения проблемы с неконструктивной конкуренцией ТОСЭР за ресурсы, дифференциаций между муниципальными образованиями; строительства наземного метро для решения транспортной и кадровых проблем; создания центра управления Камской агломерации на принципах стратегического управления для повышения качества управления муниципальными образованиями Камской агломерации, тем самым улучшив их показатели в социально-экономическом рейтинге муниципальных образований Республики Татарстан.
1. Федеральный закон от 03.12.2011 №392-ФЗ «О зонах
территориального развития в Российской Федерации»(ред. от 28.12.2013)[Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.гu/document/cons_doc_LAW_122563/(дата
обращения: 22.11.2016).
2. Федеральный закон от 29.12.2014 №437-ФЗ «О территориях
опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс» - Режим доступа:http://www.consultant.гu/cons/гtfcache/LAW201050_0_20170314_17135 4_54926.г1Т(дата обращения: 22.11.2016).
3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http s: //giod.consultant .ru/page.aspx? 921317(дата обращения: 22.01.2017).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Статья 284. Налоговые ставки (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Статья 427. Пониженные тарифы страховых взносов (введена Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ).
6. Постановление Правительства Российской Федерации
от 29 июля 2014 года № 709 «О критериях отнесения муниципальных
образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и
категориях монопрофильных муниципальных образований Российской
Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их
73
социально-экономического положения» и распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р (Перечень моногородов) [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс» - Режим доступа:http://www.consuttant.ru/document/cons_doc_LAW_166538/92d969e26a 4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/(дата обращения: 11.02.2017).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопроифильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» [Электронный ресурс]// Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ- Режим доступаЬйр://Ьазе.дагап1.ги/71107924/(дата обращения: 11.02.2017).
8. Закон Республики Татарстан «О внесении изменения в статью 3
Закона Республики Татарстан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2016 года [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс» - Режим доступа http:www.consultant.ru/law/review/reg/rlaw/rlaw3632016-12-
04.Ыш1(дата обращения: 11.02.2017).
9. Решение Городского Совета муниципального образования города набережные Челны Республики Татарстан «О земельном налоге» от 9 ноября 2016 г. №11/6[Электронный ресурс] // Исполнительный комитет г. Наб. Челны [Офиц. сайт]http://nabchelny.ru/docs/1301(дата обращения: 11.02.2017).
10. Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Набережные Челны Республики Татарстан (на период 2015 -2018г.) от 30 марта 2016г.[Электронный ресурс] // Исполнительный комитет г. Наб. Челны [Офиц. сайт^Ир://паЬ^е1пу.ги/ир1оаб/111ез/изег/КИП_моногорода_Наб.Челны_на_201 5-2018гг.1.рбБ(дата обращения: 11.02.2017).
11. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. Вторая редакция. Версия. 27.04.2015 г.Казань.
12. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования города Набережные Челны до 2021 года и на период до 2030
года от 7 апреля 2016г. №7/6.[Электронный ресурс] // Исполнительный комитет г. Наб. Челны [Офиц.
сайт]http://nabchelny.ru/upload/files/user/20302.pdf(дата обращения:
11.02.2017).
II. Монографии и научные статьи
13. Антонова И.С. Теория диверсификации экономики моногорода/ И.С.Антонова// Вестник науки Сибири. - 2015. - № 2 (17). - С. 179-193.
14. Волчкова И.В.Теория и практика управления развитием агломераций.Текст: монография / И.В. И.В.Волчкова, Н.Н.Минаев - Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2014. - 234 с.
15. Буранова Е.А. Антикризисные институциональные методы оценки
ТОСЭР// Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики: материалы I Всероссийской научно -
практической конференции, 2 марта 2017 г. - Казань: Изд-во
«Познание» Казанского инновационного университета имени В.Г.
Тимирясова (ИЭУП), 2017. - 310 с.
16. Гаевский В.В. Агломерации России как объект государственного управления// Развитие городских агломераций: аналитический обзор - 2016. Выпуск 2 - М.: С.70.
17. Галиуллина Г.Ф., Шарамко М.М. Бенчмаркинг территории
опережающего социально-экономического развития// Маркетинг и
общество: сборник статей 11-й Международной М26 научно-практической конференции (15-16 декабря). - Казань: Издательство «Абзац», 2016.- 274 с.
18. Кашина Н.В. Экономика региона// Территории опережающего
развития: новый инструмент привлечения инвестиций на Дальний
Восток России - 2016. - Т. 12, вып. 2. - С. 569-585.
19. Кормакова Е.С., Мокичев С.В. Экономика и управление// Е.С.Кормакова/ Агломерации - стратегическая составляющая устойчивого развития региональной экономической системы - 2011. - №8 (81). - С.99¬103.
20. Лимонов Л.Э Роль городских агломераций в стратегиях регионального развития (на примере СПб и Республики Татарстан)// Х11Международная научно-практическая конференция по проблемам экономического развития в современном мире «Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков» (17 апреля 2015) Екатеринбург: НИУ ВШЭ-СПб «Леонтьевский Центр» 2015. - 39 с.
21. Михеев В.В. Глобализация экономики Китая/В.В.Михеев// Памятники исторической мысли. - М.: 2013.-232 с
22. Мякишева Е.А. Методическое обеспечение стратегического управления территорий опережающего социально-экономического развития. Автореферат дисс. к.э.н.Пермь, 2015. - С.194.
23. Новосёлова Л.В. Развитие иностранного предпринимательства в КНР/ Л.В. Новосёлова// Проблемы дальнего Востока. - 2015. - №3.-С. 119-135.
24. Селищев А.С. Китайская экономика в XXI веке/А.С.Селищева, Н.А.Селищева// Экономика Китая - СПб.: Питер, 2014. - 214с.
25. Смирнов М.А. Территории опережающего развития: высокие риски и необходимость активной отраслевой государственной политики/ М.А.Смирнов// Финансовая аналитика: проблемы и решения - 2015. - №16 (250). С.58-68.
26. УсковаТ.В., Ворошилов Н.В.
Региональнаяполитикатерриториального развития// Проблемы
эффективности государственного управления. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. - 156 с.
27. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление/Г.Г.Фетисов,
B. П.Орешин// Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.
28. Харченко К.В. Проблемы управления развитием городских агломераций: взгляд из г.Белгорода// Муниципальный мир. - 2009. - №1-2. -
C. 49-57.
29. Ху На. Социально-экономический анализ развития СЭЗ Китая и их роль в трансформации социальной сферы: автореферат дис. кандидата социологических наук: 22.00.03 / МГУ им. М.В. Ломоносова. - Москва, 2014. - 26 с.
30. Эскиев М. А., Чажаева Э. М. Государственное регулирование регионального развития в социально-экономической сфере// Молодой ученый. - 2015. - №13. - С. 480-485.
31. Ян Циншань. Экономика переходного типа и традиционные взгляды// Китай: шансы и вызовы глобализации: Тез. докл. XIV Междунар. науч. конф. Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы. М., 2013. Ч. 1. С. 75
III. Электронные материалы
32. Антонова И.С., Баннова К.А МОНОГОРОД: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТИ ПРЕФЕРЕНЦИЙ [Электронный ресурс] / Научный журнал «Фундаментальные исследования». Офиц. сайт.Режим доступа: https://fundamental-research.ru/pdf/2016/12-5/41213.pdf (дата
обращения: 19.02.2016).
33. Емец М.И., Пургин А.С. Сравнительный анализ инструментов
региональной политики РФ: особые экономические зоны, зоны
территориального развития и территории опережающего социально - экономического развития [Электронный ресурс] / Экономика. Государство. Общество. Электронный журнал научных публикаций студентов и молодых ученых. Офиц. сайт. Режим доступа: https://fundamental-
http://ego.uapa.ru/en/issue/2015/04/22/(дата обращения: 19.02.2016).
34. Зубарев В. / Полезно исследовать, как устроены территории опережающего развития в принципе/ В.Зубарев// [Электронный ресурс] Электронная экономическая газета «Экономика и жизнь» - Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/256851/(дата обращения: 10.12.2016).
35. Инвестиционная привлекательность Набережных Челнов [Электронный ресурс]/ Агентство инвестиционного развития Республики
Татарстан.Офиц. сайт.Режим доступа:
http://www.invest.tatar.ru/upload/iblock/1df/investitsionnaya-privlekatelnost- паЬе1<м11пуе-с11е1пу.рсЬДата обращения: 17.01.2016).
36. Информационное агентство России [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://tass.ru/info/2215388(дата обращения: 10.12.2016).
37. Кудрявцев С.,ШистероваВ. Наиль Магдеев: «По сути, мы
российский офшор...». [Электронный ресурс]// «БИЗНЕС Online». Офиц. сайт.Режим доступа:https://www.business-gazeta.ru/artic1e/338728 (дата
обращения: 14.03.2017).
38. Официальный интернет-портал правовой информации
[Электронный ресурс] -Режим доступа.http://www.pravo.gov.ru (дата обращения - 15.01.2017).
39. Официальный сайт города Набережные Челны [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://nabche1ny.ru/.(дата обращения - 15.11.2017).
40. Официальный сайт Министерства экономики РТ [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http: //mert.tatarstan.ru/rus/T erritorialDevelopment/Ratings .html (дата
обращения - 15.11.2017).
41. Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://government.ru/info/27261/(дата обращения -
15.11.2017).
42. Электронный фонд нормативной и научно-
технической документации. АО «Кодекс», 2016.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420210942(дата обращения - 15.01.2017).