Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экономика города как объект муниципального управления

Работа №85973

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты развития экономики города как
объекта муниципального управления 7
1.1 Основы экономики города 7
1.2 Теоретические аспекты управления городской экономикой 16
1.3 Нормативно-правовое регулирование городской экономики 25
2 Оценка развития экономики города Набережные Челны и
направления повышения эффективности его управления 32
2.1 Характеристика экономики города 32
2.2 Организация системы управления экономическим развитием 41
2.3 Направления повышения эффективности муниципального
управления и социально-экономического развития города 49
2.4 Агломерационные механизмы повышения эффективности
муниципального управления и экономики города 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность выбранной темы связана с тем, что социально-экономические реформы, осуществляемые в ходе становления в России рыночной экономики, привели к радикальным переменам в жизни общества. В полной мере эти процессы охватили и экономику города. Крупнейшие города стали центрами концентрации производства потребления товаров и услуг. Поэтому изучение вопросов развития экономки города становится приоритетным для обеспечения его текущей жизнедеятельности и выполнения органами муниципальной власти своих полномочий.
Главным субъектом управления экономикой города выступает управление экономического развития, однако в этом процессе активно принимают участия и бизнес сообщества, общественные организации и граждане. В этой связи, изучение вопросов развития экономики в первую очередь связано с организацией управления экономики в городе. Это повлияло на выбор темы дипломной работы.
Степень разработанности проблемы. Вопросы изучения городской экономики рассматривались зарубежными и российскими учеными. Однако, эти исследования не столь широко представлены в экономической литературе, как например исследование вопросов экономической теории или мировой экономике, экономике предприятий и финансам. Среди зарубежных автором можно выделить работу «Экономика города» Артура Селивана, работы С.Брю и др., среди отечественных авторов А.С.Пузанов, В.В. Занодворов, С.Н.Глазычев, С.В. Черная и др. Управлению социально-экономическим развитием на муниципальном уровне в условиях переходной экономики посвящены исследования В.Н. Лексина, В.Я. Любовного, А.П. Панкрухина, В.Е. Рохчина, А.Н. Швецова, С.Н. Юрковой.
Целью написания дипломной работы является изучение вопросов развития экономики города и управления этими процессами. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты развития и управления экономикой города;
- раскрыть экономическую сущность развития города;
- дать оценку развития экономики г. Набережные Челны;
- изучить организацию системы управления экономического развития г. Набережные Челны
- рассмотреть перспективы экономического развития г. Набережные Челны;
- разработать возможные стратегические приоритеты агломерационного развития г. Набережные Челны и управление этими процессами.
Объектом исследования в дипломной работе выступает экономика города Набережные Челны. Предмет исследования - система муниципального управления социально-экономическим развитием города.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей: «Экономика города» Артура Селивана, «Муниципальная экономика» В.В.Занодворова, «Лекции по экономике города» А.С. Пузанова и др.
Методическая основа исследования. При написании бакалаврской работы использовались методы сравнительного анализа, сопоставления и других математических расчетах. В качестве теоретических подходов используются основы институциональной теории, региональной и городской/муниципальной экономики.
Информационной базой исследований стала информация Управления экономического развития Исполнительного комитета города Набережные Челны, официальный сайт города Набережные Челны, сайты Комитета по статистике, Министерства финансов, жилищно-коммунального хозяйства и другие официальные источники и справочники.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, введения и заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе дипломной работы раскрыты теоретические аспекты развития экономики города, определены основы экономики города, выявляется экономическая сущность развития города, рассмотрены вопросы городского управления, представлена нормативно-правовая система управления экономикой города.
Во второй главе приводится оценка развития экономики города Набережные Челны. Дается характеристика города Набережные Челны, рассматривается организация системы управления экономического развития г. Набережные Челны, проводится оценка показателей экономического развития города Набережные Челны и рассматриваются перспективы экономического развития города Набережные Челны с учетом агломерационных возможностей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Городское хозяйство - это жизненно важный элемент местного самоуправления, поэтому изучение экономики и управления городского хозяйства становится особо актуальным в условиях современного российского общества. В бакалаврской работе раскрыты сущность, содержание и особенности функционирования и развития городского хозяйства, а также его место в социально-экономическом пространстве. Система городского хозяйства складывалась в течение длительного времени и неразрывно связана со становлением и развитием городов, начиная с древнего мира. Многовековой период насчитывает история становления и развития городов и городского хозяйства в России. В настоящее время система городского хозяйства является основой успешной жизнедеятельности любого города, но уровень ее развития во многом зависит от сложившегося хозяйственного механизма и эффективности системы управления в данной сфере.
Происходящие преобразования в социально-экономической жизни России постепенно превратили муниципальные образования в самостоятельные субъекты экономической жизни, которые во все большей степени становятся реальными участниками экономического процесса, все больше занимаются своим развитием. Цель местного социально-экономического развития - создание качественной среды, понимаемой в широком смысле как совокупность условий жизни населения и функционирования хозяйствующих субъектов на территории данного муниципального образования.
В первой теоретической главе, в которой были рассмотрены теоретические аспекты развития экономики города, было отмечено, что основу экономики города составляет совокупность предприятий и организаций, находящихся на территории города, муниципальный бюджет, а также различные экономические ресурсы: горожане, транспортная, инженерная, энергетическая и другие виды инфраструктуры.
На развитие всех отраслей экономики значительное влияние оказывает система жилищно-коммунального хозяйства. Это связано с тем, что от достаточной величина и бесперебойной поставки энергетических, тепловых, водных ресурсов зависит возможность предприятий и организаций выполнять свои функции. В городском развитии тесно переплетены государственные, муниципальные и частные интересы. Органами государственной власти разработаны показатели развития экономики города, которые служат индикаторами эффективности управления муниципальным образованием.
Проведенное исследование, выполненное в процессе написания бакалаврской работы показало, что главным субъектом управления экономикой города выступает управление экономического развития, однако в этом процессе активно принимают участия и бизнес сообщество, общественные организации и граждане. Поэтому, изучение вопросов развития экономики в первую очередь связано с организацией управления экономики в городе.
Были выявлены основные причины, сдерживающие развитие экономики города Набережные Челны, к которым можно отнести следующие: 1. Развитие социальной инфраструктуры не ориентировано на запросы рынка, не имеет ясных приоритетов. 2. Мононаправленность экономики города. 3. Слабое развитие в городе «интеллектуальных» отраслей экономики. 4. Недостаточное развитие малого и среднего предпринимательства. 5. Неблагоприятная экологическая обстановка. 6. Недостаточное развитие инфраструктуры, в том числе транспортной - логистической и туристическо-рекреационной. 7. Отсутствие ясной стратегии и сбалансированной системы развития города. 8. Высокий уровень коррупции и непрозрачность управления муниципальной собственностью.
документов стратегического планирования социально-экономического развития города Набережные Челны рассматривалась Стратегия Татарстан 2030 и Стратегия социально - экономического развития города Набережные Челны до 2030 года. Стратегическим приоритетом социально-экономического развития города видится в формировании Камской агломерации. Исходя из этого стратегического приоритета предлагается выстраивать систему муниципального управления городской экономики Камской агломерации. В частности предлагается сформировать единую службу автобусных пассажирских перевозок, в результате организационных мероприятий можно получить экономию бюджетных средств в размере 1 млн. руб.



1. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2014. - 13 с.
2. Конституция Республики Татарстан
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73- ФЗ (в ред. 2016 г.).
4. Федеральный закон от 14.06.2011 № 138 «О содействии развитию жилищного строительства»
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 20 июля 2007 года № 134-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
7. О ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов жилищно-строительной деятельности в Российской Федерации: Положение: Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 271. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 11, 1308. - 2410-2415 с.
8. Об информационном обеспечении жилищно-строительной деятельности: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 г. № 363. Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 25, 2725. - 7126-7133 с.
9. Правила установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о жилищно-строительной деятельности: Правила: Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. № 702. Собрание законодательства Российской Федерации.
2006. № 48, 5033. - 13216-13219 с.
10. Постановление Правительства РФ от 25 янв. 1999 г. № 95. О
Государственном комитете Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 5, 682. - 1117-1125 с.
11. Постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 271. О ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов жилищно-строительной деятельности в Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 11, 1308. - 2410-2415 с.
12. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов
13. Приказ Министерства экономического развития РФ № 155, 2014 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 N 1313-р «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»
15. Распоряжение Правительства РФ № 1128-р, 2014 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»»
16. Распоряжение Правительства РФ № 1948-р, 2014 «План мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы»
17. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»
18. Градостроительный кодекс Республики Татарстан: Кодекс Республики Татарстан от 21 декабря 1994 г. Законы Республики Татарстан. 1995. № 10. - 242-274 с.
19.Закон Республики Татарстан от 30 декабря 2005г. №144 ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Татарстан по образованию и организации деятельности административных комиссий».
20.Закон Республики Татарстан от 28 июля 2004 года №45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан»
21.Закон Республики Татарстан от 21.01.2010 № 7-ЗРТ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан»
22.О регулировании жилищно-строительной деятельности в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 11 июля 2006 г. № 341-З: Принят Государственной Собрание Курултаем Республики Татарстан 6 июля 2006 г. Ведомости Государственного Собрания Курултая, Президента и Правительства Республики Татарстан. 2006. № 17. - 1174-1794 с.
23. Об управлении архитектуры и жилищного строительства города (района) Республики Татарстан: Примерное положение: Утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 сент. 1999 г. № 302. Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан. 2000. № 1, 103. - 78-84 с.
24. Указ принято постановление Правительства Республики Татарстан от 18 апреля 2006 г. № 96 «О целевых отчислениях предприятий и организаций на развитие жилищного строительства в Республике Татарстан».
25. Постановление Правительства Республики Татарстан от 16 мая 2006 г. № 131 «О социальном жилищном ипотечном кредитовании в Республике Татарстан».
26. Постановление КМ РТ от 06.04.2009 N 195 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан от 26 мая 2008 года № УП-246 «О мерах по реализации в Республике Татарстан Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»
27. Постановление КМ РТ 08.07.2009 № 468 «О подготовке сводного доклада Республики Татарстан о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период»
28. Указ Президента Республики Татарстан от 26.05.2009 № УП-177 «О порядке подготовки доклада Президента Республики Татарстан о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период и сводного доклада Республики Татарстан о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан»
29. Устав муниципального образования город Набережные Челны от 08.12.2005 № 6/5.
30. Генеральный план городского округа город Набережные Челны Республики Татарстан. Утвержден решением Совета городского округа город Набережные Челны Республики Татарстан №14/4 от 04.08.2008 г.
31. Генеральный план городского округа город Набережные Челны Республики Татарстан. Утвержден решением Совета городского округа город Набережные Челны Республики Татарстан №14/4 от 04.08.2008 г.
32. О порядке обеспечения частных, общественных и городских интересов при осуществлении жилищно-строительной деятельности в городском округе город Набережные Челны. Решение Президиума Челнинского городского Совета Республики Татарстан № 1/1 от 21 апреля 1999 г.
33.0 едином порядке разработки и согласовании предпроектной и проектной документации в городском округе город Набережные Челны Республики Татарстан. Постановление Главы Администрации городского округа город Набережные Челны Республики Татарстан №2467 от 4 мая 2007 г.
34. Правила землепользования и застройки городского округа города Набережные Челны Республики Татарстан. Утвержден Решением Совета городского округа город Набережные Челны Республики Татарстан от 26 декабря 2006 г.
35. Положение об управлении архитектуры и жилищного строительства Администрации Городского округа город Набережные Челны Республики Татарстан.
36. Прогноз социально-экономического развития города Набережные Челны на 2017-2019 годы. Решение Городского Совета от 15 декабря 2016г. № 13/4
37. Доклад Магдеева Наиля Гамбаровича, Главы муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2015 год и их планируемых значениях на трёхлетний период.
Монографии, учебники и учебные пособия
38. Абрамов Р.А. Формирование устойчивой среды функционирования городской территории // Муниципалитет: экономика и управление №1, 2015.
39. Богомолова И.В., Машенцова Л.С., Сазонов С.П. Устойчивое развитие крупных городов с позиций оценки конкурентоспособности территории // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-11. URL: https://fundamental- research.ru/ru/article/view?id=35389(дата обращения: 08.04.2017).
40. Валиев Ш.З., Казакова Т.Е., Ишмеева А.С. Экономика города: Учебное пособие / Валиев Ш.З., Т.Е. Казакова, А.С. Ишмеева. - Уфа: Уфимск. гос. акад. экономики и сервиса, 2008. - 246 c.
41. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 с.
42. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 с.
43. Гибадуллин М.З., Нуриева Экономика города А.Р. Экономика города. Конспект лекций. Казань, Институт управления экономики и финансов КФУ, 2014, 57 с., с. 17-18
44.Занадворов B.C., Занадворова А.В. ЭКОНОМИКА ГОРОДА. Вводный курс: Учебное пособие. - М: ИКЦ «Академкнига», 2003. - 272 с. - (Экономика и управление)., с. 9
45.Зандер, Е. В. Региональные исследования и новые подходы к оценке социально- экономического развития территорий // Вопросы региональной экономики, № 3. - 2014. - С.46 - 52.
46. Лекции по экономике города и муниципальному управлению / Под редакцией А.С.Пузанова. - М.: Фонд "Институт экономики города", 2004. - 340 с., с.33-34.
47. Назмиев Э.Ф. Агломерации в формировании экономической конъюнктуры региона. «Наука, технологии и коммуникации в современном обществе», республиканская науч.-практическая конф. с международным участием (2013 ; Набережные Челны). Республиканская научно-практическая конференция с международным участием «Наука, технологии и коммуникации в современном обществе», 6 февр. 2013 г. [Текст] : материалы / редкол.: А.Н. Макаров [и др.]; под ред. д-ра техн. наук, профессора Л.А. Симоновой. - Набережные Челны : Лаб. операт. полиграфии, 2013. - 466 с., с. 52
48. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 с.
49. Местное самоуправление и муниципальное управление / Под ред. А.С. Прудникова, М.С. Трофимова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 553 с.
50. Сабына Е.Н. Внедрение программно-целевого управления в деятельность муниципальных унитарных предприятий (на примере г. Барнаула) // Муниципалитет: экономика и управление № 4, (2015 год, выпуск 13)
51. Савенков Б.В. Теории современного города и городской политики. Курс лекций (для заочного отделения). Челябинск 2008, издательство Челябинского государственного университета, 263 с., с.3
52. Селиван А. Экономика города. М.: ИНФРА-М, 2002. - 706 с.
53. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. Принята Государственным Советом РТ от 10 июня 2015 года. Казань, 305 с.
54. Стратегия социально-экономического развития города Набережные Челны до 2030 года. Решение Городского совета от 07 апреля 2016 г. № 7/6
55. Уфимцева, Е.В. Экономика и управление городским хозяйством: учебное пособие / Е.В. Уфимцева. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2014. - 204 с.
56. Хмелева Г.А. Современные модели городских агломераций // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 8 (130). С. 163-168 Электронные материалы
57. Царева Н.А., Бардецкая Л.Г., Костенко К.С. Проблемы программно¬
целевого управления на региональном и муниципальном уровнях // Фундаментальные исследования. - 2016 - № 1-1. - С. 212-218;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39820(дата обращения: 08.04.2017).
58. http://nabchelny.ru/company/ Информация о деятельности управления экономики в 2016 году
59. http: //chelny-kommunhoz.ru/
60. http: //nabchelny.ru/company/page/3 8/136
61. E.F. Nazmeev, E.V. Maksutina, A.N. Makarov, E.S. Alpatova, A.Z. Galimov. Agglomerative effects in economic development. 4Life, 2W0200-LSJ (Life Science Journal)
http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1106s/078_24318life1106s14_380_383.pdf.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ