Государственная и региональная молодежная политика и пути ее совершенствования на примере города Набережные Челны
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретическая и законодательно - нормативная база государственной
молодежной политики, и ее реализация на уровне регионов 7
1.1 История становления законодательно - нормативной базы и развития
политики в области молодежи в Российской Федерации 7
1.2 Понятие и особенности региональной молодежной политики 26
2 Реализация региональной молодежной политики в республике Татарстан
и г. Набережные Челны 37
2.1 Характеристика Исполнительного комитета города Набережные Челны, функции и анализ его деятельности 37
2.2 Мероприятия по совершенствованию молодежной политики в городе
Набережные Челны 53
2.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 Теоретическая и законодательно - нормативная база государственной
молодежной политики, и ее реализация на уровне регионов 7
1.1 История становления законодательно - нормативной базы и развития
политики в области молодежи в Российской Федерации 7
1.2 Понятие и особенности региональной молодежной политики 26
2 Реализация региональной молодежной политики в республике Татарстан
и г. Набережные Челны 37
2.1 Характеристика Исполнительного комитета города Набережные Челны, функции и анализ его деятельности 37
2.2 Мероприятия по совершенствованию молодежной политики в городе
Набережные Челны 53
2.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Для современной, динамично развивающейся России решение многих социальных вопросов является необходимостью для дальнейших преобразований и роста. Во всем мире большое внимание уделяется вопросам молодежной политики, развития потенциала молодежи. Именно молодежь является надеждой страны и определяет ее будущее. От тех усилий, которые государство и общество предпринимает в области решения молодежных социальных вопросов все больше зависит стабильность государства и его развитие в долгосрочном периоде.
Молодежь - наиболее динамичная социальная группа во всех обществах. В ситуации межкультурных коммуникаций российская молодежь усваивает иные культурные образы и стереотипы поведения, новые ценности, относящиеся к сфере образования, труда, политики, морали, человеческих взаимоотношений. Состояние современной экономики России требует новых подходов, новых знаний, новых идей. Поэтому именно молодежь является движущей силой развития страны и ее социально-экономических отношений[37, с. 478].
Государственная молодежная политика - система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности [10].
Согласно принятым в российской науке подходам, молодежная политика представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющую целью воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это - на будущее состояние общества. Другая сторона молодежной политики определяется тем, что система идей, мероприятий, учреждений, кадров того или иного субъекта политической жизни в отношении молодежи разрабатывается и реализуется с тем, чтобы получить поддержку своей политической линии от нее или от ее определенной части, имея в виду как сиюминутные, так и стратегические задачи политической конкуренции.
Поэтому в государственном и муниципальном управлении нашей страны молодежная политика, развитие законодательства, разработка и реализация программ на уровне государства, региона, муниципальных образований становится одной из важнейших задач. И это становится особенно актуальным именно сейчас: в 2000-х годах возможности разработки и реализации программ в области молодежной политики были ограничены отсутствием финансирования. На сегодняшний день правительством выделяются на реализацию этих целей огромные ресурсы, преимущественно при реализации федеральных и региональных целевых программ и проектов.
Потому данная тема является одной из самых актуальных на сегодняшний день в области государственного и муниципального управления.
Степень разработанности проблемы. Данную тему уже рассматривали российские ученые, а именно: Г.А.Лукс, И.М.Ильинский, О.А.Гайнутдинов, А.А.Зеленин, А.Н. Мацуев, И.Я.Мосякин, В.В.Нехаев, М.А.Таранцов и др.
Цель работы - поиск путей развития и повышения эффективности реализации региональной молодежной политики на примере г. Набережные Челны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить состояние развития молодежной политики в РФ и ее особенности в Республике Татарстан;
- дать характеристику региональных и государственных органов, отвечающих за эффективную реализацию государственной молодежной политики в г. Набережные Челны;
- проанализировать состояние реализации государственной молодежной политики в г. Набережные Челны;
- предложить рекомендации по совершенствованию реализации государственной молодежной политики в г. Набережные Челны;
Объект исследования - государственная и региональная молодежная политика.
Предмет исследования - поиск путей совершенствования реализации государственной и региональной молодежной политики в республике Татарстан и г. Набережные Челны.
Теоретическими и информационными основами данного исследования являются законодательные и нормативные акты, научные труды по данной тематике, периодические издания и электронные ресурсы, данные Госкомстата.
Методическая основа исследования. В данной выпускной квалификационной работе использовались системный, аналитический, сравнительный и логический методы.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые состоят из параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении определены актуальность, цель, задачи, объект исследования, предмет исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы молодежной политики на уровне государства, региона; определена правовая база для эффективной молодежной политики и ее реализации.
Вторая глава посвящена молодежной политике республики Татарстан, анализу ее реализации и поиску путей совершенствования ее реализации в республике Татарстан и в г. Набережные Челны.
В заключении подведены итоги проделанной работы.
Молодежь - наиболее динамичная социальная группа во всех обществах. В ситуации межкультурных коммуникаций российская молодежь усваивает иные культурные образы и стереотипы поведения, новые ценности, относящиеся к сфере образования, труда, политики, морали, человеческих взаимоотношений. Состояние современной экономики России требует новых подходов, новых знаний, новых идей. Поэтому именно молодежь является движущей силой развития страны и ее социально-экономических отношений[37, с. 478].
Государственная молодежная политика - система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности [10].
Согласно принятым в российской науке подходам, молодежная политика представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющую целью воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это - на будущее состояние общества. Другая сторона молодежной политики определяется тем, что система идей, мероприятий, учреждений, кадров того или иного субъекта политической жизни в отношении молодежи разрабатывается и реализуется с тем, чтобы получить поддержку своей политической линии от нее или от ее определенной части, имея в виду как сиюминутные, так и стратегические задачи политической конкуренции.
Поэтому в государственном и муниципальном управлении нашей страны молодежная политика, развитие законодательства, разработка и реализация программ на уровне государства, региона, муниципальных образований становится одной из важнейших задач. И это становится особенно актуальным именно сейчас: в 2000-х годах возможности разработки и реализации программ в области молодежной политики были ограничены отсутствием финансирования. На сегодняшний день правительством выделяются на реализацию этих целей огромные ресурсы, преимущественно при реализации федеральных и региональных целевых программ и проектов.
Потому данная тема является одной из самых актуальных на сегодняшний день в области государственного и муниципального управления.
Степень разработанности проблемы. Данную тему уже рассматривали российские ученые, а именно: Г.А.Лукс, И.М.Ильинский, О.А.Гайнутдинов, А.А.Зеленин, А.Н. Мацуев, И.Я.Мосякин, В.В.Нехаев, М.А.Таранцов и др.
Цель работы - поиск путей развития и повышения эффективности реализации региональной молодежной политики на примере г. Набережные Челны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить состояние развития молодежной политики в РФ и ее особенности в Республике Татарстан;
- дать характеристику региональных и государственных органов, отвечающих за эффективную реализацию государственной молодежной политики в г. Набережные Челны;
- проанализировать состояние реализации государственной молодежной политики в г. Набережные Челны;
- предложить рекомендации по совершенствованию реализации государственной молодежной политики в г. Набережные Челны;
Объект исследования - государственная и региональная молодежная политика.
Предмет исследования - поиск путей совершенствования реализации государственной и региональной молодежной политики в республике Татарстан и г. Набережные Челны.
Теоретическими и информационными основами данного исследования являются законодательные и нормативные акты, научные труды по данной тематике, периодические издания и электронные ресурсы, данные Госкомстата.
Методическая основа исследования. В данной выпускной квалификационной работе использовались системный, аналитический, сравнительный и логический методы.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые состоят из параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении определены актуальность, цель, задачи, объект исследования, предмет исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы молодежной политики на уровне государства, региона; определена правовая база для эффективной молодежной политики и ее реализации.
Вторая глава посвящена молодежной политике республики Татарстан, анализу ее реализации и поиску путей совершенствования ее реализации в республике Татарстан и в г. Набережные Челны.
В заключении подведены итоги проделанной работы.
Становление организационной структуры государственной молодежной политики в Российской Федерации начиналось в период с 1992 по 1999 гг. Структура управления государственной молодежной политикой в новой России строилась следующим образом.
При Правительстве Российской Федерации в сентябре 1992 г. был создан Комитет по делам молодежи и в том же месяце он был реорганизован в Комитет Российской Федерации по делам молодежи как орган федеральной исполнительной власти.
После принятия новой Конституции Российской Федерации появились условия для системных действий по содержательному, инфраструктурному и организационному развитию молодежной политики, повышению ее влияния в органах власти.
В период 1995-1999 гг. были приняты следующие ключевые для государственной молодежной политики документы:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
2) Указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», в ред. Указа Президента Российской Федерации от 21.04.1997 г. № 391;
3) Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 г. № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации», в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 г. № 937
4) Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
После реализации федеральных целевых программ (ФЦП) «Молодежь России 1998-2000 гг.», «Молодежь России (2001-2005 гг.)» цикл применения целевого программирования в ГМП был прерван: были подготовлены концепции ФЦП «Молодежь России» на 2006-2010 гг., а затем и на 2011-2016 гг., но они так и не были приняты.
В настоящее время вопросы молодежной политики приобретают особую актуальность. Если в предыдущее десятилетие численность молодежи в Российской Федерации росла, то вплоть до 2025 г. ее численность будет снижаться в силу демографических причин, причем это снижение по отношению к 2014 г. будет драматическим - более чем на четверть. Особенно сильное снижение численности молодежи будет в самых продуктивных и с экономической, и с социальной точек зрения возрастах - 23-28 лет - от 35 до 50%.
Это означает, что на карту в ближайшем будущем будут поставлены и экономический рост страны, без которого невозможно повышение благосостояния населения, и само воспроизводство населения в России.
В качестве стратегического документа молодежной политики в 2006 г. Правительством России была утверждена «Стратегия государственной молодежной политики до 2016 г.», которая с минимальными изменениями продолжает действовать и сегодня.
В 2008 г. была принята «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (далее - КДР-2020), а в 2011 г. - «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.», в которых нашли отражения основных целей молодежной политики.
В 2014 году Правительством Российской Федерации было выпущено распоряжение от 29 ноября 2014 г. № 2403-р утвердить Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которым Минобрнауки России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
При Правительстве Российской Федерации в сентябре 1992 г. был создан Комитет по делам молодежи и в том же месяце он был реорганизован в Комитет Российской Федерации по делам молодежи как орган федеральной исполнительной власти.
После принятия новой Конституции Российской Федерации появились условия для системных действий по содержательному, инфраструктурному и организационному развитию молодежной политики, повышению ее влияния в органах власти.
В период 1995-1999 гг. были приняты следующие ключевые для государственной молодежной политики документы:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
2) Указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», в ред. Указа Президента Российской Федерации от 21.04.1997 г. № 391;
3) Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 г. № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации», в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 г. № 937
4) Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
После реализации федеральных целевых программ (ФЦП) «Молодежь России 1998-2000 гг.», «Молодежь России (2001-2005 гг.)» цикл применения целевого программирования в ГМП был прерван: были подготовлены концепции ФЦП «Молодежь России» на 2006-2010 гг., а затем и на 2011-2016 гг., но они так и не были приняты.
В настоящее время вопросы молодежной политики приобретают особую актуальность. Если в предыдущее десятилетие численность молодежи в Российской Федерации росла, то вплоть до 2025 г. ее численность будет снижаться в силу демографических причин, причем это снижение по отношению к 2014 г. будет драматическим - более чем на четверть. Особенно сильное снижение численности молодежи будет в самых продуктивных и с экономической, и с социальной точек зрения возрастах - 23-28 лет - от 35 до 50%.
Это означает, что на карту в ближайшем будущем будут поставлены и экономический рост страны, без которого невозможно повышение благосостояния населения, и само воспроизводство населения в России.
В качестве стратегического документа молодежной политики в 2006 г. Правительством России была утверждена «Стратегия государственной молодежной политики до 2016 г.», которая с минимальными изменениями продолжает действовать и сегодня.
В 2008 г. была принята «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (далее - КДР-2020), а в 2011 г. - «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.», в которых нашли отражения основных целей молодежной политики.
В 2014 году Правительством Российской Федерации было выпущено распоряжение от 29 ноября 2014 г. № 2403-р утвердить Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которым Минобрнауки России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Подобные работы
- РОЛЬ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ В РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Муниципальные программы как инструмент управления городским хозяйством (на примере города Набережные Челны)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Организация работы со студенческой молодежью на муниципальном уровне (на примере города Набережные Челны)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование инновационного менеджмента в организации сферы услуг (на примере АО «Камский индустриальный парк «Мастер»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №58»
Г.НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР «ЗАМАН»
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ НА РЫНКЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ МОНОПРОФИЛЬНОГО ГОРОДА)
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



