Введение
1 Конструкторская часть
1.1 Анализ конструкции автомобилей - прототипов. . .
1.2 Техническое задание на проектирование автомобиля. . .
1.2.1 Цель разработки и область применения . . . .
1.2.2 Технические требования.. .....
1.2.3 Надежность конструкции. .....
1.2.4 Эксплуатационная и ремонтная технологичность. .
1.2.5 Уровень унификации и стандартизации. . . .
1.2.6 Составные части автомобиля, исходные и эксплуатационные
материалы. . . . . . . . . . .
1.2.7 Эстетические и эргономические показатели. . .
1.2.8 Патентная чистота и конкурентоспособность. . .
1.2.9 Транспортирование, хранение и консервация автомобиля
1.2.10 Применяемый полуприцеп. .....
1.3 Требования ЕЭК ООН к конструкции автомобиля. . .
1.4 Характеристика узлов и агрегатов проектируемого автомобиля
1.5 Расчет положения центра масс. Весовая ведомость автомобиля
Заключение
Список использованной литературы.
Автомобильное сцепление предназначено для обеспечения кинематической и силовой связи между двигателем и коробкой передач. На большинстве автомобилей применяется, так называемые, постоянно включенные сцепления, служащие для отсоединения двигателя от коробки передач при переключении передач, последующего соединения и передачи крутящего момента. Такое сцепление обеспечивает переключение передач с минимальными ударными нагрузками на шестерни и муфты, плавное трогание с места и разгон автомобиля. Сцепление предохраняет трансмиссию автомобиля от перегрузок, возникающих при быстром переключении передач и изменении скорости движения.
Целью данной выпускной квалификационной работы является проектирование грузового автомобиля с колесной формулой 4х2 категории N3 с разработкой однодискового фрикционного сцепления. Проектируемый автомобиль предназначен для использования в качестве седельного тягача. Полуприцеп автомобиля позволяет перевозить грузы различного класса массой до 29,95 тонн.
Эти автомобили в большей степени годятся для выполнения перевозок, как по междугородним, так и по международным маршрутам на дорогах от 1 до 5 категорий.
В процессе конструирования сцеплений необходимо стремиться к выполнению следующих требований:
- надежная передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии в любых условиях эксплуатации;
- плавность и полнота включения;
- необходимая частота выключения;
- минимальный момент инерции ведомых элементов;
- предохранение трансмиссии от динамических нагрузок;
- необходимый отвод тепла от поверхностей трения;
- сохранение нажимного усилия на заданном уровне;
- удобство и легкость управления;
- возможность автоматизации работы.
В данной выпускной квалификационной работе был спроектирован автомобиль полной массой 18,5 тонн колесной формулой 4х2 с разработкой однодискового фрикционного сцепления. Для разработки однодискового сцепления в выпускной квалификационной работе были рассмотрены:
1. Конструкторская часть, в которой проведен анализ грузовых автомобилей отечественного и зарубежного производства, подобраны прототипы, соответствующие тому же классу, что и проектируемый автомобиль. Разработано техническое задание на проектируемый автомобиль, изучены правила ЕЭК ООН по компоновке и общей конструкции автомобиля. Произведен расчет положения центра масс автомобиля.
2. В тягово-динамическом расчете определены такие параметры как потребная мощность двигателя, передаточные числа трансмиссии, тяговый и мощностной балансы, динамическая характеристика ускорений, характеристика разгона, нагрузочная характеристика двигателя, разгонная характеристика автомобиля и топливно-экономическая характеристика автомобиля, результаты которых сведены в таблицы и изображены графически.
3. Специальная часть включает в себя изучение разрабатываемого узла, а также подбор аналогов, что и было проделано в первом пункте данной главы. Следующий шаг - патентный поиск проведенный для разработки, а также по возможности применения существующих механизмов в своем узле. Также в этом разделе проведен расчет сцепления.
4. В технологической части приведено описание принципа работы и конструкции сборочного узла. Составлен общий маршрут обработки поверхностей детали, а также составлена карта сборки узла.
5. Безопасность жизнедеятельности. В данном разделе рассмотрены мероприятия по устранению опасных и вредных факторов на транспортном
средстве, разработаны мероприятия по устранению чрезвычайных ситуаций, рассмотрена правовая основа.
В результате было разработано однодисковое фрикционное сцепление для магистрального седельного тягача в составе автопоезда обладающего рядом преимуществ именно:
- для создания нажимного усилия была применена разрезная тарельчатая
пружина «вытягивающего» типа, главная особенность которой заключается в ее нелинейной характеристике, что позволяет нажимному усилию при износе накладок оставаться таким же;
- также в данной конструкции механизм выключения занимает меньше места, требуется меньшее усилие на выжимной подшипник, в следствие чего уменьшается масса узла по сравнению с «вдавливаемой» конструкцией;
- обеспечена полная передача крутящего момента двигателя на первичный вал коробки передач.
Таким образом, технический уровень разработанного однодискового сцепления, установленного на магистральном тягаче соответствует техническому уровню аналогов существующих однодисковых сцеплений.