Совершенствование управления муниципальной собственностью
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления муниципальной собственностью 7
1.1 Понятие муниципальной собственности 7
1.2 Система управления муниципальной собственностью 13
1.3 Классификация объектов муниципальной собственности 18
1.4 Нормативно-правовое регулирование управления муниципальной
собственностью 22
2 Анализ управления муниципальной собственностью (на примере
г.Набережные Челны) 28
2.1 Состав и экономическая характеристика муниципальной собственности
г.Набережные Челны 28
2.2 Анализ деятельности Управления муниципальной собственностью
г.Набережные Челны 35
2.3 Предложения по совершенствованию управления муниципальной
собственностью г. Набережные Челны 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Теоретические основы управления муниципальной собственностью 7
1.1 Понятие муниципальной собственности 7
1.2 Система управления муниципальной собственностью 13
1.3 Классификация объектов муниципальной собственности 18
1.4 Нормативно-правовое регулирование управления муниципальной
собственностью 22
2 Анализ управления муниципальной собственностью (на примере
г.Набережные Челны) 28
2.1 Состав и экономическая характеристика муниципальной собственности
г.Набережные Челны 28
2.2 Анализ деятельности Управления муниципальной собственностью
г.Набережные Челны 35
2.3 Предложения по совершенствованию управления муниципальной
собственностью г. Набережные Челны 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной (бакалаврской) работы «Совершенствование управления муниципальной собственностью» обусловлена тем, что муниципальная собственность - один из основных ресурсов роста поступлений в местный бюджет собственных доходов, в связи с чем стабильное функционирование муниципалитета, его финансовая самостоятельность напрямую связана с эффективным управлением и использованием муниципальной собственности. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации органы местного самоуправления вправе распоряжаться муниципальной собственностью (имуществом, земельными участками) путем передачи его в хозяйственное ведение, в оперативное управление, в аренду, путем его приватизации и иных, не запрещенных законодательством, сделок.
Специфической чертой муниципальной собственности является то, что она, во-первых, обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности населения муниципального образования, формирует и поддерживает систему социальных гарантий, служит целям благоустройства; во-вторых, является частью объектов производственной и социальной инфраструктуры работает на принципах коммерческого расчета и укрепляет доходную базу местного бюджета, в-третьих, используется для реализации финансовых интересов муниципалитета как собственника.
Муниципальная собственность выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как имущественно-хозяйственный (вещественный) и экономический (стоимостный) комплекс; создает механизм, позволяющий населению муниципального образования реально участвовать в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью. Наличие в достаточном размере муниципальной собственности призвано обеспечить стабильность местной власти и ее относительную независимость от вышестоящих структур властной иерархии.
От эффективности управления муниципальной собственностью во многом зависит качество жизни населения муниципального образования.
В современных условиях проблемы формирования и рационального использования муниципальной собственности нашли отражение в работах Авдеевой Т.Т., Алимурзаева Г.Н., Богачевой О.В., Зинченко С.А., Игнатовой Т.В., Игудина А.Г., Карнилина И.Н., Кирпичникова В.А., Львова Н.В., Простова А.А., Склярова И.П., Фадеева В.И., Харченко И.С., Шаломенцевой Е.Г.. Пути и экономическо-организационное обеспечение совершенствования управления муниципальной собственностью явились предметом исследований Бариновой Е.В., Боровской М.А., Кирьянчука В.Е., Лексина В.Н., Рисина И.Е., Швецова А.Н., Широкова А.Н., Юрковой С.Ю. и др.
Несмотря на повышенный интерес ученых к управлению муниципальной собственностью, многие принципиальные вопросы пока только обозначены, но не решены, в том числе, связанные с формированием системных представлений о муниципальной собственности как объекте управления, выявлением особенностей управления ею, диагностикой ключевых проблем и обоснованием направлений его совершенствования.
Цель работы - разработка предложений по совершенствованию управления муниципальной собственностью г. Набережные Челны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие муниципальной собственности;
- исследовать систему управления муниципальной собственностью;
- рассмотреть классификацию объектов муниципальной собственности;
- изучить нормативно-правовое регулирование управления
муниципальной собственностью;
- выявить состав и экономическую характеристику муниципальной
собственности г. Набережные Челны ;
- проанализировать деятельность Управления муниципальной собственностью г. Набережные Челны;
- разработать предложения по совершенствованию управления муниципальной собственностью г. Набережные Челны.
Объект исследования - Управление земельных и имущественных отношений муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан.
Предмет исследования - эффективность управления муниципальной собственностью.
Информационная база исследования представлена законодательством Российской Федерации, статистическими данными Федеральной службы государственной статистики, справочно-энциклопедическими источниками, научными статьями российских и зарубежных экономистов, аналитическими отчетами и иными материалами муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан.
Теоретической базой исследования послужили положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования и развития экономической основы местного самоуправления, совершенствования механизмов управления местным хозяйством, муниципальной собственностью.
Методами исследования явились: наблюдение, сравнение и описание, систематизация и логически познавательное осмысление, группировка, а также традиционные приемы экономического анализа.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первом разделе раскрываются теоретические основы управления муниципальной собственностью.
Во втором разделе проводится анализ управления муниципальной собственностью на примере г.Набережные Челны.
Бакалаврская работа содержит 72 страницы пояснительной записки, рисунков - 23, таблиц - 12.
Специфической чертой муниципальной собственности является то, что она, во-первых, обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности населения муниципального образования, формирует и поддерживает систему социальных гарантий, служит целям благоустройства; во-вторых, является частью объектов производственной и социальной инфраструктуры работает на принципах коммерческого расчета и укрепляет доходную базу местного бюджета, в-третьих, используется для реализации финансовых интересов муниципалитета как собственника.
Муниципальная собственность выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как имущественно-хозяйственный (вещественный) и экономический (стоимостный) комплекс; создает механизм, позволяющий населению муниципального образования реально участвовать в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью. Наличие в достаточном размере муниципальной собственности призвано обеспечить стабильность местной власти и ее относительную независимость от вышестоящих структур властной иерархии.
От эффективности управления муниципальной собственностью во многом зависит качество жизни населения муниципального образования.
В современных условиях проблемы формирования и рационального использования муниципальной собственности нашли отражение в работах Авдеевой Т.Т., Алимурзаева Г.Н., Богачевой О.В., Зинченко С.А., Игнатовой Т.В., Игудина А.Г., Карнилина И.Н., Кирпичникова В.А., Львова Н.В., Простова А.А., Склярова И.П., Фадеева В.И., Харченко И.С., Шаломенцевой Е.Г.. Пути и экономическо-организационное обеспечение совершенствования управления муниципальной собственностью явились предметом исследований Бариновой Е.В., Боровской М.А., Кирьянчука В.Е., Лексина В.Н., Рисина И.Е., Швецова А.Н., Широкова А.Н., Юрковой С.Ю. и др.
Несмотря на повышенный интерес ученых к управлению муниципальной собственностью, многие принципиальные вопросы пока только обозначены, но не решены, в том числе, связанные с формированием системных представлений о муниципальной собственности как объекте управления, выявлением особенностей управления ею, диагностикой ключевых проблем и обоснованием направлений его совершенствования.
Цель работы - разработка предложений по совершенствованию управления муниципальной собственностью г. Набережные Челны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие муниципальной собственности;
- исследовать систему управления муниципальной собственностью;
- рассмотреть классификацию объектов муниципальной собственности;
- изучить нормативно-правовое регулирование управления
муниципальной собственностью;
- выявить состав и экономическую характеристику муниципальной
собственности г. Набережные Челны ;
- проанализировать деятельность Управления муниципальной собственностью г. Набережные Челны;
- разработать предложения по совершенствованию управления муниципальной собственностью г. Набережные Челны.
Объект исследования - Управление земельных и имущественных отношений муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан.
Предмет исследования - эффективность управления муниципальной собственностью.
Информационная база исследования представлена законодательством Российской Федерации, статистическими данными Федеральной службы государственной статистики, справочно-энциклопедическими источниками, научными статьями российских и зарубежных экономистов, аналитическими отчетами и иными материалами муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан.
Теоретической базой исследования послужили положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования и развития экономической основы местного самоуправления, совершенствования механизмов управления местным хозяйством, муниципальной собственностью.
Методами исследования явились: наблюдение, сравнение и описание, систематизация и логически познавательное осмысление, группировка, а также традиционные приемы экономического анализа.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первом разделе раскрываются теоретические основы управления муниципальной собственностью.
Во втором разделе проводится анализ управления муниципальной собственностью на примере г.Набережные Челны.
Бакалаврская работа содержит 72 страницы пояснительной записки, рисунков - 23, таблиц - 12.
В современных условиях эффективность управления муниципальным имуществом является одним из важнейших условий развития экономики.
Муниципальная собственность как составная часть экономической основы местного самоуправления представляет собой совокупность регулируемых нормами права экономических отношений, связанных с имущественным комплексом муниципального образования и самим субъектом права муниципальной собственности.
Управление муниципальной собственностью направлено на формирование эффективных управленческих решений в отношении объектов муниципальной собственности и субъектов их пользования в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических интересов населения соответствующего муниципального образования.
Объектом системы управления муниципальной собственностью является муниципальная собственность, расположенная на территории муниципального образования или за его пределами. Главный критерий включения имущественных активов в муниципальную собственность - их принадлежность к системе местного хозяйства. От содержания и рациональной структуры муниципальной собственности зависит полнота удовлетворения общественных потребностей муниципалитета, следовательно, степень реализации его экономических интересов.
Предметом муниципального управления является регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.
В основу формирования муниципальной собственности должны быть положены следующие принципы: строго целевого соответствия собственности требованиям федерального законодательства; достаточности собственности для эффективного решения вопросов местного значения; соблюдения динамического равновесия между доходообразующими и бюджетообременительными объектами муниципальной собственности с учетом возможностей бюджетно-налоговой системы.
В состав муниципального имущества муниципального образования город Набережные Челны входит:
- имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы;
- имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
- имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
Объем муниципального имущества города Набережные Челны за период 2014-2016 гг. имеет тенденцию устойчивого роста. Муниципальная собственность пополнилась не только за счет передачи имущества из собственности Республики Татарстан, но и путем принятия на безвозмездной основе от сторонних организаций, а также выявления бесхозяйного и выморочного имущества. От иных форм собственности безвозмездно приняты объекты инженерной инфраструктуры на сумму 16,4 млн. руб.
Деятельность в области земельных и имущественных отношений, приватизации, управлении и распоряжении муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Набережные Челны Республики Татарстан, а также координацию деятельности в этой сфере органов исполнительной власти осуществляет Управление земельных и имущественных отношений, в состав которого входят: отдел учета и управления имуществом; отдел регулирования деятельности юридических лиц; отдел управления земельными ресурсами; отдел регулирования арендных отношений на землю.
В результате деятельности Управления земельных и имущественных отношений города Набережные Челны в 2015 году в городской бюджет поступило более чем 774 млн. рублей, что на 52 млн. больше по сравнению с 2014 годом, рост составляет 7,2%. Доходы от использования муниципального имущества и земли за 2016 год всего - 853,5 млн. руб., что на 79,5 млн.руб. больше по сравнению с 2015 годом. Рост составил 10,3 %.
С целью оценки эффективности деятельности Управления земельных и имущественных отношений города Набережные Челны Республики Татарстан проведен анализ динамики неналоговых поступлений в местный бюджет от использования и управления муниципальной собственностью. По данным проведенного анализа выявлено, что в течение анализируемого периода прослеживается положительная динамика: в 2015 году темп роста неналоговых доходов города Набережные Челны составил 108,7% от уровня 2014 года, в 2016 году - 107,7% по отношению к 2015 году. При этом необходимо отметить, что наблюдается уменьшение неналоговых поступлений в бюджет от продажи имущества в 2015 году на 6,2 млн. руб., в 2016 году - на 9,1 млн. руб. от аренды имущества. Данное обстоятельство можно оценить как неэффективное направление использования объектов муниципальной собственности города Набережные Челны, поскольку, объекты муниципальной собственности находятся в экономическом обороте, а муниципальный бюджет не дополучает определённый объём финансовых поступлений.
Для решения выявленных проблем с целью совершенствования управления муниципальным имуществом города Набережные Челны рекомендуются следующие предложения:
- увеличение количества информации о конкурсах и аукционах, на которых проходит приватизация муниципальных объектов, привлечение интереса потенциальных покупателей с помощью рекламы;
- произвести рыночную оценку объектов, подлежащих приватизации и сдачи в аренду и других сделок, с целью определения реальной рыночной цены;
- пересмотреть условия аренды на нерентабельных муниципальных объектах, требующих значительных вложений;
- усилить контроль при проведении сделок о купле-продаже, сдачи в аренду и других сделок, для предотвращения нелегальности приобретения и использования муниципальных объектов;
- внедрение в практику управления всеми объектами собственности принципов индикативного регулирования, предполагающих введение контрольных показателей эффективности управления и установление ответственности управляющих за их достижение;
- оптимизация структуры собственности города;
- создание комиссии для проведения работы по взысканию задолженности арендной платы за землю;
- провести полную инвентаризацию договоров аренды муниципального имущества, для выявления недобросовестных арендаторов, с последующим расторжением договоров аренды.
В целом для повышения эффективности использования муниципального имущества важна разработка Концепции управления муниципальной собственностью города Набережные Челны, программы социально-экономического развития, оптимизация территориальной организации, подготовка кадров, реклама наиболее привлекательных для инвестиций сфер деятельности.
Таким образом, применение на практике предложений по совершенствованию позволит повысить качество работы Управления земельных и имущественных отношений муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан.
Муниципальная собственность как составная часть экономической основы местного самоуправления представляет собой совокупность регулируемых нормами права экономических отношений, связанных с имущественным комплексом муниципального образования и самим субъектом права муниципальной собственности.
Управление муниципальной собственностью направлено на формирование эффективных управленческих решений в отношении объектов муниципальной собственности и субъектов их пользования в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических интересов населения соответствующего муниципального образования.
Объектом системы управления муниципальной собственностью является муниципальная собственность, расположенная на территории муниципального образования или за его пределами. Главный критерий включения имущественных активов в муниципальную собственность - их принадлежность к системе местного хозяйства. От содержания и рациональной структуры муниципальной собственности зависит полнота удовлетворения общественных потребностей муниципалитета, следовательно, степень реализации его экономических интересов.
Предметом муниципального управления является регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.
В основу формирования муниципальной собственности должны быть положены следующие принципы: строго целевого соответствия собственности требованиям федерального законодательства; достаточности собственности для эффективного решения вопросов местного значения; соблюдения динамического равновесия между доходообразующими и бюджетообременительными объектами муниципальной собственности с учетом возможностей бюджетно-налоговой системы.
В состав муниципального имущества муниципального образования город Набережные Челны входит:
- имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы;
- имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
- имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
Объем муниципального имущества города Набережные Челны за период 2014-2016 гг. имеет тенденцию устойчивого роста. Муниципальная собственность пополнилась не только за счет передачи имущества из собственности Республики Татарстан, но и путем принятия на безвозмездной основе от сторонних организаций, а также выявления бесхозяйного и выморочного имущества. От иных форм собственности безвозмездно приняты объекты инженерной инфраструктуры на сумму 16,4 млн. руб.
Деятельность в области земельных и имущественных отношений, приватизации, управлении и распоряжении муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Набережные Челны Республики Татарстан, а также координацию деятельности в этой сфере органов исполнительной власти осуществляет Управление земельных и имущественных отношений, в состав которого входят: отдел учета и управления имуществом; отдел регулирования деятельности юридических лиц; отдел управления земельными ресурсами; отдел регулирования арендных отношений на землю.
В результате деятельности Управления земельных и имущественных отношений города Набережные Челны в 2015 году в городской бюджет поступило более чем 774 млн. рублей, что на 52 млн. больше по сравнению с 2014 годом, рост составляет 7,2%. Доходы от использования муниципального имущества и земли за 2016 год всего - 853,5 млн. руб., что на 79,5 млн.руб. больше по сравнению с 2015 годом. Рост составил 10,3 %.
С целью оценки эффективности деятельности Управления земельных и имущественных отношений города Набережные Челны Республики Татарстан проведен анализ динамики неналоговых поступлений в местный бюджет от использования и управления муниципальной собственностью. По данным проведенного анализа выявлено, что в течение анализируемого периода прослеживается положительная динамика: в 2015 году темп роста неналоговых доходов города Набережные Челны составил 108,7% от уровня 2014 года, в 2016 году - 107,7% по отношению к 2015 году. При этом необходимо отметить, что наблюдается уменьшение неналоговых поступлений в бюджет от продажи имущества в 2015 году на 6,2 млн. руб., в 2016 году - на 9,1 млн. руб. от аренды имущества. Данное обстоятельство можно оценить как неэффективное направление использования объектов муниципальной собственности города Набережные Челны, поскольку, объекты муниципальной собственности находятся в экономическом обороте, а муниципальный бюджет не дополучает определённый объём финансовых поступлений.
Для решения выявленных проблем с целью совершенствования управления муниципальным имуществом города Набережные Челны рекомендуются следующие предложения:
- увеличение количества информации о конкурсах и аукционах, на которых проходит приватизация муниципальных объектов, привлечение интереса потенциальных покупателей с помощью рекламы;
- произвести рыночную оценку объектов, подлежащих приватизации и сдачи в аренду и других сделок, с целью определения реальной рыночной цены;
- пересмотреть условия аренды на нерентабельных муниципальных объектах, требующих значительных вложений;
- усилить контроль при проведении сделок о купле-продаже, сдачи в аренду и других сделок, для предотвращения нелегальности приобретения и использования муниципальных объектов;
- внедрение в практику управления всеми объектами собственности принципов индикативного регулирования, предполагающих введение контрольных показателей эффективности управления и установление ответственности управляющих за их достижение;
- оптимизация структуры собственности города;
- создание комиссии для проведения работы по взысканию задолженности арендной платы за землю;
- провести полную инвентаризацию договоров аренды муниципального имущества, для выявления недобросовестных арендаторов, с последующим расторжением договоров аренды.
В целом для повышения эффективности использования муниципального имущества важна разработка Концепции управления муниципальной собственностью города Набережные Челны, программы социально-экономического развития, оптимизация территориальной организации, подготовка кадров, реклама наиболее привлекательных для инвестиций сфер деятельности.
Таким образом, применение на практике предложений по совершенствованию позволит повысить качество работы Управления земельных и имущественных отношений муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ТУКАЕВСКОГО РАЙОНА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование управления муниципальной собственностью (Московский Авиационный Институт)
Курсовые работы, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Аренда и концессия как инструменты совершенствования управления
муниципальной собственностью (на примере муниципального образования
город Набережные Челны)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование управления муниципальной собственностью (на примере Администрации муниципального района Красноярский Самарской области)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2023 - УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В КОРОЧАНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В
ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Управление муниципальной собственностью в городах
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В
КОРОЧАНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018



