ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления муниципальной собственностью 7
1.1 Понятие муниципальной собственности 7
1.2 Система управления муниципальной собственностью 13
1.3 Классификация объектов муниципальной собственности 18
1.4 Нормативно-правовое регулирование управления муниципальной
собственностью 22
2 Анализ управления муниципальной собственностью (на примере
г.Набережные Челны) 28
2.1 Состав и экономическая характеристика муниципальной собственности
г.Набережные Челны 28
2.2 Анализ деятельности Управления муниципальной собственностью
г.Набережные Челны 35
2.3 Предложения по совершенствованию управления муниципальной
собственностью г. Набережные Челны 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной (бакалаврской) работы «Совершенствование управления муниципальной собственностью» обусловлена тем, что муниципальная собственность - один из основных ресурсов роста поступлений в местный бюджет собственных доходов, в связи с чем стабильное функционирование муниципалитета, его финансовая самостоятельность напрямую связана с эффективным управлением и использованием муниципальной собственности. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации органы местного самоуправления вправе распоряжаться муниципальной собственностью (имуществом, земельными участками) путем передачи его в хозяйственное ведение, в оперативное управление, в аренду, путем его приватизации и иных, не запрещенных законодательством, сделок.
Специфической чертой муниципальной собственности является то, что она, во-первых, обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности населения муниципального образования, формирует и поддерживает систему социальных гарантий, служит целям благоустройства; во-вторых, является частью объектов производственной и социальной инфраструктуры работает на принципах коммерческого расчета и укрепляет доходную базу местного бюджета, в-третьих, используется для реализации финансовых интересов муниципалитета как собственника.
Муниципальная собственность выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как имущественно-хозяйственный (вещественный) и экономический (стоимостный) комплекс; создает механизм, позволяющий населению муниципального образования реально участвовать в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью. Наличие в достаточном размере муниципальной собственности призвано обеспечить стабильность местной власти и ее относительную независимость от вышестоящих структур властной иерархии.
От эффективности управления муниципальной собственностью во многом зависит качество жизни населения муниципального образования.
В современных условиях проблемы формирования и рационального использования муниципальной собственности нашли отражение в работах Авдеевой Т.Т., Алимурзаева Г.Н., Богачевой О.В., Зинченко С.А., Игнатовой Т.В., Игудина А.Г., Карнилина И.Н., Кирпичникова В.А., Львова Н.В., Простова А.А., Склярова И.П., Фадеева В.И., Харченко И.С., Шаломенцевой Е.Г.. Пути и экономическо-организационное обеспечение совершенствования управления муниципальной собственностью явились предметом исследований Бариновой Е.В., Боровской М.А., Кирьянчука В.Е., Лексина В.Н., Рисина И.Е., Швецова А.Н., Широкова А.Н., Юрковой С.Ю. и др.
Несмотря на повышенный интерес ученых к управлению муниципальной собственностью, многие принципиальные вопросы пока только обозначены, но не решены, в том числе, связанные с формированием системных представлений о муниципальной собственности как объекте управления, выявлением особенностей управления ею, диагностикой ключевых проблем и обоснованием направлений его совершенствования.
Цель работы - разработка предложений по совершенствованию управления муниципальной собственностью г. Набережные Челны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие муниципальной собственности;
- исследовать систему управления муниципальной собственностью;
- рассмотреть классификацию объектов муниципальной собственности;
- изучить нормативно-правовое регулирование управления
муниципальной собственностью;
- выявить состав и экономическую характеристику муниципальной
собственности г. Набережные Челны ;
- проанализировать деятельность Управления муниципальной собственностью г. Набережные Челны;
- разработать предложения по совершенствованию управления муниципальной собственностью г. Набережные Челны.
Объект исследования - Управление земельных и имущественных отношений муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан.
Предмет исследования - эффективность управления муниципальной собственностью.
Информационная база исследования представлена законодательством Российской Федерации, статистическими данными Федеральной службы государственной статистики, справочно-энциклопедическими источниками, научными статьями российских и зарубежных экономистов, аналитическими отчетами и иными материалами муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан.
Теоретической базой исследования послужили положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования и развития экономической основы местного самоуправления, совершенствования механизмов управления местным хозяйством, муниципальной собственностью.
Методами исследования явились: наблюдение, сравнение и описание, систематизация и логически познавательное осмысление, группировка, а также традиционные приемы экономического анализа.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первом разделе раскрываются теоретические основы управления муниципальной собственностью.
Во втором разделе проводится анализ управления муниципальной собственностью на примере г.Набережные Челны.
Бакалаврская работа содержит 72 страницы пояснительной записки, рисунков - 23, таблиц - 12.
В современных условиях эффективность управления муниципальным имуществом является одним из важнейших условий развития экономики.
Муниципальная собственность как составная часть экономической основы местного самоуправления представляет собой совокупность регулируемых нормами права экономических отношений, связанных с имущественным комплексом муниципального образования и самим субъектом права муниципальной собственности.
Управление муниципальной собственностью направлено на формирование эффективных управленческих решений в отношении объектов муниципальной собственности и субъектов их пользования в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических интересов населения соответствующего муниципального образования.
Объектом системы управления муниципальной собственностью является муниципальная собственность, расположенная на территории муниципального образования или за его пределами. Главный критерий включения имущественных активов в муниципальную собственность - их принадлежность к системе местного хозяйства. От содержания и рациональной структуры муниципальной собственности зависит полнота удовлетворения общественных потребностей муниципалитета, следовательно, степень реализации его экономических интересов.
Предметом муниципального управления является регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.
В основу формирования муниципальной собственности должны быть положены следующие принципы: строго целевого соответствия собственности требованиям федерального законодательства; достаточности собственности для эффективного решения вопросов местного значения; соблюдения динамического равновесия между доходообразующими и бюджетообременительными объектами муниципальной собственности с учетом возможностей бюджетно-налоговой системы.
В состав муниципального имущества муниципального образования город Набережные Челны входит:
- имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы;
- имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
- имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
Объем муниципального имущества города Набережные Челны за период 2014-2016 гг. имеет тенденцию устойчивого роста. Муниципальная собственность пополнилась не только за счет передачи имущества из собственности Республики Татарстан, но и путем принятия на безвозмездной основе от сторонних организаций, а также выявления бесхозяйного и выморочного имущества. От иных форм собственности безвозмездно приняты объекты инженерной инфраструктуры на сумму 16,4 млн. руб.
Деятельность в области земельных и имущественных отношений, приватизации, управлении и распоряжении муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Набережные Челны Республики Татарстан, а также координацию деятельности в этой сфере органов исполнительной власти осуществляет Управление земельных и имущественных отношений, в состав которого входят: отдел учета и управления имуществом; отдел регулирования деятельности юридических лиц; отдел управления земельными ресурсами; отдел регулирования арендных отношений на землю.
В результате деятельности Управления земельных и имущественных отношений города Набережные Челны в 2015 году в городской бюджет поступило более чем 774 млн. рублей, что на 52 млн. больше по сравнению с 2014 годом, рост составляет 7,2%. Доходы от использования муниципального имущества и земли за 2016 год всего - 853,5 млн. руб., что на 79,5 млн.руб. больше по сравнению с 2015 годом. Рост составил 10,3 %.
С целью оценки эффективности деятельности Управления земельных и имущественных отношений города Набережные Челны Республики Татарстан проведен анализ динамики неналоговых поступлений в местный бюджет от использования и управления муниципальной собственностью. По данным проведенного анализа выявлено, что в течение анализируемого периода прослеживается положительная динамика: в 2015 году темп роста неналоговых доходов города Набережные Челны составил 108,7% от уровня 2014 года, в 2016 году - 107,7% по отношению к 2015 году. При этом необходимо отметить, что наблюдается уменьшение неналоговых поступлений в бюджет от продажи имущества в 2015 году на 6,2 млн. руб., в 2016 году - на 9,1 млн. руб. от аренды имущества. Данное обстоятельство можно оценить как неэффективное направление использования объектов муниципальной собственности города Набережные Челны, поскольку, объекты муниципальной собственности находятся в экономическом обороте, а муниципальный бюджет не дополучает определённый объём финансовых поступлений.
Для решения выявленных проблем с целью совершенствования управления муниципальным имуществом города Набережные Челны рекомендуются следующие предложения:
- увеличение количества информации о конкурсах и аукционах, на которых проходит приватизация муниципальных объектов, привлечение интереса потенциальных покупателей с помощью рекламы;
- произвести рыночную оценку объектов, подлежащих приватизации и сдачи в аренду и других сделок, с целью определения реальной рыночной цены;
- пересмотреть условия аренды на нерентабельных муниципальных объектах, требующих значительных вложений;
- усилить контроль при проведении сделок о купле-продаже, сдачи в аренду и других сделок, для предотвращения нелегальности приобретения и использования муниципальных объектов;
- внедрение в практику управления всеми объектами собственности принципов индикативного регулирования, предполагающих введение контрольных показателей эффективности управления и установление ответственности управляющих за их достижение;
- оптимизация структуры собственности города;
- создание комиссии для проведения работы по взысканию задолженности арендной платы за землю;
- провести полную инвентаризацию договоров аренды муниципального имущества, для выявления недобросовестных арендаторов, с последующим расторжением договоров аренды.
В целом для повышения эффективности использования муниципального имущества важна разработка Концепции управления муниципальной собственностью города Набережные Челны, программы социально-экономического развития, оптимизация территориальной организации, подготовка кадров, реклама наиболее привлекательных для инвестиций сфер деятельности.
Таким образом, применение на практике предложений по совершенствованию позволит повысить качество работы Управления земельных и имущественных отношений муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан.
1. Конституция Российской Федерации: [федеральный конституционный закон РФ: принят Гос. Думой 12 декабря 1993 г.] // Российская газета. - 2004. - №237. - 191 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля
1998 г. № 145-Ф3 (ред. от 04.10.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2015). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
4. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Закон о МСУ) от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 27.05.2014).
5. Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального
имущества" от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание
законодательства РФ от 28.01.2002. - № 4. - Ст. 251.
6. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред.
от 28.12.2013 с изм. и доп., вступ. в силу 22.06.2014).
II. Учебники и учебные пособия
7. Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие / Р.В. Бабун. - СПб: Питер, 2017. - 192 с.
8. Бездольный, С.Л. Развитие муниципальной экономики в современных
условиях / С.Л. Бездольный // Вопросы управления. - 2016. - № 12. - С. 12¬14.
9. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики / А.Г. Воронин. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 176 с.
10. Григорьев, В.В. Управление муниципальной недвижимостью: Учебн.- практ. Пособие / В.В. Григорьев, И.А. Острина, А.В. Руднев. - М.: Дело,
2017. - 512 с.
11. Данилова, С.В. Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне / С.В. Данилова, М.С. Максимов // Молодой ученый.
2016. - № 4. - С. 496-500.
12. Девятов, С.А. Управление муниципальным хозяйством. Учебное пособие / С.А. Девятов. - Тюмень: ГОУ ВПО ТГУ, 2017. - 295 с.
13. Зеркин, Д.П. Основы теории государственного управления / Д.П. Зеркин, В.Г. Игнатов. Курс лекций. - Ростов н/Д: издательский центр "МарТ", 2016. - 311 с.
14. Игнатов, В.Г. Экономика муниципальных образований: учебное пособие / В.Г. Игнатов. - М., 2016. - 544 с.
15. Качанова, Е.А. Оценка бюджетного и налогового мультипликатора для планирования деятельности публично-правовых образований России в среднесрочной перспективе / Е.А. Качанова // Вопросы управления. - 2016. - № 4. - С. 3-15.
16. Качанова, Е.А. Реализация принципов регулирования расходных обязательств местного самоуправления в структуре расходов местных бюджетов России / Е.А. Качанова // Муниципалитет: экономика и управление: научно-информационный журнал. 2016. - № 2. - С. 37-43.
17. Качанова, Е.А. Финансовые основы местного самоуправления: теоретические и практические проблемы / Е.А. Качанова. Отв. ред. акад. РАН А.И. Татаркин. - Екатеринбург: Институт Экономики УрО РАН, 2017. - 248 с.
18. Кирсанов, С.А. Муниципальный менеджмент: Учебное пособие / С.А. Кирсанов, М.Н. Мирзалиев, А.Т. Ошурков, А.М. Сергиенко.- СПб.: СПбИГО, ООО "Книжный Дом", 2015 - 232 с.
19. Леви, А.В. Эффективное управление муниципальной собственностью / А.В. Леви. - М.: Проспект, 2016. - 254 с.
20. Мосунов, Ю.Г. Продажа государственного и муниципального имущества: проблемы и опыт / Ю.Г. Мосунов // Недвижимость и инвестиции. Правовое
регулирование. 2016. - № 2-3. - С. 45-50.
21. Муниципальная собственность и инвестиции. - М.: ФГНУ РНЦГМУ, 2017. - 429 с.
22. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Иванов В.В., Коробова А.Н. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 252 с.
23. Общеправовой классификатор отраслей законодательства. - М.: Юристъ,
2017. - 54 с.
24. Острина, И.А. Социально-экономические проблемы управления
муниципальной собственностью / И.А. Острина // Российское предпринимательство. - 2016. - № 2. - С. 45-47.
25. Петренко, П.А. Управление муниципальным имуществом / П.А. Петренко. - М.: Проспект, 2016. - 120 с.
26. Романенко Т.А Земельные ресурсы России. Эффективность их использования // Вопросы управления. - 2016. - № 11. - С. 11-12.
27. Руднев, А.В. Управление муниципальной собственностью : учеб. пособие /
A. В. Руднев, И.А. Острина. - М. : Изд. центр Гос. ун-та управления, 2015. - 380 с.
28. Савенков, Б.В. Теории современного города и городской политики. Курс лекций (для заочного отделения) / Б.В. Савенков. - Челябинск: ЧГУ, 2017. - 102 с.
29. Система муниципального управления: учебник для вузов. / Под редакцией
B. Б. Зотова. - СПб.: Лидер, 2017. - 493 с.
30. Тургель, И.Д. Монофункциональные города России: от выживания к устойчивому развитию / И.Д. Тургель. - Екатеринбург: УрАГС,2017. - 384 с.
31. Утюшева, Л.Д. Управление муниципальной собственностью / Л.Д. Утюшева // Российское предпринимательство. - 2016. - № 6. - С. 48-54.
32. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред.:А.Г.
Грязнова. - М. : Финансы и статистика, 2014 . - 1166 с.
33. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2016. - 385 с.
34. Шаломенцева, Е.Г. Проблемы правового регулирования инновационного управления муниципальной собственностью / Е.Г. Шаломенцева // Конституционное и муниципальное право. - 2016 . - № 20. - С. 38-40.
35. Широков, Л.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации Л.Н. Широков. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 508 с.
36. Экономика и управление недвижимостью: Учебник для вузов / Под общ. ред. П.Г. Грабового. - Смоленск, 2016. - 124 с.
III. Материалы организации
37. Устав города Набережные Челны.
IV. Электронные материалы
38. Коротина, Н.Ю. Возможности роста доходов муниципальных образований / Н.Ю. Коротина // Муниципалитет: экономика и управление: научно¬информационный журнал. 2017 [электронный ресурс]. URL: http://municipal.uapa.ru/ru-ru/issue/2012/02/09/(дата обращения 12.05.2017).
39. Михайлов, А.Г. Способы распоряжения муниципальной собственностью в городских округах: проблемы и направления совершенствования / А.Г. Михайлов // Вопросы управления: научно-информационный журнал. 2011. [электронный ресурс].URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2011/01/07/(дата обращения12.05.2017).
40. Официальный сайт города Набережные Челны Республики Татарстан
[электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://tatarstan.ru/about
/symbol_msu7nabchelny.htm (дата обращения 12.05.2017).