Введение 5
1. Обоснование проектируемого двигателя и выбор аналогов 7
2. Тепловой расчет двигателя 10
2.1 Выбор недостающих данных 10
2.2 Результаты теплового расчета 11
2.3. Выводы 11
3. Кинематический и динамический расчеты двигателя 18
3.1. Кинематический расчёт 18
3.2. Динамический расчёт 19
3.3 Выводы 30
4. Уравновешивание двигателя 31
5. Расчет на прочность поршневой группы 32
5.1. Прочностной расчет поршня 33
5.2. Прочностной расчет поршневых колец 36
5.3. Прочностной расчет поршневого пальца 38
5.4. Вывод по расчету на прочность 41
6. Описание конструкции двигателя 43
7. Исследовательская часть 51
Заключение 66
Список использованных источников 67
Приложение
Двигатели внутреннего сгорания принадлежат к наиболее распространённому типу тепловых двигателей, то есть таких двигателей, в которых тепловая энергия, выделяющаяся при сгорании топлива, преобразуется в механическую.
Прогресс в автомобильной промышленности, дальнейшее увеличение грузооборота автомобильного транспорта предусматривает не только количественный рост автопарка, но и значительное улучшение использования имеющихся автомобилей, повышение культуры эксплуатации, увеличение межремонтных сроков службы.
Создание автомобилей, работающих с высокой топливной экономичностью, зависит в первую очередь от двигателей, в которых максимальное количество тепла превращалось бы в полезную механическую работу при непременном условии повышения срока их службы. Автомобильные двигатели, кроме того, должны иметь малые габаритные размеры и вес.
Концепция автомобильного двигателя на сегодняшний день обусловлена следующими общими требованиями: существенное уменьшение
эксплуатационного расхода топлива и масла, безусловное соответствие постоянно ужесточающимся стандартам на выбросы вредных веществ, уменьшение расхода природных ресурсов, потребляемых на изготовление автомобиля. При удовлетворении указанных выше основных требований не должны ухудшаться остальные эксплуатационные характеристики автомобиля, его безопасность и комфортность.
Стоимость производства такого автомобиля должна обеспечивать его конкурентоспособность в условиях рынка.
Очевидно, что создание перспективного высокоэкономичного малотоксичного автомобиля представляет сложную комплексную задачу, связанную с коренным усовершенствованием большинства узлов автомобиля и технологии их производства.
Поршневые двигатели не имеют конкурентов, как на наземном, так и на водном транспорте. Они занимают господствующее положение в автомобильной, сельскохозяйственной, военной, дорожно-строительной и другой технике. Только мировой автопарк на сегодня насчитывает около 900 млн. автомобилей с поршневыми двигателями, а каждый год мировая
автомобильная индустрия выпускает примерно 45 млн. автомобилей, подавляющее большинство которых использует топливо нефтяного
происхождения (бензин или дизельное топливо). Если еще учесть, что за год каждый из этих автомобилей употребляет в среднем более двух тонн нефтяного топлива, то становится понятной актуальность создания высокоэффективных поршневых двигателей на альтернативных топливах.
В целом потребление нефти достигло еще больших масштабов, а ее запасы пока еще не вызывают большую тревогу. Правда, сегодня называются другие сроки. Если исходить из нынешних темпов добычи и расходования, то запасов нефти природного происхождения хватит примерно на 40 лет, а запасов природного газа - приблизительно на 60 лет.
В качестве альтернативы топливу нефтяного происхождения для поршневых двигателей в настоящее время наиболее часто рассматриваются синтетические топлива, угольные суспензии, спирты, эфиры, топлива из растительных масел, из газовых конденсатов, газообразные углеводородные топлива, водород, синтезгазы, сжиженные газы [9].
В ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы были проведены:
1. Тепловой расчет двигателя с использованием программы Дизель-РК, в результате которого мощность двигателя составила Ne = 206 кВт при частоте вращения коленчатого вала 2300 мин-1, максимальный крутящий момент Me = 1005 Н-м при частоте коленчатого вала 1200 мин-1, минимальный удельный расход топлива де 215 г/кВт-ч, коэффициент приспособляемости Кт = 1,16, скоростной коэффициент Кс = 0,52, литровая мощность Иел = 29,02 кВт/л.
2. Кинематический и динамический расчеты двигателя, в результате которых были получены зависимости от угла поворота коленчатого вала различных параметров: перемещения, скорости и ускорения поршня; газовых и инерционных сил, действующих на КШМ; сил, действующих на шатунные и коренные шейки коленчатого вала. По результатам этих расчетов была построена диаграмма износа шатунной шейки.
3. Анализ уравновешенности двигателя.
4. Расчёты на прочность деталей двигателя, которые показали, что при выбранных материалах и размерах элементов деталей на расчетных режимах напряжения не превышают допустимых.
5. Исследование механических потерь в цилиндропоршневой группе. В результате было установлено, что повышение частоты вращения двигателя увеличивает потери на трение в большей степени, чем давление в цилиндре
1. . Чайнов Н. Д. Конструирование двигателей внутреннего сгорания: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» напровление подготовки «Энергетическое машиностроение»/ Н.Д. Чайнов, Н.А. Иващенко, А.Н. Краснокутский, Л.Л.Мягков; под ред. Н.Д.Чайнова. - 2-е изд. - М.: Машиностроение, 2011. 496 с., ил.2 для вузов./ А.И. Колчин, В.П. Демидов — 3-е изд. перераб. и доп.— М.: Высш.шк., 2003.— 496 с.: ил.
2. Кавтарадзе Р.З. Теория поршневых двигателей. Специальные главы: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. - 720 с.: ил.
3. Кадышев В.Г. Тепловой расчет рабочего процесса ДВС: методические указания к курсовой работе по курсу "Теория рабочих процессов ДВС": — г. Набережные Челны: КамПИ, 1993.
4. Румянцев В.В., Егошин Е.А. Выпускная квалификационная работа
бакалавра: методические указания. - Набережные Челны: Изд-во
Набережночелнинского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета, 2015. - 38с..
5. Попык К.Г. Конструирование и расчет автомобильных и тракторных двигателей. Изд. 2-е, перераб. и доп. Учебник для втузов. М., "Высш. школа", 1973.
6. Двигатели внутреннего сгорания. Динамика и конструирование: учебник для вузов/ В. Н. Луканин, И. В. Алексеев, М. Г. Шатров и др.; Под ред. В. Н. Луканина, М. Г. Шатрова. - 3-е изд. перераь. - М.: Высш. шк., 2007. - 400 с.: ил.
7. Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей: Учебник для студентов вузов по специальности "Двигатели внутреннего сгорания"/ В.П. Алексеев, В.Ф. Воронин, Л.В. Грехов и др.; под общ. ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова.— 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1990.—288 с.: ил.
8. Генкин К. И. Газовые двигатели. М., «Машиностроение», 1977.
9. З. Р. Кавтарадзе, Р. З. Кавтарадзе. Перспективы применения поршневых двигателей на альтернативных моторных топливах / З. Р. Кавтарадзе, Р. З. Кавтарадзе // Транспорт на альтернативном топливе. 2011 - №6 - с.66-75.
10. А. А. Шуаипов. Аналитическое исследование внутренних потерь в судовом двигателе внутреннего сгорания / А. А. Шуаипов // Морская техника и технология. 2011 - №1 - с.157-163.
Изм Лис № доким Подпи Да
11. А. А. Шуаипов. Расчетно-аналитический метод определения внутренних механических потерь в судовом двигателе внутреннего сгорания / А. А. Шуаипов // Морская техника и технология. 2011 - №2 - с.128-133.
12. Путинцев С. В. Механические потери в поршневых двигателях: специальные главы конструирования, расчета и испытаний. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 288 с.: ил.
13. Никишин, В.Н. Формирование и обеспечение качества автомобильного дизеля. Часть I / В.Н. Никишин; Министерство образования и науки, Камская госуд. инж.-экон. акад. - Наб. Челны: Изд-во Камской госуд. инж.-экон. акад., 2006. - 452 с. Библиогр.
14. L.Feuga, C. Bury. Piston and ring meachanical losses / L.Feuga, C. Bury; пер. с англ. - SAE Journal of Automotive Engineering - 1984 - c.173-178.
15. Rezeka S. A new approach to evaluate instantaneous friction and its components in internal combustion engine / Rezeka S; пер с англ. - SAE Journal of Automotive Engineering - 1984 - с.130-143.
16. http://www.diesel-rk.bmstu.ru.