Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стилистические особенности жанра короткого рассказа

Работа №85908

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Художественное своеобразие коротких рассказов русской и американской литературы XX вв 6
1.1 Специфические особенности русской литературы в конце ХХ вв 6
1.2 Короткий рассказ в американской литературе ХХ в 20
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2 Особенности короткого рассказа О Генри и Э. Хемингуэя 31
2.1 Творчество О Генри 31
2.2. Творчество Э. Хемингуэя 45
Выводы по второй главе 55
ГЛАВА 3 Творчество Е. Гришковца и его коротких рассказов в современной российской литературе 57
3.1. Особенности сборников рассказов Е. Гришковца 57
3.2. Стили рассказов и других коротких произведений (записей в блогах) Е. Гришковца 67
Выводы по третьей главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЯ

Творческая способность и настоятельная потребность человека порождать, воспроизводить, воспринимать и интерпретировать короткое повествование находится в центре исследовательского внимания целого ряда дисциплин, каждая из которых, выявляя действенность собственной проблематики о сущностных основах рассматриваемого феномена, фактически, стремится дать ответы на следующие базовые вопросы:
- почему участники коммуникации получают удовольствие от короткого повествования?;
- что в нем особенного для адресанта и слушающего?;
- может ли культура существовать без подобного повествования?;
- является ли короткое повествование ментальным, лингвистическим или культурным конструктом?
- обнаруживаются ли какие-либо различия между кратким воспроизведением ситуации в рамках реального общения и художественным рассказом?
Актуальность исследования изучения короткого повествования существует насущная потребность при изучении проблемы, включающей указанные выше вопросы в обобщенном виде: каким образом в данном повествовании осуществляется конструирование значения и смысла.
Объект исследования - короткий рассказ как один из жанров малой прозы.
Предмет исследования - особенности жанра короткого рассказа и его стилистика (на примере Л. Улицкой и Е. Гришковца).
Цель данной работы заключается в исследовании стилистики и особенностей жанра короткого рассказа.
Для достижения поставленной литературы необходимо решить следующие задачи:
- выделить специфические особенности русской литературы в конце ХХ - начале XXI вв.;
- определить модификацию коротких рассказов среди жанров малой прозы в литературе конца ХХ - начале XXI вв.;
- выделить особенности прозаических сборников произведений Л. Улицкой;
- изучить эволюцию жанра короткого рассказа в творчестве Людмилы Улицкой;
- охарактеризовать особенности сборников рассказов Е. Гришковца;
- проанализировать стили рассказов и других коротких произведений (записей в блогах) Е. Гришковца.
Методологическая основа исследования представлена трудами известных отечественных литературоведов, исследовавших проблематику жанра, вопросы поэтики и основные тенденции развития отечественной литературы в идейно-художественном и нравственно-этическом отношениях (Л. П. Александрова, М. М. Бахтин, Ю. Б. Кузьменко, Б. В. Томашевский, М. Б. Храпченко), а также жанровое разнообразие произведений, отражающих эстетические аспекты и художественно-стилевые искания Л.Улицкой и Е. Гришковца (И. Н. Косолапов, С. Н. Егоров, В. Е. Соколова и др.).
В целях объективности исследования применялась методика многоплановых подходов к анализу предмета на основе следующих методов:
- сравнительно-исторический, позволяющий рассмотреть современную малую прозу короткие рассказы в контексте общего литературного процесса;
- аналитический, помогающий изучить внутреннюю организацию художественных произведений Л. Улицкой и Е. Гришковца;
- типологический, способствующий раскрытию социально-нравственной обусловленности стиля и особенностей коротких рассказов Л. Улицкой и Е. Гришковца.
Теоретическая значимость данной работы заключается в систематизации и обобщении умозаключений и положений различных аспектов стилистики и особенностей коротких рассказов, а также жанрово-стилевого разнообразия в творчестве Л. Улицкой и Е. Гришковца.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные положения, конкретный материал и выводы, сделанные в работе, могут быть использованы при изучении современной литературы, при разработке спецкурсов развития коротких рассказов на примере творчества Л. Улицкой и Е. Гришковца с применением анализа творчества писательницы на уровнях тематики, проблематики, художественного своеобразия.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, библиографию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


К началу XXI в. на развитие европейской литературы оказали влияния факторы, без учета которых трудно представить дальнейшие пути ее развития. Закончившийся в 1980-х гг. постмодернистский эксперимент в западной ее части лишь подстегнул Восток к освоению этой опыта. Восточноевропейская и русская литературы после нескольких лет отчужденного от Запада состояния спешили примерить на себя эти экспериментальные одежды. Рубеж XX-XXI вв. обнаружил явное сближение путей развития русской и западной литератур, которые большую часть XX в. представляли собой два ярко выраженных направления европейской литературы. Имея общие исторические корни и развиваясь в одном направлении вплоть до начала ХХ в., эти две составляющие европейской литературы пережили длительный процесс расхождения, чтобы к концу века обрести общие признаки.
Значительное место среди литературных произведений в России в конце XX - начале XXI века приобретают малые литературные формы, а именно рассказы, короткие рассказы. Короткий рассказ с трудом поддается дефинированию, а с учетом разнообразных формалистских, структуралистских, постструктуралистских и феминистских концепций вообще, по-видимому, оказывается невозможным. Короткий рассказ определяется в самых разнообразных терминах, таких как единство структуры и сюжета, техника компрессии сюжетной линии повествования, лиричность, тональность, объективация откровений персонажа и т.д. Особым препятствием для решения этой проблемы выступает динамичная и переменная взаимосвязь между размером литературного текста и его жанром, наличие гибридных, самых разнообразных комбинаций «краткости» и «пространности» повествования.
В качестве обоснования данного суждения приводятся следующие доводы. Так, роман повествует о целой жизни, короткий рассказ - об отдельном фрагменте из жизни. В рамках романа задействуется множество объектов, фактов, событий, в коротком рассказе - отдельно взятый объект, факт, событие. Роман - это исчерпывающее повествование о некотором положении дел, рассказ - фрагментарное повествование.
Одним из главных достоинств ее прозы Л. Улицкой является язык. Это, вероятно, первое, на что стоит обратить внимание. В нём нет ничего лишнего, «споткнуться не на чем», но в детально выверенных и гибких фразах глубина мысли и иронии. Ей удаётся сказать легко и красиво о том, о чём иногда даже в мыслях у людей возникает неловкость. Она умеет несколькими линиями нарисовать образ героя так, что добавлять уже ничего не надо; сложив пару деталей, даёт почувствовать и атмосферу в доме отдельной семьи, и в жизни людей целой страны. Это качество прозы Улицкой можно признать наиболее постоянным, делающим ее произведения узнаваемыми.
Повествованию Л. Улицкой присущи недоговоренность, подтекст, точно передающие внутреннее состояние героя. Художественная картина мира в рассказах Л. Улицкой демонстрирует относительность и неустойчивость бытия. В рассказах Л. Улицкой представлена прямая, внутренняя, лексически выраженная ирония. Особо значимой является внутренняя ирония. Людмила Улицкая изящно соединяет традиции русской классики и постмодернистскую эстетику. Именно это переплетение уже знакомого и еще нового демонстрирует двойную направленность ее творчества на реалистическое отражение действительности с постмодернистскими приемами.
Рассказы Л. Улицкой сформировали особый тип героя. Преимущественно женские образы изображают человека, в котором все инстинктивные проявления пола перекрываются общечеловеческими. Каждая героиня представляет, прежде всего, концепцию бытия, затем определенный женский тип и, наконец, конкретную женщину. Вероятно, поэтому не возникает темы материнства, она слита с темой родителей и детей, и это кажется неожиданным для прозы, которую преимущественно называют женской.
В новых рассказах Евгения Гришковца можно расслышать эхо Чехова, Шукшина и его собственных пъес - монологов. Он писал и продолжает писать современные истории о смешных и трагических пустяках, из которых состоит наша жизнь. Бытовая ссора, хронический недосып, разбитая банка с маринованными огурцами... Любая ерунда под пристальным взглядом писателя приобретает размах почти эпический. Заставляет остановиться на бегу и глубоко-глубоко задуматься. Рассказы эти - лучшая терапия для человека, задерганного будничной гонкой и забывающего смотреть в зеркало. Посмотришь - и кажется, что жизнь твоя не так уж и бессмысленна. Ее есть за что полюбить.



1. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: сборник статей. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1999. 327 с.
2. Бахтин М. М. Эпос и роман. М.: Просвещение, 1996. 396 с.
3. Березин В. Конспекты рассказов // Добродеев Д. Рассказы об испорченных сердцах. М.: ВЛАДОС, 1996. С. 3-16.
4. Богомолов Ю. А. Проблемность русского рассказа // Русский рассказ: тезисы докладов конференции. М.: Просвещение, 1990. 700 с.
5. Влахов, С. И. Непереводимое в переводе / С. И. Влахов, С. П. Флорин. - М.: Международные отношения, 1980.
6. Болотян И. Гришковец: автор, феномен, синдром // Литературная Россия, 2006, 22 октября.
7. Быков Л. «Сонечка» и другие // Урал. 1994. №2-3. С. 287-288.
8. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: Пер. с анг. М.: Русские словари, 1997. 281 с.
9. Ветлесен А. Ю. Философия боли. М.: Прогресс-Традиция. 2010. 198 с.
10. Винокур Г.О. Об изучении языка литературных произведений // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. / Под редакцией проф. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 176 - 201.
11. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Едиториал УРССС, 2002. 298 с.
12. Головенченко Ф. М. Введение в литературоведение. М.: Высшая школа, 2001. 236 с.
13. Гришковец Е. В. Боль. М.: Махаон, 2014. 243 с.
14. Гришковец Е. В. Письма к Андрею. Записки об искусстве. М.: Махаон,
2012. 170 с.
15. Гришковец Е.В. Письма к Андрею. Записки об искусстве. - М.: Махаон,
2013. 168 с.
16. Гуляев Н. А., Богданов, А. Н., Юдкевич, Л.Г. Теория литературы в связи с проблемами эстетики. М.: Высшая школа, 1999. 289 с.
17. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1978. - Т. 1: А - 3. - 1978. - 699с.
18. Дарвин Н.М. Фрагмент // Введение в литературоведение. М.: Литература, 1999. 787 с.
19. Желобцона С.Ф. Сюжегообразуюшая функция сна в романах Л.
Улицкой и К. Вольф «Размышления о Кристе Т.» // Русское
литературоведение в новом тысячелетии. В 2 тт. М.: Academia, 2003. 291 с.
20. Жулинский Н.Г Человек в литературе. Общественные ценности и проблема художественного характера. - Киев: Академия наук УССР Институт литературы; К.: Наукова думка, 1983. - 304 с
21.Золотопосов И. Чувствительность с приставкой «нео» // Московские новости. 1993. №6. С. 5.
22. Ишкина Е.Л. Поэтика рассказов Л.Улицкой // Актуальные проблемы современной филологии. Литературоведение. Киров: Изд-во КГУ,
2003. 159 с.
23. Казарина Т. Бедные родственники: Людмила Улицкая. Серия «Первая книга». М.: «Слово», 2004. 231 с.
24. Кожевников В. М. и др. Литературный энциклопедический словарь. М.: Инфо-Пресс, 2000. 811 с.
25. Колядич Т.М. Можно ли считать «женскую прозу» явлением // Проблема эволюции русской литературы XX пека. Вып. IX. М.: Просвещение 2003. 233 с.
26. Колядич Т.М. Своеобразие организации циклов рассказов Л.Улицкой // Литературный процесс в зеркале рубежного сознания. Магнитогорск,
2004. 232 с.
27. Кузичева Л.В списках значится... «Вечная Сонечка»? // Книжное обозрение. 1993. №50. С. 13.
28. Куклип Л. Казус Улицкой // Нева. 2003. №7. С. 177.
29. Кучерская М. Перевод на человеческий. Людмила Улицкая в борьбе с ангелом литературы. М.: Академия, 2000. 312 с.
30. Латынина А. Кровь и кубики / Финалисты Букера - 97 с двух точек зрения // Литературная газета. 1997. №39. С. 78-92.
31. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература : В 3-х кн. Кн. 3. М.: Просвещение, 2003. С. 93-94.
32. Лужановский А.В. Выделение жанра рассказа в русской литературе. Вильнюс, 1988. 265 с.
33. Малецкий Ю. Случай Штайна: любительский опыт богословского расследования // Континент. № 133. С. 14-250.
34. Мела О. «Сонечка» Людмилы Улицкой с гендерной точки зрения: новое пол Солнцем? // Преображение. 1998. №6. С. 107.
35. Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2000. № 4.; Тарасова И.А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. Саратов, 2003. 343 с.
36. Мир в сети: интернет и издательства: в каких формах литература существует сегодня/Zhttp: moskva.bezformata.ru
37. Михайлов А.В. Рассказ и стиль // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М.: Литература, 1982. 339 с.
38. Молчанов А. Настоящая женская проза, или Феномен Людмилы Улицкой //http://writer.fio.ru/news.php?n=20057&c=1668
39.О. Генри. Пока ждет автомобиль. М., 1989 (пер. Е. Калашниковой).
40.О. Генри. Гнусный обманщик. М., 1989 (пер. И. Гуровой)
41. О. Генри. Персики. Дары волхвов. М., 1989 (пер. Е. Калашниковой).
42. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. М.: Рус.яз., 1990.
43. Основы литературоведения . М.: Московский лицей, 2000. 549 с.
44.Остропко И. Субкультура детства в цикле Л.Улицкой «Девочки» // Мировая словесность для детей и о детях. М.: Просвещение, 2004. 392 с.
45. Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение. М.: Высшая школа,
1996. 315 с.
46. Поэтика русской литературы. К 70-летию профессора Юрия
Владимировича Манна. Сб. Статей / Под ред. А.В. Михайлова. М.: Литература, 2001. С. 9-21.
47. Прозаическое произведение и его целостность // Сборник научных трудов «XV Международные Ломоносовские чтения». Архангельск, 2003. С. 121-129.
48. Прусакова И. Людмила Улицкая. Сонечка. Повесть // Новый мир. 1992. №7. С. 48-90.
49. Ровенская Т.А. Опыт нового женского мифотворчества: «Медея и её дети» Л.Улицкой и «Маленькая Грозная» Л.Петрушевской // Адам и Ева: Альманах тендерной истории. СПб.: Питер, 2003. 238 с.
50. Рымарь Н.Т. Поэтика рассказа. Саратов: Издательство Саратовского университета, Куйбышевский филиал, 1990. 176 с.
51. Рымарь Н.Т. Введение в теорию рассказа. Воронеж: Издат.
Воронежского университета, 1989. 210 с.
52. Свенедицкая Э. Большие проблемы малой прозы // Новое литературное обозрение. 1999. №4. С. 270 - 278.
53. Скворцов В.Я., Скворцова А.И. Самобытие человека в повести Людмилы Улицкой «Весёлые похороны» // Вестник ВолГУ. Серия 2: Филология. Журналистика. Волгоград. 2000. №5. С. 105-112.
54. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1982. 376 с.
55. Слепович, В. С. Перевод: английский - русский / В. С. Слепович. - Минск: «ТетраСистемс», 2009.
56. Стернин И.А. Проблемы анализа структуры значения слова. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1979. 229 с.
57. Тарковский А.А. Мартиролог. Дневники. М.: Международный
Институт имени Андрея Тарковского, 2008. 624 с.
58. Тимипа С. Медея XX века: полемика, традиция, миф [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский университет. 1998. №16-17. http: // www. spbuinag.nw. ru/olilinclex.html.
59. Тимофеев Л.И., Венгерова М.И. Краткий словарь литературных терминов. М.: Художественная литература, 1963. 598 с.
60. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 2000. 421 с.
61. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Просвещение,
1997. 361 с.
62. Тюпа В. Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. М.: Литература, 2001. 483 с.
63. Улицкая Л. Веселые похороны. М.: Издательство «Вагриус», 1998. 376 с.
64. Улицкая Л. Даниэль Штайн, переводчик. М.: ЭКСМО, 2007. 528 с.
65. Улицкая Л. Искренне ваш Шурик: Роман. М.: Изд-во Эксмо, 2006. 432 с.
66. Улицкая Л. Счастливые // Ковчег. 1991. №2. С. 85-89.
67. Улицкая Л. Перловый суп // Столица. 1991. №46/47. С. 120-121.
68. Улицкая Л. Бронька // Огонек - 1989.- №52. С. 20-23.
69. Улицкая Л. «Я пишу для вас...»: [Беседа с писательницей Л. Улицкой / Записала Наталья Мавлевич] // Семья и школа. 2002. №3. С. 26.
70. Улицкая Л. Считайте меня ретроградом [Электронный ресурс] // Санкт-
Петербургский университет. 25 лек. 1998. №28-29. С. 4. http: //
www.spbumag.nw.ru/oldindex. Html.
71. Улицкая Л. Мне интересна жизнь «серых людей: [Беседа с писательницей Л. Улицкой / Записала Маргарита Рюрикова] // Литературная газета. 1995. №38. С. 3.
72. Улицкая Л. «Принимаю всё, что даётся»: [Беседа с писательницей Л.Улицкой / Записала Анастасия Гостева] // Вопросы литературы. 2000. №1. С. 224.
73. Утехин, Н.П. Жанры эпической прозы / Н.П. Утехин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. 412 с.
74. Хайдарова Г. Р. Феномен боли в культуре. Аналитический научный обзор. С.-Пбг.: изд-во СпбГУ, 2011. 323 с.[
75. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002. 357 с.
76. Цуркан А. Единство в многообразии, или Народ избранный // Старое
литературное обозрение. 2001. № 2. http://magazines.russ.ru/
slo/2001/2/curk.html
77. Щеглова Е. О спокойном достоинстве - и не только о нём: Людмила Улицкая и ее мир // Нева. 2003. №7. С. 185.
78. Щепилова Л. В. Введение в литературоведение. М.: Высшая школа,
1998. 433 с.
79. Hemingway Е. Big two-hearted river // Hemingway E. The Complete Short Stories. L.: Penguin, 1998. P. 147-162.
80. Hemingway E. Soldier's home // Hemingway E. The Complete Short Stories. L.: Penguin, 1998. P. 183-197.
81.0. Henry “While the auto waits” М., 2003
82.0. Henry “Roads of destiny” М., 2001
83.0. Henry “Little speck in garnered fruit”, “The gift of the Magi” М., 2003
84. Henry, О. A Service of Love. [Электронный ресурс] / О. Henry. - URL:
http://www.lintro.ru/o-henry-a-service-of- love-tekst-dlya-chteniya/ (дата
обращения: 22.11.2016).
85. Henry, О. The Gift of the Magi. [Электронный ресурс] / О. Henry. - URL:
http: //www.eastoftheweb .com/short- stories/UBooks/GifMag.shtml (дата
обращения: 22.11.2016).
86. Henry, О. The Roads We Take. [Электронный ресурс] / О. Henry. - URL:
https: //www. shortstories. co. in/the-roads- we-take/ (дата обращения:
22.11.2016).
87. Henry, О. The Romance of a Busy Broker. [Электронный ресурс] / О.
Henry. - URL: http://learningenglish.voanews.eom/a/the-romance-of-a-
busy-broker-o-henry/3390673.html(дата обращения: 22.11.2016).
88. Henry, О. The Trimmed Lamp. [Электронный ресурс] / О. Henry. - URL:
http: //fictionbook.ni/static/trials/l 1/82/80/11828095.a4.pdf (дата
обращения: 22.11.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ