Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Он был воспитателем Александра Македонского, и сам стал «Александром Македонским» эллинской философии.
Политика. Добродетели есть продукт воспитания, этика органически связана с политикой.
Этика является способом социального бытия членов полиса.
Политика связана с практическим разумом (практичностью и рассудительностью) и соответствующими ему добродетелями: мужеством, благоразумием, справедливостью, рассудительностью Они являются условием счастья и отличают человека от животного.
Цель политики состоит в том, чтобы обеспечить счастье граждан, то есть состояние, которое позволяет обеспечивать свою разумную сущность. Поэтому данная цель находится в этической сфере: обеспечение условий добродетельной жизни отдельных граждан является благодатной почвой для самой политики.
Справедливость является всеобщим благом, достижению которого должна служить политика. Человеческая природа, благодаря страстям, испорчена. Для реализации цели политики достаточно достигнуть того, чтобы все граждане обладали добродетельностью гражданина - умением повиноваться властям и законам. Для политика (правителя) необходима еще и добродетель человека, так как власть имущий должен быть нравственно совершенным.
Учение о государстве. Аристотель считает, что государство есть «форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством».
Политическое устройство - это порядок, который лежит в основании власти закона и распределения существующего властвования. Формы государственного бытия еще несовершенны и требуют поиска лучшего устройства.
Государство обеспечивает разделение труда, наличие сферы свободной деятельности, досуга как обязательного условия для созерцательной деятельности. Поэтому развитый полис является для Аристотеля высшей и вечной формой общественного устройства и заботой ответственных граждан. Государство состоит из естественных форм общежития: граждан, семьи и селения.
Гражданин. Люди по своей природе политические существа, а государство состоит из граждан. Поэтому главное в нем - это гражданин как неизменный по своей природе человек, кто участвует в управлении, в суде, исполняет воинскую функцию и служит богам. При этом Аристотель различает жителей государства как существенные и несущественные части.
1) К несущественной, но необходимой части он относит всех, занятых практической деятельностью, - торговцев, земледельцев и ремесленников. У них нет досуга для развития в себе добродетели. Поэтому в наилучшем государстве данному большинству не дадут прав гражданина, а с другой стороны, в таком государстве граждане не должны быть земледельца ми и ремесленниками. Но так как эти неблагородные занятия в государстве необходимы, то в эллинском мире ими должны заниматься рабы-варвары (не греки).