Анализ практики использования государственных услуг населением в электронном виде и их совершенствование на основе сравнительного подхода (Научно-исследовательская работа, Московский Университет им. Витте)
Проведен анализ предоставления государственных услуг в электронном виде на портале «Государственные услуги» в России за 2018 – 2020 годы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты использования сравнительного подхода при анализе практики использования государственных услуг населением в электронном виде 7
1.1. Понятие и принципы предоставления государственных услуг. Современные технологии предоставления государственных услуг 7
1.2. Подходы к оценке качества предоставления государственных услуг 11
1.3. Методика использования сравнительного подхода при анализе практики использования государственных услуг населением в электронном виде 14
ГЛАВА 2. Анализ практики использования государственных услуг населением в электронном виде в Российской Федерации 18
2.1. Анализ объемов, качества и доступности предоставления государственных услуг населению в электронном виде 18
2.2. Сравнительный анализ использования государственных услуг населением в электронном виде в России и за рубежом 20
ГЛАВА 3. Совершенствование предоставления государственных услуг в Российской Федерации 27
3.1 Оптимизация процедур предоставления государственных услуг в электронном виде 27
3.2 Направления совершенствования инфраструктуры электронного взаимодействия 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
В настоящее время процесс развития системы предоставления электронных государственных и муниципальных услуг осложнен рядом проблем. Во-первых, по-прежнему существуют значительные различия между органами государственной власти по качеству и количеству использования информационных и коммуникационных технологий, результаты внедрения подобных технологий носят зачастую ведомственный характер. Во-вторых, инфраструктура публичного доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения развиты недостаточно. Получение государственных услуг потребителями в большинстве случаев требует личного их обращения в органы государственной власти, что приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства. В-третьих, недостаточно сформирована нормативно-правовая база предоставления электронных услуг, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти услуг с помощью информационных и телекоммуникационных технологий.
Все вышеизложенное свидетельствуют об актуальности и значимости выбранной темы магистерской диссертации.
Цель исследования – повышение качества предоставления электронных государственных услуг в условиях цифровизации общества на основе оптимизации процесса предоставления государственных услуг, оптимизации порядка межведомственного информационного взаимодействия, а также совершенствования инфраструктуры электронного взаимодействия за счет использования новых возможностей, создаваемых цифровизацией общества.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить подходы к определению, классификации и оценке качества государственных услуг, определить используемые в настоящее время современные технологии предоставления государственных услуг;
2. проанализировать возможности использования сравнительного подхода при анализе практики предоставления государственных услуг получателям в электронном виде;
3. выполнить анализ объемов, качества и доступности предоставления государственных услуг населению России в электронном виде;
4. провести сравнительный анализ практики использования государственных услуг населением в электронном виде в Российской Федерации и за рубежом;
5. разработать рекомендации совершенствование предоставления государственных услуг в Российской Федерации.
Объектом исследования является система оказания государственных услуг населению в электронном виде, в том числе формы и способы предоставления, нормативно-правовое регулирование, система межведомственного и межуровневого информационного взаимодействия, инструменты управления качеством предоставления услуг, инфраструктура электронного взаимодействия.
Предметом исследования являются государственные услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в рамках государственного задания органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации, бюджетными учреждениями безвозмездно или по установленным ценам (тарифам).
Теоретической базой исследования являются исследования российских и зарубежных ученых-экономистов; научные статьи по теме исследования; учебная литература.
Методы исследования. В работе будут использованы общенаучные методы исследования, такие как: теоретический анализ, методы системного анализа, обобщение и конкретизация положений, методы качественной оценки, моделирование.
Информационная база исследования представлена действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации, официальными статистическими материалами, отражающими состояние и динамику развития отрасли оказания государственных услуг, данными государственных информационных систем, информационными ресурсами сети Интернет, а также данными, которые будут получены автором самостоятельно по результатам проведенных исследований.
Гипотезой исследования является предположение о том, разработанные предложения для более качественного, сбалансированного взаимодействия государственных организаций по оказанию услуг повысят удовлетворенность населения качеством работ и услуг в этой сфере.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что теоретические положения и рекомендации дадут новое представление об оказании государственных услуг в электронном виде.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные на его основе результаты и выводы могут быть использованы институтами информационных технологий и государства для повышения эффективности регулирования сферы электронного типа и удовлетворенности населения быстротой и качеством проделанных работ и предоставляемых услуг.
Индекс развития электронного правительства рассчитывается как среднее арифметическое трех субиндексов. Субиндексы формируются на основе нормализованных значений показателей, входящих в его состав. В Российской Федерации оценка государственных услуг в электронном виде при сравнении деятельности отдельных субъектов Федерации осуществляется в двух аспектах: оценка качества и доступности государственной услуги и оценка деятельности территориальных ОВД по предоставлению государственных услуг в электронном виде.
Анализ аспектов предоставления государственных услуг населению в электронном виде в Российской Федерации показал, что оказание таковых началось с использования портала государственных услуг начиная с 2009 г. Инновациями предоставления государственных услуг за последние несколько лет являются – запуск мобильной версии, соединение платежных сервисов в один, возможность проверки задолженности, возможность оплаты без ввода реквизитов (на основании уникального идентификатора начислений), появление напоминаний о необходимости замены официальных документов, запуск приложений для помощи во время пандемии.
Оценка динамики предоставления государственных услуг показывает рост по всем параметрам их предоставления портале «государственные услуги». Так общее количество оказанных услуг в 2019 г. выросло более чем в 2,5 раза, в 2020 г. еще в 1,5 раза, что обусловлено в большинстве случаев введением ограничений при предоставлении услуг off-лайн, реализацией мер государственной поддержки через данный портал в условиях глобальной пандемии COVID-19.
В РФ для оценки качества государственных услуг проводится мониторинг удовлетворенности физическими лицами – получателями государственных услуг качеством деятельности органов государственной и местной власти как на самом портале «Государственные услуги», в системе сбора мнений граждан «Ваш контроль» и на портале государственного и муниципального аудита; на уровне субъектов Федерации проводятся социологические исследования по данной тематике.
Исследование мирового опыта предоставления государственных услуг в электронном виде осуществляется Организации Объединенных Наций, составляющей двухгодичные рейтинги глобального развития электронного правительства во всех государствах-членах. По данным исследования в 2018 г. лидерами в этой области являлись Дания, Австралия, Республика Корея и Великобритания. Россия в 2018 г. по уровню предоставления электронных государственных услуг находилась на 32 месте. Состав лидеров в 2020 г. не поменялся, рейтинг России опустился на 4 позиции.
Результаты исследования классифицируют страны на 4 группы: с очень высоким EGDI – более чем 0,75; высоким EGDI – между 0,5 и 0,75; средним EGDI - от 0,25 до 0,5 и низким EGDI - менее чем 0,25. Ведущую роль в развитии электронного правительства в Северной и Южной Америке и во всем мире играют в настоящее время США. Все страны в высоком классе оценки имеют исчерпывающую правовую и нормативную базу для электронного правительства, которая устанавливает нормы, правила, стандарты и руководства, касающиеся цифровой идентификации личности, онлайн информации и персональных данных. У 11 из ведущих стран имеется специальная государственная стратегия по новым технологиям в области предоставления электронных государственных услуг, таким как искусственный интеллект, глубокое обучение и блокчейн.
Высокую актуальность в настоящее время приобретает необходимость повышения качества, доступности и прозрачности оказания государственных услуг юридическим и физическим лицам. На настоящем этапе развития российского общества направлениями оптимизации государственных услуг в Российской Федерации на 2021-2024 гг. будут являться: переход на реестровую модель предоставления государственных услуг; проактивный режим предоставления услуг; внедрение цифровых административных регламентов; развитие цифровых экосистем на принципе «бесшовности»; перевод в электронный вид документов личного хранения, с возможностью последующей биометрическая идентификация получателя государственных услуг. Повышение эффективности электронного взаимодействия возможно за счет унификации и регламентации подобных процедур взаимодействия со стороны различных ведомств, а на уровне муниципалитетов посредством внедрения модели так называемого умного города «Smart City».
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) [Электронный ресурс] / ГАРАНТ.РУ. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12112604/ (дата обращения: 25.07.2021).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [Электронный ресурс] / ГАРАНТ.РУ. - Режим доступа: https://base.garant.ru/10164072/ (дата обращения: 25.07.2021).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) [Электронный ресурс] / ГАРАНТ.РУ. - Режим доступа: https://base.garant.ru/10900200/ (дата обращения: 27.07.2021).
4. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" [Электронный ресурс] / ГАРАНТ.РУ. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12177515/ (дата обращения: 25.07.2021).
5. Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 2516-р О Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде [Электронный ресурс] / ГАРАНТ.РУ. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70455694/ (дата обращения: 05.08.2021).
6. Ализаде М.Г. Государственные услуги в России: понятие и виды / М.Г. Ализаде // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. – № 6 (58). С. 173-178.
7. Белов И.А. Электронный механизм реализации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти / И.А. Белов // Аллея науки. – 2019. Т. 3. – № 5 (32). С. 906-909.
8. Глупак В.С. К вопросу об определении понятия "государственная услуга" и отличиям государственной услуги от государственной функции / В.С. Глупак // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – № 1. С. 174-181.
9. Жетписбаева М.К. Зарубежный опыт совершенствования системы предоставления государственных услуг / М.К. Жетписбаева, А.И. Миронычева // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. С. 65.
10. Земскова И.А. Качество обслуживания государственными органами как основной элемент системы управления качеством государственных услуг / И.А. Земскова // Наука и общество. – 2020. – № 1 (36). С. 73-79.
11. Земскова И.А. Системный подход к анализу управления качеством государственных услуг / И.А. Земскова // Наука и общество. – 2017. – № 1 (27). С. 16-22.
12. Исследование ООН: Электронное правительство 2020 [Электронный ресурс] / Департамент по экономическим и социальным вопросам. - Режим доступа: https://www.un.org/development/desa/publications/publication/2020-united-nations-e-government-survey (дата обращения: 30.07.2021).
13. Косик В.И. Результаты предоставления электронных государственных и муниципальных услуг в России / В.И. Косик, Ф.А. Гавриков // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2017. – № 1 (10). С. 38-40.
14. Лукьянов А.С. Анализ оценки показателей государственных услуг в электронном информационном пространстве / А.С. Лукьянов А.С., С.В. Канавин С.В., В.В. Редько // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2017. – № 1 (20). С. 44-46.
15. Маркович Д.Н. Понятие и сущность государственных услуг / Д.Н. Маркович // Аллея науки. – 2018. Т. 1. – № 2 (18). С. 671-675.
16. Морозова Н.А. Оптимизация межведомственного взаимодействия в соответствии с концепцией "SMART-CITY" / Н.А. Морозова, А.В. Пузевич, В.В. Тимошина // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 10 (27). С. 569-572.
17. Сергеева Н.В. Сравнительная характеристика качества предоставления государственных услуг в электронном виде и МФЦ / Н.В. Сергеева // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2019. – № 16. С. 111-118.
18. Соколова Е.А. Современные тенденции развития системы государственных услуг, предоставляемых в электронном виде / Е.А. Соколова, А.В. Фоефанова // Правовестник. – 2018. – № 5 (7). С. 17-22.
19. Тверкаева Э. Анализ зарубежного опыта предоставления государственных и муниципальных услуг и возможность его перенесения в российскую практику / Э. Тверкаева // Наукосфера. – 2020. – № 11-2. С. 247-252.
20. Титова А.И. Предоставление государственных услуг в электронном виде: зарубежный опыт и Российская практика / А.И. Титова // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 5. С. 169-174.
21. Хрущева В.А. Зарубежный опыт предоставления качественных государственных услуг в электронном виде / В.А. Хрущева // В сборнике: Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, посвященной Дню космонавтики. В 3-х томах. Под общей редакцией Ю.Ю. Логинова. – 2019. С. 481-483.