Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Санкции в международном праве

Работа №85797

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА САНКЦИЙ В
МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 7
1.1. История и эволюция практики применения международных
санкций 7
1.2. Понятие и виды международных санкций. Формы
международных экономических санкций 12
1.3. Соотношение ответственности и санкций в международном праве21
ГЛАВА 2. САНКЦИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ.
ОДНОСТОРОННИЕ САНКЦИИ И ИХ ПРАВОМЕРНОСТЬ 28
2.1. Международные экономические санкции ООН 28
2.2 Санкции Европейского союза 32
2.3. Односторонние санкции и вопрос их правомерности. Практика
применения санкций США 36
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ 44
3.1. Концепция пропорциональности введения международных
экономических санкций 45
3.2. Проблемы применения экономических санкций в международном
праве 50
3.3. Перспективы международно-правового регулирования вопросов
применения экономических санкций 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность темы дипломной работы определена практической и теоретической значимостью практики применения международных санкций. Как в дореволюционный, так и в советский период развития юриспруденции вопросу эффективности введения и применения санкций было посвящено немало трудов.
В настоящее время наблюдается рост числа применения международных санкций, и это обусловлено рядом причин. Во-первых, на рост числа введения санкций влияет глобализация международных экономических процессов, а также возрастание процесса интеграции как рынков товаров и услуг, так и капиталов. Во-вторых, развитие взаимодействия государств в сфере экономического сотрудничества служит толчком для развития взаимодействия экономик государств, а также интернационализации их финансового и производственного капитала.
В следствии того, что стабильное положение государства определяется, в первую очередь, уровнем его экономического развития, ограничение и прекращение таких отношений имеет существенные последствия. Таким образом международные санкции являются мощным инструментом воздействия на государство - правонарушителя.
К тому же, из-за изобретения новых и более разрушительных средств и методов войны появилась необходимость в отказе от широкого использования вооруженных насильственных мер. Однако, изменение характера угроз международной безопасности оказало значительное воздействие на изменение концепции принуждения. В настоящее время самыми важными угрозами безопасности мира являются далеко не агрессивные войны между государствами, а такие проблемы международного характера как нищета, не прекращающиеся локальные конфликты, международный терроризм, транснациональная организованная преступность, распространение угрозы применения ядерного, биологического и химического оружия, а также ухудшение состояния окружающей среды. Важно отметить, что источниками таких угроз могут быть не только государства, но и негосударственные субъекты.
Также возрастает роль международных экономических санкций, так как они являются действенным средством в процессе коллективной реакции на нарушение норм международного права, несоблюдение которых квалифицируется как угроза или нарушение международного мира и безопасности.
Таким образом, исследования вопроса эффективности введения и применения международных санкций является актуальным ввиду их значимости в процессе регулирования международных отношений и обеспечения безопасности мира.
Актуальность темы диплома подтверждается и вниманием к ней со стороны современных исследователей. Фундаментальные исследования по данной теме были проведены такими известными представителями науки международного права как В.А. Васильченко, И.И. Лукашук и другими. Сегодня данной теме посвятили свои работы такие авторы как М.В. Кешнер, Г.И. Курдюков и другие.
На сегодняшний день существует множество как теоретических, так и практических проблем связанных с применением санкций. Существует множество мнений по поводу понятия и сущности санкций, элементов, а также критериев введения и механизма их применения.
Тем не менее, не смотря на насущность проблемы и существующее внимание к данной теме, проблема применения механизма международных санкций остается не разрешенной и в настоящее время.
Объектом исследования моей работы является вопрос правомерности введения санкций и эффективности их применения.
Предметом исследования являются теоретические представления современных ученых на содержание санкций, нормы закрепляющие основания их введения и применения, а также проекты повышения эффективности международных экономических санкций.
Целью дипломной работы является комплексный анализ теории и практики применения международных санкций в современном международном праве и выявление проблем их применения, а также определение направлений правового регулирования санкций в
международном публичном праве.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1) провести анализ истории и эволюции практики применения международных санкций;
2) определить на основе анализа международно-правовой доктрины и развития современной международной практики понятие международных санкций;
3) провести анализ и разграничить понятия «международные санкции» и «международная ответственность»;
4) рассмотреть виды и формы осуществления экономических санкций;
5) провести анализ принципов и условий применения санкций;
6) определить критерии легитимности введения
международных санкций Советом Безопасности ООН,
международными организациями и отдельными государствами;
7) выявить и охарактеризовать взаимосвязь отдельных аспектов осуществления режимов международных санкций с достижением целей их введения;
8) рассмотреть концепцию «целенаправленных»
международных экономических санкций;
9) исследовать вопрос о повышении эффективности применения экономических санкций.
Методологической основой исследования является система различных методов, логических приемов и средств научного познания. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования: историко-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод научной дедукции, нормативно-правового и сравнительно-правового анализа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном международном праве международные экономические санкции выступают в качестве важного инструмента урегулирования конфликтов, поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Исходя из комплексного анализа международно-правовой доктрины и развития современной международной практики следует дать следующее понятие международных санкций:
Международные санкции - меры принуждения, применяемые к государству-правонарушителю в случае отказа выполнить обязанности, вытекающие из правоотношения ответственности, или ненадлежащего их выполнения, применяемые в централизованном порядке ООН в рамках системы коллективной безопасности государств.
Международные санкции являются осуществлением права потерпевших субъектов на принудительную реализацию охранительных международно-правовых отношений посредством санкционных международно-правовых отношений. Лишения, причиняемые государству- правонарушителю международно-правовыми санкциями, являются непосредственным результатом реализации правомочий потерпевших субъектов международного права. Более того, значительные лишения от международно-правовых санкций в виде санкционных издержек несут и иные государства, будучи вынужденными к применению санкций поведением объекта-правонарушителя.
В связи с этим мной было выделено ряд проблем, препятствующих эффективному применению санкций международным сообществом:
1) важной проблемой введения международных экономических санкций является нанесение ущерба третьим государствам;
2) нанесение вреда мирному населению страны, против которой вводятся санкции;
3) проблема легитимности введения международных
санкций Советом Безопасности ООН, международными
организациями и отдельными государствами;
4) дублирование международных санкций контрмерами государств, что приводит к отсутствию пропорциональности санкционных мер в отношении государства - правонарушителя.
Учитывая отмеченные трудности и недостатки в практике применения международных экономических санкций «во всем мире стали изучать вопрос о том, как сделать санкции более тонким инструментом, применяя их более нацелено», усовершенствовав планирование, применение и осуществление экономических санкций.
Было выдвинуто ряд предложений по повышению эффективности санкций. Это и «Проект выводов Председателя», разработанный Рабочей группой Совета Безопасности ООН, содержащий пути возможного повышения эффективности санкций Совета Безопасности. И проект «Декларации об основных условиях и стандартных критериях введения и применения санкций и других принудительных мер» , разработанный Российской Федерацией и обозначающий ряд вопросов применения санкционных мер, большинство которых рассматривалось в качестве условий правомерности санкций ООН.
Также вопросы модернизации механизма применения санкций в отношении конкретных лиц государства были разработаны в Интерлакенском и Боннско-берлинском процессе в ООН в 2001 году.
В рамках Совета Безопасности ООН был проведен Стокгольмский процесс, результатом работы которого стало появление концепции целенаправленных санкций, которые предусматривали адресное влияние на объект санкций.
А позже, в 2006 году Институт международных исследований имени Уотсона Браунского университета подготовил «Белую книгу» под названием «Укрепление целенаправленных санкций на основе объективных и четких процедур».
Однако до сих пор не был выработан единый документ, который устанавливал бы четкие критерии оценки неправомерных действий государств - правонарушителей, определял четкие рамки применения санкций, учитывая принцип пропорциональности правонарушения и ответственности за него.
В настоящее время перед мировым сообществом стоит важнейшая задача по кодификации норм, применяемых в результате нарушения международной ответственности, а также четкое разграничение международной ответственности, санкций и контрмер. Еще одной важной задачей является закрепление критериев правомерности односторонних санкций, вводимых без учета норм об ответственности государств. Так в отсутствие единых критериев оценки правомерности санкций и централизованного аппарата их применения, санкции применяются государствами индивидуально, используя механизм контрмер, который направлен на достижения целей своей внешней политики или национальной безопасности. Такими целями могут быть «изменение иностранного правительства или одного из направлений его политики». Подтверждением отмеченного подхода служит и Стратегия национальной безопасности США.
Можно с уверенностью утверждать, что основная задача состоит в повышении эффективности режимов международных экономических санкций, в обеспечении того, чтобы доверие к ним и их легитимность в глазах всего мира были бесспорными. Важнейшим шагом в этом направлении является установление критериев легитимности введения, осуществления и окончания санкционных режимов. Так реализация критерия легитимности санкций предполагает недопустимость их введения в целях свержения или изменения в государстве — объекте санкций законных властей. Вводимые санкции не должны становиться средством борьбы с «неугодными» режимами.
Важным является и то, что, будучи реакцией на международные правонарушения, международные санкции имеют целью защиту охраняемых международным правом интересов потерпевших субъектов. Следовательно, применение санкций для защиты национальных интересов будет правомерным в том случае, если их нарушение одновременно является нарушением предписаний норм международного права. Ссылка на национальные или иные интересы, охрана которых прямо и непосредственно не предусмотрена нормами международного права, не может служить основанием для применения международных санкций.
Исходя из этого, является недопустимым применение санкций для урегулирования не связанных с международными правонарушениями разногласий политического или идеологического характера. Любые попытки решения таких разногласий посредством односторонних санкций являются противоправными и отражают интересы лишь отдельных государств.
Здесь Совет Безопасности должен продемонстрировать универсальный многосторонний подход на основе принципа верховенства права в международных делах в вопросах применения международных экономических санкций, а не отражающий геополитические интересы отдельных стран (зачастую обусловленные национальными ресурсными интересами).
Таким образом, международные экономические санкции могут способствовать поддержанию международного мира и безопасности, если они применяются не как самоцель, а используются в поддержку целостного подхода к урегулированию конфликта, включающего предотвращение, посредничество, поддержание мира и миростроительство.
Оценивая практику подобного рода, можно сделать вывод, что формирующиеся тенденции международно-правового регулирования применения международных санкций определяют необходимость дальнейшего исследования международных санкций, а также разработки мер по совершенствованию их нормативных основ и практики применения.



1. Устав Организации Объединенных Наций. Сан-Франциско.26 июня 1945 г. Режим доступа: http://www.un.org/ru/charter-united-
nations/index.html
2. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН: А/56/179 от 21
декабря 2001 г.; А/58/301 от 11 сентября 2003 г.; А/59/266 от 16 августа 2004 г.: «Односторонние экономические меры как средство политического и экономического принуждения развивающихся стран», «Отказ от применения односторонних экстерриториальных экономических мер принуждения как средства оказания политического и экономического давления», «Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, введенной США против Кубы», «Права человека и односторонние принудительные меры». Режим
доступа: //http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcom e2005.shtml.
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Осуществление
положений Устава ООН, касающихся оказания помощи третьим государствам, пострадавшим от применения санкций». А/RES/59/45, 16 декабря 2004 г. Режим
доступа: http: //www.un.org/ru/ga/documents/gares.shtml.
4. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН: «Повестка дня
для мира: превентивная дипломатия и смежные вопросы» 47/120А от 18 декабря 1992 г.; «Повестка дня для мира», раздел IV «Специальные экономические проблемы, возникающие из проведения превентивных или принудительных мер» 47/120В от 20 сентября 1993 г.;
«Дополнение к Повестке дня для мира» приложение II «Вопрос о вводимых санкциях» 51/242 от 15 сентября 1997 г. Режим
доступа: http: //www.un. org/ru/ga/documents/gares. shtml.
5. Форталезская декларация. г.Форталеза, Бразилия. 15 июля
2014г. Режим
доступа: http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d4Hdd6741763252a 8.pdf.
6. Указ Президента «О применении отдельных специальных
экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Москва. 6.08.2014 г. Режим
доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/46404.
7. Доклады Генерального секретаря ООН «Об экономической
помощи государствам, пострадавшим в результате осуществления резолюций Совета Безопасности о введении санкций против Союзной Республики Югославия» А/49/356, А/50/423, А/51/356, А/52/535, А/54/534, А/55/620 и Corr.1, А/56/632, А/58/358. Режим
доступа: http://www.un.org/ru/sg/reports.shtml#ga.
8. Доклад Генерального секретаря ООН «Мы, народы: роль ООН в XXI веке». А/54/2000 от 27 марта 2000 года. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/54/2000.
9. Доклад Генерального секретаря ООН о работе Организации
в 1999 г. А/54/1, 31 august 1999. Режим
доступа: http ://www. un. org/documents/ods. asp?m=A/1999/54/1
10. Доклад Генерального секретаря ООН о работе Организации от 30.08.2000г. Режим доступа: http//www.un.org/russian.
11. Пресс-релиз Комитета об осуществлении пункта 23
резолюции 1483 (2003) (документ ООН Press Release SC/7831, IK/372, 29 jiilv 2003) Режим доступа:
http://www.un.org/russian/sc/committees/1518/non_paper.shtm
12. Руководящие принципы работы Комитета Совета
Безопасности ООН, учрежденного резолюциями 1267 (1999) и 1989 (2011) по организации «Аль-Каида» и связанным с ней лицам и организациям от 30 ноября 2011 г. Режим
доступа: http: //www.un.org/russian/sc/committees/1267/1267_guidelines. pdf
13. Доклад Комитета экспертов, назначенного во исполнение
пункта 15 (а) резолюции 1333 (2000) Совета Безопасности для
вынесения рекомендаций в отношении контроля за соблюдением эмбарго на поставки оружия, введенного против движения «Талибан», и за закрытием лагерей подготовки террористов, находящихся на территории Афганистана, контролируемой движением «Талибан». S/2001/511 от 18 мая 2001 года
14. Ежегодник комиссии международного права. Нью-Йорк. 1979. Т. 2. Ч. 2. С. 162.
15. Проект «Декларации об основных условиях и стандартных критериях введения и применения санкций и других принудительных мер» от 17 марта 2004 года. A/AC.182/L.114/Rev.1
ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
16. Валеев Р.М., Курдюков Г.И., Международное право. Общая часть. М., Статут, 2011г. С.525.
17. Василенко В.А. Ответственность государства за международные правонарушения. Киев: Вища школа, 1976г.
18. Василенко В.А. Международно-правовые санкции. Киев: Вища школа, 1982 г.
19. Василенко В.А., Давид В. Механизм охраны международного правопорядка. Брно, 1986 г. С.214.
20. Курдюков Г.И., Кешнер М.В. Применение
целенаправленных санкций Советом Безопасности ООН. Международное право и национальные интересы Российской Федерации. Сборник статей. М., Дип.академия МИД России. 2008.
21. Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 1966 г.
22. Лукашук И.И. Право международной ответственности. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 325.
23. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. - М., 2008.
24. Лукашук И.И. Международное право: Особенная часть. М., 2008. С. 406.
25. Оптенгейм Л. Международное право. М., 1948 г. Т. 1. С. 408.
26. Тункин Г. И. Теория международного права. М., 1970. С. 467.
27. Уляницкий В. Международное право. Томск, 1911 г. С. 374.
28. Ушаков Н.А. Основания международной ответственности государств. М.: Международные отношения. 1983.
29. Фарукшин М.Х. Международно-правовая ответственность (сущность и основание). В кн.: Международная правосубъектность. М.: Юридическая литература. 1971.
30. Хачатуров Р.Л., Липинский Д.А. Общая теория
юридической ответственности. С-Пб. 2007. С. 861.
31. Шармазанашвили Г.В. Право мира. Тбилиси, 1961. С. 137.
32. Berlia G. De la responsabilite international de Etat.-La technique et les principes du droit public. Vol. 2. Paris. P.875.
33. Carter B. Economic Sanction. N.Y., 1988.
34. Pelle A. Brief Remarks on the Unilateral Use of Force//EJIL.
2000. No. 4.
35. Reuter P. Principles du droit international public.- Recueil des cours, 1961-II.
36. Жданов Ю.Н. Принудительные меры в международном праве: Монография. - М.: Диалог-МГУ, 1998. С.41
37. Иванов И.С. Верховенство права в международных
отношениях. //Международная жизнь. 2000 г. № 12.
38. Калинин А.В. Экономические санкции ООН и односторонние экстратерриториальные меры экономического принуждения: сравнительные анализ // Юрист-международник. 2005. № 4.
39. Кешнер М.В. К вопросу о проектах совершенствования и преобразования международных санкций // Российский юридический журнал. - 2013. № 4.
40. Кешнер М.В. Соотношение международного и национального права в вопросах реализации международных санкций // Российский юридический журнал. - 2014. № 1.
41. Кешнер М.В. Экономические санкции в современном международном праве: Монография. М.: Проспект. 2015.
42. Кешнер М.В. Экономические санкции ООН: тенденции развития форм осуществления // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. — 2015. - № 2.
43. Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. М.: Юридическая литература. 1975 г.
44. Коньков А. Режим доступа:
https://ria.ru/radio_brief/20151113/1319838221.html.
45. Курдюков Г.И. Международные экономические санкции и права человека (применение в практике Совета Безопасности ООН). //РЕМП. Спец. Выпуск СПб., 2000. С. 101.
46. Курдюков Г.И., Кешнер М.В. Соотношение
ответственности и санкций в международном праве: доктринальные подходы //Журнал российского права. 2014. - № 10.
47. К 50-летию американской торгово-экономической блокады Кубы // «Зарубежное военное обозрение», № 3 (780), 2012 г.
48. Левин Д.Б. Санкции в международном праве //Правоведение. 1981. № 1.
49. Нешатаева Т.Н. Понятие санкций международных организаций. // Правоведение. - 1984. - № 6.
50. Нешатаева Т.Н. Международно-правовые санкции специализированных учреждений ООН. Автореф. канд. дисс. юрид. наук - М., 1985.
51. Петровский Ю.В. Международно-правовая ответственность государств. Автореф. канд. дис. Л., 1968. С. 14.
52. Реакция на новые санкции США против российских ком-паний // ТАСС: информационное бюро. 02.09.2015. Режим доступа: http:// tass.ru/politika/2228133.
53. Cannizzaro E. The Role of Proportionality in the Law of International Countermeasures // European Journal of International Law.
2001.
54. O'Keefe R. Proportionality // The Law of International Responsibility / Ed. by J. Crawford, A. Pellet, S. Olleson. Oxford: Oxford University Press, 2010.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ