Воспитание познавательного интереса к родному городу у младших школьников( Начальное образование, Российский Государственный Педагогический Университет)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Память как психический познавательный процесс
1.2 Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте ГЛАВА 2. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К РОДНОМУ ГОРОДУ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Особенности развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста
2.2. Формы и методы развития познавательного интереса к родному городу в условиях образовательной организации
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Человек не может относиться безразлично к окружающему миру, и всякая человеческая активность построена на процессе познания, то есть отражении в психике человека реальной действительности. Процесс познания начинается с ощущений и наблюдений, пройдя стадии представлений и памяти, превращается в мышление и завершается в процессах решений и выполнении действий.
Чтобы подняться на более высокую ступень развития, ребенок должен усвоить знания об окружающем мире, овладеть нормами поведения, приобрести определенные навыки и умения. Все это связано с работой памяти. Если бы человек не запоминал то, что воспринимает, переживает, делает, его психическое развитие было бы невозможно.
Еще в древние времена люди обращали свое внимание на значение памяти. Эсхил, использовав уста Прометея, сказал: "Послушай, что я сделал этим смертным. Придумал числа, научил составлять слова и дал им память". Древние греки матерью всех муз считали богиню памяти Мнемозину. Роль памяти на разных ступенях истории человечества неодинакова. В далекие времена, когда люди не владели письменностью, требования к прочности и четкости запоминания и сохранения опыта были высокими. Современный человек не в состоянии буквально воспроизводить то, что воспринял, потому объем сведений очень большой. В связи с этим изменились требования и к обучению. Если раньше в обучении было важно запомнить и воспроизвести сведения, то теперь на первый план выходят задачи умственного развития учащихся. По данным психолого-педагогических исследований последних десятилетий коренным образом изменились содержание и методы обучения в начальном звене (Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, Л. В. Заков, В. В. Репин, Д. Б. Эльконин и др.).
Мотивационная готовность к обучению – характеризуется наличием у ребенка желания учиться. Стремление к деятельности, имеющей общественное значение новой социальной позиции. Если у ребенка сформировано желание учиться в школе, основанное на адекватных представлениях о ней о ее требованиях, то это благоприятный фактор, который обеспечивает нормальный переход к учебной деятельности. Стремление к школе ради внешних атрибутов свидетельствует о недостаточной мотивационной готовности ребенка к школе. В таком случае ребенок оказывается не готов к трудностям обучения. Быстро разочаровывается в школьных делах. А это отрицательно сказывается на процессе адаптации к школе, на учебных достижениях учащихся.
Объект исследования: объектом нашего исследования является развитие познавательного интереса.
Предмет исследования: предметом нашего исследования является воспитание познавательного интереса к родному городу у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности развития детей младшего школьного возраста.
2. Провести теоретический анализ памяти как познавательного процесса.
3. Проанализировать особенности памяти младших школьников.
4. Разработать рекомендации по воспитанию познавательного интереса к родному городу.
Итак, цель данной курсовой работы – исследовать методы воспитания познавательного интереса к родному городу у детей младшего школьного возраста.
С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы. Именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов. Поэтому формирование познавательных интересов связывают с процессом учения. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов. Младший школьный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, является периодом интенсивного развития личности и познавательные интересы занимают особое место и являются наиболее специфичными для этого возраста. Поэтому очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Развитие познавательных интересов ребенка младшего школьного возраста предполагает: становление и укрепление общей познавательной мотивации, формирование специфических способов познавательной деятельности, развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления, развитие восприятия.
Ребенка с детства окружает мир культуры и истории. Усвоение им культурных ценностей семьи, родного края, своего народа является главнейшим шагом в освоении общечеловеческих ценностей мировой культуры. Младший школьный возраст по своим психологическим характеристикам, наиболее подходящий для развития познавательного интереса к культурным ценностям семьи, родного города, своего народа. Если обеспечивать предприимчивую познавательную, игровую и художественную деятельность ребенка, то приобщение детей младшего школьного возраста к родному городу будет намного успешнее.
1. Аблитарова, А.Р., Ревинская, Н.А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 107-110.
2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев]; Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989.
3. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. СПб: Речь, 2005. 128 с.
4. Баранник Н.В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. 2015. №24. С. 916-919.
5. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.
6. Божович, Л.И. Познавательные интересы и пути изучения // Известия АПН РСФСР. Вып. 73. - М., 1955. С. 3-14.
7. Воспитательная система «Маленькие россияне» / под ред. Т.И. Оверчук М.: «Мозаика-синтез», 2005. 11с.
8. Выготский, Л.С. Психология развития человека. М.: Изд–во Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
9. Дашкевич, Л.В. Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем // Молодой ученый. 2016. №20. С. 680-682.
10. Дудалова, Е.М., Василенко, А.С., Иванова, Н.А. Артефакт педагогика как средство активизации познавательного интереса // Молодой ученый. 2017. №15.2. С. 64-66.
11. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2 – 7 лет / Сост. О. В. Дыбина. М.: Мозайка-Синтез, 2010. 80 с.
12. Жуйкова, Т.П. Русские народные традиции как средство воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. №7. С. 618-623.
13. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1 Психическое развитие ребенка. М. Педагогика, 1986. С. 260-275.
14. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева; сост. П.А. Лебедев; Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1982. 703 с.
15. Кобзева, Т.Г. Современная проектная деятельность детей, педагогов, родителей в познании истории и культуры родного края / Т. Г. Кобзева // Образование и семья: проблемы индивидуализации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. С.-Петербург, 20-21 апр. 2006 г. / под общ. ред. И. А. Хоменко. СПб, 2006. С. 157-161.