Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Акустическое загрязнение городской среды

Работа №85781

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

техносферная безопасность

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 9
1.1 Основные понятия о природе шума 9
1.2 Нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума 11
1.3 Шумовые характеристики транспортного потока 13
1.4 Специфика транспортного шума 14
1.4.1 Факторы и параметры, влияющие на формирование транспортного шума 15
1.5 Биологическое действие транспортного шума на организм человека 18
1.6 Зеленые насаждения и шумозащита 21
1.7 Шумозащитные экраны 24
1.8 Влияние погодных условий на распространение шума 26
1.9 Методы и приборы измерений шума 27
2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 31
2.1 Программа "Эколог-ШУМ" 31
2.2 Проведение измерений 32
2.3 Инструментальный контроль уровня шума на территории жилой
застройки 34
2.4 Составление карт шумового воздействия 35
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 38
3.1 Оценка акустического загрязнения территорий, прилегающих к
транспортным магистралям 38
3.2. Сравнительная оценка акустического загрязнения территорий,
прилегающих к транспортным магистралям за 2014 и 2016 года 43
3.3. Шумовая характеристика территории жилой застройки 44
3.4. Среднесуточная шумовая нагрузка на организм человека 45
3.5. Шумовая нагрузка на пересечении перекрестка и прилегающей к нему территорий 48
3.6 Потенциальный риск возникновения патологий при воздействии транспортного шума у жителей г. Набережные Челны 53
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 59
5. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ 71
Заключение 81
Список литературы 83
Приложение


Негативное воздействие на население в крупном промышленном городе представляет собой сложную систему, включающую влияние источников опасных химических, биологических, физических и иных факторов.
Наиболее значимым из физических факторов, оказывающих влияние на окружающую среду и человека, является акустический шум, поэтому исследование шумового фактора для современного крупного города более чем актуально.
Основным источником шумового воздействия является автотранспорт, воздействие которого на людей в условиях плотной застройки населенных пунктов продолжает возрастать.
В целом в России около 35 миллионов человек подвержены негативному воздействию транспортного шума[1]. Особенно остро проблема транспортного шума стоит в крупных городах, что обусловлено ежегодным ростом количества автомобилей. По итогам 2016 год в Набережных Челнах количество зарегистрированных автотранспортных средств составляет 179 715 тысяч, таким образом на 1000 жителей приходится 340 автомобилей.
В связи с этим на сегодняшний день защита населения от повышенного шумового воздействия имеет важное значение. Один из возможных способов решения проблемы высокого шумового загрязнения - это мониторинг акустической ситуации на основе шумовых карт городов, с выбором наиболее эффективных мероприятий по регулированию шумового загрязнения на основе модельных расчетов шумового воздействия [6].
Транспортный шум на территориях прилегающих к жилым застройкам не стихает до15-18 часов в сутки. Для условий России проблема воздействия транспортного шума в большинстве городов усугубляется недостаточно продуманной планировкой расположения жилых районов и несоблюдения санитарно-защитных зон, что повышает экологические риски воздействия негативного шума на здоровье населения[7]. В Набережных Челнах автотранспортные магистрали вплотную примыкают к селитебной зоне, в результате чего значительная часть населения города подвергается воздействию повышенного уровня шума.
Многочисленными исследованиями доказано негативное воздействие шума на состояние здоровья человека в том числе в условиях соблюдения стандарта и нормативов [2, 3, 4]. Длительное проживание населения в зонах хронического акустического дискомфорта ставит задачу изучения нарастания риска здоровью под воздействием шумового фактора с учетом естественного старения организма.
Закон «Об охране окружающей среды» относит загрязнение шумом к видам негативного воздействия на окружающую среду, которое является платным (статья 16). В тоже время механизм исчисления данной платы отсутствует. В целях предотвращения негативного воздействия законом предусматриваются нормативы допустимого воздействия уровней шума на окружающую среду (статья 22). Однако при первом же рассмотрении нормативной базы в настоящий момент можно отметить, что разработаны лишь предельно допустимые уровни (ПДУ) и допустимые уровни шума, которые, по сути, являются санитарными нормативами. Такие нормативы содержат два основных документа:
1. Актуализированный СНиП 23-03-2003 «Защита от шума» [11];
2. Санитарные нормы (СН 2.2.4/2.1.8.562-96) «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» [36].
Данные нормативы также подкреплены нормами федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 23 и 27).
Таким образом, получается, что нормативы допустимого воздействия транспортных потоков на окружающую среду отсутствуют, а уровень их шума может достигать любого уровня, главное чтобы не было превышения допустимых уровней шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки.
В связи со сложившейся ситуацией была поставлена следующая цель: оценка шума от транспортных потоков в условиях города Набережные Челны на основе результатов выборочных натурных замеров.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
Изучение нормативно правовой базы;
Изучение инструментальных методов по оценке шумового загрязнения;
Определение точек проведения замеров шума вблизи автодорог города Набережные Челны;
Исследование значения зеленых насаждений в борьбе с шумом;
Проведение инструментальных замеров акустического загрязнения города;
С использованием сертифицированного программного продукта построение карты акустического загрязнения города;
Рассчитать среднесуточную шумовую нагрузку на организм человека.
Определения наиболее проблемных участков и разработка предложений по снижению шума.
Объект исследования - территория г. Набережные Челны.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С учетом дорожно-транспортной инфраструктуры и интенсивности движения автотранспорта города определили пробные площадки для измерения шума по автомагистрали города, а так же с учетом возможной закономерности рассеивания шума, измерения проводили в районе зеленых насаждений, для оценки изучения их свойств, а так же высотных домов вблизи дорог с интенсивным движением. Для этого выбрали более 100 пробных площадок, что позволило в условиях минимальных затрат и экономии трудовых ресурсов, получить максимум информации по шумовым характеристикам в городе.
Для обработки использовались статистические методы, полученные результаты позволили сделать вывод о наиболее неблагополучных с точки зрения шумового загрязнения участках дорог, таковыми являются пр. Машиностроительный, пр. Мира, пр. Московский.
Удалось продемонстрировать незначительный эффект зеленых насаждений как шумозащитных полос, что означает недостаточность данной меры в борьбе с шумом.
Определённые ветер и температура воздуха способны переместить шум многополосной автомобильной дороги на приличное расстояние от самой магистрали, что объясняет усложненный характер изменений шумовой нагрузки по высоте жилых высоток на уровне 1-9. Это свидетельствует о том, что для получения более достоверной картины распределения уровня шумовой нагрузки в городской черте, возле жилых комплексов, требуется более масштабные исследования.
В проведенном исследовании жилой зоны внутри комплексов, нами установлено, что транспортный шум в городе Набережные Челны, достигающий больших уровней в центре города, может распространяться далеко за пределы магистральных улиц, преодолевая определенные препятствие. Наиболее дискомфортна в акустическом отношении внешняя зона селитебных территорий, расположенных в центре города на расстоянии 15 и 25 м от магистралей. Причинами такого акустического дискомфорта могут быть недостаточность разделительной территории от УДС, малая ширина шумозащитных зеленых насаждений, отсутствие экранирующих барьеров, и самое главное чрезмерное накопление машин в центральной УДС города.
Наиболее дискомфортна в акустическом отношении и неудовлетворительна в отношении риска развития неспецифических эффектов внешняя зона селитебных территорий, расположенных в центральной части города с интенсивным движением автотранспорта на расстоянии 15 и 25 м от магистралей, об свидетельствуют измеренные уровни шума на пересечении проспектов Московского и Автозаводского.
Воздействие шума на человека проявляется в большом диапазоне, среднесуточная нагрузка на человека, составляющая, от 58 до 62 дбА может рассматриваться как чрезвычайно опасная, что может привести от субъективного раздражения до объективных патологических изменений в органе слуха, ЦНС, сердечно-сосудистых, эндокринных системах, пищеварительном тракте.
Оценка риска показала, что при нахождении вблизи автомагистрали 540 - 726жителей города из 1000 будут ощущать дискомфорт, а 97-184 жителей при ежедневном воздействии на них шума в течении 5 лет попадают в группу лиц, страдающих неспецифическими патологиями на фоне сниженного иммунитета, данная ситуация может рассматриваться как вызывающая опасение.
Таким образом, жители города Набережные Челны значительную часть своего времени проводят в условии повышенного дискомфорта, в особенности на улице, на данных участках риск оказывается близким к 100 %, такую ситуацию следует оценивать как катастрофическую, обуславливаемую, как правило превышением нормативного уровня шума, что означает необходимость разработки, принятия, реализации программ направленных на снижение уличного шума на территории города.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что исследуемые примагистральные территории г. Набережные Челны находятся в зоне акустического дискомфорта.



1. Кошурников Д.Н. Оценка шумовой экспозиции и связанного с ней риска здоровью населения, проживающего в зоне влияния аэропорта / С.В.Клейн, Д.Н.Кошурников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, том 15, №3(6), 2013. - 1806 - 1811 с.
2. . Transportation noise and cardiovascular risk, review and synthesis of epidemiological studies, Dose-effect curve and risk estimation. - Babisch W. // Berlin, 2006.
3. Prasher D, Confounding or aggravating factors in noise-induced health effects: air pollutants and other stressors. Noiseandhealth, 2005 7(28):41-50.
4. Prasher, D. Environmental Noise and Health: The Latest Evidence - 2002.
5. Бадрутдинов О.Р. Физические факторы окружающей среды: шум и его измерение. Методические указания к специальному практикуму по прикладной экологии/ О.Р.Бадрутдинов. - Казань, 2011. - 26 с.
6. Волкодаева М.В.1 , Левкин А.В. , Демина К.В. Использование шумовых карт города для выбора управленческих решений по регулированию автотранспортных потоков.
7. Васильев А.В Шум как фактор экологического риска в условиях урбанизировнных территорий/NOISE THEORY AND PRACTICE/2015. - 27-40с.
8. Буторина М.В. Составление карты шума автомобильных дорог и ее
использование для снижения шума в жилой застройке : На примере
транспортного обхода вокруг Санкт-Петербурга: диссертация ... кандидата технических наук : 01.04.06// Санкт-Петербург, 2002. - 202 с.
9. Влияние шума на здоровье человека [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ecologiaplus.ru/akusticheskoe-zagryaznenie/(дата обращения 03.03.2017).
10. ГОСТ 17187-2010. Шумомеры. Часть 1. Технические требования. - Введ. 2012¬11-01. - М: Стандаринформ, 2012. - 36 с.
11. СНиП 23-03-2003. Защита от шума.- Введ. 2004-01-01.
12. Полтев М. К.Охрана труда в машиностроении: Учебник. — М.: Высш. школа, 2010/ — 294 с, ил.
13. В. Шелмаков Методические указания к расчётным работам по курсу «Экология»/ 2008.-35c.
14. ГОСТ 20444-85. Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой
характеристики. - Введ. 1986-01-01. - М.: Госкомитет СССР по делам
строительства, 1986. - 23 с.
15. 8ГОСТ 31295-2 2005. Затухание звука на местности. - Введ. 2007-01-01. - М.: Стандартинформ, 2006. - 26 с.
16. ГОСТ Р 41.51-99 (Правила ЕЭК ООН N 51). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом. - Введ. 200-07-01 [Электронный ресурс]/ Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200006962
17. ГОСТ Р 53187-2008. Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий. - Введ. 2009-12-01. - М: Стандаринформ, 2009. - 19 с.
18. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году» [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/a76/gosdoklad2011 .pdf(дата обращения 15.03.2017).
19. Государственный доклад «О состоянии природных ресурсов и об охране
окружающей среды Республики Татарстан в 2011 году» [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства экологии и природных ресурсов РТ. - Режим доступа: http://eco.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_125808.pdf (дата обращения
15.03.2017).
20. Защита населения от повышенного шумового воздействия: сборник докладов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (С.-Петербург, 22-24 марта 2011 г.). - Санкт-Петербург, 2011. - с.11
21. Защита от шума в градостроительстве / Справочник проектировщика / Г.Л. Осипов,. В.Е. Коробков, А.А. Климухин, и др. / под ред. Г.Л. Осипова. - М.: Стройиздат, 1993. - 96 c.
22. Иванов Н.И., Проблемы защиты населения от повышенного шума/ Н.И. Иванов, М.В. Буторина, Н.Н. Минина// Научно-технический журнал Вестник МГСУ, №3. Т.1.2011. Периодическое научное издание. Москва, МГСУ-с.19-20
23. Методика расчета шума транспортных магистралей, строительной техники и других источников шума при возведении и эксплуатации объектов строительства. /ЛЕННИИПРОЕКТ. - Л., 1985 г.
24. Методические рекомендации по оценке необходимого снижения звука у
населенных пунктов и определению требуемой акустической эффективности экранов с учетом звукопоглощения. - утвержд. 21.04.2003 [Электронный ресурс]/Режим доступа:йЦр:/^,№’№.7пауЮуаг.ги/доз1/2.й1т1 (дата обращения
25.03.2017).
25. Минина М.М. Методика расчета шума автотранспорта // Научно-технический журнал Вестник МГСУ, №3. Т.1.2011. Периодическое научное издание. Москва, МГСУ - с. 117-134
26. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федеральный закон
Рос. Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) [Электронный ресурс]/ Режим
доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=132813(дата обращения 27.03.2017).
27. Об охране окружающей среды: федеральный закон Рос. Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 05.03.2013) [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131664;dummy=2861303365(дата обращения 20.03.17)
28. Охрана труда [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://oxpana-
trud.ru/lekczionnye-materialy-po-oxrane-truda(дата обращения 05.04.2017).
29. Пособие к МГСН 2.04-97. Проектирование защиты от транспортного шума и вибраций жилых и общественных зданий. - Введ. 1999-08-24., М., 1999
30. Поспелов П. И. Борьба с шумом на автомобильных дорогах.-М.: Транспорт, 1981.-88 с.
31. Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 (ред. от 22.12.2012) «Об
утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=139906;dummy=1683730369(дата обращения 13.04.2017).
32. Пояснительная записка к законопроекту «О внесении изменений в статью 28 в
федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статью 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=91138 (дата
обращения 28.03.2017).
33. Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. - Введ 1995-06-26. - М., 1995. - с. 75-98
34. Руководство по учету и проектах планировки и застройки городов требований снижения уровней шума/ЦННИП градостроительства.- М.: Стройиздат, 1984.-55с
35. Санник А.О. Комплексная оценка влияния динамических характеристик автотранспортного потока на уровень загрязнения окружающей среды города : диссертация ... кандидата технических наук : 05.22.10// Тюмень, 2005 - 130 с.
36. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. - Введ. 2003-06-15. [Электронный ресурс]/ Строительные нормы и правила. - Режим доступа: - http ://xn--h 1 ajhf.xn--p 1 ai/snip/fUll/93
37. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. - Введ. 1996-10-31. - М.: Минздрав России, 1996. - 10 с.
38. СНиП 23-03-2003. Защита от шума. - Введ. 2004-01-21. - М., 2011 - 81 с.
39. СП 23-104-2004. Оценка шума при проектировании, строительстве и
эксплуатации объектов метрополитена. - Введ. 2004-03-09 [Электронный ресурс]/Режим доступа:
http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/42/42144/index.php (дата обращения 13.03.2017).
40. Справочник по защите от шума и вибрации жилых и общественных зданий/В.И.Заборов, М.И.Могилевский, В.Н.Мякшин и др. /Под общ. ред. В.И.Заборова.- Киев: Будивэьник, 1989.- 160 с.
41. Суворов Г.А., Денисов Э.И., Шкаринов Л.Н. Гигиеническое нормирование производственных шумов и вибраций. М. Медицина, 1984. 240 с.
42. Суворов Г.А., Прокопенко Л. В., Якимова Л.Д. Шум и здоровье (эколого-гигиенические проблемы). М. Союз. 150 с.
43. Шум и живые организмы [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http ://faneco.ru/ shum-i-zhivye-organizmy(дата обращения 16.03.2017).
44. Шум окружающей среды // М.: фирма Брюль и Къер, 2000. - 60 с.
45. Шум транспорта, линейные источники [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://blog.noiseview.ru/?p=53 (дата обращения 19.04.2017) (дата обращения 13.04.2017).
46. Михайличенко Ксения Юрьевна. Риск возникновения экологически
обусловленных патологий у сотрудников дорожно-патрульной службы при загрязнении атмосферы автотранспортом : диссертация ... кандидата
биологических наук : 03.00.16 Москва, 2007 137 с., Библиогр.: с. 110-121 РГБ ОД, 61:07-3/1391.
47. Влияние шума на организм человека и животных [Электронный ресурс]/ Режим доступа:http://megalektsii.ru/s37172t1.html(дата обращения 10.03.2017).
48. Сердюков А. А. Виды шумозащитных экранов // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 304-306.
49. Как может направление ветра влиять на уровень шума автотрассы?
[Электронный ресурс]/ Режим доступа:http ://interesnik.com/klimat-i-pogoda-kak-mozhet-napravlenie-vetra-vliyat-na-uroven-shuma-avtotrassy/(дата обращения 01.04.2017).
50. Десять идей для транспорта будущего [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.zr.ru/ content/articles/789161 -desyat-idej -dlya-transporta-budushhego/(дата обращения 13.05.2017).
51. 6 видов транспорта будущего[Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://secretmag.ru/trends/tendencies/hyperloop.htm(дата обращения 13.05.2017).
52. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2021 года и на период до 2030 года/ Приложение к Решению Городского Совета от 07 апреля 2016 г. № 7/6.
53. Технология SkyWay [Электронный ресурс]/ Режим доступа:http://sky-way.org(дата обращения 03.05.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ