Акустическое загрязнение городской среды
|
Введение 5
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 9
1.1 Основные понятия о природе шума 9
1.2 Нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума 11
1.3 Шумовые характеристики транспортного потока 13
1.4 Специфика транспортного шума 14
1.4.1 Факторы и параметры, влияющие на формирование транспортного шума 15
1.5 Биологическое действие транспортного шума на организм человека 18
1.6 Зеленые насаждения и шумозащита 21
1.7 Шумозащитные экраны 24
1.8 Влияние погодных условий на распространение шума 26
1.9 Методы и приборы измерений шума 27
2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 31
2.1 Программа "Эколог-ШУМ" 31
2.2 Проведение измерений 32
2.3 Инструментальный контроль уровня шума на территории жилой
застройки 34
2.4 Составление карт шумового воздействия 35
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 38
3.1 Оценка акустического загрязнения территорий, прилегающих к
транспортным магистралям 38
3.2. Сравнительная оценка акустического загрязнения территорий,
прилегающих к транспортным магистралям за 2014 и 2016 года 43
3.3. Шумовая характеристика территории жилой застройки 44
3.4. Среднесуточная шумовая нагрузка на организм человека 45
3.5. Шумовая нагрузка на пересечении перекрестка и прилегающей к нему территорий 48
3.6 Потенциальный риск возникновения патологий при воздействии транспортного шума у жителей г. Набережные Челны 53
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 59
5. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ 71
Заключение 81
Список литературы 83
Приложение
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 9
1.1 Основные понятия о природе шума 9
1.2 Нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума 11
1.3 Шумовые характеристики транспортного потока 13
1.4 Специфика транспортного шума 14
1.4.1 Факторы и параметры, влияющие на формирование транспортного шума 15
1.5 Биологическое действие транспортного шума на организм человека 18
1.6 Зеленые насаждения и шумозащита 21
1.7 Шумозащитные экраны 24
1.8 Влияние погодных условий на распространение шума 26
1.9 Методы и приборы измерений шума 27
2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 31
2.1 Программа "Эколог-ШУМ" 31
2.2 Проведение измерений 32
2.3 Инструментальный контроль уровня шума на территории жилой
застройки 34
2.4 Составление карт шумового воздействия 35
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 38
3.1 Оценка акустического загрязнения территорий, прилегающих к
транспортным магистралям 38
3.2. Сравнительная оценка акустического загрязнения территорий,
прилегающих к транспортным магистралям за 2014 и 2016 года 43
3.3. Шумовая характеристика территории жилой застройки 44
3.4. Среднесуточная шумовая нагрузка на организм человека 45
3.5. Шумовая нагрузка на пересечении перекрестка и прилегающей к нему территорий 48
3.6 Потенциальный риск возникновения патологий при воздействии транспортного шума у жителей г. Набережные Челны 53
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 59
5. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ 71
Заключение 81
Список литературы 83
Приложение
Негативное воздействие на население в крупном промышленном городе представляет собой сложную систему, включающую влияние источников опасных химических, биологических, физических и иных факторов.
Наиболее значимым из физических факторов, оказывающих влияние на окружающую среду и человека, является акустический шум, поэтому исследование шумового фактора для современного крупного города более чем актуально.
Основным источником шумового воздействия является автотранспорт, воздействие которого на людей в условиях плотной застройки населенных пунктов продолжает возрастать.
В целом в России около 35 миллионов человек подвержены негативному воздействию транспортного шума[1]. Особенно остро проблема транспортного шума стоит в крупных городах, что обусловлено ежегодным ростом количества автомобилей. По итогам 2016 год в Набережных Челнах количество зарегистрированных автотранспортных средств составляет 179 715 тысяч, таким образом на 1000 жителей приходится 340 автомобилей.
В связи с этим на сегодняшний день защита населения от повышенного шумового воздействия имеет важное значение. Один из возможных способов решения проблемы высокого шумового загрязнения - это мониторинг акустической ситуации на основе шумовых карт городов, с выбором наиболее эффективных мероприятий по регулированию шумового загрязнения на основе модельных расчетов шумового воздействия [6].
Транспортный шум на территориях прилегающих к жилым застройкам не стихает до15-18 часов в сутки. Для условий России проблема воздействия транспортного шума в большинстве городов усугубляется недостаточно продуманной планировкой расположения жилых районов и несоблюдения санитарно-защитных зон, что повышает экологические риски воздействия негативного шума на здоровье населения[7]. В Набережных Челнах автотранспортные магистрали вплотную примыкают к селитебной зоне, в результате чего значительная часть населения города подвергается воздействию повышенного уровня шума.
Многочисленными исследованиями доказано негативное воздействие шума на состояние здоровья человека в том числе в условиях соблюдения стандарта и нормативов [2, 3, 4]. Длительное проживание населения в зонах хронического акустического дискомфорта ставит задачу изучения нарастания риска здоровью под воздействием шумового фактора с учетом естественного старения организма.
Закон «Об охране окружающей среды» относит загрязнение шумом к видам негативного воздействия на окружающую среду, которое является платным (статья 16). В тоже время механизм исчисления данной платы отсутствует. В целях предотвращения негативного воздействия законом предусматриваются нормативы допустимого воздействия уровней шума на окружающую среду (статья 22). Однако при первом же рассмотрении нормативной базы в настоящий момент можно отметить, что разработаны лишь предельно допустимые уровни (ПДУ) и допустимые уровни шума, которые, по сути, являются санитарными нормативами. Такие нормативы содержат два основных документа:
1. Актуализированный СНиП 23-03-2003 «Защита от шума» [11];
2. Санитарные нормы (СН 2.2.4/2.1.8.562-96) «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» [36].
Данные нормативы также подкреплены нормами федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 23 и 27).
Таким образом, получается, что нормативы допустимого воздействия транспортных потоков на окружающую среду отсутствуют, а уровень их шума может достигать любого уровня, главное чтобы не было превышения допустимых уровней шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки.
В связи со сложившейся ситуацией была поставлена следующая цель: оценка шума от транспортных потоков в условиях города Набережные Челны на основе результатов выборочных натурных замеров.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
Изучение нормативно правовой базы;
Изучение инструментальных методов по оценке шумового загрязнения;
Определение точек проведения замеров шума вблизи автодорог города Набережные Челны;
Исследование значения зеленых насаждений в борьбе с шумом;
Проведение инструментальных замеров акустического загрязнения города;
С использованием сертифицированного программного продукта построение карты акустического загрязнения города;
Рассчитать среднесуточную шумовую нагрузку на организм человека.
Определения наиболее проблемных участков и разработка предложений по снижению шума.
Объект исследования - территория г. Набережные Челны.
Наиболее значимым из физических факторов, оказывающих влияние на окружающую среду и человека, является акустический шум, поэтому исследование шумового фактора для современного крупного города более чем актуально.
Основным источником шумового воздействия является автотранспорт, воздействие которого на людей в условиях плотной застройки населенных пунктов продолжает возрастать.
В целом в России около 35 миллионов человек подвержены негативному воздействию транспортного шума[1]. Особенно остро проблема транспортного шума стоит в крупных городах, что обусловлено ежегодным ростом количества автомобилей. По итогам 2016 год в Набережных Челнах количество зарегистрированных автотранспортных средств составляет 179 715 тысяч, таким образом на 1000 жителей приходится 340 автомобилей.
В связи с этим на сегодняшний день защита населения от повышенного шумового воздействия имеет важное значение. Один из возможных способов решения проблемы высокого шумового загрязнения - это мониторинг акустической ситуации на основе шумовых карт городов, с выбором наиболее эффективных мероприятий по регулированию шумового загрязнения на основе модельных расчетов шумового воздействия [6].
Транспортный шум на территориях прилегающих к жилым застройкам не стихает до15-18 часов в сутки. Для условий России проблема воздействия транспортного шума в большинстве городов усугубляется недостаточно продуманной планировкой расположения жилых районов и несоблюдения санитарно-защитных зон, что повышает экологические риски воздействия негативного шума на здоровье населения[7]. В Набережных Челнах автотранспортные магистрали вплотную примыкают к селитебной зоне, в результате чего значительная часть населения города подвергается воздействию повышенного уровня шума.
Многочисленными исследованиями доказано негативное воздействие шума на состояние здоровья человека в том числе в условиях соблюдения стандарта и нормативов [2, 3, 4]. Длительное проживание населения в зонах хронического акустического дискомфорта ставит задачу изучения нарастания риска здоровью под воздействием шумового фактора с учетом естественного старения организма.
Закон «Об охране окружающей среды» относит загрязнение шумом к видам негативного воздействия на окружающую среду, которое является платным (статья 16). В тоже время механизм исчисления данной платы отсутствует. В целях предотвращения негативного воздействия законом предусматриваются нормативы допустимого воздействия уровней шума на окружающую среду (статья 22). Однако при первом же рассмотрении нормативной базы в настоящий момент можно отметить, что разработаны лишь предельно допустимые уровни (ПДУ) и допустимые уровни шума, которые, по сути, являются санитарными нормативами. Такие нормативы содержат два основных документа:
1. Актуализированный СНиП 23-03-2003 «Защита от шума» [11];
2. Санитарные нормы (СН 2.2.4/2.1.8.562-96) «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» [36].
Данные нормативы также подкреплены нормами федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 23 и 27).
Таким образом, получается, что нормативы допустимого воздействия транспортных потоков на окружающую среду отсутствуют, а уровень их шума может достигать любого уровня, главное чтобы не было превышения допустимых уровней шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки.
В связи со сложившейся ситуацией была поставлена следующая цель: оценка шума от транспортных потоков в условиях города Набережные Челны на основе результатов выборочных натурных замеров.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
Изучение нормативно правовой базы;
Изучение инструментальных методов по оценке шумового загрязнения;
Определение точек проведения замеров шума вблизи автодорог города Набережные Челны;
Исследование значения зеленых насаждений в борьбе с шумом;
Проведение инструментальных замеров акустического загрязнения города;
С использованием сертифицированного программного продукта построение карты акустического загрязнения города;
Рассчитать среднесуточную шумовую нагрузку на организм человека.
Определения наиболее проблемных участков и разработка предложений по снижению шума.
Объект исследования - территория г. Набережные Челны.
С учетом дорожно-транспортной инфраструктуры и интенсивности движения автотранспорта города определили пробные площадки для измерения шума по автомагистрали города, а так же с учетом возможной закономерности рассеивания шума, измерения проводили в районе зеленых насаждений, для оценки изучения их свойств, а так же высотных домов вблизи дорог с интенсивным движением. Для этого выбрали более 100 пробных площадок, что позволило в условиях минимальных затрат и экономии трудовых ресурсов, получить максимум информации по шумовым характеристикам в городе.
Для обработки использовались статистические методы, полученные результаты позволили сделать вывод о наиболее неблагополучных с точки зрения шумового загрязнения участках дорог, таковыми являются пр. Машиностроительный, пр. Мира, пр. Московский.
Удалось продемонстрировать незначительный эффект зеленых насаждений как шумозащитных полос, что означает недостаточность данной меры в борьбе с шумом.
Определённые ветер и температура воздуха способны переместить шум многополосной автомобильной дороги на приличное расстояние от самой магистрали, что объясняет усложненный характер изменений шумовой нагрузки по высоте жилых высоток на уровне 1-9. Это свидетельствует о том, что для получения более достоверной картины распределения уровня шумовой нагрузки в городской черте, возле жилых комплексов, требуется более масштабные исследования.
В проведенном исследовании жилой зоны внутри комплексов, нами установлено, что транспортный шум в городе Набережные Челны, достигающий больших уровней в центре города, может распространяться далеко за пределы магистральных улиц, преодолевая определенные препятствие. Наиболее дискомфортна в акустическом отношении внешняя зона селитебных территорий, расположенных в центре города на расстоянии 15 и 25 м от магистралей. Причинами такого акустического дискомфорта могут быть недостаточность разделительной территории от УДС, малая ширина шумозащитных зеленых насаждений, отсутствие экранирующих барьеров, и самое главное чрезмерное накопление машин в центральной УДС города.
Наиболее дискомфортна в акустическом отношении и неудовлетворительна в отношении риска развития неспецифических эффектов внешняя зона селитебных территорий, расположенных в центральной части города с интенсивным движением автотранспорта на расстоянии 15 и 25 м от магистралей, об свидетельствуют измеренные уровни шума на пересечении проспектов Московского и Автозаводского.
Воздействие шума на человека проявляется в большом диапазоне, среднесуточная нагрузка на человека, составляющая, от 58 до 62 дбА может рассматриваться как чрезвычайно опасная, что может привести от субъективного раздражения до объективных патологических изменений в органе слуха, ЦНС, сердечно-сосудистых, эндокринных системах, пищеварительном тракте.
Оценка риска показала, что при нахождении вблизи автомагистрали 540 - 726жителей города из 1000 будут ощущать дискомфорт, а 97-184 жителей при ежедневном воздействии на них шума в течении 5 лет попадают в группу лиц, страдающих неспецифическими патологиями на фоне сниженного иммунитета, данная ситуация может рассматриваться как вызывающая опасение.
Таким образом, жители города Набережные Челны значительную часть своего времени проводят в условии повышенного дискомфорта, в особенности на улице, на данных участках риск оказывается близким к 100 %, такую ситуацию следует оценивать как катастрофическую, обуславливаемую, как правило превышением нормативного уровня шума, что означает необходимость разработки, принятия, реализации программ направленных на снижение уличного шума на территории города.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что исследуемые примагистральные территории г. Набережные Челны находятся в зоне акустического дискомфорта.
Для обработки использовались статистические методы, полученные результаты позволили сделать вывод о наиболее неблагополучных с точки зрения шумового загрязнения участках дорог, таковыми являются пр. Машиностроительный, пр. Мира, пр. Московский.
Удалось продемонстрировать незначительный эффект зеленых насаждений как шумозащитных полос, что означает недостаточность данной меры в борьбе с шумом.
Определённые ветер и температура воздуха способны переместить шум многополосной автомобильной дороги на приличное расстояние от самой магистрали, что объясняет усложненный характер изменений шумовой нагрузки по высоте жилых высоток на уровне 1-9. Это свидетельствует о том, что для получения более достоверной картины распределения уровня шумовой нагрузки в городской черте, возле жилых комплексов, требуется более масштабные исследования.
В проведенном исследовании жилой зоны внутри комплексов, нами установлено, что транспортный шум в городе Набережные Челны, достигающий больших уровней в центре города, может распространяться далеко за пределы магистральных улиц, преодолевая определенные препятствие. Наиболее дискомфортна в акустическом отношении внешняя зона селитебных территорий, расположенных в центре города на расстоянии 15 и 25 м от магистралей. Причинами такого акустического дискомфорта могут быть недостаточность разделительной территории от УДС, малая ширина шумозащитных зеленых насаждений, отсутствие экранирующих барьеров, и самое главное чрезмерное накопление машин в центральной УДС города.
Наиболее дискомфортна в акустическом отношении и неудовлетворительна в отношении риска развития неспецифических эффектов внешняя зона селитебных территорий, расположенных в центральной части города с интенсивным движением автотранспорта на расстоянии 15 и 25 м от магистралей, об свидетельствуют измеренные уровни шума на пересечении проспектов Московского и Автозаводского.
Воздействие шума на человека проявляется в большом диапазоне, среднесуточная нагрузка на человека, составляющая, от 58 до 62 дбА может рассматриваться как чрезвычайно опасная, что может привести от субъективного раздражения до объективных патологических изменений в органе слуха, ЦНС, сердечно-сосудистых, эндокринных системах, пищеварительном тракте.
Оценка риска показала, что при нахождении вблизи автомагистрали 540 - 726жителей города из 1000 будут ощущать дискомфорт, а 97-184 жителей при ежедневном воздействии на них шума в течении 5 лет попадают в группу лиц, страдающих неспецифическими патологиями на фоне сниженного иммунитета, данная ситуация может рассматриваться как вызывающая опасение.
Таким образом, жители города Набережные Челны значительную часть своего времени проводят в условии повышенного дискомфорта, в особенности на улице, на данных участках риск оказывается близким к 100 %, такую ситуацию следует оценивать как катастрофическую, обуславливаемую, как правило превышением нормативного уровня шума, что означает необходимость разработки, принятия, реализации программ направленных на снижение уличного шума на территории города.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что исследуемые примагистральные территории г. Набережные Челны находятся в зоне акустического дискомфорта.
Подобные работы
- Шумовое загрязнение городской среды
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - АКУСТИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ Г. ШЕБЕКИНО
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Исследование шумового загрязнения городской среды в Московском районе Санкт-Петербурга
Дипломные работы, ВКР, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Оценка шумового загрязнения города Ставрополя от транспорта
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - ОЦЕНКА ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА Г. ТОМСКА
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - Комплексная оценка загрязнения городской среды автомобильным транспортом
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА УРОВНЯ КОМФОРТНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПАРКАХ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОТ АВТОТРАНСПОРТА НА ГОРОДСКУЮ СРЕДУ (НА ПРИМЕРЕ Г. О. САРАНСК)
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2018 - Шумовое загрязнение городской среды
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



