ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
ТУРИСТСКОЙ СФЕРЕ 5
1.1. Основные понятия и этапы развития предпринимательства в
России 5
1.2. Особенности ведения предпринимательской деятельности в
России 14
1.3. Создание эффективного предприятия на туристическом рынке
России 20
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 29
2.1. Общее описание предприятия 29
2.2. Анализ рынка и маркетинговая стратегия 33
2.3. Организационная система управления предприятием в туристской
сфере 39
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В ТУРИСТСКОЙ СФЕРЕ 46
3.1. Факторы, влияющие на финансовое состояние предприятия .. 46
3.2. Финансовое планирование деятельности предприятия 54
3.3. Оценка рисков нового туристского предприятия 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
ЛИТЕРАТУРА 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
В постиндустриальном обществе ведущей и наиболее крупной, как по числу работников, так и по объёму денежных потоков становится сфера услуг. Этот факт, а также современные тенденции глобализации и интернационализации позволяют говорить о рынке туристских услуг как о перспективном и растущем.
В России, по сравнению с Западом, конкуренция в этой сфере не такая сильная, что не позволяет стимулировать внедрение инновационных решений, нацеленных на повышение эффективности. Именно поэтому основным источником инновационных решений в данной сфере можно считать научную деятельность.
Таким образом, исследование особенностей предпринимательской деятельности в сфере туризма становится актуальным в связи с развитием туристского рынка в целом, основными социальными и экономическими тенденциями, такими как глобализация, интернационализация и развитие сферы услуг, а также в связи с недостаточным уровнем стимулирования инноваций в этой сфере в России со стороны рыночной конкуренции.
Внимание в научных исследованиях туризму, как одной из самых молодых сфер экономики, начало уделяться недавно, по сравнению с другими отраслями, это связано, прежде всего с изменением мобильности населения. Только с 50-х годов туризм приобрёл массовый характер, за рубежом возникли публикации, отражающие экономические аспекты туризма. Можно выделить таких авторов, как Купер К., Шарпли Р., Телфер Д., Витта С., Ричи Б., Бернс П., Палмер К.
В России изучение природы туризма и его специфики осуществляется с середины 90-х годов. Туризм рассматривают в своих экономических трудах Батчаев А., Демидова Л., Сорокина В.
Изучению развития туризма посвящены труды таких авторов, как Фомичева В., Вавилова В., Рудь Н., Бадаева А. Значительный вклад в исследование туризма в регионах и продвижения международного туризма на региональном уровне своими работами внесли: Косолапов А., Гранберг А., Джанджугазова Е., Дружинин А., Колесников А., Ильин В., Исаев И.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и обобщение теоретических и практических вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью в сфере туризма в России путём создания бизнес-плана нового туристского предприятия, где будут учитываться основные аспекты его функционирования.
В соответствии с заданной целью необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть основные теоретические аспекты по созданию нового туристского предприятия;
2) изучить факторы, которые оказывают влияние на туристское предприятие в России;
3) сформировать организационный план в соответствии с реальными условиями, сложившимися на туристском рынке в России;
5) проанализировать состояние рынка туристских услуг в России;
6) произвести финансовые расчёты, обосновывающие целесообразность создания нового туристского предприятия;
7) оценить риски создания нового туристского предприятия.
Объектом исследования является туристское предприятие и его связи с внешней средой.
Предмет исследования включает в себя экономические отношения между туристским предприятием и хозяйствующими субъектами в России.
Метод исследования включает в себя как категориальный аппарат исследования, так и эмпирический способ получения знания на основе большого массива данных - количественных и качественных показателей функционирования системы.
Специфика предпринимательской деятельности в целом, и в туристической сфере, в частности, пронизано культурным становлением современной России от времён раздробленности Руси и Российской империи до переходного периода октябрьской революции и нынешнего государства с рыночной экономикой. Это, в свою очередь, позволяет говорить о не до конца сформированной предпринимательской культуре, постоянно меняющейся правовой и экономической среде, а также о весомом влиянии политических аспектов на рыночную конъюнктуру, что, несомненно, нашло своё отражение и на рынке туристических услуг.
Невзирая на положительные перемены в расширении позиций небольшого бизнеса на рынке, имеется большое число трудностей, которые ограничивают формирование этого раздела экономики в Российской федерации. К ним можно причислить: неидеальное законодательство, необоснованно большие административные препятствия, трудности допуска к финансово-кредитным ресурсам, нехватка умений ведения бизнеса, сохраняющееся большое налоговое давление, недостаточное формирование производственной кооперации между большими и малыми бизнесменами и прочие.
Очевидно, что экономике требуется наличие равно как большого, так и небольшого бизнеса. Оптимальное соответствие количества больших, средних и мелких компаний находится в зависимости от результативного применения ресурсных способностей государственной экономики.
Несмотря на проблемы увеличения, бизнес в Российской федерации развивается. По мере накапливания капиталов все больше растет число стабильных компаний, пробующих предпринимательство цивилизованным путем.
Становление предпринимательства в Российской Федерации нередко шло методом экспериментов и ошибок, однако последующее его формирование сопряжено с потребностью применения как иностранного опыта, что немаловажно в обстоятельствах интеграции экономики государства во всемирное хозяйство, так и учета особенностей Российской Федерации, в первую очередь, всех ее ресурсных возможностей и менталитета.
Для создания эффективного туристического предприятия необходимо понимать механизм туристического рынка в целом и роль турагентств и туроператоров, в частности.
Также необходимо выбрать направление деятельности, руководствуясь собственными интересами, навыками наёмного персонала или общими рыночными тенденциями.
Затем необходимо выбрать одну из моделей развития (самостоятельная турфирма, турагентство на дому, франшиза или онлайн-турагентство).
Уже потом учитывать аспекты регистрации, организация офиса, программное обеспечение, создание веб-сайта, подбор работников и партнеров- туроператоров, а также рекламу.
Только продумав данные аспекты, можно подходить к бизнес-модели туристического предприятия комплексно и в дальнейшем, рассчитав затраты, риски и рентабельность, запускать проект нового предприятия.
В результате анализа теоретических положений и факторов внешней среды была сформирована концепция нового туристского предприятия. Только учитывая факторы макросреды, микросреды и факторы внутренней среды с помощью PEST-анализа, анализа пяти сил М. Портера, а также SNW-анализа можно грамотно составить бизнес-план нового туристского предприятия.
Исходя из анализа маркетинговых составляющих функционирования нового туристского предприятия «Барс Тревел» следует, что одними из важнейших критериев при выборе турагентства являются цена услуг, широта ассортимента и квалификация персонала. Анализ конкурирующих организации позволяет говорить, что конкурентными преимуществами нового предприятия могут стать возможность дистанционного обращения и удобство оформления всех документов. При этом продвижение туристских услуг через контекстную рекламу и социальные сети в РТ не так развито, как в Москве и Санкт-Петербурге и не стоит полностью акцентировать своё внимание именно на этот канал продаж помимо классического физического трафика через офис, рекламы на телевидении и в печатных изданиях.
Это позволит продвигать услуги компании с низкими постоянными затратами, так как содержание веб-сайта обходится дешевле помещения.
Продукт компании «Барс Тревел» состоит из самого набора туристических услуг и юридического сопровождения, включающего в себя оформление всех необходимых документов. При этом учитывается популярность направлений, их маржинальность и формируется уникальное торговое предложение для всех ценовых сегментов клиентов.
Использование такой организационно-правовой как индивидуальный предприниматель сокращает правовые риски, налоговую нагрузку и ускоряет процесс государственной регистрации.
Использование линейной организационной структуры на первых этапах функционирования туристского предприятия «Барс Тревел» позволяет лучше контролировать персонал и быстрее принимать и внедрять управленческие решения.
Расчет точки безубыточности, показал, что необходимо продать 22 туристические услуги, чтобы окупить расходы за месяц, а также необходимая выручка для того, чтобы окупить расходы в денежном выражении равняется 1650000 рублей.
Средний чек на туристские услуги равен 75000 рублей, а средние переменные затраты на тур - 70500 рублей
Максимальная чистая прибыль «Барс Тревел» в пик сезона будет равна 102800 рублей, минимальная 3800 рублей, а средняя - 35300 рублей.
Срок окупаемости проекта равен 4 месяца.
В этом случае чистый дисконтированный доход за год будет равняться 189954 рублей, что больше нуля, следовательно, создание нового туристского предприятия «Барс Тревел» экономически целесообразно.
По результатам экспертной оценки было выявлено, что наибольшую опасность среди технических рисков представляют риск снижения спроса рынка на имеющиеся технологии у компании, а также недостаточная проработка туристических маршрутов.
Для компании «Барс Тревел» методами избегания риска будут:
1) работа с клиентами по предоплате;
2) работа только в безопасных для туристов направлениях.
Примером применения лимитирования будет являться ограничение по использованию оборотных средств предприятия, что снизит риск их недостатка.
Диверсификация как метод работы с риском будет применяться при формировании ассортимента туристских услуг, а страхование можно использовать как защиту клиентов от неожиданных событий за границей.
В результате написания работы были раскрыты основные теоретические аспекты по созданию нового туристского предприятия, изучены факторы, которые оказывают влияние на туристское предприятие в России, сформулирован организационный план в соответствии с реальными условиями, сложившимися на туристском рынке в России, проанализировано состояние рынка туристских услуг в России, произведены финансовые расчёты, обосновывающие целесообразность создания нового туристского предприятия, а также оценены риски создания нового туристского предприятия и выработаны методы их нивелирования, что, в результате, позволило создать бизнес-план нового туристского предприятия, где были затронуты основные аспекты его функционирования.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. - 2017.
2. Закон Р. Ф. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации //Туризм: Нормативные правовые акты/Сост. НИ Волошин. М. - 1998.
3. Андреев В. Д. Аудит и оценка рисков инвестиционно-инновационной деятельности в индустрии туризма //Журнал «Известия Сочинского государственного университета. - 2013. - №. 1. - С. 23.
4. Бабук И. М. Экономика предприятия. - БНТУ, 2006
5. Безрутченко Ю. В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие [для студентов вузов] //М.: Дашков и К. - 2012.
6. Берлин С. И. Концепция повышения эффективности деятельности предприятий туристского комплекса //Научный вестник Южного института менеджмента. - 2015. - №. 1.
7. Бессолицын А. А. История российского предпринимательства: учеб. пособие //М.: Маркет ДС. - 2008.
8. Боголюбов В. С., Быстров С. А., Боголюбова С. А. Экономическая оценка инвестиций в развитие туризма (учебное пособие) //Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - №. 3.
9. Боголюбов В. С., Орловская В. П. Экономика туризма. - Академия, 2005.
10. Виленский А. В. Особенности российского малого предпринимательства //Экономический журнал Высшей школы экономики. - 2004. - Т. 8. - №. 2.
11. Воронова П. Т. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности турфирмы //Москва: Инфра-М. - 2010.
12. Герасимов Б. Н., Рубцова М. Н. Экономическая устойчивость в деятельности предприятий //Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - №. S8.
13. Горемыкин В. А., Бугулов Э. Р., Богомолов А. Ю. Планирование на предприятии. - М. : Филинъ, 1999.
14. Грищенко О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие //Таганрог: изд-во ТРТУ. - 2000. - С. 130-136.
15. Давыдянц Д. Е., Давыдянц Н. А. Эффект и эффективность предприятия: оценка, анализ, пути повышения (монография) //Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - №. 9.
16. Ефремова Н. Е. Системный подход к управлению рисками на предприятиях туризма //Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. - №. 5-1.
17. Жигулин А. А. Формирование методов управления деятельностью конкурентоспособного предприятия //Приволжский научный вестник. - 2014. - №. 1 (29).
18. Загорулькин А. Н. Теоретические аспекты построения устойчивой взаимосвязанной модели развития предприятия в индустрии туризма //Культура народов Причерноморья. - 2005.
19. Зиядин С. Т., Молдажанов М. Б., Зиядина С. Т. Применение маркетинговых инстурументов в туристическом бизнесе //Фундаментальные исследования. - 2014. - №. 8-5.
20. Исмиева Р. Т. Управление эффективностью функционирования организаций туристического бизнеса. Специальность : дис. - РТ Исмиева.- Махачкала:[Б. и.], 2011.-152 с, 2011.
21. Квартальнов В. А. Стратегический менеджмент в туризме //М.: Финансы и статистика. - 1999.
22. Кибанов А. Я., Ивановская Л. В., Митрофанова Е. А. Управление персоналом: Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. М.: РИОР, 2010.-288 с. - 2002.
23. Киселева И. А., Трамова А. М. Влияние инновации на конкурентоспособность предприятий туристского бизнеса //Статистика и экономика. - 2011. - №. 5.
24. Козлов Д. А. Современные индикаторы развития туризма //В
сборнике: Стратегии устойчивого развития национальной и мировой
экономики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 198-200.
25. Конт О., Кондратьев Н. Д. Экономика туристского рынка. - 1998.
26. Косолапов А. Б. Менеджмент в туристической фирме: учебное пособие //М.: КНОРУС. - 2009. - С. 5-30.
27. Косолапов А. Б. Управление рисками в туристском бизнесе. - М. : КноРус, 2009.
28. Кошурникова Ю. Е. Модель клиенториентированности и ее внедрение на региональном туристическом рынке //Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №. 6.
29. Кротков А. М., Еленева Ю. Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки //Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - Т. 6. - С. 59-68.
30. Майсак О. С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами //Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2013. - №. 1. - С. 21.
31. Малыхина А. А. Системный анализ деятельности туристического предприятия. - 2013.
32. Маракулина И. В., Анфертьева Н. И. Применение методов стратегического анализа при обосновании конкурентной стратегии организации //Концепт. - 2013. - №. 8 (24).
33. Маркова А. В., Нарсеева К. В. Управление конкурентоспособностью организации //Gaudeamus Igitur. - 2015. - №. 4. - С. 37-39.
34. Мартышенко Н. С., Старков А. С. Анализ структуры потребительского регионального туристского рынка //Территория науки. - 2007. - №. 4.
35. Милнер Б. З. Теория организации //М.: ИНФРА-М. - 1998. - Т. 3. - С. 4.
36. Мищенко Т. Л. Особенности успешного бизнеса корпораций в современных экономических условиях //Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №. 1.
37. Москалева Е. Г. Стратегический анализ в деятельности фирмы- функция и ее организация //Системное управление. - 2013. - №. 2. - С. 19.
38. Овчаров А. О. Управление рисками в сфере туристских услуг //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. - 2008. - №. 2.
39. Петрович Б. В. и др. Управление финансовой устойчивостью предприятий //Статистика и экономика. - 2013. - №. 4.
40. Попов В. Н., Касьянов В. С., Савченко И. П. Системный анализ в менеджменте: учебное пособие //М.: Кнорус. - 2007.
41. Рубцов В. А., Фахрутдинова Л. Р. Финансово-экономический анализ деятельности туристского предприятия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Казань, 2012 - 208 с.
42. Потаев В. С. Организация предпринимательской деятельности. - 2009.
43. Федорова Н. В., Минченкова О. Ю. Управление персоналом организации. - М. : КноРус, 2005.
44. Филобокова Л. Ю. SNW-, STEP-и SWOT-анализ в системе стратегического управления малым предпринимательством //Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - №. 17.
45. Чепуренко А. Ю. Социология предпринимательства //Экономическая социология. - 2004. - Т. 5. - №. 4.
46. Юрик Р. А. Анализ современного состояния российского рынка туристских услуг //Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №. 2. - С. 67-76.
48. Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство РДЛ. - 2007. - С. 2-3.
49. Ясин Е. и др. (ред.). Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. - Litres, 2014.
50. Algieri B. An econometric estimation of the demand for tourism: the case of Russia //Tourism Economics. - 2006. - Т. 12. - №. 1. - С. 5-20.
51. Buhalis D., Law R. Progress in information technology and tourism management: 20 years on and 10 years after the Internet—The state of eTourism research //Tourism management. - 2008. - Т. 29. - №. 4. - С. 609-623.
52. Fortuny R. P., Fayos-Sola E. SWOT analysis, tourism. - 2015.
53. Maloletko A. N. et al. Analysis of key indicators of tourism industry in Russia //Modern Applied Science. - 2014. - Т. 9. - №. 3. - С. 25.
54. Moutinho L. (ed.). Strategic management in tourism. - Cabi, 2011.
55. Porter M. E., Strategy C. Techniques for analyzing industries and competitors //Competitive Strategy. New York: Free. - 1980.