Технические барьеры в международной торговле
|
Введение 3
Глава I. Технические барьеры в системе современной международной торговли 6
§ 1. Понятие и виды технических барьеров 6
§ 2. Роль международных организаций в противодействии применению технических барьеров в торговле 15
Глава II. Направления и перспективы гармонизации стандартов международной торговле 26
§ 1. Становление и развитие национальных систем стандартизации 26
§ 2. Гармонизация стандартов как путь к устранению технических барьеров во внешней торговле 39
§ 3. Информационное обеспечение в системе технического регулирования 50
Заключение 64
Список использованной литературы
Глава I. Технические барьеры в системе современной международной торговли 6
§ 1. Понятие и виды технических барьеров 6
§ 2. Роль международных организаций в противодействии применению технических барьеров в торговле 15
Глава II. Направления и перспективы гармонизации стандартов международной торговле 26
§ 1. Становление и развитие национальных систем стандартизации 26
§ 2. Гармонизация стандартов как путь к устранению технических барьеров во внешней торговле 39
§ 3. Информационное обеспечение в системе технического регулирования 50
Заключение 64
Список использованной литературы
Мировые процессы экономической глобализации и развитие международной торговли обуславливают стремительные процессы интернационализации качества, как основного элемента конкурентоспособности фирм и их продукции. Благодаря этим процессам в разных странах все шире используются единые стандарты, технические регламенты, системы менеджмента качества и окружающей среды, сертификационные процедуры и др.
В данных условиях российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. В настоящее время перед правительством России стоит задача максимально гармонизировать российскую систему технического регулирования с международной, и тем самым устранить технические барьеры в торговле, содействовать выходу отечественных товаров на мировой рынок, обеспечить равные конкурентные условия для отечественных и зарубежных производителей, взаимного признания результатов оценки соответствия, применения единых или сопоставимых норм.
Членство России во Всемирной торговой организации (далее по тексту - ВТО) предусматривает принятие определенных обязательств в области внешнеторговой политики, в том числе модернизации нормативной и правовой базы в области технического регулирования в направлении создания системы соответствующей Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле.
Таким образом, актуальность темы данной выпускной квалификационной (дипломной) работы обусловлена необходимостью выявления современных тенденций глобальной экономики, формирующих систему технического регулирования международной торговли, способствующую устранению излишних административных барьеров, повышению конкурентоспособности отечественной продукции, модернизации промышленности, обеспечению безопасности процессов производства и потребления.
Цель данной работы - проанализировать современное состояние системы технического регулирования в сфере международной торговли в условиях глобализации мировой экономики.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие и виды технических барьеров, применяемые в международной торговле;
- определить роль международных экономических организаций в устранении технических барьеров в торговле;
- обобщить международный опыт развития технического регулирования, а также используемые методы и инструменты, принципы реализации и построения институциональной структуры такого регулирования;
- проанализировать современное состояние и роль международной системы стандартизации, являющейся фактором развития добросовестной конкуренции, инноваций, снижения технических барьеров в торговле, повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан;
- выявить факторы, модифицирующие стратегию развития технических регламентов и стандартов, являющихся одним из важных аспектов обеспечения конкурентоспособности товаров и технологий на мировом рынке.
Объект исследования - система технического регулирования в международной торговле.
Предметом исследования являются технические барьеры в международной торговле.
Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные: сравнительный метод, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей, аналитический метод и др.
Теоретической и методологической основой работы явились международные и отечественные нормативные документы, регламентирующие таможенную и внешнеторговую деятельность, рекомендации Госкомитетов по стран СНГ и РФ, рекомендации Евростата, труды отечественных и зарубежных учёных по вопросам таможенной деятельности и её статистической характеристики, статистики внешнеторговых связей, экономико-статистического анализа и прогнозирования.
Структура исследования определяется целью и задачами, поставленными при написании настоящей работы, в соответствии с выбранным подходом к изложению материала. Выпускная квалификационная (дипломная) работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В данных условиях российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. В настоящее время перед правительством России стоит задача максимально гармонизировать российскую систему технического регулирования с международной, и тем самым устранить технические барьеры в торговле, содействовать выходу отечественных товаров на мировой рынок, обеспечить равные конкурентные условия для отечественных и зарубежных производителей, взаимного признания результатов оценки соответствия, применения единых или сопоставимых норм.
Членство России во Всемирной торговой организации (далее по тексту - ВТО) предусматривает принятие определенных обязательств в области внешнеторговой политики, в том числе модернизации нормативной и правовой базы в области технического регулирования в направлении создания системы соответствующей Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле.
Таким образом, актуальность темы данной выпускной квалификационной (дипломной) работы обусловлена необходимостью выявления современных тенденций глобальной экономики, формирующих систему технического регулирования международной торговли, способствующую устранению излишних административных барьеров, повышению конкурентоспособности отечественной продукции, модернизации промышленности, обеспечению безопасности процессов производства и потребления.
Цель данной работы - проанализировать современное состояние системы технического регулирования в сфере международной торговли в условиях глобализации мировой экономики.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие и виды технических барьеров, применяемые в международной торговле;
- определить роль международных экономических организаций в устранении технических барьеров в торговле;
- обобщить международный опыт развития технического регулирования, а также используемые методы и инструменты, принципы реализации и построения институциональной структуры такого регулирования;
- проанализировать современное состояние и роль международной системы стандартизации, являющейся фактором развития добросовестной конкуренции, инноваций, снижения технических барьеров в торговле, повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан;
- выявить факторы, модифицирующие стратегию развития технических регламентов и стандартов, являющихся одним из важных аспектов обеспечения конкурентоспособности товаров и технологий на мировом рынке.
Объект исследования - система технического регулирования в международной торговле.
Предметом исследования являются технические барьеры в международной торговле.
Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные: сравнительный метод, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей, аналитический метод и др.
Теоретической и методологической основой работы явились международные и отечественные нормативные документы, регламентирующие таможенную и внешнеторговую деятельность, рекомендации Госкомитетов по стран СНГ и РФ, рекомендации Евростата, труды отечественных и зарубежных учёных по вопросам таможенной деятельности и её статистической характеристики, статистики внешнеторговых связей, экономико-статистического анализа и прогнозирования.
Структура исследования определяется целью и задачами, поставленными при написании настоящей работы, в соответствии с выбранным подходом к изложению материала. Выпускная квалификационная (дипломная) работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Современная международная торговля не может обходить проблему устранения технических барьеров. Инструменты проведения этой политики приобретают международное значение и становятся объектами межгосударственных переговоров и соглашений. В основном, технические барьеры используются промышленно развитыми странами, чтобы иметь конкуренцию с производителями других стран, которые выпускают аналогичный товар. Этот факт доставляет некоторые трудности, как для стран - лидерам, так и для стран третьего мира.
Применяя технические барьеры, члены ВТО не должны использовать их в качестве средства создания искусственных ограничений в торговле. Технические барьеры могут использоваться только в целях обеспечения национальной безопасности, защиты здоровья и безопасности людей, животных, растений и окружающей среды. Ограничения должны быть отменены, если угроза, в связи с которой они были введены, перестала существовать. Причем страны-участницы должны в максимальной степени придерживаться существующих международных стандартов и прибегать к более жестким требованиям только в тех случаях, когда международные стандарты не могут устранить возникшие угрозы.
Соглашение по техническим барьерам в торговле отводит большое внимание вопросам, связанным с процедурами оценки соответствия товаров, техническим регламентам и стандартам.
Система оценки соответствия техническим регламентам и стандартам определяется как «любая процедура, применяемая прямо или косвенно с целью выполняется ли соответствующие требования, содержащиеся в технических регламентах или стандартах».
Многие из требований к упаковке и маркировке товаров в развитых странах в современных условиях оказались труднопроходимым барьером готовых изделий, производимых молодыми отраслями промышленности развивающихся стран, и превратились в серьезный нетарифный барьер, направленный против них.
В одном из докладов Секретариата ЮНКТАД подчеркивалось, что «ввиду увеличивающегося количества правил упаковки, этикетирования и маркировки, применяющихся в капиталистических странах, экспортеры из развивающихся стран испытывают трудности».
И, действительно, с отсутствием специальных знаний, технологии и капиталов, необходимых для создания предприятий по упаковке и маркировке экспортных товаров, развивающиеся страны сталкиваются с целым рядом проблем в этой области. Эти же неудобства касаются стран с устаревшей системой распространения национальных стандартов. Она не позволяет обеспечить их оперативное предоставление заинтересованным сторонам и организовать учет востребованности национальных стандартов.
В настоящее время развитые страны успешно отстаивают свои интересы на мировом рынке благодаря тесному сотрудничеству с Международной организацией по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссией (МЭК) и Международным союзом электросвязи (МСЭ). Россия также является членом упомянутых международных организаций по стандартизации, в работе которых принимает активное участие.
Кроме того, Россия также участвует в деятельности региональных организаций по стандартизации, таких как Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ (МГС), Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН), является членом Азиатско- Тихоокеанского Комитета по стандартизации (HACK). Россию во всех вышеперечисленных организациях, за исключением МСЭ, представляет национальный орган по стандартизации. Несмотря на то, что Россия участвует в большом количестве технических комитетов ИСО и МЭК, число секретариатов, закрепленных за Россией, составляет небольшой процент. В современных условиях этого явно недостаточно для реализации национальных интересов и обеспечения усиления позиции России на международном рынке.
Один из основных норм Федерального закона «О техническом регулировании» состоит в том, что государство берет на себя ответственность лишь за безопасность продукции.
Поэтому Правительство Российской Федерации будет строить свою деятельность в соответствии с этой нормой. Производитель же в своей работе исходит как из экономической политики государства, так и из того, какой уровень качества он может обеспечить за счет тех ресурсов, которыми располагает.
А это является вопросом конкурентоспособности: кто - то вкладывает больше средств в обеспечение качества, кто - то более целенаправленно ищет перспективные технические решения, применяет более эффективные технологии и в результате имеет более высокий рыночный спрос на свою продукцию. Но в любом случае производитель должен обеспечить уровень качества не ниже отвечающего требованиям безопасности.
Правительство Российской Федерации должно стремиться к тому, чтобы обеспечить максимально высокое качество продукции для обеспечения высокого качество жизни всех членов общества. Производитель должен с минимальными затратами выпускать товары высокого качества по приемлемой цене, а потребитель ищет на рынке продукцию наилучшего качества, которое он может выбрать исходя из своих финансовых возможностей. Это идеальная модель взаимоотношений трех участников рынка. Однако известно, что любая идеальная модель весьма далека от жизни, поэтому надо найти реальный баланс между деятельностью государства, ответственностью производителя и тем, что в конечном итоге получает потребитель.
Учитывая стремление России интегрироваться в мировое экономическое пространство, развивать двусторонние взаимовыгодные связи с зарубежными торговыми партнерами, система технического регулирования должна быть максимально приближена к международным и европейским требованиям и стать надежным инструментом преодоления технических барьеров во внешней торговле России.
Применяя технические барьеры, члены ВТО не должны использовать их в качестве средства создания искусственных ограничений в торговле. Технические барьеры могут использоваться только в целях обеспечения национальной безопасности, защиты здоровья и безопасности людей, животных, растений и окружающей среды. Ограничения должны быть отменены, если угроза, в связи с которой они были введены, перестала существовать. Причем страны-участницы должны в максимальной степени придерживаться существующих международных стандартов и прибегать к более жестким требованиям только в тех случаях, когда международные стандарты не могут устранить возникшие угрозы.
Соглашение по техническим барьерам в торговле отводит большое внимание вопросам, связанным с процедурами оценки соответствия товаров, техническим регламентам и стандартам.
Система оценки соответствия техническим регламентам и стандартам определяется как «любая процедура, применяемая прямо или косвенно с целью выполняется ли соответствующие требования, содержащиеся в технических регламентах или стандартах».
Многие из требований к упаковке и маркировке товаров в развитых странах в современных условиях оказались труднопроходимым барьером готовых изделий, производимых молодыми отраслями промышленности развивающихся стран, и превратились в серьезный нетарифный барьер, направленный против них.
В одном из докладов Секретариата ЮНКТАД подчеркивалось, что «ввиду увеличивающегося количества правил упаковки, этикетирования и маркировки, применяющихся в капиталистических странах, экспортеры из развивающихся стран испытывают трудности».
И, действительно, с отсутствием специальных знаний, технологии и капиталов, необходимых для создания предприятий по упаковке и маркировке экспортных товаров, развивающиеся страны сталкиваются с целым рядом проблем в этой области. Эти же неудобства касаются стран с устаревшей системой распространения национальных стандартов. Она не позволяет обеспечить их оперативное предоставление заинтересованным сторонам и организовать учет востребованности национальных стандартов.
В настоящее время развитые страны успешно отстаивают свои интересы на мировом рынке благодаря тесному сотрудничеству с Международной организацией по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссией (МЭК) и Международным союзом электросвязи (МСЭ). Россия также является членом упомянутых международных организаций по стандартизации, в работе которых принимает активное участие.
Кроме того, Россия также участвует в деятельности региональных организаций по стандартизации, таких как Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ (МГС), Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН), является членом Азиатско- Тихоокеанского Комитета по стандартизации (HACK). Россию во всех вышеперечисленных организациях, за исключением МСЭ, представляет национальный орган по стандартизации. Несмотря на то, что Россия участвует в большом количестве технических комитетов ИСО и МЭК, число секретариатов, закрепленных за Россией, составляет небольшой процент. В современных условиях этого явно недостаточно для реализации национальных интересов и обеспечения усиления позиции России на международном рынке.
Один из основных норм Федерального закона «О техническом регулировании» состоит в том, что государство берет на себя ответственность лишь за безопасность продукции.
Поэтому Правительство Российской Федерации будет строить свою деятельность в соответствии с этой нормой. Производитель же в своей работе исходит как из экономической политики государства, так и из того, какой уровень качества он может обеспечить за счет тех ресурсов, которыми располагает.
А это является вопросом конкурентоспособности: кто - то вкладывает больше средств в обеспечение качества, кто - то более целенаправленно ищет перспективные технические решения, применяет более эффективные технологии и в результате имеет более высокий рыночный спрос на свою продукцию. Но в любом случае производитель должен обеспечить уровень качества не ниже отвечающего требованиям безопасности.
Правительство Российской Федерации должно стремиться к тому, чтобы обеспечить максимально высокое качество продукции для обеспечения высокого качество жизни всех членов общества. Производитель должен с минимальными затратами выпускать товары высокого качества по приемлемой цене, а потребитель ищет на рынке продукцию наилучшего качества, которое он может выбрать исходя из своих финансовых возможностей. Это идеальная модель взаимоотношений трех участников рынка. Однако известно, что любая идеальная модель весьма далека от жизни, поэтому надо найти реальный баланс между деятельностью государства, ответственностью производителя и тем, что в конечном итоге получает потребитель.
Учитывая стремление России интегрироваться в мировое экономическое пространство, развивать двусторонние взаимовыгодные связи с зарубежными торговыми партнерами, система технического регулирования должна быть максимально приближена к международным и европейским требованиям и стать надежным инструментом преодоления технических барьеров во внешней торговле России.
Подобные работы
- Технические барьеры при импорте продукции в ЕС
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Влияние нетарифных мер на развитие международной торговли
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ИЗМЕНЕНИЯ ТОРГОВЫХ УСЛОВИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Запреты и ограничения в международной торговле
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - ИНСТИТУТ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ, СОДЕРЖАЩИМИ
ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ:
ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ КАК МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ
НА РАЗВИТИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЕАЭС
Диссертация , мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019



