Введение 3
Глава I. Технические барьеры в системе современной международной торговли 6
§ 1. Понятие и виды технических барьеров 6
§ 2. Роль международных организаций в противодействии применению технических барьеров в торговле 15
Глава II. Направления и перспективы гармонизации стандартов международной торговле 26
§ 1. Становление и развитие национальных систем стандартизации 26
§ 2. Гармонизация стандартов как путь к устранению технических барьеров во внешней торговле 39
§ 3. Информационное обеспечение в системе технического регулирования 50
Заключение 64
Список использованной литературы
Мировые процессы экономической глобализации и развитие международной торговли обуславливают стремительные процессы интернационализации качества, как основного элемента конкурентоспособности фирм и их продукции. Благодаря этим процессам в разных странах все шире используются единые стандарты, технические регламенты, системы менеджмента качества и окружающей среды, сертификационные процедуры и др.
В данных условиях российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. В настоящее время перед правительством России стоит задача максимально гармонизировать российскую систему технического регулирования с международной, и тем самым устранить технические барьеры в торговле, содействовать выходу отечественных товаров на мировой рынок, обеспечить равные конкурентные условия для отечественных и зарубежных производителей, взаимного признания результатов оценки соответствия, применения единых или сопоставимых норм.
Членство России во Всемирной торговой организации (далее по тексту - ВТО) предусматривает принятие определенных обязательств в области внешнеторговой политики, в том числе модернизации нормативной и правовой базы в области технического регулирования в направлении создания системы соответствующей Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле.
Таким образом, актуальность темы данной выпускной квалификационной (дипломной) работы обусловлена необходимостью выявления современных тенденций глобальной экономики, формирующих систему технического регулирования международной торговли, способствующую устранению излишних административных барьеров, повышению конкурентоспособности отечественной продукции, модернизации промышленности, обеспечению безопасности процессов производства и потребления.
Цель данной работы - проанализировать современное состояние системы технического регулирования в сфере международной торговли в условиях глобализации мировой экономики.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие и виды технических барьеров, применяемые в международной торговле;
- определить роль международных экономических организаций в устранении технических барьеров в торговле;
- обобщить международный опыт развития технического регулирования, а также используемые методы и инструменты, принципы реализации и построения институциональной структуры такого регулирования;
- проанализировать современное состояние и роль международной системы стандартизации, являющейся фактором развития добросовестной конкуренции, инноваций, снижения технических барьеров в торговле, повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан;
- выявить факторы, модифицирующие стратегию развития технических регламентов и стандартов, являющихся одним из важных аспектов обеспечения конкурентоспособности товаров и технологий на мировом рынке.
Объект исследования - система технического регулирования в международной торговле.
Предметом исследования являются технические барьеры в международной торговле.
Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные: сравнительный метод, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей, аналитический метод и др.
Теоретической и методологической основой работы явились международные и отечественные нормативные документы, регламентирующие таможенную и внешнеторговую деятельность, рекомендации Госкомитетов по стран СНГ и РФ, рекомендации Евростата, труды отечественных и зарубежных учёных по вопросам таможенной деятельности и её статистической характеристики, статистики внешнеторговых связей, экономико-статистического анализа и прогнозирования.
Структура исследования определяется целью и задачами, поставленными при написании настоящей работы, в соответствии с выбранным подходом к изложению материала. Выпускная квалификационная (дипломная) работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Современная международная торговля не может обходить проблему устранения технических барьеров. Инструменты проведения этой политики приобретают международное значение и становятся объектами межгосударственных переговоров и соглашений. В основном, технические барьеры используются промышленно развитыми странами, чтобы иметь конкуренцию с производителями других стран, которые выпускают аналогичный товар. Этот факт доставляет некоторые трудности, как для стран - лидерам, так и для стран третьего мира.
Применяя технические барьеры, члены ВТО не должны использовать их в качестве средства создания искусственных ограничений в торговле. Технические барьеры могут использоваться только в целях обеспечения национальной безопасности, защиты здоровья и безопасности людей, животных, растений и окружающей среды. Ограничения должны быть отменены, если угроза, в связи с которой они были введены, перестала существовать. Причем страны-участницы должны в максимальной степени придерживаться существующих международных стандартов и прибегать к более жестким требованиям только в тех случаях, когда международные стандарты не могут устранить возникшие угрозы.
Соглашение по техническим барьерам в торговле отводит большое внимание вопросам, связанным с процедурами оценки соответствия товаров, техническим регламентам и стандартам.
Система оценки соответствия техническим регламентам и стандартам определяется как «любая процедура, применяемая прямо или косвенно с целью выполняется ли соответствующие требования, содержащиеся в технических регламентах или стандартах».
Многие из требований к упаковке и маркировке товаров в развитых странах в современных условиях оказались труднопроходимым барьером готовых изделий, производимых молодыми отраслями промышленности развивающихся стран, и превратились в серьезный нетарифный барьер, направленный против них.
В одном из докладов Секретариата ЮНКТАД подчеркивалось, что «ввиду увеличивающегося количества правил упаковки, этикетирования и маркировки, применяющихся в капиталистических странах, экспортеры из развивающихся стран испытывают трудности».
И, действительно, с отсутствием специальных знаний, технологии и капиталов, необходимых для создания предприятий по упаковке и маркировке экспортных товаров, развивающиеся страны сталкиваются с целым рядом проблем в этой области. Эти же неудобства касаются стран с устаревшей системой распространения национальных стандартов. Она не позволяет обеспечить их оперативное предоставление заинтересованным сторонам и организовать учет востребованности национальных стандартов.
В настоящее время развитые страны успешно отстаивают свои интересы на мировом рынке благодаря тесному сотрудничеству с Международной организацией по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссией (МЭК) и Международным союзом электросвязи (МСЭ). Россия также является членом упомянутых международных организаций по стандартизации, в работе которых принимает активное участие.
Кроме того, Россия также участвует в деятельности региональных организаций по стандартизации, таких как Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ (МГС), Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН), является членом Азиатско- Тихоокеанского Комитета по стандартизации (HACK). Россию во всех вышеперечисленных организациях, за исключением МСЭ, представляет национальный орган по стандартизации. Несмотря на то, что Россия участвует в большом количестве технических комитетов ИСО и МЭК, число секретариатов, закрепленных за Россией, составляет небольшой процент. В современных условиях этого явно недостаточно для реализации национальных интересов и обеспечения усиления позиции России на международном рынке.
Один из основных норм Федерального закона «О техническом регулировании» состоит в том, что государство берет на себя ответственность лишь за безопасность продукции.
Поэтому Правительство Российской Федерации будет строить свою деятельность в соответствии с этой нормой. Производитель же в своей работе исходит как из экономической политики государства, так и из того, какой уровень качества он может обеспечить за счет тех ресурсов, которыми располагает.
А это является вопросом конкурентоспособности: кто - то вкладывает больше средств в обеспечение качества, кто - то более целенаправленно ищет перспективные технические решения, применяет более эффективные технологии и в результате имеет более высокий рыночный спрос на свою продукцию. Но в любом случае производитель должен обеспечить уровень качества не ниже отвечающего требованиям безопасности.
Правительство Российской Федерации должно стремиться к тому, чтобы обеспечить максимально высокое качество продукции для обеспечения высокого качество жизни всех членов общества. Производитель должен с минимальными затратами выпускать товары высокого качества по приемлемой цене, а потребитель ищет на рынке продукцию наилучшего качества, которое он может выбрать исходя из своих финансовых возможностей. Это идеальная модель взаимоотношений трех участников рынка. Однако известно, что любая идеальная модель весьма далека от жизни, поэтому надо найти реальный баланс между деятельностью государства, ответственностью производителя и тем, что в конечном итоге получает потребитель.
Учитывая стремление России интегрироваться в мировое экономическое пространство, развивать двусторонние взаимовыгодные связи с зарубежными торговыми партнерами, система технического регулирования должна быть максимально приближена к международным и европейским требованиям и стать надежным инструментом преодоления технических барьеров во внешней торговле России.
1. Соглашение по техническим барьерам в торговле от 15 апреля 1994 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo. gov .ru.
2. Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер ВТО от 15 апреля 1994 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru.
II. Нормативно-правовые акты Российской Федерации
1. О стандартизации в Российской Федерации : федер. закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 27. - Ст. 3953.
2. О техническом регулировании : федер. закон от 27 декабря 2002 г. № 184- ФЗ [ред. от 05.04.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5140.
3. О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию : постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 500 // Российская газета. - 2003. - 22 авг.
4. Р 50.1.057-2006 Комплектование, хранение, ведение и учет документов Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и порядок предоставления пользователям информационной продукции и услуг. Основные положения : рекомендации Росстандарта от 24 апреля 2006 г. № 50.1.057-2006 // М.: Стандартинформ, 2006 г.
III. Специальная литература
1. Александрова Д.С. Гармонизация стандартов в рамках членства России в ВТО // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сбор-ник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 14 томах. - 2015. - С. 17-19.
2. Александровская Л.Н., Кириллин А.В. Гармонизация стандартов: взгляд пользователя // Контроль качества продукции. - 2012. - № 7. - С. 46-47.
3. Алибаева Р.С., Агишев Т.Х. Международная организация по стандартизации ИСО // В сборнике: Итоги учебной и производственной практики Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ; ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет; Факультет информационных технологий и управления; Кафедра информатики и информационных технологий, 2014. - С. 22-23.
4. Аронов И.З., Зажигалкин А.В., Созинова И.Ю. Совершенствование национальной системы стандартизации // Стандарты и качество. - 2014. - № 5 (923). - С. 36-38.
5. Асланов З.Ю., Абдуллаева С.М., Гафарова Н.А. Основные особенности международных требований к национальной системе стандартизации // Бюллетень науки и практики. - 2016. - № 5 (6). - С. 307-313.
6. Астон Б., Бригс С.Л.К., Сианфрани Ч.А., Десаи Д., Глук А., Палмз П., Робитаилль Д., Джон Е. Сохраняйте спокойствие и подготовьтесь к работе по стандарту ISO 9001:2015 // Методы менеджмента качества. - 2016. - № 1. - С. 22-30.
7. Баурова Н.И. Международная система стандартизации // Все материалы. Энциклопедический справочник. - 2012. - № 2. - С. 31-34.
8. Брод Б.З. Определение уровня гармонизации национальных стандартов // Стандарты и качество. - 2014. - № 4. - С. 36-39.
9. Брянская Н.А., Юрьева Е.С. Эффективность внедрения стандарта ISO 9000 // Инновации и инвестиции. - 2015. - № 4. - С. 27-29.
10. Галкин В.Е. Инновационные методы повышения качества управления взаимоотношениями с клиентами национальной системы информационного обеспечения технического регулирования // Транспортное дело России. - 2015. - № 4. - С. 18-20.
11. Галкин В.Е., Докукин А.В., Ломакин М.И. Стратегия развития национальной системы информационного обеспечения технического регулирования // Стандарты и качество. - 2014. - № 1. - С. 28-31.
12. Гордеева А.С., Косенко Е.А., Сычева Э.В. Национальная система стандартизации в Великобритании // В сборнике: Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 90-93.
13. Ершова И.В. Принцип гармонизации технических регламентов и международные организации по стандартизации // В сборнике: Судебная реформа в России: прошлое, настоящее, будущее (Кутафинские чтения) Сборник докладов VII Международной научно-практической конференции, 2015. - С. 124-129.
14. Жеребчикова И.С., Читайкина А.И., Баранов В.А. Преимущества и перспективы гармонизации стандартов в России // Труды международного симпозиума Надежность и качество. - 2012. - Т. 1. - С. 135.
15. Казанцева Н.К., Казанцева Т.В., Синегубова Е.С. Технические барьеры в торговле и пути их устранения // В сборнике: Деревообработка: технологии, оборудование, менеджмент XXI века Труды XI Международного евразийского симпозиума, 2016. - С. 24-28.
16. Качалов Б.А. Международная организация по стандартизации // Технология и организация строительного производства. - 2014. - № 4. - С. 26-33.
17. Ковальцев Г.И. Создание единой межгосударственной системы информационного обеспечения технического регулирования союзного государства // В сборнике: Проблемы стратегического развития межстрановой интеграции национальных инновационных систем Союзного государства Сборник научных трудов международной научно-практической конференции российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В. Плеханова при участии представителей государственных и муниципальных органов власти. - 2016. - С. 133-135.
18. Кокодеева Н.Е., Андронов С.Ю., Гарибов Р.Б., Янковский Л.В. Гармонизация межгосударственных стандартов и их применение с учётом технического регулирования // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. - № 4 (17). - С. 34.
19. Крючков В.Г. Гармонизация отечественных и международных стандартов // Управленческий учет. - 2014. - № 2. - С. 101-106.
20. Крючкова П.В., Авдашева С.Б. Система технического регулирования в РФ: формирование, возможное и ожидаемое воздействие на конкуренцию. - М.: Изд. дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2013. - 98 с.
21. Кузин А.И. Соглашение ВТО о технических барьерах в торговле // Таможенное дело. - 2012. - № 2. - С. 43-46.
22. Леонова О.В. Гармонизация стандартов - путь к устранению технических барьеров в торговле // Экономика России: XXI век. - 2012. - № 7. - С. 7-14.
23. Леонова О.В. Роль международных организаций в сфере применения технических барьеров в торговле // Экономика России: XXI век. - 2012. - № 9. - С. 25-34.
24. Леонова О.В. Технические барьеры в системе международной торговли // Экономика России: XXI век. - 2014. - № 6. - С. 23-32.
25. Лукьянова В.Ю. Вопросы стандартизации в международных правовых актах таможенного союза ЕврАзЭС и ВТО // Международное экономическое право. - 2013. - № 2. - С. 37-42.
26. Мещериков В.А. Соглашение по техническим барьерам в торговле ГАТТ- ВТО (отдельные аспекты применения) // Сибирский юридический вестник. - 2016. - № 2. - С. 130-133.
27. Мещеряков Д.А. Барьеры на пути развития российской экономики (общие проблемы) // Экономическое возрождение России. - 2013. - № 4 (38). - С. 56-60.
28. Никитина А.Г., Палеев Д.Л. Развитие системы стандартизации и сертификации в государствах-участниках СНГ // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 6. - С. 319-322.
29. Петрова Е.И., Смирнова Н.А. О роли гармонизации национальных стандартов // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2013. - № 2 (18). - С. 36-40.
30. Попкова Д.С., Шрам Ю.В. Гармонизация национальных стандартов с международными стандартами // В сборнике: Инновационные процессы в АПК Сборник статей V Международной научно-практической конференции преподавателей, молодых ученых, аспирантов и студентов. Общая редакция - декан аграрного факультета РУДН доктор сельско-хозяйственных наук, профессор В.Г. Плющиков Редакционная коллегия: Е.В. Романова, М.В. Кочнева, А.Ф. Туманян, С.Б. Селезнев, О.Г. Семенов, А.А. Никишов, Ю.А. Елбаев, П.А. Докукин, А.Н. Жаров, М.А. Сырцева, А.А. Терехин, С.Ю. Платонова, 2013. - С. 232¬234.
31. Приймак Е.В., Табаев Р.И. О технических барьерах в торговле // Компетентность. - 2015. - № 9-10 (130-131). - С. 33-37.
32. Райкова Е.Ю. Изменения в системе стандартизации Российской Федерации // Товаровед продовольственных товаров. - 2016. - № 3. - С. 57-60.
33. Ружевичюс Ю. Технические барьеры в международной торговле в контексте стандартизации и качества // Стандарты и качество. - 2013. - № 11. - С. 92-95.
34. Рыбаков А.Н., Данилов И.П., Чершов Д.С. Технические барьеры в торговле как эффективные механизмы защиты внутреннего российского рынка предприятиями реального сектора экономики // Вестник Российского университета кооперации. - 2015. - № 4 (22). - С. 60-63.
35. Сеньковский О.А. Интеграция стандарта IRIS в систему международной организации по стандартизации ISO // Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог. - 2017. - № 1 (37). - С. 15-17.
36. Сергеев А.Г. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учеб. пособие для вузов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2012. - 203 с.
37. Силаева Л.Ю. Переход систем качества телекоммуникационных компаний на новый стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2015 (ISO 9001:2015) // Век качества.
- 2016. - № 3. - С. 38-48.
38. Соколов С. Своды правил и национальная система стандартизации (часть 1) // Стандарты и качество. - 2013. - № 6. - С. 24-27.
39. Хлызов С.Н., Брюхов А.В. Стандартизация и система наилучших доступных технологий в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные вопросы менеджмента и систем качества : материалы региональной научно¬практической конференции. - 2016. - С. 59-61.
40. Цимбал В.А., Ловцов Д.А., Лобан А.В. Система информационного обеспечения технического регулирования Таможенного союза // Известия Института инженерной физики. - 2013. - Т. 1. - № 27. - С. 56-64.
41. Шакирова Д.И. Правовые основы технического регулирования в Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. - 2013. - № 11 (66). - С. 127-131.