Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Антидемпинговые меры при импорте товаров

Работа №85685

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

таможенное дело

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Роль антидемпинговых мер в современной системе регулирования международной торговли 6
§ 1. Понятие и сущность антидемпинговых мер при импорте товаров 6
§ 2. Основные принципы антидемпингового регулирования внешней торговли
§ 3. Регулирование антидемпинговых мер в рамках Всемирной торговой организации 37
Глава II. Особенности использования антидемпинговых мер при импорте товаров на примере Российской Федерации
§ 1. Особенности антидемпингового регулирования во внешней торговле Российской Федерации
§ 2. Применение антидемпинговых мер в отношении внешней торговли Российской Федерации
Заключение 62
Список использованной литературы

В современной мировой экономике, в эпоху активной либерализации международной торговли, а также в условиях обострения торговых конфликтов между ее субъектами, все чаще обостряется проблема использования различных средств регулирования внешней торговли. Практика развитых стран мира, членов Всемирной торговой организации (далее по тексту - ВТО), способствовала постепенной либерализации торговых отношений, в том числе и за счет снижения таможенных пошлин в экспортно-импортных операциях.
При этом, весьма злободневной является проблема применения средств нетарифного регулирования, которые также, как и таможенные пошлины, могут существенно сказываться на динамике, товарной и географической структуре международной торговли.
Одним из важнейших средств являются антидемпинговые меры.
Актуальность темы исследования заключается и в том, что в современных международных торговых отношениях как фирмы, так и государство зачастую прибегают к демпингу как к способу быстрого получения необходимых валютных средств, а также реализации своих экономических интересов.
На наш взгляд, можно выделить две базовые причины, по которым зарубежные фирмы могут прибегать к необходимости использования демпинга.
Первая причина заключается в том, что компании используют демпинг для подавления конкурентов, захвата монопольного положения, установления монопольных цен и получения прибылей.
Суммарная долгосрочная экономическая прибыль, полученная в результате применения этой стратегии, может более чем превысить потери от демпинга.
Наконец, в целях максимизации своей прибыли иностранный продавец может принять решение реализовать продукцию по высоким ценам на своем монополизированном внутреннем рынке и одновременно сбросить избыточную продукцию по низким ценам на внешнем.
Избыточные объемы выпуска могут быть необходимы для снижения издержек на единицу продукции при крупномасштабном производстве. Высокие прибыли на внутреннем рынке компенсируют потери от продаж за рубежом.
В тоже время компании все чаще стали прибегать к доступным им способам защиты своих интересов - инициировались антидемпинговые расследования, результатом которых, как правило, для производителей-импортеров становилось ограничение экспортных квот, применение огромных штрафных санкций или выдворение товаров с рынка.
Наконец, актуальность темы данного исследования подчеркивает и тот факт, что в ходе переговоров России со странами-членами ВТО, основными экономическими партнерами неоднократно подчеркивалось несоответствие российского антидемпингового регулирования требованиям этой организации и собственно, их экономическим интересам. Следует обратить и внимание на необходимость серьезного изменения законодательной базы внешнеторгового регулирования России в связи с вступлением в ВТО.
Таким образом, исключительно важная роль антидемпинговых, мер в международной торговле в целом и, в частности, внешней торговле РФ, его возможная угроза национальной безопасности участников мировой торговли, а также насущная необходимость разработки методов эффективного применения антидемпинговых мер предопределили актуальность настоящего исследования.
Цель настоящей работы - проанализировать антидемпинговые меры при импорте товаров.
Для достижения поставленной цели в работе ставились и решались следующие основные задачи:
- дать характеристику существующим антидемпинговым мерам при импорте товаров;
- рассмотреть основные принципы антидемпингового регулирования внешней торговли;
- показать специфику использования антидемпинговых мер в рамках ВТО;
- раскрыть особенности применения антидемпинговых мер в отношении российского импорта.
Объектом настоящего исследования являются антидемпинговые меры при импорте товаров.
Предмет исследования - антидемпинговые меры в системе нетарифного регулирования международной торговли.
Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно -научные: сравнительный метод, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей, аналитический метод и др.
Структура исследования определяется целью и задачами, поставленными при написании настоящей работы, в соответствии с выбранным подходом к изложению материала. Выпускная квалификационная (дипломная) работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. Теперь торговая политика страны должна быть нацелена на либерализацию и проводиться в рамках соглашений данной организации. Однако это не означает, что российское правительство не сможет поддержать отечественных производителей в конкурентной борьбе с зарубежными компаниями.
В этой связи анализ мировой практики применения антидемпинговых мер защиты национальных предприятий представляется весьма актуальным.
Все меры защиты, которые может применять страна, можно подразделить на две категории в зависимости от условий, в которых они вводятся. К первой относятся антидемпинговые и компенсационные меры, вводимые вследствие нарушения правил конкурентной борьбы зарубежными импортерами. Ко второй - защитные меры, вводимые для поддержки национального производителя в условиях нормальной конкуренции.
В настоящее время Китай является абсолютным лидером по количеству антидемпинговых пошлин, применяемых против его экспортеров (всего насчитывалось 612 антидемпинговых пошлин). Это связано с тем, что, во-первых, Китай - ведущих экспортер в мировой торговле товарами и представляет серьезную конкуренцию на внутренних рынках большинства государств. Во- вторых, при антидемпинговых расследованиях Китай не признается страной с рыночной экономикой, а, соответственно, нормальная цена определяется по методу суррогатной страны, то есть происходит сравнение с издержками на производство аналогичного товара в третьих странах.
Россия также испытывала трудности с признанием рыночного статуса странами-членами ВТО. Однако, одной из ключевых позиций российских переговорщиков в ходе присоединения страны к ВТО было закрепление рыночного статуса за РФ. Надо отметить, что им это удалось, и одним из последних государств, кто признал данный статус в ноябре 2011 г. накануне присоединения России к ВТО, стала Аргентина.
Анализируя отраслевую структуру применения антидемпинговых пошлин, стоит подчеркнуть, что около 28% (723) всех мер приходится на металлы и изделия из них. При этом больше всего антидемпинговых пошлин в этом секторе было введено США (162) и ЕС (104). Экспортеры металла из Китая и России чаше всего сталкивались с антидемпинговыми пошлинами на их продукцию: 147 и 61 мер соответственно. Для РФ это более 60% инициированных против нее антидемпинговых мер.
Кроме того, антидемпинговые пошлины применяются и в следующих секторах: химическая промышленность (21%), производство резины и пластмассы (13%), текстильная промышленность (4%), а также производство изделий из камня, стекла и керамики (3%).
Рассматривая российский опят участия в антидемпинговых расследованиях, следует отметить, что намного большее количество мер было инициировано против российского экспорта, нежели введено Россией против зарубежных компаний.
В частности, за 1995-2011 гг. Европейским Союзом было введено 17 антидемпинговых пошлин против российских компаний, Индией - 14, Китаем - 9 и США - 7.
Россия, в свою очередь, не столько часто использует данный инструмент торговой политики для защиты отечественных производителей. Фактически только в 2011 году стала наблюдаться повышенная активность по данному на-правлению защиты российских компаний. При этом антидемпинговые расследования проводятся с недавнего времени в рамках Таможенного союза Так, на сегодняшний день действует 7 антидемпинговых мер для защиты предприятий всего Таможенного союза, которые были инициированы российскими компаниями.
По состоянию на 1 февраля 2015 г., в отношении российских экспортеров действовали 40 антидемпинговых мер, основная их часть (80%) распространялась на товары химической и металлургической промышленности. Более поло-вины (65%) мер продлевались по истечении изначально установленного срока (5 лет). В среднем длительность таких мер равна 12 годам. До сих пор применяются даже некоторые ограничения, введенные еще в отношении СССР (например, ограничения США по поставкам карбамида и урановой продукции). В целом же примерно 75% антидемпинговых мер были введены еще до вступления России в ВТО, когда на нашу страну не распространялись принятые в ВТО правила проведения антидемпинговых расследований.
В ходе проведённого анализа было выявлено, что за счёт введения антидемпинговых мер, действительно достигается положительный эффект, в частности, увеличиваются многие экономически важные показатели (инвестиции в отрасль, объем потребления на внутреннем рынке).
На практике меры защиты внутреннего рынка являются заметным инструментом регулирования внешней торговли. Как уже было сказано, в настоящее время существует ряд причин, обуславливающих «выгодность» мер защиты внутреннего рынка по сравнению с другими инструментами регулирования внешней торговли. Однако существует ряд проблем применения антидемпинговых и компенсационных пошлин: данные пошлины являются действенным инструментом для защиты российских производителей, но достаточно долгим; проблемы возникают в связи с самим определением демпинга и доказательствами ущерба, наносимого демпингом; посредством ведения антидемпинговых пошлин потребители лишаются возможности приобретать более дешевую импортную продукцию, а также проблема в том, что антидемпинговые и компенсационные меры постепенно вытесняют тарифные меры, хотя первоначально первые предназначались только для корректировки условий конкуренции.
В целях устранения ряда проблем, а также совершенствования механизма применения антидемпинговых и компенсационных мер в Российской Федерации и Таможенном союзе необходима модернизация механизма введения анти-демпинговых и компенсационных мер, а в частности сокращение времени, не-обходимого для проведения расследования и введение положений, способствующих прозрачности антидемпинговых процедур.
Кроме этого необходимо повышение требований в отношении доказательства демпинга и ущерба, принимая во внимание субъективные факторы, такие как недобросовестные намерения, мотивация, а также определить, что доказательства демпинга и ущерба базируются на совокупности фактов, под-дающихся проверке.
Важным элементом является поддержка национального производителя, не прибегая к жестким мерам, которые отражаются, прежде всего, на обычном потребителе, тем самым ограничивая его свободу выбора товаров.
Следует ужесточить процедуру неуплаты данных пошлин и создать условия, способствующие развитию конкуренции между национальными и зарубежными товаропроизводителями, а также повышению конкурентоспособности национальной продукции.
Должно осуществляться применение, отслеживание и корректировка антидемпинговых и компенсационных пошлин исходя из сложившейся экономической ситуации в ТС и по мере её изменения, а не по требованию отдельных производителей, что может помешать стабилизации экономики и минимизация потерь государств-участников Таможенного союза от применяемых мер по за-щите внутреннего рынка и национальных производителей.
Необходимо достигать договоренности по взаимодействию, в том числе и по антидемпингу в рамках Таможенного союза, поскольку Таможенный союз, с самого начала рассматривался как промежуточный шаг в движении к созданию единого экономического пространства.



1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) // Собрание законодательства Российского Федерации. - 2012. - № 37 (приложение, ч. VI). - С. 2916 - 2991.
2. Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной торговой организации - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&tex t=&etext=1459.Y (дата обращения 02.04.2017).
3. Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации: заключено в г. Марракеше 15 апреля 1994 г. // Собрание законодательства Российского Федерации. - 2012. - № 37 (приложение, ч. VI). - С. 2514 - 2523.
4. Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы : подписан в г. Минске 19 мая 2011 г. // Материал подготовлен и опубликован в общероссийской сети распространения правовой информации «Консультант Плюс».
II. Нормативно-правовые акты Российской Федерации
1. О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы : федер. закон от 19 октября 2011 г. № 282-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 43. - Ст. 5970.
2. О защите конкуренции : федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ [ред. от 03.07.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434.
3. О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров : федер. закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ [ред. от 04.06.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50. - Ст. 4851.
4. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : федер. закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ [ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50. - Ст. 4850.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ [ред. от 28.05.2017] // Собрание законодательства Российского Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.
6. О таможенном тарифе : закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 [ред. от 28.12.2016] // Российская газета. - 1993. - 5 июня.
7. О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами : федер. закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ // Российская газета. - 1998. - 22 апр. (утратил силу).
8. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности : федер. закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 42. - Ст. 3923 (утратил силу).
9. Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Феде-рации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной поли-тике и ее состава : постановление Правительства РФ от 17 июля 1997 г. № 890 // Российская газета. - 1997. - 7 авг. (утратило силу).
10. Порядок проведения расследования, предшествующего введению защитных мер : утв. МВЭС РФ 21 декабря 1995 г. // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. - 1996. - № 3 (утратил силу).
11. Временный порядок проведения расследований в целях применения защитных мер в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации : утв. МВЭС РФ 2 августа 1995 г. № 1 // Таможенный вестник. - 1995. - № 9 (утратил силу).
12. О таможенном тарифе : закон СССР от 26 марта 1991 г. № 2054-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1991. - № 17. - Ст. 486 (утратил силу).
III. Специальная литература
1. Анточ А.Г. Основные принципы управленческой деятельности по антидемпинговому урегулированию // Научные труды SWorld. - 2014. - Т. 14. - № 2. - С. 5-13.
2. Бернев А.Э., Стрижова О.А., Богатырева Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (постатейный) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
3. Бублик В.А. Новеллы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (через призму вступления России в Таможенный союз) // Российский юридический журнал. - 2012. - № 3. - С. 11-18.
4. Галичий С. Комментарий к статье VI ГАТТ: проблемы применения анти-демпинговых мер в России и за рубежом // Внешнеторговое право. - 2013. - №2. - С. 2-6.
5. Горина М. С., Кондратьева Е. М. Актуальная проблематика антидемпинговых мер при импорте товаров в международной торговле [Электронный ресурс] // Вестник ННГУ. - 2012. - № 5-1. - С.252-257.
6. Дмитрикова Е.А., Жмулина Д.А. Антидемпинговые меры и внешнеторговое лицензирование: развитие законодательства в условиях региональной экономической интеграции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. - 2015. - № 2. - С. 91-99.
7. Доронина Н.Г. Антидемпинговое законодательство государств - участников ГАТТ // Журнал российского права. - 2015. - № 1. - С. 3-9.
8. Доронина Н.Г., Лавренов В.С. Всемирная торговая организация: история становления и правовые аспекты вступления // Журнал российского права. -2014.- № 11. - С. 51-58.
9. Зайнетдинов Р.Б. Особенности антидемпинговое законодательства государств - участников ГАТТ (американский и канадский опыт) // Международное публичное и частное право. - 2014. - № 6. - С. 41-47.
10. Исаченко Т. М. Практика применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговой политике ЕС // Вестн. Том. гос. ун¬та. - 2014. - № 333. - С.112-118.
11. Козырин А.Н. Международные договоры и национальное законодательство в правовом механизме Таможенного союза ЕврАзЭС // Реформы и право. - 2013. - № 2. - С. 22-28.
12. Международное экономическое право : учебник : пер. с 4-го фр. изд. / Д. Карро, П. Жюйар ; науч. ред. В. М. Шумилов. - М. : Междунар. отношения, 2012. - 580 с.
13. Москвина О.С. Особенности применения антидемпинговых мер при импорте товаров : монография. - М., 2016. - 398 с.
14. Остроумов Н. В. Правовой статус таможенно-тарифного регулирования // Юридическая наука. - 2012. - № 1. - С. 9-14.
15. Пащенко А.В., Хрешкова В.В. Евразийская экономическая комиссия: правовые основы, организационная структура, основные направления деятельности // Реформы и право. - 2013. - № 3. - С. 30-35.
16. Пащенко А.В., Хрешкова В.В. Таможенно-тарифные правоотношения в Таможенном союзе // Реформы и право. - 2012. - № 1. - С. 17-23.
17. Пивоваров А.А. Принципы антидемпингового процесса // Международное публичное и частное право. - 2013. - № 4. - С. 20-22.
18. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию: монография / Под ред.: Дмитриева Г.К. - М.: Норма, Инфра-М, 2013. - 192 с.
19. Рахметов Е.Ш., Омхрбекова А.Ш. Основные этапы и механизмы применения антидемпинговых мер в международной торговле // Право и государство. -
2015. - № 2 (67). - С. 50-54.
20. Ревина С.Н. К вопросу о сотрудничестве в области антидемпинга // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. - 2015. - № 1 (20). - С. 33-35.
21. Русецкий А. Международно-правовое регулирование антидемпинга [Электронный ресурс] // «Юридическая Россия» - правовой портал. - Режим доступа : http://law.edu.ru/script/cntsource.asp?cntID=100010536(дата обращения:08.04.2017).
22. Рязановский В.А. Единство процесса. - М.: Городец, 2016. - 74 c.
23. Трошкина Т.Н. Таможенно-тарифные инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Реформы и право. - 2014. - № 2. - С. 38-43.
24. Трошкина Т.Н. Таможенно-тарифные инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Реформы и право. - 2013. - № 2. - С. 15-21.
25. Трошкина Т.Н., Денисова А.Ю. Формы таможенного контроля в Таможенном союзе: взаимодействие наднационального и национального регулирования // Право и экономика. - 2013. - № 9. - С. 18-20.
26. Хетагурова З.Х. Особенности ретроактивного применения антидемпинговых мер: опыт США и перспективы Евразийского экономического союза // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6-2 (59-2). - С. 34-38.
27. Хрешкова В.В. Международно-правовая база нетарифного регулирования в Едином экономическом пространстве ЕврАзЭС // Реформы и право. - 2013. - № 4. - С. 31-36.
28. Шахмаметьев А.А. Международно-правовые источники в системе правового регулирования таможенно-тарифных отношений // Гражданское право. - 2015. - № 2. - С. 50-55.
29. Шепенко М.Р. Правовое регулирование пересмотров компенсационных мер в США // Вестник Пермского университета. - 2012. - № 4. - С. 17-21.
30. Шепенко Р. А. ВТО и урегулирование антидемпинговых споров: общая характеристика // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2014. - № 1. - С. 322-331.
31. Шепенко Р.А. Антидемпинговый процесс. - М.: Дело, 2012. - 616 с.
32. Шепенко Р.А. Введение в право ВТО: курс антидемпингового регулирования : учеб. пособие. 2-е изд. - М.: Проспект, 2016. - 208 с.
33. Шепенко Р.А. Стадии антидемпингового расследования // Реформы и право.
- 2013. - № 4. - С. 15-20.
34. Шпилевая А.В. Антидемпинговые меры при импорте товаров на таможенную территорию Российской Федерации // Terra Economicus. - 2014. - Т. 5. - № 3-2. - С. 375-380.
35. Шумилов В.М. Право ВТО и законодательство России // Евразийский юридический журнал. - 2013. - № 4 (59). - С. 22-28.
36. Ялбулганов А.А. Антидемпинговые меры: международно-правовое, наднациональное и национальное регулирование // Реформы и право. - 2014. - № 1. - С. 22-37.
37. Ялбулганов А.А., Трошкина Т.Н. Пошлины в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Финансовое право. - 2013. - № 9. - С. 19-24.
38. Янкевич С.В. Защитные меры в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах-участниках Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Реформы и право. - 2013. - № 4. - С. 16-24.
39. Янкевич С.В. Защитные меры в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах - участниках Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Реформы и право. - 2013. - № 4. - С. 9-14.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ