Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценочная лексика в информационной программе «Пятница! News» на телеканале «Пятница» (Уральский федеральный университет)

Работа №85650

Тип работы

Контрольные работы

Предмет

журналистика

Объем работы19
Год сдачи2022
Стоимость300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
248
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Оценочная лексика – к вопросу определения понятий 5
2. Оценочная лексика в информационных программах 9
3. Виды оценки в программе «Пятница News» 12
Заключение 18
Список литературы 20

Сегодня современная журналистика тяготеет к оценочности. Конечно, журналист никогда не будет доносить свои мысли читателю напрямую – он будет стремиться к непрямому выражению оценки. Однако оценочная лексика активно используется как способ легко и без лишней сложной терминологии донести свою мысль до зрителей и читателей, преподнести информацию «под нужным углом». Оценочная лексика является не только неотъемлемым средством выразительности в речи, но и способом влияния на аудиторию – открытым и понятным.
Дать положительную оценку определенной стороне конфликта, подчеркнуть противоречивость слов героя, красочно описать и обратить внимание зрителя на нужные факты – все эти приемы служат созданию определенного, нужного журналисту образа. Оценочная лексика становится удобным «оружием» на журналистском фронте.
Особенно часто оценочную лексику (во всех ее видах) как способ выражения позиции современных журналистов мы можем заметить, анализируя современные новости. Новостная повестка – это то, что должно преподноситься аудитории непредвзято и максимально отстраненно, однако именно информируя аудиторию о мировых событиях, журналист может сформировать необходимое ему (или его редакции) видение ситуации.
Наша работа актуальна тем, что может показать, какими именно способами современный журналист формирует мнение аудитории. Мы исследуем, используется ли оценочная лексика как способ формирования отношения и в какой мере её использование уместно.
В нашей работе мы выделим оценочную лексику, которая используется журналистами и героями материалов в новостных выпусках программы «Пятница News» телеканала «Пятница». Так как телеканал славится своей свободой выражения мыслей, предположим, что оценочная лексика будет использована открыто и часто.
Объект исследования: выпуски новостной программы «Пятница News».
Предмет исследования: оценочная лексика, используемая в программе.
Цель исследования: выявление и описание случаев использования оценочной лексики в выпусках информационной программы «Пятница News».
Исходя из цели работы, мы можем выделить задачи, стоящие перед нами:
1. Дать определение понятиям: «лексика», «оценочная лексика», «информационная программа», изучить классификацию оценочной лексики в русском языке.
2. Выделить функции оценочной лексики на телеэкране.
3. Проанализировать новостные выпуски программы «Пятница News».
При подготовке данной работы использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, классификация, абстрагирование, индукция, обобщение (теоретические методы) и сравнение, наблюдение, описание (практические методы).
Эмпирический материал – 5 выпусков программы «Пятница News», датированных 2021 годом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При просмотре материалов различных СМИ мы не всегда задумываемся, почему мы испытываем те или иные эмоции. Некоторые поступки кажутся нам верными, некоторые – ошибочными, некоторые герои могут вызывать положительное или же наоборот, негативное впечатление. Иногда мы чувствуем несоответствие образа и произносимых фраз. Использование различных примеров оценочной лексики в речи может кардинально изменить мнение о герое, впечатление, которое он производит на аудиторию, слушателя, второго участника диалога.
В данной работе мы исследовали, как оценочная лексика была использована в передаче «Пятница NEWS» телеканала «Пятница». Мы проанализировали, какие именно виды оценочной лексики наиболее ярко себя проявили, какие выполняли функции, в чьей речи оценка звучала наиболее ярко.
В ходе исследования мы провели анализ литературы по исследуемой теме и определили ключевые понятия: «лексика», «оценка», «оценочная лексика», «коннотации», «пометы», «информационная программа» а также выявили классификацию оценочной лексики и её функции.
В ходе анализа исследуемой программы было сделано несколько выводов:
Носителями и пользователями оценочной лексики были как ведущие программы (корреспонденты), так и герои материалов. Ведущие программы выражали свою оценку не только при помощи оценочной лексики, но и при помощи таких аудиовизуальных способов донесения информации как тон голоса, мимика и монтаж. Благодаря их использованию семантически нейтральные слова становились носителями оценки.
Оценивая меру интенсивности оценки, можно сказать, что яркого навязывания определенного мнения не было. Были выявлены следующие функции оценочной лексики – формирования эмоциональной тональности выпуска и материала, показ ироничного отношения к происходящему в материале, формирование положительного и отрицательного образа объекта оценки.
Для формирования отношения чаще всего использовалась лексика с явной положительной или отрицательной семантикой, реже – неологизмы, разговорная лексика, слова, несущие в себе оценку только в контексте. В выпусках использовались разновидности как эмоциональных, так и рациональных оценок.
Использование оценочной лексики на протяжении всей программы создавало ощущение доверительного и свободного общения между зрителем и ведущим (корреспондентом).
Цель нашей исследовательской работы достигнута. Гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтвердилась. Действительно, оценочная лексика использовалась свободно на протяжении всего выпуска, формируя определенный стиль передачи и атмосферу.



1. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова // Москва: Языки русской культуры, 1999. – 895 с.
2. Васильев, Л. М. Семантическая категория оценки и оценочные предикаты /Л. М. Васильев // Исследования по семантике: Семантические категории в русском языке. – Уфа: Башкир, гос. ун-т, 1996. — С. 55—62.
3. Квашнина, Е. Н. Словарная помета – одна из главных метаязыковых категорий лексикографии / Е. Н. Квашнина // Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2009. – №2. – С. 562-565.
4. Кузнецов, Г. В. Концепции каналов / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский // Телевизионная журналистика: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. – С. 285-299.
5. Малярчук-Прошина, У. О. Использование экспрессивно-оценочной лексики в текстах СМИ / У. О. Малярчук-Прошина // Симферополь: ТА КФУ имени В. И. Вернадского, 2018. – №4. – С. 56-59.
6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – 27-е изд., испр. — Москва: АСТ, Мир и Образование, 2015. – 871 с.
7. Погорелова, С. Д. Функции оценочных глаголов в художественном произведении / С. Д. Погорелова, А. С. Полянская // Филологические науки в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). – Санкт-Петербург : Реноме, 2013. – С. 71-73.
8. Постановление ЦИК России от 20.09.1995 N 18/149-II «Об Инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием» // Собрание законодательства РФ. - №1.
9. Российский гуманитарный энциклопедический словарь Российский гуманитарный энциклопедический словарь: [В 3. т.] / [Аверина С.А. и др.]. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; СПб.: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-т, 2002.
10. Российский гуманитарный энциклопедический словарь Российский гуманитарный энциклопедический словарь: [В 3. т.] / [Аверина С.А. и др.]. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; СПб.: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-т, 2002.
11. Стаценко, А. С. Эмоционально-оценочная лексика как средство реализации речевой интенции: Монография / А. С. Стаценко. — Москва: МПГУ, 2011. — 118 с.
12. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной; ред. Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников // Москва: Флинта : Наука, 2003. – 695 с.
13. Телеканал «Пятница» [Электронный ресурс]: URL: https://pyatnica-news.friday.ru/videos/News/pyatnica-news (дата обращения: 10.12.21)
14. Телеспутник: сайт [Электронный ресурс]: URL: https://telesputnik.ru/spravochnik-telekanalov/pyatnitsa/ (дата обращения: 10.12.21)
15. Тихонова, М. А. Оценочная лексика русского языка: проблемы лексикографирования: статья / М. А. Тихонова // Москва: Вестник МГУП имени Ивана Федорова, 2015. – №2. – С. 352-358.
16. Чертычный, А. А. Жанры периодической печати: учебное пособие для студентов вузов / А. А. Чертычный // Москва: Аспект Пресс, 2000. 310 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ