Введение 3
1 Типы ораторов 5
2 Подготовка и проведение публичного выступления 6
3 Культура произнесения речи перед аудиторией 14
4 Оценка аудитории и обстановки 17
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Актуальность. Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие. Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.
Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.
Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.
Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.
Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.
Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.
Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.
Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное - неспособна воздействовать па чувства и через них на разум.
Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности, есть душа повинно ораторского искусства.
Цель: рассмотреть подробно искусство ораторства и его типы
Задачи для достижения данной цели были поставлены следующие:
1 - проанализировать литературу по данной теме;
2 - изучить этапы подготовки и проведения выступления;
3 - выявить приемы установления контакта с аудиторией.
Таким образом, для хорошего выступления перед аудиторией, для эффективного результата выступающий должен обладать обширным запасом разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются:
- знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи;
- умение подобрать материал исходя из специфики аудитории;
- умение установить контакт с людьми, выступить перед ними;
- безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи;
- умение на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.
Волков А.А. Основы русской риторики. - М., 1997
2. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. - М.: Айрис-пресс, 2005.
3. Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. - М.: Логос, 2005.
4. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов на Дону, Феникс, 2004 (учебник и хрестоматия)