Введение 4
Глава 1. Исследовательская деятельность 6
1.1 Сущность исследовательской деятельности 6
1.2 Развитие исследовательских навыков и умений 11
1.3 Исследовательская позиция личности 15
1.4 Исследовательская деятельность в рамках учебного процесса, как один
из способов формирования мировоззрения 16
1.5 Развитие исследовательской деятельности учащихся как содержание
универсального профиля 19
1.6 Исследовательская деятельность учащихся: что и как развивать.. .23
1.7 Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской
деятельности 37
Глава 2. Элективный курс. Научные и методические основы 45
2.1 Психологические и физические особенности младших и старших
классов 45
2.2 История элективных курсов 47
2.3 Элективные курсы в системе среднего общего образования 48
2.4 Роль элективных кусов в обучении географии 52
2.5 План-конспект элективного курса на тему «Что такое вода? Ее роль в
жизни каждого человека» 54
Глава 3. Элективный курс по теме «Гидросфера» 59
3.1 Пояснительная записка 60
3.2 Результаты освоения элективного курса по географии «Гидросфера» 6
класс 61
3.3 Элективный курс «Гидросфера» 64
Заключение 71
Список использованных источников 72
Приложение
Исследовательский навык, это один из главных навыков, который приобретает человек на своем жизненном пути. Формование этого навыка начинается еще в школьное время, когда учитель показывает и помогает учащимся познавать и исследовать новое, ранее неизвестное.
Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что формирование исследовательского навыка в современной школе, должна затрагивать высшую ступень в обучении учащегося. Этот навык должен развиваться во всех направлениях учебной деятельности (географии, биологии, физики и так далее), помочь развить личность учащегося. Именно опыты и эксперименты исследовательского, творческого мышления являются главным педагогическим итогом, а так же самым главным навыком, который приобрел учащейся за весь период обучения в школе.
Цель дипломной работы:
- выявить и закрепить навык исследовательской деятельности
-активно развить творческую деятельность, вызвать интерес исследования, с помощью элективного курса в школьной географии
Объект исследования процесс обучения школьников по средствам элективного курса по географии в 6 классе.
Предмет технологическое обеспечение разработки элективного курса.
В ходе исследования решались задачи:
-дать четкое определение, что такое исследовательский навык в школьном обучении, анализировать представление об исследовательском навыке со стороны педагога и психолога
-изучить теоретическую часть избранной темы, а именно как география помогает в развитии исследовательского навыка у школьников
Учебно-исследовательская активная форма учащихся - одна из быстро развивающихся форм обучения в современных школах. Она дает более широко выявить и развить умственные (интеллектуальные), творческие способности личности в постоянно развивающемся мире. Говоря о творческой исследовательской деятельности учащегося, направленной на приобретение новейших для него познаний, умений и навыков, как указывает изучение, отлично проявляет себя в творческом процессе учебно-исследовательской деятельности.
Данная работа состоит из введения, оглавления, трех глав, заключения, списка используемых источников, приложения.
В первой главе раскрывается психологическая особенность учащихся в период подросткового возраста на которых ориентирован данный элективный курс. Исследуются психологические, социальные особенности школьника. Беря во внимание особенности возраста делается анализ о психологическом и педагогическом обучении школьника на основе элективного курса по географии.
Во второй главе рассматривается общее положение элективных курсов на младших и старших школьников, как они меняются в период взросления ребенка и как элективные курсы могут влиять на формирования будущего профессионального взгляда на жизнь. Берется во внимание сама роль обучения элективными курсами в области географии, как влияет на формирование научного мировоззрения у школьников. Также составлен план-конспект элективного курса по географии из календарно-тематического планирования.
Третья глава включает в себя само календарное-тематическое планирование.
Глава 1. Исследовательская деятельность
1.1 Сущность исследовательской деятельности
Проблема о самостоятельной работе обучающихся исследуется большинством отечественными и заграничными психологами, констатируют, что восприятие и понимание материала идет через различные формы самостоятельной деятельности. Исследования, которые проводили ученые демонстрируют, что обучающиеся сохраняют в своей памяти примерно: 11 % из того что было прочитано ими на уроке, 20 % из того что услышали из слов учителя или своих одноклассников, 30 % из того что наблюдали во время урока, 50 % из того что они увидели на уроке, 70 % это уже их самостоятельная деятельность в виде высказываний и обсуждений тем и самый большой процент показал, что 90 % обучающихся запомнили информацию, которую подает учитель на уроке - это в практической деятельности. Одно из действенных видов деятельности, обучающихся приходится на исследовательскую активность.
Исследовательская деятельность тесно взаимосвязана с решением творческих задач, исследовательских с заблаговременным безызвестным решением и подразумевает присутствие главных этапов, соответствующих для исследования в научной деятельности. Смысл изучения в образовании имеется то, что он является учебным процессом. Ключевой целью является развитие личности обучающегося во время проведения занятий, а также обнаружение и раскрытие творческого потенциала.
К примеру, чтобы развить исследовательскую деятельность у обучающихся, можно организовать географическую конференцию и провести ее между школьниками разных классов. Тем самым повысить уровень информационной культуры, познавательной деятельности.
Схожие и различные черты существуют между научно-исследовательской деятельностью ученых и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.
В определенной области познания научно-исследовательская активность определяется предметом объектом исследования в определенной области знаний. Научно-исследовательская активность может реализоваться лишь высококвалифицированными кадрами, прошедшими долговременную особую подготовку. Для научной деятельности требуется абсолютное оснащение, особая лаборатория. Над многими глобальными проблемами науки трудятся огромные коллективы экспертов, цельные научно-исследовательские университеты. Школьники не имеют все шансы осуществить научную активность, но они имеют все шансы приобщиться к миру научного знания чрез те виды учебной деятельности, какие может быть выполнить в рамках школы и научных учреждений. Поэтому, резонно применять мнение не научно-исследовательская, а учебно-исследовательская активность учащихся. Учебно-исследовательская активность - это аппарат развития личности, лекарство обогащения новыми познаниями, метод формирования мировоззрения чрез сотрудничество учителя и учащегося.
Таким образом, исследовательская активность учащихся, как никакая иная учебная активность, поможет учителям образовать у воспитанника свойства, нужные ему для предстоящей учебы, для профессионального и общественной привыкания, при этом, самостоятельно от выбора грядущей профессии.
Роль учителя в исследовательской деятельности учащегося - это координатор деятельности, эксперт и сотрудник по решению трудности, добыванию нужных познаний и информации из разных источников.
Что же обязано находиться в исследовательской работе?
Во-первых, нужно сконструировать мишень изучения. Цель изучения традиционно состоит в исследовании определенных явлений.
Во-вторых, в неких исследованиях здорово отметить гипотезу. Это дозволяет придать работе более значительный значение и конкретизировать объект изучения. В ходе работы догадка может быть или доказана, или опровергнута.
В-третьих, после этого нужно определить задачки изучения. Задачи и цели - не одно и то же. Задачи демонстрируют, что планируется изготовить.
В-четвертых, в работе обязан находиться писательский ликбез, т. е. короткая черта такого, что понятно об исследуемом явлении, в каком направленности проистекают изучения остальных создателей. В обзоре нужно представить, что учащийся знаком с областью изучений по различным источникам, что он становит новейшую задачку, а не делает то, что издавна уже было изготовлено. Написание литературного обзора поможет школьнику наиболее вольно завладеть материалом, продуманно ответствовать на появляющиеся вопросы.
В-пятых, нужно обрисовать исследуемый предмет, открыть суть способов изучения, применяемых в ходе постановки опыта.
В-шестых, представляются личные итоги. Существует разница меж рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе изучения нередко выходит большущий массив чисел, который обрабатывают и в тексте представляют лишь наиболее нужные. Наиболее выигрышной формой представления итогов являются графики, различного вида диаграммы, фото. Полученные данные нужно сравнить друг с ином и с литературными источниками, проверить и сконструировать закономерности, обнаруженные в процессе изучения.
И заканчивается работа выводами, в которых излагаются итоги работы. Выводы обязаны подходить целям, задачам и догадке изучений.
Учебно-исследовательская активность предполагает ознакомление учащихся с разными способами исполнения исследовательских работ, методами сбора, отделки и разбора приобретенного материала, а также ориентирована на 8
выработку умения суммировать данные и выражать итог. Учебное изучение подразумевает такую познавательную активность, в которой школьники употребляют приемы, надлежащие способам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новейших познаний, а вносят в созидательный процесс родное неординарное заключение, обретают новейшие вопросы в уже знаменитом, употребляют просторный круг источников, используют наиболее абсолютные, по сравнению с программными, способы познавательной деятельности. При таковых критериях исследовательская активность школьников близится к научной, но предохраняет характерные симптомы: тема определена требованиями школьной программы и подразумевает приобретение субъективной научной новизны - надежного итога, владеющего новизной лишь для предоставленного исследователя.
На урочных упражнениях почти все школы, в том числе и наша, употребляют способ проектов, так как проект как форма персональной или коллективной познавательной деятельности подразумевает планирование и воплощение практической деятельности проблемного нрава, обогащающей эксперимент школьников.
Обучение навыкам и умениям исследовательской деятельности целесообразно разделить поэтапно, согласно возрастным особенностям учащихся.
1 шаг - учащиеся 5-6 классов, во время которой учащиеся знакомятся с
отдельными веществами исследовательской деятельности: знание,
ассоциировать.
2 шаг -учащиеся 7-8 классов, во время которой они знакомятся с изучением как одним из видов учебно-познавательной деятельности.
3 шаг - учащиеся 9 классов, во время которой они знакомятся со структурой изучения (цели, задач и пути их реализации).
4 шаг - учащиеся 10-11 классов, как исполняют исследовательскую работу с соблюдением особенностей исследовательской технологии в наиболее расширенном варианте (цели, задачи, способ изучения, переработка материала, анализ, сопоставление и вывод).
Творческая активность в образовательных учреждениях организована, как правило, в форме факультативных курсов и программ дополнительного образования. Главным формальным итогом творческой деятельности являются итоговые работы, представленные учащимися на конкурсы и научно¬практические конференции, заканчивающие соответствующие курсы.
Существуют 5 главных видов творческих работ школьников.
•Информационно реферативные — творческие работы, написанные на базе нескольких литературных источников с целью более совершенного освещения какой-нибудь темы.
•Проблемно-реферативные — творческие работы, предполагающие сравнение данных различных литературных источников, на базе которого дается личная трактовка поставленной трудности (при наличии общепризнанной структуры, полностью может считаться исследовательской).
•Экспериментальные — описывают научный опыт, имеющий узнаваемый результат. Носят быстрее иллюстративный нрав, подразумевают самостоятельную трактовку особенностей итога в зависимости от изменения исходных критерий.
•Натуралистические и описательные — ориентированы на наблюдение и высококачественное описание какого-нибудь явления. Отличительная особенность —отсутствие количественной методики изучения.
Одной из видов натуралистических работ являются работы общественно¬экологической направления. Возникло еще одно лексический смысл термина " экология ", направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, данного характера лишены научного подхода.
•Исследовательские — творческие работы, опирающиеся на научно-обоснованные точки зрения, исходя из экспериментальной работы делаются выводы и анализ о характере исследования
Все указанные виды творческих работ имеют все шансы быть выполнены как на материале точных, так и на материале гуманитарных: наук. В примере гуманитарных наук объектом изучений являются, как правило, тексты (собранные у информантов, архивы, первоисточники и т. д.).
Перечисленные виды имеют общие элементы. Это, до этого только изложение литературных данных, в большей мере чужих исследований. В случае реферативных работ она является главным элементом работы, в случае других видов предстает в качестве литературного обзора данных об исследуемом явлении.
Нельзя так же не оставить незамеченным тот факт, что очень важно вовлечь в работу с учащимися их родителей.
- Родители проводят больше времени с ребёнком, совместная работа помогает узнать проблемы ребенка.
- Родители с помощью работы над проектом налаживают контакт и делятся своими знаниями.
1.2 Развитие исследовательских навыков и умений
Исследовательская деятельность возникла во времена правления Петра 1. В педагогическом направлении эта мысль начала использоваться в конце 18 века, но эта идея стала востребованной только по прошествии одного столетия.
В 1924 году методистом-биологом Борисом Евгеньевичем Райковым был предложен термин «исследовательский метод», под которым он говорил
Элективный курс, это механизм, без которого нельзя представить школьную учебную деятельность. Он восполняет и увеличивает научные знания, которые в силу ограничения данной программы не были даны на уроке. Хорошая разработанная система элективных курсов помогает учащемуся углубится в ту или иную степень научности, помочь сориентироваться в профессиональном будущем.
Данная дипломная работа нацелена на установления решения проблемы по разработке элективных курсов по географии, как курсы будут влиять по степени взросления школьника на их мировоззрение.
Основной задачей было изучить и проанализировать представление об исследовательском навыке школьников опираясь на знания по педагогике и психологии, также как географическая наука способствует развитию исследовательского навыка.
В процессе исследования были решены все поставленные задачи.
На мой взгляд элективные курсы, это неотъемлемая часть в обучении школьников, с помощью них достигаются цели и формируются определенные знания по той или иной науке.
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002, № 1. С. 24-33. С. 27.
2. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, № 2. С. 85-103. С. 90
3. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география. М: АСТ-Пресс, 2001.267с
4. Брушлинский А.В. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997. С. 212-213.
5. Брушлинского А.В. «Психологическая наука в России 20 век: проблемы теории и истории. М., 1997.- 576 с.
6. Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. «Философский энцикло-педический словарь». М., 1998. 229 с.
7. Гуревич П.С. «Философия культуры». М., 1994.- 23 с.
8. Дронов В.П. , Л.Е. Савельева авторская программа «Землеведение», 6 класс. Дрофа, 2010.-80 с.
9. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. М.: Дрофа, 2011.- 80 с.
10. Дронов В.П., Савельева Л.Е. Методическое пособие для учителей. География. Землеведение. М.: Дрофа, 2010.-304 с
11. Ермошкина, А.С. О тематике профильных курсов географии Профильная школа. - 2004. - №3. С. 8-20
12. Жан Пиаже «Психология интеллекта » часть 3 ,глава 5 « Формирование мышления. Интуиция и операции». СПб.: "Питер", 2003. 192 с.
13. Каптерев П.Ф. «Пед. Сбор.» 1893, 1
14. Кон И.С. «Психология ранней юности». - М., 1989. - С. 149.
15. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003, № 4. С. 12-17.
16. Лурье М.Л. Пародийная поэзия школьников // Русский школьный фольклор. Сост. Белоусов А.Ф. М., 1998. С. 432.
17. Мудрик А.В. «Введение в социальную педагогику». - М., Акадэма 1997. - 568 с.
18. Мунье Э. Персонализм. М., 1992.
19. Мухина В.С. «Феноменология развития и бытия личности» 2010, № 3, 193 с.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность : Хрестоматия / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2003. - 624 с.
21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998. С. 398
22. Немов Р.С. Кн. 2. Психология образования. 1995, 2-е изд., 496с
23. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. М: ВАКО, 2007 176с
24. Обухов А.С. «Развитие исследовательской деятельности учащихся». - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 280 с.
25. Обухов А.С. «Проблема личности в контексте традиции» Материалы международной конференции «Личность на пороге XXI века». М., 2001.
26. Обухова Л.Ф. «Детская психология: теория факты, проблемы». М., 1995. 352 с.
27. Обухов А.С. «Развитие исследовательской деятельности учащихся». -М.: Прометей МПГУ, 2006. - 224 с.
28. Орленок, В.В. Географическое образование на пороге нового века. География в школе. - 2001. -№4. - С. 21-30.
29. Павлов И.П «Мозг и психика» - М.: Воронеж, 1996. -266 с.
30. Паневина П.Н.. Элективные курсы географического и экономического содержания в основной школе: сборник программ. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, - 2005. - 92с.
31. Рубинштейн С.Л.» Принцип творческой самодеятельности». - Одесса., 1922.
32. Рубинштейн С.Л». Основы общей психологии». СПб., 1998. 641 с.
33. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Учен. зап. высш. шк. г. Одессы. Одесса, 1922. Т. 2. С. 106.
34. Рубиншьейн С.Л. «Бытия и сознания. Человек и мир.» - СПб., 2003.- 224 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.-502 с.
36. Румянцев А.В., Ким Э.В., Дронов В.П. Тематическое планирование. География. 6 - 9 классы. 409 с
37. Сухоруков, В.Д. Методика обучения географии: предметный аспект /В.Д.Сухоруков, Д.П. Финаров // География в школе. - 2004. - №4. - 359 с.
38. Шовен Р. «Поведение животных». - М.: Мир, 1972. - 488 с.
39. Сайт «www.lawrussia.ru/texts/legal_524/doc524a317x913.htm» Статья: Постановление ЦК КПСС И СМ СССР от 10 ноября 1966г. № 874 «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы»
40. Сайт «www.vestnik.edu.ru» Статья : Профильное обучение в зарубежных странах
41. Сайт» http://sch345.mskobr.ru/files/ob_e_lektivah.pdf» Статья: Положения об элективных курсах основного и среднего общего образования
42. Сайт «http://docs.cntd.ru/document/901837067» Статья: Министерство образования РФ приказ от 18 июля 2002 года N 2783 Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования