Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ ИНТЕРНЕТ-СМИ И БЛОГОФСЕРЫ

Работа №85584

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.СПЕЦИФИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА 6
1.1. Понятие «журналистский текст» 6
1.2. Блог: функциональные и языковые особенности 15
ГЛАВА 2. ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ В ИЗДАНИИ И БЛОГЕ:
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 27
2.1. Жанрово-тематическое и лингвостилистическое своеобразие журналистских текстов сетевого издания «Московский Комсомолец».. 27
2.2. Языковые и структурно-содержательные особенности блогов
сетевого издания «Московский Комсомолец» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Развитие новых медиа привело к трансформации традиционной системы средств массовой информации. Современные СМИ стали искать свою нишу в системе мультимедиа. В ответ на успех сетевых конкурентов они постарались обеспечить собственную устойчивость на медиарынке за счет модернизации основных элементов информационной инфраструктуры, в том числе и посредством разработки дополнительного мультимедийного онлайнового контента и введения интерактивных механизмов взаимодействия с медиапользователем.
Новые медиа противопоставили традиционным СМИ не возможную ранее высокую скорость передачи данных, низкую стоимость создания контента, мобильность и креативность его распространения, а также преимущество многосторонней коммуникации с аудиторией. Газетам, радиостанциям и телевидению с приходом интернета пришлось потесниться и привыкнуть существовать в условиях новой информационной реальности. Разумеется, они приспосабливаются и берут на вооружение современные технологии, осваивают виртуальное пространство.
Сегодня практически каждый телеканал, радиостанция и периодическое издание имеют свой сайт или информационный портал, на котором публикуются новости, создаются архивы, проводятся онлайн- трансляции. Крупные СМИ заводят собственные блоги, предлагают обсудить тот или иной материал в блогосфере, размещают на коммерческой основе свои материалы в наиболее популярных блогах. Блоги обрели большую популярность среди пользователей сети интернет. Значительная часть аудитории предпочитает узнавать новости, мнения журналистов, политиков, экономистов именно из блогов. Главные преимущества блогов как источников информации заключаются в том, что они уже сейчас начинают формировать определённое общественное мнение, и зачастую новости в них появляются оперативнее, нежели в официальных источниках. Данными факторами обусловлена актуальность нашей работы.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение специфики журналистских текстов можно найти в трудах С.Г. Корконосенко, В.В. Богоуславской, Е.В. Черниковой, М.Ю. Казак. Особенности журналистики в интернете и журналистских блогов были изучены такими авторами, как А.А. Градюшко, А.А. Калмыкова, Л.А. Коханова, Л.В. Самойленко.
Объектом исследования являются язык и стиль блогосферы, предметом - жанрово-тематические и лингвостилистические особенности журналистского блога.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление языковых и функциональных особенностей текстов блогосферы.
Достижение цели работы предполагает решение следующих задач:
1) выявление специфики журналистского текста;
2) определение особенностей публикаций в блогосфере;
3) сравнительный анализ журналистских материалов в издании «Московский Комсомолец»:
4) сравнительный анализ публикаций журналистов в блогах сетевого издания «Московский Комсомолец».
Эмпирической базой исследования стали журналистские публикации в издании «Московский Комсомолец», а также их публикации в блогах этого издания. Хронологические рамки исследования: 11.02.2011 - 31.05.2017.
Теоретическая база. Изучением специфики журналистики в блогах занимались многие известные ученые и специалисты, в их числе:
А.А. Градюшко, А.А. Калмыков, Л.А. Коханова, Л.В. Самойленко. Их труды легли в теоретическую основу исследования.
В ходе исследования мы пользовались следующими методами:
1) анализ и синтез - при изучении теоретической литературы для выявления общих и характерных черт журналистского текста, текста в блоге;
2) сравнение - при изучении особенностей журналистских текстов и текстов в блогах.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе на кафедре массовых коммуникаций при изучении дисциплин, связанных с текстами интернет-СМИ и текстами блогосферы.
Новизна исследования. В процессе работы были выявлены новые стилистические и языковые особенности текстов журналистских блогов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Во введении обозначена актуальность изучаемой темы, представлена степень ее научной разработанности, указан объект и предмет, цель, задачи, методы работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы понятия «журналистских текст», «блог», их характерные особенности.
Во второй главе представлен анализ журналистских текстов и текстов журналистских блогов.
В заключении сделаны основные выводы.
В приложении представлены таблицы с данными проанализированных публикаций.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной интерпретации текст несёт в себе функции коммуникативного характера. Что касается журналистского текста, то главная его цель состоит в том, чтобы передать информацию аудитории. Журналистский текст - это информация, предназначенная для передачи сведений, имеющих информационно-оповещающий характер и оказывающих определённое воздействие на восприятие человеком либо группой людей;
В первой главе, изучив теоретическую литературу, мы выделили следующие особенности журналистского текста:
1. Основа журналистского текста - социальный факт или явление;
2. Соответствие традиционным категориям текста: связность,
целостность, структурность и т.д.;
3. Информация, представленная в тексте, должна соответствовать критериям объективности, достоверности, актуальности, релевантности;
4. Возможность манипулирования и скрытого управления аудиторией.
Также, решая поставленные задачи, мы выяснили, что блог представляет собой новый канал коммуникации, порождённый развитием интернет-технологий. Он отличается высокой скоростью распространения информации, обратной связью, публичностью и особым характером передаваемой информации. Интерактивные возможности, которые предоставляет пользователю блог, гораздо шире, чем у других существующих каналов коммуникации.
Блог как персональный дневник журналиста позволяет обеспечить свободу получения и перераспределения информации среди широких слоёв общества. Он многофункционален, оперативен, публицистичен и, главное, независим.
В первой главе мы выявили основные особенности журналистских текстов блогосферы:
1. Интерактивность, диалогичность;
2. Мгновенность - высокая скорость передачи информации;
3. Наличие ключевых слов и словосочетаний (для выхода публикации на веб-странице одной из первых при поиске определенной темы);
4. Персональный подход - возможность учитывать информационные потребности пользователей;
5. Взаимосвязанность элементов в тексте - наличие в публикациях гипертекста, гиперссылок;
6. Измеримость - сетевое издание обладает инструментами (например, счетчики посещений), позволяющими оценить популярность той или иной публикации.
Основываясь на результатах проведенного анализа материалов издания «Московский Комсомолец», можно отметить, что тексты журналистов Е. Додолева, А. Мельмана и С. Кучера содержат в себе все основные особенности журналистских текстов, которые были выделены в первой главе:
1. Актуальность. Темы, освещаемые журналистами, касаются важных событий из различных сфер жизни;
2. В основе журналистских текстов лежит социальный факт или явление;
3. Соответствие традиционным категориям текста: связность, целостность, структурность и т.д. Все проанализированные нами материалы каждого из указанных авторов композиционно и структурно полностью отвечают требованиям, предъявляемым к журналистским текстам. Тексты построены по определенной композиции: заголовок, подзаголовок, лид, основная часть, подведение итога. Тексты отличаются также жанровым разнообразием. В проанализированных материалах мы обнаружили следующие жанры: развернутая заметка, интервью, обзор, статья, репортаж, хроника, анонс;
4. Достоверность информации. Журналисты прикрепляют к своим материалам статистические данные, хроники, приводят исторические факты, тем самым подтверждая передаваемую информацию;
5. Объективность информации. Журналисты, несмотря на то, что ведут повествование от первого лица, не навязывают явно аудитории определенную позицию, стремясь к тому, чтобы читатель делал выводы сам;
6. Возможность скрытого манипулирования аудиторией: журналисты прибегают к таким методам воздействия на аудиторию, как апелляция к публике, избирательная подача фактов, ссылки на авторитетное мнение, высказывание и т.д;
7. Диалогичность. Журналисты создают эффект общения с аудиторией, используя вопросно-ответную форму изложения, риторические вопросы и т.д.
В ходе исследования блогов журналистов мы выяснили, что тексты обладают функциональными и языковыми характеристиками, которые были выделены в первой главе. Также мы отметили и другие, не выделенные ранее языковые и стилистические особенности в текстах блогосферы. Итак, были получены следующие результаты:
1. Субъективный подход к передаче информации в текстах выражен ярко, авторы его не скрывают. Журналисты в блогах открыто выражают свою позицию;
2. Темы, затрагиваемые блогерами, актуальны, однако материалы не всегда посвящены новостному поводу (только половина проанализированных материалов созданы в качестве отклика на конкретное событие). В отличие от журналистских текстов, где зачастую задание, тема материала дается редакцией, в блоге журналист свободен в выборе темы. Обычно текст в блоге представляет собой размышление автора по интересующей его проблеме;
3. Размер публикаций значительно меньше, чем в журналистских текстах. Если в блоге максимальный размер публикации составлял 9621 знаков, то опубликованный журналистский текст - 19319;
4. В материалах блогосферы трудно определить жанр. Большинство публикаций можно отнести к жанру заметки, однако в них также присутствуют элементы репортажа, беседы, обзора;
5. Гибкость - возможность излагать материал самым замысловатым образом: нет четко выделенной композиции текста;
6. Интерактивность. Общение с аудиторией может происходить не только с помощью опубликованного материала, но и в комментариях к публикации, где авторы текстов общаются с пользователями;
7. Мгновенность передачи информации;
8. Взаимосвязанность элементов в тексте - наличие в публикациях гипертекста, гиперссылок;
9. Измеримость. С помощью счетчика посещений можно определить количество просмотров публикации;
10. Возможность творческой самопрезентации и самореализации.
11. Употребление различных стилей речи. В проанализированных материалах чаще всего встречается разговорный стиль, также присутствовал литературно-художественный стиль;
12. Преобладающий тип текста - рассуждение. Публикации ведутся, как это характерно для блогов, в формате дневниковых записей;
13. Эмоциональная насыщенность. Журналисты в своих блогах используют эмоционально окрашенную лексику, оценочные слова и выражения, экспрессивные высказывания и т.д.
14. Использование «сетевого» жаргона, сленга;
Подводя итог, еще раз отметим, что блог, по сути, является так называемым дневником журналиста, где он может свободно рассуждать о проблемах страны, о личных проблемах, говорить о темах, которые интересны ему, а не руководству издания, в котором он работает. В блоге журналист не обязан подтверждать информацию, пояснять сложные термины, так как у блогеров уже сформирована своя аудитория. Блогеры могут высказывать свою позицию с помощью различных выражений, высказываний, которые были бы недопустимы и неуместны в СМИ.



1. Блог-словарь [Электронный ресурс]: блог-книга про блогосферу и маркетинг в социальных сетях. - Режим доступа: http://blogbook.ru/slovarterminov/(дата обращения: 21.04.2017).
2. Блоги: история феномена [Электронный ресурс]: Компьютерная газета.
- Режим доступа: http://www.nestor.minsk.by/kg/2008/46/kg84622.html
(дата обращения: 25.04.2016).
3. Блогосфера российского Интернета [Электронный ресурс]:
информационный бюллетень компании «Яндекс». - Режим доступа: http://company.yandex.ru/articles/yandex on mediasphereau¬
tumn 2006.pdf(дата обращения: 22.04.2017).
4. Мисонжников Б.Я. Отражение действительности в тексте
[Электронный ресурс]: Авторский проект Екатерины Алеевой / Б.Я. Мисонжиков. - Режим доступа:http://evartist.narod.ru/text5/63(дата обращения: 20.04.2017).
5. Протасов П.В. Экономика идей [Электронный ресурс]: журнал
Компьютерра / П.В. Протасов. - 2006. - № 14. - Режим доступа:
http://offline.compu-terra.ru/2006/634/263483/ (дата обращения: 22.04.2017).
6. Сетевое издание «Московский Комсомолец» [Электронный ресурс]: электронное периодическое издание. - Режим доступа: http://www.mk.ru/?noredirect#nosuggest(дата обращения: 20.03.2017).
Литература
7. Аникина Т.В. Имя собственное в Интернет-коммуникации: / Т.В. Аникина // Известия Уральского государственного университета. -
2010.- № 2(75). - С. 71-76.
8. Артамонова Ю.Д. Герменевтический аспект языка СМИ. Язык средств массовой информации: сборник статей / Ю.Д. Артамонова, В.Г. Кузнецов, М.Н. Володина. - М. Альма Матер, 2008. - С. 99-118.
9. Бабаева Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные
исследования в Интернете. / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова. - М., 2000. С. 14-20.
10. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста: учебник / Л.Г. Бабенко, Е.И. Васильев, Ю.В. Казарин. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 175 с.
11. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа: сборник трудов / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 281 с.
12. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Проблема речевых жанров: сборник трудов / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
13. Богоуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов: монография / В.В. Богоуславская. - М., 2008. - 280 с.
14. Богоуславская В.В. Особенности моделирования текстов средств массовой коммуникации и информации / В.В. Богоуславская // Вестник Воронежского государственного университета. - 2004. - № 2.
15. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования: учебное пособие / И.Р. Гальперин. - М.: КомКнига, 2006. - 144 с.
16. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к
изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: учеб. пособие / Т.Г. Добросклонская. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 264 с.
17. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: учеб. пособие / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов.— М.: Лабиринт, 2001. - 232 с.
18. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства.: учеб. пособие для вузов / В.М. Горохов. - М.: Высшая школа, 1989. - 195 с.
19. Горошко Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете:
попытка рефлексии:/ Е.И. Горошко // Жанры речи. - Саратов:
«Наука», 2009. - № 6. - C. 11-49.
20. Горошко Е. И. Интернет-коммуникация: проблема жанра /
Е.И. Горошко // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: Межвуз. сб. науч. тр. - № 4. - 2006. - C. 165-175.
21. Горошко Е.И. Теоретический анализ Интернет-жанров / Е.И. Горошко // Жанры речи. - Саратов: Наука, 2007. - № 5.
22. Градюшко А.А. Основы интернет-журналистики: веб-журналистика: учеб.-метод. комплекс / А.А. Градюшко. - Минск: БГУ, 2012. - 152 с.
23. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации: учеб. пособие / А.А. Данилова. - М.: Добросвет, 2011. - 346 с.
24. Девилетт С. Пособие для блоггеров. Репортеры Без Границ: учеб. пособие / С. Девилетт. - М.: АНРИ, 2005. - 274 с.
25. Дьяков А.И. Причины интенсивного заимствования англицизмов в современном русском языке / А.И. Дьяков. - М., 2001. - 162 с.
26. Зайцева Ю.Е. Роль ведения интернет-дневника в становлении индивидуальности // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: сборник статей / В.Л. Волохонский, Ю.Е. Зайцева, М.М. Соколов.- СПб.: СПбГУ, 2006. - с. 104-117.
27. Засурский Я.Н. Медиатекст в контексте конвергенции /Я.Н. Засурский. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 263 с.
28. Иванов В.Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде / В.Е. Иванов // Мир психологии. - 2000. - №2.с. 51-56.
29. Казак М.Ю. Дискурсивность и интертекстуальность журналистского текста. Проблемное поле дискурсологии: сб.науч.ст / М.Ю. Казак. - Белгород: Политерра, 2010. - 40 с.
30. Калмыков А.А. Интеренет-журналистика: учеб. пособие /
А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. - М.: Юнити-Дана, 2005. - 383 с.
31. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Эксмо, 2005. - 832 с.
32. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения: монография / М.Н. Ким. - СПб.: Михайлова В.А, 2001. - 320 с.
33. Компанцева Л.Ф. Интернет-комммуникация: когнитивно¬
прагматический и лингвокультурологичкий аспекты: монография / Л.Ф. Компанцева. - Луганск: Знание, 2007. - 444 с.
34. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста: учебник / С.Г. Корконосенко. - СПб.: Знание, 2000. - 272 с.
35. Крысин Л.П. Иноязычные слова в современной жизни. Русский язык конца ХХ столетия: учебник / Л.П. Крысин. - М., 1996. - 284 с.
36. Леонтович О.А. Компьютерный дискурс: языковая личность в
виртуальном мире. Языковая личность: институциональный и
персональный дискурс: сб. науч. тр. /О.А. Леонтович, В.И. Карасик - Волгоград: Перемена, 2000. - 220 с.
37. Макаров М. Л. Жанры в электронной коммуникации / М.Л. Макаров // Жанры речи. - Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 2005. - № 4.
38. Михайлов В.А. Особенности развития информационно- коммуникативной среды современного общества: сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации» /В.А. Михайлов, С.В. Михайлов. - СПб.: СПбГУ, 2004. - с. 34-52.
39. Назаров Б.Н. Массовая коммуникация и общество: учебник / Б.Н. Назаров. - М.: Авантиплюс, 2004. - 428 с.
40. Николаева Т.М. Текст: лингвистический энциклопедический словарь / Т.М. Николаева, В.Н. Ярцева. - М., 1990.
41. Подурец К.М. Журналист в Интернете: учеб. пособие / К.М. Подурец. - М.: ДИДМНЭПУ, 2000. - 40 с.
42. Поздеев М.В. Инновационные технологии проведения PR-кампании в Интернет-пространстве / М.В. Поздеев. - СПб., 2008. - 56 с.
43. Попов А.В. Спроси блогосферу // Блоги. Новая сфера влияния. - М.,2007. - Часть 1, №2. - 21-30 с.
44. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов / Е.П. Прохоров. - 8-е изд., испр. - М.: Аспект Пресс,2011.- 351 с.
45. Райт Д. Блог-маркетинг. Новый революционный путь увеличения продаж, усиления потенциала бренда и достижения выдающихся результатов в бизнесе / Д. Райт. - М.: Экскмо, 2008. - 272 с.
46. Рогачева Н.Б. Новые приоритеты в русском Интернет-общении: на материале жанра блога / Н.Б. Рогачева // Жанры речи. - Саратов: Наука, 2007. - № 5.
47. Рождественский Ю.В.Общая филология: учеб. пособие / Ю.В.
Рождественский. - М.: Фонд «новое тысячелетие», 1979. - 326 с.
48. Самойленко Л.В. Языковые аспекты виртуальной коммуникации INTERNET RELAY CHAT / Л.В. Самойленко // Материалы Международной научно-практической конференции. 24-27 апреля 2005 г. - Волгоград: Волгоградский госуниверситет, 2005. - 387 с.
49. Селютин А.А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности / А.А. Селютин// Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 35 (173). - С. 138-141.
50. Сидорова М.Ю. Интернет-лингвистика: русский язык.
Межличностное общение: монография / М.Ю. Сидорова. - М.: 1989.ру,2006.- 84 с.
51. Солганик Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» / Г.Я. Солганик // Вестник Московского университета. - 2005. - № 2. -С.7-15.
52. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-
психологический подход / А.А. Тертычный. - М.: Гендальф, 1998. - 256 с.
53. Торалиева Г.Д. Международные стандарты онлайн-журналистики: учеб. пособие / Г.Д. Торалиева. - Бишкек: Институт общественной политики, 2008. - 60 с.
54. Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России:
Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-
сущностные доминанты: монография / Г.Н.Трофимова. - М.: РУДН,2008.- 300 с.
55. Цвик В.Л. Введение в журналистику: учеб. пособие / В.Л. Цвик. - М.: МНЭПУ, 2000. - 77 с.
56. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. пособие / Е.В. Черникова. - М.: Гайдарики, 2005. - 255 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ