ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕЧАТНЫЕ СМИ В СИСТЕМЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ 7
1.1 Работа печатных СМИ в социальных сетях 7
1.2 Аудитория социальных сетей как субъект взаимодействия 14
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В РАБОТЕ
ПЕЧАТНЫХ СМИ 23
2.1 Социальные сети как канал массовой
коммуникации 23
2.2 Реализация коммуникативного взаимодействия изданий
«Челнинские известия», «Челны ЛТД» и «Вечерние Челны» в социальной сети «ВКонтакте» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....41
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В системе средств массовой информации происходят существенные преобразования. Одни печатные издания прекращают свое существование, другие меняют свой стиль, идеологию, типологический облик -это меры, которые позволяют выжить в условиях сильнейшей конкуренции. Современные СМИ пользуются новыми путями продвижения на информационном рынке, в частности, социальными сетями. Социальные сети занимают важные позиции в развитии СМИ. Это связано с двумя факторами: растущая популярность социальных сетей - в среднем пользователь социальной сети проверяет свой аккаунт 2 раза в день, и данная цифра растет вместе с числом людей, пользующихся социальными сетями; значимость социальных сетей в жизни современных людей - социальные сети становятся, можно сказать, «пятой властью» и приобретают всё большее значение для власти четвертой.
Принципиально важным видом деятельности для СМИ в интернете является работа с сообществом читателей. Если в традиционных СМИ эта компетенция в лучшем случае была у маркетологов, то в сетевых СМИ она становится необходимостью для любого автора — участника или режиссера коммуникаций. Сетевой журналист не может писать для редактора, для заполнения свободного места «на полосе» или для «ассортимента» своего СМИ. Его связь с потребителем своего продукта натуральная, его успех или неудача оценивается в фактическом внимании потребителя, выраженном в четко измеренных просмотрах, количестве лайков, комментариях, перепостах.
Сегодня многие СМИ имеют группы и страницы в социальных сетях, на которые подписаны тысячи людей, но не все умеют правильно и эффективно строить коммуникацию с сообществом собственных читателей. Поэтому печатные СМИ, в силу активизации интернет-сообществ, должны уметь адаптировать контент в формат социальных сетей и соответствовать логике сетевого общения.
Большинство авторов склоняются к выводу, что новые медиа требуют принципиально нового контента. Перед СМИ сегодня встает задача научиться «дотягиваться» до пользователя, быть удобным ему, в том числе в социальных сетях. Идея нового витка отношений СМИ и пользователя состоит в том, что традиционные медиа приходят в ближний круг получателя информации, пытаются сохранять его интерес и доверие. Важно помнить, что пользователи социальных сетей желают общаться, поэтому коммуникация должна представлять собой живой диалог с читателем, содержащим увлекательную и полезную информацию, включая фотовидеоконтент.
Степень научной разработанности проблемы. В современной России можно увидеть анализ данной проблемы в работах таких авторов, как Н.И. Базенкова, Л.А. Браславец, Д. А. Губанова, Д.А. Новикова, Н. Ньюмана.
Объектом данного исследования является деятельность СМИ в социальных сетях.
Предметом - взаимодействие редакции издания и аудитории печатных СМИ в интернет-сообществе.
Исходя из этого, целью выпускной квалификационной работы является анализ формально-содержательных особенностей взаимодействия редакции и аудитории в условиях сетевой коммуникации.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
1) изучить специфику работы печатных СМИ в социальных сетях;
2) дать характеристику состояния страниц местных печатных СМИ в социальной сети «ВКонтакте»;
3) выявить формы воздействия редакций местных СМИ на
аудиторию «ВКонтакте»;
4) проследить реакцию аудитории сообщества «Вконтакте» на
страницы местных печатных СМИ;
5) обозначить перспективы коммуникативного взаимодействия редакции и аудитория в условиях сетевой коммуникации и составить список рекомендаций по работе СМИ в социальных сетях.
Эмпирической базой исследования стали результаты анкетирования, публикации сообществ информационных СМИ «Челнинские известия», «Челны ЛТД», «Вечерние Челны» в социальной сети «ВКонтакте». Сегодня, по данным TNS, «ВКонтакте» является социальной сетью №1 в Российской Федерации по посещаемости. Она активно используется редакциями СМИ для привлечения массовой аудитории и взаимодействия с ней.
Теоретическая база. Изучением позиционирования СМИ в социальных сетях занимались многие известные ученые и специалисты, в их числе О.В. Дьяченко, А.А. Градюшко, А.А. Калмыков, М.М. Лукина, А.В. Яблонских. Труды именно этих ученых легли в теоретическую основу нашего исследования.
В ходе исследования мы пользовались следующими методами:
- количественный анализ - при изучении публикаций изданий «Челнинские известия», «Челны ЛТД», «Вечерние Челны» в социальной сети «Вконтакте» для выявления ключевых факторов результативности коммуникационного взаимодействия;
- сравнение - при изучении особенностей сетевой коммуникации изданий «Челнинские известия», «Челны ЛТД», «Вечерние Челны» в социальной сети «Вконтакте» при разработке модели сетевой коммуникации;
- анкетирование - при определении предпочтений, целей и нужд местных редакций газет «Челнинские известия», «Челны ЛТД», «Вечерние Челны».
- анализ технических показателей (просмотров, лайков, комментариев, репостов).
Практическая значимость Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе на кафедре массовых коммуникаций при изучении дисциплин, связанных с текстами интернет-СМИ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Во введении обозначена актуальность изучаемой темы, представлена степень ее научной разработанности, указан объект и предмет, цель, задачи, методы выпускной квалификационной работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы понятия социальной сети, ее практических возможностей в условиях работы редакции СМИ, в том числе по взаимодействию с аудиторией.
Во второй главе характеризуется работа ведения контента местных изданий «Челнинские известия», «Челны ЛТД» и «Вечерние Челны» в социальной сети «ВКонтакте», анализируются практики взаимодействия с аудиторией.
В заключении сделаны основные выводы по исследуемой проблеме.
В приложении представлены таблицы, графики, несущие дополнительную информацию, полученную в ходе исследования.
Апробация работы: отдельные аспекты выпускной квалификационной работы содержатся в публикации «Социальные сети как инструмент воздействия на аудиторию печатного СМИ», представленной на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета в 2016 году.
Социальные сети - это мир, в котором люди проводят все больше и больше времени, поэтому СМИ просто не могли туда не прийти продвигать свои издания. Преимущество работы СМИ в социальных сетях и в том, что это бесплатный способ донесения информации до адресата. Начавшись с сайтов, предназначенных для общения с другими людьми, для упрощения сохранения добытых когда-либо контактов, социальные сети превратились в платформу для публикации полноценных материалов и даже репортажей с места событий.
Анализ практической деятельности редакций печатных СМИ в социальных сетях показывает, что местная пресса только начинает осваиваться в условиях нового формата. Основной целью ведения сообществ для редакций является перенаправление пользователей непосредственно на сайт СМИ и вовлечение участников в интерактивное общение. Цели эти взаимодополняющие и их реализация достигается одновременно. Стимулирование аудитории удаётся не всем. На наш взгляд, это связано с отсутствием новых, специально подготовленных под социальные сети, материалов, с недостаточным объёмом развлекательной направленности (обсуждений, конкурсов, голосований) и формальными проблемами подачи публикаций (отсутствие подводок, дублирование основных материалов). Также наблюдается недостаток специально подготовленных кадров для работы с социальными сетями, что сказывается на качестве подаваемого контента, в том числе, в нестабильном потоке публикаций и обновления новостной ленты.
Формы воздействия редакций местных печатных СМИ на аудиторию «ВКонтакте» разительно отличаются. Только у одного издания («Челнинских известий») из трех налажена связь с аудиторией сообщества «ВКонтакте», посредством формального разнообразия: текста, фото, видео, ссылок, GIF, инфографиков, коротких подводок с использованием смайликов, стабильно проводящихся опросов и конкурсов. Контент сообществ «Челны ЛТД» и «Вечерние Челны» визуально скучен (на главной странице «Челны ЛТД» отсутствует обложка, привлекающая внимание, фотография сообществ не обновляется) и содержательно однообразен (текст, фото, ссылки).
Реакция аудитории, ее вовлеченность в сообщества местных печатных СМИ, естественно, напрямую зависит от качества ведения группы. Как отмечалось ранее, наиболее качественный контент в социальной сети «ВКонтакте» имеет редакция «Челнинский известий». Ее количественный показатель активности аудитории (лайки, репосты, комментарии, просмотры) в разы выше сложенных вместе показателей «Челны ЛТД» и «Вечерних Челнов». Аудитория «Челнинских известий» чувствует, что она полноправный участник информационного процесса: она может
«Предложить новость», поделиться информацией в «Обсуждениях», стать участником опроса или конкурса, найти полезно бытовую инфографику/ таблицу или просто развлечь себя веселой GIF-кой. Таким образом, полноценно реализует коммуникативные потребности подписчиков группы только сообщество «Челнинских известий».
Новые медиа дают возможность редакции упрощать процесс взаимодействия с аудиторией, следовательно, развивать само издание. Практический анализ местных печатных СМИ сообществ «ВКонтакте» показывает поверхностное отношение челнинских изданий к значимости работы в социальных сетях.
Необходимо понимать, что коммуникация СМИ предопределяет доминирующую роль аудитории во взаимодействии. В зависимости от того, будет ли востребован у аудитории канал и будет ли понимание между аудиторией и коммуникатором, зависит его существование.
Общие рекомендации по работе СМИ в социальных сетях сводятся к следующему списку:
1. Необходимо определить целевую аудиторию и наполнять контент страницы, исходя из её предпочтений.
2. Аудиторию следует вовлекать, стимулировать предоставление обратной связь, выстраивать двухстороннюю коммуникацию.
3. Нужно своевременно и исчерпывающе отвечать на вопросы посетителей, отрабатывать каждый комментарий пользователя.
4. Недопустимо использовать страницу в социальной сети исключительно как платформу для публикации ссылок на свои сайты, необходим уникальный контент.
5. Заголовки материалов должны быть короткими, в них необходимо использовать понятные контекстные фразы, ключевые слова. Текст нужно писать в новостном формате. То есть все должно быть четко структурировано
6. Недопустимо использовать прямую рекламу в качестве контента. Пользователи могут счесть ее неуместной, что может привести к снижению лояльности.
7. Не следует копировать конкурентов, контент и стратегия присутствия в социальных сетях должны быть уникальными.
8. Приветствуется интерактивная работа с аудиторией: организация конкурсов, вовлечение с помощью опросов и голосований, позволяющих каждому участнику высказать свое мнение или повлиять на контент/итоги конкурса, создание специальных приложений и т. д.
Новые медиа требуют принципиально нового контента. Перед СМИ сегодня встает задача научиться «дотягиваться» до пользователя, быть удобным ему, в том числе в социальных сетях. Идея нового витка отношений СМИ и пользователя состоит в том, что традиционные медиа приходят в ближний круг получателя информации, пытаются сохранять его интерес и доверие.
Действия редакции в социальных сетях должны заключаться не только в создании официальных групп издания, с продублированным контентом печатной версии, но и в ежедневной работе над ними.
Важно помнить, что между создателем и потребителем контента должно быть именно взаимодействие. Современная коммуникация в СМИ представляет собой живой диалог с читателем, содержащим увлекательную и полезную информацию, включая при этом фотовидеоконтент. Вовлеченность пользователя в интерактивный процесс потребления контента и совместное участие в информационном процессе являются важными элементами взаимодействия редакции печатных СМИ с аудиторией социальных сетей.
1. Официальная страница «ВКонтакте» еженедельной
информационно-новостной газеты «Челнинские известия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/chelny_news
2. Официальная страница в «ВКонтакте» еженедельной информационно-новостной газеты «Челны ЛТД» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/chelnyltd
3. Официальная страница в «ВКонтакте» еженедельной информационно-новостной газеты «Вечерние Челны» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://vk.com/v_chelny
Литература
4. Акопов А.И. Журналистика электронных сетей. Сборник научных работ/ А.И. Акопов. - Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2008. - С. 113.
5. Амзин А.А. Новостная Интернет-журналистика: учеб. пособие /
А.А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 86 с.
6. Андерсон К. Фундаментальные технологические тренды[Текст]/ К. Андерсон// Форум «Медиа будущего». - Москва, 27 июня, 2013
7. Ахмадулин Е.В. Моделирование процессов массовой
коммуникации: Электронное учебное пособие. - Режим доступа:
http://ahmadulin.hop.ru/mass-f.htm
8. Белозерцев А. В. Параметры коммуниканта в моделях коммуникации/ А. В. Белозерцев. - Челябинск: Вестник ЧГУ, 2014. - С. 34.
9. Браславец Л.А. Социальные сети как средство массовой
информации: к постановке проблемы./Л.А.Браславец//Вестник
ВГУ,2009.-сер.Журналистика.- №1.
10. Взаимодействие с интернет аудиторией используя метод «лайк» -
маркетинга - Режим доступа: www.digitalwill.ru/materials/biznes-
vozmozhnosti-sosialnoi-seti-facebook-i-sushchnost-laik-marketinga
11. Винник Д.В. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу/Д.В.Винник//-Режим доступа: http: //philosophy.nsc.ru/site/j ournal s/5 5/%D0%94.%D0%92 .%20%D0%9 2%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA.pdf
12. Горохов В.М. Интегрированные социальные коммуникации в журналистике / В.Горохов // Медиаальманах.-2014.
13. Градюшко А.А. Продвижение Интернет-СМИ в социальных медиа/
А.А.Градюшко, Минск, 2012.
14. Губанов Д.А.,. Модели репутации и информационного управления в социальных сетях // Математическая теория игр и ее приложения- Д.А.Губанов, Д.А. Новиков, А.Г. Чхартишвили - 2009. - Том 1. Выпуск2.
15. Дьяченко О.В. Российские СМИ в социальных сетях Facebook и в «ВКонтакте»: практики взаимодействия // Медиаксоп Выпуск №4. 2014г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.mediascope.ru/node/1615
16. Жолудь Р Публичная сфера в социальных медиа: от деградации к трансформации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Филология и Журналистика. 2013.- C. 131.
17. Жукова Я. А. Модели массовой коммуникации: научный отчет/ Я.
А. Жукова. -М: СОЦис, 1989. - С. 89.
18. Засурский И.И. Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования 2012/ И.И. Засурский, А.О. Алексеева.-М.: Факультет журналистики МГУ,2013.
19. Захаров П. Народ-блогоносец./ П.Захаров-М., 2007.
20. Калмыков А.А. Интернет-журналистика: серия Медиаобразование/
A. А.Калмыков, Л.А. Коханова- М.: ИНИТИ-ДАНА, 2005.- с. 351.
21. Клименко Г.О взаимодействии онлайн-медиа и соцсетей/ Беседовал
B. Тодоров [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.gazeta.ru/tech/2015/09/22_a_7771397.shtml
22. Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога-практика/ М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин -М.: ПЕР СЭ, 2007.
23. Кондрашина М.Н. СМИ как агент публичной политики/ М.Н. Кондрашина. - Томск: Вестник ТГУ, 2010. - С. 43.
24. Костыгова Ю.В. Сетевые и печатные СМИ: конвергенция или антогонизм/ Ю.В. Костыгова -СПб: Информационное общество, 2001.
25. Лассуэлл Г. Структура и функции коммуникации в обществе (Lasswell H. D. The structure and function of communication in society. In: Bryson, (ed.) The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers, 1948.) Режим доступа:http://sbiblio.com/biblio/archive/hrest_pr/00.aspx
26. Лукина М.М. Интернет-СМИ: теория и практика/ М.М. Лукина- М.: Аспект Пресс, 2010.
27. Лукина М.М. СМИ в пространстве интернета: учеб. пособие / М.М.Лукина, И.Д.Фомичева. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.
28. Машкова С. Г. Интернет-журналистика: учеб. пособие / С. Г. Машкова. - Тамбов: Изд-во тамб. гос. техн. ун-та, 2006.
29. Международная конференция «СМИ и социальные сети: перспективы взаимодействия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spb.i-smi. ru/program/.
30. Миронюк С. Современные СМИ расширяют взаимодействие с
аудиторией/ Миронюк - Режим доступа:
http://ria.ru/media/20110624/392597327.html
31. Морозова А. А. Специфика социальных сетей на примере «Вконтакте»/ А. А. Морозова. - Челябинск: Вестник ЧГУ, 2015. - С. 241.
32. Орлова Т.Д. Сотрудничество редакции с аудиторией / Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000 г.
33. Павлушкина Н.А. Социальные сети в работе журналиста: PRO ET CONTRA/ Н.А. Павлушкина- СПб.: изд. «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2014.
34. Панченко Е. Интеграция интернет-СМИ и социальных сетей в
Рунете: Новая публичная сфера или пространство контроля? [Электронный ресурс]/ Е. Панченко. - Режим доступа:
http: //www. digitalicons. org/issue05/files/2011/05/Panchenko-5.6. pdf
35. Презентация [Электронный ресурс]: Поведенческие особенности
пользователей социальных сетей Режим доступа:
www.slideshare.net/Uakov/ss-7322910
36. Пуля В. Семь слагаемых успеха: как сделать аудиторию лояльной /
В. Пуля // Журналист. - 2014.
37. Пургин И.П. Трансформация региональных печатных СМИ в условиях изменения коммуникативной парадигмы массовой информации/ И.П. Пургин - Урал.: Изд. УрФУ, 2011.
38. Пустовалов А.В. Новости СМИ в социальных сетях: перспективы успешного распространения/ А.В.П Пустовалов, М.Ш. Ишматов- Пермь: изд-во Пермского университета, 2013.
39. Сергеев В.М. Доверие и пространственное взаимодействие социальных сетей / В.М. Сергеев, А.С. Кузьмин, В.Д. Нечаев, Е.С. Алексеенкова // ПОЛИС (Политические исследования). - №2. - 2007.
40. Середняк Л.В. Подходы к отражению и продвижению печатных СМИ в социальных сетях «Вконтакте» и Facebook/ Л. В. Середняк. - Челябинск: Журнал «Знак: проблемное поле медиаобразования», 2015. - 43 с.
41. Скотт Д. М. Новые правила маркетинга и PR [Текст]/ Д.М. Скотт.- М: Альпина Паблишер, 2013. - С. 352
42. Успенский И.В. Взаимодействие с индивидуальными потребителями / Интернет-маркетинг: Учебник. - СПб.: Изд-во СПГУЭиФ,
2003.
43. Фомичева И.Д. Социология интернет-СМИ: Учебное пособие / И.Д. Фомичева - М.:Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.
44. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций / А.И.Черных- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.
45. Шибут И.П. Технологии интернет-коммуникации. Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям/ И.П.Шибут. - Минск: учебно-издательская лаборатория Института журналистики БГУ, 2011.
46. Шилина М. Г. Тенденции развития современных медиасистем и актуальные концепции теории СМК/ М.Г. Шилина.- М: Вестник МГУ Серия 10. Журналистика, 2010. - С.45.
47. Яблонских А.В. Анализ продвижения российских Интернет-СМИ /
А.В.Яблонских // Вестник ВГУ. - Журналистика. - 2010.
48. Яблонских А. В. Особенности подготовки текстов для эффективного PR-продвижения сайтов интернет-СМИ/ А.В. Яблонских- М.: ВГУ, 2011.
49. TNS. Социальные сети в России: исследованиеMail.Ru Group. 2014.
- Режим доступа:http://corp.mail.ru/media/files/issledovanie-auditori.