ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОДВИЖЕНИЕ РАДИОСТАНЦИИ СРЕДСТВАМИ СВЯЗЕЙ
С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 7
1.1. Радиостанция как субъект системы СМИ 9
1.2. Анализ технологии и методов PR-продвижения 18
1.3. Средства радиостанции: общая характеристика 21
ГЛАВА 2. PR ПРОДВИЖЕНИЕ РАДИОСТАНЦИИ ENERGY
СРЕДСТВАМИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 28
2.1. Типологические особенности радиостанции ENERGY 34
2.2. Анализ эффективности PR инструментов радиостанции
«Радио ENERGY - Набережные Челны». Рекомендации по ее
продвижению 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Мы находимся в обществе, управляемым СМИ (Средствами массовой информации). Мы являемся потребителями рекламы на телевидении и в газетах, слышим её на радиостанциях. Реклама влияет на формирование общественного мнения, на наше отношение к товарам и услугам.
Правильно это или нет - вопрос дискуссионный, но нельзя не отметить, что это часть нашей жизни в современном обществе.
Радио является одним из элементов четвертой власти. Основные особенности использования радио, как воплощения связей с общественностью определяются природой звука, его возможностями, психологией восприятия. Например, сложные статьи, по научной, технической или производственной тематике должны публиковаться в узкоспециализированных профессиональных изданиях , а не звучать в эфире, засыпая неподготовленного слушателя ворохом непонятных терминов и ненужных деталей.
В современных условиях развитие региональной радиостанции возможно только при условии увеличения количества радиослушателей, а соответственно и рекламодателей. У современной радиостанции есть ряд преимуществ, которые представлены спецификой радиовещания и передачи информации средствами радиостанции с использованием PR-инструментов, и позволяют СМИ благополучно развиваться.
Недостаточно внимательное отношение средств массовой информации к PR и средствам продвижения отражается на экономической устойчивости радиостанций, особенно это касается регионального и местного эфира. Это, в свою очередь, отражается на популярности радиостанций, так как не хватает финансовых возможностей для раскрутки радиостанции.
Актуальность выбранной темы обусловлена стремительным скачком информационно-развлекательного радиовещания. Оно особо активно стало развиваться после 1990 года. Первая коммерческая радиостанция Europa Plus появилась в России 30 апреля 1990 года, до этого прерогатива радиовещания принадлежала государству.
Сейчас коммерческое радиовещание претерпевает очередную революцию в связи с цифровизацией: это снижает порог входа на рынок в разы. Именно поэтому эта тематика требует теоретического осмысления. Правильно построенная кампания продвижения организации служит важным фактором успешной деятельности в любой сфере бизнеса 2. Для радиостанции, как и для любого бизнеса важно не только создать, но и закрепить конкурентное преимущество на рынке. Большая часть бизнесменов понимают, что процветающим предприятием можно стать не только благодаря финансовому благополучию компании, но и благодаря нематериальным активам.
Для достижения положительных результатов своей деятельности при продвижении определенного продукта, эффективным средством является укрепление информационных связей фирмы с различными группами населения, органами местного самоуправления, средствами массовой информации . То есть чем точнее и объективнее можно дать оценку своим достоинствам и недостаткам, тем сильнее возрастают шансы, что любое начинание компании будет результативным.
Объектом исследования является PR-деятельность в сфере массовой коммуникации. Таким образом, предметом будут являться средства связей с общественностью в продвижении радиостанции.
Цель выпускной квалификационной работы - выявление возможностей использования PR-средств в продвижении радиостанции. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы:
1. проанализировать технологии и методы PR-продвижения;
2. определить специфику использования инструментов PR в продвижении радиостанции;
3. проанализировать типологические особенности радиостанции «Радио ENERGY - Набережные Челны»;
4. проанализировать эффективность PR-инструментов, используемых радиостанцией «Радио ENERGY - Набережные Челны»; разработать рекомендации по ее продвижению.
Методы исследования: в выпускной квалификационной работе использован комплекс теоретических и практических методов исследования, включающих анализ теоретической литературы, сравнительный анализ методических материалов, описание, анализ, наблюдение.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что теоретические и практические результаты исследования могут использовать радиостанции при планировании своего продвижения. Кроме того, данная выпускная квалификационная работа демонстрирует потенциал развития региональных и местных радиостанций.
Что же касается степени изученности темы, то на наш взгляд, данное направление изучено недостаточно подробно. Теоретико-методологическая база по продвижению средств массовой информации России до сих пор ограничена небольшим списком работ. Кроме того, зачастую один и тот же термин трактуется в разных работах неоднозначно.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматривается теоретические критерии продвижения радиостанции средствами PR, где радиостанция представляется как объект системы СМИ. Отдельный параграф рассматривает средства продвижения, которые применимы для развития радиостанции. Во второй главе демонстрируется использование средств связей с общественностью в развитии местной радиостанции на примере «Радио ENERGY - Набережные Челны», входящего в состав Холдинга «СТВ-МЕДИА».
В заключении подведен итог исследования, где на примере общего анализа радиостанции «Радио ENERGY - Набережные Челны» продемонстрирован потенциал развития радиостанции с использованием PR средств. Проанализирована практика использования PR-инструментов при помощи развлекательных программ. На основе проведенного исследования дана рекомендация по повышению эффективности применения средств продвижения для «Радио ENERGY - Набережные Челны».
Известность радиостанции далеко не всегда обеспечивают ее популярность в долгосрочной перспективе, если не подкреплять их эффективной работой в PR. Это доказывает проведённое в данной работе исследование. В ходе него, мы изучили основные PR-инструменты в продвижении радиостанции. Преимущества, представленные спецификой передачи информации средствами радиостанции, с использованием PR - инструментов позволяют данному средству массовой информации благополучно развиваться.
Однако пренебрежение СМИ средствами продвижения отражается на экономической устойчивости местных радиостанций. Отсутствие средств на развитие приводит, в итоге, к снижению популярности радио. Большой ассортимент представленных PR-методов продвижения позволяет не только привлекать аудиторию, но и поддерживать стабильную взаимосвязь с ней. Потому данный подход хорошо применим для развития радиостанции.
В нашей работе мы не ставили задачу изучить рынок связей с общественностью в целом, поэтому нами был рассмотрен узкий и конкретный сегмент рынка - связей с общественностью на радиостанции. В выпускной квалификационной работе мы проанализировали роль PR средств в продвижении местной радиостанции на примере радио «Радио ENERGY - Набережные Челны». Продвижение радиостанции важно, поскольку из разнообразия представленных каналов получения информации человек может слушать лишь одну волну, потому очень важно уметь сосредоточить внимание аудитории именно на конкретной радиостанции. Для этого необходимо грамотно разработать программу по продвижению
радиостанции, чтобы аудитория слушателей с каждым днем только увеличивалась.
С целью усиления продвижения радиостанции «Радио ENERGY - Набережные Челны» можно предложить действия по следующим направлениям:
1. Повышение эффективности интернет-продвижения радиостанции, путем улучшения работы сайта, а также других интернет-площадок.
2. Расширение потока информационного контента в социальных сетях для усиления информирования целевой аудитории о деятельности радиостанции.
3. Необходима разработка серии мероприятий, способствующих
удержанию имеющейся аудитории и привлечению новых слушателей.
4. Неотъемлемой частью развития коммерческой радиостанции является работа с рекламодателями. Необходимы мероприятия для привлечения новых рекламодателей и спонсоров.
5. Дополнительное продвижение обеспечит радиостанции «Радио ENERGY - Набережные Челны» участие в мероприятиях в качестве информационного партнера.
По результатам исследования были отмечены проблемы развития радиостанции с точки зрения коммуникации. Низкий уровень продвижения радиостанции в социальных сетях. Соцсети сейчас — один из самых быстрорастущих сегментов по продвижению брендов, товаров и услуг. Рекламодатели переориентируют бюджеты своих предприятий на интернет, и в частности на соцсети. Работа с социальными медиа сейчас - один из ключевых инструментов привлечения аудитории, к сожалению, на региональном и местном уровне лишь единицы СМИ используют его эффективно.
Одно из главных направлений развития - взаимодействие с партнерами происходит сейчас лишь на личных контактах менеджеров и работников радиостанции. Наблюдается недостаточная степень эффективности продвижения радиостанции на совместных и специальных мероприятиях с партнерами и рекламодателями.
Мы считаем, что в работе радиостанции необходимо тщательно прорабатывать не только вопрос взаимодействия с рекламодателями или отдельные рекламные и информационные, развлекательные блоки, но и использовать в развитии и PR радиостанции различные современные приёмы, которые в данный момент недооценивают или не используют конкуренты на региональном или местном уровне.
Если раньше радиостанции, в основном, носили развлекательный характер и их контентом чаще всего была только музыка, то сейчас развивается специализация радиостанций — в эфире присутствуют не только музыкальные форматы, но и юмористические, информационные, спортивные, и даже радиостанции с классической музыкой. Именно специалисты по PR могут достаточно эффективно решать указанные задачи по продвижению медиа.
При дальнейшем планировании развития радиостанции необходимо ставить следующие задачи:
1. работа с персоналом;
2. стимулирование интереса со стороны партнеров и спонсоров;
3. повышение узнаваемости среди потребителей.
Вышеперечисленные задачи определяют стратегические направления развитие радиостанции «Радио ENERGY - Набережные Челны». Основные направления по продвижению можно обозначить следующим образом:
1. защита сильных сторон деятельности радиостанции;
2. разработка и внедрение инноваций;
3. постоянный мониторинг целевой аудитории;
4. изучение предпочтений потенциальной аудитории слушателей;
5. постоянный анализ деятельности конкурентов;
анализ новых творческих проектов с точки зрения усиления
конкурентных преимуществ радиостанции;
7. продвижение брэнда ENERGY в Набережных Челнах;
8. прогнозирование и моделирование развития отечественного рынка радиовещания.
Так же, по результатам исследования, можно отметить, что важно комплексно подходить к продвижению радиостанции. Наличие привлекательного имиджа помогает слушателю воспринимать радиостанцию, как нечто отличное от других, увидеть в нем преимущества, отсутствующие у конкурентов, выбрать её в качестве постоянной волны. Правильно выстроенный имидж позволяет радиостанции привлечь внимание большего числа слушателей из состава потенциальной аудитории, а вместе с тем удержать постоянных слушателей, укрепить их лояльность станции.
1. Ломов. А. Это сладкое слово - интерактивность. / А. Ломов
[Электронный ресурс]. cle208.html.(дата обращения: 05.09.2016).
2. Медиалогия. Мониторинг и анализ СМИ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.mlg.ru/ (дата обращения 12.03.2017).
3. СТВ МЕДИА. Официальный сайт холдинга. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://stv-media.ru/.(дата обращения 21.04.2017).
4. ENERGY. Официальный сайт радио. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.energyfm.ru/.(Дата обращения: 19.02.2017).
5. «REKmedia». Интернет-портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rekmedia.ru/index.php?id=NRJ.(дата обращения:20.02.2017).
Литература:
6. Барабаш Н.С. Ведущий радиопередач: творческая типология. - М.:
Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2003, С. 250
7. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики. М.: КНОРУС, 2005. С. 492.
8. Бобби Джи. Имидж фирмы. Планирование. Формирование. Продвижение / Бобби Джи. - Спб.: 2000. С. 344
9. Бубукин А.В. Какое радио мы слушаем? Шоу-мастер. 2000. №2. С. 60.
10. Бубукин А.В. Эфирные тайны. Новосибирск: FM - реклама, 2003. С. 214.
11. Варакута С. А., Егоров Ю. Н. Связи с Общественностью. М.: ИНФРА - М, 2001, С. 360.
12. Варфоломеев В.В. Выпуски новостей / В.В. Варфоломеев// Время работать на радио/ Под ред. Филимоновых Е.Н. М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. С. 200.
13. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной
журналистики. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 290.
14. Галумов Э.А. Основы PR. М.: Летопись XXI, 2002. С. 360.
15. Гулидов, Р.П. Форматы радиостанций. М.: Аспект Пресс, 2004. С.153.
16. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/Я. Н., М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др.; Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 259.
17. Зинсер У. Как писать хорошо: Классическое руководство по созданию нехуждожественных текстов. - М.: Альпина Паблишер, 2014. С. 300.
18. Инджиев А.А. Универсальный справочник начинающего журналиста. - Ростов-н / Д.: «Феникс», 2007. С. 320.
19. Каратнюк А. В. Рекламный технологии. Коммерческая реклама. Ростов - на-Дону: Феникс, 2000. С. 280.
20. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. Изд. 6-е, испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2009. 310 с.
21. Королько В.Г. Основы паблик рилейшенз. Киев: Ваклер, 2000. — 410с.
22. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб., 1999. С. 200.
23. Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. — 2-е изд., доп. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. С. 288.
24. Кривоносов А.Д. «Выход из эфира» в теле- и радиоречи как тип речевого действия // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1998. С. 110.
25. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студентов вузов / В.Ф.Кузнецов. - 2-еизд., М.: Аспект Пресс, 2007. С. 302.
26. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Ж. - Ж. Ламбен. - СПб.: Наука 1996. С. 158.
27. Лободенко Л.К. Взаимодействие журналистики, рекламы и PR в СМИ. Челябинск: Цицеро, 2005. С.273.
28. Манн И.Б. Точки контакта. Простые идеи для улучшения вашего
маркетинга. - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2013. С. 240.
29. Марков А.А. Теория и практика связей с общественностью. СПб.: СПбАУЭ, 2011. С.82.
30. Мкртчян А.С. Только ли интерактивны новые медиа?/ А.С. Мкртчян // Журналистика в 2003 году: Сборник материалов научно¬практической конференции. М.: МГУ, 2004. Ч.1. С. 45.
31. Николаева Ю.А. Социологическое обеспечение программирования радиостанции. М.: РИП-холдинг, 2004. С 140.
32. Онищенко, М.Э. Интерактивное общение в радиоэфире в экстремальной ситуации / М.Э. Онищенко // Журналистика в 2002 году: Сборник материалов научно-практической конференции. М.: МГУ, 2003. Ч. 2. С. 180.
33. Прохоров Е.П. Ис Прингл П., Старр М., МакКавитт В. Менеджмент в электронных СМИ. М.: Смысл, 2003. С. 256.
34. Смирнов В.В. Формы вещания. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 203.
35. Сырков Г.В. Радио нашего города. М.: Издательство «Фонд
независимого радиовещания», 2006. С.287.
36. Танфильев Д. Сила радио как средства рекламы в его особенностях. М.: Приор, 2001.С.39.
37. Уилкокс Д.Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. М.: Имидж-контакт, 2004. С.289.
38. Федутинов Ю. Ю., Васильева Е. Н., Мироненко О. В. под общей редакцией Ю. Ю.Федутинова. Независимое радиовещание: уроки успеха М.:1997 год. С.293.
39. Филатова О.Г. Основы теорий связей с общественностью. СПб.: Питер,
2010. С. 262.
40. Чаткина М.Г. Исследуя журналистику. М.: РИП-Холдинг, 2005. С. 292.
41. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. М.: Дело, 2003. С. 220.
42. Шарков, Ф. И. Интегрированные PR-коммуникации : научное издание / Ф. И. Шарков. - М.: РИП-холдинг, 2004. С. 190
43. Шерель А.А. Отечественное радио в современных условиях. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1998. С. 243.
44. Шугерман Д. Искусство создания рекламных посланий. Справочник выдающегося американского копирайтера. М.: Манн, Иванов и Фербер,
2013. С. 496.
45. Bellanger P. La radio du futur: Les sept defis de la radio commerciale en France. - Armand Colin, 1992. С. 115.