Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Туристско-рекреационный потенциал Нижегородской области

Работа №85523

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Особенности современного состояния сферы туризма в Российской Федерации 7
1.1 Основные понятия и сущность туризма 7
1.2 Особенности государственного регулирования сферы туризма 17
1.3 Специфика развития туризма на региональном уровне 26
Глава II. Оценка туристско-рекреационных ресурсов Нижегородской области 37
2.1. Общая характеристика Нижегородской области 37
2.2. Анализ туристической привлекательности Нижегородской области 39
2.3. Туристско-рекреационный потенциал г.Нижний Новгород 47
Глава III. Совершенствование использования туристско-рекреационного потенциала Нижегородской области 62
3.1. Проблемы управления туризмом в регионе (на примере Нижегородской
области) 62
3.2. Разработка экскурсионного тура по Нижегородской области 73
Заключение 80
Список литературы 84
Приложения

Современное развитие мирового туристского рынка и его глобализация свидетельствуют о том, что туризм является неотъемлемым атрибутом жизни любого цивилизованного общества.
Одним из критериев уровня развития страны является степень социальной ориентированности ее экономического развития. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из главных направлений является повышение уровня жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг. Развитие предпринимательства и добросовестной конкуренции в туризме является одним из важнейших факторов, способствующих формированию новой социально-ориентированной экономики.
В России доля туризма в ВВП меньше, чем в мире. В 2016 г. она составила 3,4 %, хотя природное и климатическое разнообразие России позволяет развивать практически все виды туризма. Согласно оценкам UNWTO, по природному и культурному туристическому потенциалу Россия занимает пятое место в мире. Однако по уровню конкурентоспособности - находится лишь на 69-м. По оценкам экспертов, потенциал России позволяет при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимать до 40 млн в год только иностранных туристов и существенно увеличить внутренний туристский поток.
Статистические данные за 2008-2016 гг. свидетельствуют о некоторой положительной динамике основных показателей туристской деятельности в России. Несколько возросли объемы как въездного, так и выездного туристских потоков.
Однако имеющийся в России огромный туристский потенциал используется пока еще малоэффективно. Несмотря на позитивные сдвиги за
последние годы, туристско-рекреационные ресурсы в регионах используются недостаточно.
В современных условиях формирование стратегий развития дестинаций является одним их наиболее актуальных и востребованных механизмов, позволяющих повысить эффективность туристской индустрии регионов. Совершенствование стратегического управления развитием и продвижением туристской отрасли на внутреннем и международном рынках является одной из приоритетных задач развития туризма.
Стратегии развития и продвижения туристской отрасли регионов на внутреннем и международном рынках позволят более эффективно распределять управленческие воздействия со стороны участников туристской индустрии, государственных органов власти, а также использовать современные организационно-экономические механизмы стратегического менеджмента, что в целом будет способствовать повышению эффективности отрасли.
В связи с этим особую актуальность приобретает совершенствование теоретических и методологических аспектов стратегического управления предприятиями туристской индустрии, предложение комплексных подходов, позволяющих эффективно использовать возможности внутренней и внешней среды, минимизировать отрицательное влияние факторов окружающей среды, переводить существующие и потенциальные возможности в стратегический потенциал успеха с целью обеспечения устойчивого развития регионов, сохранения и развития конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
Нижегородская область - родина народных промыслов, известных далеко за пределами России. Это золотая хохлома, полхов-майданская матрешка, Казановская филигрань, кружевоплетение и многое другое. Статус древних купеческих городов получили Нижний Новгород - областная столица, Городец - город мастеров, Арзамас - город церквей, Семенов - столица золотой хохломы, Павлово - город, где по сей день, умельцы 4 создают уникальные изделия из металла, например, подкованную механическую блоху. Удивительным образом сочетаются в крае седая древность, патриархальность и уникальные разработки научно- стратегических центров в сфере высоких технологий - экрано-планы, сверхзвуковые МИГи, подводные лодки и суда на воздушной подушке. Нижегородская область обладает огромным потенциалом для развития различных видов въездного туризма: делового, культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, религиозного, экологического и приключенческого.
Актуальность данной темы состоит в том, что в связи с геополитической ситуацией, в настоящее время опасны выезды в популярные ранее страны, такие как: Турция и Египет, а цены на путевки в другие курортные зоны мира достаточно высокие. Это способствует наилучшему развитию туризма внутри нашей страны. По данным последних социологических опросов население предпочитает путешествовать по России, по ее историческим местам и памятникам природы. И Нижегородская область идеально подходит для этого.
Если мы проведем оценку туристско-рекреационного потенциала Нижегородской области, то поймем перспективны ли туристические ресурсы данного региона.
Целью настоящей работы является оценка туристско-рекреационного потенциала региона с целью развития туризма на территории. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: рассмотреть Нижегородскую область, её состав, рекреационные ресурсы, климат, историко - культурный потенциал, инфраструктуру, выявить главные туристские центры Нижегородской области, проанализировать развития туристских ресурсов Нижегородской области для разных видов туризма.
В процессе исследования автором были изучены научные труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам региональной экономики, стратегического менеджмента и туризма Байкова Е.А.,
Объект исследования - туристско-рекреационный потенциал региона.
Предмет исследования - оценка туристско-рекреационного потенциала Нижегородской области.
Цель исследования раскрыть теоретические и практические вопросы формирования и развития туризма в регионе на примере Нижегородской области.
Для достижения поставленной цели требовалось решить следующие основные задачи:
- определить основные понятия и сущность туризма,
- рассмотреть специфику развития туризма на региональном уровне,
- провести анализ современного состояния регионального туризма на примере Нижегородской области,
- разработка тура по Нижегородской области.
Теоретической основой исследования послужили научные труды и прикладные работы ведущих российских и зарубежных специалистов в области туризма.
Методология исследования основана на системном подходе. В качестве инструмента исследования использовались методы диалектики и синергетики, предметно-логического, функционального и ситуационного анализа.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения,
6 трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Туризм - это экономическая категория, потому, что государство, принимая туриста, продает ему местные услуги, создает рабочие места для своих граждан, получает огромные доходы от ввоза валюты. Во многих развитых и развивающихся странах мира туризм является фундаментальной основой экономики. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
Специфика туристского бизнеса заключается в комплектации турпродукта из различных сервисов: транспорта, объектов общественного питания, совокупности гостиниц или иных средств размещения, консульских служб, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций, предоставляющих услуги гидов-переводчиков и т.п.
Туристический продукт имеет следующие особенности:
- это комплекс услуг и товаров (материальных и нематериальных компонентов), который имеет сложную систему взаимосвязей между различными видами или компонентами туристского продукта;
- туристические услуги нельзя складировать или хранить, их нельзя представить в виде товарных образцов;
- потребитель не может увидеть туристский продукт до его потребления;
- покупатель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места его потребления;
- туристский продукт зависит от времени и пространства. Большое значение имеет фактор сезонности.
Город Нижний Новгород по туристскому потенциалу является
80 крупным туристским центром международного уровня и входит в систему международных и межрегиональных туров.
Туристские ресурсы города Нижнего Новгорода представлены 869 объектами историко-культурного наследия, в том числе 117 федерального, 633 - регионального значения, 44 объектами религиозного назначения (3 монастырями и 41 храмом), учебными заведениями (в т.ч. 5 филиалов Российской Академии наук, 47 научно-исследовательских институтов, 49 высших учебных заведений).
Город Нижний Новгород следует отнести к аксиологическому типу (от греческого «axia» - «ценность») туристских территорий, объединяющих большую группу туристских центров, посещение которых связано с изучением культурного наследия и ценностей, религиозных святынь, этнографических промыслов, проведением фестивалей и конгрессов.
Основные направления программы по развитию туризма в г. Нижнем Новгороде направлены на:
- проведение активной просветительской работы с жителями города с целью становления и функционирования культуры гостеприимства;
- создание и распространение календаря проводимых ежегодно событийных мероприятий г. Нижний Новгорода, разработку новых событийных мероприятий;
- расширение традиционных видов туристской деятельности за счет событийного, делового, этнографического, паломнического, спортивного, культурно-познавательного, историко-культурного, детского и других видов туризма;
- создание принципиально новых городских маршрутов, отвечающих требованиям различных целевых аудиторий, совершенствование и расширение тематики туров;
- организация единой электронной, интернет-системы туристских ресурсов города;
- поддержку и поощрение туроператоров, использующих туристский
81
возможности г. Нижнего Новгорода;
- проведение ежегодных форумов и конференций, в том числе международных, с целью накопления передового опыта и популяризации города Нижнего Новгорода как туристского бренда;
- создание единой службы по бронированию городских гостиниц с предложением разнообразных туристских маршрутов;
- организацию продажи сувенирной продукции на главных туристских маршрутах;
- участие вместе с основными туроператорами в ежегодных выставках по туризму.
Можно сделать выводы, что у турсферы больше слабых сторон, чем сильных. Основная сильная сторона - это наличие множества турфирм и предложение основных видов туризма. Но при этом нет, например, четкой сегментации целевой аудитории. Также среди слабых сторон стоит выделить неразвитость инфраструктуры туризма.
Таким образом, основная возможность для туристской сферы - это развитие за счет поддержки государства. Реализация программ развития региона. Но для этого необходимо:
1) осуществлять эффективное партнерство между всеми участниками рынка для обмена информацией, опытом;
2) сегментировать потенциальных потребителей по возрастному принципу и разнице предпочтений, создавая свой турпродукт для каждой категории;
3) создать бренд региона, чтобы позиционировать себя определенным образом, обособленно от других регионов;
4) развивать инфраструктуру туризма за счет федеральных и региональных программ.
Необходимо применение функциональных стратегий:
1. Стратегия сегментации рынка, для туризма - это выбор по образу жизни. Стратегия дифференцированного маркетинга.
2. Стратегия позиционирования - безопасность и возможность испытать новые ощущения. Увидеть то, что нигде не видел. Если эти стратегии найдут применение, то отрасль туризма сможет развиваться и дальше, а не зайдет в тупик «горящих путевок».
Туризм в г. Нижнем Новгороде находится на стадии развития. Есть прекрасные естественные условия и богатое историческое наследие. Но гостиницы, общая инфраструктура, да и информационное обеспечение в городе далеки от идеальных. Туристы приезжают, смотрят и уезжают. Вместе с тем, можно заинтересовать не только «въездных» туристов, но и проживающих на территории.
Общими рекомендациями по преобразованию существующего экскурсионного комплекса являются следующие.
Во-первых, необходимо создание на уровне потребительского рынка и услуг Нижегородской области системы мониторинга туристских услуг в регионе. В рамках системы обеспечить сопровождение в сети интернет, где каждая компания, входящая в единый реестр туроператоров, будет публиковать свои экскурсионные предложения.
Во-вторых, учитывая стратегию развития региона, при разработке экскурсий обращать внимание на особый статус Нижнего Новгорода, который включен ЮНЕСКО в 100 городов мира, представляющих историческую и культурную ценность. В-третьих, обращая внимание на особую значимость патриотического воспитания молодежи, необходимо усилить просветительский характер разрабатываемых экскурсионных продуктов.



1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 04.10.1996) // "Собрание законодательства РФ", 02.12.1996, N 49, ст. 5491,
3. ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы». -Режим доступа:ййр://1ср.есопошу.доу. ru/cgibin/(дата обращения: 12.05.2017).
4. Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)". Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. № 1230-р // СПС ГАРАНТ.
II. Специальная литература:
5. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации. / Под ред. М.Б. Биржакова и В.И. Никифорова. - СПб.: Невский Фонд, 2008. - 82 с.
6. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Питер, 2011. - 511 с.
7. Блажнов Е.А. Public Relations. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. - М., 2006.- 512 с.
8. Богатов А.П. Туристские формальности: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 230500 - Соц.-культур. сервис и туризм. - М.: Академия, 2006. - 297с.
9. Богданова С. Туризм, СМИ и государственный PR. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2009 - № 7. - С. 8-11.
10. Бордюг Т. Туризм крепчает. // Коммерсант Ъ. Власть. - 2009. - № 43. - С. 36-38.
11. Борисова Е. Турбизнес: законопослушность или правовой нигилизм? //
Турбизнес. - 2008. - № 2. - С. 12-16.
12. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - 209с.
13. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 245с.
14. Велединский В. Туристический рынок сегодня: тенденции и перспективы. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2009. - № 4. - С. 10-11.
15. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / Ю.Ф. Волков. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 348с.
16. Волошин Н.И. Правовое регулирование в туризме: Учеб. по специальностям "Менеджмент орг." и "Туризм"/Н.И. Волошин; Рос. междунар. акад. туризма. - М.: Сов. спорт, 2006. - 404с.
17. Гайсинцев С. Государство и туризм: игра по общим правилам. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2011. - № 6. - С. 6-7.
18. Географическое краеведение: учебн. пособие для VI - IX классов общеобразовательных учреждений / под общ. ред. А. А. Баранова, Н. В. Лобиной. - Ульяновск: УИПКПРО, Корпорация технологий продвижения, 2002. - 240 с.
19. Гостиничный и туристический бизнес / Под. ред. проф. Чудновского А.Д.
- М.: ЭКСМО, 2009. - 320с.
20. Гуляев В. Организация туристической деятельности: Учеб. пособие. - М.: Нолидж, 2008. - 312 с.
21. Дмитревский Ю.Д. Туристские районы мира. - Смоленск: СГУ, 2008. - 223с.
22. Добрынина Я. С. Влияние геополитической ситуации на рынок туристских услуг и перспективы развития регионального туризма / Я. С. Добрынина, А. А. Щипакина // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 6 июля 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 47-50.
23. Дурович А. Маркетинг в туризме. Учеб. пособие. - Минск: Экономпресс,
2005. - 400 с.
24. Ермолаев, А. Д. Радость дорог / А. Д. Ермолаев, В. А. Яблочков. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990. - 312 с.
25. Ермолаев, А. Д. Ты идешь по родному краю / А. Д. Ермолаев. - Саратов, Ульяновское отделение Приволжского книжного издательства, 1968. - 244 с.
26. Жукова В.А. Опыт управления туристской индустрией в различных странах. - СПб.: СПбГУЭФ, 2008. - 219с.
27. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 199с.
28.Зиновьев В. Н. Менеджмент: учеб. пособие/ В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева.
- М.: Дашков и К°, 2007. - 477 с.
29. Ильина А. С точки зрения руководителей турфирм // Турбизнес. - 2006. - № 1. - С.18-21.
30. Ильина Е. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 256 с.
31. Инвестиции в туризме. // Петербургский аналитик. - 2008. - № 1. - С. 31¬33.
32. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. Современный опыт управления. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 386 с.
33. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. - М.: Финансы и
статистика, 2009. - 671с.
34. Козловская О.В., Акерман Е.Н. Особенности инновационной конкуренции в условиях глобализации // Вестник Томского государственного университета. - Секция «Экономика». - 2016. - № 2 (10). - С. 12.
35. Максименко С.В. Туристская деятельность: международно-правовые аспекты. - Одесса: Латстар, 2008. - 174 с.
36. Минаев В.А., Ульянченко Л.А., Цыщук Е.А. Оценка туристских ресурсов и качества туризма в муниципальных образованиях // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т. 9. № 3. С. 4-13.
37. Морозова, Н.С. Формирование и развитие туристского рынка: монография [Текст] / Н.С. Морозова. - М.: РосНОУ, 2009. - 8,5 п.л.
38. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / под редакцией В. В. Благовещенского. - Ульяновск : Дом печати, 1997. - 184 с.
39. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 5-6
40. Пержу А.А. Формирование конкурентного туристического потенциала региона// Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина. - 2017. - №37. - С.148.
41. Природа Симбирского Поволжья: Сборник научных трудов. - Ульяновск: Изд-во УГПУ, 2002. - 243 с.
42. Русские крылья на Нижегородской земле//Российский географический журнал «Живописная Россия» -2015. -N 5. -С. 36-39.
43. Святохо Н.В. Концептуальные основы исследования туристского потенциала региона / Н.В. Святохо // Экономика и управление. - 2016. - 354 с.
44. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учеб. пособие. М.: КНОУРС, 2015. - 256 с.
45. Соболева Е.А. Статистика туризма: Статистическое наблюдение. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 159 с.
46. Часовникова, Э. А. Антропогенные изменения природы Ульяновской области /Э. А. Часовникова. - Ульяновск : УлГПУ, 2008. - 55 с.
47. Чудновский А.Д. Менеджмент туризма. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 285 с.
48. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник / Под ред. засл. работника высшей школы проф., д.э.н. Чудновского А.Д. изд. 2-е перераб. и доп. - М.; ЮРКНИГА, 2009. - 448 с.
49. Шимин, Н.А. Анализ туристского потенциала региона с учетом фактора риска на примере Нижегородской области / Н.А. Шимин, Е.А. Кочкурова // Инновации и инвестиции, 2015. - №8. - С.106-110.
50. Шимова О.С. Основы устойчивого туризма: учеб.пособие /О.С. Шимова. Минск: Новое знание; М: ИНФРА-М, 2016. — 190 с.
51. Шматько Л.П. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие. 3-е изд-е, исправ. и дополн. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. - 352с.
52. Шпилько С.Н., Шенгелия Н. О. Концепция программы развития туризма в Российской Федерации // Труды академии туризма. Вып. 1. СПб., 2009.- С.56.Егоров Е.Е., Зверева Н.А. Проектирование природно-этнографического туристического комплекса в современных условях В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции.
2015. С.78-83.
III. Интернет-источники
53. UNWTO Tourism Highlights. Edition 2013. [Электронный ресурс] URL: http: //mkt.unwto .org/sites/all/files/docpdf/unwtohighlights 11 enlr_ 1. pdf
54. Смирнова М. Гостиницы мира глазами бизнес-туристов.RATA-newsHotel &Resort-04 /http://www.ratanews.ru/hotels/hotels_22022006_1.stm / 21¬27.01.2011г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ