Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Работа №85490

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы бюджетного федерализма в России 6
1.1 Характеристика бюджетного федерализма и его особенности в России . 6
1.2 Характеристика межбюджетных отношений на современном этапе в
России 12
1.3 Характеристика форм межбюджетных трансфертов 17
2 Развитие бюджетного федерализма на примере Республики Татарстан . 23
2.1 Характеристика бюджета Республики Татарстан за 2014-2016 года 23
2.2 Анализ финансовой деятельности Республики Татарстан как субъекта
региональных финансов 27
3 Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма 40
3.1 Основные проблемы бюджетного федерализма в России и Республике
Татарстан 40
3.2 Перспективы развития бюджетного федерализма в России и
Республике Татарстан 45
Заключение 53
Список использованных источников

Межбюджетные отношения играют важную роль в бюджетной системе любого государства, имеющего административно-территориальное деление. В России, с ее обширной территорией и значительной дифференциацией экономических потенциалов регионов, тема межбюджетных отношений всегда вызывала массу проблем.
Установленные федеральным законодательством крайне ограниченные бюджетные полномочия органов власти российских субъектов и органов местного самоуправления могут переносить политическую и финансовую ответственность за баланс территориальных бюджетов и от социальных вопросов до федерального правительства.
Противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов, формальной централизацией фискальных полномочий усугубляются нестабильностью макроэкономических условий, слабостью демократических институтов, слаборазвитыми рынками капитала и низкой мобильностью производственных факторов, чрезмерными социальными ожиданиями и требованиями к государству, резкими различиями в фискальной способности российских субъектов и муниципальных образований.
Региональный и местный бюджеты недостаточно прозрачны, отсутствует интегрированная система мониторинга и управления качеством государственных и муниципальных финансов (государственные финансы), результаты которых будут доступны не только для органов власти различных уровней, но и для населения, инвесторов и кредиторов.
Серьезным препятствием на пути развития бюджетной системы стала неопределенность бюджетного статуса муниципальных образований и существующей системы административно-территориального деления российских субъектов. Современная организация местного самоуправления, незавершенность процесса его формирования, недостатки унаследованной системы административно-территориального устройства не позволяют полностью охватить все уровни реформы бюджетной системы, гарантировать финансовую автономию и ответственность муниципалитетов.
Все это ведет к неэффективному использованию бюджетных ресурсов, сокращению масштабов и качества государственных услуг, подрыву предпосылок устойчивого экономического роста, сложности условий для структурных реформ, искажению равноправной конкуренции, слабому бизнесу и инвестиционному климату, дальнейшему Усиление межрегиональных диспропорций, повышение социальной и политической напряженности.
В настоящее время остается нерешенной проблема межгосударственных отношений и, следовательно, подходы к установлению состава и размеров, фиксированных и регулирующих доходов российских субъектов до настоящего времени. Еще в обосновании проектов бюджетов субъектов Федерации идут дебаты и дискуссии о ставках отчислений от регулирования доходов в региональных бюджетах, трансфертах и субсидиях, предоставляемых бюджетами более высокого уровня для снижения бюджетов.
Отсутствие единой для всей страны научно-методологической базы обоснования размеров необходимых областей финансовых ресурсов интенсивно провоцирует руководителей субъектов Федерации на выброс различных льгот и привилегий для своих регионов и постоянное объяснение того, что Особенности территории, «особые условия размещения», социально - экономическая ситуация и т. д.
Все это говорит о необходимости реформирования существующей системы межбюджетных отношений. Для правильного определения направления реформы межбюджетных отношений необходимо, прежде всего, провести углубленный анализ этих отношений.
Все вышеизложенное, в совокупности, описывает важность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является бюджетный федерализм, а предметом - бюджетный федерализм в России и Республике Татарстан.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ бюджетного федерализма в России.
В работе необходимо решить ряд задач. Во-первых, изучить теоретические основы бюджетного федерализма в России. Во-вторых, изучить вопрос развития бюджетного федерализма на примере РТ. И, наконец, выявить проблем и перспективы развития бюджетного федерализма в России.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе будут рассмотрены характеристика бюджетного федерализма и его особенности в России, характеристика межбюджетных отношений на современном этапе в России, характеристика форм межбюджетных трансфертов.
Во второй главе будет проведен анализ бюджета и финансовой деятельности РТ за 2014-2016 гг.
В третьей главе будут описаны проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма.
В работе будут применены методы исследования, такие как анализ информации, расчет статистических и экономических показателей.
Теоретической и методической основой для написания выпускной квалификационной работы являются учебно-методическая литература, публикации в периодической печати, информация бюджета Республики Татарстан за 2014-2016 гг.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, цель выпускной квалификационной работы - изучение проблем и перспектив развития федерализма в России, на этой основе можно сделать следующие выводы.
Сама концепция федерализма возникла в связи с необходимостью государственного аппарата в форме, которая, обеспечивая единство и скоординированное функционирование крупных организаций как согласованной политической власти, допускает существование и развитие внутри структурных единиц. Концепцию фискального федерализма можно определить как взаимосвязь между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации на основе принципов централизма и децентрализованности относительно формирования и реализации бюджетной политики государства дифференциации налоговых бюджетов, расходов Распределения доходов и перераспределения в бюджетной системе с высокой степенью независимости бюджетов и ответственности за результаты текущих региональных и местных органов власти независимо от фискальной политики на основе национальных интересов и интересов населения, в том числе интересов народов Многонациональной федерации, проживающей на территориях субъектов Федерации и членов местных территориальных образований.
Российский фискальный федерализм можно отнести к кооперативной модели с элементами децентрализованной модели фискального федерализма. Суть российской модели фискального федерализма заключается в том, что он предполагает партнерство федерального центра и субъектов Федерации по бюджетным вопросам.
В последние годы, как показывает практика, систематически увеличивалась сумма финансовой помощи, предоставляемой из федерального бюджета. Это объясняется тем, что реальный баланс между доходами и расходами в территориальных бюджетах был обеспечен не за счет роста 53
налоговых поступлений, адекватного роста расходов, в том числе перенесенных с федерального уровня, а за счет предоставления финансовой помощи Выделенных из федерального бюджета. Однако давняя практика предоставления финансовой помощи не только привела к чрезмерному выравниванию различий в бюджетной способности регионов и муниципалитетов, но и усилила их, создав представление о неполноценности известного существующего механизма распределения межправительственных трансфертов.
Федерализм в своем современном прогрессивном чтении не противопоставлен никаким идеям самоопределения народов и развития национального государства, равно как и интересам регионов, их стремления увеличивают их независимость. Если федерализм основан на демократических принципах, на принципах правового государства, если он действительно гуманистичен, то наиболее очевидные его преимущества: большой общий рынок, свободное движение капитала, товаров и услуг, свободное передвижение людей; Более благоприятные условия для обмена наукой, образованием и культурой.
Важнейшей частью бюджетной политики государства, как уже отмечалось, является концепция межправительственных отношений. В нем разработаны подходы к дифференциации прибыльных и учетных полномочий между уровнями власти, определению критериев и методов предоставления финансовой помощи на основе условий функционирования бюджетной системы. Суть межгосударственных отношений находит свое отражение в финансовых отношениях между различными уровнями власти. Они призваны обеспечить, прежде всего, оптимальное распределение полномочий по доходам и расходам между уровнями правительства и, соответственно, уровнями бюджетной системы, а также выравниванием бюджетной безопасности по всей стране.
Стабильность закреплена за уровнями источников доходов государственных органов, и полномочия по расходованию ресурсов должны быть основополагающим принципом бюджетной политики федеральных органов государственной власти и органов государственной власти российских субъектов.
В то же время необходимо осуществлять практику исполнения российскими субъектами делегированных федеральных полномочий с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Следует продолжать расширять круг таких полномочий.
Необходимость оказания содействия российским субъектам и органам местного самоуправления в работе по совершенствованию их бюджетов. Необходимо предпринять более активные усилия для внедрения принципов наилучшей практики в области планирования и исполнения бюджетов, чтобы не допустить формирования бюджетной задолженности, что означает четкие исполнительные органы по обязательствам перед экономическими субъектами и населением. Он должен создать бюджетный процесс от региона до урегулирования.
Необходимо на постоянной основе определять тенденции в использовании ресурсов Фонда федерального регионального развития, изменять механизм его формирования и распределения с учетом применения единых методологических принципов отбора регионов для оказания инвестиционной поддержки и порядок предоставления ресурсов из этого фонда с учетом финансовых возможностей российских субъектов.
В работе был проанализирован бюджет Республики Татарстан за 2014¬2016 гг.
Анализ показал, что бюджет республики дефицитный. Бюджет республики оказывает большую финансовую помощь внутренним административным единицам.
В качестве рекомендаций по совершенствованию межправительственных фискальных отношений можно привести следующие:
- важно создать условия, стимулирующие выполнение требований нового законодательства, оказать методологическую и финансовую поддержку системе разделения властей и принять меры по реформированию бюджетной системы не только на федеральном, но и на территориальном уровне.
- совершенствование системы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
- разработка механизмов распределения других видов финансовой помощи.
- развитие мониторинга и контроля за реализацией федеральных полномочий, переданных региональным и муниципальным властям.
- предотвращение возникновения несостоятельности и восстановления региональных и муниципальных финансов.
- предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, влекущих за собой увеличение бюджетных расходов.
- повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов.



1. Бюджетный кодекс РФ [федер. закон: принят Гос. Думой 31 июля 1998 г.; по состоянию на 28.02.2017 г.] // Российская газета. - 1998. - 12 авг. - С. 8¬11.
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы/ А.М. Бабич. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 412 с.
3. Берлин С.И. Теория финансов. Учебное пособие/ С.И. Берлин. М.: Приор, 2014. - 284 с.
4. Борзунова О.А. Финансы. Учебник/О.А. Борзунова. М.: ЮРИСТЪ, 2014. - 298 с.
5. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. - 312 с.
6. Гаранжа А.П. О некоторых проблемах бюджетного федерализма в России/ А.П. Гаранжа // Вопросы экономики. - 2016. - № 4. С. 18-27.
7. Грязнова А.Г. Финансы. Учебник/ А.Г. Грязнова. М.: Финансы и статистика, 2012. - 504 с.
8. Даниленко Н.И. Теоретико-методологический аспект внутреннего контроля: практика и развитие/ Н.И. Даниленко // Финансы и кредит. - 2012. - № 22. С. 14-17.
9. Дробозина Л.А. Финансы. Учебник/Л.А. Дробозина. М.: ЮНИТИ, 2013. - 527 с.
10. Ковалева А.М. Финансы. Учебное пособие/А.М. Ковалева. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 364 с.
11. Жуков В.Н. К вопросу о предмете и методе внутреннего финансового контроля/ В.Н. Жуков // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2014. - № 29. С. 28-32.
12. Иванова О. И. Моделирование механизма рыночного ценообразования/ О.И. Иванова // Маркетинг, 2014. - № 2. - С. 47-50.
13. Минаева Е.А. Особенности государственного финансового контроля как элемента программно-целевого управления расходами бюджета/ Е.А. Минаева // Финансы и кредит. - 2014. - №3. С. 15-18.
14. Памфилова Э.А., Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2014 г./ Э.А.Памфилова//Российская газета.- 2015.- 7 мая.
15. Саунин А.Н. О понятийном аппарате государственного финансового контроля/ А.Н. Саунин // Финансы и кредит. - 2014. - № 13. С. 2-9.
16. Сумароков В.Н. Государственные финансы в современной экономике/ В.Н. Сумароков. - М.: ИНИОН РАН, 2013. - 212 с.
17. Территориальные финансы / Под ред. Поляка Г.Б. - М.: Вузовский учебник, 2013. - 246 с.
18. Тренев Н.Н. Управление финансами. Учебное пособие/ Н.Н. Тренев. М.: Финансы и статистика, 2011. - 448 с.
19. Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учебник для ВУЗов / Под ред. Г. Б. Поляка. - М: Финансы: ЮНИТИ, 2012. - 518 с.
20. Финансовый менеджмент: Учебник для ВУЗов / Под ред. Е.С. Стояновой. - М: Перспектива, 2011. - 655 с.
21. Финансы. Учебник / Под ред. Романовского М.В. М.: Перспектива, Юрайт, 2013. - 520 с.
22. Финансы. Учебное пособие / Под ред. Ковалевой A.M. - M.: Финансы и статистика, 2013. - 360 с.
23. Финансы / Под ред. Поляка Г.Б. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 354 с.
24. Финансы. Денежное обращение. Кредит (конспект лекций) / Под ред. А.М. Свищева. - М.: «Издательство ПРИОР», 2010. - 176с.
25. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для ВУЗов / Под ред. Сенгалова В.К. и др. М.: Финансы, 2012. - 244 с.
26. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011. - 527с.
27. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 364 с.
28. Черник Д.Г., Дадашев А.З. Финансовая система России: Учебное пособие/ Д.Г. Черник. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 240 с.
29. Хаджаев Р.Ш. Эволюция сущности понятия «эффективность предпринимательской деятельности» /Р.Ш. Хаджаев // Экономические и юридические науки. - 2013. - №3. С. 34-40.
30. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т./Пер. с англ/ Д.Н. Хайдман. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 384с.
31. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 2011. - 792 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ