Введение 3
Глава 1. Понятие и общая характеристика торгов и их виды 6
1.1. Понятие, формы и виды торгов 6
1.2. Система участников публичных торгов 13
1.3. Порядок организации и проведения торгов 23
Глава 2. Особенности заключения договора на торгах 29
2.1. Предмет и объект заключения договора на торгах 29
2.2. Проблемы обеспечения исполнения обязательств 31
Глава 3. Особенности процедуры заключения договора на торгах 39
3.1. Правовая квалификация извещения о проведении торгов 39
3.2. Заявки участников торгов и порядок проведения торгов 47
3.3. Протокол о результатах торгов и заключение договора по итогам торгов 64
Заключение 73
Список использованной литературы 78
Торги представляют собой один из известных теории и законодательству способов заключения договора. В современной российской юридической литературе часто отмечается важное позитивное значение торгов как рыночного механизма организации экономических отношений. Так, обращается внимание на то, что торги тесно связаны с основными законами свободного рынка и выражают их наиболее последовательно, представляют собой один из самых сложных, но при этом довольно эффективных способов заключения договора, практика использования которого расширяется год от года .
Действительно, нельзя не отметить, что заключение договора посредством торгов стимулирует хозяйствующих субъектов в направлении поиска и предложения оптимального для заказчика варианта удовлетворения его потребностей, способствует состязательности и в конечном итоге обеспечивает баланс экономических интересов всех участников данной процедуры .
В настоящее время по различным аспектам указанной проблематики опубликовано немало работ. В последние годы издается большое количество книг и брошюр, публикуется множество статей в юридических журналах по проблемам регулирования отношений, связанных с заключением государственного контракта, размещением и исполнением государственного заказа, но их смысл и содержание, за редким исключением, сводится к комментированию отдельных законоположений и судебно-арбитражной практики. Можно назвать таких авторов, как Волков К.Н. «Торги как способ заключения договора» Сухабутдинова Д.В. «Торги как субинститут договорного права и юридическая процедура»; Гатаулина Л.Ф. «Правовое регулирование организации и проведения торгов», «Торги как способ заключения государственного и муниципального контракта»; Беляева О.А. «Аукционы и конкурсы: комментарий судебно-арбитражной практики».
Стоит отметить, что правоприменительная практика повседневно сталкивается с проблемами, решение которых требует серьезных теоретических познаний, касающихся истории развития соответствующих институтов, их места среди других гражданско-правовых категорий, понимания значения соответствующих правовых норм и возможных последствий их применения к регулируемым отношениям.
Указанные обстоятельства определяют актуальность темы настоящей дипломной работы, цель которой состоит в исследовании особенностей заключения гражданско-правового договора на торгах.
На достижение намеченной цели направлено выполнение следующих задач:
- определить понятие, формы и виды торгов;
- охарактеризовать систему участников публичных торгов;
- рассмотреть порядок организации и проведения торгов;
- изучить предмет и объект заключения договора на торгах;
- выявить проблемы обеспечения исполнения обязательств;
- дать правовую квалификацию извещению о проведении торгов;
- провести анализ понятия и правового регулирования заявки участников торгов и порядок проведения торгов;
- исследовать особенности протокола о результатах торгов и заключение договора по итогам торгов.
Объектом изучения в настоящей работе выступают гражданские правоотношения в области способов заключения договоров.
Предмет исследования - заключение гражданско-правового договора на торгах.
Для достижения цели работы использовались специальные юридические методы: формально-юридический, анализ и метод сравнительного
правоведения.
Информационно-теоретической базой работы являются:
V нормативно правовые акты: Конституция Российской Федерации , положения гражданского законодательства ;
V учебная и специальная литература таких авторов как: В.Г. Истомин, Л.Я. Данилова, М.Е. Кукла, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, О.П. Калугина, В.В. Кошелева, В.А. Рахмилович, Ю.С. Турсунова, А.Н. Борисов, М.В. Телюкина, Г.А. Сухадольский, А.В. Ермакова и многих других;
V материалы судебной практики: постановления и определения
Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, а также иных судебных органов.
Структура работы состоит из введения, трех глав, раскрывающих суть исследуемого вопроса, заключения с обобщающими выводами по работе и списка использованной литературы.
Правовому регулированию проведения торгов и порядка заключения договора на торгах посвящены, в первую очередь, ГК РФ. При этом, несмотря на частое использование в законодательстве термина «торги», определения данного понятия нормы права не содержат.
В теории отмечается, что торги в первую очередь представляют собой традиционный институт гражданского права, отражающий особый процедурный аспект заключения договора, могут рассматриваться как двоякое правовое явление: как способ заключения договора и как самостоятельный вид гражданско-правового обязательства.
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционепризнается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Следует отметить, нормы ГК РФ содержат лишь общие положения, касающиеся организации и проведения торгов и, по всей видимости, нуждаются в определенном изменении. Прежде всего, это связано с тем, что в ГК РФ регулируются торги, которые направлены на продажу имущества, т.е. так называемые торги продавца, и не содержится положений о закупочных торгах, т.е. тех, которые направлены на приобретение имущества, торгах покупателя. Между тем они, несомненно, обладают определенной спецификой.
Некоторые авторы отмечаю, что новая редакция ГК РФ в части организации и проведения торгов, правил использования банковских гарантий, последствий прекращения договоров не только внутренне противоречива, но и во многом рассогласована с положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе проведенного исследования, был отмечен ряд спорных или дискуссионных моментов.
1. С 1 июня 2015 г. цессия по контрактам, заключенным по итогам торгов, не допускается. Установлено, что, если договор может быть заключен только путем проведения торгов, их победитель не вправе уступать права требования по такой сделке.
Необходимость запрета цессии разработчиками концептуально не обоснована ни в Концепции совершенствования гражданского законодательства РФ, ни в пояснительной записке к законопроекту. Как указывают некоторые авторы, это нововведение неудачное и ошибочное по нескольким причинам.
Анализ практики государственных и муниципальных закупок показывает, что поставщики, надлежащим образом исполнившие обязательства по контракту, часто не могут получить оплату от заказчиков в течение долгого времени. Нередко это влечет высокие и неоправданные финансовые издержки поставщиков и приводит к тому, что бизнес в сфере государственных и муниципальных закупок вынужден работать в убыток.
В таких условиях запрет цессии по денежным обязательствам означает полную финансовую зависимость победителя торгов от их организатора - государственного или муниципального заказчика.
Кроме того, запрет на уступку прав распространяется только на договоры, заключенные по итогам торгов.
Следовательно, если договор заключается по итогам других процедур (запрос котировок, запрос предложений, единственный поставщик), то уступка прав требования законом допускается.
Такое регулирование нецелесообразно и нелогично, поскольку объем прав победителя процедуры, по итогам которой был заключен договор (контракт), не может ставиться в зависимость от способа его заключения.
2. Еще одно нововведение ГК РФ состоит в том, что обязательства по договору, который заключается только на торгах, должны быть исполнены победителем лично, если иное не установлено законом.
Исходя из толкования этой нормы, возможность победителя торгов привлекать к исполнению обязательств по контракту третье лицо может быть предусмотрена другим федеральным законом.
На практике многие виды работ выполняются с участием других лиц и их осуществление объективно невозможно иждивением только одного лица - победителя, с которым был заключен договор по итогам торгов.
3. Актуальной в судебно-арбитражной практике проблемой использования банковских гарантий является отсутствие в ГК РФ четкого указания на то, что срок действия банковской гарантии должен быть не менее срока действия контракта, в обеспечение обязательств по которому банковская гарантия выдана.
Достаточно часто заказчики в документации о торгах указывают, что срок действия банковской гарантии должен не только охватывать срок действия контракта, но и гарантийные сроки.
В этой связи следует подчеркнуть, что действующее законодательство не предусматривает механизм бесспорного списания денежных средств со счета гаранта по требованию бенефициара.
Интересам же заказчика соответствует механизм бесспорного списания денежных средств со счета гаранта в случае его просрочки а не взыскание неустойки.
4. Другой проблемой Закона № 44-ФЗ является расхождение сроков заключения контракта и предоставления победителем вместе с контрактом документа об обеспечении исполнения контракта.
Максимальный срок для заключения контракта по итогам электронного аукциона составляет десять дней, в течение которых участник обязан представить проект контракта и документ об обеспечении исполнения контракта, подписанные электронной цифровой подписью.
Напротив, средний срок оформления банковской гарантии с даты представления принципалом гаранту полного комплекта документов составляет три недели.
Рассмотренный подход законодателя приводит к выводу о том, что участник должен получить банковскую гарантию еще до подачи заявки на участие в торгах с тем, чтобы полностью исключить возможность просрочки в исполнении обязанности по предоставлению документа об обеспечении исполнения контракта в сроки, предусмотренные законом.
Из этого следует, что участник должен выплатить вознаграждение гаранту за выдачу банковской гарантии, не имея достаточных оснований для того, чтобы полагать, что именно с ним заказчик заключит контракт.
Несовпадение сроков заключения контрактов и сроков выдачи банковских гарантий приводит к случаям, когда лицо, признанное победителем торгов, не может в установленный Законом № 44-ФЗ срок направить заказчику вместе с подписанным проектом контракта документ об обеспечении исполнения обязательств по контракту.
В этой связи необходимо установить на уровне закона, а не банковских правил, срок рассмотрения банками заявления лица, участвующего в размещении заказа, о выдаче банковской гарантии, который не должен превышать срок предоставления победителем электронного аукциона заказчику документа об обеспечении исполнения контракта.
5. Закрепление в ст. 449 ГК указания на то, что допущенные нарушения в конечном итоге повлекли за собой ограничение числа участников, а также неправильное определение победителя торгов либо излишнее расходование бюджетных средств, окажет положительное влияние на единообразие складывающейся правоприменительной практики.
6. Представляется необходимым и разумным включение в положение о закупке норм, в которых были бы закреплены следующие действия заказчика при уклонении победителя:
- возможность обращения за заключением договора к лицу, предложившему следующие лучшие условия после победителя («второе место»);
- срок обращения (нередко заказчики требуют от участника в заявке указания срока действия их заявок (например, в течение 90 дней с момента подачи)), соответственно, по истечении такого срока обращение становится невозможным; поэтому рекомендуется либо вообще не требовать такой срок (и тогда участник обязан подписать договор вне зависимости от срока обращения к нему), либо требовать указания как можно более длительного срока);
- срок подписания договора участником (как правило, установлен только срок подписания договора победителем);
- действия заказчика при уклонении «второго места» - как вариант возможность обращения к следующим участникам (третьему, четвертому и т.д.) или проведение новой закупки. При обращении к следующим участникам рекомендуется предусмотреть также сроки обращения и подписания договора этими участниками.
Также стоит отметить, что изучение правоприменительной практики показывает, что различные неправомерные действия в процессе организации и проведения торгов достаточно разнообразны, что требует серьезной и постоянной работы антимонопольных и судебных органов.
Таким образом, в настоящей работе был проведен анализ особенностей заключения договоров на торгах, что позволяет заключить, что цель работы достигнута, а задачи выполнены.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 дек.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ [ред. от 31.01.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. -1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ [ред. от 29.06.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) : федер. закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ [ред. от 05.05.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
5. О развитии сельского хозяйства : федер. закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ [в ред. от 12.02.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1. - Ст. 27.
6. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ [в ред. от 30.12.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.
7. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц : федер. закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ [в ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4571.
8. О приватизации государственного и муниципального имущества : федер.
закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ [в ред. от 29.12.2015] // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 4. Ст. 251.
9. О несостоятельности (банкротстве) : федер. закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ [в ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации.
- 2002. № 43. Ст. 4190.
10. Об ипотеке (залоге недвижимости) : федер. закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ [в ред. от 06.04.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации.
- 1998. - № 29. Ст. 3400.
11. Об исполнительном производстве : федер. закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ [в ред. от 30.12.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации.
- 2007. - № 41. - Ст. 4849.
12. Об организованных торгах : федер. закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ [в ред. от 30.12.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 48. - Ст. 6726.
13. О ломбардах : федер. закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ [в ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 31. - Ст. 3992.
14. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской
Федерации : федер. закон 08.03.2015 №42-ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2015. № 10. Ст. 1412.
15. Градостроительный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ [ред. от 30.12.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 16.
16. Земельный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 25.10.2001№ 136-ФЗ [ред. от 28.12.2013] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 44. Ст. 4147.
17. О защите конкуренции : федер. закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ [ред. от 28.12.2010] // Собрание законодательства Российской Федерации. -2006. № 31 (1 ч.). - Ст. 3434.
18. Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов :
постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088 [в ред. от
09.06.2014] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 49 (часть VII). - Ст. 6431.
19. Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений
участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2013. № 49 (часть VII). Ст. 6428.
20. Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц : постановление Правительства РФ от 25.12.2015 [в ред. от 25.12.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 51. - Ст. 7438.
21. Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : постановление правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 35. - Ст. 4514.
22. Письмо Минфина России от 11 марта 2015 г. № 02-02-08/12916; Письмо
Минэкономразвития России от 5 марта 2010 г. № Д 22-231 // СПС
«Консультант Плюс», 2016г.
23. Письмо ФАС России от 13.11.2010 № ИА/39457 // СПС «Консультант Плюс», 2016г.
24. Приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67 [ред. от 24.12.2013] // Российская газета. 24.02.2010. - № 37.
25. Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств : Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. - № 44.
1. Беляева О.А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов / Беляева О.А. М. : Юриспруденция, 2011. - С. 12-16.
2. Беляева О.А. Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. О.А. Беляева. - М.: 2012. С. 3.
3. Богомолов В.И. Определение гражданско-правовых оснований признания торгов недействительными / В.И. Богомолов, И.М. Будлов // Законность. - 2014. - № 6. - С. 51 - 53.
4. Борисов А.Н. Комментарий к разделу III «Общая часть обязательственного
права» части первой Гражданского кодекса РФ (главы 21 - 29)
(постатейный) / А.Н. Борисов [и др.] // СПС «Консультант Плюс», 2015г.
5. Брагинский М.И. Договорное право. Книга 1. Общие положения. 3-е изд., стереотипное / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. - М. : Статут, - 2001. - С. 220.
6. Данилова Л.Я. Организационные гражданско-правовые договоры / Л.Я. Данилова // Законы России: опыт, анализ. Практика. - 2009. - № 1. - С. 13.
7. Департамент города Москвы по конкурентной политике [Электронный ресурс] http: //tender. mos.ru/about/polozhenie_o_departamente
8. Ермакова А.В. Особенности регулирования торгов, организуемых в сфере публичных интересов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. /А.В. Ермакова/ - М. : 2010. - С. 12, 23.
9. Истомин В.Г. О некоторых теоретико-практических проблемах, возникающих при реализации норм антимонопольного законодательства о торгах / В.Г. Истомин // Право и экономика. - 2015. - № 3. - С. 44 - 50.
10. Калугина О.П. Аукционы, их сущность, ценообразование и совершенствование функционирования: Дис. ... канд. экон. наук. / О.П. Калугина Воронеж, 2000. - С. 11, 12.
11. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. Одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 // Вестник ВАС РФ. - 2009. - № 11.
12. Кошелева В.В. Сложные вопросы заключения и исполнения договоров, заключенных по результатам закупки / В.В. Кошелева // Корпоративные закупки - 2015: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ. Сборник докладов. - М. : Юриспруденция, 2015. С. 48 - 57.
13. Крашенинников П.В. Гражданский кодекс Российской Федерации. Общие положения о договоре. Постатейный комментарий к главам 27 - 29 / П.В. Крашенинникова. - М. : «Статут», 2016. - С. 222 - 228.
14. Кукла М.Е. Заключение договора на торгах / Кукла М.Е. // Право и политика. - 2007. - № 3. - С. 33-39.
15. Кукла М.Е. Заключение договора на торгах: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / М.Е. Кукла / - М. : 2007. - С. 13, 22.
16. Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции (9 июня 2015 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). - М. : Юстицинформ, 2015. С. 120-135.
17. Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Отказ в допуске или допуск к торгам при представлении в заявке недостоверных сведений о руководителях участника, его учредителях, лицензиях, номере телефона, видах деятельности, правопреемстве // СПС «Консультант Плюс», 2016г.
18. Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок. Электронный аукцион // СПС «Консультант Плюс», 2016г.
19. Рахмилович В.А. Обязательства, возникающие вследствие объявления конкурса / В.А. Рахмилович // Советская юстиция. - 1965. - № 14. - С. 18.
20. Сухадольский Г.А. Поставщик обращается в суд с иском / Г.А. Сухадольский // Московские торги. - 2007. - № 2. - С. 61.
21. Тасалов Ф. Реформа ГК РФ и контрактная система: возможности и риски / Ф. Тасалов // Конкуренция и право. - 2015. - № 3. - С. 43 - 47.
22. Телюкина М.В. Основы конкурсного права / М.В. Телюкина / - М. : Волтерс Клувер, 2004. - С. 338, 395.
23. Турсунова Ю.С. Торги как способ заключения договора: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ю.С. Турсунова /- СПб. : 2004. - С. 5, 10, 11.
24. Чижова А.Д. Эволюция института торгов / А.Д. Чижова // История государства и права. - 2012. - № 13. - С. 35 - 38.
Материалы юридической практики:
1. Определение ВАС РФ от 12 декабря 2012 г. по делу № ВАС-16311/12 [Электронный ресурс] // http://kad.arbitr.ru/.
2. Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий : Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 14 // Вестник ВАС РФ. 2012. № 5.
3. Постановление Пленума ВАС РФ от 2 декабря 1993 г. № 32 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий» // СПС «Консультант Плюс», 2016г.
4. Постановления Пленума ВАС РФ от 2 декабря 1993 г. № 32 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий» // СПС «Консультант Плюс», 2016г.
5. Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2015 № 304-ЭС15-975 по делу № А27-11410/2013 // СПС «Консультант Плюс», 2016г.
6. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства» // СПС «Консультант Плюс», 2016г.
7. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2013 г. № 18АП-3552/2013 по делу № А76-25136/2012 // СПС «Консультант Плюс», 2016г.
8. Постановление АС МО от 31 марта 2015 г. по делу № А40-174847/13 // СПС «Консультант Плюс», 2016г. Постановление ФАС ВВО от 29 апреля 2013 г. по делу № А43-18275/2011 // СПС «Консультант Плюс», 2016г.
9. Постановление ФАС ДВО от 22 мая 2013 г. по делу № А73-13830/2012 // // СПС «Консультант Плюс», 2016г.
10. Постановление ФАС Московского округа от 15 декабря 1999 г. № КГ- А40/4076-99 // СПС «Консультант Плюс», 2016г.
11. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 июля
2013 г. № 09АП-16257/2013 по делу № А40-162710/2012 // СПС
«Консультант Плюс», 2016г.
12. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.08.2015 № Ф07-6716/2015 по делу № А26-3625/2014 // СПС «Консультант Плюс», 2016г.
13. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.02.2012 по делу № А43- 10701/2011 // СПС «Консультант Плюс», 2016г.
14. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2014 по делу № А65-22010/2014 // СПС «Консультант Плюс», 2016г.