ОХРАНА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 6
§ 1.1. Правовое положение потребителей в сфере туризма 6
§ 1.2. Права туриста как потребителя в туристических отношениях 22
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 43
§ 2.1. Правовые основы охраны прав туристов 43
§ 2.2. Гражданско-правовые средства защиты прав туристов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 73
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 6
§ 1.1. Правовое положение потребителей в сфере туризма 6
§ 1.2. Права туриста как потребителя в туристических отношениях 22
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 43
§ 2.1. Правовые основы охраны прав туристов 43
§ 2.2. Гражданско-правовые средства защиты прав туристов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 73
Актуальность темы. Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируется установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Установление Конституцией РФ положений о свободе передвижения (ст. 27), необходимости укрепления здоровья населения (ст. 41) послужили основой для становления и развития туристской индустрии и законодательства о туристской деятельности, а также урегулирования отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых.
Туристская индустрия реализует конституционное право человека на отдых, в связи с чем защита прав туристов является приоритетной для государства задачей в силу ее огромного социального значения.
Стратегия развития туризма в России указывает на то, что современное состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма характеризуется развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта.
На сегодняшний день наблюдается постоянный рост числа российских туристов, выезжающих на отдых в зарубежные страны. Вместе с тем исполнение обязательств туроператорами и турагентами сопровождается массовыми нарушениями потребительских прав туристов.
В этой связи «защита прав туриста, как слабо защищенной стороны является одной из задач гражданского права, реализация которой требует предоставления слабой стороне (туристу) дополнительных гарантий, соответственно, возложения на исполнителя дополнительных обязанностей и тем самым обеспечения равенства участников таких договорных отношений»2.
Актуальность темы исследования определяется несовершенством гражданско- правового механизма защиты прав потребителей в сфере туризма, что подтверждается материалами судебной и претензионной практики в указанной сфере. Сложность правового регулирования отношений по оказанию туристских услуг, характеризующаяся широким участием в них третьих лиц, влияет на отсутствие в связи с толкованием нормативных правовых актов, и особенно Гражданского кодекса Российской Федерации, применительно к оказанию туристских услуг, единства подходов в определении понятия, выявлении правовой природы, предмета договора оказания туристских услуг, установления правового статуса потребителя.
Изложенное свидетельствует о необходимости научного исследования названных проблем и формулировании теоретических положений и предложений по совершенствованию правового регулирования защиты прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг и правоприменительной практики.
Цель исследования заключается в проведении теоретического исследования правовых особенностей охраны прав потребителей в сфере туризма, а также в выработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию правового регулирования защиты прав потребителей услуг в сфере туризма. Постановка данной цели потребовала решения следующих задач:
исследование правового положения потребителя в сфере туризма; определение прав туриста как потребителя в туристических отношениях; анализ правовых основ охраны прав туристов;
исследование гражданско-правовых средств защиты прав туристов;
разработка и обоснование предложений по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей услуг в сфере туризма.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере оказания туристских услуг и защиты прав потребителей; предметом исследования - нормы гражданского права, регулирующие отношения в сфере оказания потребителям туристских услуг и защиты их прав, а также основополагающие положения гражданского права, договорная и судебная практика.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, общенаучные методы и приемы познания (анализ, аналогия, сравнение и др.), а также ряд специально-юридических методов (нормативно-аналитический, догматический, сравнительно-правовой), используемых на теоретическом и эмпирическом уровнях.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых, таких как: Ананьева М.А., Брагинского М.И., Витрянского В.В., Васецкого В.Н., Витрук Н.В., Волковой Г.Ф., Герцевой Г.В., Морозовой Е.Е. и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Установление Конституцией РФ положений о свободе передвижения (ст. 27), необходимости укрепления здоровья населения (ст. 41) послужили основой для становления и развития туристской индустрии и законодательства о туристской деятельности, а также урегулирования отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых.
Туристская индустрия реализует конституционное право человека на отдых, в связи с чем защита прав туристов является приоритетной для государства задачей в силу ее огромного социального значения.
Стратегия развития туризма в России указывает на то, что современное состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма характеризуется развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта.
На сегодняшний день наблюдается постоянный рост числа российских туристов, выезжающих на отдых в зарубежные страны. Вместе с тем исполнение обязательств туроператорами и турагентами сопровождается массовыми нарушениями потребительских прав туристов.
В этой связи «защита прав туриста, как слабо защищенной стороны является одной из задач гражданского права, реализация которой требует предоставления слабой стороне (туристу) дополнительных гарантий, соответственно, возложения на исполнителя дополнительных обязанностей и тем самым обеспечения равенства участников таких договорных отношений»2.
Актуальность темы исследования определяется несовершенством гражданско- правового механизма защиты прав потребителей в сфере туризма, что подтверждается материалами судебной и претензионной практики в указанной сфере. Сложность правового регулирования отношений по оказанию туристских услуг, характеризующаяся широким участием в них третьих лиц, влияет на отсутствие в связи с толкованием нормативных правовых актов, и особенно Гражданского кодекса Российской Федерации, применительно к оказанию туристских услуг, единства подходов в определении понятия, выявлении правовой природы, предмета договора оказания туристских услуг, установления правового статуса потребителя.
Изложенное свидетельствует о необходимости научного исследования названных проблем и формулировании теоретических положений и предложений по совершенствованию правового регулирования защиты прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг и правоприменительной практики.
Цель исследования заключается в проведении теоретического исследования правовых особенностей охраны прав потребителей в сфере туризма, а также в выработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию правового регулирования защиты прав потребителей услуг в сфере туризма. Постановка данной цели потребовала решения следующих задач:
исследование правового положения потребителя в сфере туризма; определение прав туриста как потребителя в туристических отношениях; анализ правовых основ охраны прав туристов;
исследование гражданско-правовых средств защиты прав туристов;
разработка и обоснование предложений по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав потребителей услуг в сфере туризма.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере оказания туристских услуг и защиты прав потребителей; предметом исследования - нормы гражданского права, регулирующие отношения в сфере оказания потребителям туристских услуг и защиты их прав, а также основополагающие положения гражданского права, договорная и судебная практика.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, общенаучные методы и приемы познания (анализ, аналогия, сравнение и др.), а также ряд специально-юридических методов (нормативно-аналитический, догматический, сравнительно-правовой), используемых на теоретическом и эмпирическом уровнях.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых, таких как: Ананьева М.А., Брагинского М.И., Витрянского В.В., Васецкого В.Н., Витрук Н.В., Волковой Г.Ф., Герцевой Г.В., Морозовой Е.Е. и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Подводя итого исследования можно сделать следующие выводы:
1. Понятия «турист» и «потребитель» применительно к договору оказания туристских услуг не совпадают. Потребитель (заказчик) наделяется правами как до заключения договора оказания туристских услуг (право на информацию об услуге), так и с момента заключения договора оказания туристских услуг (иного срока их возникновения, установленного договором), которые продолжают действовать до момента окончания исполнения обязательства. По этой причине права потребителя (заказчика), в отличие от прав туриста, не ограничены периодом времени, в течение которого лицо пребывает вне постоянного места жительства в связи с совершением им туристской поездки.
Проведенное исследование правового статуса туриста позволило разработать его следующее авторское определение:
«Турист - это потребитель, реализующий свое конституционное право на отдых посредством заключения договора оказания туристских услуг для организации им посещения страны (места) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществлением не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания».
2. Наряду с общими способами защиты прав, предусмотренными ст. 12 ГК РФ, дополнительно обосновываются способы, характерные только для института защиты прав потребителей в сфере туризма:
дополнение существующей обязанности исполнителя предоставить потребителю информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) в стране (месте) временного пребывания, включенной в состав сведений о потребительских свойствах (качестве) туристской услуги информацией о сравнении предоставляемого средства размещения с системой классификации средств размещения, действующей в России;
расширение права туриста на изменение договора оказания туристских услуг в связи с невозможностью туриста совершить путешествие по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и т.д.) возможностью замены туриста на третье лицо, соответствующее условиям путешествия.
3. Претензии, основанные на ненадлежащем исполнении или неисполнении обязательства, могут быть предъявлены туристом и (или) иным заказчиком туроператору или турагенту в письменной форме в любой момент как в период исполнения, так и по окончании срока исполнения обязательства в течение сроков исковой давности. Претензии должны быть рассмотрены не позднее 10 дней со дня их получения.
4. При участии турагента в договорных отношениях с потребителями от своего имени турагент должен признаваться стороной договора оказания туристских услуг с возложением на него ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед потребителями (агентский договор по модели комиссии).
В целях реализации данного предложения следует внести изменения в ст. 9
Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», исключив из нее положения, в соответствии с которыми турагент всегда действует по поручению туроператора, ответственность за неисполнение или за ненадлежащее исполнение обязательств по договору оказания туристских услуг возлагается исключительно на туроператора.
5. Поскольку в российском законодательстве отсутствуют правовые основания для страхования туроператором договорной ответственности турагента, финансовое обеспечение ответственности туроператора в форме страхования договорной ответственности туроператора, обеспечивающего исполнение туроператором обязательств по всем договорам оказания туристских услуг, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами, является правовой фикцией.
6. Существующее понятие «финансовое обеспечение ответственности туроператора», включающее договор страхования ответственности туроператора и банковскую гарантию, нуждается в совершенствовании для обеспечения равенства правового положения потребителей, чьи права защищены страхованием ответственности туроператора по сравнению с потребителями, права которых обеспечены банковской гарантией при умышленном причинении вреда имуществу потребителей туроператором или турагентом. Кроме того, следует обеспечивать единообразное понимание необходимого для предъявления потребителями претензий периода времени.
Предлагается осуществить это совершенствование посредством установления обязательного страхования гражданской ответственности туроператора и турагента за причинение вреда третьим лицам (потребителям).
Соответственно понятия объекта страхования и страхового случая в рассматриваемых правоотношениях должны быть сформулированы следующим образом:
объект страхования - имущественные интересы, связанные с риском гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу туристов (потребителей) при оказании туристских услуг на территории Российской Федерации и за рубежом;
страховой случай - возникновение ответственности оператора и турагента вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (потребителей) при оказании туристских услуг на территории Российской Федерации и за рубежом.
7. В связи с нецелесообразностью перегружения отраслевого туристского закона положениями о защите прав потребителей представляется назревшим принятие федерального закона «Об обязательном страховании гражданско- правовой ответственности туроператора и турагента».
Для формирования единой практики оформления договорных отношений между туроператором (турагентом) и потребителем посредством договора оказания туристских услуг необходимо внести изменения в ч.1 ст. 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которая должна быть сформулирована следующим образом:
«Оказание туристской услуги осуществляется на основании договора оказания туристских услуг, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, - между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей».
1. Понятия «турист» и «потребитель» применительно к договору оказания туристских услуг не совпадают. Потребитель (заказчик) наделяется правами как до заключения договора оказания туристских услуг (право на информацию об услуге), так и с момента заключения договора оказания туристских услуг (иного срока их возникновения, установленного договором), которые продолжают действовать до момента окончания исполнения обязательства. По этой причине права потребителя (заказчика), в отличие от прав туриста, не ограничены периодом времени, в течение которого лицо пребывает вне постоянного места жительства в связи с совершением им туристской поездки.
Проведенное исследование правового статуса туриста позволило разработать его следующее авторское определение:
«Турист - это потребитель, реализующий свое конституционное право на отдых посредством заключения договора оказания туристских услуг для организации им посещения страны (места) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществлением не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания».
2. Наряду с общими способами защиты прав, предусмотренными ст. 12 ГК РФ, дополнительно обосновываются способы, характерные только для института защиты прав потребителей в сфере туризма:
дополнение существующей обязанности исполнителя предоставить потребителю информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) в стране (месте) временного пребывания, включенной в состав сведений о потребительских свойствах (качестве) туристской услуги информацией о сравнении предоставляемого средства размещения с системой классификации средств размещения, действующей в России;
расширение права туриста на изменение договора оказания туристских услуг в связи с невозможностью туриста совершить путешествие по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и т.д.) возможностью замены туриста на третье лицо, соответствующее условиям путешествия.
3. Претензии, основанные на ненадлежащем исполнении или неисполнении обязательства, могут быть предъявлены туристом и (или) иным заказчиком туроператору или турагенту в письменной форме в любой момент как в период исполнения, так и по окончании срока исполнения обязательства в течение сроков исковой давности. Претензии должны быть рассмотрены не позднее 10 дней со дня их получения.
4. При участии турагента в договорных отношениях с потребителями от своего имени турагент должен признаваться стороной договора оказания туристских услуг с возложением на него ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед потребителями (агентский договор по модели комиссии).
В целях реализации данного предложения следует внести изменения в ст. 9
Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», исключив из нее положения, в соответствии с которыми турагент всегда действует по поручению туроператора, ответственность за неисполнение или за ненадлежащее исполнение обязательств по договору оказания туристских услуг возлагается исключительно на туроператора.
5. Поскольку в российском законодательстве отсутствуют правовые основания для страхования туроператором договорной ответственности турагента, финансовое обеспечение ответственности туроператора в форме страхования договорной ответственности туроператора, обеспечивающего исполнение туроператором обязательств по всем договорам оказания туристских услуг, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами, является правовой фикцией.
6. Существующее понятие «финансовое обеспечение ответственности туроператора», включающее договор страхования ответственности туроператора и банковскую гарантию, нуждается в совершенствовании для обеспечения равенства правового положения потребителей, чьи права защищены страхованием ответственности туроператора по сравнению с потребителями, права которых обеспечены банковской гарантией при умышленном причинении вреда имуществу потребителей туроператором или турагентом. Кроме того, следует обеспечивать единообразное понимание необходимого для предъявления потребителями претензий периода времени.
Предлагается осуществить это совершенствование посредством установления обязательного страхования гражданской ответственности туроператора и турагента за причинение вреда третьим лицам (потребителям).
Соответственно понятия объекта страхования и страхового случая в рассматриваемых правоотношениях должны быть сформулированы следующим образом:
объект страхования - имущественные интересы, связанные с риском гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу туристов (потребителей) при оказании туристских услуг на территории Российской Федерации и за рубежом;
страховой случай - возникновение ответственности оператора и турагента вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (потребителей) при оказании туристских услуг на территории Российской Федерации и за рубежом.
7. В связи с нецелесообразностью перегружения отраслевого туристского закона положениями о защите прав потребителей представляется назревшим принятие федерального закона «Об обязательном страховании гражданско- правовой ответственности туроператора и турагента».
Для формирования единой практики оформления договорных отношений между туроператором (турагентом) и потребителем посредством договора оказания туристских услуг необходимо внести изменения в ч.1 ст. 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которая должна быть сформулирована следующим образом:
«Оказание туристской услуги осуществляется на основании договора оказания туристских услуг, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, - между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей».
Подобные работы
- Охрана прав потребителей в сфере туризма
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОХРАНА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018 - Охрана прав потребителей в сфере туризма
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Особенности надзора за исполнением законодательства о защите прав потребителей
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - Закон о защите прав потребителей
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Государственное регулирование туристской деятельности в РФ
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Государственное регулирование развития туризма (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2021 - Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ с использованием русского и иностранного языков как средств делового общения (Ростовский государственный университет путей сообщения)
Магистерская диссертация, информационное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Развитие детского туризма в Алтайском крае в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019



