ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности на предприятиях
автомобильной промышленности 6
1.1 Сущность и механизмы маркетинга предприятий автомобильной
промышленности 6
1.2 Инструменты маркетинга автомобильного предприятие (на примере ПАО
«КАМАЗ») 18
1.3 Анализ текущей ситуации в автомобильной промышленности 24
1.3.1 Анализ ситуации в автомобилестроении в Российской Федерации 24
1.3.2 Анализ ситуации в автомобилестроении в Республике Татарстан и г.
Набережные Челны 30
2 Характеристика и анализ финансово-хозяйственной деятельности ПАО
«КАМАЗ» 37
2.1. Характеристика предприятия 37
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ПАО «КАМАЗ» 51
2.2.1 Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства ... 51
2.2.2. Анализ использования материальных ресурсов 59
2.2.3 Анализ себестоимости продукции 61
2.2.4 Анализ производства и реализации продукции 63
2.2.5 Анализ использования трудовых ресурсов 66
2.2.6 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 67
3. Разработка бизнес-плана по внедрение программы лизинга (аренды) с гарантией обратного выкупа на ПАО «КАМАЗ» 73
3.1 Резюме 73
3.2 Опыт зарубежных компаний 73
3.3 Процедура работы «Трейд-ин» и «Обратного выкупа» 74
3.4 Производственный план 81
3.5 План маркетинга 83
3.6 Финансовый план 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Маркетинг-это философия бизнеса, основанная на систематическом изучении рынка (поведения потребителей, каналов сбыта, конкуренции) с целью разработки и реализации эффективных стратегий, направленных на прогнозирование и удовлетворение потребностей фирм, домохозяйств и физических лиц, учреждений, общественных объединений. (Определение, принятое Советом Гильдии Маркетологов, 2003 год.[5]
Маркетинг представляет собой нечто большее, чем просто продвижение товаров и услуг на рынок. Заставить покупателя купить то, что может предложить компания задача сбыта. С помощью маркетинга заставляют предприятие делать то, что необходимо потребителю. Считается, что маркетинг у нас в стране появился в конце 80-х- начале 90-х годов. Именно в этот период, словосочетание маркетинг стремительно вошло в наш повседневный речевой оборот. Наличие службы маркетинга на предприятии стало рассматриваться как некий стандарт рыночного мышления современного руководителя.
В современной рыночной экономике успешное функционирование предприятия невозможно без маркетинговой деятельности. Деятельность специалистов по маркетингу позволяет оставаться предприятию на плаву, повышает конкурентоспособность организации и увеличивает прибыль. Маркетинг исследует рынок, изучает потребителей, анализирует какая именно продукция будет иметь успех на рынке и принесет предприятию прибыль. [10]
Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности для предприятия сегодня является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности любой организации. Даже самый лучший товар с превосходными характеристиками не может обладать достаточным уровнем конкурентоспособности без предварительной подготовки потребителей. Поэтому в настоящее время актуальность совершенствования маркетинговой деятельности на фирме не вызывает сомнения, играя ключевую роль в развитии рыночной экономики, она также является и ее важным элементом.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ПАО «КАМАЗ» и разработка мероприятий по улучшению ее маркетинговой политики.
Цели работы соответствуют следующие задачи:
• Дать характеристику ПАО «КАМАЗ».
• Проанализировать финансово-хозяйственное состояние предприятия.
• Произвести анализ финансовых результатов деятельности.
• Раскрыть теоретические основы анализа финансово- хозяйственной
деятельности.
• Предложить мероприятия по улучшению маркетинговой политики ПАО «КАМАЗ».
Предмет исследования выпускной квалификационной работы - Публичное акционерное общество «КАМАЗ». ПАО «КАМАЗ» является предприятием, которое занимается изготовлением грузовых автомобилей и автотехники. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, собственный расчетный счет и другие счета, круглую печать со своим наименованием штамп, бланки, фирменное наименование.
Единый производственный комплекс ПАО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей — от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения. [27]
В данной выпускной квалификационной работе представлен анализ состояния хозяйственной деятельности предприятия на основе:
• бухгалтерского баланса за 2014-2016 года;
• отчета о прибылях и убытках 2014-2016 года.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав.
Теоретические основы маркетинговой деятельности на предприятиях
автомобильной промышленности
В выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:
- Изучить теоретический материал по теме работы. Изучить понятие маркетинг, его классификацию, инструменты, место и роль маркетинга в системе управления предприятием;
- Представить общую характеристику ПАО «КАМАЗ», провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и анализ использования основных средств;
- Предложить мероприятие по повышению эффективности маркетинговой деятельности;
- Дать оценку экономической эффективности проекта.
. Группа компаний «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ПАО «КАМАЗ» входит в 20-ку ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей. ПАО «КАМАЗ» выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 60 моделей, свыше 1500 комплектаций, автомобили с правым рулём), прицепы, автобусы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. «КАМАЗ» традиционно позиционирует на рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн. За последние годы гамма выпускаемой продукции расширилась за счёт новых моделей и семейств автомобилей — от городских развозных грузовиков до автомобилей повышенной грузоподъёмности для эксплуатации в составе автопоездов полной массой до 120 тонн.
За рассматриваемый период срок обновления основных средств уменьшился с 17,02 лет до 13,44 лет, что является позитивным фактором для предприятия так как не происходит устаревание основных фондов. Коэффициент прироста основных средств характеризует увеличение их стоимости с учетом выбытия, за 2014-2016 года данный показатель сократился с 5,88% до 3,62%. Коэффициент поступления в 2015 году по сравнению с предыдущим годом вырос на 5,57%, а в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизился на 4,29%. Данное изменение носит негативный характер, так как этот показатель отражает увеличение стоимости основных средств.
За рассматриваемый период наблюдалось уменьшение основных производственных фондов, так в 2016 году по сравнению с 2015 годом уменьшение составило 1140099 тыс. рублей. К концу рассматриваемого периода сумма основных производственных фондов составила 21751221 тыс. рублей. Прибыль менялась скачкообразно, так в 2015 году значительно уменьшившись на 6553600 тыс. рублей, она составила -4182837 тыс. рублей, а в 2016 году составила 1663884 тыс. рублей, при этом увеличившись на 5846721 тыс. рублей. Также стоит отметить, что за 2014-2016 года значения показателя фондоотдачи поменялись также скачкообразно, но в 2016 году составило 5,51 руб./коп, увеличившись по сравнению с 2015 годом на 1,72 руб/коп, что свидетельствует о положительной динамике повышения эффективности использования основных производственных фондов предприятия. За рассматриваемый период разнообразно менялся показатель фондорентабельности за 2015 год показатель уменьшился на 0,28 и составил -0,18 руб./коп, а в 2016 году увеличившись на 0,26 руб./коп, составил 0,08 руб./коп. В целом можно отметить, что на предприятии ПАО «КАМАЗ» производственные мощности оптимально загружены и используются эффективно.
В 2016 году себестоимости продукции увеличилась на 34393953 тыс. рублей и составила 126824867 тыс. рублей. Выручка к концу 2016 года увеличилась на 33109015 тыс руб по сравнению с предыдущим годом и составила 119768391 тыс.руб. В 2016 году чистая прибыль увеличилась на 4507650 тыс. рублей и составила 1203161 тыс.рублей. Также как и прибыль от продаж в 2015 году уменьшилась на 6553600 тыс.руб и составила убыток в 4182837, но в 2016 году увеличилась до прибыли в 1663884 тыс. руб.
Объем товарной продукции за рассматриваемый период увеличился на 33109015 тыс. рублей, при этом численность рабочих уменьшилась на 3266 чел. Следовательно, производительность труда одного работника увеличилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 1222,36 тыс. рублей и составила 3585,77 тыс. рублей. Исходя из результатов оценки можно сделать вывод, что эффективность использования ресурсов на ПАО «КАМАЗ» за анализируемый период возросла.
Было предложено внедрить программу «Обратный выкуп» на ПАО «КАМАЗ». Система «Обратный выкуп подержанной автотехники» - это способ реализации в АО «ТФК «КАМАЗ» собственником подержанной автотехники ранее приобретенного по договору купли - продажи у СДС (субъект дилерской сети ПАО «КАМАЗ») автомобиля через определенный период времени, указанный в договоре купли - продажи. В течение данного периода расходы на обслуживание автомобиля несет за собой ПАО «КАМАЗ». По истечение срока лизинга, автомобили выкупаются обратно, проходят модернизацию и отправляются на вторичный рынок.
Оценка экономической эффективности разработанного проекта показала, что все финансовые показатели удовлетворяют требуемым значениям. Чистый доход за расчетный период (4 года) года составит 4242467487 рублей, чистый дисконтированный доход - 1809215867,54 рублей, индекс доходности - 1,81, внутренняя норма доходности 57,16%. Срок окупаемости проекта составляет 1,45 лет, с учетом дисконтирования - 2,17 лет. Можно сделать вывод, что проект прибыльный и его можно реализовать.
1. Амортизация основных средств: вопросы теории и методики учета: Монография / Ю.И. Сигидов, Н.Ю. Мороз. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 175 с.
2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности
предприятия: - Савицкая Г.В. Мн: Новое знание, 2014.
3. Аналитическое агенство https://www.autostat.ru/
4. Бакалавр экономики: Хрестоматия в 3-х томах. Т. 2. / Под общ. ред. В.И. Видяпина; Рос. экон. академия им. Г.В. Плеханова; Центр кадрового развития. - М. : Триада, 2016. - 1050 с.
5. Буров, В.П. Бизнес-план. Методика составления. Реальный пример / В.П. Буров, В.А. Морошкин, О.К. Новиков - М.: Издательствово ЦИПКК АП, 2012. - 193 с.
6. Бухгалтерский баланс ПАО «КАМАЗ» за 2014-2016 года
7. Вайсман, А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху / А. Вайсман пер. с нем. - М.: АО “Интерэксперт”, Экономика, 2015. - 344 с.
8. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент: учебник.- 3-е изд. - М.: Гардарики, 2014., с. 223
9. Генри, А. Маркетинг: Принципы и стратегия. Учебник для вузов / А. Генри
- М.: ИНФРА-М., 2015. - 273 с.
10. Герчикова, И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова - М.: ЮНИТИ, 2012. - 486 с.
11. Герчикова, М.А. Практический менеджмент / М.А. Герчикова - М.: ИНФРА-М, 2016. - 250 с.
12. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Е.П. Голубков
- М.: Издательско-торговый дом "Русская Редакция", 2015. - 261 с.
13. Горяев, И.П. Маркетинг: Словарь-справочник / И.П. Горяев - М.: Кимр, 2016. - 208 с.
14. Градов, А.П. Организационная структура и функции службы маркетинга предприятия: Учебное пособие / А.П. Градов - СПб.: ИК "Невский проспект", 2012.
- 92 с.
15. Гэбэй Дж. Маркетинг: новые возможности.-Пер. с англ. К.Ткаченко.-М.: Фаир-Пресс, 2012., с.83
16. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Практикум/
Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. — M.: Издательство «Дело и Сервис», 2012.
17. Информационно-правовая база данных "КонсультантПлюс":
http: //www.consultant.ru
18. Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/
19. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1) с изменениями и дополнениями от: 6 июля 2015 г.
20. Коллекция энциклопедий и словарей. Экономический словарь: enc- dic. com/economic/
21. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учеб. для вузов:. Шеремет А.Д. - М. : ИНФРА-М., 2013
22. Лизинг: учеб. пособие//Т.Г.Философова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 191 с.
23. Н.Л. Зайцев «Экономика, организация и управление предприятием: Учеб. пособие. - М.: «ИНФРА - М,» 2015. - 455 с.
24. Налоговый кодекс РФ
25. О проблеме воспроизводства основных фондов и "инвестиционной составляющей" в цене / О. И. Маслова // Вестник Московского университета: Сер.6: Экономика : Научный журнал . - 03/2015 . - N2 . - С.41-53
26. Отчет о прибылях и убытках ПАО «КАМАЗ» за 2014-2016 года
27. Официальный сайт ПАО «КАМАЗ»: https://www.kamaz.ru/
28. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации - http://www.gks.ru
29. ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ" ПБУ 6/01
30. Семенов В.М. Экономика предприятия: учебник. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2013. — 416 с.
31. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2015. — 560 с.
32. Федеральный закон от 21.11.96 № 129 - ФЗ (ред.от 23.11.2009г.) «О бухгалтерском учете»
33. Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О финансовой аренде (лизинге)"
34. Финансы организаций: учеб. Пособие / М.А.Конищева, О.И. Курган, Ю.И.Черкасова. - Красноярск: Сиб.федер.ун-т, 2015. - 384 с.
35. Экономика организации производства: Учебник/Под ред. докт. экон. наук. проф.Ю.И.Трещевского, докт. экон. наук. Проф.Ю.В.Вертаковой, докт. экон. наук. проф.Л.П.Пидоймо. Руководитель авторского коллектива - докт. экон. наук. проф.Ю.В.Вертакова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 381 с.
36. Экономика предприятия: Учебник. Практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 448 с.
37. Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM: http://znanium.com