Введение 4
1. Теоретические основы учёта налога на добавленную стоимость 8
1.1 Сущность, элементы и роль налога на добавленную стоимость в
налоговой системе РФ 8
1.2 Бухгалтерский учёт расчетов по НДС 22
1.3 Отчетность и информационный обмен с ФНС по налогу на добавленную
стоимость 32
2. Организация учёта и отчётности по НДС на предприятии
Автомобильный завод ПАО «КАМАЗ» 51
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 51
2.2 Бухгалтерский учёт расчетов по НДС 62
2.3 Составление и представление отчётности по НДС 75
2.4 Совершенствование системы бухгалтерского учёта и отчетности по
НДС 82
Заключение 99
Список использованных источников 104
Приложение А. Организационная структура Бухгалтерии учёта автомобилей и запасных частей (БУАЗЧ) 108
Приложение Б. Отчёт о финансовых результатах за 2013 г 109
Приложение В. Отчёт о финансовых результатах за 2014 г 111
Приложение Г. Отчёт о финансовых результатах за 2015 г 113
Приложение Д. Бухгалтерский баланс 115
Приложение Е. Анализ счёта 19 118
Приложение Ж. Счёт-фактура 120
Приложение К. Анализ счета 68.02 121
Приложение Л. Ведомость по НДС начисленному к уплате в бюджет 122
На сегодняшний день налог на добавленную стоимость - это один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг. Этот налог относят к разряду универсальных косвенных налогов, которые в виде специальных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, и переносят основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
На современном этапе развития общества налоги - это одна из основных форм дохода государства. Налоговая система призвана влиять на рыночные отношения, укрепляя их, стимулировать развития предпринимательства, способствовать производственным процессам и одновременно служить барьером на пути социального обнищания финансово необеспеченных слоев населения.
Налоги объективно необходимы для наполнения бюджетов на всех уровнях. Средства, что поступают от сбора налогов, участвующих в финансировании программ государства, предусмотренных законами о бюджете на определенный год.
Налоги помогают распределять и перераспределять ВВП, в том числе выделяется определенная часть на социальную сферу и обеспечение населения. Также они влияют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Это помогает государству в контроле массы спроса и предложения не только товаров, но и капиталов, так как доход - это основа спроса населения и является конечным результатом функционирования капитала в фазе производства. Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.
Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги, которые включают: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенную пошлину. В целом по итогам 2016 года, налоговые поступления составляют 58,6 % от общего объемы поступлений в бюджет РФ, и из них 36,1 % составляет НДС.
Также по итогам 2016 года в задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ доля НДС составляет 22,68 %, что на 0,11 % больше чем в 2015 году. Причины столь высокого уровня задолженности по НДС можно видеть в сложном механизме платежей, включающем множественность расчётов и допускающем возможности уклонения от налогов. В то же время в арбитражных судах за последнее время увеличивается количество судебных разбирательств, связанных с неправомерным начислением налогов и наложения штрафных санкций на организации вследствие ошибок налоговых органов.
Актуальность темы заключается в том, что налог на добавленную стоимость является одним из основных федеральных налогов и играет значительную роль в формировании доходов федерального бюджета и, соответственно, в социально-экономическом развитии государства. Для предприятий важно грамотно вести учёт расчетов по НДС, чтобы в дальнейшем избежать неприятных ситуаций с налоговыми органами, а именно недоимок, пеней и штрафов и тем более обжалований споров в арбитражном суде.
Цель выпускной квалификационной работы: формирование мероприятий по совершенствованию учёта и отчётности по НДС.
Задачи выпускной квалификационной работы состоят в:
- теоретическом изучении основ учёта налога на добавленную стоимость в частности сущности, элементов и роли НДС в налоговой системе РФ, бухгалтерского учёта расчётов по НДС, а также отчётности и информационного обмена с ФНС по налогу.
- изучении организации учёта и отчётности по НДС на предприятии Автомобильный завод ПАО «КАМАЗ» в частности организационно-экономической характеристики предприятия и её отчётности; бухгалтерского учёта расчетов по НДС.
- совершенствовании системы бухгалтерского учёта и отчётности по НДС на предприятии Автомобильный завод ПАО «КАМАЗ».
Предмет исследования выпускной квалификационной (бакалаврской) работы (ВКР), является учёт расчётов и отчётность организации по НДС.
Объект исследования: Автомобильный завод ПАО «КАМАЗ».
Теоретическое исследование по теме выпускной квалификационной работы позволило определить, что многими отечественными и зарубежными экономистами был внесен вклад в развитие налога на добавленную стоимость. Следует отметить таких отечественных ученых, как Кондраков Н. П., Захарьин В.Р., Дадашев А.З., Миляков Н.В., Погорелова М.Я. и др.
Среди зарубежных ученых стоит отметить изобретателя налога на добавленную стоимость Вильгельма Фон Сименса и французского экономиста Мориса Лорэ, предложивший схему налогообложения, которая действует по сей день.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассмотрены теоретические основы учёта налога на добавленную стоимость. Во второй главе изучена организация учёта и отчётности по НДС и разработаны пути их совершенствования.
Теоретической и методологической основой написания работы является применения принципов и методов теоретического исследования, изучение, анализ и обобщение трудов учёных, законодательных и нормативных актов Российской Федерации, материалов статей исследований. Исследования проведены с применением совокупности методов и способов научного познания. Абстрактно-логический метод позволил раскрыть теоретические аспекты оценки финансового состояния и финансовой устойчивости, определить основные характеристики процессов и явлений, происходящих в этой сфере. Системно-структурный метод использован для анализа финансового состояния и выявления структурных изменений. Применение экономико-математических и экономико-статистических методов позволило определить тенденции развития организации и оценить их динамику.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию системы бухгалтерского учёта и отчётности по НДС.
Налог на добавленную стоимость - это федеральный налог, взимаемый в соответствии с главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) и являющийся косвенным налогом.
Налог на добавленную стоимость взимается с каждого акта продажи. Теоретически объектом налогообложения является добавленная стоимость, которая определяется посредством исключения из объема продукции (в денежном выражении) стоимости потребленных на ее производство сырья, материалов, полуфабрикатов, приобретенных со стороны, и некоторых других затрат. Добавленная стоимость включает заработную плату с отчислениями на социальное страхование, прибыль проценты за кредит, расходы на рекламу, транспорт, электроэнергию и т.п.
На практике почти невозможно выделить добавленную стоимость в общей стоимости продукции (работ, услуг), поэтому для упрощения расчетов за объект обложения налогом на добавленную стоимость принимается не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации, включая стоимость списанных на издержки производства и обращения материальных затрат (без учета уплаченного за них НДС). Выделение же НДС и исключение двойного налогообложения достигается тем, что плательщик перечисляет в бюджет разность между суммами налога, полученными от потребителей и уплаченными поставщикам.
Сумма НДС определяется на всех стадиях технологической цепочки вплоть до конечного потребителя как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, топливо, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки обращения.
Существуют три ставки НДС: 0%, 10% и 18%. Самая распространённая ставка это 18%.
Для учета расчетов по НДС используют счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». К счету 68 создают специальный субсчет 68.НДС. По кредиту данного счета ведется учет НДС начисленного, а по дебету отражают оплаченный налог и суммы, возмещаемые из бюджета. Счет 19 в бухгалтерском учете применяется для отражения входного налога, полученного от поставщиков, но еще не возмещенного из бюджета.
Главное место в отчетности по налогу на добавленную стоимость занимает налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость.
Срок сдачи декларации не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Существует два варианта представления налоговой и бухгалтерской отчетности:
- на бумажном носителе;
- в электронной форме.
Представление отчетности в электронной форме осуществляется через оператора электронного документооборота (ЭДО). При этом можно использовать телекоммуникационные каналы связи (ТКС) или сайт ФНС.
Таким образом, Автомобильный завод является структурным подразделением ПАО «КАМАЗ».
Автомобильный завод в своей деятельности руководствуется законодательством РФ и РТ, Уставом ПАО «КАМАЗ», приказами генерального директора ПАО «КАМАЗ», распоряжениями руководства акционерного общества, другими нормативными актами и Положением об автомобильном заводе.
Автомобильный завод не является юридическим лицом и имеет незаконченный баланс, печать с указанием своего наименования и наименования ПАО «КАМАЗ».
За анализируемый период наблюдается снижение выручки как в целом по ПАО «КАМАЗ» так и в его структурном подразделении Автомобильном заводе. В 2014 году, по сравнению с 2013 годом выручка ПАО «КАМАЗ» снизилась на 352 млн. руб. и темп снижения составил 99,66 %. За этот же период выручка Автомобильного завода увеличилась на 3 717 млн. руб. и темп роста составил 132,98 %. В 2015 году, по сравнении с 2014 годом выручка ПАО «КАМАЗ» уменьшилась на 17 729 млн. руб. или темп снижения составил 83,02 %. За аналогичный период выручка Автомобильного завода уменьшилась на 3 722 млн. руб. и темп снижения составил 75,17%.
На Автомобильном заводе используются ставки 0% и 18% для налога на добавленную стоимость.
В организациях и подразделениях ПАО «КАМАЗ»:
- по операциям, как облагаемым НДС, так и не подлежащим налогообложению (освобожденным от налогообложения), организуется раздельный учет в соответствии и Методикой, утвержденной распоряжением главного бухгалтера ПАО «КАМАЗ»;
- при реализации продукции, товаров (работ, услуг) на экспорт организуется раздельный учет «входного» НДС, относящегося к внутренним операциям и экспортным сделкам, в соответствии с утвержденным порядком расчета суммы НДС, приходящейся на экспортные отгрузки.
Для упрощения работы с документами на Автомобильном заводе первичный учетный документ составляется в основном в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Все документы, оформленные в электронном виде, распечатываются, ставиться оттиск печати, подписи ответственных лиц и убираются в папку на хранение в течение 5 лет.
Таким образом, при проведении аудита расчетов по НДС на Автомобильном заводе было выявлено следующее:
- нарушений в учетной политике для целей налогообложения не выявлено;
- недостатков в системе налогового учета и внутреннего контроля, которые привели или могут привести к нарушениям при расчете НДС и выполнению обязательств перед бюджетом не выявлено;
- отсутствие некоторых реквизитов в первичных документах предприятия;
- количественных отклонений при формировании базы по НДС в
соответствии с налоговым законодательством не выявлено;
- искажений в представлении и раскрытии информации по НДС и
обязательствам перед бюджетом в финансовой отчетности также не выявлено.
Таким образом, аудит расчетов по автомобильному заводу ПАО «КАМАЗ» показал и подтвердил правильность расчетов по НДС, а также полноту и своевременность перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость.
Порядок перехода на УПД содержит несколько основных моментов:
а) Организации, желающей применять УПД, необходимо определить, по каким видам деятельности, сделкам или договорам документооборот заменят универсальным передаточным документом. ФНС рассматривает возможность применения УПД в первую очередь:
1) при операциях купли-продажи;
2) при оказании услуг;
3) по договорам подряда;
4) по договорам комиссии, поручения и агентирования;
5) по договорам доверительного управления;
6) в финансовой сфере и сфере НИОКР.
Однако, основываясь на специфике своей деятельности, компания может ввести УПД как для всей организации, так и по отдельным подразделениям или видам деятельности (например, только по продажам).
б) Далее организации следует разработать форму УПД и порядок ее заверения — кто подписывает УПД, будет ли форма заверяться печатью самой организации и печатью контрагента.
в) Целесообразно известить контрагентов о том, что организация будет применять УПД. В частности, с контрагентами потребуется решить следующие вопросы:
1) подписать дополнительные соглашения к договорам на применение УПД;
2) если в договорах изначально предусматривался формат и пакет первичных документов, необходимо внести изменения и в сами договоры (можно тем же дополнительным соглашением);
3) представить контрагентам проект УПД и согласовать порядок заверения документа с обеих сторон (подписи, печати);
4) согласовать и зафиксировать порядок внесения исправлений в УПД — он должен быть единым у обеих сторон сделки, оформляемой УПД.
д) Подготовить приказ и внутрифирменные регламенты о переходе на УПД.
1 Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учеб. пособие для бакалавров /, А.В. Варнавский, Н.С. Горбова.- М.: ИНФРА- М, 2014. - 318 с.
2 Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник [Электронный
ресурс] / Финансовая Академия при Правительстве РФ. - 7-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 520 с. Режим доступа
http://znanium.com/bookread2.php?book=170075#(дата обращения: 22.03.2017).
3 Погорелова М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учебное пособие [Электронный ресурс] - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 208 с. Режим доступа http://znanium.com/bookread2.php?book=492550#.
4 Данные по формам статистической налоговой отчетности [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn78/related_activities/statistics _and_analytics/fo... (дата обращения 04.05.2017).
5 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) Глава 21. Налог на добавленную стоимость от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2017) // Инфор.- правов. система «Консультант плюс».
6 Федеральный закон «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» от 22.07.2005 N 119-ФЗ (последняя редакция) // Инфор.- правов. система «Консультант плюс».
7 Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий) : учебник [Электронный ресурс] / Н.П. Кондраков. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 584 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). Режим доступа http://znanium.com/bookread2.php?book=761782.
8 Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие [Электронный ресурс] - М.: Вузовский учебник: НИЦ
ИНФРА-М, 2013. - 240 с. Режим доступа
http://znanium.com/bookread2.php?book=360219#.
9 Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: Учебное пособие
[Электронный ресурс] - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с.: Режим доступа
http://znanium.com/bookread2.php?book=391859#
10 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 октября 2014 г. N 03-07-10/55074 «Об отнесении различных работ к строительно-монтажным работам, признаваемым объектом налогообложения НДС» // Инфор.- правов. система «Консультант плюс».
11 Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 5 ноября 2003 г. N 04-03-11/91 «Об уплате налога на добавленную стоимость при проведении ремонтных работ» // Инфор.- правов. система «Консультант плюс».
12 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017) // Инфор.- правов. система «Консультант плюс».
13 Письмо Минфина РФ от от 09.01.2013 N 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год» // Инфор.- правов. система «Консультант плюс».
14 Приказ ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (ред. от 20.12.2016) "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2014 № 35171) // Инфор.- правов. система «Консультант плюс».
15 Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» от 04.11.2014 N 348-ФЗ.
16 Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» от 01.05.2016 N 130-ФЗ (последняя редакция) // Инфор.- правов. система «Консультант плюс».
17 Малис Н.И. Налоговый учет: учеб. пособие /, А.В. Толкушкин; Академия бюджета и казначейства Министерства финансов РФ. - М.: Магистр, 2014. - 573 с. http://znanium.com/bookread2.php?book=245552#
18 Приказ Минфина России от 10.11.2015 N 174н «Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 №41145) // Инфор.- правов. система «Консультант плюс».
19 Приказ ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@ «Об утверждении формата счета-фактуры и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, в электронной форме» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 № 41888) // Инфор.- правов. система «Консультант плюс».
20 Приказ ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» // Инфор.- правов. система «Консультант плюс».
21 Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» // Инфор.- правов. система «Консультант плюс».
22 Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (ред. от 29.11.2014) «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» // Инфор.- правов. система «Консультант плюс».
23 Письмо ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры» // Инфор.- правов. система «Консультант плюс».
24 Письмо Федеральной налоговой службы от 23 декабря 2015 г. N ЕД-4- 15/22619 «О применении письма ФНС России от 21 октября 2013 г. N ММВ- 20-3/96» // Инфор.- правов. система «Консультант плюс».
25 Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522) // Инфор.- правов. система «Консультант плюс».
26 Письмо ФНС РФ от 23 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15678@ «О разъяснениях ФНС России» // Инфор.- правов. система «Консультант плюс».