Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экспансия зарубежных форматов на российском телевидении (на примере "Первого канала")

Работа №85237

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
230
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ФОРМАТОВ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ 11
1.1. Основные дефиниции работы 11
1.2. Основные зарубежные форматы, востребованные на российском
телевидении 19
1.3. Глобализация как основная тенденция развития российского телевидения (на примере «Первого канала») 28
ГЛАВА II. АДАПТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ФОРМАТОВ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ 34
2.1. Лицензированные зарубежные телепрограммы в России 34
2.2. Адаптированные на российском телевидении зарубежные форматы без
лицензии 44
2.3. Экспансия форматов - экспансия ценностей 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Телевидение благодаря своей специфике стало одним из самых сильных каналов воздействия на общество. Постоянно меняясь, совершенствуясь и разрабатывая методы и приемы, оно решало поставленные властью идеологические задачи во время советского тоталитарного режима. Сегодня оно так же справляется с учетом новых реалий. Рассматривая и анализируя историю российского телевидения, можно выявить тенденцию - на телеканалах еще со времен Советского союза происходила экспансия зарубежных форматов телепрограмм. На сегодняшний день трудно найти хоть один вещатель, который не подвергся бы этому процессу. Так, зарубежные форматы «завоевывают» центральные каналы, которые за счет регионов расширяют свои границы влияния. Таким образом, происходит экспансия не только отдельных телевизионных форматов и жанров, но и ценностных ориентиров, моральных и этических аспектов, которые не опираются на менталитет той или иной нации, культуры и этнические особенности населения.
Лидирующие позиции мировых держав в современном мире определяются, в основном, их господством в информационном пространстве. Они поддерживают свои интересы и решают проблемы, связанные с культурой своей страны именно за счет расширения границ культурно - идеологической экспансии. Очевидно, что для такого вида конкуренции ареной является информационное пространство. В России жизнеспособность этих и других ценностей проверяется конкуренцией с проникновением конкурирующих конструкций. Самая успешная из них - это «западная» или «глобальная» система ценностей. Она помогает поддерживать западным мировым державам свои идеалы и представления о государстве, системе ценностей. В этой связи у России существуют две глобальные проблемы: формирование и воспроизводство национальной системы ценностей, которая считалась бы традиционной и ее защита от влияния других. Поскольку СМИ являются важнейшим средством реализации государственной политики, то не менее важная роль в управлении сообществом принадлежит государственным телеканалам, призванным формировать образ той или иной страны. В России таким телеканалом является «Первый канал», который позиционирует себя как «признанный лидер российского телеэфира». Имея почти стопроцентный охват российской аудитории, канал формирует общество. Если учесть, что он тоже подвержен процессу экспансии западных форматов телепрограмм, то можно сказать, что в России происходит экспансия западной культуры в целом.
Таким образом, существующая тенденция с одной стороны, и необходимость выяснения последствий данной тенденции - с другой, объясняет актуальность данного исследования.
Степень научной разработанности проблемы на уровне исследования нельзя назвать удовлетворительной, хотя, бесспорно, на уровне фрагментарного осмысления влияние адаптированных форматов на ментальные ценности, культуру и идеологию рассматривается исследователями. Так, значительное внимание уделяется факту участия западного телевизионного контента в формировании культурной составляющей в России в работе «Западное телевидение и «массовая культура» Раисы Ивановны Глушко, особенности функционирования и формирования телевещания отражены в работе «Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания», автором которой является Сергей Николаевич Ильченко. Существует ряд работ, где затрагивается вопрос экспансии западных форматов телевещания, приведены прототипы и аналоги популярных передач, их сравнение. Основаны они, прежде всего, на контент-анализе и анализе с технической точки зрения.
Вопросы об экспансии не только форматов, но культурологических и идеологических взглядов, и ее связи с глобализацией мира не нашли отражения в научных трудах, что определяет потребность в их подготовке и целесообразность проведении исследования в рассматриваемой предметной области.
Объектом исследования являются западные телепередачи и их российские аналоги, вышедшие в эфир на «Первом канале».
Предметом - процесс экспансии западных форматов передач на российском телевидении.
Цель исследования: исследовать явление экспансии зарубежных форматов на российском телевидении.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить основные дефиниции работы;
2) проанализировать основные зарубежные форматы, востребованные на российском телевидении;
3) выявить основные принципы формирования сетки вещания федерального телеканала;
4) проанализировать телепрограммы «Первого канала», являющиеся аналогами зарубежных;
5) сравнить зарубежные и российские телепрограммы;
6) на основе полученных знаний и результатов анализа выявить негативное воздействие экспансии на российское общество.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как теоретико-типологический анализ для систематизации сведений о телевидении как особом типе СМИ и о процессе мировой глобализации; сравнительный анализ для выявления общих черт телепередач в России и на Западе; гипотетико-дедукционный, который позволил ознакомиться с архивами телепередач; метод наблюдения.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы по истории телевидения в России и на Западе: В. В. Егорова «Телевидение между прошлым и будущим», Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика и А. Я Юровского «Телевизионная журналистика», Я. Н. Засурского «Система средств массовой информации России», А. Г. Качкаева «История телевидения в России» и других. Данные работы позволили определить основные тенденции развития телевидения, его специфику и роль в обществе. Методы исследования проблем экспансии базируются на научном анализе причин и последствий экспансии на телевидении, представленном Р.А. Борецким в его публикациях . В них он освещает проблему «засилия» на отечественном телеэкране таких программ, как ток-шоу, телешоу, телевикторины, телеигры и т. п. Проблемы функционирования телевидения нашли свое отражение в работах Г. В. Кузнецова «Ток-шоу: неизвестный жанр» и С. Н. Ильченко «Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания». Кроме того, Г. Кузнецов говорит о современных жанрах телевидения, уделяя большое внимание так называемым «новым жанрам», например, ток-шоу, описывая историю его появления на российском экране, основные признаки - «легкость разговора, артистизм ведущего и обязательное присутствие аудитории» - и методы его создания. Работа М. Г. Делягина «Мировой кризис. Общая теория глобализации» позволила нам рассмотреть процесс глобализации, как мировой, так телевизионной. В своей работе автор выявил тенденции развития российского телевидения.
Эмпирической базой исследования послужили телепередачи на «Первом канале», вышедшие в эфир с 2014 по 2017 год, и их зарубежные прототипы. Телевизионные продукты были изучены с применением сравнительного анализа и были просмотрены с точки зрения динамики изменения типологических признаков.
Научная новизна исследования объясняется недостаточным и не актуальным изучением влияния процесса экспансии телевизионных форматов на российское общество, его культурологическую составляющую. В настоящей работе предпринята попытка исследования взаимосвязи мировой глобализации и такого явления, как экспансия, сквозь призму адаптированных форматов на телевидении и выявления их причинно - следственных связей и тенденций развития российского телевидения. Исследование носит расширяющий характер.
Хронологические рамки исследования определены нами как период с 2014 по 2017 год. Нижняя граница связана с последним обновлением сетки вещания «Первого канала».
Гипотеза исследования: экспансия западных форматов на телевидении является одним из важных факторов ценностно-идеологической экспансии.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы при формировании контента на телевизионных каналах, а также при изучении влияния телевидения на общество в целом.
В соответствии с целью и решаемыми задачами структура магистерской работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, обозначаются цели и задачи, предмет и объект исследования, теоретико-методологическая и эмпирическая базы исследования.
В первой главе магистерской работы представлены систематизированные научные представления о тенденциях развития телевидения, об основных зарубежных форматах, востребованных на российском телевидении, а также приведены основные дефиниции работы.
Во второй главе представлен анализ сетки вещания «Первого канала» и зарубежных телепередач и их аналогов. Так же рассматривается вопрос культурологической экспансии как одной из следствий телевизионной экспансии.
В заключении приводятся обобщающие выводы исследования.
Список использованной литературы включает справочно-библиографическую литературу, научно-теоретическую и учебно-методическую литературу, в том числе диссертационные исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Лидирующие позиции мировых держав в современном мире определяются во многом их господством в информационном пространстве. Это стало возможным благодаря развитию Интернета. Поскольку средства массовой коммуникации в силу своей природы стали одним из самых сильных каналов воздействия, то можно с уверенностью сказать, что они принимают огромное участие в формировании образа жизни общества, культурного наследия, типа мировоззрения, ценностных ориентиров и моральных идеалов, этических аспектов. Российские СМИ, будучи социальным институтом, также не избежали влияния процесса глобализации. Современная тенденция формирования телевизионного контента демонстрирует целенаправленный переход телеканалов к увеличению доли заимствованного медиапродукта и уменьшению объемов закупки готовых программ.
В этом вопросе важнейшим средством реализации интересов государственной политики и управления сообществом являются государственные телеканалы. В России таким телеканалом является «Первый канал». Имея почти стопроцентный охват российской аудитории, канал формирует общество.
Сетка вещания «Первого канала» включает в себя многие жанры и форматы. В ходе исследования мы выяснили, что одни из самых рейтинговых телепередач, такие как «Голос», «Пусть говорят», «Вечерний Ургант», «Кто хочет стать миллионером?», «Поле чудес», являются адаптацией зарубежных форматов. Адаптация на телеканале происходит не только согласно лицензии страны производителя, но и без нее. Такая тенденция берет свое начало с ХХ века и не теряет своей актуальности до сих пор.
На сегодняшний день форматы программ - важнейшая составляющая международного телевизионного рынка. Ежегодно в мире проходит немало крупных выставок. Соединенные Штаты Америки лидируют по производству и импорту медиаконтента. Необходимо отметить, что данный медиаконтент в любом случае будет включать американские ценности, как продукт, произведенный носителями американской культуры.
В настоящей магистерской работе рассматриваются последствия экспансии форматов, как основной тенденции развития телевидения. Формулировке вывода предшествует этап анализа зарубежных форматов, востребованных на российском телевидении. Нами были изучены основные научные подходы к определению зарубежных форматов и рассмотрены их основные характеристики. Работа основывается на анализе сетки вещания «Первого канала», а именно тех телепередач, которые имеют оригинальные версии в других странах и адаптированные в России. На основе сведений и рассмотрев динамику изменения жанровой палитры телеканала, мы выяснили, что они занимают немалую долю в эфирной сетке телеканала, пользуются популярностью. Сравнив эфирную сетку «Первого канала», мы так же выяснили, что развлекательных программ в 2017 году стало больше. Так же прослеживается динамика роста адаптированных программ за рассматриваемый период на 5%.
Такая тенденция имеет положительные, так и отрицательные последствия. Ввиду того, что западная телевизионная продукция имеет свою специфику, с учетом ментальных и национальных особенностей, российский телезритель подвергается культурологической экспансии, включающей в себя переустановку моральных принципов, приоритетов, образа жизни. Если более взрослое поколение взвешенно относится к переустановке моральных ориентиров, то более молодое считает это нормой. Для российской стороны экспансия американской культуры создает угрозу русской национальной идентичности, приводит к формированию потребительских ориентаций, изменению ценностей и менталитета.
Мы считаем, что телевизионная экспансия является неотъемлемым признаком мировой глобализации. Но вместе с тем грамотная адаптация именно под российский менталитет и национальные особенности, ценности и ориентиры способна снизить опасность забвения и вытеснения собственных культурных истоков.



1. ГОСТ 7.4-95. Система стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу. Издания. Выходные сведения. - Введ. 2003.07.07. -
М. : Изд-во стандартов, 2004. - 47 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 //
КонсультантПлюс: надежная правовая защита.
URL:http://www.consultant.ru/popular/smi/(дата обращения 05.03.2017)
3. Федеральный закон от 27.12.1991 Закон о средствах массовой
информации // КонсультантПлюс: надежная правовая защита.
URL:http://www.consultant.ru/popular/smi/(дата обращения 13.12.2016)
Научно-теоретическая литература
4. Акопов, А. И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика (публикации разных лет) / А. И. Акопов. - Ростов-на-Дону : ООО «Терра», НПК «Гефест», 2002. - 127 с.
5. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Кузнецова С. А. СПб.: Норинт, 1998. - С. 1136.
6. Борецкий. Р. А. Гостелерадио - 2: все наше телевидение -
частнокапиталистическое // Новое время. - 1998. - № 21.
7. Борецкий, Р. А. Зеленый шарик, куда катишься? // Новое время. - 1997. - № 14
8. Борецкий, Р. А. Персональный лейбл против культурной обузы // Новое время. - 1997. - № 47.
9. Борецкий, Р.А. Перспективы ТВ. Опыт социально-исторической оценки // Телевидение вчера, сегодня, завтра. - 1984. - Вып.4.
10. Борецкий, Р.А. Телевидение из космоса // Журналист. - 1988. - №5.
11. Борецкий, Р. А. Телевидение на перепутье. Статьи 1989- 1998. - М.,
1998.
12. Герасимова С. А. Культурология и теория телекоммуникации. М.: Гардарики, 2007. 173 с.
13. Глушко, Р. И. Западное телевидение и массовая культура / Р. И. Глушко.
- м.: Изд-во МГУ, 1991. - С. 223-224
14. Грачев, С. Идет тихая гражданская война/ С. Грачев // Аргументы и факты. - 2011. - №15.
15. Гурко, Л. Кризис американского духа /Л. Гурко. - М., 1958. - С. 37
16. Делягин, М. Г. Мировой кризис: общая теория глобализации / М. Г. Делягин. - М., 2003.
17. Дридзе Т., Адамьянц Т. А телезрителя забыли // Журналист. - 1998. - № 3. - С. 53.
18. Иванова, Е. А. Влияние федерального телевидения на региональные телевизионные канала (на примере Ростовской области): автореф. дис. на соискание уч. степени канд. филолог. Наук / Е. А. Иванова; РГУ. - Ростов-на-Дону, 2003. - 76 с.
19. Егоров, В.В. Особенности национальной системы подготовки кадров для телевидения России / В. В. Егоров. - М., - М., 1999.
20. Егоров, В.В. Телевидение и власть. / В. В. Егоров. - М., 1997.
21. Егоров, В. В. «Телевидение между прошлым и будущим» / В. В. Егоров.
- М., 1999.
22. Егоров, В.В. Телевидение: Страницы истории / В. В. Егоров, - М.: Аспект Пресс, 2004 г.
23. Егоров, В.В. Телевидение. Теория и практика советского телевидения / В. В. Егоров. - М., 1982.
24. Егоров, В. В. «Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии» / В. В. Егоров. - М., 1998.
25.Захаров, С.М., Хачатрян А.Г. Влияние глобализации на российское телевидение // Молодой ученый. - 2015. - №13. - С. 763-766.
26. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания : монография / Научный редактор А. А. Стриженко. - Алтай, Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, 2003. - 232 с.
27.Зубарев, Ю. Б. Цифровое телевизионное вещание в России// Вестник Российской Академии наук. 2008. № 3. С. 216.
28. Ильченко, С. Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. СПб.: ИВЭСЭП, 2008. - С.46.
29. Ильченко, С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания / С. Н. Ильченко. - СПб, 2006.
30. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. / ред. Беркович Т. Л., Миронова Ю. М. Т. 2: Москва, Русский язык, 2001. - С. 321.
31. Качкаева, А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. - № 10. С. 44-47.
32. Кемарская И. Н. Формат и телесценарий // Журналист. 2009. № 6. С. 40.
33. Кузнецов, Г. В. Ток-шоу: неизвестный жанр? // Журналист. - 1998. - № 1.
34. Кузнецов, Г. В., Цвик, В. Л., Юровский, А. Я. Телевизионная журналистика
35. Матвеев, А. С. Глокализация зарубежных телеформатов в России и на Украине (на примере адаптации «Nothing but the truth») // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2015. -№6 (203). С. 99-102
36. Миньяр-Белоручев К.В. Методологические основы изучения феномена экспансии (на материале экспансии США XIX в.) // Вестник Томского государственного университета. - 2001. №346. С. 77-82.
37. Мухамед Наим Телевидение в контексте глобализации культуры : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01. - Москва, 2003. - 124 c.
38.Оников, Л., Шишлин Н. Краткий политический словарь. - М.: изд. Политической лит-ры, 1989 г.
39.Ожегов, С. И., Шведова Н. Ю. Большой толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. - С. 684.
40. Российское телевидение между спросом и предложением: В 2-х т. /Под ред. А. Г. Качкаевой и. В. Кирия, М., 2007. С. 357.
41. Сергеев, Е. Ю. Средства массовой коммуникации в условиях глобализации // Общество. Среда. Развитие. 2009. №13. С. 19-24.
42. Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 258.
43. Солганик, Г. Я. Формат и жанр как термины // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. - № 10. - С. 22-24.
44. Степанян, С. К. Формат телепрограммы как рыночный товар //
Журналистика и медиарынок, 2006, № 4. С 42-43.
45. Степанян С. К. Формат телеканала. Новое понятие в СМИ //
Журналистика и медиарынок. 2006. № 10. С 46-47.
46. Стивенсон, Н. Глобализация, национальные культуры и культурное гражданство // Глобализация: Контуры XXI века. Реферативный сборник. Часть III. М., 2002. - С. 7-11.
47. Сумская, А. С. Монетизация ТВ-форматов: индустриальный подход // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. УФУ, 2015г. №3 (141).
48. Телевидение в России. Состояние, тенденции, перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации, 2013. - 100 с.
49. Фролов, Ф.С. Культурно-лингвистическая экспансия: понятие и
содержание // Научно-информационный журнал «Армия и общество». - 2012. №1. - С. 26-29.
50. Цвик, В. Л. Новая геополитическая обстановка и проблемы
реформирования телекоммуникационной системы // Актуальные
проблемы журналистики. - М., 1997.
51. Цвик, В. Л. Особенности реформирования отечественной системы телевидения в условиях информационного рынка (два «передела» телевизионной собственности) / Вестник Московского университета. Серия. 10. Журналистика. - 1998. - № 3.
52. Цвик, В.Л. Телевидение: системные характеристики. - М., 1998.
53. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик. М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.
54. Шапталов, Б.Н. Теория и практика экспансионизма: Опыт сильных держав / Предисл. Г.Г. Малинецкого. - М.: Книжный дом «Либроком»,
2009. - 211 с.
55. Шеляпин Н.В. Основные тенденции формирования эстетических
установок современного телевидения// Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». СПб. Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 241-252.
56. Юровский, А.Я. Телевидение - поиски и решения. - М., 1983. - 252 с.
Интернет-источники
57. Сто наиболее популярных ТВ программ среди россиян // Сайт о рекламе
и маркетинге, 2014. URL: www.advertolody.ru/article129878.htm (дата
обращения 07.05.2017)
58. Биргер, Г. Добрый вечер, я диспетчер // Официальный сайт мужского журнала «GQ». URL:www.gq.ru/lifestyle/dobryj-vecher-ya-dispetcherот 17 апреля 2014 (дата обращения: 06.05.17)
59. Видеосервер YouTube. URL:https://www.youtube.com/(дата обращения: 06.03.2017)
60. Доля американских фильмов в российском прокате // РБК, 2014. URL:
http://top.rbc.ru/society/26/12/2011/631846.html (дата обращения:
07.05.2017).
61. Официальный сайт «Первого канала». URL: http://www.1tv.ru/(дата обращения: 03.07.2017)
62. Рейтинги телеканалов // Рекламный центр Бренд-медиа. URL:
http://www.brandmedia.ru/serv idP 51 idP1 68 idP2 2425.html (дата
обращения: 17.05.2017)
63. Формат телепрограммы // Масс-медиа: словарь терминов и понятий.
URL: http://www.slovarmedia.ru/aZspiski30/termin106.html. (Дата
обращения 25.02.2017).
64. The Formats Report. C21 // Телекритика. URL: http://www.telekritika.ua/ rinok/2014-04-15/92654 (дата обращения: 25.02.2017)
Иностранные публикации
65. Моран, А. Глобальный франчайзинг, локальные настройки: культурная экономика телепрограмма форматы // континуум: журнал СМИ и культурных исследований. Лондон, 2009
66. Altheide D., Snow P. Media Logic. L.: Routledge, - 1979. - P. 75.
67. Ch. Worthington. Basics Film-Making 01: Producing. - AVA Publishing,
2010. - P. 132.
68. Format creation // TV formats. URL: http://www.tvformats.com/formats.html. (Дата обращения 25.02.2017).
69. Formats // BBC. URL: http://www.bbc.co.uk/tv/programmes/formats. (Дата обращения 30.02.2017).
70. The worst TV shows ever / cbsnews.comот 12.06.2002. Дата обращения 05.05.17.
71. TV programme format. // Wikipedia, the free encyclopedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/TV_format. (Дата обращения 25.02.2017).
72. TV show format // The interactive television dictionary. URL:
http: //www. itvdictionary. com/definitions/tv_show_format_definition. html.
(Дата обращения 25.02.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ