Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА ПРОПАГАНДЫ НАЦИСТСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА РАЗЛИЧНЫХ МЕДИАПЛАТФОРМАХ: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Работа №85229

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Пропаганда нацистских взглядов в СМИ фашистской
Германии
1.1. Становление нацистской пропаганды в фашистской
Германии 8
2. Развитие нацистской пропаганды в фашистской Германии 18
Глава II. Пропаганда нацистских взглядов на различных медиаплатформах в
России
2.1. Становление и развитие нацистской пропаганды на различных
медиаплатформах современной России 37
2.2. Сравнительный анализ методов пропаганды нацистской идеологии в
фашистской Германии и в современной России 61
Заключение 72
Список используемой литературы

Актуальность. Проблема экстремизма, в том числе нацизма и их профилактики, всегда очень остро стояли в современном обществе, особенно для России. С наступлением эры интернета, пропагандисты нацистских взглядов получили огромную площадку, на которой можно продвигать свою идеологию на так называемых, подпольных интернет СМИ. Также на руку им играет то, что основным пользователем интернета является подростковая аудитория, в которую гораздо проще можно вложить необходимые пропагандистам установки и позиции.
Для Татарстана эта тема не является настолько ярко выраженной, однако и здесь появляются определенные инциденты, например, в книге история Татарстана 2012 года: «государственную границу Татарстана пересекла русская армия», «Татарстану не удалось отстоять в полной мере свою национальную самобытность. Страна оказалась расколотой. Она теперь состояла из двух общин: татарской, национально-подавленной, и русской, относящейся к господствующей нации», «Москва действовала, не считаясь ни с какими моральными и международно-правовыми нормами».
Помимо этого, в российском обществе, ярко выражено отторжение глобализации, кого-то это подталкивает к идеям о самобытном и уникальном пути развития России, а кого-то к нацистской идеологии. Сюда же добавляется очень актуальная тема мигрантов в России, которая становится еще более актуальной и болезненной, когда обыватель, который не является аполитичным смотрит на то, что происходит в Европе. Европейский кризис, освещается российскими СМИ исходя из их стратегических целей, таких как: показать несостоятельность Европейской толерантной политики, показать, как у нас в стране все хорошо и так далее. Все эти факторы, в сумме дают очень хорошую почву для пропаганды нацистских взглядов на территории России.
Современная пропаганда нацистских взглядов и в частности фашизма, по сути своей вобрала в себя главные принципы и методы старой, Геббельсковская пропаганды, при этом изменив средство трансляции информации. В этом контексте необходимо исследовать основу, истоки современной пропаганды нацистских взглядов, которые берут свое начало в Германии, времен фашистского режима, для более успешного противодействия пропаганде нацистской идеологии.
Степень научной разработанности. Научные работы на данную тему в основном сосредоточены на аспекте психологии, очень слабо изучены особенности средств трансляции пропагандисткой информации (эта проблема характерна как для запада, так и для России). В российской научной среде эта тема изучена очень слабо, однако, есть очень много исследований пропаганды с практической точки зрения. Очень слабо, особенно в российской науке изучена пропаганда с исторической точки зрения, её корни, основы и теоретические аспекты: А.В. Кузнецов, В.О. Ермаков, М. Хмельницкий, А.М. Билалутдинов и т.д. Среди западных ученых исторический аспект более развит, что обусловлено большим количеством исследований и научных работ. Наиболее яркими представителями исследователей пропаганды в западной науке являются Э. Бернейс, Р. Тейлор и А. Робертс.
Объект исследования - пропаганда нацистской идеологии в Германии в период с 1921-1945 гг. и в современной России на запрещенных каналах пропаганды нацистской идеологии.
Предмет исследования - теоретические и практические аспекты, методы и принципы пропаганды нацистской идеологии в современной России и фашистской идеологии в Германии, с 1921 по 1945 года.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу данного исследования составляют пропагандистские материалы в различных медиаплатформах, целью которых является популяризация нацистской идеологии в Германии 1921-1945 гг. и современной России. Для анализа пропаганды нацистской идеологии в фашистской Германии были рассмотрены книги пропагандистской направленности, статьи, плакаты, радиопередачи и документальные фильмы, в том числе фильм Лени Рифеншталь «Триумф воли». Для анализа пропаганды нацистской идеологии в современной России, на различных медиаплатформах, были рассмотрены пропагандистские статьи и разного рода видеоконтент: курс видео лекций, документальные фильмы и шоу, посвящённых популяризации нацистской идеологии, которые распространяются на различных медиаплатформах.
Цель исследования. На основе материалов исследования и анализа немецкой пропаганды 1921-1945 гг. и современной нацистской пропаганды в России выявить особенности и специфические способы пропаганды нацистских взглядов на различных медиаплатформах.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать пропагандистскую компанию в немецких СМИ времен фашистского режима.
2. Выявить научную и практическую ценность методов и теорий Й. Г еббельса в области пропаганды националистических взглядов.
3. Проанализировать методы работы немецкой пропаганды в СМИ за пределами Германии (в частности на территории СССР).
4. Провести анализ самых важных и успешных пропагандистки, документальных фильмов как прародителей телевизионной пропаганды.
5. Рассмотреть и проанализировать современную пропаганду, проводимую на различных медиаплатформах в современной России.
6. Провести сравнительный анализ немецкой и современной пропаганды националистических взглядов.
Научная новизна исследования. В отечественной и западной науке достаточно много внимания уделяется практической стороне изучения пропаганды, однако по достаточно мало, особенно в сравнении с анализом практики пропаганды. В ходе данного исследования было определено, что методы, на которых базируется современная пропаганда нацистской идеологии на различных медиаплатформах, не просто схожи, но практически полностью базируются на методах пропагандистов Германии, начала 20-го века.
Теоретическую базу данного исследования составляют научные и публицистические работы российских и зарубежных ученных и журналистов, на тему пропаганды нацистской идеологии. Наиболее заметными работами, на которые опирается данное исследование является Бернейс Э. «Пропаганда», Хмельницкий Д. «Нацистская пропаганда против СССР. Материалы и комментарии», Сороченко В. «Энциклопедия методов пропаганды», Войнович В. «Монументальная пропаганда» и Гальковский Д. «Пропаганда».
Методы исследования. Для достижения поставленных целей и задач был использован метод кейсов, позволивший изучить данную тему более детально. Помимо этого, были использованы такие научные методы как контент-анализ, сравнительный анализ, для выявления сходств и различий нацистской пропаганды проводимой в фашистской Германии 1921-1945 гг. и нацистской пропаганды в современной России проводимой на различных медиаплатформах, когнитивный анализ, для выявления картины мира, которую пытаются навязать нацистские пропагандисты для объектов пропаганды, контент анализ, для систематизации и точечного анализа того как выстраивают свои пропагандистские материалы, а также анализ вербальных и невербальных манипулятивных приемов, которые используют для пропаганды нацистской идеологии, для анализа методов и приемов пропаганды.
Научная гипотеза. Современная, так называемая подпольная пропаганда националистических взглядов, осуществляющаяся за счет интернет-СМИ, полностью построена на принципах пропаганды проводимой в Германии времен фашистского режима, изменились лишь средства трансляции информации, её объем и возможности пропагандистов. Соответственно для эффективной борьбы с пропагандой националистических взглядов необходимо глубокое исследование истоков пропаганды национализма, на примере пропаганды осуществляющейся в Германии с 1921 по 1945 года.
Так же данная тема и обширное исследование методов Геббельса подвергается табуированию, с точки зрения, как российской научной среды, так и российского законодательства (Майн Камф, дневники Геббельса и т.д.). Что неблагоприятно сказывается как на научные исследования по этой теме, так и на практическую профилактику экстремизма и национализма.
Структура исследования. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


«Худший враг любой пропаганды — интеллектуализм.»
Данная фраза часто приписывается рейхсминистра народного просвещения и пропаганды Германии Йозефу Геббельсу. Однако в действительности нет ни одного документального подтверждения того, что данная цитата действительно принадлежит ему. Несмотря на ныне неизвестное авторство данной фразы, она удивительно точно передает действительность и то, что как современная, так и прошлая нацистская пропаганда никак не могла стерпеть, а именно человеческое умение критически мыслить и здраво оценивать сложившуюся ситуацию.
В первой главе, была рассмотрена и проанализирована самая масштабная и успешная пропагандистская компания по популяризации нацистской идеологии в истории, а именно пропаганда, проводимая членами NSDAP в Германии 1921-1945 гг. на примере книг пропагандистской направленности, статей, плакатов, радиопередач и документальных фильмов. Во второй главе данного исследования были проанализированы материалы, направленные на пропаганду нацистской идеологии на различных медиаплатформах в современной России. Данные исследования были направлены на последующий сравнительный анализ методов и основных столпов, на которых стоит пропаганда нацистской идеологии в фашистской Германии и современной России. В ходе сравнительного анализа, можно прийти к выводу, о том, что современная российская пропаганда нацистской идеологии строится на методах, описанных рейхсминистром народного просвещения и пропаганды Германии, Йозефа Геббельса. Например, методе создания образа врага, псевдо-просветительской деятельности направленной на создание якобы секретной и сакральной информации недоступной для основной массы или крупной лжи и откровенной дезинформации, для того чтобы шокировать объект пропаганды и воздействовать на его эмоции. Это отражается не только в текстовом или графическом контенте, но и в видео контенте, который во время пика немецкой пропаганды был на стадии развития и представлял из себя нечто новое. Влияние работ и исследований Йозефа Геббельса отражено почти в каждом пропагандистском материале русских неонацистов, что можно легко проследить на примере второго параграфа, 2 главы данного исследования, где проводится сравнительный анализ пропагандистов и показательно отражается в последовательном перечислении «6 принципов эффективной пропаганды» Геббельса, с примерами отражающие данные принципы в материалах российских пропагандистов нацистской идеологии. Естественно, существуют и различия между тем, каким именно образом проводят пропаганду неонацисты в России и у национал-социалистическая немецкая рабочая партия в Германии. Конечно, в ходе технического прогресса и развития пропагандистских и манипулятивных технологий появились новые методы пропаганды. Также стоит отметить то, что немецкие пропагандисты не использовали такой пропагандистский прием как «ссылка на авторитеты». Однако это оправдано историческим фактором. Неонацистам попросту выгодно использовать и пропагандировать величие таких исторических фигур как Адольф Гитлер и Йозеф Геббельс. Дело здесь заключается в том, что перед нацистами из Германии стояла задача пропаганды, направленной на создание кумиров, а в случае современной России, так называемые кумиры в представлении людей, которые разделяют взгляды нацистов, служат опорой и удачным камнем преткновения. В остальном, методы и принципы, которые лежат в основе пропаганды нацистской идеологии в современной России, практически идентичны с методами немецких нацистов.
В первую очередь, это количество пропагандистских материалов и старание придерживаться достаточно узкой тематики. Неонацисты, основываясь на работах Геббельса, бесперебойно транслируют контент одной и той же тематики, в основном политический контент, материалы, направленные на просветительную деятельность и криминальные сводки, которые объединены общей стратегической целью, неустанно доказывать на различных примерах то, насколько правильной и необходимой в современной России является нацистская идеология. Причем неважно насколько достоверны данные материалы. Здесь можно перейти ко второму пункту, а именно к принципу лжи и максимальной шоковости того контента который транслируют пропагандисты. Здесь российские неонацисты опираются на теорию Йозефа Геббельса о том, что крупная ложь и откровенная дезинформация, в которую очень сложно поверить является гораздо более эффективной и полностью оправдана в рамках пропагандистской компании. В первом параграфе, 2 главы данного исследования, на примерах показано то как именно пользуются российские пропагандисты нацистской идеологией данным принципом. Следующим важным принципом, которым пользуются нацистские пропагандисты в России является предельная простота и однообразие контента. Однообразие также аргументировано первым принципом, а простота желанием быть максимально массовыми и понятными для как можно большего количества людей. Далее следует принцип, который в современных манипулятивных технологиях называют «блистательная неопределенность», однако первый его описал именно Йозеф Геббельс. Этот метод подразумевает воздействие в основном на эмоции массовой аудитории и избегать возможностей обращаться к разуму и логике. Что позволяет оказывать большее воздействие на разум объекта пропаганды и проводить наиболее эффективную пропагандистскую компанию.
Наиболее удивительным кажется то, насколько слабо, как в отечественной, так и в западной науке изучена теоретическая часть пропагандистской деятельности, с целью популяризации нацистской идеологии и противодействия ей. В России противодействие нацистской пропаганде сводится к запрету тех или иных, интернет-ресурсов, на которых располагаются экстремистские тексты и медиа материалы и законотворчеством, направленным на все большее ужесточение наказаний за подобного рода деятельность, но никак не на профилактическую работу,
изучение и распространение информации о том каким образом почти сто лет назад, малоизвестная политическая партия в Германии смогла подчинить своей идеологии всю страну, впоследствии уничтожив миллионы людей лишь из-за их национальной принадлежности и развязав самую страшную войну в истории человечества. Складывается впечатление, что борцы с нацистской идеологией, в современной России, хорошо разглядели и поняли лишь вторую часть перефразированной цитаты, сатирика Андрея Кнышева, которая звучит как: «Врага нужно знать в лицо, а бить в морду».
В действительности, врага необходимо изучать, ведь понимая того, какие методы используют нацистские пропагандисты и как они реализуют свои компании, то на каких столбах держится пропаганда в современной России, есть возможность грамотно и самое главное эффективно ей ей противостоять. Однако, в результате действий многих, противников нацистской идеологии и государственного аппарата, нацистские пропагандисты играют на «эффекте аутсайдера». Другими словами, они предстают в глазах объектов пропаганды, людьми, которые противостоят большому и сильному государству, которое не заинтересовано в судьбе собственного народа, в отличии от самих пропагандистов. Прикрываясь добрыми идеалами и высокими целями, вызывают чувства сочувствия и поддержки многих людей. Подобными методами, чувство поддержки и желание узнать больше о данной идеологии увеличивается.
Ранее могло показаться что данные тенденции совершенно нехарактерны для современного российского общества и феномен, который ранее гремел на всю страну, за исключением регионов с ярко выраженной национальной двойственностью, не получил продолжения в современных реалиях, совершенно исчерпав себя еще в начале нулевых годов. Однако, хотелось бы отметить, что в ходе исследования было выяснено, насколько большое количество людей разделяют подобные взгляды и если не в общественной жизни, то в интернет пространстве, сочувствую и поддерживаю неонацистов. Дело в том, что анонимность, которая присутствует в интернете позволяет оценить действительную поддержку данной идеологии. Поскольку люди в интернет пространстве не ограничены общественным мнением и возможным порицанием, они могут открыто и безбоязненно выражать свои мысли.
Немаловажную роль, также оказывает табуирование тем связанных с нацистской идеологией. Данная проблема видна как в зарубежной, так и в отечественной науке, однако в отечественной, гуманитарной науке она выражена гораздо более сильно. Естественно, в первую очередь это связано с историческим фактором и с тем насколько эмоционален для нас период великой отечественной войны с фашистской Германией и восприятие нацистской идеологии. Однако, путем закрытия данной тематики, невозможно эффективно противодействовать тем, кто базируется на трудах и методах немецких нацистов начала 20-го века. Подобной отреченностью от данной темы наша наука никак не помогает в развитии методов контрпропаганды нацистской идеологии.
Хотелось бы отметить, именно контрпропаганды, а никак не закрытия глаз на данную проблему и попросту игнорирование её наличия. Именно контрпропаганда, направленная против нацистской идеологии, видеться самым разумным и эффективным методом, особенно в области интернета. Запреты в рамках законодательного поля конечно необходимы, но это должно быть исключительно вспомогательным средство, а никак не единственным оружием в руках, людей, которые противодействуют распространению неонацистских идей на территории России.
Настоящее оружие, в данном аспекте, это просветительская деятельность, научный подход, популяризация толерантности в обществе и воспитание, особенно в молодом поколении умения критически мыслить и всегда осознанно воспринимать ту или иную информацию. Ведь если человек, понимает, как работает пропаганда, понимает, что движет пропагандистами и какие «рычаги» человеческих эмоций и мыслей они пытаются задействовать для достижения своих целей, то он не просто
начинает практически не попадать под область пропаганды, он начинает с отвращением и недоумением относится к информации, которую нацистские пропагандисты пытаются выдать за истину. Здесь хотелось бы привести цитату, которая действительно принадлежала рейхсминистра народного просвещения и пропаганды Германии, Йозефу Паульсу Геббельсу: «Пропаганда утрачивает силу, как только становится явной».
Контрпропаганда нацистской идеологии необходима, ведь в современном, информационном обществе роль СМИ и медиаконтента который ими транслируется просто невозможно недооценить. Мы живем вовремя, когда информация и то как она подается и трансформируется, в поддержку или сопротивления тем или иным взглядам, формирует реальность, что ничуть не является преувеличением. Исходя из этого, хотелось бы сказать, что со злом стоит бороться и изучать, а не закрывать на него глаза и делать вид что его попросту не существует.



1. Астафьева С. - Информационно- политические манипуляции: ситуативные проявления / Вестник Самарского государственного университета: 2011. - 234 с.
2. Бернейс Э. - “Пропаганда”/- 1928.
3. Василова Д. - Использование методов скрытой пропаганды в теленовостях / LAP Lambert Academic Publishing - 2009. - 84 с.
4. Васильева Л. - Политические акции: трансляционная роль сми, мифоконцептов в их реализации (советский период) / Ж: Концепт: 2014. - 254 с.
5. Владимир Шахиджанян - Учимся говорить публично /¬Пропаганда: 2004. - 165 с.
6. Войнович В. - Монументальная пропаганда /- Эксмо: 2008. - 488 с.
7. Гальковский Д. - Пропаганда / М. - 2003. - 254 с.
8. Геббельс Й. - Так говорил Геббельс / Б.А. Исаев./ Серия: Тирания - Москва: 1997. - 350 с.
9. Гогун А. - Черный PR Адольфа Гитлера / Москва. : 2010 - 206 c.
10. Жженов Н. А. - Прожитое / Н. А. Жженов; - М.: РИСИ, 2012. - 122 с.
11. Котляревский Ю.Л. - Современные технологии влияния и убеждения. Эпоха пропаганды /- Прайм-ЕВРОЗНАК: 2008. - 128 с.
12. Кулемзин А. - К толерантности без монументальной пропаганды/ Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: 2008. - 49 с
13. Мельникова Т. - Пропаганда как технология политического манипулирования / Ж: Власть /- Политика и политические науки: 2010. - 47
14. Миросиниченко Н.П. - Монументальная пропаганда / М. - 2005.
- 156 с.
15. Мосяков Д., Королев А. - Процессы глобализации: есть ли плюсы для России? / Знание. Понимание. Умение. / М. - 2004. - 74 с.
16. Мудров С. - Советская пропаганда на территории Восточной Германии в 1945-1948 гг. : оценка эффективности / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История: 2010. - 77 с.
17. Мухин Ю. - Асы и пропаганда. Дутые победы Люфтваффе / - Эксмо: 2005. - 450 с.
18. Сабирова Д. - История Татарстана. С древнейших времен до наших дней / Казань - 2009 - 113 с.
19. Сороченко В. - Энциклопедия методов пропаганды / Сороченко В. ; Рос. ин-т стратег. исслед. - 2002. - 122 с.
20. Старосветский Е. - Экстремизм в современном Российском обществе / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право: 2008. - 188 с.
21. Стороженко О. - Противодействие экстремизму в информационном пространстве социальных сетей / Общество и право: 20014.
- 424 с.
22. Сурджик Д. - Англо-германская информационная война в США в годы Первой мировой войны/ Ж: Пространство и Время: 2013. - 88 с.
23. Тейлор Р. - Film Propaganda: Soviet Russia and Nazi Germany/ I. B. Tauris / Лондон - 2014. - 255 с.
24. Тогузаева Е. - Социальная реклама и пропаганда: сложности правового регулирования / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право: 2013. - 61 с.
25. Троегубов Ю. - Проблемы противодействия экстремизму в сети Интернет / Гуманитарный вектор. Серия: История, политология: 2014. - 155
26. Урсул В. - К вопросу о нацизме в современной России / Армия и общество: 2004. - 250 с.
27. Утальбаев К. - Глобализация, терроризм и религиозный экстремизм / Вестник Астраханского государственного технического университета: 2006. - 168 с.
28. Феллоуз Эрвин У. - «Пропаганда»: история слова/ Политическая лингвистика: 2009. - 155 с.
II. Источники
1. Баева Л. - Молодежный экстремизм в современной России / Обзор.НЦПТИ: 2015. - 17 с.
2. Болокина Л. - Немецкая пропаганда среди населения Калининской области в начале Великой Отечественной войны / Армия и общество: 2009. - 157 с.
3. Большаков А. - Освальд Мосли «фашизм: 100 вопросов и ответов» / Вестник Челябинского государственного университета: 2008. - 145 с.
4. Бызов Л. - Ждет ли Россию всплеск русского нацизма? / Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены: 2004. - 37 с.
5. Глухарев Д. - Противодействие экстремизму в современном медиапространстве/ Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки: 2012. - 134 с.
6. Григорьева О. - Эволюция образа Германии в советской пропаганде: контент-анализ материалов газеты «Правда» (январь 1933 -июнь 1941 г.) / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: 2008. - 92 с.
7. Джордж А. - Научный статус исследований пропаганды / Политическая лингвистика: 2011. - 250 с.
8. Кутенева Т. - Смысловая динамика лексем пропаганда и агитация в русском языке / Политическая лингвистика: 2008 - 107 с.
9. Левин В. - Наука в Германии при нацистах / Вестник Тамбовского государственного технического университета: 2004. - 192 с.
10. Малай В. Внешнеполитическая пропаганда нацистской Германии (1933-1945):англоязычная историография/ Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология: 2013. - 64 с.
11. Полканов В. - Фашизм: истоки образования и перерождения / Омский научный вестник: 2010. - 64 с.
12. Робертс А. - Utopia: The Art of Political Propaganda / Ж: Bodleian Library; Postcards From - 2009. - 112 с.
13. Розенко С. - Реабилитация нацизма: новые основания уголовной ответственности / Юридическая наука и правоохранительная практика: 2014. - 80 с.
14. Фокина В. - СМИ как акторы мировой политики / Вестник МГИМО Университета: 2013. - 61 с.
15. Халиков М. - Социальный экстремизм / Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право»: 2010. - 105 с.
16. Хмельницкий Д. — Нацистская пропаганда против СССР. Материалы и комментарии./ - М.: ООО « Центрполиграф», 2010. - 384 с.
17. Чагондарян М. - Методы, способы и приемы советской пропаганды в 1920-30-е гг. Xx века. / Теория и практика общественного развития : 2013. - 181 с.
18. Шерстюк С. - Пропаганда нацистской Германии в арабском мире накануне и в годы Второй мировой войны/ Известия Алтайского государственного университета: 2010. - 238 с
19. Любин В. - Джентиле Э. Фашизм. История и интерпретации. Gentile
E. fascismo. Storia e interpretazione. - Roma; Bari: Laterza. /
Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: история. Реферативный журнал: 2005. - 95 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ